СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Что в имени твоем - мое село?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Что в имени твоем- мое село?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Что в имени твоем - мое село?"»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"Старомостякская средняя школа"



Направление: естественно - научное





Исследовательская работа на тему

"Что в имени твоем - мое село?"




Работу выполнила:

ученица 5 класса

Хусаинова Лилиана


Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

Нугаев Мариус Марисович



2017 г.



Оглавление



Введение с. 3-4

Основная часть с. 5-8

1.История села. с. 5-6

2.Что в имени твоем? с. 6-8

Заключение с. 8-9

Список используемой литературы с. 9

Приложение с.10- 15































Введение

Люблю старинные названья

Российских сёл и городов,

Они как будто изваянья

Во мгле растаявших годов.

 Валентин Сидоров


Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Вслушайтесь: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж. Какие звучные, громкие названия! Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. А вот другие: Андреевка, Зелёное, Мосеевка. Такие тихие, скромные названия, но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них. Не отыщешь этих сел на карте. Затерялись они в российской глубинке. За каждым названием – тайна, требующая разгадки, удивительная история.

Мое село, в котором я живу, называется Старый Мостяк. Однажды я задумалась: почему именно так оно называется? Ведь названия улиц, посёлков как имена и фамилии, могут о многом рассказать. В их названиях, как в зеркале, отражается история нашего села. Я обратилась с этим вопросом к своей учительнице Нугаевой Л.Э. (Приложение1), которая сказала, что существуют несколько версий, но до сих пор точно никто не может ответить на вопрос -  откуда пришло к нам такое название. Отсюда и родилось название моей исследовательской работы. «Что в имени твоем - мое село?».

Объект исследования – село Старый Мостяк.

Предмет исследования: история моего села.

Я поставила перед собой цель: выяснить происхождение названия села.

Гипотеза: возможно название села произошло в честь речки Мостячки.

Задачи:

- познакомиться с историей села;

-изучить дополнительную литературу и материалы;

- встретиться со старожилами села;

- проанализировать и обобщить полученные данные.

Методы исследования: поисковый, исследовательский. 

Ожидаемый результат:

- проявится интерес к изучению истории села;

-изменится наше отношение к прошлому малой Родины;

- обогатятся знания у наших сверстников о родном селе.


Затем мы составили план наших действий: 
1.Обсудить тему с ровесниками, родителями.
2.Обратиться к старожилам села, в краеведческий музей, в библиотеку.
3.Выступить на классном часе по данной теме. 

Кроме того, меня заинтересовал и другой вопрос, а что знают об этом мои ровесники? Ведь нам очень важно сохранить любовь и интерес к своей «малой родине». Проведенный нами социологический опрос показал, что большинство моих сверстников, не знают историю происхождения названия села (Приложение 2). Значит, работая над этим материалом, я имею возможность рассказать об этом, привлечь внимание односельчан села, ровесников, пробудить желание изучать ее и передавать эти знания будущим поколениям. В связи с этим тема нашего исследования актуальна.    

















Основная часть

1.История села.

Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Малая родина занимает почётное место в сердце человека. Так, наверное, скажет каждый, описывая свой родной край. Для меня таким родным уголком является село Старый Мостяк. Здесь я родилась, сделала свои первые шаги, пошла в 1 класс, здесь меня окружают родные и близкие люди ( Приложение 3).

Мое село расположено на самом юге Ульяновской области Старокулаткинского района. Природа одарила эти места исключительно разнообразным, красивым ландшафтом. С севера на юг тянутся отроги Приволжской возвышенности. Между невысокими, пологими отрогами, поросшими лесом, располагаются неширокие долины с полями, небольшими речками, лугами. Вот вдоль такой одной небольшой речки Мостячки (Приложение 4) и расположилось наше село Старый Мостяк.

Весной наше село утопает в аромате и благоухание цветущих черемухи, яблонь и сирени, в упоительные трели вернувшихся в родные края птиц. А уж летом… Односельчане косят сено, заготавливают дрова, собирают грибы и ягоды. Ведь наше село окружено с трех сторон лесом. Осень – пора сбора урожая. По словам моей бабушки (Приложение 5), еще наши предки, будучи государственными, «ясашными» крестьянами отличались трудолюбием, крестьянской сметкой, бережливостью, взаимной помощью. В семьях с детства приучали чтить традиции своих предков: говорить на родном языке, почитать старших, воспитывать детей в мусульманских традициях.

Для того чтобы узнать историю нашего села, мы обратились в краеведческий музей (Приложение 6) и вот, что я узнала. Село Старый Мостяк основан в конце 17 и начале 18 веков. За воинскую службу и за заслуги перед Родиной Мурзы были жалованы пустопорожными землями и сенными покосами по речке «Мостячке» от устья до вершины по обе стороны. Служилые татары и мурзы вначале поселились в одном месте, и за поселением в честь речки закрепилось название села «Мостяк».

Челобитчиков было 63 человека во главе с Кадейкой Миняшевым. Из них 26 «первостатейных» получали по 50 четвертей (100 десятин) земли и сенных покосов по 1000 копен, остальные 37 «второстепейных» - по 25 чертей (50 десятин) земли сенных покосов по 500копен. Среди первопоселенцев было 8 мурз, из них один – Усеин мурза Мамин носил титул князя. В честь челобитчиков в центре села открыта стела.

Иногда село называли «Татарский Мостяк». По мере роста населения и расширение обрабатываемых земель, возникали новые обособленные поселения, под названиями «Нижний Мостяк, Казантаева тож», «Средний Мостяк», «Малый Мостяк», «Верхний Мостяк, Сулейманово тож» и т.д.

Так начиналась история моего родного села.

2.Что в имени твоем?

Географические названия хранят множество тайн. Они - живые свидетели о народах, о давно минувших фактах, хранят данные для изучения истории заселения и освоения территории.

Чтобы разгадать тайну происхождения своего села, сначала мы обратились за помощью к интернету (Приложение 7). Набрав в поисковике слово «мостяк», вышла запись: Мостяк — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России. Эта версия, что именно в честь названия речки назвали наше село, нам попадается во второй раз.

В поисках разгадки тайны, мы обратились к дочери местного поэта КСалих, Куртяковой Д.К. (Приложение 8). Она любезно предоставила записи своего отца. Из записей тетради мы нашли несколько версий значения названий села.

О первой версии поэту поведал Фятхуллин Хусаин, очень грамотный человек был для своего времени. Так пишет КСалих в своей тетради: «Лет 250 тому назад из Сибири приехали 7 бабаев (cтарцев) и осели на территории села. Одного из них звали Мостякий, вот именно отсюда и пошло название нашего села».

Следующая версия, говорит о том, что название села произошло от слова «мостик». Говорят, что несколько столетий назад территорию села разделяла река, через которую был проложен небольшой мостик. В народе этот мостик называли «татарским мостиком». У холма под названием «Масла тау», работала маслобойня, от этого и произошло название холма. Чтобы добраться до маслобойни, нужно было проехать через мостик. За маслом приезжали в Мостяк люди и из близлежащих селений русского происхождения, которые не знали точного местонахождения маслобойни и спрашивали у местного населения «Где мостик? Где мостик?» Отсюда и пошло название Мостяк. Эта версия тоже имеет право на существование. Ведь на флаге и гербе поселения изображен мост – символ связи, соединения, прочности (Приложение 9).

И наконец, для поиска ответа на свой вопрос, мы отправились в библиотеку,(Приложение 10) где мы познакомились с книгой «Мостяк. Страницы истории татарского села», презентация которой прошла в стенах нашей школы в рамках 300- летия села в 2013 году. В книге мы узнали точную дату основания села, которая установлена по документам, обнаруженными нашим земляком, доктором исторических наук, профессором Ф.А.Рашитовым в московском и саратовском государственных архивах. Согласно архивным документам, в 1712 году группа служивых мурз и татар Синбирского уезда Казанской губернии обратились к Петру I с просьбой выделить им земли с сенными покосами под поместья. На что 10 июля 1713 года последовал указ великого государя и соответствующий приказ Казанского и Астраханского губернатора П.М. Апраксина о даче челобитчикам, где так было и написано: «…Дано им примерной земли в Симбирском уезде по речке Мокстячке с устья до вершины по обе стороны и по иным урочищам…» в честь чего и было названо село Мостяк.

Заключение

Изучив литературу (Приложение 7), посетив краеведческий музей (Приложение 6) и библиотеку (Приложение 10), побеседовав со старожилами села и односельчанами ( Приложение 5) , мы узнали много нового для себя о своем селе и поняли для себя точно, что история моего села неотделима от истории России. А самое главное, мы подтвердили гипотезу, о том, что название села произошло в честь названия речки Мостячки. Данную версию подтвердили архивные документы, предоставленные доктором исторических наук, профессором Ф.А.Рашитовым и материалы из краеведческого музея.

В ходе работы у меня появилось много вопросов, касающихся истории своего села, ответы на которые мы оставляем на перспективу. Во время исследования мы собрали обширный материал. Село стало мне ближе и роднее.

Как было и запланировано, мы провели классный час по теме исследования (Приложение 11). В завершении мероприятия мы провели повторный социологический опрос (Приложение 12), который показал, что все мои сверстники теперь знают историю села и историю происхождения названия села. Я считаю, что результаты нашего исследования интересны и важны всем, кто жил и сейчас живет в селе Старый Мостяк, а значит, мы достигли своей цели.





Список используемой литературы:










































Приложения

Приложение 1

Приложение 2





















Приложение 3

Приложение 4







Приложение 5

Приложение 6









Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



Приложение 11



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!