В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По кар
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
те-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Легендарный летчик Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Вклад в Великую Победу»»
Муниципальная научно-практическая конференция
«Отечества достойные сыны», «Маршалы Победы»
Исследовательская работа на тему:
«Легендарный летчик Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Вклад в Великую Победу»
Тематическая секция: «Отечества достойные сыны»
(Герои войны и тыла)
Работу подготовил:
Сысык Софья
обучающаяся 10 «А» класса
МБОУ СОШ № 13
ст. Привольной
Руководитель:
Ткаченко Марина Леонидовна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 13 ст. Привольной
Каневской район
2020 год
Оглавление:
| Введение……………………………………………….. | стр. 3 |
1. | Основная часть………………………………………... | стр. 5 |
1.1 | Путёвка в жизнь………………………………………. | стр. 5 |
1.2 | Смоленщина………………………………………….. | стр. 6 |
1.3 | Рукопожатие будущего генералиссимуса…………… | стр.6 |
2. | Боевой путь Т. Хрюкина в годы Великой Отечественной войны………………………………… | стр. 7 |
2.1 | Сталинград…………………………………………….. | стр. 7 |
2.2 | Курс — на запад………………………………………. | стр. 9 |
2.3 | Самый молодой генерал-полковник………………… | стр. 9 |
3. | Память о Герое будет жить в веках………………….. | стр. 10 |
3.1 | Награды Героя………………………………………… | стр. 11 |
| Заключение……………………………………………. | стр. 11 |
| Список используемой литературы…………………... | стр. 12 |
| Приложения……………………………………………. | стр.13 |
Введение
В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кубань славится именами людей, собственным примером жизни доказавших преданность Родине. Именно они своим беззаветным трудом сделали наш регион богатым, благодатным краем. Именно они боролись за свободу и светлое будущее во времена Великой Отечественной войны.
Актуальность данного исследования состоит в том, что формирование патриотизма в подрастающем поколении является приоритетным направлением воспитательной работы каждой из школ нашей страны. Следовательно, мы, дети и подростки, должны знать героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Должны знать их подвиги и чтить память павших.
Цель данного исследования: изучение жизненного и боевого пути дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина.
Задачи:
1. Собрать сведения о жизни дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина;
2. Изучить архивы и материалы школьного музея; Проанализировать материал Интернет — ресурсов, дающие сведения о Т. Т. Хрюкине;
3. По карте-схеме проследить военный путь героя;
4. Изучить экспонаты школьного музея (ордена, письма);
5. Проанализировать и систематизировать собранные материалы.
Объектом исследования в данной работе является архив школьного музея.
Предмет исследования — биография дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина.
Методы исследования:
- анализ фото и документальных источников (писем, фотографий,
воспоминания родственников),
- изучение газетных и журнальных публикаций, публикаций в сети
Интернет,
- систематизация и обобщение полученной информации.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что данные материалы можно использовать для оформления экспозиции в школьном музее, при проведении классных часов и уроков Мужества, будут полезны классным руководителям и учителям кубановедения. Помогут формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства гордости за свой героический народ.
1. Основная часть.
«Боевой и жизненный путь Тимофея Хрюкина»
Наша история знает много героев. И одним из таких героев является дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин, удостоенный высших воинских званий и наград (Приложение №1).
Исследовательская работа «Легендарный летчик Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Вклад в Великую Победу» посвящена отличному лётчику и талантливому авиационному командиру, внесшему весомый вклад в историю Великой Отечественной войны.
Проанализировав изучаемые материалы, были выявлены факты о жизненном и боевом пути Тимофея Хрюкина, на основе которых составлена краткая историческая справка.
1.1. Путёвка в жизнь
Изучив историческую литературу, я узнала, что Тимофей Тимофеевич Хрюкин родился 21 июня 1910 года в городе Ейске Краснодарского края в семье рабочего-каменщика. Трудовой путь Т. Т. Хрюкин начал рано. С 8 лет работал батраком у богатых казаков. Позже убежал из дома и 2 года беспризорничал. Затем работал грузчиком, чернорабочим, молотобойцем в железного-южном депо. Начал осиливать науки. В 15 лет начал учиться в вечерней школе[1].
В 1926 году вступил в комсомол. Спустя некоторое время, был направлен на комсомольскую работу. Избран секретарём Каневскогорайкома комсомола. Работал и одновременно учился на рабфаке.
После окончания рабфака в 1932 году, поступил в
сельскохозяйственный институт. В этом же году по партийному набору
был принят в Луганскую авиационную школу, которую закончил в 1933
году и стал строевым лётчиком.
1.2. Смоленщина
Проанализировав документальные архивы, мною было выявлено, что в 1935
году судьба впервые его познакомила со Смоленщиной. В это время он
служил в Смоленске, в 10-й скоростной бомбардировочной эскадрилье.
Эскадрилья летала на самолётах СБ («скоростной бомбардировщик»),
довольно современных по тем временам (Приложение № 2). Летал
Тимофей Тимофеевич неплохо, в 1936 году его назначили там же, в 10-й
эскадрилье командиром звена. Годом раньше, в 1935-м, лётчик Хрюкин
женился на своей землячке с Кубани, Полине Ткаченко (Приложение № 3) [1]. Забегая вперёд, скажу, что на всю оставшуюся жизнь Полина Дмитриевна станет его верной подругой, родит и воспитает, скитаясь по военным гарнизонам, восьмерых детей. Оба супруга всегда любили детей, и мечтали иметь большую семью (Приложение № 3).
1.3. Рукопожатие будущего генералиссимуса
В ходе исследовательской работы, установлено, что в 1936-м в числе группы добровольцев лейтенант Хрюкин отправился в Испанию, помогать республиканской армии. Там, в Испании, он летал также на СБ, командовал отрядом наших лётчиков-добровольцев. За Испанию он получил свой первый орден Красного Знамени. Кстати, наши СБ испанцы почему-то называли «катюшами». Через год он был командирован в Китай, где шла война с японскими интервентами. Там он командовал нашей бомбардировочной группой. Условия боевой работы в Китае были очень сложными. Наши
бомбардировщики летали на боевые задания без истребительногоприкрытия (истребителей катастрофически не хватало), полёты проходили над безориентирной местностью[2].
Кроме того, на СБ отсутствовало радио, и
многое зависело от слётанности экипажей. Хрюкин добился такой
слётанности в своей группе. После одного из вылетов, на аэродроме
Ханькоу Тимофей Тимофеевич удостоился встречи с Чан Кайши: тот
приехал лично узнать о результатах бомбардировки переправы через реку
Янцзы. Позже на этой реке группа наших бомбардировщиков, ведомая
Хрюкиным, потопила японский авианосец. За боевые действия в Китае Хрюкин был удостоен звания героя
Советского Союза. Осенью 1938 года ему было присвоено звание
полковника, минуя очередные воинские звания майора и подполковника.
Через два года он участвует в советско-финской войне, и в неполные 30
лет получает звание генерал-майора.
2. Боевой путь Т. Хрюкина в годы Великой Отечественной войны
Из источников стало известно, что к началу Великой Отечественной войны в лётной книжке Тимофея
Хрюкина значились более 100 боевых вылетов. Не многие авиационные
генералы могли похвастаться такими записями.
Войну Хрюкин встретил в должности командующего ВВС 12-й армии
Киевского особого военного округа. В августе 41-го его
назначили командующим ВВС только что созданного Карельского фронта.
Это было обоснованным: Хрюкин отлично знал особенности северного
театра военных действий, ещё по финской войне. В воздухе авиация
Карельского фронта успешно противостояла немецкому 5-му воздушному
флоту и финским ВВС. Как командующий, Хрюкин за эти месяцы
приобрёл большой опыт управления крупным авиационным
объединением. Летом 1942 года его направляют командовать ВВС Юго-
Западного фронта, которые потом преобразовывают в 8-ю Воздушную
армию[3].
2.1. Сталинград
Исследовав боевой путь Тимофея Хрюкина, я пришла к выводу, что самым главным сражением в жизни Хрюкина была
Сталинградская битва. Здесь его армия (454 боевых самолёта)
противостояла фашистскому 4-му воздушному флоту (1200 боевых
самолёта). Противник имел почти 3-х кратное преимущество. Необходимо
было найти новые способы ведения воздушной войны, чтобы победить
асов люфтваффе. По инициативе Хрюкина наши лётчики активно
использовали наступательную тактику, воздушные бои стали вести в
боевых порядках пары, использовали эшелонирование по высоте. В
наземных войсках была развёрнута сеть пунктов управления самолётами
над полем боя. В районе Сталинграда было оборудовано 32 ложных
аэродрома, на которые гитлеровцы сбросили бомб в 10 раз больше, чем на
действующие. В период Сталинградской битвы росло боевое мастерство
советских лётчиков. В составе 8-й воздушной армии сражались многие
известные советские асы. Одним из самых результативных был наш
земляк, впоследствии дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков.
Позже в 8-й армии сражался лучший лётчик-истребитель советской
авиации трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин [4].
Я считаю, что в сражениях росло оперативное и стратегическое мастерство
командарма Хрюкина. Одной из лучших его разработок стало внедрение
авиационного наступления. Впервые были спланированы действия 8-й
воздушной армии во взаимодействии с 16-й и 17-й воздушными армиями в
контрнаступлении под Сталинградом. Это означало непрерывные действия
авиации по противнику в период подготовки наземного наступления, в
ходе прорыва обороны противника и поддержку наших войск на всём
протяжении нашего наступления. Авиационное наступление, родившееся в
8-й воздушной армии, в последствии вошло повсеместно в боевую
практику, стало составной частью советского оперативного искусства. Всего за время Сталинградской битвы части исоединения 8-й
воздушной армии совершили 55227 боевых самолёто-вылетов,
уничтожили более 1850 самолётов противника, из них 470 — на земле. При
этом наши потери составили 1400 самолётов и 1036 лётчиков.
В феврале 1943 года за умелое руководство боевыми операциями
генерал Хрюкин был награждён орденом Кутузова 1 степени, а в марте ему
было присвоено звание генерал-лейтенанта.
2.2. Курс — на запад!
В мае 1944 года Тимофей Хрюкин вступил в командование 1-й
воздушной армией, которая принимала участие в освобождении
Смоленской области, и базировалась в это время на западе Смоленщины.
Район боевых действий командарму был знаком ещё с довоенных лет. В
последствии на одной из скрижалей Смоленской крепостной стены,
примыкающей к Музею Великой Отечественной войны, появится имя
генерал-полковника Хрюкина, как командующего одного из армий,
освобождавших Смоленщину [5].
2.3. Самый молодой генерал-полковник
На заключительном этапе войны 1-я воздушная армия активно
участвовала в освобождении Белоруссии, в Восточно-Прусской
наступательной операции. 9 апреля 1945 года пал Кенигсберг, а 19-го
Хрюкин стал дважды Героем Советского Союза.
На параде Победы 24 июня 1945 года мундир Тимофея Хрюкина
украшали две Золотые Звезды, орден Ленина, три ордена Красного
Знамени, ордена Суворова 1 и 11 степени, два ордена Кутузова 1 степени,
орден Богдана Хмельницкого 1 степени, орден Отечественной войны 11
степени, орден Красной Звезды, французский орден Почётного легиона, советские и иностранные медали. Тремя днями раньше ему исполнилось
35 лет[7]. Потом была служба на высших военных должностях в
Вооружённых Силах СССР.
В июле 1953 года генерал-полковник Т.Т. Хрюкин при возвращении с
войсковых учений на служебной машине попал в аварию. Хрюкин ехал на
автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин.
Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил
машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его
здоровье.Он скончался от полученных травм 19 июля. Похоронили его с
воинскими почестями в Москве, на Новодевичьем кладбище.
3. Память о Герое будет жить в веках
Изучив Интернет – источники, я узнала, что память о герое-лётчике увековечена в бронзовых бюстах дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т. Т., установленных на его родине в городе Ейске. А так же и в нашей станице Привольной (Приложение № 6).
Кроме этого, в Москве — на доме, в котором проживал Хрюкин (Лубянский проезд, дом 17) и в Волгограде — на улице его имени установлены мемориальные доски.
Именем Героя названы улицы в Волгограде, Ейске, Севастополе и станице Привольная, морское судно, средняя школа № 13 станицы Привольная.
В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный герою.
7 июня 2010 года ФГУП Издательско-торговый центр «Марка» выпустила почтовую карточку с оригинальной маркой, На почтовой карточке изображены портреты Т.Т. Хрюкина и самолет-бомбардировщик.
В 2013 году в МБОУ СОШ № 13 открыт школьный музей имени Т. Т. Хрюкина (Приложение № 7).
С 2018-2019 года в Краснодарском крае реализуется патриотический федеральный образовательный проект «Парта Героя». В честь 75-летия Победы, 95-летия образования Каневского района каждая школа района получила в подарок такую парту, посвящённую герою, имя которого носит школа. В МБОУ СОШ № 13 была установлена парта с именем Темофея Темофеевича Хрюкина. (Приложение № 8)
3.1. Награды Героя
Изучив архив школьного музея, я установила, что Тимофей Тимофеевич Хрюкин имеет большое количество наград. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда» (№ 127) полковнику Хрюкину Тимофею Тимофеевичу
присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22
февраля 1939 года «за образцовое выполнение специальных заданий
Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за
проявленное геройство при оказании интернациональной помощи
братскому китайскому народу в борьбе с японскими милитаристами».
Второй медали «Золотая Звезда» командующий 1-й воздушной армию
3-го Белорусского фронта генерал-полковник авиации Хрюкин Тимофей
Тимофеевич удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19
апреля 1945 года за умелое командование воздушной армией, личное
мужество и отвагу[8].
Награждён также орденом Ленина, тремя орденами Красного
Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, двумя орденами Кутузова
1-й степени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной
войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями и иностранными орденами знак отличия командора Ордена Почётного легиона) (Приложения 4, 5).
Заключение
В ходе исследовательской работы «Легендарный летчик Т.Т. Хрюкин. Вклад в Великую Победу» поставленные цели и задачи были реализованы. Была изучена и проанализирована литература и Интернет — источники по данной теме. Изучен архив школьного музея. Полученные данные были обобщены.
В результате исследования составлена краткая автобиография дважды Героя Советского Союза Тимофея Тимофеевича Хрюкина, в которой отображены основные этапы жизни героя.
Данная исследовательская работа имеет практическую значимость. Она заключается в том, что полученная в ходе
исследования информация будет интересна и полезна как классным
руководителям, так и учащимся не только нашей школы, но и всего
Краснодарского края. Данный материал может быть использован при
подготовке классных часов, часов памяти и уроков Мужества. При
проведении экскурсий в школьном музее нашей школы. Поможет
сохранить память о выдающемся лётчике-герое. Окажет помощь в
формировании патриотизма и гордости за свой народ.
Мы гордимся тем, что наша школа носит имя Героя — Т.Т. Хрюкина,
что она расположена на улице, названной в его честь. И школьный музей,
открытый 30 апреля 2013 года, тоже назван его именем. Наша школа
поддерживает тесную связь с семьёй Т.Т. Хрюкина. Они присутствовали
при открытии бюста у школы в 1986 г., были на праздновании 100-летия
со дня рождения Тимофея Хрюкина в 2010 году, на открытии школьного
музея и Памятной доски на стене школы к 70-летию Великой Победы.
Школа ведёт переписку с родными Т.Т. Хрюкина, поддерживает тёплые
отношения с дочерью Натальей и сыном Андреем (Приложение № 9)..
Жизненный путь Тимофея Хрюкина, стал примером для подражания
для многих молодых ребят. Мы свято чтим память о нём. Эта память
навсегда останется в сердцах благодарных потомков, которая будет
передаваться из поколения в поколение.
Список использованной литературы
1. Люди бессмертного подвига. Изд. 4-е. Кн. 2. М., 1975;
2. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Изд. 2-е. М.,
1971;
3. Звезды не меркнут. Изд. 2-е. Калининград, 1973, с. 228 — 233.
4. «Над огненным Доном»: Очерки и воспоминания об авиаторах 8-й
воздушной армии. Ростов-на-Дону, 1985
5. Афиногенов А. Мгновение — вечность. М. Советский писатель
1983 г.
6. «Эпоха недействительна без них...»: К 95-летию со дня рождения
дважды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации командарма
Т. Т. Хрюкина/ Администрация Краснодарского края, Краснодарский
краевой совет ВООПИК. Краснодар: Диапазон-В, 2005. — 80 с.: ил.
7. https://www.warheroes.ru/hero.asp?Hero_id=325
8.http://encyclopedia.mail.ru/encyclopedia/heroes/USSR/more.htm?id
9. https://www.hrono.ru/biograf/bio_h/hrjukin_tt.php
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хрюкин_Тимофей_Тимофеевич
Приложения
Приложение № 1
Д важды Герой Советского Союза Тимофей Тимофеевич Хрюкин
П
риложение №2
ИЛ – 2
П
О – 2
СБ
П риложение №3
Т. Т. Хрюкин с супругой
Т. Т. Хрюкин с детьми
П
Награды героя
риложение№4
П
риложение№5
Первая «Золотая Звезда» 1939г. Вторая «Золотая Звезда» 1945г.
М.И.Калинин вручает Золотую Звезду Героя Советского Союза
Т.Т.Хрюкину
П
риложение№6
Б
юст Т. Т. Хрюкину в г. Москве Бюст Т. Т. Хрюкину в г. Ейске
Бюст Т. Т. Хрюкина в ст. Привольной Каневского района
Приложение№7
Открытие школьного музея в МБОУ СОШ № 13 станицы Привольной
П
риложение№8
«Парта Героя» имени Т. Т. Хрюкина
Приложение № 9
Сотрудничество с потомками Т. Т. Хрюкина
19