СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Образ мужчины (главы рода, хранителя национальных обычаев и традиций) в фольклоре малочисленных народов Севера - ханты и манси»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект на  Городскую научную конференцию молодых исследователей «Шаг в будущее»

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Образ мужчины (главы рода, хранителя национальных обычаев и традиций) в фольклоре малочисленных народов Севера - ханты и манси»»

Городская научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»









Исследовательская работа на тему:

«Образ мужчины (главы рода, хранителя национальных обычаев и традиций) в фольклоре малочисленных народов Севера - ханты и манси»



Секция: Литературоведение. Русский язык.









Автор работы:

Шулькевич Анастасия Анатольевна,

учащаяся 5а класса

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средней общеобразовательной школы № 9»

Руководитель: Капсанова

Гульнара Кенжельбековна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средней общеобразовательной школы № 9»





г. Нефтеюганск 2019 г.



Аннотация

В устном народном творчестве хантов и манси наблюдается взаимодействие пяти сфер. Это человек, мир духов, стихии природы, животный и растительный мир. Главным связующим звеном всех пяти сфер является человек. За строчками сказок, мифов, пословиц, поговорок и загадок встают живые люди. Какими они были?

Мой отец часто ходит на рыбалку, возит нас в лес за грибами, ягодами, шишками. В лесу, на реке он учит нас бережному отношению к природе. Часто рассказывает, как поступают в той или иной ситуации настоящие охотники и рыбаки. Те, для кого это не просто речка, озеро или тайга, а дом, родина предков – ханты и манси. С раннего детства мама читала нам разные сказки перед сном. Были там хантыйские и мансийские сказки. Взрослея и познавая окружающий мир - свой город, свой регион, я начала задаваться вопросом: как в сложных условиях жизни выживали малые народы? Каким был мужчина Севера, охотник, рыболов, оленевод? Какими чертами характера, навыками и способностями он обладал? Как сумел сохранить самобытность, возродить почти утраченные культуру и традиции своего народа?

Цель: воссоздание образа мужчины как формы истолкования и освоения мира народами ханты и манси.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, анализ произведений фольклора народов ханты и манси, обобщение, сравнение, оформление результатов.

Приёмы – теоретический, практический, аналитический.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1. Малые жанры фольклора дают возможность воссоздать образ мужчины как формы истолкования и освоения мира народами ханты и манси.

2. Поскольку в фольклоре рассматривались образы растений, животных, женские образы, но не образ мужчины, мы воссоздали образ мужчины Севера.

3.Мужчина в устном народном творчестве северных народов является главой рода, хранителем национальных обычаев и традиций. Он смел, ловок, добр, справедлив, мудр, честен. Борется со злом и побеждает его иногда даже ценой своей жизни.


Оглавление

План исследования…………………………………………………….. стр.3-4

I.Описание исследования……………………………………………… стр.5-7

II. Заключение……………………………………………………………. стр. 8

III. Список Интернет-ресурсов……………………………………………стр.9

План исследований

Я знаю, что фольклор любого народа связан с верой, с потребностями людей, с их повседневными делами и заботами. В нем отражены представления людей об идеальной жизни, о народных героях. Природа родных мест хантов и манси сурова: тайга, тундра, лесотундра. Именно здесь живут мужчины Севера. (Приложение 1). Это оленеводы, большую часть года проводящие в тундре со стадами оленей. Это охотники, уходящие в тайгу на весь охотничий сезон. Это рыбаки, в путину передвигающиеся за рыбой вдаль от своих посёлков.

У малочисленных народов Севера одним из главных механизмов существования культуры является ориентация на образ идеального, совершенного человека. Каким он должен быть? Я выдвинула гипотезу: исследование произведений фольклора народов ханты и манси поможет создать образ мужчины - главы рода, хранителя национальных обычаев и традиций. (Приложение 2).

Я поставила перед собой цель: воссоздание образа мужчины как формы истолкования и освоения мира народами ханты и манси.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить литературу по теме исследования

  • исследовать долитературное творчество хантов и манси

  • рассмотреть его с точки зрения духовно-нравственного содержания через образ мужчины

  • создать словесный портрет мужчины - главы рода, хранителя обычаев и традиций

  • донести полученную информацию до сверстников

Объект исследования: произведения устного народного творчества хантов и манси.

Предмет исследования: отражение эстетических, жизненных идеалов хантов и манси в произведениях устного народного творчества.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, чтение и анализ произведений фольклора народов ханты и манси, оформление результатов.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что это первая попытка воссоздать портрет мужчины Севера, главы рода, хранителя обычаев и традиций.

А также в популяризации культуры народов ханты и манси.


Этапы работы:

1.Составление графика для основных этапов работы

2. Определение конкретных заданий в установленные графиком временные периоды

3. Изучение популярной литературы по проблеме (статьи Интернет – ресурсов)


4. Выбор предмета исследования

5. Подбор литературных источников

8. Анализ текстов произведений

9. Обработка и анализ результатов исследования

10. Подготовка выступления по защите работы

I. Описание исследования

Когда я решила, что буду заниматься этим исследованием, мне захотелось узнать, знают ли люди нашего города фольклор хантов и манси, его особенности. Ведь это народы, именем которых назван наш округ. И тогда вместе с учителем и одноклассниками мы провели выборочный опрос жителей 3,12, 16а микрорайонов. (Приложение 6). Мы задали людям следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы мужчин-героев русских сказок?

  2. Знаете ли вы мужчин-героев сказок хантов и манси?

  3. Какими качествами характера обладает герой русских сказок?

  4. Какими качествами характера обладает герой сказок народов Севера?

  5. Хотели бы вы ближе познакомиться с фольклором хантов и манси?

Вот такие результаты мы получили.

Среди опрошенных детей в возрасте 10-12 лет:

-читали произведения фольклора народов Севера-100%

- знают и могут назвать героев, качества характера- 87% (Приложение 7)

Взрослые люди (30-40 лет):

- читали, но не могут назвать героев сказок- 60%

- хотели бы ближе познакомиться с фольклором- 90%

- не считают нужным- 10%

Мы задали те же вопросы дома своим родителям. И вот что выяснили:

-читали сказки хантов и манси-100% родителей

-могут назвать хотя бы одного героя и его качества-72%.

Этот опрос показал, что далеко не все жители нашего города хорошо знакомы с творчеством северных народов, и подтвердил значимость выбранной темы.

История народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях. Долитературное творчество играло большую роль в быту и служило школой жизни, прививало понятие о нравственных ценностях и этике, воссоздавало картину исторического прошлого.

Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Устное народное творчество народов Севера чрезвычайно

богато и разнообразно. В нем вырабатываемая веками мудрость народа, воплощение его мечтаний и чаяний. Особенность фольклора северных народов в том, что он такой же сдержанный и суровый, как и сама природа этих мест. (Приложение 3).

Познакомившись с книгой Н. В. Лукиной «Мифы, предания и сказки хантов и манси», я выяснила, что «основными жанрами их фольклора являются мифы, предания, сказки, рассказы, героические и лирические песни». (Приложение 4). В них часто встречаются образы растений (причем особым почитанием пользуется лиственница). Из животных наибольшим почитанием пользуется медведь. Он именуется младшим братом человека и всех зверей. Большая роль отводится в устном народном творчестве собаке. Самые лучшие сказки и песни, лучшие поверья и сказания - об оленях. Но самым главным все же является человек, особенно мужчина. В своей работе я попыталась воссоздать образ мужчины, так как он не рассматривался отдельно с точки зрения духовно-нравственного содержания.

Выяснилось, что мужчина в устном народном творчестве северных народов является главой рода, хранителем национальных обычаев и традиций. В сказках хантов и манси подчеркивается, что он должен быть талантлив, добр, справедлив и мудр. Он борется со злом и побеждает его иногда даже ценой своей жизни.

Так, старик Тасман (сказка «Гнев тайги») говорит парням, которые для потехи стреляли серых уток:

— Ай-яй, что делаете! Зачем птицу зря губите? Зачем бьёте, если не надо?

Сам старик помогает раненому лосю, возражает Гневу тайги. Он выступает носителем древних законов общения с природой: «Когда люди разоряют лесное царство- уходит доброта, прячется; остаются гнев и голод. Когда люди добры- тайга платит им щедро: грибами, ягодами, шишками, лесными зверями и птицами». (Приложение 5).

Еган-герой сказки «Еганское огнище»- также соблюдает законы тайги. И звери сами тянутся к нему: «Привольно жилось зверью с Еганом. Как услышат они, что он в тайгу пошёл — ягод ли побрать, грибов ли пособирать, орехов посшибать или рыбу половить— все навстречу к нему бегут! Все норовят руки лизнуть, а лиса, так та до щеки всегда умудряется добраться. Для каждого Еган ласковое слово знал про запас».

Охотник Захар (сказка «Гордый олень») жил у озера Ватка-Тур. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису, находить зимой медвежьи берлоги, ловить сохатого. Он не только хороший охотник, но и талантливый мастер: подружился с оленем и выточил ему из дерева прекрасные рога. «С тех пор олени дружат с людьми и носят рога».

Понятие чести, верность роду - вот основные черты северного мужчины. Сын богатыря (сказка «Богатырь Кедровое зернышко») вырос в стане врага. Узнав правду о гибели отца, он отомстил за отца, и вернулся в свой род в вершине Тайт-реки в устье реки Кос-я.

В мифе «Старик Лампаск и его внук» говорится о том, как семь каменноглазых богатырей убили шесть сыновей Лампаска. «Семикратным криком кричали они Торуму, а кожу с головы воинов сняли и на вершину лиственницы забросили». (Торум — верховный бог. «Снятие скальпов-распространенный мотив в мифах обских угров», по утверждению Н.В. Лукиной). Но выросший внук Лампаска, Богатырь с вертелом для Весенней Сушки Рыбы, продолжатель и защитник своего рода, находит каменноглазых богатырей, убивает их, уничтожает город, забирает себе в жены их младшую сестру. Так он восстанавливает справедливость и продолжает свой род.

Среди достоинств мужчины одно из главных - это трудолюбие, мастерство.

Седой Старик (сказка «Мыколкина Кямка») говорит мальчику: «День красен солнцем, а Человек - трудом и добром. Волка ноги кормят. Человека – руки».

Честность - еще одно качество настоящего мужчины. Водяной (сказка «Золотой топор») наградил героя именно за честность и искренность.

Мужчина в фольклоре северных народов не только суровый и отважный. Это человек с чувством юмора, который любит пошутить, может рассказать сказку детям, спеть хорошую песню. Старик отец учит сына (сказка «Три снохи»): «Вот, сынок, так и надо жить. Придут мрачные мысли, мрачные думы, шаг твой начнет сбавляться, и глаза твои не будут видеть, между каких деревьев тебе надо пройти. Чтобы сбросить с себя мрачные мысли, нужно песней развеселить себя. Начнешь веселую песню, не заметишь с нею, как время пройдет, не заметишь, как дело сделается. Хороший охотник всегда веселит себя песней».

Имена героев мужчин зачастую имеют определенное значение, отражают род их занятий, факты биографии, реалии их жизни. Богатырь с вертелом для Весенней Сушки Рыбы, Богатырь Кедровое зернышко, Эква-пырись, Ими-Хиты.


II.Заключение

Таким образом, я выяснила, что образ мужчины Севера многогранен.

Основные его черты:

  • хорошо стреляет из лука,

  • хорошо бегает

  • зоркий

  • ловкий

  • выносливый

  • трудолюбивый

  • мудрый

  • честный

  • обладает чувством юмора

  • имеет чувство собственного достоинства

  • несет ответственность за свою семью, за свой род

  • передает опыт рода.

Мужчина-носитель духовности народа, его мудрого ума, национального духа, его мировоззрения, нравов и обычаев народов Севера.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!