СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: "Фитонцидные свойства комнатных растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не имея представления о бактериях и антисептиках, люди уже в глубокой древности пользовались растениями, которые обладали антимикробными свойствами. Современная наука доказала, что антимикробным действием обладают все растения.  И это все благодаря фитонцидам – летучим веществам. Мы решили узнать, что такое фитонциды, убедиться в том, что растения выделяют фитонциды и что эти вещества убивают микробы.   

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: "Фитонцидные свойства комнатных растений"»


Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия №13 г. Майского»





Предметная секция: окружающий мир.



Исследовательская работа по теме:


"Фитонцидные свойства комнатных растений"
















Работу выполнили ученики 2 класса

МОУ «Прогимназия №13 г. Майского»:

Каров Астемир,

Барышникова Ксения

Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов.



КБР, г.Майский

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ


I.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ …………....4

1.1. Что такое фитонциды?...........................................................................4

1.2. Кто и как открыл фитонциды?................................................................4

1.3. Фитонциды на страже здоровья человека..............................................4

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ………………………………....6

1.1.Исследование фитонцидных свойств комнатных растений..................6

IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ………………....................................7

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКОВ ИНТЕРНЕТ……………..……………………………………………………....... 8

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ. … …………………………………………….……....9































I.ВВЕДЕНИЕ


Растения – постоянный спутник человека. Они так тесно вошли в нашу жизнь, что мы перестали замечать, какую пользу получаем от них. Не имея представления о бактериях и антисептиках, люди уже в глубокой древности пользовались растениями, которые обладали антимикробными свойствами. Современная наука доказала, что антимикробным действием обладают все растения. И это все благодаря фитонцидам – летучим веществам. Мы решили узнать, что такое фитонциды, убедиться в том, что растения выделяют фитонциды и что эти вещества убивают микробы.

Мы считаем данную тему актуальной, так как воздух школьных помещений, в которых находятся дети с разным уровнем здоровья, содержит повышенное количество вирусов и микроорганизмов и это негативно влияет на наше здоровье.

Цель работы: изучение влияния фитонцидов комнатных растений на размножение и развитие микроорганизмов.

Задачи:

1. Узнать, что такое фитонциды и какое значение они имеют.

2. Провести опыты, показывающие противомикробные свойства фитонцидов.

Гипотеза: многие комнатные растения обладают противомикробными свойствами выделяя фитонциды.

Объект исследования: комнатные растения хлорофитум, бегония, алоэ, каланхоэ.

Предмет исследования: исследование фитонцидных свойств комнатных растений.

Нами были использованы следующие методы:

  • изучение литературы и обобщение полученной информации;

  • эксперимент;

  • наблюдение.















II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


1.1. Что такое фитонциды?


Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к детской энциклопедии «Я познаю мир. Биология» и узнали, что фитонциды - это вещества растительного происхождения, обладающие свойством обеззараживать воздух. Фитонциды губительно действуют на вирусы, бактерии, грибы и других паразитов.  Эти вещества выделяют все растения в целях самозащиты и таким образом растение защищает не только само себя от вредных микроорганизмов, а также животных и человека.


1.2. Кто и как открыл фитонциды?


Фитонциды были открыты в 1928 году молодым советским ученым Б. П. Токиным. Однажды прогуливаясь по восточному базару он обратил внимание, что пищевые продукты, приготовленные на базарах, порой в совершенно антисанитарных условиях, почему-то не вызывают вспышек инфекционных заболеваний. Б.Токин предположил, что обилие восточных пряностей каким-то образом предохраняет продукты от порчи, а людей - от заражения кишечными инфекциями. Он исследовал вещества, содержащиеся в пряностях, и обнаружил, что значительный противомикробный эффект вызывают именно летучие компоненты. Эти «летучие яды растений» он предложил назвать фитонцидами. По-гречески «фитон» – растение, а по-латыни «цидо» – убиваю.


1.3. Фитонциды на страже здоровья человека


Лабораторией профессора Б.П. Токина было обнаружено более 500 видов растений, обладающих высокими фитонцидными свойствами. Бактерицидные вещества обнаружены в чесноке, луке, хрене, алое. Эти вещества способны убивать многие виды бактерий в течение нескольких минут и даже секунд. Еще в древние лекари рекомендовали в период эпидемий для очистки воздуха в помещениях развешивать длинные связки головок лука и чеснока. Известно, что они убивают практически все виды болезнетворных микробов. Ни один антибиотик не может сравниться с ними по силе воздействия. Вдыхание свежеприготовленной кашицы из лука или чеснока, применяется для лечения заболеваний верхних дыхательных путей, острых и хронических заболеваний легких и бронхов. Ежедневное употребление нескольких долек свежего чеснока с давних времен и по сей день является прекрасной профилактикой простуды. Об этом свойстве чеснока было известно давно: во время эпидемии чумы в Лондоне в конце XVII века врачи рекомендовали употреблять чеснок. И как утверждалось, ни один из тех, кто ел в то время чеснок, не умер.

Фитонциды вишни, крыжовника, брусники, земляники, клюквы и черники обезвреживают кишечную палочку.

Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях используются многие комнатные растения. Так фитонциды бегонии, герани, хризантемы, цитрусовых очищают воздух, снижая количество микробов в помещении. Это препятствует возникновению легочных заболеваний и улучшает обмен веществ.

Вывод: фитонциды играют важную роль в сохранении здоровья и повышают иммунитет организма.
































III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ


1.1.Исследование фитонцидных свойств комнатных растений


Мы решили выяснить, какие комнатные растения обладают высокой фитонцидной активностью. Для проведения опыта мы нарезали листья алоэ, бегонии, каланхоэ, хлорофитума. Взяли пять прозрачных ёмкостей, пять варёных яиц.









На дно ёмкости №1 поместили нарезанные листья алоэ. На дно ёмкости №2 - листья каланхоэ. На дно ёмкости №3 - листья хлорофитума. На дно ёмкости №4 - листья бегонии. В каждую ёмкость подвесили в сеточке очищенное от скорлупы яйцо. Опустили сеточку с яйцом в ёмкость и плотно закрыли крышку. Залепили все отверстия пластилином. Аналогичные действия провели с ёмкостью №5, за исключением того, что на дно не положили листья растений. Результаты своих наблюдений мы заносили в таблицу (Приложение 1).
















Вывод: при проведении опытов выяснилось, что все исследованные комнатные растения обладают фитонцидной активностью. Однако сила действия фитонцидов у всех растений разная. Наибольшей фитонцидной активностью обладают бегония и хлорофитум.

IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ


В результате проделанной работы мы выяснили:

  • В природе многие растения обладают замечательным свойством выделять летучие вещества - фитонциды. Эти вещества растения выделяют для самозащиты. Они подавляют рост многих микроорганизмов, убивают микробы.

  • Антимикробным свойством обладают и комнатные растения. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: в комнатных растениях содержатся фитонциды. Но сила действия фитонцидов у растений различна. Высокая фитонцидная активность у бегонии и хлорофитума.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: для создания благоприятного микроклимата в помещениях необходимо использовать комнатные растения, такие как хлорофитум, бегония, алоэ, каланхоэ и другие, чаще проветривать школьные помещения и производить генеральные уборки в кабинетах.




























V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКОВ ИНТЕРНЕТ

  1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.

  2. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся.- Мн.: Нар. асвета, 1991.

  3. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

  4. Ресурсы Интернет

http://www.1september.ru/

http://plant.geoman.ru/sitemap/

http://archives.maillist.ru/

http://moizhivotnie.ru

http://www.school.edu.ru/































Приложение 1

Таблица результатов наблюдений


№1

с листьями

алоэ

№2

с листьями

каланхоэ

№3

с листьями хлорофитума

№4

с листьями бегонии

№5

без листьев растений

14.01

Закладка опыта

16.01

яйцо белого цвета

яйцо белого цвета

яйцо белого цвета

яйцо белого цвета

на яйце появились признаки порчи

19.01

яйцо белого цвета

на яйце появились признаки порчи

яйцо белого цвета

яйцо белого цвета

на яйце появились желтые пятна

21.01

на яйце появились признаки порчи

на яйце появились желтые пятна

яйцо белого цвета

яйцо белого цвета

яйцо продолжает портиться

24.01

яйцо продолжает портиться

яйцо продолжает портиться

яйцо белого цвета

яйцо белого цвета

яйцо всё пожелтело


14.01.15 г.Закладка опыта 16.01.15 На яйце в ёмкости №5 появились

признаки порчи











19.01.15 24.01.15

На яйце с листьями алоэ и каланхоэ Лучше сохранились яйца в ёмкостях №3 и №4

появились признаки порчи








10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!