СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему Поклон Учителю в День Победы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему Поклон Учителю в День Победы»











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему

Поклон Учителю в День Победы


























2020 г



СОДЕРЖАНИЕ



I.ВВЕДЕНИЕ

II.Основная часть

2.1.Учителя преподавали не только школьные предметы, но и важные жизненные уроки. Это мы можем увидеть в повести Альберта Лиханова «Крутые горы».

2.2Учитель и война- несовместимые понятия.

2.3. Он до конца остался учителем.

2.4. А как не вспомнить об Януше Корчаке ?

2.5. Произведения послевоенных лет об учителе В. Распутин. «Уроки французского»

2.6. Итоги опроса среди учащихся.

3. Заключительная часть

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ















Тема: Поклон Учителю в День Победы



Цель проекта:

  1. на примере выбранных произведений показать учащимся самоотверженность, мужество, героизм и единство учителей и детей в военные годы; попытаться убедить учащихся, что труд учителя и в военные и мирное время всегда равен подвигу; показать престиж учительской профессии;

2.совершенствовать практические умения в подготовке материала для публичных выступлений; развивать коммуникативную культуру

3.воспитывать уважение к учителю.



Материал и предмет исследования :произведения об учителе.





















1.Введение

Я часто думаю о том, каким был день первого сентября 1941 года. О чем думали в этот день дети, которые уже учились в старших классах, которые впервые пришли в школу? Были ли они такие же счастливые, как мы сейчас? Солнце, пахнущие новенькой краской классы и коридоры, застывшие в парадном строю дети и взрослые. Но… А если нет, кто помог им пережить все ужасы войны? Думаю, что учителя.

« Я поздравляю вас с новым учебным годом. Он нынче трудный, грозный. Идет смертный бой с фашистскими захватчиками, посягнувшими на самое дорогое, что есть у нас, на самое святое – на родину нашу… И наш с вами долг, дети, – учиться, учиться и еще раз учиться, невзирая ни на какие трудности». Думаю, что так начинал каждый учитель свой первый урок первого сентября. Война и школа. Учитель и война. Это такие несовместимые понятия. Как далеки друг от друга эти понятия. Учитель вершит успешное будущее, учитель в школе – символ жизни.Война же – символ смерти, беды, разрушения. Но из литературы мы знаем истории, когда учитель и война оказывались лицом к лицу. Об этом сегодня, накануне 75- летияВеликой Победы, мы и вспомним.

2.Основная часть

Война ворвалась в судьбы каждого жителя нашей страны словно буря. Страна переживала величайшую трагедию, и от любого ее жителя требовалось делать всё, что от него зависело, выполнять свой долг, как бы трудно и больно не было. Не стали исключением и учителя.

2.1.Учителя преподавали не только школьные предметы, но и важные жизненные уроки. Это мы можем увидеть в повести Альберта Лиханова «Крутые горы». Анна Николаевна повела учеников своего класса туда, куда прибывали в их город санитарные поезда. Дети своими глазами увидели изрешеченные осколками вагоны, множество раненых, мертвого солдата, скорбящих женщин. Анна Николаевна поняла, что от войны никуда не денешься.Фраза учительницы: «Мало знать! Надо понимать…» наполнилась для ребят смыслом. Они поняли, что война коснулась и их тоже; осознали также, что могут помогать взрослым, вносить свой вклад в общее дело. Дети активнее взялись за учебу, а, кроме того, решили шить для бойцов кисеты и затем вручить их тем, кто после выписки из местного госпиталя, отправляется на фронт...

2.2. Учитель и война- несовместимые понятия.

Многим учителям, особенно мужчинам, в годы войны пришлось покинуть школьные классы, сменив указку на автомат. Это ужасно, когда представитель одной из самых мирных и человеколюбивых профессий вынужден взять в руки оружие, исчезнуть в пучине войны.В рассказе Людмилы Матвеевой «Так пролегла дорога» мы узнаем о судьбе одного из таких героев.

«Славка встретился мне на перемене и сказал, стараясь смотреть мужественно, он для этого сдвинул белые брови:

- Рафаила убили. В разведке.

Рафаил Яковлевич был нашим учителем физкультуры. Рафаил был очень живой. Теперь он погиб. Есть физкультурный зал, раскачиваются под потолком кольца на толстых крепких веревках, всё те же аккуратные желтые деревяшечки шведских стенок, жесткий матрас на полу всё тот же. Всё так же, как было. Ничего не провалилось сквозь землю, не взлетело на воздух. Мне казалось, что в этом и есть самая большая жестокость ухода человека из жизни. Мне и сейчас так кажется. Человека – человека! – нет, а всё остается по-прежнему».

2.3. Он до конца остался учителем

Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем. Мороз заботился о ребятах так, будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

Во время Отечественной войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска. Мороз же остался с детьми, тайно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин. Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Только Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Он добровольно сдался немцам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их вели на казнь, Мороз помог бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Ребят и Мороза повесили. В честь детей поставили обелиск. Учитель, который добровольно пошёл на казнь со своими учениками.Но ведь он мог остаться жив!Он до конца остался учителем, спасал своих учеников от ужаса предсмертного одиночества, и даже спас одного из них – Павлика Миклашевича – который и рассказал о подвиге этого простого сельского учителя.

2.4. А как не вспомнить об Януше Корчаке ?В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцевпровёл в тюрьме.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Эммануэль Рингельблюм, сам позже расстрелянный, оставил такое свидетельство[18]:

«Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками».

Когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил: — Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны. — А дети? — Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон. — Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы. А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
2.5. Произведения послевоенных лет об учителе

Существует много произведений и послевоенных лет о школе и об учителях. Как не вспомнить, например, изучаемый в 7 классе, рассказ В.Распутина«Уроки французского», где герой на всю жизнь запомнил  самый важный урок молодой учительницы Лидии Михайловны – урок доброты, милосердия, помощи ближнему, не задевая при этом его самолюбия.

2.6.Я провела опрос среди 6-10 классов, знают ли они книги о учителях , об их роли в жизни детей военного поколения. Из 45 опрошенных учащихся 6-10 классов все читали только произведение В.Распутина «Уроки французского». А о вышеназванных произведениях они ничего не знают. Учащиеся 11 класса назвали еще «Обелиск».

3. Заключительная часть

Забывать учителей – никогда нельзя. И поэтому есть произведения, в которых авторы спустя годы благодарят своих учителей, за то, что вырастили их Людьми, научили не просто наукам, а научили жить, отличать добро от зла, быть примером во всем другим людям, вести за собой других, уважать ценности не только свои, но и чужие.

Во всех этих произведениях показана полная отдача детям . И поэтому они не чувствовали себя одинокими, а чувствовали заботу и любовь учителя, опору, что они не одни на этой войне. Как сложно быть учителем и знать, что такое война, голод, холод, но все равно внушать радость, надежду и главное ВЕРУ. Ведь именно вера в свой народ, вера в каждого, вера в свою родную землю-матушку помогала выжить в этой беспощадной войне, именно она содвигала людей на подвиги. А внушали эту веру именно учителя. Именно они пытались заглушить страх в сердцах детей.

Учителя военной поры… Каждый день они шли в школу, голодные и  истощённые, учили русскому языку и литературе, математике и физике, географии и истории. Они учили детей без скидок на войну, они были строги и требовательны. Учителя, по воспоминаниям учеников военной поры, как могли, старались украсить скудную радостями жизнь. Как и в мирное время, проводили вечера, концерты, новогодние ёлки, приёмы в октябрята и пионеры, вели занятия в кружках. Педагоги учили своих учеников состраданию, умению не жаловаться, не стонать, не перекладывать беды на чужие плечи.

 Для нас, их потомков, этот период – история, героическая, славная, достойная памяти и великой благодарности. Благодарности за то, что выжили, выстояли, победили, спасли родную землю, вернули счастье мирного труда.          

Стихотворение «Не смейте забывать учителей» А. Дементьева – дань благодарности и памяти учителям, наставникам.

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!





4. Литература

1. Быков В. «Обелиск».

2.[18]- Википедия (О жизни Януша Корчака)

3. Дементьев Андрей «Не смейте забывать учителей»

4.Лиханов А. «Крутые горы».

5. Матвеева Людмила «Так пролегла дорога»

6. Распутин В. «Уроки французского»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!