СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Особенности культовой практики гадания на бараньей лопатке «jарын» у алтайцев"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Особенности культовой практики гадания на бараньей лопатке «jарын» у алтайцев"»

БОУ РА «Республиканский классический лицей»

Всероссийский конкурс юношеских Чтений исследовательских работ имени В. И. Вернандского









Особенности культовой практики гадания на бараньей лопатке «jарын» у алтайцев

Секция «Этнографии»





Выполнил: Ынтаев Амат

обучающийся 11 класса Руководитель:

Нестерович Ж.В., учитель истории















г. Горно-Алтайск

2016

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Факторы влияния хозяйственной деятельности на культовую практику гадания алтайцев 5

Глава 2. Характеристика культовой практики гадания на бараньей лопатке «Jарын» у алтайцев 7

2.1. Баранья лопатка - сакральный символ защиты и силы 7

2.2. Сакральные категории «неме билер» и «кам» алтайцев 7

2.3. Обряд культовой практики гадания на бараньей лопатке 8

Глава 3. Культовая практика гадания на бараньей лопатке у народов Евразии 10

Глава 4. Сравнительный анализ культовой практики гадания на бараньей лопатке у народов Евразии 12

Заключение 14

Литература 15

Приложение 16























Введение

В настоящее время интерес к исследованию духовной культуры народов мира стремительно растет. Особый интерес у этнографов-исследователей вызывает скапулимантия — один из древнейших видов гадания, практиковавшийся колдунами и шаманами многих народов мира. В английском языке сохранилось даже специальное выражение, означающее буквально: «читать по лопаточной кости».

Гадание на бараньей лопатке было одним из самых популярных способов гадания со времен неолита. Этот способ гадания можно найти у многих народов Евразии - у китайцев, у иранцев, монголов, калмыков, бурят и казахов, у карачаевцев, балкаров и других кавказких народов. Такая практика гадания встречается у народов Центральной Азии, Северной Африки, китайцев и японцев, североамериканских индейцев и других народов Европы. Не исключением являются и жители Горного Алтая, где во все времена уделялось особое отношение людей к домашнему скоту, что повлияло на возникновение культовой практики обрядов жизненного цикла у алтайцев.

Исследователь Тюхтенева С.П. отмечает, что алтайцы во все времена зависели от скотоводства, что и отражалось в обрядах их жизненного цикла. Специалист Амыева У.В. выделяет две категории сакральных лиц, которые способны обращаться к верхним и подземным духам. Ученые Баскаков Н.А. и Яимова Н.А. описывают в своих исследованиях обряд гадания на бараньей лопатке у алтайцев. Однако, исследований, посвященных сравнительному анализу культовой практики гадания на бараньей лопатке у народов Евразии, практически не проводилось, именно этим и был продиктован наш интерес к обозначенной теме.

Объект исследования: гадание как феномен духовной жизни и культовой практики алтайцев.

Предмет исследования: обряд гадания на бараньей лопатке у алтайцев.

Цель: выявление особенностей культовой практики гадания на бараньей лопатки у алтайцев.

Задачи:

  1. выявить факторы влияния хозяйственной деятельности на культовую практику гадания алтайцев;

  2. дать характеристику и рассмотреть основные компоненты культовой практики гадания на бараньей лопатке у алтайцев;

  3. провести сравнительный анализ культовой практики гадания на бараньей лопатке у народов Евразии.

Гипотеза: в культовой практике гадания на лопаточной кости отражается самобытность народа, которая развивается в русле этнокультурных местных традиций, каждая из которых своеобразна и имеет свои национальные особенности и обычаи.

Актуальность исследования: традиционные народные обряды и традиции раскрывают феномен духовной жизни и культовой практики алтайцев. Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народных традиций могут быть в той или иной степени востребованы современностью.

Методы исследования:

  • На эмпирическом уровне: поиск и отбор актуальной информации по теме (газеты, публикации), материалы сети Интернет. С целью детализации теоретического материала мы интервьюировали кандидата исторических наук Иркитову А.А., кандидата филологических наук Чумакаева А.Э., кандидата исторических наук Енчинова Э.В.

  • На теоретическом уровне: – теоретический анализ исторической литературы и других источников; анализ статистических данных, составление обобщающих таблиц и сравнительный анализ.

  • На уровне рефлексии и представления результатов нами подготовлены исследовательский реферат, компьютерная презентация.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут представлять интерес для дальнейшего изучения духовной культуры алтайцев. Результаты исследования могут представлять интерес при изученнии истории Горного Алтая.

Глава 1. Факторы влияния хозяйственной деятельности на культовую практику гадания алтайцев

Исследователи отмечают, что ведущей отраслью производства для большинства населения Горного Алтая всегда являлось скотоводство, разведение лошадей, овец, крупного рогатого скота, коз, частично сарлыков (яков) и верблюдов. Способы и приемы ухода за скотом долгое время оставались традиционными. Кочуя под открытым небом, при этом меняя зимние и летние пастбища, алтайцы круглый год держали скот на подножном корму. Такая система пастбищного хозяйства сложилась в условиях многоземелья [8].

Горный Алтай в экономическом отношении в ходе исторического развития развивался как аграрный субъект. Никаких кардинальных изменений не произошло и в начале XXI века, и в социальном плане полноценной личностью в традиционной культуре алтайцев мог быть лишь тот, кто владеет скотом, имеет жилище, пищу и детей.

Тюхтенева С.П. в своей работе «Природная и социальная среда как фактор сохранения этнической культуры алтайцев: конец XIX- начало XXI вв.», выделяет скотоводство как наиболее приемлемый образ жизни и способ жизнеобеспечения. В системе традиционной этнической культуры этот способ был престижным, общественно одобряемым и поощряемым, он создавал особое отношение людей к домашнему скоту. Алтайцы во все времена зависили от этого вида хозяйственной деятельности и всегда придавали большое значение занятию скотоводством, что и отражалось на обрядах жизненного цикла.

Хозяйственная деятельность алтайцев позволяет говорить о частичном сохранении традиционных черт их быта и культуры. «Мал» в алтайском языке означает как домашний скот вообще, так и лошадей в частности. Лошади именуются «jылкы» или «jылкы мал». Помимо этого, для уточнения вида скота, употребляются такие словосочетания, как « кой мал», овцы, и «уй мал», коровы. «Мал» является важным экономическим понятием и обычно-правовым термином, поскольку охватывает как основную сферу жизнедеятельности алтайцев – скотоводство, так и основной объект обычного права – скот. «Мал», таким образом, это скот, собственность и имущество. Человек создан создателем (Jайаачы, Кудай, Бурхан, Ульгень и т.д.). Специально для (питания) человека высшими божествами, созданы домашние животные [5, с.15].

Баранья лопатка - одна из самых почетных частей барана, предназначавшаяся для жертвы духам-покровителям. При этом в обычае многих народов голова и лопатки подавались только мужчинам. Обычай гадания на лопатке животных своими корнями уходит вглубь веков и, прежде всего, связан с культом домашних животных, который зарождался под влиянием определённого хозяйственного уклада [7]. Угощая почетных гостей, алтайцы подносят им в качестве главных блюд баранью лопатку.

Поэтому алтайцы с древних времен хорошо знали не только повадки домашних животных, но и прекрасно знали их анатомию, в том числе и магическую составляющую разных костей животных.















Глава 2. Характеристика культовой практики гадания на бараньей лопатке «Jарын» у алтайцев 2.1. Баранья лопатка - сакральный символ защиты и силы

Обряд гадания на лопатке животных возник в древности, и был одним из самых популярных способов гадания со времен неолита, отмечает ряд исследователей-этнографов. Баранья лопатка - сакральный символ защиты и силы. Треугольник наиболее распространенная, классическая, форма бараньей лопатки. Являясь одним из самых древних и загадочных символов в истории человечества, треугольник был связан с магией оберега от сглаза (один из архаичных примеров в культуре степи – амулет из имеющей треугольную форму бараньей лопатки – как символ защиты тыла, спины, а также традиционный атрибут гаданий). У многих народов с треугольником связывалась идея созидающей божественной силы, вознесения, близости к верхнему миру, и, соответственно, его покровительства [6].

В своих работах Баскаков Н.А. и Яимова Н.А. описывают особые приметы проявляющихся на лопаточной кости жертвенного животного и умению рассказать о них образно и увлекательно, чему придавалось большое значение в народе. По цвету, наличию пятен, форме выступов на кости опытные гадатели безошибочно предсказывали все предстоявшие изменения в жизни человека. Нередко гадали на бараньей лопатке только мужчины (см. Приложение №1).

2.2.Сакральные категории «неме билер» и «кам» алтайцев

При рассмотрении обрядовой и культовой практики коренных жителей Горного Алтая можно выделить две группы сакральных лиц: неме билер кижи «нечто знающий человек» и кам «шаман». Шаман владеет способностью обращатся к верхним и подземным духам, то неме билер кижи может контактировать только с верхним миром. К «нечто знающим» относятся разные по функциям специалисты: «Арчын корор» - буквально смотрящие арчын (можжевельник); «Аржанга улус башкарар» - это люди сопровождающие желающих на целебные источники; «Коспокчи» - «видящий» духов; «Jадачы» - «владеющий камнем», с помощью которого можно изменять погоду; «Ырымчы» -предсказатель по приметам связанными с органами человека;«Jарынчы» - гадатели по сожженой лопатке барана или марала [1,с.4-5]

По слова информаторов Балыковой А.Н. из села Инегень и Мундусова В.И из села Усть-Кан, гадатели на бараньей лопатке были обучены этим действиям, и жители соседних сел обращались к данным людям со своими просьбами. Также информатор из села Шебалино утверждает, что гадатели по сожженой лопатке барана были в каждом селе. На современном этапе «Jарынчы» встречаются, но крайне редко (см. Приложение №2).

2.3. Обряд культовой практики гадания на бараньей лопатке

Лопаточная кость барана по представлениям алтайцев наделена особой магической силой и дает возможность заглянуть в будущее человека и скорректировать в случае необходимости.

Считается, что мясо снимать с костей можно только руками, запрещается срезать мясо с костей ножом или обгрызать зубами. Лопатка не только «чуждается» ножа, принадлежности воина, но считает оскорбительным для себя даже прикосновение оружием насилия. Ее сила - в уме, в духовном могуществе [6].

В своих исследованиях Баскаков Н.А. и Яимова Н.А. описывают способ гадания на бараньей лопатке следующим образом: очищенную лопатку барана или марала «Jарын» заворачивают в мягкую траву и кладут на слабый огонь костра. Затем вытаскивают из огня обгоревшую дочерна лопатку и начинают рассматривать трещины. По характеру трещин (по величине и изгибам осколков, их длине, близости к определенным частям лопатки) предсказывают местонахождение пропавшей лошади или вещи, убежавщего раненого зверя, продолжительность болезни, исход какого-либо важного дела, будущий ущерб, потерю, новости, важные события и т.п. Лопатка состоит из следующих частей:

  • во внешнем углу широкой верхней части находится охранитель «jайык»

(есть трещины, то охранитель не смог удержать хорошее, доброе, если нет трещин, то хорошо, охранитель не выпустил, придержал хорошее);

  • в широкой части лопатки, ближе к выступу, в середине, находится огонь

  • «от» (хорошо, если нет трещин, плохо, если есть трещины);

  • часть выступа против огня называется ртом «оос» (при трещене следует ожидать неопределенность, неприятное удивление);

  • часть лопатки пониже называется лбом «мандай» (при наличии трещин, следует ожидать малых и больших приятных событий);

  • выемка называется подхвостником «куушкан» (по длине трещины определяется размер убытка, продолжительность несчастья, болезни, нет трещин хорошо);

  • край узкой части напротив выемки называется ухом «кулак» (при отсутствии трещин не будет никаких вестей, трещины, то следует ожидать вести о находке пропажи или другие приятные вещи);

  • по трещинам на краю широкой верхней части определяют прибыль;

  • по трещинам на краю узкой верхней части определяют убыль (см. Приложение №3).

Лопаточная кость у алтайцев содержала 8 частей и секторов, эти части имели определенное название. Характер трещин в определенной части на лопаточной кости имеет свое объяснение и предстказание. Также в процессе гадания существовала прямая связь культа огня с культом гадания на костях, о чем свидетельствует особое отношение к лопаточной кости барана, которая по представлениям алтайцев наделена особой магической силой, обладает способностью показать предстоящие изменения в жизни человека.











Глава 3. Культовая практика гадания на бараньей лопатке у народов Евразии

Анализ научной литературы, посвященной вопросам культовой практики у народов Евразии, показал, что способ гадания на лопаточной кости, можно найти у многих народов Евразии (см. Приложение №4).

В исследованиях бурятских ученых отмечается, что хакасы, монголы, калмыки для гадания обычно употребляли правую баранью лопатку. Мужчина, обглодавший лопатку, обязательно смотрел ее плоскость на солнце. Гадание на лопатке совершали обязательно поздним вечером. В очаге юрты со стороны входа зажигали специально собранный хворост. Лопатку заворачивали в траву, служившую стелькой обуви, и клали в огонь. Продольные трещины вдоль гребня обещали благополучие, а поперечные – неудачу. Гадание завершалось бросанием лопатки через плечо. Если она упадет гребешком вверх – предсказание сбудется, если вниз – то нет.

Исследователь Парастаева И.А. отмечает, что осетинам было известно множество гадательных обрядов, являющихся разновидностью магии, к которым они прибегали с целью узнать будущее. В прошлом осетины широко практиковали обычай гадания по бараньей лопатке. Поэтому и в наше время в Осетии трудно найти ущелье или село, жители которого не рассказывали бы вам о древнем обычае гадания по бараньей лопатке. В системе застольного этикета осетин и других горских народов особое место занимают разделка, приготовление и раздача определённых частей жертвенной туши барана, в завершение застолья правую баранью лопатку в очищенном от мяса виде давали гадающему человеку. При этом для гадания выбирали лопатку одного-двух летнего барана. Ягнята для определения будущего не подходили.

Гадание по бараньей лопатке очень часто практикуется бурятскими шаманами и состоит собственно в объяснении трещин на лопатке, обожженной на огне. Одни трещины указывали  на приближение, продолжение или окончание болезни или на смертельный ее исход. Другие  трещины, идущие параллельно, означали дорогу жизни и дорогу мертвых. Если длиннее оказывалась дорога живых, то предсказание благоприятное, если эта трещина уклонится наружу, то человеку грозила неминуемая смерть. Появление разных  трещин означает то радость, то небесную благодать, то предстоящую дорогу, то необходимость совершить тот или другой обряд [9].

Чукчи и нивхи гадали по трещинам на лопаточных костях оленя и тюленя. В фондах Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова с дореволюционного периода хранится лопаточная кость оленя, использовавшаяся чукчами для гадания.

Обычай гадать на лопаточной кости животных сохранился у  эвенов и эвенков до настоящего времени. Старики эвенки Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края говорили: «Заяц все знает». Лопаточную кость убитого зайца накаляли над огнем костра, потом плевали на нее. На кости появлялись трещины. По ним гадали. Эвенки считали: какое животное увидел в хитросплетении трещинок, его и добудешь на охоте [10].

Балкары и карачаевцы – гадали на лопаточной кости жертвенного животного, немного подержав ее над огнем. Вся лопатка делилась на девять секторов, имеющих свои названия: «хан» (сам гадающий), «родственники и друзья», «очаг», «двор», «Родина», «село». Прорицание выносилось в зависимости от того, в каком секторе появлялись трещины [7].

Исследуя культовую практику гадания на лопаточной кости у многих народов Евразии, мы увидели, что данный обряд, прежде всего, связан с культом домашних животных, который зарождался в различных обществах под влиянием определённого хозяйственного уклада-скотоводства. Специфика скотоводческой деятельности зависит еще от климатических и природных ресурсов и это отразилось на особенностях гадания на лопатке животных.



Глава 4. Сравнительный анализ культовой практики гадания на бараньей лопатке у народов Евразии

На первом этапе нашего исследования, мы проанализировали работы ученых Амыева У.А., Баскакова Н.А, Яимова Н.А., Бунге А.А., Тюхтеневой С.П. и на теоретическом уровне выявили факторы влияния хозяйственной деятельности на культовую практику гадания алтайцев и изучили основные компоненты гадания на лопаточной кости. С целью детализации интервьюировали кандидатов исторических наук Иркитову А.А., Енчинова Э.В., кандидата филологических наук Чумакаева А.Э. Встретились с информаторами из села Шебалино, Инегень, Усть-Кан и города Горно-Алтайска.

На втором этапе составлили обобщающие и сравнительные таблицы гадания на лопаточной кости у алтайцев и других народов Евразии.

Проделанная работа позволило нам, сделали выводы, что у многих народов Евразии существовал данный обряд, который имеет много общего, обряд гадания, прежде всего, связан с культом домашних животных, который зарождался в различных обществах под влиянием определённого хозяйственного уклада-скотоводства. Исключением являются эвенки, которые гадали на лопатке зайца, это объясняется большим значение охоты для данного народа. Чукчи использовали в культовой практике лопаточные кости оленей и тюленей, так как специфика скотоводческой деятельности зависит еще от климатических и природных ресурсов.

Все народы, рассматриваемые в нашей работе, обжигали лопаточную кость на огне, что подтверждает существование культа огня обрядовой практики гадания. Практически у всех народов выявляется общая тенденция, что мясо с этой части снималось руками и только мужчинами, во многих культурах существует запрет ломать за трапезой кости.

Как показало наше исследование, отличительной чертой культовой практики гадания на бараньей лопатке у разных народов стало то, что у каждого народа лопаточная кость содержала свои определенные части и сектора, значение и название этих частей носило сугубо индивидуальный характер в зависимости от особенностей этнокультурных местных традиций этого народа. Значение трещин на лопаточной кости имеет разное толкование у народов, практиковавших гадание на лопаточной кости (см. Приложение №5).

В ходе сравнительного анализа, мы выявили особенности культовой практики гадания на бараньей лопатке «jарын» у алтайцев:

- для гадания использовалась лопаточная кость не только барана, но и марала (правая лопатка);

- гаданием на лопаточной кости владел «неме билер кижи»Jарынчы», который контактировал только с верхним миром;

- вся лопатка делилась на 8 секторов имеющих свои названия: охранитель «jайык», огонь «от», рот «оос», лоб «мандай», подхвостник «куушкан», ухо «кулак», прибыль, убыль.

























Заключение

По представлениям многих народов, кости как нельзя лучше подходили для гадания, находясь под покровом кожи и плоти, они так же скрыты от человека, как и его будущее. Поэтому, вынимая кость на свет и толкуя знаки на ней, прорицатель проясняет тайны будущего, извлекая их из-под покровов неведомого.

Магиго-мистическая практика играет важную роль не только у алтайцев, но и у других этнических групп. В данной работе описаны основные способы гадания у алтайцев по бараньей лопатке и их параллели у других народов, населяющих Евразию.

В ходе исследования, мы сделали вывод, что в картине мира у алтайцев ведущее место занимают представления о скотоводстве как наиболее приемлемом образе жизни и способе жизнеобеспечения, который непосредственно влияет на особенности обрядовых традиции алтайцев. Поэтому алтайцы с древних времен хорошо знали не только повадки домашних животных, но и прекрасно знали их анатомию, в том числе и магическую составляющую разных костей животных.

На основании вышесказанного мы можем утверждать, что в культовой практике гадания на лопаточной кости отражается самобытность народа, которая развивается в русле этнокультурных местных традиций, каждая из которых своеобразна и имеет свои национальные особенности и обычаи, вследствие чего наша гипотеза получила полное подтверждение и является доказанной.












Литература
  1. Амыева У.А. « Сакральные категории «неме билер» и «кам» алтайцев» Новосибирск 2012. С.10

  2. Баскаков Н.А., Яимова Н.А. «Шаманские мистерии  Горного Алтая». Горно-Алтайск, 1993. С.233

  3. Бунге А.А. «Путешествие по восточной части Алтайских гор. Слово об Алтае». Горно-Алтайск, 1995. С 305

  4. Буряты: традиции и культура, популярное издание. Улан-Удэ, «Соел-культура», 2003. С. 20

  5. Тюхтенева С.П. «Природная и социальная среда как фактор сохранения этнической культуры алтайцев: конец XIX- начало XXI в.в.». Москва, 2011. С. 47

  6. Гадание на бараньей лопатке- http://respublikarso.org/other/569-gadanie-na-baraney-lopatke.html

7. Обряд гадания на бараньей лопатке у бурят- https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fshibertui.ucoz.ru%2Fdoklad%2Fgadanie.docx&name=gadanie.docx&lang=ru&c=58161e05fd12

8. Гадание на лопатке животных-.http://www.stratusmongolia.com/en/information-tourist/360-2014-03-04-08-50-41.html

9. Традиции гаданий у бурят- http://asiarussia.ru/articles/1548/

10. Судьба и удача на лопатке животных- http://www.slovoart.ru/node/970

Информаторы

  1. Балыкова А.Н. жительница села Инегень, 1960 г. р.

  2. Баграшева Ю.К., жительница города Горно-Алтайска, 1954 г. р.

  3. Иркитова А.А., кандидат исторических наук.

  4. Мундусов В.И., житель села Усть-Кан, 1965 г. р.

  5. Мундусова В.К , жительница села Усть-Кан, 1966 г. р.

  6. Чумакаев А.Э. кандидат филологических наук, 1974 г.р.

  7. Шинжин Н.Б., житель села Шебалино, 1952 г. р.


Приложение №1

Баранья лопатка – сакральный символ защиты и силы

[8]































Приложение №2

Группы сакральных лиц у алтайцев «неме билер кижи»

Специалисты

Предмет предсказания

Особенность

«Арчын корор»

Арчын (можжевельник)

Смотрящие арчын (можжевельник) эти люди могут предсказывать будущее, рассказывать о прошлом, выяснять причины болезней и смерти, искать пропажу

«Аржанга улус башкарар»

Целебные источники (аржан)

Это люди сопровождающие желающих на целебные источники, знающие правила поведения возле источника, а также сакральные тексты обращений к духам хозяевам

«Коспокчи»

«Видящий» духов

Два вида ясновидящих - «коспокчи» и « кос корор кижи», первый видит постоянно, в любое время, а другой-иногда, как правило, внезапно

«Jадачы»

Владеющий камнем

( jьада)

Камень, с помощью которого можно изменять погоду. Об этих людях можно узнать только после их смерти. Когда хоронят «jьадачы» погода может резко меняться; летом может пойти снег, а зимой дождь

«Ырымчы»

Органы человека

Предсказатель по приметам связанными с органами человека-с ушами, глазами, ладонями, печенью

«Jарынчы»

лопатка барана или марала

Гадатели по сожженой лопатке барана или марала

(таблица составлена нами)





Приложение №3

Предположительное расположение условных частей бараньей лопатки «Jарын» у алтайцев



1. «Jайык» - потоп, наводнение;

2. «От» – огонь;

3. «Оос» – рот;

4. «Мандай» – лоб;

5. «Куушкан» – подхвостник;

6. «Кулак» – ухо;

7. «Кирелте» – доход;

8. «Чыгым» – урон, потеря, убыль.























(схема составлена нами)

Приложение №4

Способы гадания на бараньей лопатке народов Евразии

народ

Часть туши

Особенности

Хакасы

Монголы

Калмыки

Правая баранья лопатка

Продольные трещины вдоль гребня обещали благополучие, а поперечные – неудачу. Гадание завершалось бросанием лопатки через плечо. Если она упадет гребешком вверх – предсказание сбудется, если вниз – то нет

Осетины

Правая баранья лопатка, одного-двух летнего барана

Ни в коем случае не разрешалось передавать лопатку из рук в руки, следовало положить ее на стол, после чего ее брал тот, кому лопаточную кость передавали

Буряты

Баранья лопатка

Одни трещины указывали  на приближение, продолжение или окончание болезни или на смертельный ее исход. Другие  трещины, идущие параллельно, означали дорогу жизни и дорогу мертвых

Чукчи

Лопаточные кости оленя и тюленя

-

Эвены и эвенки

Лопаточная кость убитого зайца

Лопаточную кость убитого зайца накаляли над огнем костра, потом плевали на нее. На кости появлялись трещины. По ним гадали. Эвенки считали: какое животное увидел в хитросплетении трещинок, его и добудешь на охоте.

Балкары и карачаевцы

Гадали на лопаточной кости жертвенного животного

Вся лопатка делилась на девять секторов, имеющих свои названия: «хан» (сам гадающий), «родственники и друзья», «очаг», «двор», «Родина», «село». Прорицание выносилось в зависимости от того, в каком секторе появлялись трещины

Калмыки

Баранья лопатка

Обжигали полностью лопатку на огне смотрели на свет, узнавая, что написано на ее ладони. Если  ладонь лопатки тонкая, просвечивает, то будущая зима будет бесснежной и холодной. Если вокруг ладони лопатки  много серой массы и кость  плохо просвечивает, то зима будет  обильно-снежной, более теплой, чем  обычно.
  Если ладонь лопатки широкая, то говорили, что двор у хозяина просторный. А в просторном дворе много овец может поместиться.

Алтайцы

Баранья лопатка « Jарын»

Вся лопатка делилась на 8 секторов имеющих свои названия; охранитель «jайык», огонь «от», рот «оос», лоб «мандай», подхвостник «куушкан», ухо «кулак», прибыль, убыль.

(таблица составлена нами)

Приложение №5

Сравнительный анализ гадания на бараньей лопатке народов Евразии

Народы

Сходства с алтайцами

Отличия от алтайцев

Особенности гадания у алтайцев

Хакасы, монголы, калмыки

1.Обычно употребляли правую баранью лопатку

2.Завернутую в траву лопатку клали в огонь

3.Обряд гадание состояло в объяснении трещин

1.Трещины вдоль гребня обещали благополучие, а поперечные – неудачу.

2. Гадание завершалось бросанием лопатки через плечо.

3. Мужчина, обглодавший лопатку, обязательно смотрел ее плоскость на солнце.

1.Для гадания использовалась лопаточная кость не только барана, но и марала (правая лопатка).

2. Гаданием на лопаточной кости владел «неме билер кижи»Jарынчы», который контактировал только с верхним миром.

3. Вся лопатка делилась на 8 секторов имеющих свои названия: охранитель «jайык», огонь «от», рот «оос», лоб «мандай», подхвостник «куушкан», ухо «кулак», прибыль, убыль.


Осетины

1.Баранья лопатка

2.Обряд гадания состоял в объяснении трещин

1.Баран должен быть 1-2-летний (не ягненок).

2.Прибегали во время традиционного обрядового застолья.

3. Ни в коем случае не разрешалось передавать лопатку из рук в руки, следовало положить ее на стол, после чего ее брал гадающий

Буряты

1.Обряд гадания состоял в объяснении трещин

Появление разных  трещин может означать необходимость совершить тот или другой обряд

Чукчи, Нивхи

1. Обряд гадания состоял в объяснении трещин

1. Лопатка оленя или тюленя

2.Значение трещин трактовалось иным от алтайского способа

Эвенки

1.Обряд гадания состоял в объяснении трещин

1.Заячья лопатка

2.К гаданию прибегали для успешной охоты

Балкары, Карачаевцы

1.Обряд гадания состоял в объяснении трещин

2.Лопатка делилась на части (секторы)

1. 6 секторов, имеют свои названия: «хан», «родственники и друзья», «очаг», «двор», «Родина», «село»

2.Лопаточная кость жертвенного животного (не только барана)

(таблица составлена нами)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!