СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: дороги древнего рима

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа, посвященная вопросам технологии строительства и эксплуатации дорог в эпоху Римской империи, студентки группы 4205 Ильиной О. В.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: дороги древнего рима»





















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ДОРОГИ ДРЕВНЕГО РИМА

Ильина О. В.

Научный руководитель: Калужина О. И.

Учреждение образования

« ОГБПОУ Ряжский дорожный техникум имени Героя Советского Союза А. М. Серебрякова»

Россия, Рязанская область, город Ряжск.

















Американский географ и энограф В. Фон Хаген писал в 1969г.

« Наиболее долговечные памятники Рима - это не руины империи, разбросанные по большей части Европы и Азии, и не величественные обломки истории, возвышающиеся в Форуме, а встречающиеся повсюду римские дороги — эти большие мощеные пути, которые, как гигантские нити, распространились на весь известный в то время мир».



Данная работа посвящена вопросам технологии строительства и эксплуатации дорог в эпоху Римской империи.

С расширением территории Римской империи возникала всё большая потребность в быстром перемещении товаров с подвластных территорий в столицу и римских войск, готовых в любую минуту стать на защиту рубежей государства или быстро подавить внезапно вспыхнувшее восстание рабов. Таким образом, возникла необходимость в создании удобного и быстрого способа добраться с одного конца Рима на другой.

Дорожная сеть Рима создавалась и развивалась поэтапно. Основное представление о дорожной сети Рима, уточняемое по данным современных археологических исследований, было создано по двум сохранившимся документам. Первых из них — составленный для императора Марка Аврелия Антония (161-180 гг. до н. э.) список дорожных станций для обмена лошадей с указанием расстояний между ними. Второй - обнаруженный в 1507 г. в библиотеке одного из монастырей, относящихся примерно к 1300 г. рулон пергамента размером 6.82*0.34 м, на котором схематически изображены 300 римских дорог общей длиной 105 тыс. км. Примерно 3300 станций обмена лошадей и 600 других наименований населенных пунктов, храмов и водных источников. Дороги, связывающие новую провинцию с Римом, построенные наиболее капитально, начинали выполнять главным образом административные и общественные функции. Они обычно имели прочные каменные покрытия. От государственных дорог ответвлялись поместья, проходившие по их землям, и местные сельские дороги. Последние обычно имели гравийные покрытия, были мощеные или просто грунтовые. Имелись узкие тропы - скотопрогоны. Главная принципиальная особенность, которая отличала, римские дороги от многих предшественников — это использование по-настоящему продуманных инженерных решений. Классическая ширина трассы на прямом участке должна была составлять 2,45 м, на поворотах — 4,9 м., но в связи с несовершенством инструментов ширина и длина трассы была не точной. Строительство проводилось в несколько этапов, в ходе которых строители закладывали четыре слоя. Нижний — крупные блоки из булыжника, затем — опалубка из щебня и бутового камня (римский бетон). Далее шёл слой гравия или кирпичной крошки, и последний — плоские плиты или булыжники, которые служили верхним покрытием.

Укладке предшествовала строгая система замеров и расчётов. Так, учитывались особенности местности и ландшафта. На ровной местности выкапывались небольшие углубления - выемки. Однако, по завершению укладки всех слоёв, поверхность полотна всё равно возвышалась над местностью. При этом верхний слой имел выгнутую поверхность. Это способствовало стоку дождевых вод, которые могли бы размыть шоссе. На рельефной местности использовалась несколько иная технология. По сторонам дороги рылись канавы, земля из которых шла для укрепления насыпи. Так полотно снова оказывалось на возвышении. Третий вариант — это случаи, где мостить приходилось на мягкий грунт. Здесь строители использовали специальную систему подпорок, которые не позволяли каменным слоям «сползать».

Итак, после того, как все необходимые расчёты и приготовления были сделаны, строители приступали к работе. Строительство вели воинские легионы с привлечением захваченных рабов и податной части коренного местного населения. Вначале удалялся нижний слой земли, на его место укладывался известняк или песок (дренажный слой), который тщательно утрамбовывали. Дальше в ход шли булыжники, щебень с бетоном, гравий и наконец, каменщики (если это была городская часть дороги), укладывали верхние плоские плиты. Магистрали требовали колоссального расхода каменных материалов 10000-15000 м3 на 1 км дороги (примерно в 10 раз больше, чем на современные автомагистрали). Скорость движения по римским дорогам доходила до 20 км/ч. По обочинам обычно ставились мильные камни, на которых указывались: имя императора, причина установки камня (после строительства, или ремонта), расстояние до ближайшего населённого пункта. Такие указатели представляли собой цилиндрические колонны высотой от полутора до четырех метров, диаметром от 50 до 80 см. Вес таких камней мог достигать двух тонн. Данная технология опережала свое время и послужила прототипом для создания современных дорог. Так же она обеспечивала долговечность эксплуатации Римских дорог.

В дальнейшем каждая дорога находилась в ведении одного из сенаторов, которым присваивали звание «Хранителя дороги». В их обязанность входили надзор за состоянием дороги и организация выполнения ремонтов. Позже при императоре Августе (63 г. до н.э.- 14 г. н. э.) была разработана система бесплатных государственных пассажирских и грузовых перевозок, предназначенная для поездок придворных, послов, военачальников, чиновников, а также для доставки депеш, денег, оружия, строительных материалов, деликатесов и предметов роскоши. Различались скоростные перевозки предметов роскоши и деликатесов, перевозки пассажиров, и транспортирование обычных грузов. На магистральных дорогах на расстоянии примерно дневного рейса друг от друга (23-28 км) были построены станции, на которых официальные лица получали место для ночлега, питание и продовольствие на следующий день.

Таким образом, сеть дорог Древнего Рима создавалась в течение почти 450 лет, увеличиваясь в среднем на 500-800 км. в год, позволяла держать под контролем обширные территории , способствовала романизации провинций и развитию экономических связей .





Литература:

  1. Бобков В. Ф. Развитие дорожного строительства Москва: «Транспорт» 1988.

  2. Дороги в древнем Риме [Электронный ресурс]. URL: http://www.historie.ru/civilizacii/rimskaya-imperiya/96-dorogi-v-drevnem-rime.html

  3. Кочетов В. А. Римский бетон. Москва: Стройиздат, 1991.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!