СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на НПК школьников "Концепт мать и сын в поэтическом наследии Блока"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на НПК школьников "Концепт мать и сын в поэтическом наследии Блока"»


Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka


«Концепты «мать», «сын» в поэтическом наследии Блока»

Журнал «Средняя школа» (литература)

Репина Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 9 г. Пензы


Введение

Александр Блок – центральная личность в русской поэзии и русском обществе на рубеже 19-20-го веков. Для своих современников он был явлением огромной поэтической силы и лирической притягательности, действуя на них, по выражению К.И. Чуковского, «как луна на лунатиков».

Наследие Блока изучено всесторонне. Еще при жизни и сразу после смерти о нем писали А. Белый («А. Блок», «Воспоминания о Блоке»); Ю.Н. Тынянов («Блок»); Б.М. Эйхенбаум («Судьба Блока»); К.И. Чуковский («А. Блок»).

Одна из наименее исследованных проблем в блоковедении – тема матери, хотя воспоминания М.А. Бекетовой, тети поэта, (очерки «А. Блок» и «А. Блок и его мать») широко известны специалистам и читателям. При всем бытовом «неидеальном» характере отношений Блока с матерью в реальной жизни они служили почвой для идеальной темы матери в поэзии: «Сам поэт говорил, что они с матерью почти одно и то же».

Мать в стихотворениях Блока – это и друг, с кем можно откровенничать, спорить, размышлять; и олицетворение Родины; и образ возлюбленной, которую необходимо защищать, беречь, любить. Лирический герой анализируемых нами стихотворений – сын. Он появляется в разных ипостасях: преданное дитя, сын, любящий муж, странник, скиталец, изгнанник, философ, художник, творец. Все эти значения в единое целое объединяет понятие «концепт».

Концепт «мать» является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. В сознании русского человека ему всегда отводилось особое место: мать и подательница жизни, и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «родина-мать», и наконец «мать – сыра – земля» – последний приют и убежище каждого человека.


Гипотеза № 1 данного исследования заключается в том, что Блок наряду с другими поэтами Серебряного века не обходит стороной тему матери, выходя за рамки традиционного изображения данного образа.

Гипотеза № 2 заключается в следующем: если мы увидим, что образ матери в творчестве А. Блока переходит в нечто большее, чем образ, становится неким лейтмотивом пути Блока, символом его душевных исканий, то установим, что он превращается в собирательный образ – концепт.

Цель № 1: Изучить поэтическое творчество Блока и выделить произведения, касающиеся темы матери.

Цель № 2: Определить концепты «мать», «сын» в поэзии А. Блока.

Цель № 3: Выявить природу образного воплощения «мать-сын» в поэтическом наследии А. Блока.

Исходя из поставленных целей, в наши задачи входит:

  1. Отобрать и проанализировать стихотворения «Моей матери»;

  2. Дать интерпретацию литературного понятия «концепт»;

  3. Охарактеризовать семантику концептов «мать», «сын» в творчестве А. Блока.

Сопоставляя объект (концепты «мать», «сын» в творческом наследии А. Блока) и предмет исследования (стихи «Моей матери»), мы обращались к следующим методам: изучение литературных и исторических источников, сравнительный анализ художественного текста.

Актуальность и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы на уроках литературы в школе, на факультативных и внеклассных занятиях и при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку.

Научная новизна представленной работы обусловлена тем, что ее объект до сих пор специально не исследовался. В рамках школьной программы обучающиеся знакомятся со стихотворениями Блока о Прекрасной Даме, посвященными жене поэта – Любови Дмитриевне. Поэтические произведения о матери не изучаются, хотя самым родным человеком каждого является именно мать. Не случайно в России появился новый праздник – День Матери.


2.1. Что же такое концепт? Само слово «концепт» происходит от латинского слова conceptus, что означает «понятие». Можно сказать, что концепт – явление того же порядка, что и понятие. Однако в современном научном языке это слово означает не просто понятие, а некое общее понятие.

Термин «концепт» появился в научной литературе в XX веке, его употребление зафиксировано в 1928 году в статье С.А. Аскольдова «Концепт и слово». Под концептом автор понимал «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода».

Основной научной сферой изучения концепта сегодня является лингвистика, где существуют различные школы и направления его изучения. Естественно, что в лингвистике существуют разные трактовки этой категории, имеющие в то же время общее.

Концепт, по определению лингвиста Т.В. Матвеевой, – это «факт жизни, общественного сознания теории, выраженной в языковой форме. Он складывается из множества слов, контекстов и текстов, в которых откладывается общее понимание некоторого факта сознания».

По словарному значению «концепт» и «понятие» – слова близкие. В русском языке слово «концепт» означает буквально «понятие, зачатие» (от глагола concipere – зачинать). В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» В.Н. Ярцевой термину «понятие» дается синоним «концепт». Но очевидно отличие концепта от понятия. Понятие отражает лишь наиболее общие, существенные, логически конструируемые признаки предметов и явлений. В отличие от него концепт может выражать любые, не обязательно существенные признаки объекта.

Литературоведческое понимание концепта сформулировано также в работах В.Г. Зусмана. Он считает, что: «Литературный концепт – такой образ, символ или мотив, который имеет «выход» на исторические, психологические моменты, лежащие вне художественного произведения».

2.2. Концепт в литературе всегда реализован в образах, но не всякий образ участвует в создании концепта. Он должен обладать инвариантным смыслом и нести в себе отсвет ментальности народа; носить «имя»; иметь устойчивый, повторяющийся характер. В литературном концепте, в отличие от образа, доминирующим оказывается именно инвариантный смысл, который получает в каждом конкретном случае индивидуально-творческую реализацию. Концепт создается при участии автора, но реконструируется читателем (критиком, исследователем).

Таким образом, концепт позволяет:

  1. рассмотреть процесс художественного творчества от замысла к его словесному художественному воплощению;

  2. реконструировать художественную лабораторию творческого процесса;

  3. изучить художественный мир, отображенный в концепте;

  4. проследить формирование картины мира автора; соотнести художественное мышление и картину мира с языковыми явлениями.

3.1. Обратимся к поэтическому наследию А. Блока. По глубине раздумий, по масштабу тем, по широте охвата действительности творчество Александра Блока – явление единственное и неповторимое в поэзии 20-го века. Поэт размышляет всегда о великом: о жизни и смерти, истории и человеке, стихии и культуре. Вся блоковская лирика может восприниматься как дневник жизни поэта, его исповедь. С предельной искренностью рассказывает он о своей любви, своей надежде, блужданиях, взлетах и падениях. Об этом поэт откровенничает с самым близким человеком в его жизни – с матерью.

В творческом наследии Александра Блока встречаются стихотворения «Моей матери», которые условно можно разделить на две группы. К первой отнесем лирические произведения, имеющие упомянутое выше название, а ко второй – стихотворения, посвященные матери. В шеститомном собрании сочинений поэта насчитывается тринадцать таких произведений, семь из которых даются под названием «Моей матери», а остальные шесть идут с посвящением. В течение семнадцати лет (июль 1898 – декабрь 1915) Блок пишет о матери и для нее. В нашей работе проанализированы стихотворения в хронологической последовательности.

Первое относится к июлю 1898 года. Уже по начальной строчке становится ясно, что у лирического героя и его матери (собственно как и у Блока с Александрой Андреевной) доверительные, близкие, дружеские отношения. Он ведет односторонний диалог с матерью, задает ей вопросы и сам пытается дать ответы. Обращается поэт к матери: «Друг». С другом можно пофилософствовать на различные темы: например, о земном счастье и недосягаемости далекого звездного неба. Безоблачное небо при лунном свете, безусловно, околдовывает человека, притягивает его. Так же манит своей загадочностью и яркостью роскошная, «сказочная» жизнь далеких стран. Но поэт призывает: «Полно смотреть в это звездное море», он утверждает, что этот свет является холодным, бездушным, пустым. Герой просит задуматься о земном счастье, обратиться к жару «в сердечном огне». В финальном четверостишье лирический герой подытоживает вышесказанное, говоря:

Месяц холодный тебе не ответит,

Звезд отдаленных достигнуть нет сил…

Холод могильный везде тебя встретит

В дальней стране безотрадных светил… [ Т. 1, с. 51]

Не стоит забывать, что Блок является поэтом-символистом. В стихотворениях «Моей матери» встречаются образы-символы, которые раскрывают новые грани лирических произведений. Стихи, посвященные матери, являются важными для понимания всего творческого наследия А. Блока – символиста, они носят личностный характер, доказывают искренние, доверительные отношения матери и сына. В них много красочных образов, эмоций, чувств и откровений поэта. В каждом стихотворении выделяются образы-символы, раскрывающие новые грани лирики Блока, способствующие развитию поэтической мысли читателя и созданию концепта «мать», «сын».

Так в стихотворении, упомянутом выше, образ месяца является символическим. Он символизирует далекую, иную жизнь, которая манит своей недосягаемостью. Поэт называет месяц «холодным», что также символично. Холод ассоциируется с чем-то незнакомым, чужим, неприятным и отталкивающим. А для Блока важен «жар в сердечном огне», он любит тот мир, в котором живет и который его окружает.

Символичным, на наш взгляд, является и образ «звезд отдаленных», которые ярко сверкают где-то далеко в небе и манят своей красотой. Достигнуть их не хватит сил ни у поэта, ни у адресата стихотворения, ни у читателя.

Размышления о человеческом счастье, благополучии, покое, тоске и утрате продолжает стихотворение от 22 ноября 1899 года.

Спустилась мгла, туманами чревата.

Ночь зимняя тускла и сердцу не чужда. [Т. 1, с. 62]

В такую туманную зимнюю ночь поэта настигает «тоскующий покой», «какая-то утрата». Туман, окутавший хорошо знакомый пейзаж, делает его неузнаваемым, расплывчатым и таинственным и наполняет человека неуверенностью. Бесспорно, в этом стихотворении туман – многозначный образ, который символизирует некую тайну, загадку, непрозрачность и необъяснимость происходящего. Можно предположить, что туман рассеется, и на смену придут небывалая ясность и чистота. Поскольку это явление недолговечно, туман может считаться олицетворением перехода героя из одного состояния в другое.

В этом стихотворении лирический герой Блока вновь задает матери вопросы, ответы на которые он дать уже не в силах:

Как уследишь ты, чем душа больна,

И, милый друг, чем уврачуешь раны? [ Т. 1, с. 62]

Обратим внимание на интересное и важное для нас обращение к матери: «Милый друг». Чувствуется нежность, доброта и забота о близком человеке.

Блок заостряет внимание на необъяснимой силе зарождения в человеческой душе чувства тоски. Тоска здесь также приобретает символическое значение: обыденность, грусть, безысходность, одиночество. Также поэт говорит о силе свыше, об ответственности человека перед Богом за свои поступки и деяния предков:

И нашим ли умам поверить, что когда-то

За чей-то грех на нас наложен гнет? [ Т. 1, с. 62]

В стихотворении, написанном 8 марта 1901 года, поэт вновь касается божественной темы и утверждает, что только человек со страдающей и сопереживающей душой, прошедший ряд испытаний, посланных Богом, перенесший боль, невзгоды и печали, способен познать мир. Любопытно отметить, что препятствия на жизненном пути Блок называет «дарами» Бога:

Это бог лазурный, нежный

Шлет свои дары. [Т. 1, с. 88]

Дар здесь является символом веры в лучшее, воздаяния за свои поступки. Одаривать – значит вознаграждать. Лирический герой искренне верит, что Бог вознаградит каждого по достоинству.

Центральным образом в этом стихотворении является образ Бога. Он наделяется символами вечности, совершенства, независимости, неизменности, всеведения, благости, святости, беспредельного могущества, правосудия. Только Всевышний способен дать ответы на все вопросы, только Он знает, какие испытания необходимо пройти человеку на своем жизненном пути, чтобы обрести мудрость, силу, знание.

Тема поэта и поэзии раскрывается в стихотворении 18 июля 1899 года, которое композиционно состоит из двух частей. В первой Блок рассуждает о «рядовом» поэте, который слагает свои стихи, не принося при этом «общественной» пользы. Такой поэт – простой человек и «мало богу равен». Лирический герой заявляет, что его стихи нельзя назвать гениальными, потому что в них нет новых мыслей, идей.

Они туманной, долгой чередой

Ведут меня без мысли и без чувства

К земной могиле, бедной и пустой. [Т. 1, с. 317]

Вторая же часть прославляет гениального поэта, способного словом увлечь толпу, приблизить людей к добру, донести свои мысли так, чтобы повлиять на других, увезти за собой, сделать чужую жизнь лучше.

Блажен поэт, добром проникновенный,

Что миру дал незыблемый завет

И мощью вечной, мощью дерзновенной

Увел толпы в пылающий рассвет! [ Т. 1, с. 317]

Силу таких гениальных творений поэта Блок символично называет мощью. Мощь – это стремление к победе, достижение поставленных целей, вера в свои возможности. Благодаря словам поэт способен увезти «толпы в пылающий рассвет». Слова поэта лирический герой символизирует как некий завет, следовательно, наделяет их божественной силой, могуществом, неоспоримостью и правотой.

Рассвет также является образом-символом. Когда рассевается ночная мгла, рождается новый день, дарящий веру в лучшее. Точно так же и поэт своей лирикой сеет в умах читателей зерна «правильных», новых идей, которые способны улучшить не только конкретного человека, но и жизнь целого народа.

Показательным является стихотворение «Сын и мать», имеющее посвящение «Моей матери». По первым двум строчкам мы узнаем, что лирический герой, благословленный матерью, «покидает отчий дом», уходит воевать, защищать свою Родину. Она же, оставшись одна, молится за сына. Между самыми родными людьми проходит невидимая нить, помогающая им чувствовать друг друга и на расстоянии.

Вот он, сын мой, в светлом облаке,

В шлеме утренней зари! [ Т. 2, с. 101]

Исход битвы трагичен. Грудь лирического героя смертельно пронзил меч.

В сердце матери оставленной

Золотая радость есть:

Вот он, сын мой, окровавленный!

Только б радость перенесть! [Т. 2, с. 102]

Особую важность имеют две последние строки, еще раз доказывающие неземную любовь и преданность сына.

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать. [Т. 2, с. 102]

Образ матери многозначен и имеет несколько символических значений. Это и Мать-Природа, Мать-Земля, Родина-Мать, которая является источником всего живого. Лирический герой отдает свою жизнь ради мира и добра на Земле, ради своей матери.

В данном стихотворении прослеживается и другой символический аспект Матери – Священная Мать, личная святыня любого мужчины, покровительница, хранительница очага, Богородица. Поэтому не удивительно, что мать и на расстоянии чувствует свое дитя, помогает ему молитвами.

Мысль о том, что мать никогда не оставит свое чадо, всегда придет на помощь, отыщет его повсюду, нашла воплощение в стихотворении от апреля 1907. Лирический герой данного произведения рассказывает о неком «светлом рае», который он сам создал и оградил «высоким тыном». Здесь зреет солнце, необыкновенный воздух, тишина – «дивный край», куда приходит мать за своим сыном.

Я насадил мой светлый рай

И оградил высоким тыном,

И в синий воздух, в дивный край

Приходит мать за милым сном. [Т. 2, с. 206]

Она бережно обходит весь сад, стараясь не задеть ни одного цветка, зовет своего ребенка: «Сын мой! Где ты?». Поведение женщины, ее обращение к сыну демонстрируют необыкновенную заботу и нежность ко всему живому.

И бережно обходит мать

Мои сады, мои заветы,

И снова кличет: «Сын мой! Где ты?»,

Цветов стараясь не измять…[ Т. 2, с. 206]

Мать так и не находит сына. А он, в свою очередь, признается, что «прежней радости не надо вкусившим райского вина».

Обратим внимание на символ данного стихотворения – рай. Это воплощение мечты о совершенном обществе и мире, в котором нет зла и предательства, господствует добро. Все счастливы, отзывчивы, честны. Лирический герой осознанно уходит из реального мира и погружается в свой собственный рай, из которого не хочет возвращаться. Можно предположить, что рай в данном стихотворении – символ новой жизни, к которой стремится не только лирический герой, но и сам поэт.

С самым близким человеком можно поделиться мыслями не только на неразрешимые философские вопросы, но и думами после «буйного пира», что и делает Блок 6 января 1912. Лирический герой поздно ночью возвращается домой. В его сознании все спуталось:

Слились все лица, все обиды

В одно лицо, в одно пятно…[ Т. 3, с. 22]

Из мира таинственных предчувствий и видений поэт вступает в земную жизнь. Кругом тишина, за окном гуляет ветер, все спит. В стихотворении появляются мотивы «современности»: буйный пир, дом, уютный угол квартиры, обиды, лица. Внутренний голос охмелевшего поэта шепчет:

… «Вот твой скит.

Забудь о временном, о пошлом

И в песнях свято лги о прошлом». [ Т. 3, с. 22]

Почему Блок называет место, куда возвращается герой, «твой скит»? Это в духе поэта-символиста, ведь скит – уединенное жилище отшельника. Очевидно, что поэт не принимает тот «низший» мир, в котором постоянное пьянство и разврат. Он уходит в свой мирок, где творит великие шедевры для потомков, придерживаясь правила: «И в песнях свято лги о прошлом».

Интересно раскрывается тема параллельных миров в стихотворении «Сон». С одной стороны, мир реальный – пошлый, нелепый, а с другой – мир сна, из которого поэт не хочет возвращаться. Сюжет сна пугающий: герой вместе со своей женой похоронен в древнем склепе, и воскресать они не желают.

Под аркою того же свода

Лежит спокойная жена;

Но ей не дорога свобода:

Не хочет воскресать она…[ Т. 3, с. 87]

Раздается голос матери, которая пытается спасти сына, вытащить его из «древнего» склепа:

«Мой сын, ты в жизни был силен:

Нажми рукою свод покрепче,

И камень будет отвален». [ Т. 3, с. 87]

Лирический герой, как и сам поэт, не хочет выбираться из заточения, у него больше нет сил бороться.

«Нет, мать. Я задохнулся в гробе,

И больше нет бывалых сил.

Молитесь и просите обе,

Чтоб ангел камень отвалил». [ Т. 3, с. 87]

Название стихотворения символично. Сон – это другая жизнь, которую проживает лирический герой. Лежать в гробу для него лучше, чем проснуться и вновь окунуться в течение реальной жизни. Гроб – символ заточения, несвободы, безысходности. Только мать своими молитвами может помочь сыну, «чтоб ангел камень отвалил». Камень – символ «старого» мира. Если ангел сможет его сломить, наступит «новый» мир, лучше прежнего.

Появление в конце стихотворения образа ангела не случайно. Это посланник небес, символ высшей духовности, чистоты, заступничества, защиты праведных и наказания нечестивых. Это спаситель, который обладает силой, энергией, красотой, приносит лишь благо. Ангел способен разбудить не только нашего героя, но и целый мир, преобразовать его и сделать правильным.

В ноябре – декабре 1915 года написано сразу два стихотворения с общим названием «Моей матери». В первом передаются чувства тоски, одиночества и лишения героя – изгнанника, который находится вдали от родного дома. Он скучает по матери, называет ее «милой»:

С милой матерью я разлучился,

Бедный странник, лишился я сна. [Т. 3, с. 272]

Поэт называет своего героя изгнанник, «бедный» странник. Это символично, наталкивает читателя на мысли, что он – «лишний» человек, который не принимает жизнь такой, какая она есть, он скитается по миру в поисках правды и справедливости. Тоскует лирический герой лишь о родной матери. Он спрашивает у птиц, у ветра, у природы весточки о ней:

С гор вы, пестрые птицы, летите,

Не пришлось ли вам мать повстречать?

Ветерки, вы с морей шелестите,

Не послала ль привета мне мать? [ Т. 3, с. 272]

В данном стихотворном произведении встречается ласкательное слово «джан», обращенное к матери. Поэт мечтает увидеть ее хотя бы во сне, прижаться к ней, поговорить.

К сердцу в жгучей тоске припадал бы,

И смеялся и плакал бы, джан. [ Т. 3, с. 272]

Во втором стихотворении герою «грезится» его пожилая мать с внуком на руках. Символично, что происходит это вечером. Вечер – всегда некая тайна, загадка, недосказанность, грусть.

У огня сидит моя старая мать,

Тихонько с ребенком моим грустит. [Т. 3, с. 273]

Мать читает молитву и просит, в первую очередь, помочь дальним странникам и всем больным, а затем молится за сына-изгнанника.

«Пусть прежде всех поможет господь

Всем дальним странникам, всем больным.

Пусть после всех поможет господь

Тебе, мой бедный изгнанник, мой сын». [Т. 3, с. 273]

Стихотворение имеет кольцевое обрамление, т.к. первое и последнее четверостишья описывают дом, в котором осталась мать с маленьким ребенком на руках, уют и покой в этом доме.

Безусловно, стихи, посвященные матери, являются важными для понимания всего творческого наследия великого поэта – символиста. В них много красочных образов, эмоций, чувств и откровений поэта. В каждом стихотворении выделяются образы-символы, которые раскрывают новые грани лирики Блока, способствуют развитию поэтической мысли читателя.

Также стихотворения «Моей матери» носят личностный, интимный характер и еще раз доказывают трепетные, искренние, нежные, доверительные отношения матери и сына, их безграничную любовь друг к другу. Блок в своих лирических произведениях размышляет вместе с Александрой Андреевной на тему земного человеческого счастья, недосягаемости далекого звездного неба, задумывается о благополучии, покое, тоске и утрате, не обходит стороной и тему испытаний на жизненном пути, посланных Богом, касается таинственности будущего и неизменности прошлого. В данных стихотворениях нашли место воспоминания былой беззаботной жизни, тема земного рая, свободы и заточения, странничества и одиночества. Поэт не обходит стороной мысли о предназначении поэта и поэзии, о движущей силе творчества. Сквозной нитью, связующим звеном всех стихотворений «Моей матери» проходит тема духовной связи между сыном и матерью, их преданности друг другу и родства. Блок, обращаясь к матери, называет ее «Друг», «Милый друг», «Джан».

Подводя итог вышесказанному, отмечаем, что концепты «мать» и «сын» в творческом наследии поэта реализуются в художественных текстах, так как отношения между матерью и сыном были чрезвычайно близкие в реальной жизни.

В стихотворениях «Моей матери» Блок не отходит от одной из самых важных ролей своей жизни – роли сына. Однако в них лирический герой разнится с поэтом. Он появляется каждый раз перед читателем в том образе, который возникает именно в контексте конкретного стихотворения. Он мечтатель, философ, патриот, простой человек, скиталец, изгнанник. Он то отчаявшийся, разочарованный жизнью, то радостный, полный дум и готовый к новым открытиям. Каждая из этих ипостасей раскрывает и дополняет образ сына (многостороннее значение концепта «сын»).

Концепт «мать» в лирике Блока включает в себя несколько ключевых понятий: подательница жизни, кормилица, защитница, надежный и верный друг, образ возлюбленной девушки, олицетворение родной земли, Родины. Образы матери и сына у великого поэта-символиста выходят за рамки этих понятий, приобретают несколько дополняющих друг друга символических значений, превращаясь в концепты «мать», «сын».

3.2. Результат нашего исследования представлен в виде таблицы

Стихотворения А. Блока «Моей матери»

Дата создания

Название

Тема


Ключевые строки

Символы


июль 1898

Моей матери

(Друг, посмотри, как в равнине небесной…)

Тема земного счастья и недосягаемости далекого звездного неба

Месяц холодный тебе не ответит,

Звезд отдаленных достигнуть нет сил…

Холод могильный везде тебя встретит

В дальней стране безотрадных светил…

Холодный месяц

18 июля 1899

Я – человек, и мало богу равен…

Тема поэта и поэзии

Блажен поэт, добром проникновенный,

Что миру дал незыблемый завет

И мощью вечной, мощью дерзновенной

Увел толпы в пылающий рассвет!

Рассвет

22 ноября 1899

Моей матери (Спустилась мгла, туманами чревата…)

Размышления о человеческом счастье, благополучии, покое, тоске и утрате.

Как уследишь ты, чем душа больна,

И, милый друг, чем уврачуешь раны?

Ни ты, ни я сквозь зимние туманы

Не можем зреть, зачем тоска сильна.

Туман

8 марта 1901

Моей матери (Чем больней душе мятежной…)

Тема испытаний на жизненном пути, посланных Богом.

Чем больней душе мятежной,

Тем ясней миры.

Бог лазурный, чистый, нежный

Шлет свои дары.

Бог

4 декабря 1904

Моей матери (Помнишь думы? Они улетели…)

Тема таинственности будущего и неизменности прошлого.

Нам казалось: мы кратко блуждали.

Нет, мы прожили долгие жизни…

Возвратились – и нас не узнали,

И не встретили в милой отчизне.

Тайна

Июль 1905

Моей матери (Тихо. И будет все тише…)

Воспоминания прошлой беззаботной жизни

Тихо. И будет все тише.

Флаг бесполезный опущен.

Только флюгарка на крыше

Сладко поет о грядущем.

Тишина

4 октября 1906

Сын и мать

Тема духовной связи между сыном и матерью, их безграничной любви друг к другу и преданности.

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Любовь сына к матери

Апрель 1907

Я насадил мой светлый рай…

Тема земного рая.

Все тихо. Знает ли она,

Что сердце зреет за оградой?

Что прежней радости не надо

Вкусившим райского вина?

Рай

20 июня 1910

Сон

Тема свободы и заточения

«Нет, мать. Я задохнулся в гробе,

И больше нет бывалых сил.

Молитесь и просите обе,

Чтоб ангел камень отвалил».

Сон

6 января 1912

Повеселясь на буйном пире…

Размышления о невидимом «соблазнителе», подталкивающем к творчеству.

Лишь соблазнитель мой не спит;

Он льстиво шепчет: … «Вот твой скит.

Забудь о временном, о пошлом

И в песнях свято лги о прошлом».

Скит

Ноябрь – декабрь 1915

Моей матери (От родимой страны удалился…)

Тема странничества, изгнания, одиночества, тоски по родному дому.

От родимой страны удалился

Я, изгнанник, без крова и сна,

С милой матерью я разлучился,

Бедный странник, лишился я сна.

Странник

Ноябрь – декабрь 1915

Моей матери (мне грезится: вечер мирен и тих…)

Тема странничества, изгнания, одиночества, тоски по родному дому.

Мне грезится: вечер мирен и тих,

Над домом стелется тонкий дым,

Чуть зыблются ветви родимых ив,

Сверчок трещит в щели, невидим.

Вечер



Заключение


Подводя итог нашему исследованию, мы пришли к выводу, что заявленные в ходе работы гипотезы:

  1. Блок наряду с другими поэтами Серебряного века не обходит стороной тему матери, выходя за рамки традиционного изображения данного образа;

  2. образ матери в творчестве А. Блока переходит в нечто большее, чем образ, становится неким лейтмотивом пути Блока, символом его душевных исканий, превращается в собирательный образ – концепт – нашли свое подтверждение.

В ходе нашей исследовательской работы мы, изучив поэтическое творчество Блока, выделили произведения, касающиеся темы матери; определили концепты «мать», «сын» в блоковской поэзии; выявили природу образного воплощения «мать-сын» в поэтическом наследии А. Блока.

Как отмечалось выше, тема матери в творчестве Блока мало изучена. Мы, обратившись к творческому наследию поэта-символиста, выбрали и проанализировали стихотворения, касающиеся этой темы. Но, на наш взгляд, ограничиться изучением только этой стороны творчества не достаточно. Лишь, познакомившись с личной перепиской матери и сына, можно увидеть их истинные отношение друг к другу. Поэтому перспективой нашего дальнейшего исследования является анализ эпистолярного наследия А. Блока.


Библиография

  1. Блок А.А. Собрание сочинений в шести томах / под ред. С. А. Небольсина, А. И. Шагарина – Издательство «Правда». – Москва. – 1971.

  2. Бекетова М.А. Александр Блок и его мать / М.А. Бекетова [Электронный ресурс]. – URL: http://www.modernlib.ru/books/mariya_andreevna_beketova/aleksandr_blok_i_ego_mat/read_1/

  3. Зусман, В.Г. Диалог и концепт в литературе / Зусман В.Г. Литература и музыка. – Н. Новгород, 2001

  4. Концепт // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2001. – с. 395

  5. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002

  6. Словарь символов [Электронный ресурс]. – URL: http://sigils.ru/dict_v1.html

  7. Фомина В.Г. Две незнакомки А.Блока: сравнительный анализ стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане». XI класс / В.Г Фомина // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 47-48.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!