СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Образ березы в литературных произведениях авторов Убинского района"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа культурологического характера

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Образ березы в литературных произведениях авторов Убинского района"»

XI открытая региональная научно-практическая

конференция школьников "Эврика"



Секция КУЛЬТУРОЛОГИИ







Образ берёзы в литературных произведениях авторов Убинского района











Автор: Романенко Никита

МКОУ «Раисинская средняя школа», 10 класс,

с.Раисино, Убинского района,

Новосибирской области

Научный руководитель:

Ильина Ольга Анатольевна,

учитель английского языка

Контактный телефон руководителя:

89513783482









с. Раисино, 2016 год



Содержание


Введение …………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Русь моя, люблю твои берёзы…………………………………..5-8

    1. Лексическое значение слова «берёза»……………………………….5-6

    2. Роль берёзы в жизни русского народа……………………………….7-8

Глава 2. Берёза-символ красоты и любви к Родине…………………….9-13

2.1. Анализ стихотворения Г.Кошубаро «Берегиня»…………………...9-11

2.2. Анализ стихотворения С.Крышталева «На гибель берёзы»……...12-13

Глава 3. Берёза-символ памяти………………………………………….14-16

3.1. «Дунина берёзка» Н.Ангуловой……………………………………14-15

3.2. «Берёза» А.Хохлова…………………………………………………16-17

Заключение ………………………………………………………………18-19

Список использованной литературы………………………………………20

Приложение ………………………………………………………………..1-3





















Введение

Однажды, наводя порядок в книжном шкафу, я наткнулся на очередной выпуск районной газеты «Убинский вестник». Начав его просматривать, увидел фото известного в районе гармониста В.Житомирского. Подумал, что речь пойдет о нем, но как оказалось, он выступал в роли автора небольшого произведения «Моя березка». Произведение тронуло меня своим неповторимым языком. Явно прослеживалась неподдельная любовь автора к природе, Родине. Поскольку тема природы очень близка мне, очень захотелось узнать, кто еще пишет про природу в нашем районе, а в частности про берёзы. Оказалось, что я совсем не знал имен талантливых авторов - наших земляков. Поэтому решил посвятить образу берёзы в произведениях авторов Убинского района свою работу.

Актуальность исследования состоит в том, что такие понятия как «береза», «Россия» и «Родина» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. Ведь каждого человека, любящего свою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе русское поле без березы? А русский лес без светлой березовой рощи?

Цель исследования – раскрыть значение образа березы в произведениях авторов Убинского района (на примере произведений Г.Кошубаро, В. Житомирского, Н. Ангуловой, Н. Кузнецовой, С. Крышталева, А. Хохлова ).

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) дать понятие слову «береза», определить лексическое значение данного слова;

2) выявить традиции русского народа, связанные с образом берёзы;

3) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях авторов Убинского района;

4) определить, что символизирует образ березы в произведениях.
При решении поставленных задач мы пользовались следующими методами:

-изучение научной и художественной литературы,

-наблюдение,

-метод поиска,сравнения и анализа.

Объектом исследования являются произведения авторов Убинского района; предметом исследования – образ русской березы.

Гипотеза исследования заключается в том, что береза привлекает внимание многих авторов своей красотой, поэтому для описания этого дерева они прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.

Для анализа я остановился на двух прозаических произведениях:

В. Житомирского «Моя берёзка»;

Н. Ангуловой «Дунина берёзка».

И стихотворениях:

Г. Кошубаро: «Берегиня», «Россия славится берёзами», «Берёза», «Берёзка»,

Н. Кузнецовой: «Белые березки, «Белая берёзонька»;

С. Крышталёва: «На гибель берёзы»;

А. Хохлова: «Берёза». (Приложение 1)

Моя работа состоит из трех частей: первая часть – «Русь моя, люблю твои березы!» - посвящена общим сведениям о березе; вторая часть посвящена березе как символу красоты и любви к Родине, а в третьей части рассматривается образ березы как символ памяти.
























«Россия славится берёзами,

и ей к лицу старинный сарафан»

Г. Кошубаро. 1986 г.

Глава 1. «Русь моя, люблю твои березы!»

1.1. Лексическое значение слова «берёза»

Русское слово береза очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый», «белый». Видимо, так прозвали березу за цвет ее коры. Интересно, что и слово береста – того же происхождения. Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch, в латышском – berzs. Согласно толкованию по словарю Ожегова: Берёза- лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями.

Русское название березы лингвисты связывают с глаголом «беречь». Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека, что подтверждается словами из стихотворения Г. Кошубаро «Берегиня»:

«Не художник я, но красоту земную

Воспою, возможно, песней не одной.

Эту светлую берёзоньку простую –

Берегиню нашу с русскою душой».[3,с.158]

Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные — сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе.

«Начала березка золотиться

Прямо перед первым сентябрём»[2.с.191]

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги. И все из березы идет в дело: из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники, из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески,лукошки для сбора грибов и ягод.

«А белая, вся в пятнышках кора,

Использована будет в обиходе»[2. с.135]

Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке, из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию — от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают.

Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.
































1.2. Роль березы в жизни русского народа

Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища.

Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость — березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Отражение данного факта нашло в стихотворении Г. Кошубаро «Берёза»:

«Ты, берёза, нам подмога.

Чем ты только не слывешь:

служишь лекарем от Бога,

красотой и всем берешь.

От березового сока

здоровее детвора.

Как стройна ты и высока.

Белей сахара кора!» [2,с.176]

Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Не желая причинить вреда своей целительнице – берёзке, Валентин Житомирский пишет следующее: «Залечив небольшую ранку у основания ствола, оставшуюся от сбора сока, и убедившись, что ни одна капелька не просачивается из этого места, попрощавшись с ней, иду к машине, наполненной волшебной жидкостью».[6.с.10]А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.

Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб-трутовик — чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круглый год.

Есть интересные народные приметы и поговорки, связанные с образом берёзы:

«Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета»;

«Зацвела берёза – начинай сажать картофель»;

«Если из берёзы весной течёт много сока – лето будет дождливым».

Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление. Вот, например, как описывает один из обрядов, облегчающих страдания, французский исследователь Жак Бросс. «Чтобы вылечить больного ребёнка, его трижды проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве. Ритуал совершался на рассвете, когда у дерева было много сил. Ребёнок черпал у дерева энергию, а дерево брало на себя его болезнь. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной». [6.с.10]

С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.

Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда. Содержательными и интересными произведениями о березе выступают стихи и проза наших земляков.

Образ березы в текстах Г. Кошубаро, В. Житомирского, Н. Ангуловой, С. Крышталева, А. Хохлова, Н. Кузнецовой многозначен: в нем и грусть опущенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, - грусть, которой овеяно это северное дерево.

«Белая берёзонька,

Что ты не шумишь.

Расскажи-ка девушке

То, о чем грустишь» [4, с.222]


«Белые берёзки,

Как вы хороши,

Сколько о вас пели,

Пели от души.»[4,с.220]






Глава 2. Береза – символ красоты и любви к Родине

2.1. Анализ стихотворения Г.Кошубаро «Берегиня»

Знакомясь со стихотворениями наших земляков о березе, мне показалось, что все они очень близки друг другу и выражают безмерную любовь к природе, родному краю. Более подробно хотелось бы остановиться на стихотворении Г.Кошубаро «Берегиня»

По-осеннему березка раскудрявилась

Золочеными серьгами на ветру.

Словно легкою походкою направилась

На свидание на зорьке по утру.


Платье белое нарядное в отметинах,

Все в полосках и расписано давно.

Так стройнит ее, так красит, так заметнее

Образ просится на кисть, на полотно.


Не художник я, но красоту земную

Воспою, возможно, песней не одной.

Эту светлую березоньку простую –

Берегиню нашу с русскою душой.


Эти в золоте, в багрянце перелески,

Эти ели и калиновую гроздь.

Будут пусть слова точны, верны и вески

В этих песнях, как в подкове нужный гвоздь.


По-осеннему березка разукрасилась

Ветер ветками, как крыльями,махал.

В небо синее в полет она направилась,

Только клен ее кудрявый не пускал.


Он давно ее любил, еще с младенчества.

Рядом вырос, от невзгод оберегал.

Сколько песен о любви своей застенчивой

Каждый день своею Музою слагал.


А березка слыла верною и страстною

И любовью, и подругою, судьбой.

На их жизнь такую светлую, прекрасную,

Так похожа была наша жизнь с тобой. [3. с.158]


Стихотворение Галины Кошубаро «Берегиня» было написано в 2011 году. На мой взгляд, стихотворение очень плавное, в нем нет никаких резких скачков и рваного ритма. Об этом свидетельствует ассонанс: гласный О чередуется с гласным И, который придает некую мягкость словам, а, следовательно, и всему стихотворению. Автор будто заставляет нас, читателей, плавно качаться на волнах от легкого дуновения ветерка.

В стихотворении автор передает удивительную красоту березы – символа Руси.

Если внимательно вчитаться в стихотворение, то мы увидим, что автор прибегает к уменьшительно-ласкательному выражению слова берёза – берёзка, березонька, что говорит о трепетном его отношении к символу матушки-России.

Нельзя не отметить, что образ юной девушки ярко выражен в строках:

Словно легкою походкою направилась

На свидание на зорьке по утру.


Платье белое нарядное в отметинах,

Все в полосках и расписано давно.

Так стройнит ее, так красит, так заметнее

Образ просится на кисть, на полотно.

Вся нежность и непорочность, присущие молодости выражается эпитетами: легкою, белое, светлую, простую, застенчивой, верною, страстною, прекрасную.

Описывая березу, Галина Кошубаро не только прибегает к эпитетам, но использует и сравнения:

Словно легкою походкою направилась


Ветер ветками, как крыльями махал.

и олицетворения:

березка раскудрявилась, легкою походкою направилась, берёзка разукрасилась, в полет она направилась.

Несмотря на то, что перед нами описание пейзажа, мы все же видим лирического героя. Употребление местоимения «нашу» говорит о сопричастности поэта к изображаемому, поскольку, в конечном итоге, перед нами образ самого автора в юные годы:

А берёзка слыла верною и страстною

И любовью, и подругою, судьбой.

На их жизнь такую светлую, прекрасную,

Так похожа была наша жизнь с тобой.


Таким образом, Галина Кошубаро одушевляет березу, она предстает перед нами как красивая светлая девушка, наделенная способностью оберегать тех, кто рядом.



























2.2. Анализ стихотворения С. Крышталева «На гибель березы»

А вот стихотворение Сергея Крышталева «На гибель березы» - это своего рода реквием, крик раненой души.Оно насквозь пронизано безутешной болью, связанной с неизбежной рубкой леса. В данном стихотворении явно просматривается традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы.
Нет ни стона, ни крика, лишь боль,

Вдоль колен белоснежных надрезы.

И врезается в нежную плоть

Заостренный кусок железа.


Гибнет дерево под топором,

Падает, листья теряя,

Сок по срубу стекает ручьем-

Это слезы родимого края.


Нет сочувствия у топора,

Он березовой кровью омылся,

Но страшнее, что чья-то рука

Направляет железо-убийцу. [4. с.182]

Предельная сжатость словесного выражения в стихотворении сочетается с силой и глубиной мысли. «На гибель березы» - совершенно по своей художественной форме. Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звука з в сочетании со звуками н и р придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит. В данном стихотворении берёза предстаёт перед нами живым существом. Об этом говорит неоднократное употребление автором олицетворения: вдоль колен белоснежных, в нежную плоть, слезы, берёзовой кровью, железо-убийца.

Во время прочтения данного стихотворения, сложилось впечатление, что срубить берёзку, всё равно, что лишить жизни маленького ребёнка. И некоторые авторы презирают таких людей, которые «убивают» берёзы. Тому подтверждение стихотворение Сергея Крышталёва «На гибель берёзы».

В этом стихотворении мы видим, что автор резко негативно относится к такой жестокости по отношению к берёзе. И чтобы окончательно подтвердить, что берёза это тот же самый человек, я выбрал следующие слова:

«Нет ни стона, ни крика, лишь боль». Автор не случайно начинает стихотворения перечислением существительных. Это своего рода стенания, вызванные каждым ударом топора.

Да, я абсолютно согласен с автором. Есть такие люди, которые всегда вытерпят принесенную им боль. Они не будут выражать эмоциями свою боль, просто будут сдерживать её. А в душе у них может быть такая обида, что лучше будет промолчать. Так и случай с берёзой. Многие люди говорят, что растения тоже чувствуют боль, но выразить они этого не могут. А у берёзы это получилось:

«Сок по срубу стекает ручьём-

Это слёзы родимого края».

А фраза «берёзовой кровью омылся» автор показывает нам, что берёза – это «человек», не только с философской точки зрения, но и с биологической тоже. Последними строками стихотворения, автор выражает нам свой страх. Страх за жизнь берёзы. Его можно понять. Если бы, берёзу рассекла молния, то тут ничего не поделаешь, это природное явление. И избежать его нельзя. Но когда «чья-то рука направляет железо – убийцу», это уже просто неуважение человека к природе. Ведь берёза- это достояние России, и так халатно относиться к одному из чудес своей страны- это, по словам автора, просто неуважение к себе и к природе своей Родины. Теперь, вдумавшись в это стихотворение, я убедился, что срубить берёзу- это всё равно что убить человека.

















Глава3. Береза – символ памяти

3.1. «Дунина березка» Н.Ангуловой

Совсем другой смысл вкладывает в образ березы наша землячка- Нина Григорьевна Ангулова. Многое пережили, увидели березы. Они – наша память, наша гордость, наша жизнь. Русский человек считает берёзу одним из своих лучших друзей, которому можно поведать свои самые сокровенные тайны, свои переживания. И берёза запомнит все. Все рассказанные ей людские тайны она унесет с собой. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни, любви, веры будет всегда. Эти свойства берёзы отражены в рассказе Нины Григорьевны «Дунина берёзка», который был написан в 1998 году.

3десь описывается история жизни одной простой деревенской девушки Дуни. В детстве Дуня дружила с соседским мальчиком Гришей, и в их честь родители ребят посадили радом с их домами две берёзки. Они были символом дружбы Дуни и Гриши, а в последствие, любви. Этот сад был их любимым местом. Они очень часто там бывали. Главным украшением этого места были те самые две березки. Гриша и Дуня вскоре поженились, у них родилось трое детей, горя они не знали. Но все оборвала война. Гришу забрали на фронт, Дуня осталась одна с тремя детьми. Она познала все тяготы военного времени. Только берёзы утешали её. Но вскоре до Дуни дошло страшное известие - Гриша был убит. На людях она вела себя абсолютно нормально, бабы ей говорили «Поплачь, легче станет». Но нет. Дуня не поддавалась эмоциям. И только ночью, в саду с берёзами, Дуня «дала волю своим слезам». Она проплакала там всю ночь, а берёзы, ни сказав ни слова, выслушивали её. Домой она вернулась седая. И совсем скоро она потеряла еще одного друга- одну берёзку рассекла молния. А уцелевшую так и назвали - «Дунина берёзка». И умирая, уже в глубокой старости, она держала в руке две берёзовые веточки, которые ей принесли внуки. А береза так и стояла на том же месте еще очень долго.

Вот яркий пример того, кем для простого русского человека является береза. Берёза для них как человек. С ней можно поделиться всем, что необычайно тяжелым грузом лежит на человеческой душе, особенно, потеря человека, который тебе очень дорог. Так и поступила Дуня:

«Уложив детей спать, Дуня пошла к своим березкам. У берёзок дала волю своим слезам. Обнимая их, рассказывала Грише о своей большой любви, о своём безутешном неисправимом горе. Вспоминала о коротком женском счастье. Обессилевшая, она села на скамеечку и задремала. Во сне увидела юность, любимого Гришу, ощутила поцелуи и очнулась».[1, с.7]

Берёза так же предстает перед нами как символ бессмертия, вечной любви и верности. Доказательство данного факта можно найти в следующих строках:

«А старая берёзка и сейчас стоит, шелестя летом зелёной листвой, напоминая людям о большой человеческой любви и верности. И часто под берёзой слышится шепот влюблённых».[1,с.8]

































3.2. «Берёза» А.Хохлова

В процессе работы, меня заинтересовало ещё одно произведение. Стихотворение «Берёза» Александра Хохлова:

Берёза под окошком

И летом, и зимой

Всегда при нашей встрече

Качает головой.


Её принес из лесу

В те юные года,

И с той поры доныне

Люблю её всегда.


Весна ли наступает,

Любуюсь я листвой,

«Серёжки» осыпает,

Опять я сам не свой.


А летом под берёзкой

Я отдыхать могу.

Зимой смотрю в окошко,

Любуюсь на красу.


Она всегда красива,

Пусть даже в сердце грусть.

Как сильно мне взгрустнется,

К стволу её прижмусь…


Раздумья и тревоги –

И вдруг они пройдут,

Как будто у берёзы

Я силы наберусь.


Живи, моя берёза,

Живи ты много лет,

При жизни, я клянусь,

Тебя не тронут, нет![4.с.308]


Это стихотворение пронизано любовью в берёзе. А если человек любит берёзу, то он настоящий патриот своей Родины. Автор вспоминает те времена, когда впервые увидел эту берёзу:

« Её принёс из лесу

В те юные года

И с той поры доныне

Люблю её всегда»

С тех пор, берёза помогает ему во всём: летом, когда жарко, можно отдохнуть в прохладе под берёзой, а весной или зимой, можно просто любоваться на её красоту. Берёза даёт автору силы:

«Как будто у берёзы

Я силы наберусь».

Берёза предстает перед нами одним из лучших друзей человека. И автору настолько полюбилась эта берёза, что ему хочется, чтобы берёза жила вечно. Даже когда его не станет. Это отражено в следующих строках.

«Живи, моя берёза,

Живи ты много лет,

При жизни, я клянусь,

Тебя не тронут, нет!»














Заключение

Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими ветками, усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дереве. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей Родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям свет. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля.

Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих произведениях простое русское дерево – берёзу.

Познакомившись с произведениями авторов Убинского района о березе, я увидел, что образ берёзы в творчестве символичен. Такое изображение березы во многом совпадает с традиционными народными представлениями об этом дереве, а именно:

береза является символом родного дома, родной земли; авторы изображают берёзу как нечто изначальное, без чего невозможен человек;

береза – символ стойкости, мужества, надежды и света;

береза – символ памяти, бессмертия всего живого, где и берёза, и человек – части этого живого;

с берёзой связано настроение счастья, радости, грусти, печали, восторга, но всегда на первом месте – любовь к берёзе;

авторы оживляют берёзу, она предстаёт перед нами как девушка, женщина;

поэты показывают её в разное время года.

Закончить свою работу мне бы хотелось стихотворением Галины Кошубаро «Россия славится берёзами».

На мой взгляд, это стихотворение – своеобразный итог данной работы, так как береза здесь и символ России, и символ красоты, и символ памяти. Автор как бы собирает воедино все, что важно для нас в этом образе.

«Россия славится берёзами»

Россия славится берёзами,

и ей к лицу старинный сарафан.

А над лугами, над покосами

Плывёт с утра разбуженный туман.


Хоть у земли и много украшения,

но мне же часто видится одно:

наряд берёзы в зелени весенней

и незабудок светлое пятно.


Стоит березок роща полевая

и розовеет на исходе дня,

в цвету поляна. Красота такая

всегда волнует, радует меня.


Есть на земле места, быть может, краше,

где воздух слаще, солнце горячей.

Но нет милее и роднее нашей

земли родимой, Родины моей.(1986г.)[3,с.65]























Список литературы:

  1. «Вам, земляки». Сборник стихов и прозы Убинских авторов.

Убинское 2007, 165 стр.

  1. Галина Кошубаро «Калейдоскоп».

Новосибирск 2006, 200 стр.

  1. Галина Кошубаро «Звучат в моей душе колокола».

Духовная поэзия, стихи. 178 стр.

  1. «Из ада черного в зелёный май». Сборник стихов и прозы самодеятельных авторов Убинского района, 2010г., 348 стр.

  2. Ожегов С.И. 0-45 Словарь русского языка: ок. 57000 слов/Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой. 20-е изд., стереотип.

  3. «Убинский вестник» №23, 5 июня 2013г.

Приложение 1.

В.А.Житомирский

С.С. Крышталёв



Н.Г.Ангулова

























Г.Я Кошубаро


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!