СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по экологии: «Влияние шума на здоровье детей»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по экологии: «Влияние шума на здоровье детей»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по экологии: «Влияние шума на здоровье детей»»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сарыбалыкская средняя общеобразовательная школа











Исследовательская работа по экологии:

«Влияние шума на здоровье детей»



Работу выполнила: Тютюрина Валя

ученица 10 класса

Руководитель: Чумакина Л.А.

учитель биологии





















2018 год

Содержание


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


Глава 1. Проблема шума . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Глава 2. Строение органа слуха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6


Глава 3. Влияние шума на слух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10


Глава 4. Практическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13


Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18


Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20































Введение

На протяжении всего существования человечества люди живут в мире звуков. Среди живых существ только человек в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звука. Именно он внес в мир звуков речь и музыку, смог сделать звук своим помощником.

С развитием цивилизации мы познавали и совершенствовали окружающий нас мир. Появлялись все новые и новые источники звука. Сила их росла в связи с резким развитием и расширением масштабов применения технических устройств в различных областях и сферах жизни человечества.

Шум довольно распространен в наши дни. Шум - звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. В природе его можно встретить не часто: раскаты грома, извержения вулкана, землетрясения и т.д. Люди сами создают вокруг себя так называемое шумовое загрязнение, строя промышленные предприятия, заводы, выпуская шумные машины, бытовые приборы, электроприборы (пылесос, телевизор, магнитофон, радиоприемник).

Некоторые люди не могут работать в условиях абсолютной тишины, отсутствие звуков угнетает их. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространенные симптомы шумового влияния - раздражительность, рассеянность.

Актуальность проблемы заключается в том, что шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушение нервной системы и др. Шум обостряет хронические заболевания.

В связи с этим возникла серьезная проблема защиты людей от звуковых явлений. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и других живых существ.

Мой интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, и как сохранить хороший слух до преклонного возраста. Это и обозначило тему моего исследовательского проекта: «Влияние шума на здоровье детей».


В своей работе я постараюсь ответить на вопрос, как влияет шум на слух.

Цель проекта: провести исследование шумового загрязнения в школе и изучить влияние шума на здоровье человека.

Задачи:

1. Изучить строение органа слуха.

2. Изучить шум и его характеристики.

3. Проанализировать проблемы шума.

4. Провести замеры шумового загрязнения в школе.

5. Составить рекомендации по сохранению слуха.

Методы:

1. анализ литературы

2. сравнение

3. наблюдения

4. замеры шума с помощью шумомера – "Шумомер: Sound Meter"
























Глава 1. Проблема шума

Шум – это беспорядочная совокупность звуковых волн различных частот и амплитуд, распространяющихся в воздухе и воспринимаемых ухом человека. Шум – это комплекс звуков, вызывающих неприятное ощущение или болезненные реакции. Пагубное влияние известно давно. Первые жалобы на шум можно обнаружить у римского сатирика Ювенала (60-127г.г.). По его утверждению, в столице трудно было заснуть – скрип, грохот обозов на узких улочках, брань возниц мешали сну, раздражали.

Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам Древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король ложатся спать. Более 100 лет назад немецкий учёный Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой.

О вредном влиянии шума на органы слуха было известно уже давно. Так, в 1567 году немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс в книге «О чахотке и других болезнях горняков» описал заболевание ушей и глухоту горнорабочих. В 1700 году была издана книга итальянского учёного Рамадзини под названием «Рассуждения о болезнях ремесленников», в котором указывалось, что если сильный стук и шум при обработке руды вызывает болезни ушей и головные боли, рабочие становятся тугоухими, а потом совершенно глохнут.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30дБ. практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым, 200 децибелов убивают человека. Недаром в средние века существовала казнь « под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал человека. Шумная музыка также притупляет слух. Группа специалистов обследовала молодежь, часто слушащую модную современную музыку. У 20% юношей и девушек слух оказался притупленным в такой степени, как у 85-летних стариков. Но и абсолютная тишина угнетает, она противоестественна для всего живого. Шумы естественного происхождения: тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, лёгкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку, и не оказывают отрицательного воздействия на организм. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий, с возрастом слух меняется. Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет, а затем он постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности слуха у человека до 40 лет находится в области 3 000 колебаний в секунду, от 40 до 60 лет – 2 000, а старше 60 лет – одной тысячи колебаний в секунду.


Глава 2. Строение органа слуха

Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Слух нужен человеку для того чтобы слышать и понимать речь людей, говорить, ориентироваться в окружающей среде.

Ухо - это один из важнейших органов, регистрирующих сигналы окружающей среды. Орган слуха подразделяется на три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо.

Наружное ухо: состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина - сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей, его нижняя часть, называемая мочкой,- кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина работает как приёмник звуковых волн, которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Функция ушной раковины – улавливать звуки; её продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем 25-30 мм, диаметр 6-8мм. Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные, а также серные железы. Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделён барабанной перепонкой - это тонкая мембрана толщиной около 0,1 мм. Она отделяет наружное ухо от среднего. Улавливаемые ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают её колебание. В свою очередь колебания барабанной перепонки передаются в среднее ухо.

Среднее ухо: состоит из ряда сообщающихся между собой воздухоносных полостей: полости среднего уха, слуховой трубы. Посредством слуховой трубы среднее ухо сообщается с носоглоткой. В полости среднего уха находятся три слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их. Слуховые косточки очень маленькие, например, масса стремечка всего 2.5мг. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком - со стремечком. Основание стремечка закрывает окно преддверия, соединяется таким образом с внутренним ухом. Полость среднего уха соединяется с полостью носоглотки слуховой (евстахиевой) трубой, длинной 3,5см. Благодаря этой трубе давление на барабанную перепонку снаружи и внутри уравновешено. При изменении внешнего давления иногда ‘’ закладывает ‘’ уши, что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота, или глотательными движениями, или если в этот момент дуть в зажатый нос. Все эти процессы происходят внутри внешнего (наружного) и среднего уха, и они контролируют только механическую часть звуковых волн. Эти механические движения превращаются в звук в области, известной как внутреннее ухо.

Внутреннее ухо: содержит наиболее важную часть слуховой системы – Кортиев (спиральный) орган или лабиринт. Костный лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов; но непосредственное отношение к слуху имеет только улитка, это орган который наполнен жидкостью – перелимфой. Механические колебания перепонки овального отверстия вызывают колебания жидкости в улитке. Спиральная внутренняя часть улитки усеяна волосообразными структурами – стериоцилиями. Стериоцилии улавливают колебания жидкости, заполняющей канал. Каждая волосковая клетка настроена на определённую звуковую частоту. Причём клетки, настроенные на низкие частоты, располагаются в верхней части улитки, а высокие частоты улавливаются клетками нижней части улитки. Постоянное движение стериоцилий производит электрические сигналы, которые посылаются слуховым нервом в мозг. Мозг интерпретирует сигналы и определяет частоту, силу и значение сигналов. В то время как большое фортепиано имеет 240 струн и 88 клавиш, внутреннее ухо имеет 24 тысячи “струн” и 20 тысяч “клавиш”, которые позволяют нам слышать невероятное количество и разнообразие звуков. Когда волосковые клетки от возраста или по другим причинам гибнут, человек теряет способность воспринимать звуки определённых тонов и частот.

Все части уха необходимы для обеспечения слуха. Чтобы ухо функционировало, каждый компонент должен быть в порядке. Если убрать какой-либо из этих механизмов, слух пропадёт. К тому же органы внутреннего уха обеспечивают баланс, который позволяет людям ходить прямо.

Анализатор – это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого - либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной и т. д.) Каждый анализатор состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центров, анализирующих данный вид информации). Слуховой анализатор - это единая система, берущая начало от наружного уха и заканчивающаяся в коре головного мозга. Каждому участку этой системы свойственна определённая функция, нарушение которой на любом уровне ведёт к частичной или полной потере слуха. Адекватным раздражителем слухового анализатора является звук. Слуховой орган позволяет человеку воспринимать и соответствующим образом реагировать на изменения среды, происходящие на том или ином расстоянии от него. Кроме того, слух у человека является необходимым фактором развития речи и речевого общения. Глухие с рождения не слышат речи, потому они часто немые.

К физическим характеристикам звука относятся частота и амплитуда звуковых колебаний. Единицей измерения частоты колебаний является Герц (Гц), обозначающий число колебаний в 1 секунду. По характеру колебательных движений звуки делятся на три группы:

• чистые тоны

• сложные тоны

• шумы

Плавные периодические колебания с отчётливой частотой волн характерны для музыкальных тонов. Негармонический звук, отличающийся от простых тональных звуков сложной структурой, называется шумом. Шумы создаются неправильными, изменчивыми колебаниями. Они характерны для свиста, треска, шипения, дребезжания. Восприятия шума часто сопровождается неприятными субъективными ощущениями. К основным свойствам органа слуха относится его способность различать высоту (частоту) звука, громкость и тембр (окраску). Ухо человека воспринимает полосу звуковых частот от 16 до 20.000 Гц. Колебания с частотой менее 16 Гц, называется 1.инфразвуком, а выше верхней границы слухового восприятия (т.е. более 20.000 Гц) – 2.ультразвуком. Минимальная энергия звуковых колебаний, способная вызвать ощущения слышимого звука, называется порогом слухового ощущения. Единицей измерения слуха является децибел (дБ). Физиологическое приспособление органа слуха к действующему звуковому раздражителю называют, адаптацией, которая создаёт оптимальный настрой анализатора на восприятие звука данной силы и частоты. Адаптация играет также защитную роль против сильных и продолжительных звуков. От адаптации следует отличать утомление слухового анализатора, которое происходит при его перераздражении. Этот процесс более длительный и в отличие от адаптации всегда снижает работоспособность органа слуха.

Важным свойством слухового анализатора является его способность определять направление звука, получившая название ототопики. Ототопикавозможна только при наличии нормально слышащих двух ушей, т.е. при хорошем бинауральном слухе. Периферический отдел слухового анализатора выполняет две основные функции:

• Звукопроведение (наружное и среднее ухо, а также некоторые элементы (перилимфа и эндолимфа) внутреннего уха) – доставка звуковой энергии к рецепторному аппарату, это преимущественно механическая (физическая) функция;

• Звуковосприятие (внутреннее ухо) – превращение (трансформация) физической энергии звуковых колебаний в нервное возбуждение (электрический потенциал) периферического рецептора – спирального (кортиева) органа, передающийся затем в кору мозга. Соответственно этим функциям различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.

Нарушение слуха.

Различают два основных вида снижения слуха:

1) поражение звукопроводящего аппарата.

2) поражение звуковоспринимающего аппарата.

Снижение слуха на медицинском языке называется тугоухостью. По разным данным эта проблема знакома более 6% населения. К 2020 годам по прогнозам Всемирной организации здравоохранения число людей с нарушением слуха достигнет 9% от общего числа населения. На сегодняшний день более 13 миллионов людей с нарушениями слуха в России. Из них более 1 миллиона – дети до восемнадцати лет. Человек с ограничениями по слуху плохо воспринимает речь и звуки, он слышит их тихо и неразборчиво. Потеря слуха может возникнуть в результате повреждения наружного и среднего уха, или при повреждении внутреннего уха.

Исходя из этого различают:

- тугоухость, вызываемая препятствиями на пути усиления звуков, называется кондуктивной. Она возникает: на уровне наружного уха(серная проба, пороки развития наружного уха); на уровне среднего уха(отверстия и повреждения барабанной перепонки; повреждение слуховых косточек; отосклероз, нарушающий подвижность слуховых косточек). Такая тугоухость обычно исправляется хирургическим путём

- тугоухость, связанная с нарушениями преобразования механических колебаний в электрические импульсы, называется сенсоневральной. Для данного типа тугоухости характерна не только снижение звуковосприятия, но и его искажения. При этом снижается болевой порог, затрудняется восприятие речи на фоне шума. Причинами сенсоневральной тугоухости являются: неврит, повышение давления жидкостей внутреннего уха, возрастное снижение слуха, патология слухового нерва. Сенсоневральную тугоухость нельзя излечить хирургическим путём. Частично оставшуюся слуховую функцию будет значительно улучшать слуховой аппарат – с помощью более интенсивного раздражения волосковых клеток.

- смешанная тугоухость – комбинация кондуктивной тугоухости с поражением внутреннего уха. Основные причины: инфицирование улитки при хр. воспалении уха; наклонение возрастных факторов на неоперированный отосклероз. Таким больным назначают те же слуховые аппараты, что и при сенсоневральной тугоухости.

Редко встречающаяся полная глухота является результатом двухстороннего разрушения воспринимающих звук клеток улитки, а иногда и слухового нерва. Причины врождённой ненаследственной глухоты – повреждение органов слуха зародыша. Обычно такая глухота, - результат воздействия на плод во время беременности инфекции, химических веществ, радиации и т. д. Такая глухота по наследству не передаётся. Причины врождённой наследственной глухоты – поломки в генах, несущих информацию о развитии органов слуха зародыша. Наследственная глухота может передаваться от родителей к детям, и дальше, из поколения в поколение.


Глава 3. Влияние шума на слух.

Слух – важнейшее из человеческих чувств. С помощью слуха мы поддерживаем тесную связь с окружающим миром. Есть много причин потери слуха. Одна из них – шумовое воздействие на орган слуха.

Известно, что высокий уровень шума неблагоприятно воздействует на организм человека. Прежде всего, конечно, страдает слуховой аппарат. Шум оказывает травмирующее воздействие на внутреннее ухо. Сильнее всего страдает кортиевый орган и клетки внутренней спиральной борозды. Любой шум достаточной интенсивности и длительности может привести к различной степени снижения слуховой активности. Важную роль в развитии нарушений слуха играет перенапряжение тормозного процесса, которое при отсутствии достаточного отдыха приводит к истощению звуковоспринимающего аппарата и перерождению клеток, входящих в его состав. Длительное шумовое воздействие вызывает стойкие нарушения в системе кровоснабжения внутреннего уха, которые являются непосредственной причиной последующих изменений в лабиринтной жидкости и дегенеративных процессов в чувствительных элементах спирального органа. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5-10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно.

Под воздействием шума, превышающего 85-90 дБ, в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или годами, восстановления не происходит, и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустическое раздражение, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетает нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. При длительном воздействии на человека мощных звуков и шумов происходит перевозбуждение клеток коры головного мозга. В итоге: понижается острота слуха, ускоряется процесс старения организма. Если сила звука выше 80 децибел, появляется опасность потери чувствительности, находящихся в среднем ухе ворсинок – отросков слуховых нервов. Отмирание половины из них еще не ведёт к ощутимой потери слуха. А если погибает больше половины - человек погрузится в мир, в котором не слышно шелеста листьев, жужжания пчёл. С потерей всех тридцати тысяч слуховых ворсинок человек попадает в мир безмолвия.

Основным признаком воздействия шума является снижение слуха по типу кохлеарного неврита. Снижение слуха обычно бывает двусторонним. Стойкие изменения слуха вследствие воздействия шума, как правило, развиваются медленно. Нередко им предшествует адаптация к шуму, которая характеризуется не стойким снижением слуха, возникающим непосредственно после его воздействия и исчезающим вскоре после прекращения его действия. Начальные проявления тугоухости чаще всего встречаются у лиц со стажем работы в условиях шума около 5 лет. Риск потери слуха у работающих при десятилетней продолжительности воздействия шума составляет 10% при уровне 90дБ., 29%-при 100дБ. и 55%-при 110дБ.

Адаптация к шуму рассматривается как защитная реакция слухового анализатора на акустический раздражитель, а утомление является предпатологическим состоянием, которое при отсутствии длительного отдыха может привести к стойкому снижению слуха.

Развитию начальных стадий снижения слуха могут предшествовать ощущения звона или шума в ушах, головокружение, головная боль. Восприятие разговорной и шепотной речи в этот период не нарушается. Характерным для начальных стадий поражения слухового анализатора, обусловленного воздействием шума, является повышение порога восприятия высоких звуковых частот (4.000-8.000 Гц.) . По мере прогрессирования патологического процесса повышается порог восприятия средних, а затем и низких частот. Высокие звуки «Ф» и «С» становятся неслышными. Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько повреждёнными, что атрофируются, гибнут, не восстанавливаются.

На производстве, что бывает крайне редко, происходят аварии, в результате чего происходит сверх интенсивные шумы: 125-140дБ., вызывающие вибрацию в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность превышает 140дБ., то начинают вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног; появляются боль в ушах и в голове, развиваются крайняя усталость и раздражительность. При уровне шума свыше 160дБ. происходит полная потеря слуха – происходит разрыв барабанной перепонки.






















Глава 4. Практическая часть.

Я решила провести замеры шума в школе. Используя шумомер - "Шумомер: Sound Meter" я провела замеры уровня шума в школьной столовой, на уроках, на переменах, время замера – около минуты. Я выяснила, что самый высокий уровень шума на уроке физкультуры в спортивном зале (младшие классы) и в мастерской – 61дБ. Самые «тихие» места в нашей школе: на уроках в старших классах - 40дБ. (Приложение 1)

Шкала шумов (уровни звука, децибел), в таблице


Децибел, дБА

Характеристика

Источники звука

0

Ничего не слышно


5

Почти не слышно


10

Почти не слышно

тихий шелест листьев

15

Едва слышно

шелест листвы

20

Едва слышно

шепот человека (на расстоянии 1 метр).

25

Тихо

шепот человека (1м)

30

Тихо

шепот, тиканье настенных часов.

Допустимый максимум по нормам для жилых помещений ночью, с 23 до 7 ч.


35

Довольно слышно

приглушенный разговор

40

Довольно слышно

обычная речь.

Норма для жилых помещений днём, с 7 до 23 ч.

45

Довольно слышно

обычный разговор

50

Отчётливо слышно

разговор, пишущая машинка

55

Отчётливо слышно

Верхняя норма для офисных помещений класса А (по европейским нормам)

60

Шумно

Норма для контор

65

Шумно

громкий разговор (1м)

70

Шумно

громкие разговоры (1м)

75

Шумно

крик, смех (1м)

80

Очень шумно

крик, мотоцикл с глушителем

85

Очень шумно

громкий крик, мотоцикл с глушителем

90

Очень шумно

громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (в семи метрах)

95

Очень шумно

вагон метро (в 7 метрах снаружи или внутри вагона)

100

Крайне шумно

оркестр, вагон метро (прерывисто), раскаты грома. Максимально допустимое звуковое давление для наушников плеера (по европейским нормам)

105

Крайне шумно

в самолёте (до 80-х годов ХХ столетия)

110

Крайне шумно

вертолёт

115

Крайне шумно

пескоструйный аппарат (1м

120

Почти невыносимо

отбойный молоток (1м)

125

Почти невыносимо


130

Болевой порог

самолёт на старте

135

Контузия


140

Контузия

звук взлетающего реактивного самолета

145

Контузия

старт ракеты

150

Контузия

травмы

155

Контузия

травмы

160

Шок

травмы ударная волна от сверхзвукового самолёта

При уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 - смерть (шумовое оружие)


Приложение 1

Исследование № 1.

Таблица « Уровень шума в школе»

Место проведения замера

Минимальные и максимальные уровни шума

Среднее значение шума

Время, в течение которого проводился замер


Школьная столовая (начальные классы)

30-75

53 дБ

1 мин.

Школьная столовая (старшие классы)

19-75

47 дБ

1 мин.

Спортзал (начальные классы)

52-70

61 дБ

1 мин.

Мастерская

44- 77

61 дБ

1 мин.

На перемене крыло (начальные классы)

30-76

53 дБ

1 мин.

Во время уроков (начальные классы)

21-70

46 дБ

1 мин.

Во время уроков (старшие классы)

26-54

40 дБ

1 мин.


Вывод: по таблице видно, что лидером самого высокого уровня шума 61 дБ является спортивный зал во время урока физкультуры и мастерскя, это объясняется большим скоплением детей на не большой площади в короткий промежуток времени, в мастерской – работа станков немного отстаёт, но тоже находится на лидирующей позиции уровень шума в школьной столовой (начальные классы). Самым спокойным оказалось время проведения уроков в старших классах. Таким образом, средний уровень шума в школе составил 51(дБ), тогда как норма для контор составляет 60 (дБ), к слову сказать, уровень шума звонка не превышает допустимую.



Я попробую предложить пути решения шумового загрязнения в школе:

1. На занятиях должна быть тишина.

2. Во время перемен можно включать различную спокойную музыку, классические произведения, звуки природы.

3. Создать место, где ученик, уставший от шума может посидеть в тишине (затемнённая комната, стены звуконепроницаемые, можно включать негромкую спокойную музыку, голоса птиц, шум моря и т. д.)

Шкала шумов (уровни звука, децибел), в таблице

Приложение 2

Исследование № 2

Учащимся девятых и десятых классов была предложена анкета, включающая следующие вопросы.

1. Какое направление в музыке вы предпочитаете?

Рок - Рэп- Поп- клас.муз.-

2. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

Да- Нет- Иногда-

3. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?

Динамики – наушники - когда как –

4. Раздражает ли вас посторонний шум?

Да - Нет – Иногда –

5. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

Да – Нет - Иногда –

6. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

Да – Нет - Иногда –

7. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

Да – Нет –

8. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

Да – Нет – Иногда –







Вывод: Результаты неутешительны. Большинство девятиклассников и десятиклассников любят слушать такую музыку как рэп и поп, которая больше всего раздражает ушные перепонки. Наиболее благоприятная музыка, к сожалению, на последнем месте. Т.к. многие учащиеся слушают музыку во время выполнения уроков, то качество умственной работы при этом снижается.

Небольшая часть школьников предпочитает слушать музыку через колонки, и это правильно, т. к. звук рассеивается, тем самым менее воздействует на перепонки, в отличие от наушников (при одинаковой громкости).

Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека. Более половины очень часто бывают «на взводе».

Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке? Если человек о чем-то задумался, он перестает воспринимать все вокруг себя - «летает в облаках». Те, кто ответили «нет» судя по всему очень внимательные люди.

Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители. Меньшинство – эмоциональные или бодрые люди.

Просыпаетесь ли вы под звук будильника? Здесь слух большой роли не играет. Просто во время сна у одних мозг «отключается» сильнее, чем у других.

Девчонки и мальчишки, если вы не хотите в подростковом возрасте иметь слух такой же, как у пожилых людей, страдать от тугоухости, переутомления, головной боли, депрессии, гипертонии, заболеваний сердечнососудистой системы, прислушайтесь к нашим рекомендациям.





Заключение

Данная работа показала мне, что слух – важнейшее из человеческих чувств, а способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром.

• Слух – первое чувство, которое формируется у ребёнка. Ещё в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки.

• Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающее в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени раз меньше, чем аналогичная интенсивность света.

• Слух – самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источников.

• Слух – позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он даёт возможность услышать шум приближающейся опасности и вовремя среагировать.

• Слуховой орган один из наиболее сложных и тонких органов, что до сих пор ни одно техническое средство не в силах его заменить.

Слух всегда бодрствует, даже ночью. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает ни какими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно. Поэтому очень важно сохранить свой слух на долгие года, до старости.

Влияние шума на слух зависит от слуховой чувствительности, продолжительности действия, характера и силы громкости звука. Поэтому так важно соблюдать гигиенические правила по сохранению слуха.

Рекомендации по сохранению слуха:

1. Гигиеническая чистка ушей.

2. По возможности избегать пребывания в среде с повышенным уровнем шума.

3. Ограничить время прослушивания плеера и ограничит громкость.

4. Принимаясь за уроки, лучше не включать телевизор.

5. Нельзя делать уроки, слушая плеер.

6. Не шуметь на уроках и переменах.

7. Больше бывайте на природе, слушайте пения птиц, шелест травы.

8. Берегите уши от всякого сильного и внезапного шума.

Во время написания работы я научилась работать с литературой, анализировать, мне удалось работать с прибором по измерению шума. Результатом моей работы стал анализ шума в школе и пути решения.



































Список литературы


1. Санников А. А., Стражинский В. Н., Куцубина Н. В. И др. Вибрация и шум технологических машин и оборудования отраслей лесного комплекса. – 2006г.

2. Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье 8-9 класс. – 2000г.

3. Диментберг Ф. М. Фролов К. В. Вибрация в технике и человеке. – 1987г.

4. Вознесенский Н. Л., Пальчун В. Т. Болезни уха, горла и носа. – 1981г.

5. Крылова Н. В., Наумец Л. В. Анатомия органов чувств. – 1991г.

6. Лупандин В. И., Сурнина О. Е. Основы сенсорной физиологи – 1994г.

7. Тейлор Р. Шум. – 1987г.

8. Артамонова В. Г., Шаталов Н. Н. Профессиональные болезни. – 2006г.

9. Андреева Е. Ц., и др. Шум ишумовая болезнь. – 1999г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!