СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по географии на тему "Использование геокэшинга в процессе изучения достопримечательностей Пензы "

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой исследовательской работе представлен вариант, как можно использовать популярные игры в вашем городе на уроках географии. Сделать уроки интересными для учеников

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по географии на тему "Использование геокэшинга в процессе изучения достопримечательностей Пензы "»

Содержание




Введение……………………………………………………………………………………......2

Глава1. Использование геокэшинга в процессе изучения достопримечательностей

Пензы ………………………………………………………………………………………..3-4

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа……………………………… ………….. 5-9

Заключение………………………………………………………………………………… ...10

Литература и источники………… ………………………………………………………….11

Приложение…………………………………………………………………………………...12




































Введение


«Знание приобретается в результате опыта»


Актуальность исследования- целью современного образования является создание условий для формирования всесторонней развитой, патриотической настроенной личности. В настоящее время идет изменение образовательного пространства в сторону «информации», поэтому особенностью современного образования является научить детей из большого информационного потока выбрать главное – существенное . Недостатком традиционной школы является отсутствие деятельности ученика. «Современный» ученик – это объект способный самостоятельно добывать знания для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Поток информации за пределами школы не прекращается, нужно использовать тот интерес, которые ученики проявляют к активным играм, исследованиям, общению друг с другом, с родителями, активное пользование интернетом. Возможно, ли все это направить в нужное русло, возможно ли соединить интерес и пользу для учеников? Поиском ответа является данная работа.

Объект исследования-памятники культуры и природного наследия города Пензы, их изучение в процессе игры геокэшинг.

Предмет исследования- игра геокэшинг, как способ развить познавательный потенциал учащихся

Цель работы- рассмотреть возможность использования игры - геокэшинг в процессе изучения достопримечательностей города Пензы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определенть исходных теоретических предпосылок для организации исследования;

  • изучить достопримечательности города Пензы при помощи игры геокэшинг;

  • сформировать и развить навыки исследовательской работы с использованием ИКТ;

  • увеличить интерес школьников к изучению своего родного края;

  • составить свой маршрутный лист;

В ходе работы использовались следующие методы:

литературный – использование материалов периодической печати, архивных документов, интернет-ресурсов;

статистическо-математический – создание таблиц, диаграмм систематизирующие данные полученные в ходе исследовательской работы;

картографический – создание карты пройденного маршрута;

Практическая значимость работы- результаты исследования могут быть использованы в качестве учебного пособия на уроках географии Пензенской области, затрагивающие темы «быт и культура Пензенской области», «город Пенза- административный центр области», а также на уроках истории.

.











Глава 1. Использование геокэшинга в изучении достопримечательностей города Пензы

В условиях активных общественных преобразований к учащимся школы предъявляются определенные требования, в которых совершенно по-новому расставляются акценты.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; 

  • отличаться мобильностью;

  • быть способны к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Информационные технологии на сегодняшний день используются повсеместно: при изготовлении цифровых фотографий, в ориентировании на местности. Учащихся привлекает идея использования информационных технологий при обработке информации с помощью современных технических средств. Одним из путей повышения мотивации к учебной деятельности, знакомству и практическому применения информационных технологий является игра-геокэшинг.

Геокэшинг – туристическая игра с использованием GPS-навигатора. Ее суть заключается в поисках тайника, который создают другие участники игры. Координаты места, где спрятан клад, игроки размещают на сайте - http://www.geocaching.su/. На нем собрана основная база тайников.

Игра- геокэшинг направлена на становление или совершенствование

  • навыков работы с геоинформационными системами, включая, использование GPS навигатора;

  • навыков коллективного взаимодействия в процессе создания общей творческой работы (презентации);

  • навыков работы с новейшими информационно-коммуникационными технологиями;

  • связи по предметам информатики, географии, краеведению, истории.

На каждую игру выбирается тема, формирующая у учащихся активную жизненную позицию и отражающая интерес школьника к вопросам современной жизни в географии, экологии, краеведении. Поставленные задачи решаются через формулирование проблемных вопросов, сформулированных как часть основополагающего вопроса данной игры.

Проведение исследования позволяет учащимся овладеть навыками использования современной цифровой техники: GPS-навигатора, фотоаппарата, компьютера и Интернет, а также всего разнообразия копировально-множительной техники. В этом плане игра готовит человека владеть современными технологиями.

Через игру геокэшинг учащиеся приобретают навыки общения с разными социальными группами населения, находят нужную информацию, решают проблемы сообща, привлекая разных людей. Это одна из важных задач образования, решаемая в ходе игры.

Общественное представление результатов учит школьников культуре общения, умению отвечать на самые неожиданные вопросы в ходе защиты результата полученного исследования. Полученный в ходе игры проект может использоваться в учебной деятельности на уроках, классных часах, т.к. результат оформлен в виде брошюры, электронной презентации или публикации.

Согласно опросу проведенному среди учащихся школы, было выявлено, что сами учащиеся высоко ценят участие в геокэшинге, проявляют интерес к игре, ее результатам, принимают активное участие в игре и представлении ее результатов в дальнейшем.

Описание игры

Геокэшинг (geocaching от греч. γεο- — Земля и англ. cache — тайник) — игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении мест, по заданным координатам или прохождение заранее заданного маршрута.

В неё можно играть группой или в одиночку. Способы проведения игры могут быть разные. В одном случае суть игры может заключаться в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них другим игрокам (можно используя Интернет). Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников.

Существуют варианты игры, когда тайник рекомендуется создавать только в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный процесс. Игроки получают множество любопытных сведений о достопримечательностях. Приветствуются тайники, где реализуется оригинальная и трудная поисковая задача.

Участнику игры прямо на точку идти не получится или получится крайне редко. Нужно двигаться только в направлении точки и присматривать за показаниями прибора, чтобы расстояние сокращалось, и стрелка была направлена вверх. Как только участник прибыл в точку (где находится задание), прибор сразу перебрасывает показания в направлении следующей точки и т.д.

В ходе игры геокэширы прячут в укромных местах конверты с заданиями (тайники), точки, нахождения которых отмечаются в GPS-навигаторах.

Задача игроков – найти точки. Каждая команда осуществляет поисковую деятельность по индивидуальному путевому листу (маршруты пересекаются лишь в некоторых точках), в котором делаются пометки о прохождении пути.

Вопросы, которые организаторы готовят командам на маршруте, следующие:

  • Вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки (исследование по заданной теме).

  • Познавательные вопросы. Например: 1. Произнести самую знаменитую фразу Шерлока Холмса. 2. Когда О Генри писал свои произведения, он имел привычку запираться на ключ. Чем это объясняется?

  • Вопросы – “метки”, веселые задания, которые передаются от одной команды к другой. Например: “Изображение надписи, сделанной на асфальте (на земле, на здании)”, “Фотография человека в красных штанах”.

Участники получают темы исследования для итоговой защиты. В течение определенного времени проводится исследование – ответ на полученное задание в соответствии с требованиями к исследовательской работе.

Время игры на местности ограничивается 3 часами, время обработки результатов и оформление исследования – до двух недель, в течение которых можно проводить социологические исследования, обращаться к различным источникам (библиотека, Интернет, консультации специалистов и др.) и оформлять исследование в одной из программ Microsoft office: Word, Publisher, PowerPoint).



Глава 2. Опытно-экспериментальная задача

Исходя из цели и задач исследования, мною была проведена опытно-экспериментальная работа. В первую очередь, мы решил опросить учеников своей школы, 8-9 классы, с целью погружения в данную тематику.

  1. Понравилась ли вам игра геокэшинг?

Анализ диаграммы показал следующий результат: 82% учащихся ответили да ,11% ответили нет , 7% - затруднились ответить.

  1. Какие навыки Вы приобрели в процессе разгадывания тайников?


Анализ диаграммы показал следующие результаты:25% одноклассников научились мыслить логически, 21% - научились структурировать материал, 43% научились анализировать, а также делать выводы и умозаключения, 7% научились выдвигать гипотезы, 4% одноклассников получили навыки и умения доказывать и защищать свои идеи.

  1. Пригодились ли Вам в жизни полученные навыки, которые Вы получили при разгадывании тайников геокэшинга?

Анализ диаграмм показал следующий результат:

81% -одноклассников ответили да, 9 % - ответили нет, 10 % - затруднились в ответе. Это говорит о высокой практической значимости таких заданий.

Опрос педагогов показал следующие результаты:

- ученики стали больше думать логически, следовательно вырос уровень логического мышления ;

- детям нравится играть в геокэшинг, увеличился интерес к изучению истории и природы города;

- ответы учащихся стали более оригинальными, осмысленными;

- учащиеся научились отстаивать свое мнение;

- ребята научились работать в команде, слышать друг друга и помогать друг другу.

На основе анализа опроса одноклассников и учителей, мы пришли к выводу, что такие игры, несомненно, играют важную роль в образовательном процессе. Они развивают множество умений и навыков, увеличивается интерес к предмету.

Для нашего города мы решили составить свой маршрут такой игры, взяв за основу памятники культуры и природного наследия нашего города.

В первую очередь мы ограничили зону действия игры одним районом города. Далее, ограничиваясь, данной зоной мы выбрали 10 памятников культуры. Дали каждому историческое описание, нашли географические координаты и придумали задания, которые должны будут выполнить учащиеся на контрольной точке.

Первый символ – «Памятник Первопоселенцу»

Скульптурная композиция «Первопоселенец» — памятник, посвящённый основателям и первым жителям города Пензы. Монумент символизирует два начала в судьбе первопоселенцев Пензы — оборону юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников во второй половине XVII века и крестьянский труд. Является одним из наиболее известных и узнаваемых символов города. Установлен в исторической части города, напротив остатков оборонительного вала городской крепости XVII века

Открыт 8 сентября 1980 года в память 600-летия Куликовской битвы. Является объектом культурного наследия регионального значения (1983 г.)

Географические координаты: N53°11.00 E450 00.590

Задание: Запишите фразу, написанную у подножия памятника.

Второй символ – Оборонительный вал.

Напротив памятника «Первопоселенец», на остатках оборонительного земляного вала крепости, частично восстановлен крепостной частокол. Перед частоколом, на месте, где в XVII веке находилась угловая башня крепости, установлена символическая деревянная звонница с чугунной мортирой. У подножия звонницы, под мортирой установлена мемориальная доска с надписью: «Оборонительный вал города Пензы сооружен в 1663 г.»
Памятник «Первопоселенец», звонница с мортирой и остатки земляного оборонительного вала с частоколом образуют единый мемориальный комплекс.

Географические координаты: N530 10.957 E450 00.912

Задание: Подсчитайте количество звеньев у чугунной мортиры.

Третий символ – Часы с кукушкой.

Часы «Кукушка» были возведены в 1974 году на Фонтанной площади, в центральном парке. Благодаря инициативе администрации, в 50-х годах памятник был установлен в честь работников Сердобского часового завода.

Монумент представляет собой башню высотой 8 метров с фигурками животных, часовым механизмом и крышей, возвышающейся на стеклянных столбах.

Географические координаты: N530 11.445 E450 00.992

Задание: Перечислите все виды животных, изображенных на башне.

Четвертый символ- Дама с собачкой

Пензенская дама с собачкой является собирательным образом все тех местных женщин, в разные времена управлявших и владевших домом, возле которого сейчас установлена данная архитектурная композиция. Во время проведения реставрационных работ этой усадьбы было решено увековечить образ созидательницы дома. Согласно с историческими документами, первый камень в фундаменте этого здания, являющегося сегодня памятником деревянного зодчества, заложила именно женщина. В период с 1884 по 1899 года эта усадьба находилась во владении Марии-Елизаветы Гофмейстер – жены местного коллежского регистратора. Именно она по купчей передала этот дом жене знаменитого лекаря Ольге Копыловой. 
К сожалению, до наших времен не сохранилось ни одной фотографии этих женщин, поэтому, поэтому скульптор В. Кузнецов, работавший над созданием этого памятника, создавал образ, доверившись своей интуиции. Ну а собачку даме добавили для завершения композиции. 

Географические координаты: N53º11.266 E45º00.721

Задание: какое количество фонарей справа от памятника?

Пятый символ- Памятник В. О. Ключевскому

Памятник В. О. Ключевскому — памятник в г. Пензе перед Пензенским колледжем культуры и искусств. Один из двух памятников в России и мире, увековечивших выдающегося русского историка, академика Петербургской Академии наук Василия Осиповича Ключевского (1841—1911) (наряду с бюстом в селе Воскресеновка Пензенского района Пензенской области).

Открыт 11 октября 2008 года. В открытии памятника принимали участие губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв, депутат Государственной Думы Российской Федерации Михаил Питкевич и ученики средней школы села Воскресеновка Пензенского района Пензенской области (родины В. О. Ключевского), которая носит его имя.

Памятник представляет собой бронзовую статую, установленную на сборном постаменте.

Автор памятника — скульптор Валерий Кузнецов.

Географические координаты: N 53°1156 E 45°0041

Задание: Прочитать, что написано на мемориальной доске и записать.

Шестой символ – Памятник ювелиру.

Идея установить памятник ювелиру принадлежит жителю Пензы - Максиму Ломоносову, который хотел посвятить его своему деду Владимиру Ломоносову, в прошлом известному пензенскому ювелиру. Эта идея понравилась пензенскому скульптору Герману Феоктистову, который вначале отлил её в виде бронзовой миниатюры. Эскиз был одобрен: с инициативой установки памятника в рамках благоустройства Московской улицы выступило управление архитектуры и градостроительства, поддержанное администрацией города Пензы. В итоге памятник было решено отлить из бронзы в человеческий рост за счёт средств, пожертвованных Максимом Ломоносовым. В работе над памятником участвовал также другой скульптор из Пензы Валерий Кузнецов. Сама скульптурная композиция была отлита в Смоленске.

Скульптурная композиция была установлена в пешеходной зоне Московской улицы рядом с бывшим магазином «Жемчуг». Памятник изображает собирательный облик ювелира и не похож на своего прототипа. Он представляет собой сидящего на стуле ювелира в одежде XIX в., внимательно рассматривающего кольцо в руке. На столике перед ним стакан, за столиком изображена фигура кота.

Памятник был открыт 12 сентября 2013 г. в честь празднования 350-летия со дня основания города Пензы.

Памятник сразу же приобрёл свои легенды. Согласно одной из них, если продеть палец в кольцо, непременно встретишь свою вторую половинку, согласно другой легенде надо посмотреть сквозь кольцо в глаз ювелиру, потереть его ботинок и загадать желание, которое непременно сбудется. Так это или не так — история умалчивает, но кольцо и указательный палец скульптуры до блеска отполированы прикосновениями прохожих. Памятник также является излюбленным местом для фотографирования на память.

Географические координаты: N530 11.763 E450 1.050

Задание: Что написано на листе бумаге, который лежит на столике, рядом с фигурой кота.

Седьмой символ – Площадь Ленина, памятник В.И.Ленину.

Памятник В.И. Ленину был открыт 6 ноября 1959 года. Авторами его стали народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, скульптор Е.В. Вучетич и известный архитектор Н.Ф. Бровкин. Постамент представляет собой четырехгранный пилон из серого полированного гранита, установленной на квадратной площадке - базе. В средней части она окантована бронзовым горельефным изображением гирлянды из дубовых листьев, перевязанных лентой. В месте перехода к пилону имеется бронзовый рельефный пояс с изображением из колосьев. Постамент стоит на возвышении из насыпного грунта, покрытый дерном и опоясанный подпорной гранитной стенкой высотой 40 см, которую делят на 3 равные части гранитные тумбы. Лаконичный и одновременно динамичный силуэт памятника хорошо читается на фоне фасада пятиэтажного здания Правительства Пензенской области, а с боковых и более близких точек – на фоне неба. Скульптор исполнил фигуру крупными массами и объемами, стремясь придать ей особую монументальность. В целом памятник производит весьма внушительное впечатление, чему в значительной мере способствует удачная архитектурная привязка к месту и решение постамента.

Географические координаты: N530 11.719 E450 01.103

Задание: Узнайте в какой день был открыт памятник.

Восьмой символ – Дом Мейерхольда

ГБУК Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» — государственный музей-театр в Пензе, в доме, в котором в 1881—1895 гг. жил Карл Мейерхольд. В экспозиции музея представлены жизнь и творчество В. Э. Мейер­хольда. Приоритетным направлением деятельности центра является создание экспериментальных спектаклей, в основе которых лежат научные разработки творческого наследия В. Э. Мейерхольда. По статусу — государственное бюджетное учреждение культуры.

Открыт 24 февраля 1984 года.

Географические координаты: N 530194645 E 450 014452

Задание: Запишите дату рождения Карла Мейерхольда

Девятый символ- Спасский собор

Спасский Кафедральный собор — бывший православный кафедральный собор в Пензе. Собор в стиле русского классицизма располагался на Соборной площади (ныне Советская площадь) города. Собор был взорван в 1934 г. В 2011 г. начаты работы по воссозданию собора на прежнем месте.

Географические координаты: N 53°11.1  E 45°0.48

Задание: Узнать когда началось строительство первого собора.

Десятый символ – Монумент Росток.

Там, где улица Славы «выходит» на набережную реки Суры, высится один из самых, пожалуй, известных монументов города. Посвящен он трудовому и воинскому подвигу народа. Вертикальный металлический обелиск, в стилизованной форме, изображает пробивающийся к свету росток. А в горизонтальной гранитной стеле в 1967 и 1977 годах замурованы письма потомкам. Обелиск изготовлен из нержавеющей стали, его высота – 25 метров 1967 году. Рядом с ним находится стела из карельского гранита с замурованным в нее, в 1967 году, письмом потомкам. Монумент «Росток» взметнулся над рекой Сурой в год 50-летия Октября. Пензенцы сразу дали точное название обелиску - «Росток», отражающий непрерывный рост России и Пензы. В день торжественного открытия памятника - 6 ноября 1967 года представители трех поколений пензенцев заложили в памятную стелу возле «Ростка» капсулу с письмом потомкам. Проект памятника был разработан пензенским художником Альфредом Альфредовичем Оя. Обелиск был изготовлен на заводе «Пензхиммаш» и установлен на фундаменте из табро-диадаза, специально привезенного из Карелии. Авторы проекта: художник А. А. Оя, скульптор А. А. Фомин, архитектор Л. Д. Иофан.

Географические координаты: N 53°15.4 E 45°7.5

Задание: Запишите год вскрытия письма потомкам, замурованного в стелу.

Описав каждый памятник мы создали маршрутный лист и назвали его «Символы г.Пензы»

Зона действия игры может устанавливаться самостоятельно. Можно изучать отдельные районы города, либо задействовать весь город в целом, это будет зависть от выбранной темы , поставленных целей и задач.





Заключение

Исходя из поставленной цели и задач, нам удалось достигнуть следующих результатов:

  • Мы изучили роль геокэшинга в изучении родного города Пензы, поняли, что геокэшинг играет большую роль в развитии познавательных способностей. Лишь через постижение знаний и самостоятельного их добывания, мы – ученики, сможем достигнуть истины в том или ином вопросе.

  • В процессе творческого эксперимента мы удостоверились, что эффективность применяемых технологий очень высока.

  • Геокэшинг способствуют:

  • думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания);

  • активно познавать современный мир;

  • развивать творческое мышление;

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • практически мыслить;

  • генерировать новые идеи;

  • грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности).

На основе изученной информации, мы создали свой маршрут игры «Символы Пензы» на краеведческую тематику, которые в дальнейшем педагоги могли бы использовать на своих уроках.

























Литература и источники


1. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении – М., 1990.

2. А. Ф. Дергачев. Очерки истории Пензенского края. С древнейших времен до конца XIX века. //Приволжское кн. изд., Пензенское отделение, – Пенза, 1973.

3. Курицын И.И., Марденский Н.А. География Пензенской области. //Приволж кн. изд-во. Пенз отд-ние, Саратов, 1991.

4. Хлыстов И.А. Сурская новь. //Советская Россия. –М., 1986.

5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии. 1993. № 2.

6. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. – Челябинск, 2000.

7. Краеведение : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. А. Никонова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

8. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.geocaching.su/ (08.01.2018)

9. Электронный ресурс: режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (06.01.2018)

10. Электронный ресурс: режим доступа: http://letopisi.ru/index.php/ (03.01.2018)































Приложение


Маршрутный лист

Координаты

Задание

1. N53°11.00 E450 00.590


Посчитайте количество гербовых символов вокруг памятника; запишите фразу, написанную у подножия памятника.


2. N530 10.957 E450 00.912


Подсчитайте количество звеньев у чугунной мортиры.


3. N530 11.445 E450 00.992

Перечислите все виды животных, изображенных на постаменте.


4. N53º11.266 E45º00.721

Сфотографировать одну из картин.


5. N 53°11.56 E 45°00.41

Прочитать, что написано на мемориальной доске и записать.


6. N530 11.763 E450 1.050

Что написано на листе бумаги, который лежит на столике, рядом с фигурой кота.


7. N530 11.719 E450 01.103

Сложите дату установки памятника


8. N 530194645 E 450 014452

Запишите дату рождения Карла Мейерхольда


9. N 53°11.1 E 45°0.48

Узнать когда началось строительство первого собора.


10. N 53°15.4 E 45°7.5

Запишите год вскрытия письма потомкам, замурованного в стелу.




0



Скачать

© 2018, 570 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!