Исследовательская работа
«Несерьезная геометрия»
Фаткиев Рафаэль
МБОУ «Школа №169», 5в класс
Советский район, г.Казань
Научный руководитель: Шаботич Р.Р.
Казань-2018
Содержание
Введение
История игры
Применение танграма в жизни
Практическая работа
Батл
Заключение
Список используемой литературы
«Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным»
Блез Паскаль
Введение
«Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть?
- Мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь. Нужно только достаточно долго идти».
Именно этот диалог мне вспомнился, когда я впервые увидел магнитную игру «Танграм» у своего друга. Эта игра оказалась столь увлекательной, что мы, позабыв про свои телефоны, просидели более часа, складывая все новые и новые фигуры по схемам. И мне стало интересно: кто придумал эту игру и сколько фигурок из нее можно составить?
Цель работы: изучить историю возникновения этой удивительной головоломки, изготовить ее и провести в классе соревнование на умение быстро собирать фигурку из танов.
Задачи:
Изучить и систематизировать найденную по игре информацию.
Изготовить игру «Танграм».
Провести турнир среди одноклассников «Кто быстрее?»
Гипотеза: игра «Танграм» развивает логическое мышление, знакомит с основными геометрическими фигурами и их свойствами.
Актуальность темы: головоломка обладает большим потенциалом для развития логики, воображения и геометрической интуиции, тем самым увлекая нас математикой.
Объект исследования: игра «Танграм».
Методы исследования:
Изучение сведений из различных источников информации.
Наблюдение и собеседование.
Моделирование.
Анализ полученных данных.
История игры
Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Слово «танграм» означает «семь дощечек (танов) мастерства». При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.
Существует несколько легенд о появлении этой игры:
Первая: Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Человек начал ее собирать, но вместо плитки получал новые фигуры. Так появилась Доска Мудрости – Танграм.
Вторая: У китайского императора родился долгожданный сын-наследник. Однако, мальчик совсем не хотел учиться, он проводил время в играх и забавах. Тогда три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- Танграм. Игра наследнику понравилась, он понял, что сложные вещи состоят из простых вещей.
Третья: Китайский мудрец Тан написал семь книг. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли: сначала простейшие формы жизни, затем, по мере продвижения по древу эволюции, появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. Первое изображение Танграма было обнаружено в 1780. Головоломка была столь популярной, что ее стали производить и продавать. Изготавливали ее из различных материалов: дерева, фарфора, бумаги, слоновой кости… Старейший экземпляр из слоновой кости хранится в Ryerss Museum в Филадельфии.
Игрой Танграм увлекались Льюис Кэрролл, Наполеон Бонапарт, Эдгар Алан По, Яков Перельман. Уважаемые и умные люди относили игру к достойному способу развития интеллекта.
В ходе поиска информации о Танграме, я нашел сведения о похожих головоломках:
Головоломка Пифагора: Ее отличие в другом способе разрезания квадрата.
«Стомахион» ("приводящая в ярость") или игра Архимеда. Прямоугольник длина которого в два раза больше ширины определенным образом разбивается на 14 частей (площади всех фигур находятся в рациональном отношении к исходной фигуре) и из частей складывают фигуры.
«Пентамино» Элементы игры —12 плоских фигур, состоящих из пяти одинаковых квадратов.
«Колумбово яйцо» (танграм из 10 деталей)
Однажды на обеде у кардинала Христофор Колумб рассказывал о своем открытии Америки. И вдруг слышит от одного из гостей: «Как просто открываются новые земли!» Тогда Колумб предложил «просто поставить яйцо на стол вертикально. Никто не смог это сделать. Колумб ударил яйцо об стол, сплющивая один конец, и поставил яйцо вертикально. Все возмутились, что так бы и они смогли. На что Колумб ответил: « Вы бы смогли, а я сделал это».
Можно смешать два, три или более Танграма и получить огромное количество новых и интересных фигур. В книге Я.И. Перельмана "Весёлые задачи" есть картинка "Игра на бильярде", собранная из нескольких Танграмов. Конечно, в случае смешивания, количество возможных фигур многократно возрастает. В прочитанных мной источниках, пишут, что из одного Танграма можно собрать около 7000 фигурок.
Применение Танграма
1. Конечно, это игра!
2. На уроках математики и геометрии! Для знакомства с такими геометрическими фигурами как квадрат, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, ромб, параллелограмм. Используя детали Танграма легко запомнить, что такое периметр, площадь, биссектриса угла. Равенство фигур можно определить наложением и продемонстрировать, что площадь одной фигуры можно получить как сумму площадей двух и более фигур. А знание геометрии необходимо во многих сферах человеческой деятельности: конструктор, архитектор, дизайнер, художник, модельер, во многих рабочих профессиях.
3. Дизайнеры используют «таны» в мебельной промышленности, текстильной, в ландшафном дизайне.
Книжные полки (коллекция мебели Lago) и кофейный столик
Коллекция мягкой мебели
Даниэль Либескинд спроектировал стул Tangram специально для проекта конгресс-центра в Бельгии.
Кружка Танграм
Проект города на воде, защищенного от землетрясений, который создали в дизайнерском бюро после сокрушительных землетрясений в Чили и на Гаити.
Танграм на одном из модных показов в Милане
Практическая часть
Сначала я хотел купить игру «Танграм», но посмотрел цены и решил изготовить ее сам. Из картона получилось быстро и совсем недорого. Папа предложил выпилить из ДСП. Мы вместе сделали чертеж, нашли подходящий материал и выпилили детали танграма. А потом я узнал, что можно сделать танграм в программе GeoGebra! Это заняло очень много времени, но результат того стоил.
К сожалению, как показал опрос одноклассников, игра Танграм не очень популярна среди моих сверстников. Почти все «зависают в телефоне». Но, когда я поделился своими знаниями на классном часе, одноклассники предложили устроить соревнование на скорость сборки фигур из Танграма. В течение недели каждый учащийся класса сделал себе игру из картона и тренировался. Чтобы у всех были равные возможности при игре, я собрал 15 загадок, ответом на которые должна была стать фигура из Танграма. Как только ответ был готов, ученик выкрикивал «танграм»! Я тоже участвовал в соревновании (вне конкурса), поэтому загадки загадывала наша учительница. В итоге, победителем стал тот, кто построил больше всего верных фигур.
ПОБЕДИТЕЛИ
Соревнования превратились в бурное обсуждение и восхищение. Вот несколько фотографий с нашего «батла».
Заключение:
Игра «Танграм» воспитывает и обучает. Ее можно считать небольшим геометрическим конструктором, который развивает пространственное воображение и логическое мышление. Головоломка учит комбинировать и создавать, ненавязчиво развивая нравственно-волевые качества, смекалку и находчивость столь необходимые при изучении не только математики, но и всего нового. Великому французскому архитектору Корбюзье принадлежит фраза: «Всё вокруг геометрия!». И я думаю, что все мои одноклассники, встречая где либо геометрические фигуры, будут вспоминать Танграм. Одну из древнейших головоломок. В любой головоломке таится энергия. И тот, кто ищет ответ, этой энергией заряжается.
Список литературы
Драко, М. В. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки. — Попурри, 2009. — 56 с. 2.
«Занимательная геометрия», издательство «АСТ», Москва 2003.
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М.: Оникс, 1994.
Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. — 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 189 с. 4.
«1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок»/авт.-сост. В.Н. Иванов. – М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», «Дом печати – Вятка», 2005\
https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм
http://lovingmama.ru/article/1110-igra-tangram-istoriya-kitayskoy-golovolomki-pravila-shemy-polza-dlya-detskogo-razvitiya
https://infourok.ru/podborka-shem-dlya-igri-tangram-1925726.html
Приложение:
Схема – рисунок для конструирования Танграма. Размер квадрата произвольный.
Подборка схем для игры на сайте
https://infourok.ru/podborka-shem-dlya-igri-tangram-1925726.html
Загадки:
1. В воде мы живем, без воды пропадем. (Рыба)
2. В воде купался, а сух остался. (Гусь)
3. Весь день на воде, а водой не насытится. (Утка)
4. Ну и платье! Сплошь иголки. Носят это платье? (Елки)
5. Среди двора стоит копна; спереди вилы, сзади метла. (Корова)
6. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
7. Плывет через океан великан, а ус во рту скрывает. (Кит)
8. Собой не птица, петь не поет, а кто в дом идет, она знать дает. (Собака)
9. Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кошка)
10. В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
11. Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине спинка, а на ней щетинка. (Свинья)
12. Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива. (Конь)
13. От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает. (Бабочка)
14. Едет без колес, колеи не оставляет. (Парусник)
15. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры)