СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Народное творчество-источник культуры народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может использоваться на уроках краеведения

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Народное творчество-источник культуры народа"»

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Муниципальный этап

Всероссийского фольклорного конкурса

«Живая традиция»










Народное творчество-источник культуры народа

исследовательская работа












Выполнила:

обучающаяся 4 «в» класса

МБОУ «Гимназия»

Лингард Ангелина

г. Моршанск, ул. Лесная, д.18

тел. 8-915-861-51-12

Руководитель:

учитель начальных классов

МБОУ« Гимназия»

Щеголева Ирина Ивановна



Моршанск 2017

Введение


Русское народное творчество, как источник вдохновения и выражения души народа, имеет тысячелетнюю историю. В нём народ отражал свою трудовую деятельность, общность и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования. В нём воплощены идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, переживаний, чувств. Народное искусство создавалось руками и душой крестьян и ремесленников, хранилось и оттачивалось в веках, передавалось от отца к сыну, от бабушек внукам , из рук в руки, из уст в уста.

Удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого русского народа, его мировоззрения, художественно- эстетических взглядов являются предметы быта. Интерес к их изучению не угасает. Напротив, живёт в различных проявлениях, даёт пищу для художников и дизайнеров.

К сожалению, современное поколение совсем немного знает о культуре, одежде и быте своих предков. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, традициям, художественному творчеству, фольклору. Незнание культурного наследия указывает на дефицит духовной культуры. Поэтому важной задачей становится формирование интереса и уважения к народной культуре. Народное искусство тесно связано с духовной жизнью людей и закреплялось у каждого народа системой традиций.

Народное искусство нашего района богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Современность это продолжение жизни традиций. Традиция – основа духовного развития человека. Развитие народного искусства – это проблема взаимоотношений традиций и современности. Актуальность этой проблемы определила выбор области моего исследования и тему исследовательской работы.

Не один год в нашей школе мы изучаем народное искусство нашего города и района. Тему для исследования я выбрала неслучайно. С народным творчеством я часто встречаюсь посещая маленькие сельские музеи. А в сёлах ещё хранятся предметы быта в которые люди вложили свою душу, любовь. Часто они связаны с архитектурным ансамблем интерьера или улицы. Много экспонатов художественного творчества и быта народов нашей Тамбовской земли хранит и Моршанский краеведческий музей.

Объектом исследования являются предметы народного творчества.

В основу работы была положена следующая гипотеза:

предполагается, что и в настоящее время народное творчество является источником культуры народа.

Цель исследования: выявление особенностей предметов народного творчества нашего края как источника культуры народа

Задачи исследования:

  • изучить литературу по теме исследования;

  • определить , что являеся источником национальных

художественных традиций;

  • познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства Тамбов щины;

  • обобщить практический материал по теме исследования;

  • доказать, что народное творчество является источником культуры народа;

Методы исследования:

  • наблюдения;

  • беседы;

  • экскурсии

  • анализ и обобщение полученных интересных данных;

Оформление результатов исследования:

  • презентации;

  • подготовка материалов о проекте на школьный сайт;

  • буклеты;

  • участие в научно-практических конференциях.

Данное исследование носит прикладной характер.

Значимость исследования состоит в том, что изучение предметов народного творчества позволяет нам раскрыть язык души русского народа, тем самым развивая национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу.




















1.Народное творчество

    1. Из истории народного творчества


Искусство – это мастерство передачи определённой информации зрителю или слушателю посредством одного из трёх – (графика, музыка, танец) средств или совокупности этих средств.

Фольклор – народное творчество; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, сказки, эпос), народная музыка, театр, архитектура, декоративно-прикладное искусство.[

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности,- история всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту,- утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.

Произведения декоративно прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека.

При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др. ) в декоративно- прикладном искусстве используются литьё, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д.


    1. Виды декоративно-прикладного искусства малой родины

Художественные ремёсла на Тамбовщине были очень распространены. Каждая крестьянская семья почти полностью могла обеспечить себя предметами быта, одеждой, нехитрой обувью, мебелью, посудой и т. п. Исследование народных промыслов на Тамбовщине начались ещё в ХIХ веке. В ходе этих исследований были выявлены следующие виды декоративно прикладного искусства края: резьба по дереву, гончарное искусство, ткацкое искусство, вышивка, ковроделие, кружевоплетение, кузнечный промысел и ремёсла связанные с художественной обработкой металла, и чеканки. В губернии даже были мастера, которые изготавливали музыкальные инструменты.

1.3 Резьба по дереву

Самым распространенным в Тамбовской губернии в это время был щепной промысел, связанный с резьбой по дереву и изготовлением деревянной посуды, игрушек, мебели и предметов домашнего обихода. Мой прапрадед Василий Иванович Наташин зарабатывал по деревням, ходил с сыновьями крыть крыши щепой.

На весь Моршанский уезд славились ковши, изготовленные Аверьяном Рыжковым. Были в Тамбовской губернии и мастера, изготавлявшие резные прялки. Моршанский уезд славился резьбой детской игрушки. Чаще всего это были рубленые топором коньки из плоских чурок, изящные свистульки, пугачи. Вырезали в Моршанском уезде и кукол. Кроме игрушек моршанские резчики изготовляли деревянную посуду: черпаки для воды, солонки –утицы. Черпаки имели круглую форму с плоским дном, с высокой, поднимающейся вверх ручкой. Созданные мастерами села Пичаево, они попали в Московские музеи.

Работы моршанских мастеров резьбы по дереву я встретила в краеведческом музее нашего города. Создатель Моршанского музея П.П.Иванов собрал и сохранил исключительное по своим художественным достоинствам собрание деревянных скульптур, коллекция мебели и предметов быта Тамбовского края. Моршанская коллекция относится преимущественно к 18в–началу 19вв. Сколько души вложили мастера в свои творения!

Деревянные предметы домашнего обихода я увидела в музее русской избыМоршанского районного дома культуры. Работники дома культуры с любовью рассказывают о предметах народного творчества и быта моршанских крестьян.

Жители Моршанского района с любовью украшали свои избы резьбой по дереву. Многие элементы русской избы сёл Моршанского района ,где мы были с выездном исследованим украшены резьбой. В беседе с жителями села я выяснила, что там и сейчас еще есть мастера деревянного зодчества.


    1. Ткацкое искусство. Вышивка.

В каждом селении Тамбовщины было развито ткацкое искусство. Особым мастерством отличались крестьянки Моршанского уезда. Отличительной особенностью Тамбовского узорного ткачества является яркое разноцветье, причём тона и оттенки отличались в каждой деревне. С большим вкусом и мастерством оформлялись тканые полотенца, скатерти, подзоры простыней. Для орнаментов тамбовского узорного ткачества характерна строгая геометричность и ритмичность,вплетение растительных мотивов или изображения фигур. Орнамент был строго симметричным по горизонтали и вертикали. Колорит тамбовских тканей определяли яркие, звучные тона, с преобладанием красного оттенка в сочетании с белым. Наиболее сложным видом ткачества, имевшим распространение в Тамбовской губернии было бранное ткачество, при котором узор получался рельефным. По виду и формам оно приближалось к вышивке.

Вышивка – широко распространенный вид декоративно- прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную на различных тканях различными нитями, волосом, бисером, жемчугом, монетами , драгоценными камнями.

Тамбовская вышивка этоуникальное явление художественной вышивки юга России. Старинные мотивы орнамента, выполненные чёрным или цветным шёлком в сочетании с серебряной или золотой ниткой привлекали к себе внимание. Исследованием своеобразия традиционной тамбовской вышивки занималась искусствовед И. П. Работнова.

Тамбовские узоры выполнялись в технике шва «двусторонний крест»– очень малохарактерной для русской вышивки в целом. Встречаются так же образцы выполненные в технике цветной и перевити . Одна из наиболее характерных особенностей вышивок Тамбовщины –построение композиции, вписанной в квадрат. В Эрмитаже хранится коллекция тамбовской вышивки, собранная исследователем прикладного искусства Н.А.Шабельской.

Жители села Крюково, в котором живёт мой руководитель еще хранят полотенца и скатерти вышитые их бабушками. Они рассказывают , что на полотенце подносили хлеб-соль, полотенца слyжили вожжами свадебного поезда, . Полотенцами yвешивали кpасный yгол; на полотенце-"набожнике" помещали иконы. Как приятно брать в руки предметы далекой старины.

1.5 Народные костюмы

Традиционный тамбовский народный костюм является продуктом челове-ческой деятельности , и в его элементах, видах одежды прослеживается взаимодействие различных культур тех народов, которые проживали на территории Тамбовского края.

Из множества женских костюмов исследователи выделяют: рубаха с поневой и убором «сорокой», рубаха с сарофаном и кокошником. Наиболее древним среди костюмов является поневный комплекс.

Женская одежда различалась в зависимости от возраста и семейного положения, а также подразделялась на будничную, праздничную, свадебную и траурную.

Одежда крестьянки многослойна: на рубаху надевается понёва, на понёву – запон. В Моршанском краеведческом музее сохранились коллекции распашные понёвы – трёхполки с сильно орнаментированным подолом. Понёвы у тамбовских щеголих были различных цветов – чёрные, красные, бордовые. Такие темные (немаркие цвета ) были обусловлены нашим исконным чернозёмом. По полю чёрной тамбовской понёвы проходят вертикальные и горизонтальные клетки. Считалось, что чем богаче крестьянка, чем больше надел земли, тем крупнее клетка на её понёве.

Праздничные рубахи шили из тонкого холста. Украшения поликов, рукавов, ворота, груди и подола были ярких тонов. Рукава носили широкие скошенные книзу, присборенные у ворота. Рукав и полик украшали тканым узором из красных полос или геометрическим орнаментом, вышитым синей, желтой, черной, зеленой нитью.

По представлениям древних, одежда оберегала человека от недугов и болезней, именно поэтому она была такой объемной и широкой. Большое внимание уделялось особенной композиции орнамента для предо- хранения человека от сглаза и порчи.

Женские рубахи украшались, в зависимости от возраста владелицы, по-разному. Наиболее нарядно украшались рубахи молодых женщин, женщины пожилого возраста носили рубахи с менее яркой вышивкой в сочетании со вставками белого кружева.

Одежда хранилась долго (даже передавалась из поколения в поколения) все «добро из сундуков» не портилось, и моль его не ела. Весной, во время цветения садов, вывешивали на улицу, а пыльца цветков имеет в своем составе вещество, предохраняющее ткань от личинок моли.

В сравнении с женским мужской костюм более прост. Крестьяне носили длинную туникообразную рубашку без воротника, с красными ластовицами и домотканым поясом и набивные полосатые порты; обувь – лапти, поршни, коты, сапоги, праздничный летний костюм дополнялся картузом. В это время длинные до колен рубахи носили только старики, а молодые мужчины и парни – более короткие навыпуск. Вошли в моду косоворотки из красного сатина (александрийки), без ластовиц, со стоячим воротником.

Порты повседневные шили из грубого белого холста или пестряди в сине-белую узкую полоску. Два полотнища перегибали пополам и сшивали. Спереди и сзади вшивали по клину.

Детский костюм почти полностью повторял– взрослый, но состоял из

меньшего количества предметов, был менее сложным в исполнении и делался из более доступного материала. Штаны постоянно носили взрослые мужчины, мальчики же ходили в одних длинных рубахах.

Существовал обычай надевания на девушку поневы в первый раз, сохранившийся у русских в более позднее время. После надевания «поневы» к девушке уже можно было свататься.

Головные уборы изменялись в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В первые годы замужества «молодухи» носили рогатые кички, которые иногда после меняли на повойник. Старухи совсем не носили рогатых уборов.

Некоторые виды нарядных кокошников носили только очень молодые женщины, причем надевали их в большие праздники. Характер и форма украшений определялись возрастом и местными традициями. К праздничной женской и девичьей одежде надевались бусы, шейные украшения из разного бисера, гайтаны, а в ряде мест из лент. Одним из украшений являлся ожерелок. Он делался из узкой полосы ткани, сплошь расшитой бисером, при надевании плотно облегал шею.

Лапти – исконно русская обувь. Их плели из лыка, то есть из коры липы наши предки на протяжении многих веков. Лапти- яркий пример русской самобытности, жемчужина народного костюма Руси. Лапти берегли и жалели, летом нередко, в жаркую погоду, снимали их и ходили босиком.

В отделе нашего музея, рассказывающем о прошлом Моршанского края, представлены народные костюмы, предметы быта и образцы вышивки 19 - начала 20 в.в .По приглашению нашего классного руководителя работники музея приходили в наш класс с обзорной экскурсией и приносили с собой экспонаты музея. Мы имели возможность даже примерить народные костюмы, украшения и головные уборы Моршанских модниц того времени.

1.6 Народное творчество в повседневности

С предметами народного творчества я часто встречаюсь в повседневной жизни. В нескольких домах культуры, которые являются культурными центрами села, созданы музей народного творчества. Я посещала эти музеи. Работники музея рассказали мне о том, какая была проделана работа по сбору экспонатов для музея.

У нас в школе, в кабинете изобразительного искусства, тоже есть предметы народного творчества, которыми поделились с нами пожилые люди нашего города ..

Стало уже традицией праздновать исконно русские праздники :масленица, рождество, крещение. Многие из них сопровождаются различными обрядами, костюмированием. Проводятся такие праздники и в нашем классе. Люблю я посещать и городские праздники и гуляния ,которые устраиваются на площадях нашего города. Сколько в них задора, радости, веселья. Вот такой он русский народ!

В Моршанском районе существует народный ансамбль «Вольницы». Участником этого коллектива много лет являлась моя бабушка учитель нашей школы И.А.Лингард. Этот самобытный коллектив выступает на концертах самого различного уровня. Песни в их задушевном исполнении способны затронуть душу каждогочеловека.

В деревнях до сих пор ещё хранятся предметы народного творчества. Это полотенца, скатерти, подзоры, лапти, прялки ,веретёна, самовары Эти вещи говорят сами о себе. Их с любовью сделали люди. Они вложили в них свою душу, любовь, творчество. Из поколения в поколение переданные предметы творчества народа учат нас правильно жить, повышать интерес к культуре своего народа.














Заключение

В ходе исследования, в соответствии с поставленными задачами мы познакомились с особенностями предметов народного творчества нашего края и обнаружили:

-народное творчество – источник национальных художественных традиций;

-виды декоративно-прикладного искусства нашей малой родины;

- в Моршанском музее и маленьких сельских музеях района хранится исключительные по своим художественным достоинствам собрания деревянных скульптур, коллекция мебели и предметов быта Тамбовского края;

-Тамбовская вышивка уникальна, отличается от всех видов вышивок;

- для изготовления народного костюма необходим немалый опыт;

-используемые в повседневности предметы народного творчества говоря сами о себе.

Изучение предметов народного творчества позволяет нам раскрыть поэтический язык души русского народа. Народное творчество – источник национальных художественных традиций. Наша гипотеза подтвердилась.

Народное искусство органически связано с духовной и предметно-материальной жизнью людей. В настоящее время появились тенденции возрождения национальных художественных традиций, культуры во многих регионах России.

Знакомство с художественными промыслами, фольклором, костюмами, праздниками и обрядами помогает развитию национального самосознания, а значит, и уважения к своему народу.




















Библиографический список

  1. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2004

  2. Вишневская И.И. Жемчужное шитьё на Руси. – М.: Научно-популярное издание, 2007. – 60 с.

  3. Гордеева В.И. Русская народная одежда. - М.: Изобразительное искусство, 1974.

  4. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М. просвещение, 2003.

  5. Детская энциклопедия. Т.12. Искусство – М.: Издательство «Педагогика», 1977.

  6. Жабрева А.Э. История костюма: Библиографический указатель книг и статей на русском языке. 1710-2001. – Спб.: 2002 – 319с.

  7. Материалы Моршанского краеведческого музея.

  8. Материалы Управления культуры и архивного дела Тамбовской области. ОГОУ СПО «Тамбовский колледж искусств».

  9. Снытко М. К. «Город Моршанск», Тамбов, 1953 год.

  10. http://ru.wikipedia.org



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!