СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме"Чулымцы - исчезающий тюркский народ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

    Маленькие народы, живущие рядом с большими, обычно сливаются с последними, воспринимая их культуру, язык и самосознание – происходит активная ассимиляция людей разных культур.

К сожалению, многие народности постепенно исчезают с лица Земли.

Цель нашей работы: повышение интереса к историческим корням своей малой Родины

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме"Чулымцы - исчезающий тюркский народ"»

Полное наименование темы работы


Чулымцы - исчезающий тюркский народ


Номинация


Моя малая Родина

Фамилия, имя, отчество автора

(коллектива авторов)

Виссарионова Дарья Николаевна,

Виссарионова Мария Николаевна,

Рябинина Диана Сергеевна,

Ханнанова Алсу Рафиковна


Фото автора (коллектива авторов)

Размером 5 x 4 см



Территория (район, город), населенный

пункт


Бирилюсский район, село Арефьево


Наименование образовательной организации

(в соответствии с уставом)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Арефьевская основная общеобразовательная школа»


Класс



5

Место выполнения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Арефьевская основная общеобразовательная школа»


Руководитель (ФИО, должность)

Гилязева Минзифа Мухамедзяновна, учитель географии


e-mail, контактный телефон



mnp17@mail.ru, 89069118620



Содержание





I.Введение

Цели и задачи 3

II.Основная часть

2.1. Чулымцы - коренной народ 3-4

2.2. Расселение и численность чулымцев 4-6

2.3. Хозяйство и быт 6-8

2.4. Исследования в области диалектов и говоров чулымцев 8

2.5. Чулымцы в наши дни 9

2.6. Культурное наследие 9

2.7. Проблемы и тенденции 10

III. Заключение

3.1. Выводы 11













I. Введение

Проблема

Когда-то в III веке до нашей эры ученый из Древней Греции Эратосфен написал книгу. В ней рассказывалось о природе и народах стран, проживающих на берегах Средиземного моря. Он также дал название науки «география» в переводе с греческого – значит «землеописание».

Проживая на территории Арефьевского сельского

поселения, близ реки Чулым мы не знаем, какие народы заселяли эти места в далеком прошлом. Мы заинтересовались этим вопросом. Так какие же люди проживали на этой территории? Чем занимались? Чем славились?

Актуальность

Маленькие народы, живущие рядом с большими, обычно сливаются с последними, воспринимая их культуру, язык и самосознание – происходит активная ассимиляция людей разных культур.

К сожалению, многие народности постепенно исчезают с лица Земли.

Цель нашей работы: повышение интереса к историческим корням своей малой Родины

для решения этой цели мы поставили следующие задачи

  • изучить литературу по теме;

  • выяснить места расселение и численность народа;

  • узнать о традициях, обычаях;

  • сделать выводы;

  • оформить работу

  • оформить альбом «Чулымцы - исчезающий тюркский народ» для Краеведческого музея села Новобирилюссы

II. Основная часть

2.1. Чулымцы – коренной народ

Мы выяснили, что при распаде последних осколков Золотой орды, в составе Сибирского царства – Белой орды под правлением ханов Едигера и Бек-Булата в 1555 году чулымцы среднего и нижнего течения реки Чулым добровольно вошли в состав Московского Царства.

В 1621 году для сбора ясака с чулымских татар на полпути между Томском и Енисейском был построен Мелецкий острог, в котором числилось на службе 30 казаков. Эта крепость возводилась специально для защиты чулымского князьца Мелеца и его народа, мелессцев.

Первые поселения тюрков – чулымцев в Западной Сибири датируются не ранее 1200 года нашей эры. Изучив литературу по теме, мы узнали, что предками чулымцев были тунгусы и самодийцы.

Тунгусы – народ тунгусского племени. Разделяются по образу жизни на оседлых и бродячих. Сильно обрусели, занимаются земледелием и скотоводством. Самодийцы на Север пришли с юга Сибири.

Они принесли с собой язык, который был воспринят аборигенами.

Первые поселения тюрков – чулымцев в Западной Сибири датируются не ранее 1200 года нашей эры. Основной чулымский этнос сложился в 16-17 веках, что явилось результатом смешения тюркоязычных племен, вытеснения этих этнических групп из северных и северо-восточных районов современного Китая и Монголии.

2.2. Расселение и численность чулымцев

Следует отметить, что Чулым являлся частью северной ветви торговых путей между Китаем и Европой. В результате этого и других миграционных процессов к моменту заселения Чулыма новым народом, здесь продолжали обитать потомки фино-угорских народов и их смешений: кержаки, селькупы, остяки, ханты. Нет сведений о столкновении этих племен с прочулымцами.

Заселение бассейна реки Чулым происходило, вероятно, достаточно мирно.

Исследователь Дульсон А. П. говорит о трех волнах тюркизации Чулыма.

- начиная с 7 – 8 вв.: в верховьях Чулыма (и далее будет происходить тюркизация вниз по течению этой реки);

-12– 13 вв.: с юга по притокам, прежде всего по реке Кие (время, когда чулымцы становятся доминирующим народом на Чулыме, на просторах от реки Итатки до левобережья Среднего Енисея);

- не позднее 15 в. (вероятно и ранее), было заселено нижнее течение реки Чулым

К 1700 году острог был разграблен киргизами, от него началось заселение русскими прилегающих земель. В 1770 году группа пашенных крестьян, перебравшись в Сибирь из Центральной России, дойдя до среднего течения реки Чулым, у озера, названного татарами Бири - Люссы, основало деревню Бирилюсскую. Вместе с ними сюда переселились и стронутые с места инородцы-татары, которые стали именоваться чулымцами. С русскими на эти Земли пришло и православие. В 1720 году происходит крещение чулымцев в православную веру.

В наше время чулымцы проживают в бассейне реки Чулым (приток Оби, от названия которого происходит и название этноса) – в ее среднем и нижнем течении, а также вдоль притоков Чулыма: рек Яя и Кия. В 1980 году, по оценке, чулымцы насчитывали около 750 человек. Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в деревне Пасечное и селе Чиндат.

Численность село Тегульдет – 250 человек; деревня Пасечное – 115.

2.3. Хозяйство и быт

Свои поселения чулымцы создавали на берегах рек и озер, что было обусловлено важной ролью рыболовства в их жизни. Рыбу они ловили неводами, сетями, острогами, ловушками. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойбища.

Чулымцы хорошо умели обрабатывать дерево, из которого они вырезали чашки. Миски, ложки, долбили лодки и ступы, изготавливали нарты, лыжи, луки и самострелы. В их быту широко употреблялась разнообразная посуда из бересты: из нее также делали ларцы, колчаны, футляры для ножей.

Первоначально чулымцы жили родовыми общинами, которые в 17-18 веках сменили территориально-соседские общины. Женщины и мужчины у чулымцев традиционно были равноправны. Традиционное жилище чулымцев представляло собой землянки, срубные полуземлянки; в качестве временного жилища использовался чум.

Национальная одежда чулымцев состояла из рубахи и штанов.

Штаны первоначально изготавливали из налимьих шкурок.

В зимнее время верхней одеждой у женщин служили беличьи или лисьи шубы с шелковым покрытием, у мужчин тулупы, шубы или дохи из козьих, оленьих или лосиных шкур. Ноги чулымцы обували в мягкие унты из козлиной кожи, кожаные сапоги; летом они нередко ходили босиком. В 18-19 веках традиционная одежда у чулымцев вытесняется русской.

Основу традиционной пищи чулымцев составляли рыба, дичь и дикие растения. Рыбу вялили, сушили, коптили. До конца XIX в. заквашивали на зиму в яме ячмень, сарану и другие растения.

В прошлом у чулымцев были распространены шаманизм, тотемизм и поклонение изображениям духов, которые считались хозяевами природы, а также родовыми, семейными и личными покровителями.

2.4. Исследования в области диалектов и говоров чулымцев

По новой классификации нижнечулымское наречие относится к североалтайской группе западнотюркской ветви языков, а среднечулымское наречие – к хакасской группе восточнотюркской ветви языков. В начале 21 века нижнечулымское наречие уже исчезло. Среднечулымское наречие распространено вверх по течению Чулыма от деревни Перевоз Зырянского района на крайнем востоке Томской области (Тегульдетский район) и в прилегающих районах Красноярского края. В составе диалекта выделяют два говора – тутальский (село Тегульдет) и мелетский (деревня Пасечное Тюхтетского района Красноярского края).

Чулымский язык бесписьменный, функционирует только в сфере бытового общения, в школах никогда не преподавался. В 2006 году житель деревни Пасечное А.Ф.Кондияков организовал кружок по изучению чулымского языка. Функционировал недолго. Совместными усилиями был создан букварь и глоссарий.

По переписи 2002 года чулымским языком владели 113 человек, а в 2010 году только 44 человека. Лингвисты утверждают, что около дюжины чулымцев способны говорить на родном языке, около тридцати понимают чулымскую речь, но сами по-чулымски не говорят.

Наблюдается тенденция уменьшения числа говорящих на чулымском языке, по праву внесенного ЮНЕСКО в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения».

2.5. Чулымцы в наши дни

За прошедшие между двумя проведенными В.П. Кривоноговым исследованиями (1986-1996гг.) в этнонимах и этническом самосознании чулымцев произошли существенные изменения. За эти годы стала «модной» национальная тема, ей стали уделять внимание местная пресса, появились публикации краеведов. А к середине 1990-х годов обозначилось сильное движение к утверждению местной самобытности, особых местных интересов и стала активно вестись пропаганда признания местных жителей особым этносом. Для его названия был предложен этноним «чулымцы».

В 2001 году чулымцы были признаны самостоятельным этносом и включены в единый перечень Российской федерации малочисленных народов севера.

В мае 2006 г. чулымцы стали соучредителями Палаты коренных малочисленных народов Гражданской ассамблеи Красноярского края

2.6. Культурное наследие

Попытки по сохранению своих традиций привели к тому, что удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи.

В сентябре 2005 г. в Пасечном впервые прошел национальный праздник Тумпайрам, включавший национальный вид спорта — гонки на лодках-обласках.

Традиционный фольклор сохранился слабо.

2.7. Проблемы и тенденции

Российская Федерация многонациональное государство, органы государственной власти заинтересованы в сохранении и развитии культурного многообразия в стране:

  • создаются благоприятные условия для жизни;

  • оказывается финансовая помощь чулымцам, продолжающим вести традиционный образ жизни;

Несмотря на это, существуют проблемы чулымского этноса, которые были выделены в 2010-2014 гг. в результате полевых исследований:

  • утрата большинства национальных традиций в 1980-90-е годы. Нынешнее поколение воспитывалось как советские люди без какого-либо национального самоопределение;

  • иждивенческое настроение: ожидание помощи от государства;

  • безработица: отсутствие предприятий, (рабочих) мест;

  • плохое транспортное сообщение с центром (бездорожье, выделен только один автобус);

  • слабое образование: на три деревни – одна школа до 9 класса;

  • слабое здравоохранение, проблемы со здоровьем у всего населения.

У большинства чулымцев только школьное образование и повышать они его не стремятся. Все это и привело к тому, что

  • происходит уменьшение числа говорящих на чулымском языке;

  • молодежь неохотно относит себя к чулымскому этносу, к занятию сельскохозяйственным трудом и рыбалке как способу жизни;

  • прогноз говорит о том, что в 2040 году чулымский язык исчезнет в результате этнорегресса

III. Заключение.

  • Предками чулымцев являются тунгусы и самолийцы;

  • Проживают чулымцы в Томской области село Тегульдет, в Красноярском крае село Пасечное и Чиндат;

  • Численность малого коренного народа «чулымцы» постепенно уменьшается, а сам этнос находится на грани исчезновения ;

  • Оформлен альбом для Краеведческого музея в село Новобирилюссы «Чулымцы – исчезающий тюркский народ»


Используемая литература:

1. Межэтнические связи Приенисейского региона,

Ч. 1, 1609-1916гг., Красноярск, 2007г.;

2. Н.Ф. Шкарев. Русская история. Летопись городов и селений Приенисейского края. – Красноярск: Сибирские промыслы, 2016. – 336с.;

3. Н.П. Макаров, М.С. Баташев. История и культура народов Севера Приенисейского края: Учебное пособие / Н. П. Макаров. Красноярск:

ООО ИПЦ «КаСС», 2007. – 240 с.

Глоссарий

Коренные народы – народы, которые обитают на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест.

Ассимиляция – это потеря большей части социума своих отличительных черт и их замена на позаимствованные.

Кыштак – срубная землянка.

Одыг – землянка.

Суок – родовая община.

Йон – соседская община


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!