СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Односоставные предложения в прозе И.Керимова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Односоставные предложения в прозе И.Керимова"»

Конкурс исследовательских работ и проектов  учащихся общеобразовательных учреждений  Республики Дагестан  «Науки юношей питают»       Исследовательская работа  на тему:   «Односоставные предложения в прозе  Ибрагима Керимова» Автор : Сулейманов Ахмед Гаджиевич, ученик 8 класса МБОУ «Доргелинская СОШ №1»

Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся общеобразовательных учреждений Республики Дагестан «Науки юношей питают»     Исследовательская работа на тему:   «Односоставные предложения в прозе Ибрагима Керимова»

Автор : Сулейманов Ахмед Гаджиевич, ученик 8 класса МБОУ «Доргелинская СОШ №1»

Словесный мир  «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».   М. В.Ломоносов. Чтобы подробно узнать об односоставных предложениях, я окунулся в словесный мир: в мир односоставных предложений. Действительно, я хочу узнать, что же представляет этот мир предложений, в котором умолчание личных местоимений служит украшению и важности. Как эти предложения возникли, сколько видов таких предложений в речи, как это употребляют поэты и писатели в своих произведениях.  С помощью анализа произведений поэтов и писателей были открыты многие лингвистические факты.

Словесный мир

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».

М. В.Ломоносов.

Чтобы подробно узнать об односоставных предложениях, я окунулся в словесный мир: в мир односоставных предложений. Действительно, я хочу узнать, что же представляет этот мир предложений, в котором умолчание личных местоимений служит украшению и важности. Как эти предложения возникли, сколько видов таких предложений в речи, как это употребляют поэты и писатели в своих произведениях.

С помощью анализа произведений поэтов и писателей были открыты многие лингвистические факты.

Односоставные предложения     Односоставные предложения появились в языке одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.  В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.

Односоставные предложения

Односоставные предложения появились в языке одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.

Я обратился к теме «Односоставные предложения в прозе И.Керимова , так как я считаю, что исследование структурных особенностей и семантики односоставных предложений произведений кумыкского писателя Ибрагима Керимова позволит подтвердить мысль о том, что предложения данного типа – одно из важных средств выразительности. Актуальность темы  обусловлена тем, что родной язык обладает сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в речи и художественной литературе. Вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования. Объект исследования  – односоставные предложения в кумыкском языке. Предмет исследования  - выразительные возможности односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова.

Я обратился к теме «Односоставные предложения в прозе И.Керимова , так как я считаю, что исследование структурных особенностей и семантики односоставных предложений произведений кумыкского писателя Ибрагима Керимова позволит подтвердить мысль о том, что предложения данного типа – одно из важных средств выразительности.

Актуальность темы  обусловлена тем, что родной язык обладает сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в речи и художественной литературе. Вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.

Объект исследования  – односоставные предложения в кумыкском языке.

Предмет исследования  - выразительные возможности односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова.

Цель исследования: Проанализировать выразительные возможности односоставных предложений в творчестве И.Керимова. Составить дидактический материал по теме «Односоставные предложения» на основе собранного в ходе исследования материала.    В процессе работы мной были выдвинуты следующие  задачи: ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях; выявить их основные характерные признаки; ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией; изучить прозу И.Керимова с точки зрения использования в ней односоставных предложений; сделать выводы о роли односоставных предложений в творчестве И.Керимова.

Цель исследования:

Проанализировать выразительные возможности односоставных предложений в творчестве И.Керимова.

Составить дидактический материал по теме «Односоставные предложения» на основе собранного в ходе исследования материала.

  В процессе работы мной были выдвинуты следующие  задачи:

  • ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;
  • выявить их основные характерные признаки;
  • ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией;
  • изучить прозу И.Керимова с точки зрения использования в ней односоставных предложений;
  • сделать выводы о роли односоставных предложений в творчестве И.Керимова.
В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в своей работе я использовал следующие методы: изучение и обобщение, лингвистическое описание. Теоретическая значимость  заключается в описании особенностей употребления односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова и их выразительных возможностей. Практическая значимость  в том, что собранные в ходе работы материалы по данной теме могут быть использованы на уроках родного языка при изучении темы «Синтаксис. Простое предложение. Культура речи»  
  • В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в своей работе я использовал следующие методы:
  • изучение и обобщение,
  • лингвистическое описание.
  • Теоретическая значимость  заключается в описании особенностей употребления односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова и их выразительных возможностей.
  • Практическая значимость  в том, что собранные в ходе работы материалы по данной теме могут быть использованы на уроках родного языка при изучении темы «Синтаксис. Простое предложение. Культура речи»
  •  
   Основная часть.  I. Общие сведения об односоставных предложениях.  I. 1 . Из истории изучения односоставных предложений.    В кумыкском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано профессором Ольмесовым Н.Х., Хангишиевым Ж.М., Гаджиахмедовым Н.Э., самим автором, ученым, профессором Керимовым И.К.  Ольмесов Н.Х. считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Он выделил основные группы односоставных предложений. В своем труде «Методика кумыкского языка», изданном в 2000 г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации.  Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора Гаджиахмедова Н.Э.

Основная часть. I. Общие сведения об односоставных предложениях. I. 1 . Из истории изучения односоставных предложений.

В кумыкском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано профессором Ольмесовым Н.Х., Хангишиевым Ж.М., Гаджиахмедовым Н.Э., самим автором, ученым, профессором Керимовым И.К.

Ольмесов Н.Х. считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Он выделил основные группы односоставных предложений. В своем труде «Методика кумыкского языка», изданном в 2000 г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации.

Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора Гаджиахмедова Н.Э.

   I.2.Классификация односоставных предложений.    В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения не вызывает сомнения.  Как считали ученые Н.Х.Ольмесов, Н.Э.Гаджиахмедов, при классификации и анализе односоставных предложений следует учитывать все признаки, свойственные простому предложению: логический, структурный, семантический, грамматический. Одна из классификаций односоставных предложений, существующих в настоящее время, включает следующие разновидности: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные безличные назывные (номинативные).

I.2.Классификация односоставных предложений.

  • В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения не вызывает сомнения.
  • Как считали ученые Н.Х.Ольмесов, Н.Э.Гаджиахмедов, при классификации и анализе односоставных предложений следует учитывать все признаки, свойственные простому предложению: логический, структурный, семантический, грамматический. Одна из классификаций односоставных предложений, существующих в настоящее время, включает следующие разновидности:
  • определенно-личные,
  • неопределенно-личные,
  • обобщенно-личные
  • безличные
  • назывные (номинативные).
       I1.Выявление групп односоставных предложений по творчеству И.Керимова.   1.Определенно-личные предложения.      1. В кумыкском языке в определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему: Чемоданыгъызны гётерейим. (Подниму ваш чемодан.) Сизге гелтирейим. (Принесу вам.) Яхшы, экини къурайыкъ. (Хорошо, построим две бригады.)   Для усиления действий главных героев, для выразительности произведения с глагольными формами автор использовал частицы, модальные слова, междометия.  Айт, гьали. Скажи- да)  Йибер дагъы. (Отправь-ка. Отправь, пожалуйста.)  Англат чы. ( Объясни-да)  Ба, къутлайман. (Ба, поздравляю.)

I1.Выявление групп односоставных предложений по творчеству И.Керимова. 1.Определенно-личные предложения.  

1. В кумыкском языке в определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему:

  • Чемоданыгъызны гётерейим. (Подниму ваш чемодан.)
  • Сизге гелтирейим. (Принесу вам.)
  • Яхшы, экини къурайыкъ. (Хорошо, построим две бригады.)

 

  • Для усиления действий главных героев, для выразительности произведения с глагольными формами автор использовал частицы, модальные слова, междометия.
  • Айт, гьали. Скажи- да)
  • Йибер дагъы. (Отправь-ка. Отправь, пожалуйста.)
  • Англат чы. ( Объясни-да)
  • Ба, къутлайман. (Ба, поздравляю.)
       А также такие конструкции, где определенно-личные предложения являются внутри сложных предложений.      Гече де сюребиз, гюн де сюребиз. (Днем и ночью пашем.) Ярай буса, шону айтайым. (Если можно, скажу) Тилеймен, шу юртну адаты булан гёмюгюз. (Прошу вас, по вашему адату похороните.) Сюе бусагъыз, охуп къарагъыз. (Если хотите, прочитайте?)      В произведениях И.Керимова встречаются и вопросительные предложеиия, глагол в которых во 2 лице ед. и мн .числах.   Патимат, билемисен? (Знаешь, Патимат?) Алайса, токътажакъсан, къаражакъсан? (Подождешь тогда?) Энни къайда ишлежексиз? (Где поработаете?) Неге ачдынг къапуланы? (Почему открыл ворота?) Яраймы гирме? (Можно войти?)

А также такие конструкции, где определенно-личные предложения являются внутри сложных предложений.  

  • Гече де сюребиз, гюн де сюребиз. (Днем и ночью пашем.)
  • Ярай буса, шону айтайым. (Если можно, скажу)
  • Тилеймен, шу юртну адаты булан гёмюгюз. (Прошу вас, по вашему адату похороните.)
  • Сюе бусагъыз, охуп къарагъыз. (Если хотите, прочитайте?)
  •  
  •   В произведениях И.Керимова встречаются и вопросительные предложеиия, глагол в которых во 2 лице ед. и мн .числах.
  •  
  • Патимат, билемисен? (Знаешь, Патимат?)
  • Алайса, токътажакъсан, къаражакъсан? (Подождешь тогда?)
  • Энни къайда ишлежексиз? (Где поработаете?)
  • Неге ачдынг къапуланы? (Почему открыл ворота?)
  • Яраймы гирме? (Можно войти?)
Исследуя материал, выяснил еще, что в прозе у писателя встречаются и восклицательные предложения, глагол в которых в повелительном наклонении и образуют определенно-личные предложения:   Чыгъып тас болугъуз! Гетигиз! (Выйдите отсюда! Уходите!)   Шу унну ерине элтерсен! (Отнесешь муку на свое место!) Буссагьат элтип бережексен! (Сейчас же отнесешь! )
  • Исследуя материал, выяснил еще, что в прозе у писателя встречаются и восклицательные предложения, глагол в которых в повелительном наклонении и образуют определенно-личные предложения:
  •   Чыгъып тас болугъуз! Гетигиз! (Выйдите отсюда! Уходите!)

 

  • Шу унну ерине элтерсен! (Отнесешь муку на свое место!)
  • Буссагьат элтип бережексен! (Сейчас же отнесешь! )
      2. Неопределенно-личные предложения       Сказуемое в неопределенно-личных  предложениях выражается глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.    Кагъызны, къолдан-къолгъа бере туруп, Гьажиге йибердилер.  (Письмо, передавая из рук в руки, отправили Гаджи.)   Патиматдан гелген биринчи кагъызны Гьажиге лап лекцияны вакътисинде тапшурдулар.    (Во время лекции поручили письмо Гаджи.)   Ахыры да шулай токъташдылар. (В конце так подтвердили.)    Огъар къарап токътайлар. ( Ждут его…)  Арзыма яхшы кюйде тынгладылар. Послушали мою жалобу)    Если сравнить с русским языком: За рекой косили. Слушали товарища.  [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988 c.172-173]

2. Неопределенно-личные предложения  

Сказуемое в неопределенно-личных  предложениях выражается глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.

  •  
  • Кагъызны, къолдан-къолгъа бере туруп, Гьажиге йибердилер.
  • (Письмо, передавая из рук в руки, отправили Гаджи.)
  •   Патиматдан гелген биринчи кагъызны Гьажиге лап лекцияны вакътисинде тапшурдулар.
  •  
  • (Во время лекции поручили письмо Гаджи.)
  •   Ахыры да шулай токъташдылар. (В конце так подтвердили.)
  •  
  • Огъар къарап токътайлар. ( Ждут его…)
  • Арзыма яхшы кюйде тынгладылар. Послушали мою жалобу)
  •  
  • Если сравнить с русским языком: За рекой косили. Слушали товарища.
  • [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988 c.172-173]
Читая рассказы И.Керимова, я собрал в одну группу неопределенно-личные предложения, состоящие из одной глагольной формы в прошедшем времени глаголов множественного и единственного чисел:  Къакъмадылар. (Не постучали)  Тюшюргенлер.( Выгрузили.)  Чачдылар. (Посеяли.)
  • Читая рассказы И.Керимова, я собрал в одну группу неопределенно-личные предложения, состоящие из одной глагольной формы в прошедшем времени глаголов множественного и единственного чисел:
  • Къакъмадылар. (Не постучали)
  • Тюшюргенлер.( Выгрузили.)
  • Чачдылар. (Посеяли.)
 3.Обобщенно-личные предложения О бобщенно-личные предложения по форме похожи на определенно-личные или неопределенно-личные. Такая группа предложений в творчестве известного писателя встречается редко. Не чачсагъыз, шону аларсыз дагъы. (Что посеете, то и пожнете.) «Что посеешь, то и пожнешь» [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173].  Аякълагъа гёре узат ювургъанынг.(По одеялу протяни ножки.) «По одежке протягивают ножки» [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173]

3.Обобщенно-личные предложения

  • О бобщенно-личные предложения по форме похожи на определенно-личные или неопределенно-личные. Такая группа предложений в творчестве известного писателя встречается редко.
  • Не чачсагъыз, шону аларсыз дагъы. (Что посеете, то и пожнете.)
  • «Что посеешь, то и пожнешь» [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173].
  • Аякълагъа гёре узат ювургъанынг.(По одеялу протяни ножки.)
  • «По одежке протягивают ножки» [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173]
4.Б езличные предложения .  В бе зличных предложениях сказуемое в таких предложениях может быть выражено: а) глаголом неопределенной формы и сочетанием слов + герек, тарыкъ: Огъар англатма герек. (Ему надо объяснить.) Чачагъан кюйню билме тарыкъ. (Надо узнать о правилах посева…) б) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток):  Къашкъарала туруп. (Когда вечерело.) Сыгъанакълай туруп.(Когда моросит) в) словом нет + частица дагъы, экен:  Ёкъ чу дагъы. Тюгюл экен.   г) глаголами прошедшего и настоящего времени.  Тегюлдю. Бузлата.  Бажарылмай. Ишленмей.  д) форма неуверенности действий:  Хыйлы арек чыкъгъандыр.  Балики, къуруп къалгъандыр.

4.Б езличные предложения .

  • В бе зличных предложениях сказуемое в таких предложениях может быть выражено:
  • а) глаголом неопределенной формы и сочетанием слов + герек, тарыкъ:
  • Огъар англатма герек. (Ему надо объяснить.)
  • Чачагъан кюйню билме тарыкъ. (Надо узнать о правилах посева…)
  • б) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток):
  • Къашкъарала туруп. (Когда вечерело.)
  • Сыгъанакълай туруп.(Когда моросит)
  • в) словом нет + частица дагъы, экен:
  • Ёкъ чу дагъы. Тюгюл экен.
  •   г) глаголами прошедшего и настоящего времени.
  • Тегюлдю. Бузлата.
  • Бажарылмай. Ишленмей.
  • д) форма неуверенности действий:
  • Хыйлы арек чыкъгъандыр.
  • Балики, къуруп къалгъандыр.
  5.Номинативные (назывные) предложения.   Главный член номинативных предложений может быть выражен следующими частями речи, имеющими форму именительного падежа: а) существительным: Ноябрни баш гюнлери. Бир гюн эртен. Ахшам чакъ. б)   местоимением : Муна бизбиз! в) числительным :  Алтынчы кагъыз. 1942 –нчи йыл. Распределяя собранный материал по группам, выяснил, что назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – подлежащего, либо распространенными, включающими другие члены предложения. В качестве второстепенных членов в назывных предложениях используются согласованные и несогласованные определения:  Алаша булут. Боп-бош авлакъ. (Пустое поле.)  Тамаша тирлик. (Удивительный злак.)  Къыш. (Зима.) Бузлав. (Мороз.)  

5.Номинативные (назывные) предложения.

Главный член номинативных предложений может быть выражен следующими частями речи, имеющими форму именительного падежа:

  • а) существительным: Ноябрни баш гюнлери.
  • Бир гюн эртен.
  • Ахшам чакъ.
  • б)   местоимением : Муна бизбиз!
  • в) числительнымАлтынчы кагъыз.
  • 1942 –нчи йыл.
  • Распределяя собранный материал по группам, выяснил, что назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – подлежащего, либо распространенными, включающими другие члены предложения. В качестве второстепенных членов в назывных предложениях используются согласованные и несогласованные определения:
  • Алаша булут. Боп-бош авлакъ. (Пустое поле.)
  • Тамаша тирлик. (Удивительный злак.)
  • Къыш. (Зима.) Бузлав. (Мороз.)

 

Выводы:

В процессе исследования использовал различные методы анализа. При отборе предложений не задумывался над их характеристикой и составом. Отбирал предложения, на которых останавливался взгляд. Таким образом, первоначально выбрал 30 предложений, но уже в процессе анализа установил, что 27 из них - определенно-личные, что 13 из них - неопределенно-личные, что 15 из них - безличные, что из них 2 - обобщенно-личные, что 11 из них - назывные.

Материал, который был исследован, представлен в приложении. Исследование односоставных предложений в разных произведениях писателя показало, что синтаксис простого предложения, именно односоставных предложений богат и разнообразен. Анализ предложений показал:

  • 1. В прозе Ибрагима Керимова большинство предложений по цели высказывания повествовательные – 84 %, вопросительные предложения используются в диалоге - 14 %.
  • 2. Восклицательная интонация встречается только при обращении – 2%.
  • 3. Среди односоставных предложений преобладают определённо – личные – 58 %, безличные – 19 %, неопределённо – личные – 20 %, обобщённо – личные и назывные предложения встречаются мало - 3 %,
  •   Чаще всего используются определенно-личные предложения, они содержатся в 58 % исследованных предложений.
Всё вышесказанное позволяет мне сделать главный вывод: почему так важно и нужно изучить односоставные предложения. Таким образом, синтаксис простого предложения: односоставных предложений в произведениях Ибрагима Керимова, несмотря на простоту конструкций предложений, богат и разнообразен: -  содержит различные виды односоставных предложений - с помощью художественных средств, используемых в грамматической основе предложения, изображается выразительная картина бытописания - осложняющие конструкции помогают расширить представления о героях, событиях, описанных в произведения И. Керимова.  Думаю, что мое исследование поможет понять, почему необходимо изучать односоставные предложения, особенно в произведениях поэтов и писателей. Много еще надо изучить, исследовать не только в области синтаксиса, но и в других разделах языка.
  • Всё вышесказанное позволяет мне сделать главный вывод: почему так важно и нужно изучить односоставные предложения. Таким образом, синтаксис простого предложения: односоставных предложений в произведениях Ибрагима Керимова, несмотря на простоту конструкций предложений, богат и разнообразен:
  • -  содержит различные виды односоставных предложений
  • - с помощью художественных средств, используемых в грамматической основе предложения, изображается выразительная картина бытописания
  • - осложняющие конструкции помогают расширить представления о героях, событиях, описанных в произведения И. Керимова.
  • Думаю, что мое исследование поможет понять, почему необходимо изучать односоставные предложения, особенно в произведениях поэтов и писателей. Много еще надо изучить, исследовать не только в области синтаксиса, но и в других разделах языка.
Заключение   Моя исследовательская работа выдвигает проблему и её решение, основываясь на проработке данных анализов предложений из художественных произведений, письменных и литературных источников. Большую помощь в моей работе оказали специалисты – учителя родных языков и литератур Койчакаева А.А., Атаева С.У. Под руководством научного руководителя Койчакаевой А.А. я ознакомился с работами по теме «Синтаксис», с научными трудами ученых Н.Х.Ольмесова, Н.Э.Гаджиахмедова. Закончив исследование выбранных предложений, решил проверить, как мной усвоен синтаксис простого: односоставного предложения. Способом проверки стали тесты, по синтаксису односоставного предложения.      

Заключение

  Моя исследовательская работа выдвигает проблему и её решение, основываясь на проработке данных анализов предложений из художественных произведений, письменных и литературных источников. Большую помощь в моей работе оказали специалисты – учителя родных языков и литератур Койчакаева А.А., Атаева С.У. Под руководством научного руководителя Койчакаевой А.А. я ознакомился с работами по теме «Синтаксис», с научными трудами ученых Н.Х.Ольмесова, Н.Э.Гаджиахмедова.

Закончив исследование выбранных предложений, решил проверить, как мной усвоен синтаксис простого: односоставного предложения. Способом проверки стали тесты, по синтаксису односоставного предложения.

 

 

 

Список литературы: 1.Ольмесов Н.Х. «Методика кумыкского языка», 2000 г.   2.Учебник 10-11 кл «Родной язык», Н.Х.Ольмесов, Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала, 2001г.   3.Учебник 8-9 кл «Родной язык», И.Керимов , Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала,2000 г.   4. Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988г.    

Список литературы:

1.Ольмесов Н.Х. «Методика кумыкского языка», 2000 г.

 

2.Учебник 10-11 кл «Родной язык», Н.Х.Ольмесов, Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала, 2001г.

 

3.Учебник 8-9 кл «Родной язык», И.Керимов , Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала,2000 г.

 

4. Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988г.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!