Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по дисциплине «Социально – экономическое» (психология+математика) «Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя общеобразовательная школа » Ключевского района Алтайского края Исследовательская работа по дисциплине «Социально – экономическое» (психология+математика) «Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников»
Выполнила: Кушнерева Дарья ученица 7 класса научные руководители: педагог-психолог Виноградова В.В.,
учитель математики Карпучева И.В.
пос.Целинный 2016
Цель работы: исследование позитивного влияния вращательных головоломок на уровень школьной тревожности в условиях образовательного процесса.
Задачи работы:
- изучить феномен тревожности в психологии;
- проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
- изучить позитивное влияние вращательных головоломок на уровень школьной тревожности у учащихся;
- провести диагностику тревожности детей среднего школьного возраста;
- определить влияния вращательных головоломок на уровень школьной тревожности учащихся;
- совместно с педагогом-психологом школы разработать рекомендации и советы по проведению профилактической и коррекционной работе по преодолению школьной тревожности.
Гипотеза работы: использование вращательных головоломок оказывает позитивное влияние на снижение уровня школьной тревожности у учащихся.
Методы научного исследования:
- изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
- экспериментальное исследование тревожности у детей среднего школьного возраста с помощью методики определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин;
- наблюдение;
- беседа (блиц-опрос).
Эрнё Рубик
Позитивное влияние кубика Рубика
При занятии кубиком Рубика в периоды волнения нервно-психическая моторика рук, которая при бесконтрольном течении процесса имеет хаотичные формы, в момент сборки подчиняется стройным алгоритмам и определённой подсознательной идее, звучащей приблизительно так: собрать, найти решение, успокоиться .
И это действительно действует успокаивающе, помогая человеку собраться с мыслями.
Понятие «тревожность» и причины ее возникновения
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка.
Особенности тревожных детей в школе:
- Сравнительно высокий уровень обучаемости.
- Школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней.
- Не удается сразу справиться с заданием.
- Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно.
- Теряют всякую ориентацию в ситуации, не понимают, как можно и нужно себя вести.
Экспериментальное исследование
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Литература
- Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал – 1997, № 2.
- Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
- Дубровский В. Алгоритм волшебного кубика. //Квант, 1982, №7, стр. 22.
- Дубровский В. Математика волшебного кубика. //Квант, 1982, №8, стр. 22.
- Дубровский В.Кубик в картинках. //Квант, 1983, №9, стр. 33.
- Евграфов М. Механика волшебного кубика. //Квант, 1982, №3, стр. 20
- Залгаллер В. С. Залгаллер Венгерский шарнирный кубик // Квант. — 1980. — № 12. — С. 17 — 21.
- Кубик Рубика – [Электронный ресурс]– режим доступа http://www.superloveradio.ru/new/22558
- Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.
- Методика Ч. Спилбергера, адаптированная Ханиным. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://psycabi.net/testy/179-test-na-trevozhnost-spilbergera-khanina-metodika-otsenki-trevozhnosti-ch-d-spilbergera-i-yu-l-khanina
- Михайленко Н. Снова кубик Рубика. //Юный техник, 1983, № 2, стр. 68.
- Мыльников М. Всем кубикам кубик // Юный техник. — 1982. — № 7.
- Понятие и причины тревожности – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://revolution.allbest.ru/psychology/00369726_0.html
- Способ сборки Кубика Рубика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://speedcubing.com.ua/howto/3x3sch.php
- Статьи о кубике Рубика из популярных советских журналов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://dedfoma.ru/kubikrubika/statji.htm
- Степень изученности проблемы школьной тревожности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=530661
- 20 интересных фактов о Кубике Рубика. - [Электронный ресурс] – Режим доступа http :// www . infoniac . ru / news /20- interesnyh - faktov - o - kubike - Rubika . html
- 30 лет назад в СССР появился кубик Рубика – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.3vozrast.ru/article/nostalgia/televizor/6765