СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа"Освоение территории,быт и культура казаков Приамурья"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа"Освоение территории,быт и культура казаков Приамурья"»


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского округа города Райчихинска

Амурской области






Исследовательская работа




Тема

« Освоение территории, быт и культура казачества в Приамурье»










Выполнил: Галыгин Семен

Обучающийся 8Б класса

Руководитель: Ершова Тамара Алексеевна

учитель географии








г.Райчихинск 2020г



Оглавление



  1. Введение…………………………………………………………………...стр3

  2. Основная часть

  1. Казаки землепроходцы……………………………………………………стр5

  2. Обычаи казаков

  3. Праздники казаков………………………………………………………стр10

Заключение…………………………………………………………………...…стр12

Вывод……………………………………………………………………………стр13

Список использованной литературы………………………………………….стр15

Приложение……………………………………………………………………..стр16









































Кто такие казаки? 
Не простые мужики. 
В голове у казака 
Бог, Отечество, семья. 
Поле, поле - воля, воля. 
Не легка казачья доля. 
Но лучше нет на свете боле 
Доли казака. 

  1. Введение.



Казаки –народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру.

В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и в конечном счёте на исчезновение с лица земли вообще.

Казачья ментальность складывалась веками. Её особенностями являются: принципы общинности, взаимопомощи и мобилизационности, внутренняя потребность служить высшей идее – религиозной или государственной. Казаки и их предки почти всегда жили в экстремальных условиях, когда без братства, взаимопомощи выжить было невозможно. Оптимальным являлся и обычай самоорганизации.

Цель работы – изучить историю освоения территории, познакомиться с обычаями и праздниками казаков Приамурья.

 Задачи исследования:

-Выяснить, как проходило казачье заселение Приамурья.

-Провести опрос среди ребят класса «Отношение молодёжи к Казачеству на современном этапе»

-Проанализировать быт и культуру казачества Приамурья

Методы и методика исследования:

1. Анализ архивных, литературных и интернет источников.

2. Социологический опрос.

3. Систематизация и обобщение.

Объект исследования: Казаки Приамурья.

Предмет исследования: история освоения ,обычаи, праздники казаков.


























  1. Основная часть.

Казаки землепроходцы

Первые казаки-землепроходцы проникли в Приамурье еще в середине XVII века. Осваивая новые земли, они возводили крепости, остроги: Албазинский (1651), Ачанский (1652), Комарский (1654) и др. В 80-х годах XVII столетия Албазинский уезд уже снабжал хлебом Забайкалье и другие части Восточной Сибири. Закрепление русских в Приамурском крае не устраивало претендовавшее на эти земли правительство Китая. Агрессивная политика и военные действия с китайской стороны привели к тому, что российские подданные были вынуждены оставить этот край. Вновь вопрос о возвращении Приамурья встал в середине XIX века. Над дальневосточными рубежами нависла реальная опасность англо-французской экспансии. Появилась объективная необходимость укрепиться в Приамурье и окончательно присоединить эти земли к Российскому государству. Для решения этой важнейшей задачи была использована традиционная движущая сила российской территориальной колонизации — казачество. На новой границе с Китаем создаются Амурское (1858) и Уссурийское (1889) казачьи войска.

Первоначально на берега Амура и Уссури было организовано переселение казаков из Забайкальского войска и штрафованных нижних чинов из гарнизонных батальонов внутренней стражи, расквартированных в европейской части страны. Сначала переселение планировали организовывать на добровольной основе, но так как охотников оказалось мало, к переселению стали назначать. Атмосферу, царившую в забайкальских станицах в тот период, хорошо передают дневниковые записки П. В. Белокопытова: «Народ волнуется. Во всех местах говорят об Амуре. Некоторые довольны назначением... были будто бы веселы и передавали друг другу разные рассказы об Амуре как земном рае. ...Но большая часть унылы и плачут... Нас переселяют невольно в страну, нам совершенно не известную».

Трудно было казакам оставлять нажитое и отправляться в неизвестный край. Современники оставили множество свидетельств о тяготах, выпавших на долю казаков-переселенцев как во время сплавов по Амуру, так и о трудностях водворения на новом месте. Большая часть переселенцев впервые оказалась на воде, многие не умели управлять плотами-паромами. По мнению казаков, нечистая сила устраивала им уловы и омуты, крутила паромы. А знакомые способы защиты от нее оказывались малоэффективными (к примеру, опустить в воду нож). Встреченный переселенцами пароход женщины называли матушкой, походной церковью, «ограждая себя крестом».

Казаки были первыми русскими людьми, с которыми столкнулось коренное население. О встрече с первыми русскими они вспоминали так: «Нам запах русских казался противной. Глаза большие. Мы, гольды, от встречи с русскими убегали и прятались». Не менее были шокированы встречей с ороченами и сплавлявшиеся по Амуру забайкальцы: «При впадении Аргуни в Амур впервые увидели люди едут на звере, ехали орочене на оленях».

Все решения по устройству жизни на новом месте принимались с согласия казачьей администрации. Казаков селили на пограничной линии станицами и хуторами на расстоянии в среднем 25 — 40 верст одна от другой. Порядок заселения определялся необходимостью охраны новой государственной границы. Мнения казаков никто не спрашивал, права выбора у них не было, военное ведомство регламентировало буквально все: военную службу, хозяйственную деятельность и вообще весь быт. Например, кастрюли проверял верховой, изучая казачий рацион, а женщины-казачки за нарушение распоряжений начальства могли быть наказаны традиционным казачьим способом — ударами плетью.

С 1895 года на далекую окраину начинают переселять казаков из европейской части страны. Цель этих переселений заключалась в обеспечении охраны территории вдоль строившегося полотна железной дороги и в общем увеличении численности казачества Дальнего Востока. Это переселение продолжалось до конца ХIХ в. и в первые годы ХХ в. Прибывающие в новый край казаки-донцы, оренбуржцы, кубанцы, уральцы, терцы находились в более выгодных условиях, чем казаки-забайкальцы первого этапа заселения. Многие из них прибывали в край по вызову ходоков, места для жительства выбирали сами, им дозволено было переходить с места на место в случае, если их что-то не удовлетворяло.


































2.Обычаи казаков

Основой традиционного питания восточнославянских народов являются зерновые продукты. Именно они входили в качестве основного или существенного дополнительного компонента в большую часть всевозможных блюд и у наших дальневосточных казаков. Из обжаренной муки на молоке, масле или на воде делались различного рода затирухи. «Баланда» или «баландочка» — суп из заваренной в крутом кипятке муки. "Затуран«— чай, заправленый молоком, сливками и поджаренной мукой. «В байдаре раньше казаки чай затуран варили. Муку в сковороде пережигают, потом в чай кладут, дак он, как суп, получатся». «Без этого напитка амурский казак немыслим, он у них имеется всегда в котле наготове; это его любимая пища, а иногда у бедных и единственная». Другое кушанье у казаков из заваренной в кипятке муки называлось «бурдук»: «...муку смочишь и каташь, она крупинкам сделатся — и в кипяток, лучку туды. Он у нас в моде был бурдук, и в голод его варили». Блюда из заварной и пареной муки были калорийные, давали высокую насыщаемость, быстро готовились.

Варили казаки традиционные для славян каши из разных круп, которые выращивали сами и которые традиционно готовились везде в России: пшенную, гречневую, ячневую. Но тесные бытовые контакты с китайскими соседями дополняли повседневный рацион казачьей семьи кашами из таких круп, как буда (злаковое растение, вид проса), гаолян (растение, по вкусу напоминавшее гречку) и чумиза, а также рис, который казаки умели варить особым образом и использовали вместо хлеба. Широко были распространены изделия из теста.
«коршуны» — сладкие лепешки из черемухи. «Коршуны у нас все любили, их из черемухи делали на молоке с сахаром». Любили амурские «гуранки» стряпать «гуранские тарки» — ватрушки с начинкой из сушеных молотых ягод черемухи. К праздникам казачки много пекли, например, "вывертушки«— печенье или хворост («оне закручены всяко, в масле кипят»). К Пасхе готовили обязательно «бабу рогату» — ритуальный кулич. «Она вся в шишках, как самовар».

Особенным напитком для старожильческой группы амурских и уссурийских казаков был гуранский чай или сливан. Готовили его следующим образом: «вскипяченную в чугуне или самоваре воду переливали в байдару, небольшую глиняную посуду, в которую перед этим положили измельченный кирпичный чай. Затем небольшой, преимущественно деревянной поварешкой в течение четверти часа взбалтывали воду, пока она не превращалась в густую темно-коричневую жидкость, добавляя туда соль, заранее сбитое молоко, яйцо и масло, иногда сметану взбивали — и чай готов». Старожилы станицы Екатерино-Никольской вспоминали, что пить такой чай с непривычки было невозможно: «Я сваттю сливаном гуранским напоила: она три дня болела». Разливали этот чай по кружкам особым способом через руку, обязательно готовили для смотрин и сватаний.

В одежде казачьего населения наибольший интерес с этнографической точки зрения представляет женский и мужской костюм из меха и кожи животных. Не случайно в коллекцию предметов быта казаков, отправленную в Русский музей императора Александра III, входили козья куртка, моршни, унты, олочи, доха, шапка из лисьих лап и пр.

Обработку кожи и меха животных осуществляли в домашних условиях силами своей семьи. Распространенной среди амурских и уссурийских казаков была «доха» — бытовавшая в среде восточнославянского населения Сибири и Дальнего Востока зимняя одежда. Эта шуба, по свидетельству А. А. Алябьева, была незаменима в пути во время жестоких сибирских морозов с сильным ветром. Амурцы говорили: «...Козляк короткий такой, а дохи длинны, у козляка ворот небольшой, а у дохи целая козлинка (целая шкура) уходила».



3. Праздники казаков

Своеобразна праздничная культура амурских и уссурийских казаков. Самым весёлым праздником были зимние святки. Главными эпизодами святочных мероприятий являлись ворожба и маскарады. Девушки обычно гадали, желая узнать о суженом, свадьбе, своей женской доле и т. п. Существовали десятки самых разнообразных способов гаданий. Например, «ходили на ростань, гадали: собака злает или корова змычит — там и жених, в той стороне». Для этой же цели бросали башмак за ворота или длинную кочергу на перекрестке. В какую сторону покажет носок башмака или конец кочерги, в той стороне жених, там и жить. Из Забайкалья переселенцы принесли поверье, что в это время с наступлением темноты по улицам бегают «шаликуны» — озорные духи-проказники, которые любили подшутить над людьми. Молодежь в страшные вечера нередко «маскировалась» под духов-шаликунов, а в более поздний период любимым святочным персонажем казаков-албазинцев был медведь.

Любимым развлечением казачьей молодёжи во время святок были «игранчики» — особые игры, танцы, сопровождавшиеся песнями, такими, как «Просо», «В хоровод», «Сидит дрема» и др. В амурских станицах, как правило, игранчики устраивались различными категориями молодежи, которая собиралась на них «по своей ромне».

Любили казаки Масленицу. В этот праздник в обычае было навещать родственников, соседей, готовить праздничные блюда, кататься на санях с горок. Особенно распространённым у казаков было катание на тройках, а молодёжь (зачастую и девушки) предпочитала разъезжать верхом. Популярна была среди старожилов-амурцев масленичная игра «взятие снежного гродка». Обязательно устраивались призовые бега (скачки).

Весной с приходом Пасхи за околицей сооружали качели, там же устраивались игры «в разлуку», «в воротца», «в верёвочку» и т. п., пели песни. Обязательно в станицах устраивались скачки и джигитовка для казаков: юноша (казак-малолеток) имел возможность продемонстрировать свою ловкость, силу, умение обращаться с оружием. Казаки стремились просватать невесту до выхода на службу, но девушки предпочитали женихов, отслуживших первую очередь.

В Семик (в седьмой четверг после Пасхи) девушки завивали венки. В Троицу (пятидесятый день после Пасхи) срубали берёзку, одевали её в девичье платье, украшали лентами. На следующий день (Духов день) берёзку раздевали и «купали» или «топили» в реке. Девушки бросали в воду венки или отломленные от берёзки ветки, загадывая своё будущее. С октября, после завершения полевых работ, в длинные осенние вечера девушки и парни устраивали посиделки-вечерки. Обычно собирались у какой-либо вдовы, снимали помещение за небольшую плату или помогали ей по хозяйству. На вечерках пели, танцевали, играли в игры. Статус девушки можно было определить по колечку. Если у девушки на левой руке на безымянном пальце — серебряное колечко, значит, девушка на выданье, если колечко на безымянном пальце правой руки, то она просватана, а если на колечке — бирюзовый камень, то ее парень на службе.













Заключение.

Казачье население сыграло особую роль в заселении, освоении и организации обороны Приамурского края, казаки из разных губерний огромной России принесли на Дальний Восток свои обычаи и обряды, продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Переселенцы сталкивались с большими трудностями, прежде чем новая территория стала пригодной к жизни.























Вывод


Изучив дополнительную литературу по данной теме, проведя социологический опрос среди одноклассников, я сделал следующие выводы:

1.Амурские и уссурийские казаки — это своеобразная локальная этнографическая группа восточнославянских народов (русские, украинцы). Основу их самобытной культуры составляют именно славянские традиции, но особенности жизни служилого сословия в суровых условиях приграничья в новом краю, постоянные контакты с представителями разных народов сформировали совершенно новый, неповторимый вариант казачьей культуры Дальнего Востока

2.В опросе «Отношение молодёжи к Казачеству на современном этапе» среди одноклассников приняли участия 16 ребят. Исходя из данных таблицы делаю выводы 33% из опрошенных одноклассников ответили положительн,16% ребят дали отрицательный ответ,3,7% обучающихся затруднялись с ответом. На вопрос хотели ли бы вы узнать о традиции казаков 13 одноклассников ответили положительно. Я свою работу использую на классном часе и познакомлю ребят с традициями казаков Приамурья.


Вопросы

Да (положительно)

Нет (отрицательно)

Затрудняюсь

ответить


1. Вы знаете кто такие казаки?

14

2

0

2. Есть ли казаки в вашем регионе?

2

0

14

3.Как вы относитесь к казачеству?

4

0

12

4.Нужно ли поддерживать школы по обучению казачеству?

12

4

0

5.Были ли в вашей семье родовые казаки?

2

14

0

6.Хотели бы вы узнать о традиции казачества?

13

2

1

7.Хотели ли вы вступить в ряды казаков?

6

4

6

Итого

53

26

23



























Список использованной литературы.



  1. Алябьев А. А. Далекая Россия: Уссурийский край. СПб., 1872.

  2. Дорохина А. Н. Албазинская станица (к 350-летию русского Албазина. Факты, события, воспоминания). Благовещенск, 2000.

  3. Из истории колонизации Приамурья (Дневник П. В. Белокопытова) // Сиб. архив. 1913. № 2.

  4. Кабузан В. М. Дальневосточный край в ХVII -ХIХ вв. М., 1985.

  5. Максимов С. В. На Востоке: Поездка на Амур 1860 — 1861гг. Дорожные заметки и воспоминания. СПб., 1871

































Приложение

Социологический опрос «Отношение молодёжи к Казачеству на современном этапе»


1. Вы знаете кто такие Казаки?
2. Есть ли Казаки в нашем регионе?
3. Как вы относитесь к Казачеству и почему?
4. Нужно ли поддерживать культурные традиции Казачества в России?
5. Были ли в вашей семье родовые Казаки?
6. Хотели бы вы знать больше о традициях Казачества?
7. Хотели бы вы вступить в ряды Казаков?

































Заселение казаков в Приамурье ХIХ в



















Амурские казаки ХХ в



























Казаки амурские и уссурийские»Быт праздник»























Форма уссурийского казака





20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!