СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Отражение военной действительности в художественной литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается отражение военной действительности в художественной литературе (на примере произведений В.Быкова "Дожить до рассвета" и В.Распутина "Живи и помни").

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Отражение военной действительности в художественной литературе"»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Образовательный комплекс «Перспектива»

городского округа город Кумертау Республики Башкортостан





Исследовательская работа

Отражение военной действительности в художественной литературе

Выполнила

Ученица 10 класса

Закарина Дарья


Руководитель: учитель русского языка и литературы Олейникова А.В.

2020г.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Великая Отечественная война в художественной литературе

5

    1. Причины Великой Отечественной войны


5

    1. Этапы развития литературы Великой Отечественной войне.

5

    1. Творческий путь писателей Василя Быкова и

Валентина Распутина.


7

Глава 2. Анализ образов героев произведений Василя Быкова «Дожить до рассвета» и

Валентина Распутина «Живи и помни».

11

2.1. Сравнительная характеристика младшего лейтенанта Игоря Ивановского (В.Быков «Дожить до рассвета») и

Андрея Гуськова (В.Распутин «Живи и помни»).


11

2.2. Анализ данных опроса учащихся МБОУ ОК «Перспектива»

на предмет знания произведений о Великой Отечественной войне.

14

Выводы

19

Список используемой литературы

21

Приложения

22























Введение

Всё выдержали. Отдали всё, что могли, и добились, выстрадали победу. С каждый годом мы всё больше, острее чувствуем нравственную мощь этого беспримерного подвига, осознаём непреходящую ценность ратного триумфа нашего народа. Именно он защитил, спас Родину, стал надёжным оплотом для всего человечества, главным освободителем народов Европы.

Владимир Путин



Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.   Война – это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага. В 1941 году мы не хотели войны, но она ворвалась в каждый дом, не обошла ни одну семью Советского Союза.

Одним из самых сложных испытаний войны было не потерять себя, не потерять свою человечность. Под тяжестью испытаний сохранить свои истинные чувства, ведь люди все ещё продолжали любить, и были любимы, они дружили и доверяли, и каждый день перед ними стоял тяжёлый нравственный выбор. Нам есть чему поучиться у простых людей, таких же как мы, которые вынуждены были оставить самое важное, что у них было и отдать себя войне. Они сражались за Родину, за свою семью, дом. Они сражались за нас. Важно помнить, что на войне не бывает победителей, именно поэтому мы не должны забыть о тех ужасных событиях, чтобы не повторить ошибки прошлого.

Литература, созданная по горячим следам великих событий, в годы войны, оставила богатейшее наследие, прежде всего фактологическое, документальное и публицистическое. Поэтому достижения сегодняшней литературы о войне, по нашему мнению, необходимо соотносить в определенной мере с произведениями военной поры.

Актуальность данной работы заключается в том, что за последние годы бурных перемен и острейших социальных противоречий перед обществом встала необходимость защиты человеческого потенциала в человеке. В этом смысле литература о Великой Отечественной войне призвана стать серьезной опорой для развития духовно-нравственных ценностей и патриотической настроенности молодого поколения.

Цель исследовательской работы: рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе (на примере произведений Василя Быкова «Дожить до рассвета» и Валентина Распутина «Живи и помни»).

Задачи:

  1. Выявить этапы развития литературы о Великой Отечественной войне.

  2. Изучить и кратко осветить творческий путь Василя Быкова и Валентина Распутина.

  3. Провести сравнительный анализ героев произведений Василя Быкова «Дожить до рассвета» и Валентина Распутина «Живи и помни».

  4. Провести опрос учащихся МБОУ ОК «Перспектива» на предмет знания произведений о Великой Отечественной войне.



Методы исследования:

  1. Работа с научной литературой.

  2. Поиск информации в сети интернет.

  3. Анкетирование.

  4. Сравнение, сопоставление.

Объектом исследования являются: произведения Василя Быкова «Дожить до рассвета» и Валентина Распутина «Живи и помни», а предметом исследования: нравственный выбор героев данных произведений.









Глава 1. Великая Отечественная война в художественной литературе

1.1.Причины Великой Отечественной Войны

После поражения в Первой Мировой войне, Германия осталась в крайне тяжелом экономическом и политическом положении, однако, после прихода к власти Гитлера и проведения реформ, страна смогла нарастить свою военную мощь и стабилизировать экономику. Гитлер не принимал результатов Первой Мировой и хотел взять реванш, тем самым приведя Германию к мировому господству. В результате его военных походов, в 1939 году Германия вторглась в Польшу и затем Чехословакию. Началась новая война.

Армия Гитлера стремительно завоевывала новые территории, однако до определенного момента между Германией и СССР существовал мирный договор о ненападении, подписанный Гитлером и Сталиным. Впрочем, спустя два года после начала Второй Мировой, Гитлер нарушил соглашение о ненападении – его командованием был разработан план «Барбаросса», предполагающий стремительное нападение Германии на СССР и захват территорий в течение двух месяцев. В случае победы, Гитлер получал возможность начать войну с Соединенными Штатами, также ему открывался доступ к новым территориям и торговым путям.

Вопреки ожиданиям, неожиданное нападение на СССР не дало результатов – советская армия оказалась оснащена гораздо лучше, чем предполагал Гитлер, и оказывала существенное сопротивление. Компания, рассчитанная на несколько месяцев, превратилась в затяжную войну, которая позже получила название Великая Отечественная война (22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года).

1.2.Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне.

Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне. Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе.

Первый этап 1937-1945 г.г.

Литература первого этапа по своему духу была описательно, неаналитичной. Писатели создавали произведения о том, что чувствовали и видели своими глазами, а также делились своим военным опытом. Главной целью этих произведения было поднятие патриотического духа и восхваление подвигов героев нашей страны. Основная идея: ненависть к врагу. Развивались не только стихотворные жанры, но и проза, которая представляла собой очерки, героические повести и военные рассказы.

Самые известные произведения первого этапа:

  • Александр Твардовский «Василий Теркин» (1942г.)

  • Александр Фадеев «Молодая гвардия» (1946г.)

  • Анатоль Калинин «На юге» (1944г.)

  • Леонид Леонов «Нашествие» (1942г.)

  • Константин Симонов «Жди меня» (1941г.)

  • Анна Ахматова работала над патриотическим циклом «Ветры Войны», в который входит стихотворение «Мужество» (1941г.)

Второй этап 1945-1950 г.г.

Произведения этого этапы были триумфальны. Люди радовались победе и не открывали всей правды о событиях только минувшей войны. Но М. А. Шолохов считал «Писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была»

Самые известные произведения второго этапа:

  • Михаил Шолохов «Судьба человека» (1957г.)

  • Семён Бабаевский «Кавалер золотой звезды» (1947-1948гг.)

Третий этап 1960-1980 г.г.

Литература этого этапа называли «литературой лейтенантов». Писатели открывали настоящую правду о военных событиях. Они писали о том, что им пришлось пережить, о страданиях и смерти. Именно писатели-лейтенанты знали настоящую цену победы и каждого, пусть на первый взгляд, незначительного подвига.

Самые известные произведения третьего этапа:

  • Василь Быков «Сотников» (1969г.)

  • Василь Быков «Дожить до рассвета» (1972 г.)

  • Константин Воробьёв «Убиты под Москвой» (1963г.)

  • Виктор Астафьев «Звездопад» (1960-1973гг.)

  • Юрий Бондарев «Горячий снег» (1965-1969гг.)

  • Борис Васильев «В списках не значился» (1974г.)

  • Борис Васильев «А зори здесь тихие» (1969г.)

  • Валентин Распутин «Живи и помни» (1974 г.)



1.3.Творческий путь писателей Василя Быкова и

Валентина Распутина.

Василь Владимирович Быков (1924-2003гг) - советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР.

Родился в белорусской деревне Бычки в простой крестьянской семье.Отец- Владимир Федорович, служил в царской армии. Во время Первой мировой войны (1914-1918гг.) попал в плен к немцам, однако позже был освобожден. По возвращении домой, рассказывал сыну истории о своей военной деятельности. Мать писателя - Анна Григорьевна.

В детстве мальчик проводил свободное время с книгой в руках, кроме того неплохо рисовал. Сменив несколько школ, он смог поступить в Витебское художественное училище на отделение скульптуры. Однако в скором времени ему пришлось бросить учебу, по причине отмены выплаты стипендии. После этого Василь Быков устроился на работу.

В том же году началась Великая Отечественная война, которая застала будущего писателя на Украине. В 1941-1942 гг. Быков проживал в городе Аткарске в Саратовской области. Окончив там пехотное училище, он был призван в ряды Красной Армии, где проявил себя в качестве храброго и отважного солдата. Писатель участвовал в тяжелых боях и всегда готов был сражаться до конца. В 1944г. Получил ранение и был госпитализирован, но после выздоровления вернулся на фронт, где дослужился до командира взвода полковой и армейской артиллерии.

Творчество:

Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Но публиковаться начал после демобилизации, в то время он проживал в белорусском городе Гродно: «Журавлиный крик» (1959г.), «Фронтовая страница» (1960г.), «Третья ракета» (1961г.).

Жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу» (1968г.), «Мертвым не больно» (1966г.), «Круглянский мост» (1969г.). Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, они стали органической и очень существенной частью русской литературы и русского литературного процесса.

Самые известные произведения В. Быкова:

  • Сотников (1970г.)

  • Обелиск (1971г.)

  • Дожить до рассвета (1972г.)

  • Волчья стая (1975г.)

  • Его батальон (1975г.)

  • Пойти и не вернуться (1978г.)

  • Знак беды (1982г.)

Премии и награды:

  • Ленинская премия (за повесть «Знак беды»; 1986г.)

  • Государственная премия СССР (за повести «Дожить до рассвета» и «Обелиск»; 1974г.)

  • Государственная премия БССР имени Якуба Коласа (за повести «Волчья стая», «Его батальон»; 1978г.)

  • Литературная премия БССР имени Якуба Коласа (за повесть «Третья ракета»; 1964г.)

  • Народный писатель Беларуси (1980г.)

  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

  • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»



Валентин Григорьевич Распутин(1937-2015гг.) – советский писатель и публицист, общественный деятель.

Родился в небольшой сибирской деревушке Усть-Уда. Спустя два года после рождения сына Распутины перебрались в село Аталанка на берегу реки Ангары, где и прошло детство и юность будущего писателя. Отец — Григорий Никитич Распутин. Мать — Нина Ивановна.

Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска.

С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период, в Иркутске, вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Талант писателя проявился в повести «Последний срок» (1970г.). Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973г.), повести «Живи и помни» (1974г.) и «Прощание с Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1985г.).

В последние годы жизни больше занимался общественной деятельностью, но не отрываясь при этом и от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь, Сибирь».

Премии и награды:

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот»

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2008 года) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года)

  • орден Трудового Красного Знамени (1981г.),

  • орден «Знак Почёта» (1971г.),

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013г.)

  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003г.)

  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010г.)

































Глава 2. Анализ образов героев произведений Василя Быкова «Дожить до рассвета» и

Валентина Распутина «Живи и помни».



2.1. Сравнительная характеристика младшего лейтенанта Игоря Ивановского (В.Быков «Дожить до рассвета») и

Андрея Гуськова (В.Распутин «Живи и помни»).

Для анализа мы выбрали два произведения, отражающие и воссоздающие трагические аспекты жизни советских людей во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Этот выбор мотивирован тем, что в указанное время страна переживала особо трудные и тяжелые обстоятельства, которые не могли не привлечь внимание художников и не отразиться в литературе. Произведений с подобной тематикой было немало. Их рассмотрение стало предметом многочисленных литературных сочинений, критических статьей и учебных пособий по русской литературе XX в.


В.Быков

«Дожить до рассвета»)

В.Распутин

«Живи и помни»

Год издания

1972


1974

Период времени, когда поисходят события в произведении


Декабрь 1941 г.

Весна 1945 г.

Герои

Младший лейтенант Игорь Ивановский (22 года)

Сибиряк Андрей Гуськов (ок.30 лет)


Действия героев

Делает все для победы, но его «миссия не выполнима»

Воевал честно, но после ранения становится дезертиром

Экранизация

1975г. – фильм «Дожить до рассвета»

2015г.- фильм «Лейтенант»

Поставлены спектакли, опера

2008г. – фильм «Живи и помни».



В повести В.Быкова «Дожить до рассвета» в образе главного героя, лейтенанта Ивановского, нас прежде всего интересовала мера человеческой ответственности. Как известно, на войне выполняются приказы старших начальников. И ответственность за удачу или не удачу той или иной операции делится пополам между её исполнителем и руководителем. А здесь случай, когда инициатором операции выступает сам исполнитель – младший офицер, но всё дело в том, что эта его инициатива заканчивается полным фиаско. Конечно Ивановский тут ни при чём, можно оправдать его, ведь он честно исполнял свой долг. Но сам Ивановский оправдать себя не может: ведь операция потребовала невероятных усилий, за неё заплачено жизнью людей, его подчинённых. В гибели Ивановского не виноват никто: он сам выбирал для себя такой удел, потому что обладал высокой человеческой нравственностью, не позволявшей ему схитрить ни в большом, ни в малом.  Повесть об Ивановском позволяет лучше понять представления писателя о героизме и героическом человеке, природу необходимого героического акта.

Героический выбор, по В. Быкову, не исключителен; он бывает необходим и естествен, если человек ценит нечто большее, чем он сам, если личный его интерес шире его самого и его отдельного блага, если есть на свете что-то, что он хочет сохранить любой ценой. Это может называться по разному: детьми, домом, справедливостью, добром, любовью, человечностью, но оно – живая часть этого человеческого существования и не может быть отдана насилию.

Ситуация нарисованная В. Быковым в повести «Дожить до рассвета», во многом парадоксальна. Обычно в «военной литературе» оценка героев тесно связана с результатом их действий… Что касается лейтенанта Ивановского, то здесь между внешними и внутренними итогами действия вроде бы пролегает разрыв. Кажется, что лейтенант погибает бесполезно. Его поход неудачен, задача не выполнена, часть группы потеряна, жизнь остальных висит на волоске. Наконец, и сам лейтенант остаток угасающих сил тратит на то, чтобы подорвать вместе с собой захудалого обозника. С практической точки зрения сделанное Ивановским кажется ничтожно малым, несмотря на то, что он предельно честно, до последней капли использовал собственные возможности.

Но как раз в этом пункте рождается проблема, ради которой писатель взялся за перо. Кто знает, говорит он, не зависит ли общая судьба войны и от того, «как умрёт на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода, лейтенант Ивановский».

Начиная с того момента, когда Ивановский и Пивоваров расстаются с другими бойцами, повернувшими обратно к линии фронта, повествование становится всё более и более подробным. Для автора важны, прежде всего, мотивы, которыми руководствуется герой, внутренние источники его самозабвенного, иступлённого сопротивления обстоятельствам – на этом он сосредоточен, это исследует самым тщательным образом. Показывая, каких невыносимых физических страданий стоит Ивановскому каждый его шаг, каждый метр преодоленного им пространства и как он с этим справляется, благодаря чему, во имя чего?

Лейтенант мог вернуться, не выполнив задания, мог, будучи раненным, сдаться врагу, мог, наконец, подорвать себя, не дожидаясь, пока ранение и мороз отнимут у него в страшных муках остатки жизни. Но перед лицом смерти он уже не думал о своём несчастье, о своём спасении, о своей судьбе – он терзался тем, что так и не успел ничего совершить, «Гневное отчаяние оформилось в цель – последнюю цель в его жизни». Гневное отчаяние – это парадоксальное на первый взгляд сочетание глубоко правомерно: отчаяние от невозвратимо уходящей жизни, оттого, что он умрёт здесь, безвестный, недолюбивший, не выполнивший боевую задачу, но отчаяние не жалостливо-расслабленное, а гневное, побуждающее к мести, решительному действию. Именно гнев заставляет его дожить до рассвета, до того времени, как на дороге начнётся движение, - и тогда сделать «последний взнос для Родины, во имя своего солдатского и гражданского долга». 

В повести «Живи и помни» В.Распутин показывает трагичность судьбы главного героя Андрея Гуськова. Гуськов уходит на войну и, когда оказывается раненым, мечтает вернуться домой. Однако сверху принимают решение вернуть героя на фронт. Тогда перед Андреем стоит выбор: отправиться на войну или самовольно вернуться домой. Гуськов выбирает второй путь. И этот выбор становится роковым в его судьбе. Жизнь главного героя меняется и полностью переворачивается. Встретив свою жену, он сначала угрожает ей, потому что боится, что о его возвращении кто-нибудь узнает. Когда Гуськов принимает решение бежать домой, начинается его нравственное падение. На протяжении всего повествования автор показывает, как Андрей из человека превращается в зверя. Гуськов даже учится выть как волк. Эта характеристика выражает авторскую позицию относительно центрального персонажа повести. Она отражена также в заглавии произведения. В. Распутин говорит Гуськову жить и помнить о том выборе, который он сделал. Автор упрекает своего героя в безволии и желании сохранить свою жизнь в трудные для Родины времена.

Вернувшись домой, Андрей Гуськов осознал, что он совершил недостойный поступок, однако вернуться на правильный путь ему казалось невозможным. Все действия героя направлены на собственное «я». Он не разрешает Настене рассказать его родителем о том, что Андрей вернулся. Он не решается признаться во всем, когда Настена от него забеременела. Все это говорит о том, что Андрей Гуськов думал лишь о собственном существовании, совершенно не задумываясь над тем, как тяжело жить в таком состоянии Насте. Не война виновата в том, что Андрей Гуськов стал дезертиром. Это единственный мужчина в повести, который делает такой выбор. Другие персонажи описываются как герои, воевавшие за судьбу своей Родины. Кто-то вернулся домой, кто-то погиб, защищая честь Отчизны. И только Андрей Гуськов возвращается домой. Центральный персонаж пытается переложить ответственность на войну. Он утверждает, что именно она испортила его, сделала его судьбу трагичной. Стремление сохранить свою жизнь убивает в герое лучшие качества, он становится заложником собственного выбора. Его жизнь обречена, и Андрей это понимает. Теперь для Гуськова нет места нормальной жизни, он просто существует, не решаясь показаться на глаза ни односельчанам, ни своим родителям. Автор показывает, как один поступок решает всю дальнейшую судьбу человека. В. Распутин показывает, как человек с благими намерениями постепенно превращается в нечто злое и несовершенное. Ведь Андрей ушел на войну, чтобы защищать свою Родину. Тогда он и не думал о том, чтобы становится дезертиром. Однако слабость духа вырабатывает у него эгоизм, который становится главным действующим лицом при выборе дальнейшего пути. Моральное и нравственное разложение – вот что показал В. Распутин в своей повести «Живи и помни».

Таким образом, мы видим, что военная действительность – это не только героизм, подвиги, но и трудный нравственный выбор, который должны были делать люди.





2.2. Анализ данных опроса учащихся МБОУ ОК «Перспектива»

на предмет знания произведений о Великой Отечественной войне.

Исследователи исторической памяти давно выделили «проблему четвертого поколения»: потомки, которые не застают в живых свидетелей, уже ничего не чувствуют. Можно почитать записи родителей на форумах, чтобы убедиться в этом: «Дети практически ничего не знают о войне»; «для них ВОВ − как война 1812 года − что-то далекое и двухмерное, как картинка в учебнике»; «они же за немцев в «танчики» играют».

Чтобы выяснить отношение школьников к Великой Отечественной войне мы провели опрос среди учащихся 10 класса МБОУ ОК «Перспектива», который проводился посредством анкетирования. В нём приняли участие 20 человек.

Вопросы анкеты:

  • Как вы считаете, актуальна ли тема Великой Отечественной Войны? Стоит ли об этом говорить?

  • В вашей семье были/ есть участники Великой Отечественной Войны?

  • Посещаете ли вы мероприятия, посвящённые Дню Победы?

  • Какие литературные произведения о ВОВ вы знаете?

  • Знаете ли вы имена писателей-фронтовиков? Назовите их.

  • Как вы думаете почему современные писатели до сих пор затрагивают военные темы?



В результате выяснили:













Рисунок 1.

Из рис.1 мы видим, что на вопрос об актуальности темы Великой Отечественной войны из 20 опрошенных только 1 человек ответил «нет». Это показывает, что спустя столько лет тема войны всё ещё волнует современных школьников. Они считают, что говорить об этом нужно.

















Рисунок 2.

Из рис.2 видим, что около 80% ответили, что в их семье были участники Великой Отечественной войны, но большинство из них сейчас уже нет в живых.

















Рисунок 3.

В данном случае мы видим, что только половина опрошенных посещают мероприятия, посвящённые дню победы, и около 30% не посещают вовсе. Самое меньшее, что мы можем сделать – это сохранить память о каждом погибшем солдате, а также бережно и уважительно относиться к живым ветеранам войны, не только 9 мая, а всё время.



На вопрос «Какие литературные произведения о Великой Отечественной войне вы знаете?» чаще всего называли такие произведения, как:

«А зори здесь тихие» Борис Васильев – 9

«Судьба человека» Михаил Шолохов – 9

«Матерь человеческая» Виталий Закруткин– 3

«Они сражались за Родину» Михаил Шолохов – 2

«Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой – 2

«Молодая гвардия» Александр Фадеев – 1

«Горячий снег» Юрий Бондарёв - 1



Рисунок 4.

На вопрос «почему современные писатели до сих пор затрагивают военные темы?» ученики отвечали, что война – это смерть и голод, и люди не готовы снова переживать те ужасающие события. Память о войне будет жить до тех пор, пока мы говорим о наших героях, о предках, что сражались за нас и одержали столь важную победу. Мы должны помнить, какую цену пришлось заплатить, чтобы война больше никогда не повторилась.

Данная диаграмма (рис.5) показывает, что около 10% школьников не знают имена писателей-фронтовиков. Чаще всего называли:

  • Василь Быков

  • Михаил Шолохов

  • Виктор Астафьев

  • Константин Симонов

  • Эдуард Асадов

  • Юрий Бондарёв

  • Александр Яшин Рисунок 5.

Анкетирование показало, что современные школьники считают важным помнить о Великой Отечественной Войне.

Только часть посещают мероприятия ко Дню Победы, так как этот праздник со временем наполняется иным смыслом. Чтобы отдать дань почтения погибшим и проявить заботу о ветеранах, не нужен особый день календаря.

Результаты свидетельствуют, что подростки интересуются военной литературой и знают имена самых известных писателей-фронтовиков. Но, к сожалению, часть из них не до конца осознаёт, какой подвиг совершил наш народ, что война - переломный момент в судьбе страны и её граждан.















Выводы

Рассмотрение текстов В. Быкова, В. Распутина, дало возможность представить, какое место занимала война и обстоятельства в жизни советских людей в указанные периоды, в чем именно проявлялась трагичность их судеб, насколько эти судьбы зависели от объективных обстоятельств и от личных качеств людей, от их мироощущения и ценностных ориентиров, в первую очередь от чувства ответственности перед собой, перед обществом и даже перед миром.

Военное время – это трудное время для всей страны. Для того, чтобы одержать победу над врагом необходимы были усилия всех людей.

В повести «Живи и помни» Андрей Гуськов оказывается дезертиром. Да, в его желание увидеть свою семью и провести хоть немного времени дома нет ничего страшного, но Андрей забывает о том, что нельзя устроить личное счастье отдельно от общей судьбы народа. Он не единственный, кто хотел скорее вернуться в родной дом, но другие люди продолжали сражаться и думали не о себе, а о судьбе Родины. Для Андрея Гуськова личные интересы становятся гораздо важнее общественных. Дезертируя, он не выполняет свой гражданский долг. В наказание за это, он платит собственной человечностью, с каждым днём всё больше черствея душой.

В повести «Дожить до рассвета» главный герой Игорь Ивановский не совершает неоценимый подвиг, и пусть он смог взорвать всего один экипаж, для него это имело значение. Молодой лейтенант умирает со спокойной душой и чувством выполненного долга, ведь он верит – его смерть не напрасна.

Победить в той войне в одиночку было невозможно, но каждый пусть самый незначительный подвиг, приближал к долгожданной победе. Ивановский знает, что не выживет и думает не о своей трагической судьбе, он думает о Родине, за которую отдаёт жизнь. И ещё тысячи и тысячи таких подвигов, о которых никто не узнает, подарили нам мирное небо над головой. Эта повесть не об одном человеку, она о героях, которые выполняли свой воинский долг, не жалея и не сомневаясь. Сам Быков писал, что судьба войны зависит от того, «как умрёт на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода, лейтенант Ивановский»

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.







































































Список используемой литературы

    1. Гимпелевич Зина. Василь Быков: Книга и судьба. — М.: Новое литературное обозрение, 2011.

    2. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. — М.: Советский писатель, 1980.

    3. Кузин Н. Г. Вещее слово (О Валентине Распутине и о его новой книге "Дочь Ивана, мать Ивана") // Кузин Н. Г. Спутники извечные мои... Избранные заметки о русских писателях. Проза. Стихи. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. С. 162-170.

    4. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. — М.: Художественная литература, 1979.

    5. Распутин В.Г.. Биобиблиографический указатель. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 472 с.

    6. Интернет – ресурсы:

  • http://www.portal-slovo.ru/art/35986.php

  • http://fb.ru/article/164321/sholohov-sudba-cheloveka-analiz-proizvedeniya













































Приложение №1

Анкета

Уважаемый друг! Прошу ответить на следующие вопросы:



  • Как вы считаете, актуальна ли тема Великой Отечественной Войны? Стоит ли об этом говорить? __________________________________________________________________________________________________________________________

  • В вашей семье были/ есть участники Великой Отечественной Войны?______________________________________________________

  • Посещаете ли вы мероприятия, посвящённые Дню Победы?___________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие литературные произведения о ВОВ вы знаете? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Знаете ли вы имена писателей-фронтовиков? Назовите их._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как вы думаете, почему современные писатели до сих пор затрагивают военные темы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























Приложение №2

Мы решили составить список из 25 наиболее примечательных романов и повестей советских писателей. 

  • Алесь Адамович: «Каратели»

  • Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты»

  • Борис Васильев: «А зори здесь тихие...»

  • Борис Васильев: «В списках не значился»

  • Владимир Богомолов: «Момент истины (В августе сорок четвертого)»

  • Юрий Бондарев: «Горячий снег»

  • Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня»

  • Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»

  • Василь Быков: «Сотников», «Дожить до рассвета»

  • Валентин Распутин: «Живи и помни»

  • Олесь Гончар: «Знаменосцы»

  • Даниил Гранин: «Мой лейтенант»

  • Василий Гроссман: «За правое дело»

  • Василий Гроссман: «Жизнь и судьба»

  • Эммануил Казакевич: «Звезда»

  • Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»

  • Валентин Катаев: «Сын полка»

  • Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда»

  • Вера Панова: «Спутники»

  • Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»

  • Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»

  • Анатолий Рыбаков: «Дети Арбата»

  • Константин Симонов: «Живые и мертвые»

  • Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину»

  • Илья Эренбург: «Буря»







18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!