СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Оставить след на земле"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Оставить след на земле"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимирязевская средняя школа


Региональный конкурс исследовательских и творческих проектов обучающихся общеобразовательных организаций Ульяновской области «Сельская глубинка»

Номинация «Оставить след на земле»


Память, которой не будет конца



Автор:

Шемеев Владислав Владимирович

ученик 11 класса, 17лет


Руководитель:

Шепталова Валентина Михайловна

классный руководитель, учитель русского языка и литературы

тел. 89379871197

тел. МОУ Тимирязевская СШ: 88825434241



2023 год



Эпохой бессмертия мы рождены

И помнить обязаны свято:

Взрастило нас время, мы – дети войны,

За нас умирали солдаты.

Оглавление

I.Введение.

II. Основной раздел.

1.Дети и война.

2.Военное и послевоенное детство.

3.Судьба русской женщины Шепталовой Марии Фроловны и её вклад в историю Ульяновской области.

4. Бухгалтерский учёт для Марии Фроловны – это вся её жизнь.

5.Дети, внуки и правнуки - моя опора и надежда!

6.Уроки мудрости.

III. Вывод.

IV.Заключение.

V. Литература.

I.Введение. Обоснование выбора темы

77 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.
Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.

Моя работа «Дети войны» - дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Я задался вопросом: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов прошлого века, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Я понял, что моих знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решил провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что современное общество часто называют обществом потребления.  Материальные ценности нередко заслоняют истинное, настоящее.

Большинство современных детей, не нуждаясь ни в чем, вместе с тем страдают от недостатка духовности. Обилие самой разной, подчас искусственно созданной и фальшивой информации, обрушивающейся  на ребенка, дезориентирует его в  системе жизненных ценностей.

Память о Великой Отечественной войне, историческая память, уважение к пожилым людям, на долю которых выпали страдания, беды и тяготы военного времени, всегда отличали русского человека.

Но все  дальше уходят в прошлое страшные годы  Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ветераны, участники    войны. Даже те,  кто во время Великой Отечественной войны был  ребенком, стали  пожилыми людьми.  Война лишила их детства,  обрушилась на них  страшной бедой.

Слушая  рассказы пожилых людей о  непростом военном детстве, современные дети  получают возможность  оценить собственную жизнь, понять, что   проблемы современного человека просто  невозможно сравнить с тем, что пережило военное поколение. Воспоминания детей войны  бесценны для молодого поколения, поскольку  заставляют сопереживать прошлому, способствуют укреплению исторической памяти и воспитанию патриотизма.

Также актуальность темы заключается в рассмотрении исторической связи личности Марии Фроловны с Юрием Фроловичем Горячевым. В них всегда жило сострадание к простым людям, чья жизнь, судьба и работа нелегки, и хлеб нелёгок.

Цель исследования: 1. Доказать на примере жизни отдельных героев, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

 3.Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать материал по теме исследования.

2. Провести опрос в среде своих сверстников в классе, что им известно о детях войны.

5.Выпустить газету «Мы помним вас, дети войны!»

6. Составить каталог памятников детям войны «Мы помним, мы гордимся!»

7.Составить рекомендательный список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся начальных классов.

8.Провести открытое мероприятие «Дети войны» - защита проекта по теме.
9.Развивать исследовательские способности, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Участники проектаучащиеся 10 класса, классный руководитель Шепталова В.М., родители класса.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, познакомиться ближе с архивом семьи Шепталовых, Зацепиных, Горячевых.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников во время войны.

Проблемные вопросы:

  • Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?

  • Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

  • Как увековечена память о детях войны?

Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми. Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, шестидесятых и сегодняшней молодежи. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

Методы исследования: анализ материала, размышления, наблюдение, беседа, интервью.

Продолжительность проекта: долгосрочный (май – ноябрь2021 года)

Социальная  значимость проекта

 Патриотическое воспитание и формирование нравственных ориентиров детей - одна из приоритетных задач  школы.  Проект имеет основной целью  сохранение воспоминаний людей, переживших Великую Отечественную войну. Таким образом, проект учитывает потребности всех групп населения в получении краеведческой информации.     Он направлен на возрождение и сохранение исторической памяти поколений , воспитания чувства патриотизма у детей, уважения к участникам Великой Отечественной войны и детям войны. Он выполняет социальную миссию: создает условия для воспитания патриотических чувств, расширения знаний о людях, живших во время войны, развития интереса у детей к прошлому своего края,   сохранения исторической памяти.

Механизм реализации проекта

Для достижения целей и задач проекта были  организованы встречи учащихся с пожилыми людьми, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны.  На основе бесед были собраны  материалы (  видео-, текстовые), которые были систематизированы, изучены  и послужили основой для  создания видеоролика «Дети войны». Были  организованы   книжные выставки   «Память огненных лет», которые позволили участникам проекта   выбрать и прочитать  книги на военную тему. По итогам работы  прошла конференция  «У войны не детское лицо», где каждый из участников поделился своими впечатлениями о проделанной работе и были представлены материалы по итогам проекта. Данный материал можно использовать как дополнительный на уроках истории, обществознании, во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей нашей школы.

II. Основной раздел.

Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломаться, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи должен помочь детям наш проект «Дети воины».

Решив принять участие в конкурсе исследовательских проектов, я сразу выбрал номинацию «Оставить след на земле». Мне очень близка эта тема. "… оставил след на земле". Так говорят о человеке не обязательно знаменитом или о всемирно известном. Ведь он не фейерверк грандиозный изобрёл, не новое государство создал и не океан осушил, а всего лишь след оставил. Но вдумайтесь, ведь этот след может быть очень и очень глубоким. Все мы оставляем ежедневно огромное множество следов, но они тут же исчезают: или дождём смываются, или травой зарастают. Следовательно, имеется в виду всё-таки значительный след, который нельзя быстро смыть, заретушировать или не заметить.

Оставить такой след – значит, выполнить свою человеческую миссию; сделать своё, может быть и не гениальное, а совсем крохотное, но полезное для близких людей открытие. Оставляющий след на Земле - это своего рода творец. И даже если сотворили не мир, не вселенную, а покой и уют для тех, кто был рядом с ними, это замечательный след, который трудно "счистить" или замести. Это касается наших предков. Моих и твоих…

Прадед мой был участником войны. Я много слышал в семье о нашем легендарном деде. Но проект мой будет о других людях, которые именно на нашей земле оставили значимый след! Мы много говорили на внеклассных занятиях о войне, о детях войны. Классная руководительница рассказывала нам о своей матери, Шепталовой Марии Фроловне. Я заинтересовался её судьбой. Очень тяжёлое военное детство испытала она со своей сестрой и маленьким братом. Они рано остались круглыми сиротами. Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми?

Свою работу я направил на изучение её биографии, вся её жизнь была посвящена служению людям. Мне очень хотелось выяснить, почему эта женщина, перенесшая столько лишений, горя не утратила интереса к жизни, веры в человечество, стала ответственной, целеустремленной, с активной жизненной позицией, она никогда не отказывала в помощи никому и всего в жизни добивалась сама.

Когда бог раздавал счастье, удачу и ум, наверное, он думал, что все это надо дать слабым, а то ведь пропадут, не вынесут испытаний. А люди сильные сами многого добьются в жизни. Возможно, в этом и есть Высшая мудрость. Вот такой человек жил и работал в нашем районе, а потом в городе Ульяновске. Это Шепталова (Горячева) Мария Фроловна.

Родилась она 27 июля 1930 года в деревне Ново-Осоргино Камышлинского района Куйбышевской области в большой и дружной семье. Отец строил дороги, а мать растила и воспитывала детей. Все было хорошо, но вдруг грянула война, и отца забрали на фронт. Мать осталась одна с малыми детьми: Марусе в ту пору было 11 лет, старшей сестре 13, а маленькому братику Юрочке 2,5 годика. Они тогда еще и не понимали, что больше никогда не увидят отца. В первые дни войны отец погиб. Для матери, привыкшей к сильному плечу мужа, это была невосполнимая утрата, ведь она еще не успела оправиться от одного горя (за одну неделю в их семье умерло сразу двое детей: старшая дочка и сын). Отца Мария помнила хорошо, помнила она и начало войны, помнила, как мать получила похоронку, как выло все «бабье царство в их деревне», прекрасно помнила конец войны, какай праздник был в селе, и как она, прекрасно зная, что отца уже нет в живых, ждала папу, ждала как чуда, она представляла отца сильным, красивым, с смешливыми глазами и большими руками, которые, как ей казалось, тут же, как только он войдет в избу, подхватят её и подкинут высоко к самому потолку, но чуда не случилось…

Война отобрала у маленького мальчика и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. А что они помнят «дети войны»? Что могут рассказать?

Было очень трудно и голодно, особенно тем, у кого не было отцов. Мужчина в доме - это защита, это сила, это работник, а значит хлеб, еда и тепло. В их семье была кормилицей только мать.

Кто же помог ей выстоять и не умереть от горя?! Да, конечно же, дети, надо было их растить, особенно она волновалась за младшего Юрочку, старшие сестры помогали, чем могли. Дети стали замечать, что мать тает на глазах, а скрывает от них. Когда брату исполнилось 7 лет, матери не стало. Сестры не оставили брата, не сдали в детдом, а, наоборот, очень сильно боролись, чтобы его не забрали от них.

Первые послевоенные годы… Голод и холод. Дети совершенно одни. Деревня чем могла помогала разом осиротевшей семье. Очень тяжело было сиротам, особенно, когда маленький братик на руках. Мария Фроловна вспоминала: “Очень тяжело жилось. Выжить помогла корова. Мы очень берегли нашу кормилицу. На ней пахали землю, чтобы посадить картофель, ездили за хворостом в лес. Корову надо кормить, поэтому вставали до зари и на тележке возили домой сорняк с поля, чтобы насушить на зиму! Младший тоже не выпускал тележки из рук, чтобы зимой буренке хватило корма. Вставали очень рано и распределяли работу, старшая Анисья на свои плечи взваливала самую трудную (зарабатывала трудодни), младшенькому всегда доставалась работа полегче: навозить на маленькой тележке травы для коровы, лишнюю обязательно сложить на повети для просушки - это запас на зиму! Марусе - работа по дому и на огороде. Надо было обязательно что-то сварить тем, кто уже работает. Она вспоминала: «Мы жили впроголодь, я осенью людям картошку помогала собирать за еду и картошку. В день давали ведро картошки и немного какой-нибудь крупы, этим и питались. Ещё и на зиму экономили. А весной ходила на поле, где росла раньше картошка и собирала гнилые картофелины, помою и лепёшечки делаю. И ничего, ели. Надо было жить!»

Как бы не было трудно, но школу не бросили. С сестрой ходили в школу, учились хорошо. Старшая сестра закончила школу, пошла работать .

Пришло время идти в школу и младшему брату. Сестры постарались его собрать и проводить в первый класс. Учителя сразу заметили способного и неординарного мальчика. Он успешно переходил из класса в класс.

Мария Фроловна вспоминает: “Когда Юра учился в четвертом классе, мы жили на квартире у бабаев, где, кроме нас, ещё семь человек жило. Стола в их доме не было, уроки приходилось делать на нарах. Юра ставил табурет перед собой и на корточках делал уроки, пока не стемнеет. Керосин в лампе хозяева экономили.”

Но несмотря на голод, холод и разруху все дети Горячевых получили образование. Старшая сестра Анисья выучилась на технолога, Мария стала бухгалтером. Осталось выучить младшего. Время шло. Старшая сестра вышла замуж, остались они вдвоём. Теперь Мария за старшую взяла ответственность на себя. Так и повелось. Братик, когда ещё был маленький, называл сестру не Маня (её так все звали в деревне), а мама. Она ходила на родительские собрания, где её постоянно хвалили за хорошее воспитание брата. Вручали ей похвальные листы и грамоты. Она очень гордилась, что они с сестрой, без отца и матери, в трудное лихолетье, смогли воспитать достойного мальчика. Они тогда еще не знали, что из маленького мальчика вырастет будущий экс- губернатор Ульяновской области, который сыграет огромную роль в истории области и Ульяновского района.

В 1956 году с отличием заканчивает школу и поступает на ветеринарный факультет в Ульяновский сельскохозяйственный институт.

Мария вспоминает: "Договорились - будет поступать в военное училище. У него льгота - сын погибшего фронтовика. Юра с моим мужем повезли документы. Получаю письмо от Юры: документы сдали, а в конце: "Мама , а мне в военное училище не хочется...".

Срочно пишу мужу - военное училище отложить! Решили идти в сельхозинститут. Юра уехал сдавать документы. Я узнала, в какие числа он сдает экзамены. "Ладно, думаю, вот сегодня сдает экзамен. Если не сдаст, то в два часа ночи постучит в мое окошко".

Прошел поезд - стука нет. Слава Богу! Значит, первый экзамен сдал! Прошло два дня, я снова в тревожном ожидании. Снова стука в окошко нет. Я радуюсь и не могу скрыть своих чувств. И вдруг через день он стучит тихонько в окно. Я испугалась - экзамен нужно сдавать только завтра, а он уже стоит у окна. Вскочила и кричу: "Юра, что с тобой? Неужели не сдал?!" Он ворвался в дом, и кричит: "Мама, я студент!".

Начали сборы. Купили новую фуфайку, взяли все лучшее у мужа, и с этим Юра уехал учиться.

Учился с большим старанием. На третьем курсе удостоен почётного звания Ленинского стипендиата.

Жить стало полегче. Мария уже выучилась на бухгалтера, Юра получал Ленинскую стипендию и радовал сестёр. Как специалисту, ей выделили комнату в бараке. Но и это было за счастье. Своя семья и любимая работа. Она всегда опережала время и жила в ногу со всеми новшествами. Одна из первых бухгалтеров Ульяновской области ввела цеховую структуру управления. Там, где она руководила, был хорошо поставлен учёт. Уже в 1972 году были внедрены сальдовый метод и журнально – ордерная форма учета. Это была в то ремя единственная организация, которая стала работать в ногу со временем! К ним ездили учиться бухгалтера из всех районов области! Вот такая была Мария Фроловна. Она никому не отказывала в помощи, всем помогала, кто хотел научиться работать по- новому. Учёт был централизован. Мария Фроловна всегда говорила: « Желания построить успешную карьеру в какой-либо сфере, в том числе и в бухгалтерии, мало. Нужно понимать, чего вы хотите достичь. Правильно выбранная цель, знания, усердие, трудолюбие, желание развиваться - это то, что поможет строить успешную карьеру, а начинать можно, а может даже и нужно, с малого. Достаточно начать работать бухгалтером. И не забывать о том, что профессия должна нравиться, работа обязательно должна приносить удовлетворение». И продолжала: «Человеку, далёкому от бухгалтерии, наша работа представляется скучной. Бесконечные цифры, отчёты, расчёт налогов – кому это может вообще понравиться? – На самом деле это очень интересная работа. Из большого набора цифр ты должен сложить целую картину, чтобы увидеть бухгалтерский отчёт как единую систему. И когда у тебя выходит именно так, получаешь огромное удовольствие. Я всю жизнь проработала бухгалтером и ни одного дня об этом не пожалела».

 Бухгалтерский учёт для Марии Фроловны – это вся её жизнь, она знала и любила свою работу. Её ценил не только коллектив, где она работала, Мария Фроловна не раз награждалась Почётными грамотами министерства Ульяновской области, но и Государственными наградами. Она заслуженный экономист Российской Федерации, была награждена Орденом «Знак почета» указом Президиума Верховного Совета СССР. Она была не только грамотными опытным специалистом, но и душевным человеком , хорошим собеседником, с ней всегда можно было посоветоваться, поделиться сокровенным.

Как говорится, не работой единой жив человек. На досуге Мария Фроловна любила испечь для своих родных что-нибудь вкусненькое. С мужем они, кроме брата, воспитали сына Константина и дочь Елизавету. Сын пошел по стопам родителей, работал агрономом в хозяйстве пос. Тимирязевский, а дочь руководит Лаишевской средней школой. Особой гордостью и радостью в её жизни были – дети, внуки и правнуки. У неё 5 внуков и 5правнуков. Бабушка внесла огромнейший вклад в их воспитание. Четверых буквально вырастила и вынянчила с пеленок, выкормила с бутылочек. Помогала, как могла, своим тогда еще неопытным в этом вопросе детям, благо жили они рядом. За каждого ее душа болела и переживала – чтоб накормлен был, напоен, искупан, обут и одет, здоров, — как за внуков, так и за детей. Первый раз в первый класс, каждый год линейки: 1 сентября, 25 мая, последний звонок 9 и 11 класс, и, конечно же, выпускной – в эти значимые события всегда с ними рядом была бабушка. Внуки, выросшие буквально на ее заботливых руках, обязаны ей очень многим. И самое главное, чтоб никто из них об этом никогда не забывал. Она воспитала всех искренними, добрыми, благоразумными, отзывчивыми, честными и справедливыми людьми. Она привила им такие качества как уверенность в себе, трудолюбие, ответственность за свои поступки, почтение к старшим. Она воспитывала в них уважении и любовь к семье. Они уже давно выросли, но знают, что их семья, центром которой была бабушка, это самые близкие и родные люди, это дом, где их всегда ждали с нетерпением. Здесь все друг друга любили, уважали, понимали и всегда готовы были помочь, что бы ни случилось. Где радовались вместе победам и достижениям. Все знали, что никогда не бросят тебя в беде. Семья — это самое дорогое, что мы имеем в жизни. И мы не должны никогда забывать об этом. Нам нужно ценить то, что у нас есть и стараться никогда не обижать своих близких. Бабушкины восхитительные пирожки, пироги с разными начинками, блинчики и оладушки Дети, внуки и правнуки не забудут никогда. А домашний хлеб! Его запах и вкус с наслаждением вспоминают внуки и и сейчас. А в то время для детей и внуков это был настоящий праздник – золотистая горбушка свежеиспеченного ароматного хлеба с парным молоком! Рецептами, проверенными десятилетиями, бабушка с удовольствием со всеми делилась. Внуки часто проведывали бабушку, делились с ней своими успехами, приходили за советами. Кто, как не она, женщина с большим жизненным опытом и житейской мудростью, выслушает их, поддержит в трудную минуту, наставит на путь истинный? В это время бабушка по-настоящему счастлива. Все родные рядышком. Все живы — здоровы. Все вместе собрались. Что еще нужно для счастья? О каждом она заботилась, о каждом думала и переживала, каждого ждала с нетерпением, каждого любила безмерно. Ведь материнская любовь не знает границ… Её теперь нет, но дело её живёт в детях, внуках и правнуках!

Особую любовь и заботу она проявляла старшим внукам, они у нее военные, гордилась она ими и внуки её не подвели: старшая внучка Юля- подполковник ОМОН «Зубр», средний Денис- тоже подполковник: трижды был в горячих точках, дважды в Сирии, один раз в Ливане, младший внук-тоже подполковник. Когда они приезжали в гости, разговоры тянулись за полночь. Вот оно настоящее бабушкино счастье!

III. Вывод: Наверное, трудно не согласиться, что поколение детей, живших во время войны, само по себе уникально. Удивительно, но они не разучились радоваться жизни. Радоваться малым удачам. А все трудности лишь закалили их характер, сформировали настоящие жизненные ценности, научили любить жизнь в любых ее проявлениях, сделали более ответственными и честными. Я понял, что они обладали, пожалуй, лучшими человеческими качествами. Наверное, это перенесенные горести сделали их такими.

Мария Фроловна подтвердила мое предположение о том, что тяготы военного детства, пример родителей, близких, и труд с малолетства, стали залогом успешной трудовой деятельности и простого человеческого счастья:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….

(Ю. Воронов)

IV.Заключение:

В заключении моей работы на вопрос : Какой же вклад Мария Фроловна внесла в развитие своего села? Области? Да, много сил, энергии она отдала на благо родины. Очень много отдала на воспитание своих детей, внуков и правнуков. Но всё-таки самая главная её заслуга в том, что во время войны и в самые голодное и холодное послевоенное лихолетье не дала умереть брату: воспитала его, дала образование. Этому есть подтверждение самого экс-Губернатора региона Горячева Юрия Фроловича.

Журналист газеты «Симбирский курьер» спрашивала Ю. Горячева: «Какая сила вас поднимала вверх, ведь ни протекции, ни связей у Вас абсолютно никаких не было?»

Горячев отвечал: «Ничего не было. Меня воспитывала сестра – Мария Фроловна. Отец погиб на фронте, мама умерла. С сестрой жили на квартире у бабаев, поэтому я знаю татарский язык, все понимаю и разговариваю. Хорошие были люди. Я получил образование, благодаря моей сестре. Она меня вывела в люди…». Кто бы мог подумать, что простые дети войны без родителей, самостоятельно смогли выжить, выучиться, вовремя суметь подставить в трудную минуту плечо друг другу, остаться добрыми и порядочными и достичь самого дорогого – это доверия людей! Я считаю, что это бесценное богатство!

Мария Фроловна всегда хвалила Советскую власть за то, что она не давала опускаться на дно людям, которые старались изо всех сил стать настоящими патриотами Родины. Она говорила, что они учились, поднимались, верили, что многое зависело от них самих, что им помогло врожденное умение и желание работать. А работать она умела и работала на благо Родины.

В памяти всех, кто знал Марию Фроловну, она навсегда останется настоящим патриотом Ульяновского края, человеком, чьи силы и энергия всегда были направлены на благо села и нашего района. На её долю выпало непростое время, но прожила она его достойно!

Мы, молодое поколение, будем гордиться, что работал и жил на нашей земле человек, который бескорыстно, без остатка отдавал себя, свои знания, опыт, душу на благо родного края!


Источники информации


  • Воспоминания Шепталовой В.М.

  • Газета «Жизнь» .№4 от 27 января-2 февраля 2010г.

  • Документы и фотографии Ю. Горячева из семейного архива.

  • Интервью с Е.С.Зацепиной (дочерью М.Ф.Шепталовой)

  • Интервью с О.Ю.Горячевым (сыном Ю.Ф.Горячева)

  • «Народная газета» № 87 от 25 ноября 2010 г.

  • «Родина Ильича» №8 от 21 января 2010г.

  • «Симбирский курьер» №125 от 11 ноября 2008г.

  • «Ульяновская правда» № 35 от 22 сентября 2010г.

  • «Ульяновская правда» № 92 от 12 ноября 2010г.

  • «Ульяновский комсомолец» № 31 от 18 ноября 1957г.


























Приложение

Отчий дом Горячевых. Из этого дома отец уходил на фронт.

В этом доме они жили одни с матерью в тяжелые военные годы.

А потом, после смерти матери, оставшись круглыми сиротами, старались сохранить тепло родного очага и ни в коем случае не оказаться в детдоме. Спасибо соседям.


Родители Шепталовой (Горячевой) Марии Фроловны:

Горячев Фрол Карпеевич и Горячева Аграпена Гавриловна.

Фотографировались в апреле 1941 года (за два месяца до войны)

Сестры:

Старшая сестра Анисья (9лет)

Младшая сестра Маруся (7 лет)

Счастливое довоенное детство: родители очень любили девочек, наряжали, Аграфена Гавриловна была лучшей портнихой на селе и обшивала всех желающих. Очень красиво вязала крючком скатерти.


Горячев Фрол Карпеевич и Горячева Аграпена Гавриловна с дочерью

Марусей . 1938 год


Анисья -13 лет, Маруся-11 лет, Юрочке - 2.5 годика

Фотографировались в июне 1941 года, чтобы эту фотографию отправить на фронт отцу. Но пока печатали фото, отца уже не было в живых.



Я не любила своего детства,- вспоминала Маруся.- Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть… Единственное, что было отрадой, когда нас навещали единственные родные из соседнего села старший брат отца Петр Карпеевич с женой. Привозили еду. Но вскоре и его забрали на фронт, откуда он тоже не вернулся, а жена его умерла от горя.


Победители Всероссийского конкурса на образцовую постановку бухгалтерского учёта и финансовой работы и победители Областного конкурса. В этом немалая заслуга главного бухгалтера совхоза Лаишевский Марии Фроловны Шепталовой.




Мария Фроловна с мужем и братом Юрой.


1).Мария Фроловна провожает сына в армию, собрались самые близкие родные: сестры и братья.

2).Мария Фроловна с сыном на руках и братом Юрой.


Самые родненькие: Мария Фроловна с братом, снохой и племянником



Заслуженные награды

За и



Задушевная беседа с Марией Фроловной

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!