Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся общеобразовательных учреждений Республики Дагестан «Науки юношей питают» Исследовательская работа на тему: «Односоставные предложения в прозе Ибрагима Керимова»
Автор : Сулейманов Ахмед Гаджиевич, ученик 8 класса МБОУ «Доргелинская СОШ №1»
Словесный мир
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».
М. В.Ломоносов.
Чтобы подробно узнать об односоставных предложениях, я окунулся в словесный мир: в мир односоставных предложений. Действительно, я хочу узнать, что же представляет этот мир предложений, в котором умолчание личных местоимений служит украшению и важности. Как эти предложения возникли, сколько видов таких предложений в речи, как это употребляют поэты и писатели в своих произведениях.
С помощью анализа произведений поэтов и писателей были открыты многие лингвистические факты.
Односоставные предложения
Односоставные предложения появились в языке одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.
В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.
Я обратился к теме «Односоставные предложения в прозе И.Керимова , так как я считаю, что исследование структурных особенностей и семантики односоставных предложений произведений кумыкского писателя Ибрагима Керимова позволит подтвердить мысль о том, что предложения данного типа – одно из важных средств выразительности.
Актуальность темы обусловлена тем, что родной язык обладает сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в речи и художественной литературе. Вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.
Объект исследования – односоставные предложения в кумыкском языке.
Предмет исследования - выразительные возможности односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова.
Цель исследования:
Проанализировать выразительные возможности односоставных предложений в творчестве И.Керимова.
Составить дидактический материал по теме «Односоставные предложения» на основе собранного в ходе исследования материала.
В процессе работы мной были выдвинуты следующие задачи:
- ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;
- выявить их основные характерные признаки;
- ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией;
- изучить прозу И.Керимова с точки зрения использования в ней односоставных предложений;
- сделать выводы о роли односоставных предложений в творчестве И.Керимова.
- В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в своей работе я использовал следующие методы:
- изучение и обобщение,
- лингвистическое описание.
- Теоретическая значимость заключается в описании особенностей употребления односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова и их выразительных возможностей.
- Практическая значимость в том, что собранные в ходе работы материалы по данной теме могут быть использованы на уроках родного языка при изучении темы «Синтаксис. Простое предложение. Культура речи»
-
Основная часть. I. Общие сведения об односоставных предложениях. I. 1 . Из истории изучения односоставных предложений.
В кумыкском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано профессором Ольмесовым Н.Х., Хангишиевым Ж.М., Гаджиахмедовым Н.Э., самим автором, ученым, профессором Керимовым И.К.
Ольмесов Н.Х. считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Он выделил основные группы односоставных предложений. В своем труде «Методика кумыкского языка», изданном в 2000 г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации.
Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора Гаджиахмедова Н.Э.
I.2.Классификация односоставных предложений.
- В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения не вызывает сомнения.
- Как считали ученые Н.Х.Ольмесов, Н.Э.Гаджиахмедов, при классификации и анализе односоставных предложений следует учитывать все признаки, свойственные простому предложению: логический, структурный, семантический, грамматический. Одна из классификаций односоставных предложений, существующих в настоящее время, включает следующие разновидности:
- определенно-личные,
- неопределенно-личные,
- обобщенно-личные
- безличные
- назывные (номинативные).
I1.Выявление групп односоставных предложений по творчеству И.Керимова. 1.Определенно-личные предложения.
1. В кумыкском языке в определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему:
- Чемоданыгъызны гётерейим. (Подниму ваш чемодан.)
- Сизге гелтирейим. (Принесу вам.)
- Яхшы, экини къурайыкъ. (Хорошо, построим две бригады.)
- Для усиления действий главных героев, для выразительности произведения с глагольными формами автор использовал частицы, модальные слова, междометия.
- Айт, гьали. Скажи- да)
- Йибер дагъы. (Отправь-ка. Отправь, пожалуйста.)
- Англат чы. ( Объясни-да)
- Ба, къутлайман. (Ба, поздравляю.)
А также такие конструкции, где определенно-личные предложения являются внутри сложных предложений.
- Гече де сюребиз, гюн де сюребиз. (Днем и ночью пашем.)
- Ярай буса, шону айтайым. (Если можно, скажу)
- Тилеймен, шу юртну адаты булан гёмюгюз. (Прошу вас, по вашему адату похороните.)
- Сюе бусагъыз, охуп къарагъыз. (Если хотите, прочитайте?)
-
- В произведениях И.Керимова встречаются и вопросительные предложеиия, глагол в которых во 2 лице ед. и мн .числах.
-
- Патимат, билемисен? (Знаешь, Патимат?)
- Алайса, токътажакъсан, къаражакъсан? (Подождешь тогда?)
- Энни къайда ишлежексиз? (Где поработаете?)
- Неге ачдынг къапуланы? (Почему открыл ворота?)
- Яраймы гирме? (Можно войти?)
- Исследуя материал, выяснил еще, что в прозе у писателя встречаются и восклицательные предложения, глагол в которых в повелительном наклонении и образуют определенно-личные предложения:
- Чыгъып тас болугъуз! Гетигиз! (Выйдите отсюда! Уходите!)
- Шу унну ерине элтерсен! (Отнесешь муку на свое место!)
- Буссагьат элтип бережексен! (Сейчас же отнесешь! )
2. Неопределенно-личные предложения
Сказуемое в неопределенно-личных предложениях выражается глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.
-
- Кагъызны, къолдан-къолгъа бере туруп, Гьажиге йибердилер.
- (Письмо, передавая из рук в руки, отправили Гаджи.)
- Патиматдан гелген биринчи кагъызны Гьажиге лап лекцияны вакътисинде тапшурдулар.
-
- (Во время лекции поручили письмо Гаджи.)
- Ахыры да шулай токъташдылар. (В конце так подтвердили.)
-
- Огъар къарап токътайлар. ( Ждут его…)
- Арзыма яхшы кюйде тынгладылар. Послушали мою жалобу)
-
- Если сравнить с русским языком: За рекой косили. Слушали товарища.
- [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988 c.172-173]
- Читая рассказы И.Керимова, я собрал в одну группу неопределенно-личные предложения, состоящие из одной глагольной формы в прошедшем времени глаголов множественного и единственного чисел:
- Къакъмадылар. (Не постучали)
- Тюшюргенлер.( Выгрузили.)
- Чачдылар. (Посеяли.)
3.Обобщенно-личные предложения
- О бобщенно-личные предложения по форме похожи на определенно-личные или неопределенно-личные. Такая группа предложений в творчестве известного писателя встречается редко.
- Не чачсагъыз, шону аларсыз дагъы. (Что посеете, то и пожнете.)
- «Что посеешь, то и пожнешь» [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173].
- Аякълагъа гёре узат ювургъанынг.(По одеялу протяни ножки.)
- «По одежке протягивают ножки» [Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173]
4.Б езличные предложения .
- В бе зличных предложениях сказуемое в таких предложениях может быть выражено:
- а) глаголом неопределенной формы и сочетанием слов + герек, тарыкъ:
- Огъар англатма герек. (Ему надо объяснить.)
- Чачагъан кюйню билме тарыкъ. (Надо узнать о правилах посева…)
- б) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток):
- Къашкъарала туруп. (Когда вечерело.)
- Сыгъанакълай туруп.(Когда моросит)
- в) словом нет + частица дагъы, экен:
- Ёкъ чу дагъы. Тюгюл экен.
- г) глаголами прошедшего и настоящего времени.
- Тегюлдю. Бузлата.
- Бажарылмай. Ишленмей.
- д) форма неуверенности действий:
- Хыйлы арек чыкъгъандыр.
- Балики, къуруп къалгъандыр.
5.Номинативные (назывные) предложения.
Главный член номинативных предложений может быть выражен следующими частями речи, имеющими форму именительного падежа:
- а) существительным: Ноябрни баш гюнлери.
- Бир гюн эртен.
- Ахшам чакъ.
- б) местоимением : Муна бизбиз!
- в) числительным : Алтынчы кагъыз.
- 1942 –нчи йыл.
- Распределяя собранный материал по группам, выяснил, что назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – подлежащего, либо распространенными, включающими другие члены предложения. В качестве второстепенных членов в назывных предложениях используются согласованные и несогласованные определения:
- Алаша булут. Боп-бош авлакъ. (Пустое поле.)
- Тамаша тирлик. (Удивительный злак.)
- Къыш. (Зима.) Бузлав. (Мороз.)
Выводы:
В процессе исследования использовал различные методы анализа. При отборе предложений не задумывался над их характеристикой и составом. Отбирал предложения, на которых останавливался взгляд. Таким образом, первоначально выбрал 30 предложений, но уже в процессе анализа установил, что 27 из них - определенно-личные, что 13 из них - неопределенно-личные, что 15 из них - безличные, что из них 2 - обобщенно-личные, что 11 из них - назывные.
Материал, который был исследован, представлен в приложении. Исследование односоставных предложений в разных произведениях писателя показало, что синтаксис простого предложения, именно односоставных предложений богат и разнообразен. Анализ предложений показал:
- 1. В прозе Ибрагима Керимова большинство предложений по цели высказывания повествовательные – 84 %, вопросительные предложения используются в диалоге - 14 %.
- 2. Восклицательная интонация встречается только при обращении – 2%.
- 3. Среди односоставных предложений преобладают определённо – личные – 58 %, безличные – 19 %, неопределённо – личные – 20 %, обобщённо – личные и назывные предложения встречаются мало - 3 %,
- Чаще всего используются определенно-личные предложения, они содержатся в 58 % исследованных предложений.
- Всё вышесказанное позволяет мне сделать главный вывод: почему так важно и нужно изучить односоставные предложения. Таким образом, синтаксис простого предложения: односоставных предложений в произведениях Ибрагима Керимова, несмотря на простоту конструкций предложений, богат и разнообразен:
- - содержит различные виды односоставных предложений
- - с помощью художественных средств, используемых в грамматической основе предложения, изображается выразительная картина бытописания
- - осложняющие конструкции помогают расширить представления о героях, событиях, описанных в произведения И. Керимова.
- Думаю, что мое исследование поможет понять, почему необходимо изучать односоставные предложения, особенно в произведениях поэтов и писателей. Много еще надо изучить, исследовать не только в области синтаксиса, но и в других разделах языка.
Заключение
Моя исследовательская работа выдвигает проблему и её решение, основываясь на проработке данных анализов предложений из художественных произведений, письменных и литературных источников. Большую помощь в моей работе оказали специалисты – учителя родных языков и литератур Койчакаева А.А., Атаева С.У. Под руководством научного руководителя Койчакаевой А.А. я ознакомился с работами по теме «Синтаксис», с научными трудами ученых Н.Х.Ольмесова, Н.Э.Гаджиахмедова.
Закончив исследование выбранных предложений, решил проверить, как мной усвоен синтаксис простого: односоставного предложения. Способом проверки стали тесты, по синтаксису односоставного предложения.
Список литературы:
1.Ольмесов Н.Х. «Методика кумыкского языка», 2000 г.
2.Учебник 10-11 кл «Родной язык», Н.Х.Ольмесов, Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала, 2001г.
3.Учебник 8-9 кл «Родной язык», И.Керимов , Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала,2000 г.
4. Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988г.