СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: "Игра как средство развития эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему: "Игра как средство развития эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Игра как средство развития эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников"»



государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»


Допущена к защите

« » ____________ 2020 г.

Зам.дир.по УВР

/_________/_____________



Защищена с отметкой: _________

Протокол ГИА № __________

от « » ___________2020 г.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Развитие речевой культуры младших школьников на основе использования речевых ситуаций на уроках русского языка

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»




Выполнила:

Студентка 4 «А» группы:

Чухраева Анастасия

Геннадьевна

Руководитель:

Ващенко А. В.

преподаватель профессионального цикла




Допущена к защите:

______________________

подпись руководителя







2 020

СОДЕРЖАНИ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7

1.1 Определение понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации» 7

1.2 Типология упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций 11

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ 19

2.1 Опыт педагогов-практиков по проблеме формирования речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций 19

2.2 Опытно-педагогическая деятельность по развитию речевой культуры младших школьников при обучении русскому языку на основе речевых ситуаций 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 37

















ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Речь современных учащихся начальных классов — детей XXI в. — не блещет чистотой, дети мало общаются, много времени проводят у компьютеров, поэтому зачастую не в состоянии оформить свою мысль без слов «сорняков», которыми и заполняются паузы в речи. Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи.

Проблема формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка стала весьма актуальной. Это связано с тем, что меняются представления о нормах русского языка и о правилах речевой культуры в младшем школьном возрасте, что подтверждается нормативными документами системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве личностных результатов определяет «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»; «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», что является неотъемлемой частью речевой культуры младших школьников. Достижение таких метапредметных результатов, как «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества», теснейшим образом связано также с формированием речевой культуры.

Сегодня каждый учитель испытывает сложность в развитии речевой культуры младших школьников. В учебниках русского языка мы видим, что мало внимания уделяется упражнениям, направленным на развитие культуры речи. Учителю необходимо подбирать дополнительные материалы для решения речевых задач. Развивать речевую культуру обучающихся необходимо при изучении всех учебных дисциплин, но особое внимание формированию этого умения следует уделять на уроках русского языка. С помощью определенных методов, приемов и упражнений учитель может показать учащимся, насколько важно знать нормы речевой культуры и как правильно решать речевые ситуации не только на уроках русского языка, но и в жизни.  Вопросами культуры речи в свое время занимались такие выдающиеся ученые как В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.В. Томашевский, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев и другие.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем считать тему нашей работы актуальной

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования: процесс развития речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка.

В соответствии с объектом и предметом исследования можно определить цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить педагогические условия развития речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка посредством решения речевых ситуаций.

Гипотеза исследования - формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка будет проходить эффективно, если учитель:

- знает сущность таких понятий, как «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой культуры»;

- владеет методами и приемами создания речевых ситуаций на уроках русского языка в начальных классах;

- систематически организует работу с младшими школьниками по формированию речевой культуры с использованием речевых ситуаций.

В соответствии с намеченной целью и рабочей гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

  1. раскрыть сущность понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой культуры»;

  2. изучить типологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций;

  3. проанализировать опыт педагогов-практиков по теме исследования;

  4. осуществить опытно-педагогическую деятельность по развитию речевой культуры на уроках русского языка.

Методологическими основаниями исследования: теоретико-практические исследования известных учёных и методистов Пальцевой Л.И., Ганьшиной Ю.В., Беляевой Е.А., Ващенко Е.Д., Измайловой, Л.В., Демьяновой Н.И., Дунеева А. И., Ефремова В.А., Сергеевой Е.В., Черняк В.Д., Петровой С.В., Незваненко Н.В., Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. раскрывающих различные аспекты развития речевой культуры обучающихся.

В исследовательской работе мы использовали теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ педагогического опыта и практические: анкетирование, беседы, проведение диагностик.

Практическая значимость работы заключается в разработке технологических карт по русскому языку, включающих в себя речевые ситуации для развития речевой культуры в младшем школьном возрасте.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

Исследование было апробировано на научно-практической конференции «Первые шаги в науке». (Приложение 4). Также работа была опубликована на сайты «Мультиурок» (Приложение 5) и «Копилка уроков» (Приложение 6)

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков г.Зернограда, 4 «Б» класс.





























ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Определение понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации»


На современном этапе развития общества в целом и системы образования в частности особенное место отводится русскому языку как учебному предмету, обеспечивающему культурно - гуманистическую направленность, формирование нравственного и эстетического мира личности, развитие ее духовной среды. Развитие культуры речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Проблема формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте находилась в центре внимания педагогов с давних времен.

Для более детального изучения данной проблемы нам необходимо рассмотреть понятия, такие как: «речевая культура», «речевая ситуация».

Рассмотрим такое понятие, как «культура речи».

По мнению советского и российского ботаника, профессора, доктора биологических наук, академика РАЕН, лауреата Государственной премии СССР, специалиста в области систематики высших растений, флористики и интродукции Скворцова Л.И., культура речи – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи. Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, наука, направленная на изучение, сохранение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранители духовных богатств народа. [17, с. 11]

Автор учебника «Русский язык и культура речи» Ващенко Е.Д. рассматривает культуру речи, как раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как овладеть нормами литературного языка и как использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Также она считает, что раздел изучает, как человеку пользоваться речью в зависимости от целей и места общения, от адресата речи. Ведь в рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами качественной оценки высказываний занимается культура речи, то есть она выясняет, говорит человек правильно или неправильно, хорошо или плохо. [4, с. 25]

В своем учебнике по русскому языку и культуре речи российский лингвист Валентина Данииловна Черняк считает, что культура речи – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения. [16, с. 3]

А авторы учебника по русскому языку и культуре речи Л.В. Измайлова, Н.Н. Демьянова и Н.П. Меньшикова утверждают, что каждому сегодня следует понять, что культура речи – это неотъемлемая черта личности, показатель общечеловеческой культуры. Уместно вспомнить и слова великого русского писателя А.П. Чехова: « В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…» [7, с. 6]

Замечательный наш педагог В.А. Сухомлинский считает, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». [8, с. 3]

Автор междисциплинарного словаря Цейтлин С.Н. трактует понятие «речевая культура», как степень соответствия речи нормам орфоэпии, словоупотребления, грамматики и т.д., установленным для данного языка; способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи. [19, с. 93]

Доктор филологических наук Татьяна Григорьевна Винокур считает, что в понятие речевой культуры включается не только соблюдение орфоэпических, грамматических, лексических и прочих норм литературного языка, воспринимаемых говорящими и пишущими в качестве идеала или общепринятой традиции, но также и речевое мастерство, то есть использование наиболее точного, стилистически уместного и выразительного варианта из арсенала языковых средств, и умение применять различные речевые приемы. [3]

Рассмотрев понятия «культура речи», мы пришли к выводу, что мнения авторов пособий имеют определенное сходство, но за основу мы возьмем определение, данное Л.И. Скворцовым: «Культура речи – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи».

Рассмотрим понятие «речевая ситуация».

Основы учения о речевой ситуации закладываются в диалоге Платона «Федор»: «важно, кто говорит и откуда он»; необходимо учитывать «природные свойства своих будущих слушателей» («какими речами какого человека можно убедить»), время, когда…удобнее говорить, а когда воздержаться»; все виды речей «применять вовремя и кстати». [13, с. 191]

Далее эти основы развиваются Аристотелем: «Речь слагается из трех элементов – из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». [13, с. 191]

На современном этапе Нелюбин Л.Л в своем толковом словаре трактует речевую ситуацию как:

1. ситуация, в которой осуществляется речевое общение;

2. реальная действительность, в которой осуществляется коммуникация. В коммуникации с переводом различается речевая ситуация №1, во время которой сообщение принимается переводчиком, и речевая ситуация №2 при приеме сообщения финальным адресатом. Кроме того, в коммуникации с переводом ситуация подразделяется па положительную и отрицательную;

3. Ситуация побуждающая к речи. [12, с. 184]

Советский филолог Клюев Евгений Васильевич считает, что речевая ситуация – это такое стечение обстоятельств жизни, которое создает, порождает потребность высказывания (или диалога). Речевые ситуации могут создаваться искусственно, с учебной целью, особенно в ролевой игре.[9, с. 213]

В педагогическом словаре-справочнике Т. А. Ладыженская трактует понятие «речевая ситуация» следующим образом: 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. [13, с. 191]

Исходя из всех определений различных пособий, мы пришли к выводу, что Клюев Е.В. в своем словаре-справочнике более точно трактует понятие «речевая ситуация».

Понятие «речевая ситуация» предполагает рассмотрение ее компонентов.

Лингвист ХХ в. Дж. Серл считает, что речевая ситуация включает говорящего и слушающего, а также некие «определенные условия». [13, с. 191]

Дж. Ферт, один из основателей «неолингвистики», предлагает в описание ситуативного контекста включать следующие факторы: 1) релевантные признаки участников речевой ситуации; 2) релевантные объекты; 3) результат речевой деятельности. [13, с. 191]

Д. Хаймс, используя методы этнографии, разрабатывает следующую систему признаков речевой ситуации для ее описания: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия), 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется ли устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердце), 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации. [13, с. 191]

В подходе Д. Хаймса ценна прежде всего идея о том, что описать и понять речевую ситуацию можно только при анализе значимых ее признаков, определяющих речь, а не всех бесчисленных особенностей той или иной ситуации действительности.

Проанализировав мнение всех лингвистов, мы пришли к выводу, что ближе для нас описывает компоненты речевой ситуации Делл Хаймс.

Мы изучили определение понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации» и пришли к выводу, что:

  • культура речи – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи;

  • речевая ситуация – это такое стечение обстоятельств жизни, которое создает, порождает потребность высказывания (или диалога). Речевые ситуации могут создаваться искусственно, с учебной целью, особенно в ролевой игре.

  • Компоненты речевой ситуации: 1) участники, 2) предмет речи, 3) обстоятельства, 4) канал общения, 5) код, 6) речевой жанр, 7) событие, 8) оценка эффективности речи, 9) цель.

В следующем параграфе мы рассмотрим типологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций


1.2 Типология упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций


Рассмотрев основные понятия нашего исследования, мы понимаем, что процесс формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского очень сложен и требует учета возрастных особенностей.

Возраст, о котором пойдет речь, считают одним из самых стабильный периодов жизни человека – почти никаких новых проблем взрослые не замечают в своих отношениях с детьми, поэтому, возможно, «отдыхают» от учительских и родительских забот, общаясь с ребятами от восьми до двенадцати.

Известный российский философ, психолог и педагог Блонский Павел Петрович в своих трудах рассматривает своеобразие школьного возраста. Он утверждает: « Дошкольный возраст – возраст игры; школьный возраст – возраст систематического обучения: игра все больше и больше отходит на задний план.

В интеллектуальном отношении школьный возраст отличается от дошкольного тем, что школьный возраст – возраст развития научного мышления и усвоения основ научного знания. В школьном возрасте ребенок постепенно дорастает до уровня умственного развития современного цивилизованного человека». [2, с. 162]

А сейчас рассмотрим развитие речевой культуры в младшем школьном возрасте. Кандидат психологических наук Олеся Борисовна Дарвиш отмечала, что в начальной школе увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Младший школьник проявляет активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов, ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка. [5, с. 99]

Как правило, обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в слишком малом объеме. Одна из причин такого положения в том, что учителя не имеют ясной программы этой работы, не видят возможностей для ее систематического включения в уроки русского языка. А эти возможности есть.

М. С. Соловейчик в своем учебнике по русского языку для начальной школе приводит таблицу, в которой представлено примерное распределение работы по культуре речи по различным грамматико-орфографическим разделам русского языка в начальной школе.[15, с. 280]


Таблица 1.1

Содержание работы по культуры речи

Разделы и темы курса

«Русский язык»

Содержание работы по культуре речи

1

2

Звуки и буквы



Состав слова









Части речи














Предложение

Работа над правильной постановкой ударения, над нормами произношения


Работа над нормами словообразования: обучение правильному образованию слов с помощью приставок, суффиксов, предупреждение ошибок типа «учувсвовал», «тихота», «осинновик».

Повышение точности и выразительности речи путем использования нужных приставок, суффиксов. Предупреждение повтора однокоренных слов ( «случаются случаи», «празднуют праздник»). Работа над соответствием приставок и предлогов типа: «добрался до…», «зацепился за…», «вцепился в…»


Обучение правильному формообразованию, предупреждению, предупреждение ошибок в формах рода, числа, падежа имен существительных («фамилие», «грабля», «делов»), личных глаголов («ездиет», «стери», «хотит»), личных местоимений («ихний», «е ей»). Работа над нормами согласования («огромный дупло», «вареная картофель»), над нормами управления («застрял в лужу», «описывать о природе»), над координацией главных членов («детвора веселились», «солнце села»).

Обогащение детской речи прилагательными. Обучение выбору более точного слова той или иной части речи; предупреждение повторов слов за счет синонимов в рамках той же части речи, местоимений. Предупреждение неумелого использования местоимений («видели детей с шарами… Они были красные, синие…)


Работа над нормами согласования, управления, координации главных членов. Предупреждение ошибок в нарушении границ предложения («Когда прозвенел звонок. Все пошли в класс»; «Мальчик пошел в лес. И заблудился»), в использовании однородных членов («Все люди и дети шли на площадь»). Обогащение синтаксического строя детской речи.


В представленной таблице рассмотрены не все вопросы культуры , выносимые на уроки русского языка, а только те, рассмотрение которых легко сочетается с изучением определенного грамматико-орфографического материала.

Соловейчик Марина Сергеевна приводит типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи.

  1. Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Место этого упражнения – на уроке чтения, при подготовке к изложениям, при проведении диктанта, списывания и т. д. - везде, где мы имеем дело с хорошим выразительным текстом.

Эффективным приемом проведения наблюдений за употреблением средств языка может быть лингвистический (стилистический) эксперимент, при котором текст «портится» (в нем заменяются, опускаются слова, перестраиваются предложения и т.д.) для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.

  1. Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. В зависимости от грамматико-орфографической темы урока, от того, какие именно погрешности учитель считает нужным предупреждать при подготовке или анализе данного изложения, сочинения: править отдельные слова, формы слов, словосочетания, предложения и тексты.

  2. Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. При этом надо обязательно уточнить конечную цель, что мы хотим получить.

  3. Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, замена слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно и др. Это упражнение может дополнять собой, продолжать два предыдущих. Для тренировки ученику предлагается специально предназначенный материал.

  4. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т.д. Отличие этого упражнения от предыдущих в том, что при его выполнении ученик сам ищет средства для решения речевой задачи, а не опирается на готовые. [15, с. 282]

Младшие школьники, используя языковые средства, должны соблюдать нормы произношения, ударения, учитывать особенности лексической сочетаемости слов, специфику их формирования и включения в синтаксические конструкции.

Работа по формированию речевой культуры младших школьников может включать продуцирование учебно-речевых ситуаций как одно из эффективных средств развития коммуникативных навыков.

Желательно использовать в образовательном процессе такие ситуации, которые определяли бы мотивацию речи, ставили младшего школьника перед необходимостью вступить в общение, вызывали у него познавательный интерес и желание выразить свое мнение, предложить способы решения проблемы.

Речевые ситуации воспроизводят реальное общение, которое происходит в образовательном процессе с учетом его мотивационной направленности, содержательной стороны и выполняемых функций. Особенность состоит в том, что ученик должен строить свое высказывание в учебно-научном подстиле, задавать вопросы и приводить аргументы, используя терминологическую лексику, следовать законом логики, стараться, чтобы речь была правильной.

В связи с этим применение речевых ситуаций направлено на развитие у младших школьников следующих умений: 1) отвечать на вопросы и формулировать их; 2) использовать языковые средства учебно-научного стиля для решения коммуникативной задачи; 3) Аргументировать собственное мнение.

Учителю нужно включать в урок ситуации, которые содержат исчерпывающую информацию для создания высказывания с учетом обозначенных условий общения, а так же это могут быть и ситуации, в которых имеется не вся информация, а другие элементы создаются учениками.

Структура речевой ситуации содержит следующие элементы:

  • условия взаимодействия (официальное, полуофициальное, бытовое);

  • адресат;

  • цель (сообщение, воздействие, общение).

Работа по моделированию учебно-речевых ситуаций включает несколько этапов.

1-й этап. Определение цели общения и коммуникативных задач; обстановка; адресат речи).

2-й этап. Планирование содержания высказывания.

3-й этап. Создание высказывания в соответствии с учебной задачей.

4-й этап. Оценка реакции слушателей, коррекция речи в соответствии с нормами русского языка. [15]

Кандидат филологических наук Петрова С.В. приводит примеры заданий, которые можно использовать на уроках русского зыка в начальной школе с целью формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте.

  1. Рассмотрите четыре рисунка. Вы, конечно, знаете название того, что изображено. Представьте, что кто-то не знает. Как вы объясните значение слов: скайп, поляна, береза, Сочи?

  2. Представьте, что ваш одноклассник пропустил по причине болезни несколько уроков. Расскажите ему об имени существительном как о части речи, укажите, что обозначает имя существительное, назовите вопросы, на которое оно отвечает, как изменяется, чем является в предложении?

  3. Прочитайте и сравните предложения. В обоих ли предложениях есть однородные члены? Сформулируйте проблему и гипотезу. Приведите аргументы, подтвердите или опровергните свое предположение. Сделайте вывод В каком из предложений пропущены знаки препинания?

В саду росли голубые желтые розовые и красные цветы.

В саду росли крупные душистые белые цветы.

  1. Что объединяет представленные слова? Есть ли среди них лишнее? Найдите способы решения проблемы, определив сходства и различия в значении данных единиц. Сделайте вывод.

Родник, источник, ключ, исток.

В ходе выполнения подобных заданий важно, чтобы учащиеся начальной школы научились пользоваться языковыми клише, характерными для речевых ситуаций. Учителю необходимо обращать внимание на темп речи. Учащиеся должны говорить четко, не частить, но и не растягивать слова, использовать спокойный, уверенный тон речи, голос должен быть умерено громким. [15]

Рассмотрев второй параграф, мы можем сделать вывод о том, что развитие и совершенствование речевой культуры младших школьников – одна из основных задач начального образования. Успех любой коммуникации во многом зависит от того, насколько точно в соответствии с конкретной речевой ситуацией носитель языка умеет выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.

Итак, в первой главе нашей исследовательской работе, мы рассмотрели психологи - педагогические основы процесса формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка и пришли к выводу, что данная исследование необходимо начинать с определения понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации». Мы рассмотрели понятия следующих авторов: Дарвиш О.Б., Болонского П.П., Урунтаеву Г.А., Клюева Е.В., Винокура Т.Г., Ладыженскую Т. А., Сухомлинского В.А., Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П., Черняк В.Д, Ващенко Е.Д., Скворцова Л.И.

Наиболее подходящие для нашего исследования мы считаем понятия:

Л.И. Скворцова: «Культура речи – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи»;

Е. В. Клюева «Речевая ситуация – это такое стечение обстоятельств жизни, которое создает, порождает потребность высказывания (или диалога)»;

Делл Хаймс: «признаки речевой ситуации для ее описания: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия), 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется ли устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердце), 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации».

Далее мы рассмотрели типологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций и пришли к выводу, что моделирование учебно-речевых ситуаций на уроках русского языка с употреблением стереотипных выражений соответствует современным требованиям к приемам обучения и будет способствовать развитию речевой культуры детей младшего школьного возраста.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в нашем исследовании необходимо рассмотреть в дальнейшем практические аспекты данной проблемы.























ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ

2.1 Опыт педагогов-практиков по проблеме формирования речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций

Для того, что бы продолжить наше исследование, нам необходимо изучить опыт педагогов-практиков по данной проблеме.

Рассмотрим опыт учителя начальных классов МОУ «Борисовская СОШ №1 имени А.М. Рудого» Беляевой Елены Анатольевны, которая работает над формированием культуры речи младших школьников. За время работы учителем начальных классов у Елены Анатольевны сложилась своя система использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением уровня речевой культуры детей младшего школьного возраста.  

При работе над этой проблемой Беляева Е.А. выделяет 4 уровня формирование речевой деятельности:

  • произносительный,

  • лексический,

  • грамматический,

  • работа над связной речью.

К каждому из уровней учитель подобрал задания и упражнения.

Произносительный уровень направлен на звукопроизношение и артикуляцию. Так как многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности  артикуляции, Елена Анатольевна в начале урока всегда проводит дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Данные упражнения направлены на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Для развития правильного звукопроизношения учитель использует чистоговорки и скороговорки, которые направлены на достижение выразительности речи:

  • прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко;

  • прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно;

  • поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.

Лексический уровень. Для решения такой проблемы, как обогащение словарного запаса Беляева предлагает следующие задания и упражнения:

  1. Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить - …)

  2. Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)

  3. Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)

  4. «Что бывает?» ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;  )

  5. «Узнавание» ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

  6. «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями), (учитель … ( учит); кузнец - …)

  7. «Сравни» 

a.  по вкусу – лимон и мед

b.  по цвету – грушу и сливу

c.  по высоте – куст и дерево

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому Елена Анатольевна ставит себе задачу не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.

Грамматический уровень. На этом уровне для Формирования грамматических навыков правильной речи у детей учитель использует следующие задания и упражнения.

  1. «Найди ошибку»:

         * Зимой в саду расцвели яблони.

         * В полу лежит красивый ковер;

  1. составление предложений по разным моделям:

         * Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)

  1. изменение порядка слов;

         * На пороге сидела и жалобно мяукала кошка;

  1. распространение предложения.

          Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, Елена Анатольевна тем самым подводит их к работе над связной речью.

Работа над связной речью. Для этого Беляева Е.А. учит детей  рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение), выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, строить логически обоснованное высказывание.

При этом, как выделяет Елена Анатольевна, важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Учитель в своей работе приводит несколько жанров, в форму которых можно облечь высказывания детей:

  1. «Если бы…»

       «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)

  1. Повествование от имени неживого предмета.

                   «История из жизни старого башмака»

                   «Кочан капусты»

                   «Новая сковорода»

  1. «Ролевые диалоги»

 - придумать разговор сказочных персонажей по телефону.

На  всех четырех уровнях развития речевой деятельности Елена Анатольевна представила упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь. [1]

Проанализировав опыт Беляевой Елены Анатольевной, мы сделали вывод, что благодаря дыхательным гимнастикам, созданию речевых ситуаций, заданиям и упражнениям, которые направлены на формирование речевой деятельности младших школьников, будет виден уровень повышен я речевой культуры детей.

Далее мы рассмотрим опыт учителя начальных классов МБОУ гимназии №9, г. Воронежа Натальи Владимировны Незваненко, которая большое внимание уделяет созданию учебных ситуация на уроках. Она считает, что по отношению к обучающимся учебная ситуация представляет собой единицу учебной деятельности, в результате овладение которой школьники получают специфические комплексные результаты предметного, межпредметного и метапредметного характера.

В своей работе Наталья Владимировна рассматривает вопрос: как соотносится учебная ситуация с учебной задачей. Для ответа она выясняет, что понимается под учебной задачей и приходит к выводу, что учебная задача решается в рамках учебной ситуации.

По мнению Незваненко Н.В. цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственный продукт определенного качества. Задача учителя заключается в том, что бы создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, уметь переводить учебные задачи и учебную ситуацию, побуждающую учеников к активному действию и создающую мотивацию учения.

Наталья Владимировна под учебной ситуацией понимает аналог жизненно важной для учащихся проблемы. Так же учитель считает, что любая учебная ситуация направлена на совершенствование предметных и формирование универсальных умений, и выделяет следующие типы учебных ситуаций: «Поиск информации», «Алгоритм», «Работа с текстом», «Анализ», «Логическая цепь», «Контроль», Причина и следствие» и др. Если учебная ситуация решается в паре или группе, то она становится учебной ситуацией, способствующей формированию коммуникативных УУД.

Рассмотрим некоторые примеры учебных ситуаций, которые приводит Наталья Владимировна Незваненко.

Учебная ситуация «Анализ» (русский язык). Учащиеся анализируют разные речевые ситуации (их нужно разыграть в группах, затем представить членам жюри): «Начните телефонный разговори в соответствии с ситуацией: вы звоните однокласснику, трубку телефона поднял кто-то из его родственников ( мама, папа, бабушка, дедушка); трубку телефона поднял младший брат одноклассника; вы не уверены, что правильно набрали номер телефона. Как вы общаетесь в разных ситуациях, какие формулы вежливости используете?»

Совершенствуется речь учеников, умение применять формы вежливости.

Учебная ситуация «Кто прав?» (русский язык) также представляет собой ситуацию «Анализ»: « Перед уроком Маша и Даша увидели на доске запись: едете – едите. Маша сказала, что это учительница записала одно и то же слово, а на уроке попросит определить, как писать правильно. Даша сказала, что учительница записала два разных слова, а на уроке попросит придумать предложение с каждым из них. Определите, какая из девочек права, и выполните то задание, которое она предлагала».

Следующая учебная ситуация «Работа с текстом» может быть применена уже в период обучения грамоте. Ситуации такого типа нацелены на формирование у первоклассников умение наблюдать признаки текста, определять его тему и озаглавливать. Учебная ситуация «Выбери заголовок».

Учащимся необходимо не только выбрать один из предложенных заголовков, но и обосновать свою точку зрения, доказать, читая предложения из текста, почему остальные заголовки не подходят.

В ходе работы учитель может организовать многократное перечитывание текста по разным основаниям, каждый раз создавая новый мотив для чтения и анализа предложенного языкового материала, что позволяет уже в период обучения грамоте решать задачи по развитию речи учащихся.

Из опыта Натальи Владимировны Незваненко мы сделали вывод, что учебный материал, который изучается в начальной школе, выступает как материал для создания учебных ситуаций. Их применение в учебной процессе мотивирует учеников, позволяет совершенствовать предметные и формировать метапредметные результаты.[11]

Рассмотрим опыт учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Нарьян-Мара» Шабановой Любви Николаевны.

Тема опыта: «Работа над развитием речи на уроках русского языка важнейшее условие формирования коммуникативной компетентности »

Актуальность исследования, как говорил учитель, обусловлена потребностью общества в развитии речи детей, так как развитая речь детей является не только основой их школьной жизни, но и потенциалом овладения информационными и коммуникативными технологиями.

Работа началась с обследования уровня речи детей, их словарного запаса, владения грамматическим строем языка. Это обследование регулярно проводится школьным логопедом и дефектологом при поступлении детей в первый класс.

Проанализировав данные обследования, ориентированные на обязательный уровень усвоения программы детского сада, Любовь Николаевна пришла к выводу, что необходимость формирования и развития речи учащихся, действительно, важная проблема, которая требует систематической работы на уроках русского языка и литературного чтения. Поэтому очевидным стал поиск всевозможных путей решения проблемы развития речи младших школьников.

Диапазон опыта представлен системой работы по развитию речи на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой в развивающей системе обучения Л.В. Занкова как необходимое условие формирования коммуникативных универсальных учебных навыков.

Длительность работы над опытом – 4 года.

Система работы по развитию речи чётко выстроена во всех учебниках русского языка с первого по четвертый класс и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в парах, в группах при изучении каждой темы.

Работа по развитию речи осуществляется через следующие этапы деятельности

Развитие произносительной стороны речи:

  • постановка правильного речевого дыхания;

  • развитие органов речевого аппарата;

  • работа над дикцией;

  • развитие интонационной выразительности речи.

Цель данного этапа – овладение учащимися следующими техническими умениями:

  1. Соблюдение правильного речевого дыхания , чтобы обеспечить опору своему голосу.

  2. Правильное произнесение звуков речи.

  3. Умелое владение средствами речевой выразительности (сила голоса, тон, тембр, скорость и другие).

  4. Выражение голосом своих чувств.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому с самых первых уроков большое внимание учитель уделял работе над правильным произношением (орфоэпией), над хорошей и культурной речью: отрабатываются навыки интонирования. Организовала наблюдение над звукописью, работали над скороговорками в целях исправления дефектов произношения, обращали внимание на образные средства языка, на речевой этикет.

На разминках, орфоэпических минутках, на этапе актуализации субъективных знаний Любовь Николаевна проводила языковые игры, повышающие мотивацию обучения школьников, позволяющие сделать уроки живыми, интересными, познавательными.

Анализ опыта работы показал, что сложившаяся система работы по развитию речи дала положительные результаты в развитии коммуникативной компетентности учащихся, сформировала положительную мотивацию к обучению, увеличила результативность подготовки по русскому языку и литературному чтению, позволила в значительной мере повысить творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности.

Важный показатель хорошей, правильной речи - плавность изложения. Этому учит работа с тестом изложения, сочинения. Любовь Николаевна предлагает полный конспект урока-изложения для 3-4 класса. (Приложение 2)

Опыт показывает, что систематическая и углубленная работа над развитием речи приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии младших школьников.

В данном параграфе мы изучили работу педагогов практиков и пришли к выводу, что ближе к нам была учительница начальных классов Беляева Елена Анатольевна. Она раскрыла авторскую систему использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением культуры речи младших школьников, и данный опыт мы будем использовать в своем исследовании.





2.2 Опытно-педагогическая деятельность по развитию речевой культуры младших школьников при обучении русскому языку на основе речевых ситуаций



В процессе изучения теоретических основ по проблеме нашего исследования, передового опыта учителей начальной школы мы убедились в том, что систематическая и углубленная работа над развитием речи приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии младших школьников.

Апробация исследования проводилась в МБОУ СОШ УИОП в 4 «Б» классе, обучающемся по программе «Школа России».

На первом этапе преддипломной практики состоялась беседа с учителем Фидорцовой Е.С., которая дала психолого-педагогическую характеристику класса, в котором обучается 29 учащихся (16 мальчиков и 13 девочек). Все учащиеся успевают. В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики, несмотря на свой возраст, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение, ребята стараются решать возникающие проблемы путем диалога.

Уровень обученности по русскому языку – 100%, качество обученности - 68%.

Далее мы провели тестирование учащихся с целью выявления уровня речевой культуры учащихся.

Детям был предложен тест, составленный учителем начальных классов Ганьшиной Юлией Владимировной МБОУ "Школа №59", г. Рязань, включающий 11 вопросов (Приложение 3).

В тестировании участвовало 19 учеников, из которых 9 (48%) получили отличные отметки, из них 2 ученика не сделали ни одной ошибки, 3 человека (15%) выполнили работу на «4», остальные 7 (37%) - на 3. Большинство учащихся сделали ошибки в 1 и 9 номерах.

Результаты тестирования по каждому заданию представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1.

Результаты тестирования

Задания

Число учащихся, которые сделали ошибки

%

1. Поставь ударение.

Цель - выявление уровня знаний норм ударения в словах.

10

53

2. Подчеркни слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН.

Цель - заданий выявление уровня знаний норм произношения

3

16

3. Подчеркни слова, в которых сочетание ТЕ произносится как ТЭ.

Цель - заданий выявление уровня знаний норм произношения

4

21

4. Подчеркни слова, в которых перед звуком Э произносится твердый согласный.

Цель - заданий выявление уровня знаний норм произношения

2

10

5. Вычеркни лишнее слово.

Цель - определение способности установления синонимического ряда.

1

5

6. Подчеркни слово, противоположное по смыслу.

Цель - определение умения находить антоним к данному слову.

2

10

7. Подчеркни нужное слово.

Цель - определение умения разграничивать значения паронимов.

3

16

8. Подчеркни правильную форму слова. Цель - выявление умения определять форму имен существительных во множественном числе родительном падеже.

2

10

9. Определи род имён существительных. Вставь пропущенные окончания.

Цель - выявление умения определять род имен существительных и согласовывать их с именами прилагательными.

12

63

10. Вставь нужный предлог (на, из, с, в). Цель - определение умения правильно употреблять предлоги.

2

10

11. Вставь подходящие по смыслу слова. Цель - определение словарного запаса младшего школьника.

3

16


Анализ результатов показал, что у обучающихся 4 «Б» класса преобладает высокий уровень развития речевой культуры.

Кроме анкетирования, была запланирована «Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников (Татьяны Анатольевны Фотековой)» (Приложение 1), разработанная с целью определения уровня сформированности речевых умений и навыков школьников как важного условия развития коммуникативной функции речи, однако в условиях дистанционного обучения осуществить данную диагностику не было возможности, поскольку она предполагала непосредственное взаимодействие с учениками.

На основном этапе опытно-педагогической деятельности, руководствуясь результатами тестирования, мы провели 10 уроков русского языка (Приложение 7), на каждом из которых создавали учебно-речевые ситуации, направленные на развитие культуры речи учащихся.

На уроке по теме «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» на этапе актуализации опорных знаний мы работали над коммуникативным аспектом речи с помощью создания речевой ситуации: «Сейчас вы поработаете в группах. У каждой группы будет по несколько предложений. Вам необходимо переставить эти предложения так, чтобы получился текст. После этого подумайте, в какой сфере деятельности можно использовать данный текст. Аргументируйте свое мнение». Работа проходила на платформе ВКонтакт. Дети работали в группах по 7 человек, следовательно, было создано 4 группы. Для каждой команды была создана отдельная беседа, где всем были даны предложения, из которых учащиеся должны были составить текст. За каждой беседой велось наблюдение. Ребята выяснили, что у всех - одна тема, но разные стили текста. Посовещавшись в своих группах, ученики в общем чате доказывали, что это текст, рассказывали, в какой сфере деятельности можно использовать его и объясняли почему.

Данная учебно-речевая ситуация была направлена не только на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, но и на развитие коммуникативных качеств речи.

Следующий урок был проведен по теме «Глагол» по типу «отработка умений и рефлексии». Мы продолжили работу по формированию у младших школьников речевой культуры посредством решения речевых ситуаций. На этапе целеполагания была создана учебно-речевая ситуация «Кто прав?», направленная на формирование коммуникативных качеств хорошей речи. «Сегодня услышала спор двух девочек. Одна говорила, что глагол — это, значит, такая часть речи, в общем, он обозначает действие. А вторая утверждала, что глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Как вы думаете, чья формулировка является более точной, логичной, правильной. Обоснуйте свое мнение». Урок проходил на платформе Вконтакт. В общую беседу была скинута презентация, по которой дети выполняли задание. Учащиеся вспоминали определение глагола, вопросы, на которые он отвечает и признаки глагола. Каждый ребенок отправил в личное сообщение учителю голосовое сообщение, в котором обосновал свое мнение по данной речевой ситуации.

Урок по теме «Язык. Речь. Текст» включал в себя работу над этическими нормами. Была создана следующая речевая ситуация, направленная на развитие умений различать текст и набор предложений; вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе. «Представьте, что к нам прилетел марсианин. Встретьте гостя, поздоровайтесь, представьтесь, а затем расскажите ему о ките. Для этого вам нужно выбрать одну запись, которая является текстом. Какой текст вы выбрали? Обоснуйте свой выбор». В этот раз дети работали в малых группах. В группы мы их объединили при помощи трех цветов: красного, зеленого и синего. Дети выбирали цвет, и таким образом попадали в ту или иную группу. После того, как дети выбрали текст, аргументировали свой выбор, мы создали групповой видеозвонок с каждой группой на платформе WhatsApp, где дети разыгрывали сцену встречи с марсианином. В связи с техническими неполадками, не у всех была возможность присоединиться к видео-чату.

На уроке по теме «Состав слова», мы попробовали организовать работу в парах. Коммуникативное задание было следующим: «Представьте, что ваш одноклассник заболел и пропустил одну тему. Объясните ему, что такое состав слова, какие части слов вы уже знаете и главное расскажите, для чего надо знать части слова? Постарайтесь сделать ваш рассказ лаконичным». Работа проходила на платформе WhatsApp. С каждой парой была проделана индивидуальная работа по видеосвязи. Так как время было ограничено, мы создавали групповой звонок по 6 человек, таким образом, у нас получилось 5 групповых звонков. Пока одна микро-группа работала по видеосвязи, другие команды работали с презентацией, которая была выложена на яндекс - диск.

Также была проведена работа над нормативным и коммуникативным аспектами речи, с помощью создания следующей речевой ситуации: «Сейчас вы прочитаете 4 текста. Найдите и исправьте ошибки. Определите, что общего у них, и чем они различны. Подумайте, где мы можем употреблять данные тексты? Представьте, что вы находитесь на совещании, ведете диалог с другом, смотрите новости, читаете произведение. Какой текст вы выберете для данных ситуаций общения? Аргументируйте свой ответ». Мы объединили детей в 4 группы, и каждая группа работала в своей беседе в ВК. Детям предлагалось почувствовать себя в роли учителей и исправить ошибки, допущенные в текстах. После того, как каждая группа исправила ошибки, они скинули готовый текст в общий чат. Таким образом, у нас получилось 4 исправленных текста. Далее мы продолжали работу в группах для того, чтобы проследить активность всех учеников. В своих групповых беседах дети определили сходства и различия данных текстов и пришли к выводу, что тема у всех одинаковая, а стили – разные. Благодаря сделанному выводу, дети без труда ответили на вопрос: «Где мы можем употреблять данные тексты?».

В конце урока дети поделились своими впечатлениями в голосовом сообщении. Многие дети отмечали эти речевые ситуации.

Хочется отметить, что все разработанные речевые ситуации вызвали эмоциональное оживление и большой интерес у детей, послужив стимулом для их дальнейшей творческой самостоятельной деятельности, которая отражалась не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах.

На заключительном этапе мы повторно провели тестирование для выявления уровня речевой культуры учащихся. Из 29 учащихся - 20 человек получили высший бал, а остальные совершили по одной ошибке.

Анализ тестирования и сопоставление результатов представлены в диаграмме.


Диаграмма 2.1. Анализ результата тестирования.

Сопоставление результатов.



Таким образом, из-за дистанционного обучения мы не можем полностью опираться на результаты тестирования, но, несмотря на это, на заключительном этапе видна положительная динамика. Это связано еще с тем, что на заключительном этапе тестирование проходили все дети. Следовательно, после уроков, на которых были созданы речевые ситуации, у детей не только повысился словарный запас, но и увеличился уровень знаний норм русского языка. Хочется отметить, что активное участие в диалогах, беседах и диспутах помогло детям приобрести один из важнейших коммуникативных навыков - умение отстаивать свою точку зрения.

Итак, во второй главе мы рассмотрели педагогические условия формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка посредством решения речевых ситуаций и пришли к выводу, что опыты таких учителей начальной школы, как Беляевой Елены Анатольевны, Натальи Владимировны Незваненко и Шабановой Любви Николаевны подходят для нашего исследования. Ближе к нам была учительница начальных классов Беляева Елена Анатольевна. Она раскрыла авторскую систему использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением уровня культуры речи младших школьников, и данный опыт мы будем использовать в своем исследовании.

Далее мы проанализировали организацию работы по развитию речевой культуры в младшем школьном возрасте и пришли к выводу, что систематическая работа над развитием культуры речи учащихся повышает уровень развития речевой культуры учащихся младшего школьного возраста. Благодаря проведенным урокам по русскому языку, на которых мы на разных этапах урока создавали учебно-речевые ситуации, на заключительном этапе результаты тестирования были выше, чем результаты на начальном этапе.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность проблемы формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка обусловлено снижением уровня речевой культуры у младших школьников. Исходя из этого, была сформулирована тема исследования «Развитие речевой культуры младших школьников на основе речевых ситуаций»

Перед исследованием была поставлена цель «изучить педагогические условия развития речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка посредством решения речевых ситуаций».

Для достижения цели были поставлены и решены задачи исследования.

Для решения первой задачи нами были рассмотрены основные понятия исследования «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации». Эти определения мы брали из учебников, книг и словарей таких, как: «Школьный словарь» Л.И. Скворцов, «Русский язык и культура речи» Е.Д. Ващенко, «Популярный словарь русского языка» А.П. Гуськова, «Новый ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия» Д. А. Иванов, «Русский язык и культура речи для педагогических колледжей» Л.В. Измайлова, Н.И. Демьянова, «Речевая коммуникация» Е.В. Клюев, «Словарь-справочник по методике преподавания русского языка» М.Р. Львов, «Риторика. Культура речи» М.Р. Львов, «Русский язык и культура речи» В.Д. Черняк, «Педагогическое речеведение. Словарь-справочник» Т.А. Ладыженская.

Проанализировав все пособия, мы сделали вывод, что ученые, работавшие над проблемой формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте, придерживаются одной точки зрения по определению понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации».

Рассмотрев все понятия, мы пришли к общему мнению, что речевая культуры – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи. Речевая ситуация – это такое стечение обстоятельств жизни, которое создает, порождает потребность высказывания (или диалога). Речевые ситуации могут создаваться искусственно, с учебной целью, особенно в ролевой игре. Компоненты речевой ситуации: 1) участники, 2) предмет речи, 3) обстоятельства, 4) канал общения, 5) код, 6) речевой жанр, 7) событие, 8) оценка эффективности речи, 9) цель.

Для решения второй задачи мы рассмотрели типологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций и пришли к выводу, что моделирование учебно-речевых ситуаций на уроках русского языка с употреблением стереотипных выражений соответствует современным требованиям к приемам обучения и будет способствовать развитию речевой культуры детей младшего школьного возраста.

Для решений третьей задачи нашего исследования мы изучили опыт таких педагогов практиков по исследуемой проблеме, как Беляевой Елены Анатольевны, Натальи Владимировны Незваненко и Шабановой Любви Николаевны. Мы увидели, что с помощью различных методов, заданий и упражнений учитель может формировать речевую культуру на уроках русского языка. Также многие учителя создают речевые ситуации, которые ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у  него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то. Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. И, как показывают опыты, наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. И чем раньше начать развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее сможем добиться желаемых результатов.

Для решения четвертой задачи мы организовали работу в 4 классе на уроках русского языка. На начальном этапе мы провели тестирования с целью выявления уровня культуры речи учащихся. По результатам теста 9 человек получили отличную отметку, это значит, что у них высокий уровень развития культуры речи. А у трех человек выявлен средний уровень развития речевой культуры. Далее мы провели 10 уроков по русскому языку. Каждая технологическая карта была связана с темой нашего исследования, т.е. мы на каждый урок создавали речевые ситуация, которые направлены на развитие культуры речи младших школьников. На заключительном этапе было проведено то же тестирование, что и на начальном этапе. В связи с переходом на дистанционное обучение мы не можем в полной мере полагаться на результаты тестирования, но по анализу результатов мы выявили повышение уровня речевой культуры учащихся.

Таким образом, нам удалось реализовать цель исследования, а также подтвердить гипотезу о том, что формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка будет проходить эффективно, если учитель:

- знает возрастные особенности младших школьников, связанные с развитием их речевой культуры;

- владеет методами и приемами создания речевых ситуаций на уроках русского языка в начальных классах;

- систематически организует работу с младшими школьниками по формированию речевой культуры на основе диагностики.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Беляева, Е.А. Формирование культуры речи младших школьников как средства развития образовательной компетентности в соответствии с требованиями начального общего образования. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov (Дата обращения: 7.02.2020) - Текст: электронный.

  2. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2016.- 392 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/pedologiya-393831#page/2 (Дата обращения: 25.02.2020) – Текст: электронный.

  3. Винокур, Т. Г. Десять заповедей культуры речевого поведения // Русский язык. 2002 № 31. Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200203102 (Дата обращения: 25.02.2020) – Текст: электронный.

  4. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д.Ващенко.-Изд. 6-е, испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.- 349 с. Текст: непосредственный.

  5. Ганьшина, Ю. В. «Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале» 2007.

  6. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/ под ред. В.Е. Клочко.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-264с. Текст: непосредственный.

  7. Иванов, Д. А. Новый ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия.-М.: Издательсво УЦ «Перпектива», 2013.-80 с. Текст: непосредственный.

  8. Измайлова, Л.В., Демьянова Н.И. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей: - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 412 с. Текст: непосредственный.

  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с. Текст: непосредственный.

  10. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М.:РИПОЛ КЛАССИК 2002.- 302 с. Текст: непосредственный.

  11. Методика преподавания риторики: учебное пособие / под ред. докт. пед. наук, проф. Н. А. Ипполитовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 335 с. Текст: непосредственный.

  12. Незваненко, Н. В. Учебные ситуации на уроках в начальной школе / Журнал "Начальная школа" №5. 2019 – 124 с. Режим доступа: https://n-shkola.ru/archive/view/363 (Дата обращения: 8.03.2020) Текст: электронный.

  13. Нелюбин, Л.Л. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л.Нелюбин. – 3-е изд., перераб. – М.: Флинта: Наука, 2003.-320 с. Текст: непосредственный.

  14. Пальцева, Л.И. «Формирование речевой культуры у младших школьников». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-i-formirovanie-rechevyh-umeniy-i-navykov-v-nachalnoy-shkole (Дата обращения:12.03.2020) Текст: электронный

  15. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.- Изд. П 24 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А.А. Князьков.- М.: Флинта, Наука, 1998.- 312 с. Текст: непосредственный.

  16. Петрова, С.В. Учебно-речевые ситуации как средство совершенствования речевой культуры младших школьников. 2019. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38163297 (Дата обращения: 13.03.2020) Текст: электронный

  17. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик.- М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994.-383 с. Текст: непосредсвенный.

  18. Русский язык и культура речи. Учебник / А. И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк. Под ред. В.Д.Черняк.- СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2004. – 368 с. Текст: непосредственный.

  19. Скворцов, Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи / Л. И. Скворцов. – М. : Дрофа, 2010. – 431, [1] с. Текст: непосредственный.

  20. Тестовая методика экспресс -диагностики устной речи младших школьников Татьяны Анатольевны Фотековой (2000г.) Режим доступа: http://www.stepancevoschool.edusite.ru/DswMedia/testovayametodikafotekovoy.pdf (Дата обращения: 10.14.2020

  21. ) Текст: электронный.

  22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с. Текст: непосредственный.

  23. Цейтлин, С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А, Шапиро Е.И. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям словесникам, логопедам и студентам.- СПб.: КАРО, 2006.-128 с. Текст: непосредственный.








20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!