МБОУ «ООШ с. Гусево»
Н АУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ»
Автор: учащаяся 5 класса
Штанько Олеся
Руководитель: Жестакова Н. В.
Место выполнения работы:
МБОУ «ООШ с. Гусево»
2022 г
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..………….....3
Глава 1. Теоретические исследования особенностей колыбельных песен
1.1. Происхождение колыбельных песен …………………….………………...…………………..…...5
1.2. Исследования ученых о влиянии колыбельных песен на человека.................................................8
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Анализ результатов анкетирования родителей ……………..…….....………...….13
2.2. Создание информационного стенда ………………………………. …………………...................16
Заключение ……………………………………………………………………………………………....17
Использованные источники…………...………………………….………………………………….....18
Приложения… ……..…………………………………….…………………………………………..…..19
Введение
«Песня матери – главная песня в мире:
начало всех человеческих песен»
Расул Гамзатов
Колыбельные песенки знакомы каждому. Однако, у каждого они свои, родные, милые. В них запах детства. В них запах родного дома...
Мы решили раскрыть тайну этих песен.
Объектом нашего исследования стали колыбельные песни, а предметом – возможности колыбельной песни в развитии и воспитании ребенка.
Цель работы. Изучение особенностей колыбельной песни.
Задачи:
Сделать анализ литературы, рассказывающей о колыбельных песнях.
Познакомиться с результатами научных исследований о влиянии колыбельных песен на человека.
Проанализировать результаты анкетирования.
Создать информационный стенд.
Мы предположили, что информирование взрослых об особенностях колыбельной песни покажет значимость их исполнения для развития и воспитания ребенка.
В исследовании участвовали: родители в количестве 10 человек, учащиеся, в количестве 15 человек.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, анкетирование, опрос, метод математической статистики.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды исполнения колыбельной песни для развития и воспитания ребенка. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны воспитателям, педагогам и всем тем, кто заботится о своих детях
Глава 1. Теоретические исследования особенностей колыбельных песен
Происхождение колыбельных песен.
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он, становясь взрослым, начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слышали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), (Приложение 1) а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от слова «колыбать» (колыхать, качать).
Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. | Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока. |
Главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.
Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: "Шла наша Дрема, зашла наша Дрема..." или "Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите..."
Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.
Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.
Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. | Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать. |
Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?
В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме – Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.
А бабай, бабай, бабай, Ты, собачка, не лай, | И гудочек не гуди, Нашу Маню не буди… |
Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
Вырастешь большой, Недосуг будет спать, Надо работу работать, | Пахать, боронить, В лес по ягоды бродить, По коровушку ходить. |
А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».
Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер уже с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".
Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.
Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.
Таким образом, народные колыбельные песни – это важнейшее народное наследие, наполненное народной мудростью, пробуждающее в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви. Это важный инструмент воспитания ребенка.
1.2. Исследования ученых о влиянии колыбельных песен на человека
Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. В наши дни не так часто встретишь маму, которая поёт колыбельные. У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас если мамы и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним.
Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребёнка. Тексты песен просты и незамысловаты, но содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Недаром на Востоке о недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью».
Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире, чем «усыпить и успокоить». «Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф», - утверждает кандидат искусствоведения Лилия Демина.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит и не понимает слова, но чувствует любовь и нежность мамы. Дети, которым поют в детстве колыбельные, вырастают более нежными и добрыми.
Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. «Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку» (Ирина Карабулатова).
Мудрецы говорили, что судьба человека определяется в раннем детстве. Счастлив тот, чье детство было безоблачным. Очень важно сформировать у крохи уверенность, что жизнь светла и радостна. Сегодня психологи называют это базовым доверием к миру. На этом чувстве основывается жизненный оптимизм взрослого, его желание преодолевать любые невзгоды.
Специалисты утверждают: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращается к малышу, ласково поглаживая и передавая ему свои тепло и нежность. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна.
Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размеренную речь, любовные интонации. Ребенок реагирует, прежде всего, на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души.
Малышу лучше всего петь фольклорные песни: ученые доказали, что именно народные мелодии сказываются на состоянии ребенка наилучшим образом. Специалисты рекомендуют исполнять колыбельные 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.
Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. В этом возрасте нежная песня нужная малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории – колыбельные песни превращаются в первые уроки родного языка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни. Мама поет про «гуленек», которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые «серые, а хвостики белые», про «баюшки» и «заюшки», про то, что «спят твои соседи, белые медведи». Малыш слушает, а слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик и где у зайки глазки.
Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать. Получая эмоциональный опыт, ребенок соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому почти каждый человек всю жизнь помнит колыбельные песни своего детства.
Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью, поэтому они играют значимую роль в развитии у него мышления.
Детям постарше нужно разнообразие – это развивает память, речь и фантазию. Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет. Не надо бояться перевозбудить ребенка перед сном песнями, нагруженными смыслом!
Колыбельная также помогает сформировать первые впечатления, которые позже вызывают потребность в духовном слове и музыке. Малыш подрастет, и вы сможете познакомить его с образцами высокой поэзии, развить его литературный вкус, обогатить новыми образами.
Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: "Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым".
Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребенка т.н. синдрома дефицита внимания (СДВ). Имеется в виду дефицит внимания к ребенку со стороны родителей. В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей. СДВ выражается в неспособности концентрировать свое внимание. Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. К счастью, синдром дефицита внимания поддается коррекции.
Но, колыбельные песни пелись не только детям. На поле брани, чтобы успокоить боль при ранении и дождаться помощи, воины сами себе пели колыбельные, которые знали с детства. Иногда приходилось так держаться не один день. Значит, колыбельные обладают и обезболивающим эффектом!
Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву, способны оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким.
Как считает болгарский ученый П. Рандев, что взрослым неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни. Так как пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей, впоследствии для взрослого человека слышать колыбельную песню – значит мгновенное включение тех же самых механизмов. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Через сон «выпускаются» стресс, напряжение, обиды. Народная мудрость гласит: «с бедой надо переспать» или «утро вечера мудренее».
Чтобы изменить свое эмоциональное состояние терапевты сегодня советуют взрослым использовать музыку. В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушав элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.
Таким образом, исследования ученых доказывают, что колыбельные песни способны не только успокоить и усыпить малыша, но и защищают психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают речь и мышление, знакомят с окружающим миром.
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Анализ результатов анкетирования родителей.
Что знают современные родители о колыбельных песнях, поют ли они, укладывая ребенка спать, чтобы получить ответы на наши вопросы, мы провели анкетирование родителей.
В своих анкетах мы интересовались, поют ли родители своим детям колыбельные песни, как часто они это делают, как помогают колыбельные песни уснуть малышам, какие песни они исполняют, что знают взрослые о колыбельных песнях.
Всего приняло участие 10 человек.( Возраст детей 1-5 лет.)
Ответы на вопросы нашей анкеты были следующие:
Знаете ли, Вы колыбельные песни?
«Да» - человек
«Нет» - человек
Откуда они Вам известны?
«С детства, пели родители» - человек
«Из книг, мультфильмов и кино» - человек
Пели ли Вы колыбельные песни своему новорожденному малышу?
«Да» - человек
«Нет» - человек
Поете ли вы сейчас своему ребенку колыбельные песни?
«Да» - человек
«Нет» - человек
Как часто вы поете колыбельные песни?
«Каждый день» - человек. Из них, детям 1- 2 лет – человек, 3- 4 лет – человек, 5лет- человек
«Иногда» - человек
Детям 1-3 лет – 5 человек, 4-5 лет – 5 человек
Причины, по которым родители уже не поют своим детям колыбельные: уже не нравятся, больше читаем книжки, нет времени, ребенок вырос и засыпает сам, не хотим петь, смотрит мультфильмы, детям не интересны колыбельные.
Песни, исполняемые родителями: «Баю, баюшки, баю», «Прилетели гули», «Сверчок», «Спят усталые игрушки», «Баю, бай», «Спи моя радость, усни», «Колыбельная медведицы», «Спи, дитя мое, усни», «Светит месяц за окном», народные, разные.
Как помогает колыбельная песня уснуть ребенку: хорошо помогает, быстро успокаивается, легко засыпает, расслабляет, убаюкивает, не помогает – ребенок начинает рассуждать.
Что вам известно о влиянии колыбельных песен на детей: успокаивает ребенка; колыбельные усиливают заботу, ласку и любовь матери; спокойный сон; ребенок ласковый; сближает с мамой; ребенок чувствует любовь матери;
Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы.
94% опрошенных нами родителей, пели своему новорожденному малышу колыбельные песни, 62% продолжают их петь, из них каждый день поют 42%, иногда – 20%.
Результаты нашего исследование подтверждают мнение специалистов, что колыбельные песни родители поют детям лишь для того, чтобы успокоить и укачать малыша. Чем старше становится ребенок, тем меньше звучит для него колыбельных песен. Меньше родителей «убаюкивают» колыбельными мальчиков. Это еще раз говорит о том, что современные мамы и папы не знают, какие секреты таят в себе колыбельные песни. Мы решили открыть взрослым «тайну» колыбельных песен.
Заключение
В русской народной культуре колыбельные занимают огромное место. Колыбельные песни складывались веками. Эти песни – очень нужны людям, особенно маленьким, потому, что они помогают в деле воспитания детей, находящихся в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требует постоянного внимания, любви, нежности и ласки.
Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире. Колыбельная песня содержит сведения о проблемах и радостях взрослого мира, дает первые представления о родном языке, знакомит с народной музыкой.
Многие современные мамы мало знают колыбельных песен и не догадываются об их важном значении. «Недополучение» в детском возрасте родительской, а особенно материнской любви, может привести к развитию самых разнообразных психических недугов.
Дети, которым мама с младенчества пела песни более спокойные, здоровые, как будто колыбельная их действительно защищала и оберегала. А всё дело в установленной эмоциональной связи между матерью и ребёнком. Вот и получается, что тесная связь и материнская любовь – это и есть защита малыша от невзгод, а колыбельная – невидимый талисман, изготавливаемый любящим материнским сердцем.
Невидимая сила колыбельных песен таится в особенном диалоге между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности
Используемые источники
Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре – Л.: дет. Лит., 1982 – 191 с.
http://www.rutraditions.ru
http://www.bayushki.ru/lullaby_kode.htm
http://viki.rdf.ru
http://www.happy-kids.ru
http://www.babyblog.ru
http://www.allwomens.ru/9745
http://www.kindermusic.ru
Приложение 1
Приложение 2
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Прошу Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на 8 вопросов. Ваши искренние ответы мне необходимы для написания исследовательского проекта.
Возраст ребенка ______ лет, пол ребенка ___________________.
Знаете ли, Вы колыбельные песни? (Да Нет) Подчеркните
Откуда они Вам известны?________________________________________________
Пели ли Вы колыбельные песни своему новорожденному малышу? (Да Нет)
Поете ли вы сейчас своему ребенку колыбельные песни? (Да Нет)
Как часто вы поете (пели) колыбельные песни? ____________________________________
Если «Нет», укажите причины: ____________________________________________
_______________________________________________________________________
Какие песни вы поете, укладывая малыша спать?_____________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Как помогает ваша колыбельная песня уснуть ребенку? _______________________
_______________________________________________________________________
Известно ли вам что-нибудь о влиянии колыбельных песен на детей? (Да Нет)
Если «Да», то что _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Большое спасибо!
17