VII Областной конкурс
«Горьковские чтения»
Исследовательская работа на тему:
«Детские сказки Максима Горького»
Будкина Полина,
ученица 8 «Б» класса
МБОУ «Гимназия г.Навашино»,
Учитель русского языка и литературы,
Соболева Елизавета Федоровна
2018 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..……3
Основная часть……………………………………………………………………………...…..5
Максим Горький-основоположник детской литературы…………...…..5
Сказки М. Горького для детей…………………………………………..…5
«Воробьишко»-близость ее к произведениям фольклора …………….…5
Сказка «Утро»-бытовая сказка………………………………….....………6
Рассказ-сказка «Случай с Евсейкой»…………………………………...…7
Заключение………………………………………………………………….....……8
Список используемой литературы…………………………..………………….…9
Приложения………………………………………………………………..…….…10
Введение
Живите дружно, как пальцы чудесно
работающих рук музыканта.
А.М. Горький
Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, совместив в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости - с одной стороны, и назревания грядущих событий, - с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника. Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному - тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.
Максим Горький вырос в народной среде, что придает его творчеству народный характер, а его образам романтические черты, поэтическую стройность, душевность и красоту. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и народные традиции. Истинно русская народная черта писателя была и любовь к детям. Горький жалел их, помня о своем не простом, а порой и трагическом детстве, он переписывался с детьми и их письма доставляли ему не просто радость, они питали его творчество, находя в глубинах его души искренность и доброту. Детские произведения Горького - это золотой фонд литературы для детей.
В детстве мне часто читали прекрасные сказки Максима Горького, и я с улыбкой на глазах вспоминаю это время. Сейчас, к сожалению, становится все меньше семей, где детям читают сказки этого талантливого писателя. Также на произведения Горького очень мало иллюстраций, ведь очень важно, чтобы в сказках присутствовали картинки. Этот вопрос очень актуален в наше время не только потому что сказки все реже читаются в семьях, но и потому что в этом году исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького, и все должны помнить чудесные книги этого талантливого человека.
В связи с празднованием юбилея, я решила провести анкетирование (приложение 1) в начальных классах, тем самым проверив их знания по сказкам Горького. Меня очень заинтересовали произведения автора, и читая сказки, я задалась вопросом: «Чему же учат детей произведения Максима Горького?»
Материалом моего исследования стали тексты сказок Максима Горького
Предметом исследования стало творчество А.М Горького для детей
Цель исследования: изучение творчества А.М. Горького, направленное на нравственное воспитание детей.
Задачи исследования:
Дать определение творчеству М. Горького как основоположника детской литературы.
Проанализировать сказки М. Горького «Воробьишко», «Случай с Евсейкой» и др.
Выяснить чему же учат сказки М. Горького.
Поближе познакомиться с творчеством этого писателя.
Гипотеза: Нынешние школьники не знают о том, что максим Горький писал детские сказки
Методы проведенных исследований: историческое определение, аналитическое наблюдение, сопоставление данных, контент-анализ.
Основная часть
Максим Горький-основоположник детской литературы
Жизненная и творческая судьба Максима Горького необычна. Родился писатель в Нижнем Новгороде в 1868 году в семье обычного рабочего класса. Рано лишился родителей. Провел детство в семье деда. Учиться Алеше не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси, узнал жизнь босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету. От всей этой бренности и появился псевдоним - Максим Горький.
Писатель внёс большой вклад в область детской литературы. Он не являлся педагогом, но думал о воспитании до конца своих дней. Горький говорил, что воспитанием детей должны заниматься люди, которые любят это дело по- настоящему.
В 30-ых годах А.М. Горький вёл активную переписку с детьми и советовал им читать произведения великих классиков литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Н.А. Лескова. Вместе с издательством «Парус» им было задумана публикация книг для детского чтения, составлен план. Писатель обратился к детям через газету «Пионерская правда» с просьбой написать свои пожелания, какие книги они хотели бы прочитать. Дети откликнулись на предложение Горького и прислали много писем, в которых указали темы, книги, героев.
Е.Е. Зубарева считает, что Горький повлиял на литературу для детей не только теоретическим новаторством статей, но и художественным новаторством в произведениях, в который отражался мир детства. А.М. Горький рисовал образы детей, показывая их вместе с жизнью взрослых, он подчёркивал, что существуют единые законы формирования характера человека в обществе.
Сказки М. Горького для детей
Писатель написал не так уж и много сказок, но каждая из них очень интересная и познавательная. Каждая учит ребенка чему-то новому и интересному. В список моих любимых сказок этого замечательного писателя входят такие произведения как: «Утро», «Самовар», «Горящее сердце» и другие. Мне очень понравились эти книги, потому что абсолютно каждая наполнена волшебством, добром, искренностью. После прочтения ты сам по неволе начинаешь верить в чудеса.
«Воробьишко»-близость ее к произведению фольклору
Одним из самых ярких детских произведений Горького по праву можно определить сказку «Воробьишко». Воробьишко Пудик летать еще не умел, но уже с любопытством выглядывал из гнезда: «Хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любознателен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются, почему это люди бескрылые - им что, кошка крылья оборвала?.. Из-за непомерного любопытства Пудик и попадает в беду - вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сражение между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел... Все кончилось благополучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».
В образе Пудика ясно проглядывает характер ребенка - непосредственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу. Речь персонажей-птичек основана на звукоподражании:
«- Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
Чив, чив!»
Пудик буквально вырос в своих глазах, загордился и пропищал: «А я маленький совсем, зато сам мошек ем». Но тут он вываливается из гнезда и оказывается перед пастью большой рыжей кошки, которая его, знаменитого и лучшего в мире Пудика, готовится съесть. Пудик испытывает холодящий душу страх от того, что может стать пищей для страшной кошки. Оказывается кошка сильнее всех?
И тут на помощь приходит воробьиха-мама. Она бесстрашно бросается на кошку, уводит её от Пудика. Неужели мама сильнее всех? А сильнее-то не мама, а мамина любовь. И это понимают читающие сказку дети. Они ведь сразу поняли, как заблуждается маленький глупенький птенчик, считая себя сильнее человека. Но они поняли, что мама, любая мама - человека, птички, котенка - не даст в обиду своего ребенка. Она не пожалеет не только своего хвоста, но и самой жизни. Значит, маму надо любить и быть благодарным ей за её самоотверженность и ежедневную заботу.
И еще, надо уважать жизнь, животных и птиц. Ведь у всех есть мамы, все радуются тому, что они живут, у всех есть свои мечты и желания. А от того, что мир населён разными существами, он и красив, и звонок и интересен. Вот так, без назидания и в доступной форме Горький преподает маленькому читателю большой урок жизни.
Сказка «Утро»-бытовая сказка
В сказке “Утро ”проявилось проблемно-тематическое и художественно-стилевое своеобразие горьковских детских сказок, когда на передний план выступает повседневная жизнь, подчеркнуты детали быта, в доступной даже для самых маленьких читателей форме ведется речь о современных социальных и даже духовно-нравственных проблемах.
Гимн природе, солнцу в сказке “Утро” сочетается с гимном труду и “великой работе людей, сделанной ими всюду вокруг нас”. И тут же автор счел необходимым напомнить детям, что люди-труженики “всю жизнь украшают, обогащают землю, но от рождения до смерти остаются бедняками”. Вслед за этим автор ставит вопрос: “Почему? Ты узнаешь об этом потом, когда станешь большой, если, конечно, захочешь узнать...” Так глубоко лирическая в своей основе сказка обрастала “инородным”, публицистическим, философским материалом, приобретала дополнительные жанровые признаки.
Рассказ-сказка «Случай с Евсейкой»
В произведении «Случай с Евсейкой» мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно и разговаривает с рыбами. Характер героя в этой сказке посложнее, ибо герой и по возрасту старше Пудика. Подводный мир, где оказывается мальчик Евсейка, населен существами, которые находятся друг с другом в непростых отношениях. Маленькие рыбешки, например, дразнят большого рака - поют хором дразнилку:
Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух.
Рак не знает вкуса мух.
В свои отношения подводные жители пытаются втянуть и Евсейку. Он же стойко сопротивляется: они - рыбы, а он - человек. Ему приходится хитрить, чтобы не обидеть кого-нибудь неловким словом и не навлечь на себя неприятностей. Реальная жизнь Евсейки переплетается с фантастикой: «Дуры, - мысленно обращается он к рыбам. - У меня по русскому языку в прошлом году две четвёрки было».
К финалу действие сказки движется через цепь забавных ситуаций, остроумных диалогов. В конце концов, оказывается, что все эти чудесные события Евсейке приснились, когда он, сидя с удочкой на берегу моря, заснул. Так Горький решил традиционную для литературной сказки проблему взаимодействия вымысла и реальности. А для маленького читателя сказка «Случай с Евсейкой» - наука: никогда не терять мужества, быть сообразительным и ловким, чтобы выбраться из беды, даже когда рядом нет мамы и папы, ведь Евсейка не раз вспомнил о том, как бы повел себя папа в данной ситуации. И это помогло ему справиться с проблемой.
Таким образом, сказка «Случай с Евсейкой» относится к лучшим художественным произведениям детской литературы, в котором ярко проявился талант Горького. От народной сказки её отличает яркий художественный талант писателя в описании деталей и образов.
Заключение
В начале моего исследования я поставила себе цель: изучение творчества А.М. Горького, направленное на нравственное воспитание детей.
Для реализации цели я выполнила свои задачи:
Дала определение творчеству М. Горького как основоположника детской литературы.
Проанализировала сказки М. Горького «Воробьишко», «Случай с Евсейкой» и др.
Выяснила чему же учат сказки М. Горького.
Поближе познакомилась с творчеством этого писателя.
Итак, Максим Горький вошел в мировую литературу как писатель-реалист, для которого правда жизни была могучим двигателем его творчества. В руках Горького было могучее оружие - слово. Его книги разошлись по всему свету. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Они знали: он любит людей и желает им добра. Но Горький, признанный гениальный писатель социалистического реализма, был еще и замечательным детским писателем. Его детские произведения наполнены светом любви, добра и понимания детской души.
Таким образом, Максим Горький сумел не только понять душу ребенка, он полюбил её всей своей душой. Создавая детские художественные произведения, он заботился о том, чтобы ребенку было интересно, поучительно и занимательно читать книги. Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями, что приближает их к миру детских переживаний.
По окончанию исследовательской работы я расширила свои знания по теме исследования, а конкретно поработала над сказками Максима Горького. Также я открыла новые грани в художественном мире сказок, потому что сказка- волшебный мир, где всегда соревнуются добро и зло, но всегда нужно помнить, что добро побеждает.
В трудную минуту вспомните о русской сказке, прислушайтесь к ее тихому, мудрому голосу. Она – как цвет незаметных и неведомых цветов. Смысл ее- как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все естество родной природы: и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов.
Список используемой литературы
М. Горький «Утро»
М. Горький «Случай с Евсейкой»
М. Горький «Воробьишко»
С.И Ожегов «Словарь русского языка»
Д.С Лихачев «Заметки о русском (сборник)»
Приложения
Приложение №1 ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
Приложение №2 ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7
Приложение №3 ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.10