Районные практические чтения исследовательского общества "Альфа"
"Юниор"
Предметная секция: окружающий мир.
Тема работы:
«Нужна ли в школе сменная обувь?»
Работу выполнили:
Барышникова Ксения
Имануилова Алина,
ученицы 4 класса
МКОУ «Прогимназия №13 г. Майского»
Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов.
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ...................3
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ …..............................................4
1.1. Исследование пыли под микроскопом ……………..............……..4
1.2.Определение степени загрязнённости шкотных помещений….....5
1.3. Социологический опрос…………………………......................…...5
IV. ВЫВОДЫ ……………….......................................................................5
V.РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………....................................6
VI.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................7
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................8
ВВЕДЕНИЕ
В народе говорят: "В доме, где свежий воздух, врач не надобен". Народная мудрость не ошибается. Без пищи человек может прожить пять недель, без воды – пять суток, без воздуха – не более пяти минут. Но именно свежий воздух необходим человеку, чтобы сохранить свое здоровье!
Значительную часть своего времени мы проводят в помещениях - квартирах, детских садах, школах и т.д. Нам стало интересно узнать , каким же воздухом мы дышим в школе? Что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище? И как влияет ношение сменной обуви на чистоту воздуха?
Цель исследования: получить доказательства необходимости ношения сменной обуви во время нахождения в школьном здании.
Задачи проекта:
исследовать состав и структуру пыли, и её влияние на здоровье человека.
провести опрос одноклассников, медицинских работников о важности сменной обуви для здоровья;
предложить меры борьбы с пылью в помещении.
Актуальность исследования. Вдыхаемый нами воздух содержит повышенное количество загрязняющих веществ, а людям для дыхания нужен чистый воздух с большим содержанием кислорода.
Гипотеза: наличие сменной обуви сокращает количество пыли в воздушной среде в школьных помещений.
Объектом исследования является пыль в помещениях школы.
Предмет исследования изучение источников загрязнения воздуха в школьных помещениях.
Нами были использованы следующие методы:
изучение литературы и обобщение полученной информации;
наблюдение;
социологический опрос (подтверждение гипотезы)
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВНИЯ
Современный человек большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве дома, детского сада, школы. Помещение становится для нас своеобразной средой обитания. Для здоровья и высокой работоспособности учащихся в кабинете необходимы благоприятные условия: свет, тепло, чистый воздух. В сутки человек поглощает около 12 тысяч литров воздуха. Из чего же он состоит и как может повлиять на здоровье?
Учёные подсчитали, что в одном литре неочищенного комнатного воздуха содержится до 500 000 пылинок размером 0,5 микрона. Из них только 75-80 тысяч возвращаются в окружающую среду с выдохом, в то время как более 300 000 остаются в организме человека. Простые расчёты показывают, что за сутки на дыхательных путях человека оседает почти 6 миллиардов пылинок.
Пыль - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Она окружает нас везде.
За год с каждого из нас отшелушивается около двух килограммов кожного эпителия. Осыпаются оштукатуренные и окрашенные стены и потолок. «Сыплются» микроскопической пылью ветшающие одежда, мебель. Часть всего этого оседает и превращается в ту пыль, которую мы пылесосим и протираем. Но более легкие частицы продолжают летать, иногда собираясь в качающиеся гирлянды, которые видно в солнечном луче.
Из литературных источников мы узнали, что на пылинках отлично умещаются и перемещаются всевозможные бактерии и вирусы. Находящиеся в пыли микроорганизмы, вызывают заболевания, такие как туберкулёз, столбняк, дифтерия.
Кроме микроорганизмов в пылинках содержатся мелкие частицы плесневого грибка, радиоактивных и тяжелых металлов.
Насморк, кашель, слезящиеся глаза. Эти симптомы являются признаками довольно тяжелого и неприятного заболевания - аллергия. Аллергический насморк может перейти в бронхиальную астму. Причиной этого может стать пылевой сапрофитный клещ, который питается нашими отмершими клетками кожи.
Так стоит ли удивляться тому, что с годами мы обзаводимся целым набором болезней, которые приводят к снижению иммунитета, аллергии и просто укорачивают жизнь.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
1.1.Исследование пыли под микроскопом
Если посмотреть на луч солнечного света, мы увидим, сколько пыли висит в воздухе даже после генеральной уборки. Каким же воздухом мы дышим? Мы выяснили, что больше всего пыли скапливается в труднодоступных для уборки местах: за батареями, на шкафах, между оконными рамами.
Рассмотрев частицы пыли под микроскопом, мы обнаружили, что они неоднородны по составу и размеру, серого цвета, соединены между собой ворсинками. Пыль неоднородна и по структуре:
книжная пыль – серого цвета, состоит из мельчайших частиц
древесная пыль – более крупная
пыль, собранная с ковровых дорожек, содержит более крупные частицы, которые соединены ворсинками, может включать шерсть животных (Приложение 1).
Вывод: домашняя пыль содержит шерсть и перхоть домашних животных, фрагменты перьев, частицы насекомых, волос и кожи человека, песок, частицы тканей и бумаги, мельчайшие фрагменты материалов, из которых сделаны стены, мебель и предметы обихода.
1.2.Определение степени загрязнённости школьных помещений
Мы решили продолжить своё исследование и узнать, где больше всего в школе скапливается пыли. Местом для проведения исследования мы выбрали рекреацию на первом этаже, потому что все учащиеся проходят там ежедневно, заходя в школу с улицы, кабинет начальных классов и спортивный зал. Мы намазали вазелином листы белой бумаги и прикрепила их в своем классе, в рекреации и спортивном зале. Через 10 дней листы были сняты и рассмотрены через лупу. На них мы увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение.
Вывод: по степени загрязненности листов мы выяснили, что:
особенно пыльным оказался спортивный зал, где из-за высокой активности детей пыль с пола поднимается в воздух и её труднее убрать;
второе место по количеству осевшей пыли занимает рекреация на первом этаже, так как именно по рекреации учащиеся проходят с улицы, принося на обуви грязь. Но влажная уборка в начале первого урока не дает пыли скапливаться в помещении;
на третьем месте кабинет начальных классов.(Приложение 2).
1.3.Социологический опрос
Мы провели опрос учащихся 4 классов. Нами было опрошено 83 человека. Ребятам был задан один вопрос: «Зачем в школе нужна сменная обувь?» (выбрать ответ):
Вообще не нужна.
По правилам надо носить.
Чтобы грязи в школе было меньше.
Нужна, чтобы в школе был чистый воздух.
В интересах здоровья, ногам легче.
А я вообще не задумывался над этим вопросом.
Результаты опроса приведены в таблице. (Приложение 3).
Выводы: большинство учащихся считают, что сменная обувь нужна, но причиной является только эстетическая сторона (чтобы бы красиво в школе, чтобы не было черных полос на полу). Причины, почему некоторые из них не носят сменную обувь, называют следующие: «Забываю дома».
IV. ВЫВОДЫ
В результате проделанной работы мы выяснили:
Главным для человека является то, насколько чист наш воздух. Пыль очень опасна для человека. Она вызывает различные болезни: аллергию, астму, сахарный диабет, различные болезни кожи и глаз. Многие из этих болезней даже неизлечимы. Мы выяснили, что больше всего пыли скапливается в труднодоступных для уборки местах.
Самым запыленным оказался спортивный зал. Возможно это потому, что там проходят подвижные игры, в результате которых увеличивается количество пыли в воздухе.
На втором месте по количеству пыли оказалась рекреация. Это объясняется тем, что именно по рекреации учащиеся проходят с улицы, принося на обуви грязь. Но влажная уборка в начале первого урока не дает пыли скапливаться в помещении.
Самым чистым оказался кабинет начальных классов.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: при наличии сменной обуви количество пыли в кабинете снижается. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: наличие в школе сменой обуви обязательно. Проведение влажной уборки также снижает накопление пыли в помещении.
V. РЕКОМЕНДАЦИИ
Каждый человек должен следить за чистотой в помещении, где он проводит большую часть времени. В результате проведенной работы мы хотим дать вам следующие рекомендации:
Пользуйтесь сменной обувью, так как она значительно уменьшает содержание пыли в школе.
Хранить сменную обувь необходимо в пакетах и специальных шкафах.
Следить за чистотой сменной обуви.
На переменах организовывать малоподвижные игры, чтобы сократить количество пыли в воздухе.
Для сокращения пыли в воздухе необходимо делать ежедневную влажную уборку в классе.
Смывать пыль с батарей центрального отопления.
С поверхности мебели вытирать пыль влажной тряпкой или специальными салфетками.
Также необходимо проветривание помещений, т.к. в пыли оседают вирусы и бактерии, выделяемые при чихании и кашле.
Предметы, на которых собирается пыль (книги, наглядные пособия), следует хранить в закрытых стеллажах, шкафах.
Используйте комнатные растения, очищающие воздух: спатифиллюм, сингониум, филодендрон, хлорофитум хохлатый. Для офисов лучше использовать фикус Бенджамина, драцену, диффенбахию, хамедорею.
Сведите к минимуму количество мягкой мебели, ковров. Линолеум и дерево наиболее гигиеничны, с них легче снимать пыль.
Обеспечьте чистоту и сухость ковров.
Дома пылесосьте матрасы каждые две недели, простыни, наволочки и пододеяльники стирайте при температуре не ниже 60° С, каждые две недели.
Мудрость гласит: «Первая обязанность того, кто хочет быть здоровым, - очистить вокруг себя воздух». А значит укреплять и сохранять собственное здоровье - дело рук самого человека. Всегда помните об этом и будьте здоровы!
VI. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Я познаю мир. Экология // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО «Издательство АСТ ЛТД ». - 2004г.
Я познаю мир. Медицина // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО «Издательство АСТ ЛТД ». - 2009г.
Большая энциклопедия школьника. OXFORD.-Москва,«Росмэн»,-2009г.
Ресурсы интернет
http://mydomnikken.ru/?tag=pyl
http://www.thomas.ru/novosti-i-stati/pyl
http://clean.avreshenie.ru/articles/60-dust.html
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Б ольше всего пыли скапливается в труднодоступных для уборки местах: за батареями, на шкафах, между оконными рамами.
Пыль неоднородна по составу и по структуре.
пыль с ковровых дорожек книжная пыль древесная пыль
П риложение 2
рекреация спортивный зал кабинет
По степени загрязненности листов мы выяснили, что особенно пыльный оказалась рекреация на первом этаже.
спортивный зал рекреация кабинет
Приложение 3
Р езультаты социологического опроса учащихся
Вопрос: «Зачем в школе нужна сменная обувь?» (можно выбрать несколько ответов):
Вообще не нужна - 2 человека
По правилам надо носить - 3 человека
Чтобы в школе было меньше грязи в дождливую погоду - 4 человека
Нужна, чтобы в школе было чисто и красиво - 75 человек
В интересах здоровья нам легче дышать - 5 человек
А я вообще не задумывался над этим вопросом - 0
12