СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Народно-смеховые традиции в рассказах Хоца Намсараева и Чимита Цыдендамбаева "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Народно-смеховые традиции в рассказах Хоца Намсараева и Чимита Цыдендамбаева "»

Народно-смеховые традиции в рассказах Хоца Намсараева и Чимита Цыдендамбаева Выполнила: ученица 10 класса Бальжурова Дари Руководитель: Ринчинова Наталья Цыбикдоржиевна

Народно-смеховые традиции в рассказах Хоца Намсараева и Чимита Цыдендамбаева

Выполнила: ученица 10 класса

Бальжурова Дари

Руководитель:

Ринчинова Наталья Цыбикдоржиевна

Введение Процесс освоения народно-смеховых традиций наблюдается не только в русской литературе, но и в национальных литературах. Своеобразие бытования народно-смеховой традиции в бурятской литературе чаще заключается в сочетании комического и драматического. Как писал литературовед А. Б. Соктоев,

Введение

  • Процесс освоения народно-смеховых традиций наблюдается не только в русской литературе, но и в национальных литературах. Своеобразие бытования народно-смеховой традиции в бурятской литературе чаще заключается в сочетании комического и драматического. Как писал литературовед А. Б. Соктоев, "для литературной науки огромный интерес... представляет как раз свойственное большинству бурятских писателей особенное пристрастие их к народно-смеховым типам повествования - шутке, анекдоту, веселой басне. Эту склонность к жизнерадостному комизму, фамильярно-озорной обработке фактов реальной действительности можно наблюдать на всех этапах развития бурятской литературы.- от Х. Намсараева до Батожабая".
Цели и задачи Цель данного доклада - рассмотреть народно-смеховые традиции в творчестве Хоца Намсараева и Чимита Цыдендамбаева. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: Изучение теоретического материала по теме исследования; Классификация материала; Сравнение   Объект исследования - прозаические произведения Хоца Нмсараева и Чимита Цыдендамбаева. Основными методами в работе являются: аналитический, метод систематизации, сравнительно-сопоставительный.

Цели и задачи

  • Цель данного доклада - рассмотреть народно-смеховые традиции в творчестве Хоца Намсараева и Чимита Цыдендамбаева. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
  • Изучение теоретического материала по теме исследования;
  • Классификация материала;
  • Сравнение

  Объект исследования - прозаические произведения Хоца Нмсараева и Чимита Цыдендамбаева.

Основными методами в работе являются: аналитический, метод систематизации, сравнительно-сопоставительный.

Основная часть   Литература Бурятии 1930-х годов В 1930-е годы в истории литературы Бурятии отмечены самыми значительными  достижениями в прозе, поэзии, драматургии, одновременно видны успехи в живописи и музыке. В литературе утверждаются такие жанровые формы, как очерк, рассказ, повесть, развивается лирическая и сатирическая поэзия, постепенно закладываются основы романа.  В 1954 г. был созван II съезд писателей республики и совместная научная сессия Института востоковедения Академии наук СССР и Бурятского научно-исследовательского института культуры, посвященная характеру эпоса

Основная часть

Литература Бурятии 1930-х годов

В 1930-е годы в истории литературы Бурятии отмечены самыми значительными  достижениями в прозе, поэзии, драматургии, одновременно видны успехи в живописи и музыке. В литературе утверждаются такие жанровые формы, как очерк, рассказ, повесть, развивается лирическая и сатирическая поэзия, постепенно закладываются основы романа. 

В 1954 г. был созван II съезд писателей республики и совместная научная сессия Института востоковедения Академии наук СССР и Бурятского научно-исследовательского института культуры, посвященная характеру эпоса "Гэсэр"" (1953). II съезд рассмотрел итоги развития литературы за двадцатилетие со времен Первого съезда. Было отмечено, что за прошедший период бурятская литература стала зрелой в идейном и художественном отношениях, создала произведения, достойно представляющие ее. В литературе выросли крупные мастера слова.

  Первый бурятский роман Делегаты из Якутии на  II създе писателей республики Бурятия
  •   Первый бурятский роман
  • Делегаты из Якутии на  II създе писателей республики Бурятия
Даже обзорное знакомство с литературой 1930-х гг. интересно для нас сегодня как живой исторический документ, отразивший отдельные человеческие судьбы и страницы творчества. Широта тематического диапазона многогранна – гражданская война, коллективизация, борьба со служителями религиозного культа, новостройки в городе и деревне, воспитание нового человека, положение женщины, дружба и интернационализм, упоение открывшимися   возможностями в жизни молодых, прославление родины, ее природы – все было подвластно литературе. История литературной жизни Бурятии будет неполной, если оставить вне поля зрения творческие связи писателей с художниками слова Сибири и Центральной России. В 1920-е гг., они носили разовый характер.
  • Даже обзорное знакомство с литературой 1930-х гг. интересно для нас сегодня как живой исторический документ, отразивший отдельные человеческие судьбы и страницы творчества. Широта тематического диапазона многогранна – гражданская война, коллективизация, борьба со служителями религиозного культа, новостройки в городе и деревне, воспитание нового человека, положение женщины, дружба и интернационализм, упоение открывшимися   возможностями в жизни молодых, прославление родины, ее природы – все было подвластно литературе. История литературной жизни Бурятии будет неполной, если оставить вне поля зрения творческие связи писателей с художниками слова Сибири и Центральной России. В 1920-е гг., они носили разовый характер.
Народно-смеховые традиции с творчестве Хоца Намсараева   Один из основоположников бурятской литературы Х. Намсараев родился 9 мая 1889 г. в улусе Верхняя Кижинга Кижингинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Творчество Намсараева было разносторонним: он и прозаик, и поэт, и драматург. Как поэт он показал себя значительно раньше, чем прозаик. Х. Намсараев начинал сатиры. Одним из первых прозаических произведений бурятской литературы принято считать рассказы.

Народно-смеховые традиции с творчестве Хоца Намсараева

  •   Один из основоположников бурятской литературы Х. Намсараев родился 9 мая 1889 г. в улусе Верхняя Кижинга Кижингинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Творчество Намсараева было разносторонним: он и прозаик, и поэт, и драматург. Как поэт он показал себя значительно раньше, чем прозаик. Х. Намсараев начинал сатиры. Одним из первых прозаических произведений бурятской литературы принято считать рассказы.
  Особое место в прозе Намсараева в 30-х гг. занимают рассказы ,вошедшие в сборник «Так было». Десять рассказов были написаны  в период между 1928-1935 гг. Они создавались одновременно с рассказами «Смерть сирот», «Хозяин и батрак», «Чернолицый», «Страсть паразита». Но изображали эти рассказы разные стороны одной и той же правды о дореволюционном бурятском народе. В книге «Так было» все перевернуто. Богачи, нойоны, ламы предстают жалкими, ничтожными, а забитые, униженные восхищают умом, талантом. Так, в рассказах  «Так было» вырастает образ смеющегося народа, а вместе с ним возникает атмосфера  коллективного веселья простого улусного люда.           Итак, рассказы Намсараева 1920-30-х гг. – это талантливая литературная обработка народных сатирических анекдотов о ламах,  нойонах, богачах.  
  •   Особое место в прозе Намсараева в 30-х гг. занимают рассказы ,вошедшие в сборник «Так было». Десять рассказов были написаны  в период между 1928-1935 гг. Они создавались одновременно с рассказами «Смерть сирот», «Хозяин и батрак», «Чернолицый», «Страсть паразита». Но изображали эти рассказы разные стороны одной и той же правды о дореволюционном бурятском народе. В книге «Так было» все перевернуто. Богачи, нойоны, ламы предстают жалкими, ничтожными, а забитые, униженные восхищают умом, талантом.
  • Так, в рассказах  «Так было» вырастает образ смеющегося народа, а вместе с ним возникает атмосфера  коллективного веселья простого улусного люда.
  •           Итак, рассказы Намсараева 1920-30-х гг. – это талантливая литературная обработка народных сатирических анекдотов о ламах, нойонах, богачах.  
Народно-смеховые традиции в творчестве Чимита Цыдендамбаева Ч.Ц. Цыдендамбаев родился в улусе Тарбагатай Заиграевского аймака Бурятии. Более 40 лет длился творческий путь Ч. Цыдендамбаева, самобытного писателя,  внесшего большой вклад в развитие бурятской литературы.  Проникновенный лирик и язвительный сатирик, мудрый эпик и темпераментный публицист, блестящий переводчик на бурятский язык.         Сочетание глубоко личностного отношения с обобщённым объективизированным образом, лукавой усмешки с глубокой, порой строгой мыслью, присущее лучшим стихотворениям Цыдендамбаева, характерно и для его прозы, с которой он выступил в конце 40-х годов, написав повесть для детей «Чернильница Банзарова». 

Народно-смеховые традиции в творчестве Чимита Цыдендамбаева

  • Ч.Ц. Цыдендамбаев родился в улусе Тарбагатай Заиграевского аймака Бурятии. Более 40 лет длился творческий путь Ч. Цыдендамбаева, самобытного писателя,  внесшего большой вклад в развитие бурятской литературы.  Проникновенный лирик и язвительный сатирик, мудрый эпик и темпераментный публицист, блестящий переводчик на бурятский язык.
  •         Сочетание глубоко личностного отношения с обобщённым объективизированным образом, лукавой усмешки с глубокой, порой строгой мыслью, присущее лучшим стихотворениям Цыдендамбаева, характерно и для его прозы, с которой он выступил в конце 40-х годов, написав повесть для детей «Чернильница Банзарова». 
В творчестве Ч. Цыдендамбаева  смех становится основным приемом сохранения и передачи народных жизнеутверждающих моральных ценностей. Смех художника определял истинность и нелепость происходящего, формировал особый карнавализированный мир. В советском обществе 50-60-х гг. смех был отдушиной для людей, задыхавшихся от приказов, указаний и директив. В литературе смех передавал традиции оптимизма и телесной радости, нравственного возрождения и жизненных перемен, внутренней свободы и духовного здоровья. 
  • В творчестве Ч. Цыдендамбаева  смех становится основным приемом сохранения и передачи народных жизнеутверждающих моральных ценностей. Смех художника определял истинность и нелепость происходящего, формировал особый карнавализированный мир. В советском обществе 50-60-х гг. смех был отдушиной для людей, задыхавшихся от приказов, указаний и директив. В литературе смех передавал традиции оптимизма и телесной радости, нравственного возрождения и жизненных перемен, внутренней свободы и духовного здоровья. 
Заключение Своеобразие бытования народно-смеховой традиции в бурятской литературе заключается в сочетании комического и драматического. В рассказах и новеллах классика бурятской литературы Х. Намсараева, с одной стороны, проявляется эстетическое отрицание писателем уходящего мира и его составляющих – нойонатства и духовенства во всех проявлениях, а с другой – под сатирическим углом зрения выявляется парадоксальность и анекдотичность изображенных ситуаций. Одной из отличительных особенностей поэтики произведений Ч Цыдендамбаева является наличие в них смеховой стихии Проза писателя богата различными оттенками смеха, от легкой усмешки, жизнеутверждающего, доброго юмора, иронии, сатиры, сарказма и до гоголевского «смеха сквозь слезы

Заключение

  • Своеобразие бытования народно-смеховой традиции в бурятской литературе заключается в сочетании комического и драматического. В рассказах и новеллах классика бурятской литературы Х. Намсараева, с одной стороны, проявляется эстетическое отрицание писателем уходящего мира и его составляющих – нойонатства и духовенства во всех проявлениях, а с другой – под сатирическим углом зрения выявляется парадоксальность и анекдотичность изображенных ситуаций.
  • Одной из отличительных особенностей поэтики произведений Ч Цыдендамбаева является наличие в них смеховой стихии Проза писателя богата различными оттенками смеха, от легкой усмешки, жизнеутверждающего, доброго юмора, иронии, сатиры, сарказма и до гоголевского «смеха сквозь слезы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!