Полное наименование темы работы | Чулымцы - исчезающий тюркский народ |
Номинация | Моя малая Родина |
Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов) | Виссарионова Дарья Николаевна, Виссарионова Мария Николаевна, Рябинина Диана Сергеевна, Ханнанова Алсу Рафиковна |
Фото автора (коллектива авторов) Размером 5 x 4 см |  |
Территория (район, город), населенный пункт | Бирилюсский район, село Арефьево |
Наименование образовательной организации (в соответствии с уставом) | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Арефьевская основная общеобразовательная школа» |
Класс | 5 |
Место выполнения | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Арефьевская основная общеобразовательная школа» |
Руководитель (ФИО, должность) | Гилязева Минзифа Мухамедзяновна, учитель географии |
e-mail, контактный телефон | mnp17@mail.ru, 89069118620 |
Содержание
I.Введение
Цели и задачи 3
II.Основная часть
2.1. Чулымцы - коренной народ 3-4
2.2. Расселение и численность чулымцев 4-6
2.3. Хозяйство и быт 6-8
2.4. Исследования в области диалектов и говоров чулымцев 8
2.5. Чулымцы в наши дни 9
2.6. Культурное наследие 9
2.7. Проблемы и тенденции 10
III. Заключение
3.1. Выводы 11
I. Введение
Проблема
Когда-то в III веке до нашей эры ученый из Древней Греции Эратосфен написал книгу. В ней рассказывалось о природе и народах стран, проживающих на берегах Средиземного моря. Он также дал название науки «география» в переводе с греческого – значит «землеописание».
Проживая на территории Арефьевского сельского
поселения, близ реки Чулым мы не знаем, какие народы заселяли эти места в далеком прошлом. Мы заинтересовались этим вопросом. Так какие же люди проживали на этой территории? Чем занимались? Чем славились?
Актуальность
Маленькие народы, живущие рядом с большими, обычно сливаются с последними, воспринимая их культуру, язык и самосознание – происходит активная ассимиляция людей разных культур.
К сожалению, многие народности постепенно исчезают с лица Земли.
Цель нашей работы: повышение интереса к историческим корням своей малой Родины
для решения этой цели мы поставили следующие задачи
изучить литературу по теме;
выяснить места расселение и численность народа;
узнать о традициях, обычаях;
сделать выводы;
оформить работу
оформить альбом «Чулымцы - исчезающий тюркский народ» для Краеведческого музея села Новобирилюссы
II. Основная часть
2.1. Чулымцы – коренной народ
Мы выяснили, что при распаде последних осколков Золотой орды, в составе Сибирского царства – Белой орды под правлением ханов Едигера и Бек-Булата в 1555 году чулымцы среднего и нижнего течения реки Чулым добровольно вошли в состав Московского Царства.
В 1621 году для сбора ясака с чулымских татар на полпути между Томском и Енисейском был построен Мелецкий острог, в котором числилось на службе 30 казаков. Эта крепость возводилась специально для защиты чулымского князьца Мелеца и его народа, мелессцев.
Первые поселения тюрков – чулымцев в Западной Сибири датируются не ранее 1200 года нашей эры. Изучив литературу по теме, мы узнали, что предками чулымцев были тунгусы и самодийцы.
Тунгусы – народ тунгусского племени. Разделяются по образу жизни на оседлых и бродячих. Сильно обрусели, занимаются земледелием и скотоводством. Самодийцы на Север пришли с юга Сибири.

Они принесли с собой язык, который был воспринят аборигенами.
Первые поселения тюрков – чулымцев в Западной Сибири датируются не ранее 1200 года нашей эры. Основной чулымский этнос сложился в 16-17 веках, что явилось результатом смешения тюркоязычных племен, вытеснения этих этнических групп из северных и северо-восточных районов современного Китая и Монголии.
2.2. Расселение и численность чулымцев
Следует отметить, что Чулым являлся частью северной ветви торговых путей между Китаем и Европой. В результате этого и других миграционных процессов к моменту заселения Чулыма новым народом, здесь продолжали обитать потомки фино-угорских народов и их смешений: кержаки, селькупы, остяки, ханты. Нет сведений о столкновении этих племен с прочулымцами.
Заселение бассейна реки Чулым происходило, вероятно, достаточно мирно.
Исследователь Дульсон А. П. говорит о трех волнах тюркизации Чулыма.
- начиная с 7 – 8 вв.: в верховьях Чулыма (и далее будет происходить тюркизация вниз по течению этой реки);
-12– 13 вв.: с юга по притокам, прежде всего по реке Кие (время, когда чулымцы становятся доминирующим народом на Чулыме, на просторах от реки Итатки до левобережья Среднего Енисея);
- не позднее 15 в. (вероятно и ранее), было заселено нижнее течение реки Чулым
К 1700 году острог был разграблен киргизами, от него началось заселение русскими прилегающих земель. В 1770 году группа пашенных крестьян, перебравшись в Сибирь из Центральной России, дойдя до среднего течения реки Чулым, у озера, названного татарами Бири - Люссы, основало деревню Бирилюсскую. Вместе с ними сюда переселились и стронутые с места инородцы-татары, которые стали именоваться чулымцами. С русскими на эти Земли пришло и православие. В 1720 году происходит крещение чулымцев в православную веру.
В наше время чулымцы проживают в бассейне реки Чулым (приток Оби, от названия которого происходит и название этноса) – в ее среднем и нижнем течении, а также вдоль притоков Чулыма: рек Яя и Кия. В 1980 году, по оценке, чулымцы насчитывали около 750 человек. Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в деревне Пасечное и селе Чиндат.
Численность село Тегульдет – 250 человек; деревня Пасечное – 115.
2.3. Хозяйство и быт
Свои поселения чулымцы создавали на берегах рек и озер, что было обусловлено важной ролью рыболовства в их жизни. Рыбу они ловили неводами, сетями, острогами, ловушками. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойбища.
Чулымцы хорошо умели обрабатывать дерево, из которого они вырезали чашки. Миски, ложки, долбили лодки и ступы, изготавливали нарты, лыжи, луки и самострелы. В их быту широко употреблялась разнообразная посуда из бересты: из нее также делали ларцы, колчаны, футляры для ножей.

Первоначально чулымцы жили родовыми общинами, которые в 17-18 веках сменили территориально-соседские общины. Женщины и мужчины у чулымцев традиционно были равноправны. Традиционное жилище чулымцев представляло собой землянки, срубные полуземлянки; в качестве временного жилища использовался чум.
Национальная одежда чулымцев состояла из рубахи и штанов.
Штаны первоначально изготавливали из налимьих шкурок.
В зимнее время верхней одеждой у женщин служили беличьи или лисьи шубы с шелковым покрытием, у мужчин тулупы, шубы или дохи из козьих, оленьих или лосиных шкур. Ноги чулымцы обували в мягкие унты из козлиной кожи, кожаные сапоги; летом они нередко ходили босиком. В 18-19 веках традиционная одежда у чулымцев вытесняется русской.
Основу традиционной пищи чулымцев составляли рыба, дичь и дикие растения. Рыбу вялили, сушили, коптили. До конца XIX в. заквашивали на зиму в яме ячмень, сарану и другие растения.
В прошлом у чулымцев были распространены шаманизм, тотемизм и поклонение изображениям духов, которые считались хозяевами природы, а также родовыми, семейными и личными покровителями.
2.4. Исследования в области диалектов и говоров чулымцев
По новой классификации нижнечулымское наречие относится к североалтайской группе западнотюркской ветви языков, а среднечулымское наречие – к хакасской группе восточнотюркской ветви языков. В начале 21 века нижнечулымское наречие уже исчезло. Среднечулымское наречие распространено вверх по течению Чулыма от деревни Перевоз Зырянского района на крайнем востоке Томской области (Тегульдетский район) и в прилегающих районах Красноярского края. В составе диалекта выделяют два говора – тутальский (село Тегульдет) и мелетский (деревня Пасечное Тюхтетского района Красноярского края).
Чулымский язык бесписьменный, функционирует только в сфере бытового общения, в школах никогда не преподавался. В 2006 году житель деревни Пасечное А.Ф.Кондияков организовал кружок по изучению чулымского языка. Функционировал недолго. Совместными усилиями был создан букварь и глоссарий.
По переписи 2002 года чулымским языком владели 113 человек, а в 2010 году только 44 человека. Лингвисты утверждают, что около дюжины чулымцев способны говорить на родном языке, около тридцати понимают чулымскую речь, но сами по-чулымски не говорят.
Наблюдается тенденция уменьшения числа говорящих на чулымском языке, по праву внесенного ЮНЕСКО в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения».
2.5. Чулымцы в наши дни
За прошедшие между двумя проведенными В.П. Кривоноговым исследованиями (1986-1996гг.) в этнонимах и этническом самосознании чулымцев произошли существенные изменения. За эти годы стала «модной» национальная тема, ей стали уделять внимание местная пресса, появились публикации краеведов. А к середине 1990-х годов обозначилось сильное движение к утверждению местной самобытности, особых местных интересов и стала активно вестись пропаганда признания местных жителей особым этносом. Для его названия был предложен этноним «чулымцы».
В 2001 году чулымцы были признаны самостоятельным этносом и включены в единый перечень Российской федерации малочисленных народов севера.

В мае 2006 г. чулымцы стали соучредителями Палаты коренных малочисленных народов Гражданской ассамблеи Красноярского края
2.6. Культурное наследие
Попытки по сохранению своих традиций привели к тому, что удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи.
В сентябре 2005 г. в Пасечном впервые прошел национальный праздник Тумпайрам, включавший национальный вид спорта — гонки на лодках-обласках.
Традиционный фольклор сохранился слабо.
2.7. Проблемы и тенденции
Российская Федерация многонациональное государство, органы государственной власти заинтересованы в сохранении и развитии культурного многообразия в стране:
создаются благоприятные условия для жизни;
оказывается финансовая помощь чулымцам, продолжающим вести традиционный образ жизни;
Несмотря на это, существуют проблемы чулымского этноса, которые были выделены в 2010-2014 гг. в результате полевых исследований:
утрата большинства национальных традиций в 1980-90-е годы. Нынешнее поколение воспитывалось как советские люди без какого-либо национального самоопределение;
иждивенческое настроение: ожидание помощи от государства;
безработица: отсутствие предприятий, (рабочих) мест;
плохое транспортное сообщение с центром (бездорожье, выделен только один автобус);
слабое образование: на три деревни – одна школа до 9 класса;
слабое здравоохранение, проблемы со здоровьем у всего населения.
У большинства чулымцев только школьное образование и повышать они его не стремятся. Все это и привело к тому, что
происходит уменьшение числа говорящих на чулымском языке;
молодежь неохотно относит себя к чулымскому этносу, к занятию сельскохозяйственным трудом и рыбалке как способу жизни;
прогноз говорит о том, что в 2040 году чулымский язык исчезнет в результате этнорегресса
III. Заключение.
Предками чулымцев являются тунгусы и самолийцы;
Проживают чулымцы в Томской области село Тегульдет, в Красноярском крае село Пасечное и Чиндат;
Численность малого коренного народа «чулымцы» постепенно уменьшается, а сам этнос находится на грани исчезновения ;
Оформлен альбом для Краеведческого музея в село Новобирилюссы «Чулымцы – исчезающий тюркский народ»

Используемая литература:
1. Межэтнические связи Приенисейского региона,
Ч. 1, 1609-1916гг., Красноярск, 2007г.;
2. Н.Ф. Шкарев. Русская история. Летопись городов и селений Приенисейского края. – Красноярск: Сибирские промыслы, 2016. – 336с.;
3. Н.П. Макаров, М.С. Баташев. История и культура народов Севера Приенисейского края: Учебное пособие / Н. П. Макаров. Красноярск:
ООО ИПЦ «КаСС», 2007. – 240 с.
Глоссарий
Коренные народы – народы, которые обитают на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест.
Ассимиляция – это потеря большей части социума своих отличительных черт и их замена на позаимствованные.
Кыштак – срубная землянка.
Одыг – землянка.
Суок – родовая община.
Йон – соседская община
10