СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему : «Старинная обувь села Казацкое»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема исследовательской работы – старинная обувь села Казацкое Бирюченского уезда Воронежской губернии конца XIX-начала XXвв.

Летом   на чердаке у бабушки я нашла странную обувь. Бабушка сказала, что это лапти. Удивительно, такую обувь я никогда не видела. Меня она очень заинтересовала. Мне понравился рассказ бабушки о старых временах, и я решила совершить маленькое путешествие в ту эпоху.

Традиционная обувь сложна и разнообразна. Это частичка культуры нашего народа, которую надо знать, любить, уважать и сохранять. С течением времени наша жизнь изменилась, изменилась сама обувь и отношение к ней.

Мне очень хочется, узнать для чего предназначались лапти, кто их мог плести, кто мог носить? Почему  традиционную обувь мы видим   только в музее,  на чердаках наших бабушек, которые хранят их как семейную реликвию. Мне интересно, может быть потому, что я родилась и живу в селе? Может потому что я никогда не носила лаптей?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему : «Старинная обувь села Казацкое»»



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. «Старинная обувь села Казацкое»


Черноусова Наталья Ивановна,

учитель православной культуры

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Казацкая средняя

общеобразовательная школа»



























Оглавление


Введение

Глава 1. Из истории традиционной обуви

1.2 Когда впервые появились лапти в обиходе

1.3 Лапти плести – не бородой трясти

1.4 Что необходимо иметь и знать, что бы сплести лапти

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

























Введение

Тема исследовательской работы – старинная обувь села Казацкое Бирюченского уезда Воронежской губернии конца XIX-начала XXвв.

Летом на чердаке у бабушки я нашла странную обувь. Бабушка сказала, что это лапти. Удивительно, такую обувь я никогда не видела. Меня она очень заинтересовала. Мне понравился рассказ бабушки о старых временах, и я решила совершить маленькое путешествие в ту эпоху.

Традиционная обувь сложна и разнообразна. Это частичка культуры нашего народа, которую надо знать, любить, уважать и сохранять. С течением времени наша жизнь изменилась, изменилась сама обувь и отношение к ней.

Мне очень хочется, узнать для чего предназначались лапти, кто их мог плести, кто мог носить? Почему традиционную обувь мы видим только в музее, на чердаках наших бабушек, которые хранят их как семейную реликвию. Мне интересно, может быть потому, что я родилась и живу в селе? Может потому что я никогда не носила лаптей?

Актуальность исследования

Данная тема актуальна. Культуру России невозможно представить себе без русских национальных традиций, которые раскрывают истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являются частью его истории. Издревле народные художественные традиции определяли нормы поведения в социуме, моделировали взаимоотношения разных поколений, помогали формировать ценности и идеалы личности.

Цель исследовательской работы: Исследование старинной обуви села Казацкое Бирюченского уезда Воронежской губернии конца XIX-начала XXвв.

В соответствии с данной целью мною были определены следующие задачи:

1.Узнать, когда впервые появились лапти в обиходе?

2.Из чего делали лапти?

3.Какие лапти бывают?

Объект исследования

Совершая путешествие в прошлое, я намеревалась изучить старинную обувь, конкретно – лапти.

Предмет исследования:

- музейные экспонаты ( лапти);

- старые фотографии

Гипотеза

Я думаю, что лапти очень старинная обувь. Ее делают из лыка липы. Как и современная обувь, лапти должны были быть как для праздника, так и для будней.

Методической и теоретической основой работы послужила совокупность общенаучных методов, принципов познания. В работе применялся системный подход: интервьюирование, анкетирование, анализ и обработка собранных данных

Научная новизна исследования заключается в том, что изученный материал был систематизирован, обобщён, дополнен самостоятельным изучением данной темы.

При проведении исследования по данной теме мною были использованы архивные материалы школьного музея, беседы с жителями села Казацкое, дополнительная литература, интернет ресурсы.









Глава1. Из истории традиционной обуви

Меня заинтересовал вопрос, когда люди стали носить обувь (лапти). Оказывается, это произошло очень давно, но тогда обувь служила только для защиты от холода, жары и плохой погоды. Со временем обувь стала не только защищать человека от капризов погоды, но и приобрела особое значение в жизни человека. Обувь могла многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, чем занимается.

Итак, перед нами образцы традиционной обуви (лапти), которые представляют собой замечательное явление культуры.

Лапти это самый распространенный вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Даже в зажиточной семье, имелось несколько пар лаптей. Лапти плели повсюду. Как правило, это было поздней осенью и зимой, когда у крестьянина появлялось достаточно свободного времени, чтобы заготовить обувь впрок для всей семьи, а нередко и на продажу. На базарах и ярмарках им отводились целые ряды. Торговля шла довольно бойко, доставляя одним возможность приобрести дешёвую обувь, другим – пополнить скудный семейный бюджет, поскольку основная крестьянская работа – обработка земли – часто не могла обеспечить достаток. Развитию промысла способствовало наличие целого ряда других предпосылок: дешевое сырье – липовая или, в отдельных местностях, ивовая кора; доступность изготовления орудий: требовались только деревянные колодки, нож и кочедык, возможность организации производства непосредственно в жилой избе, с привлечением всех членов семьи, от мала до велика.

1.2 Когда впервые появились лапти в обиходе?

Первое упоминание о лыковых лаптях встречается в "Повести временных лет" (ХII век). Когда киевский князь Владимир Святой, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников".

Так что же это в сущности такое, российский лапоть?

Лапти из лыка - это низкая обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. Прежде чем надеть лапти, ноги оборачивали в портянки. У меня возник вопрос, крестьянам было удобно, практично в такой обуви и для всех ли жителей села, лапти были одинаковые?

Когда я проводила опрос жителей села. Вот что я узнала. Для крестьянского люда более дешевой и практичной обуви было не сыскать, легкой для ходьбы по лесам, зимой - теплой, а летом – прохладной. В народе считалось, что лапти из лыка были самыми красивыми. Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твердыми. В праздники деревенские молодые девушки надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового вязового лыка, а по бортику шел венчик из узких полос лыка. [1]

1.3 Лапти плести – не бородой трясти

Меня заинтересовал вопрос, как плели лапти? Для этого я опросила около 20 жителей села. 15 жителей ответили, что знать не знают и даже не интересовались, а 5 жителей села ответили, что знают, но очень мало. Черноусова Анна Ивановна рассказала, что плели лапти на колодке, пользуясь железным (или костяным) крючком. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Отсюда поговорка: "Лапти плести – не бородой трясти". Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, - то были пятерики; сплетенные в шесть строк - шестерики и в семь - семерики. Выплетались лапти по одной колодке, но с различием правого и левого, для чего колодку просто перевертывали. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком дел своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. ______________________________________________________________________________________________

[1] Записано со слов Черноусовой Анны Ивановны,1931 года рождения, жительницы села Казацкое

В народе говорят, что царь Петр все умел делать, до всего дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетенный лапоть хранят и показывают", - писал С.Максимов. Ещё Анна Ивановна рассказала нам о том, что лапти подразделялись на зимние и летние. Зимние были на пару размеров больше, чтобы пользоваться более тёплыми портянками. Но и летом лапти не одевали на босую ногу. К летним лаптям крепились деревянные подмётки. А в дождь и грязь на лапти надевали что-то вроде калош, сделанных из дерева. Лапти – обувь удобная, легкая, дешевая, единственный недостаток - непрочная. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей». О непрочности лаптей говорит народная поговорка "В одних лаптях до царя не дойдешь". Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. Вот и пословица об этом: «В дорогу идти — пятеро лаптей сплести».

Обычно лапти выбрасывали, если изнашивалась подошва. Но бедные люди, вынуждены были лапти ремонтировать. При этом, разумеется лапти становились не такими удобными, отсюда и выражение «лапоть с подковыркой». После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но это делали только бедняки, не имевшие возможности приобрести новые лапти. [2]

В классической русской литературе это нашло отражение, например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «Калистрат»:

А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою.

Пуще мужа наряжается,

___________________________________________________________________________________________

[2] Записано со слов Черноусовой Анны Ивановны,,1931 года рождения, жительницы села Казацкое


У нас в школьном музее в экспозиции есть верёвочные лапти. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна. Ноги оборачивали в холщёвые портянки, а потом закутывали в суконные онучи. [3]

Если посмотреть на лапти, то они кажутся на одну ногу. Но это не так. В не столь уж давние времена лапти у русских (в отличие от сапог) были разными для правой и левой ноги, а у поволжских народов - мордвы, чувашей и татар - они не различались по ноге. Живя бок о бок с этими народами, русские переняли более практичную обувь: когда изнашивался, рвался или терялся один лапоть, другой можно было не выбрасывать.

1.4 Что необходимо иметь и знать, что бы сплести лапти?

Для изготовления лаптей требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка". Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Еще проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей не различаются на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые. Сделать их можно из чурки любого дерева. А еще проще из пенопласта. Колодки делаются цельные и разъемные. Материалом для лаптей мы выберем традиционно - лыко.

Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Легко давались подошва, перед и бока. А вот запятник дается не каждому: на нем сводятся все лыки и связываются петли - так,

___________________________________________________________________________________________________

[3] Архив школьного музея села Казацкое


чтобы продетые в них оборы не кривили бы лаптя и не трудили ногу в одну сторону. [4]

При изучении своей темы я узнала от Анны Ивановны, Натальи Васильевны, о поговорках и присказках в народе со словом лапоть. Хочу привести некоторые из них.

" Мы тоже не лыком шиты".— Знаем дело и имеем достоинство.

"Ободрал как липку". — Взял непомерно высокую цену.

"Надрал лыка". — Строго расправился.

"Лыка не вяжет". — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

"Путает, словно кашу в лапти обувает", - так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре. О никчемном, шатающемся без дела человеке отзывались.

"Звонит в лапоть". Человеку, неразборчивому в делах и словах, народ подсказывает: "Не всякое лыко в строку..."

А ещё я узнала о традициях и обычаях своего села. Лапти вошли в традиции и ритуалы народа. Лапти всегда ходят парами - оттого свидетельствуют о прочности семейных связей.

С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий. [5]

______________________________________________________________________________________________

[4] Интернет ресурсы

[5] Записано со слов Черноусовой Анны Ивановны, Шелякиной Натальи Васильевны жительниц села Казацкое



Заключение

Сегодня мы познакомились с традиционной старинной обувью (лапти), которые носили наши предки более 100 лет назад. Как мы смогли убедиться что, лапти – самый распространенный вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Для многомиллионного крестьянского люда более дешёвой и практичной обуви было не сыскать; - "легкой для ходьбы по лесам и притом зимой - теплой, а летом - прохладной".

Свою исследовательскую работу мне хочется закончить такими словами: от того, как мы относимся к родной старине, зависит быть или не быть русской культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин чердак! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это- целая жизнь. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочется, чтоб в каждой семье видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которо­го нельзя играть пьесы из русской истории.



Словарная работа:

Лапти - женская, мужская, детская обувь из древесной коры преимущественно липы, ивы, а также березы, иногда вяза и можжевельника.

Оборки – длинные шнуры, привязывающие к ноге лапти.

Кочедык (крючок)- костяной или металлический инструмент для плетения лаптей.

Колодка-













Литература

  1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

  2. С. Максимов «Лапти»

  3. Иллюстративно-справочная энциклопедия.

  4. Из серии «Я познаю мир» - «Культура».





Приложение 1






Лапти. Историко-краеведческий музей МБОУ «Казацкая СОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!