СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Когда игрушки бывают вредными?"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема безопасности детских игрушек достаточно актуальна. Во всех развитых странах вопрос, как быть здоровым ребенку, постоянно принимается к рассмотрению. С 20 июля 2013 года игрушки, продающиеся в этих государствах, должны в обязательном порядке получать сертификат  соответствия, под запретом аллергены, канцерогены, вещества, влияющие на половую функцию, а также еще 55 ароматизаторов, которые вызывают аллергию.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Когда игрушки бывают вредными?"»

Районная исследовательская конференция «Мои первые шаги в науку»





Опасно не по-детски





Тема исследования:

Когда игрушки бывают вредными?







Выполнила: Романова Алена

Руководитель: Муравьева Алена Николаевна

Учреждение: Кодинская

общеобразовательная

школа № 2

Класс: 8





г. Кодинск, 2016 год



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение – 3

Глава I. Значение безопасности детских игрушек для здоровья – 6

1.1. Значение игрушки в жизни ребенка – 6

1.2. Система контроля и стандартные требования по недопустимости содержания опасных примесей и веществ в игрушках – 7

1.3. Способы распознавания вредных веществ в игрушках – 9

Глава II. Изучение содержания вредных веществ в игрушках, продающихся в магазинах г. Кодинска, и способов прочтения их маркировки – 12

2.1. Анализ результатов эксперимента, выявляющего содержание вредных веществ в игрушках – 12

2.2. Прочтение обозначений и маркировок, указанных на упаковках детских товаров и игрушек, продающихся в магазинах г. Кодинска – 13

2.3. Анализ результатов анкет – 15

2.4. Рекомендации для детей и родителей – 21

Заключение – 23

Список используемых источников – 25

Приложение 1 – 26

Приложение 2 – 28














ВВЕДЕНИЕ


Детство без игрушек – это то же самое, что небо без солнца. С помощью разнообразных предметов ребенок познает мир, усваивает различие между добром и злом, адаптируется к жизни в обществе. Шаг за шагом знакомясь с культурно-историческим наследием предков, он постепенно превращается в личность с присущими ей определенными ценностями, устоями и мировоззрениями. И во многом то, кем человек станет, зависит от правильного выбора детских игрушек.

Удивительно, но не все игрушки одинаково полезны!

Покупая ребенку очередную игрушку, мамы и папы иногда не задумываемся о том, насколько она ему будет полезна. «Заботливые родители» заваливают ребенка дорогими, новомодными игрушками зарубежного производства. А ведь переполняющие полки магазинов автоматы, монстры и прочая атрибутика изначально формируют в детях ориентир на воинственность, агрессию, месть. Однако психологическая составляющая – далеко не предел того, чем игрушка может быть вредна для ребенка. Огромное значение играет материал изготовления.

Очень часто в игрушки добавляют ПВХ (поливинилхлорид), а это кладезь опасных для организма ребенка веществ – фенол, ртуть, формальдегид, свинец. Да там, пожалуй, присутствует практически вся таблица Менделеева. Постепенно накапливаясь в детском организме, со временем они вызывают тяжелые заболевания и даже смерть.

Например, в резинках для плетения браслетов Loom bands, которые сейчас стали очень популярными, эксперты обнаружили токсичные вещества, которые могут вызвать серьезные заболевания. Из-за высокой концентрации опасных химических веществ – фталатов (в некоторых разновидностях наборах резиночек она превышена в разы) их запретили к продаже в Великобритании, на Мальте, и в Италии.

Когда мы стали искать информацию по этой проблеме, мы увидели, что она освещена слабо, и в нашей науке почти нет исследований, посвященных изучению проблемы «опасных игрушек». На мой взгляд, это связано с тем, что индустрия игрушек стремительно развивалась в последние два десятилетия, и эта сфера является относительно новой как для российской, так и зарубежной науки.


Актуальность темы

Вопрос о безопасности детских товаров и конкретно игрушек имеет большое значение.

Игрушка очень важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Еще Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Д. В. Менджерицкая, известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Но научных исследований о вреде некачественных игрушек нам не встретилось. Недостаточная освещенность свидетельствует об актуальности темы.

Во-вторых, всегда актуальной была и остается тема здоровья, в особенности детского. А в ходе исследования я убедилась, какую опасность для здоровья могут зачастую представлять игрушки.

В-третьих, из-за отдаленности нашего города здесь невелик выбор товаров для детей. Игрушки высокого качества могут стоить здесь слишком дорого, поэтому ассортимент детских магазинов представлен в основном изделиями из Китая, зачастую весьма сомнительного качества.

Проблема

Каждый родитель понимает: здоровье – это самое важное для его малыша. Конечно, никто по доброй воле не станет причинять вред ребенку, покупая ему что-то нехорошее. Но, с другой стороны, взрослые могут просто не задумываться и даже не предполагать, насколько опасной может быть самая безобидная с виду игрушка, купленная в самом обычном магазине. Проблема заключается в том, что производитель обязан указывать на изделиях специальные значки. А вот читать эту маркировку умеет далеко не каждый. Поэтому я считаю необходимым рассказать жителям Кодинска, как выбирать в наших немногочисленных магазинах самые безопасные товары для детей.


Гипотеза

Начиная исследовать свою тему, я предположила:

  • Игрушки, которые продаются по достаточно низким ценам, имеют невысокое качество, содержат вредные вещества.

  • Играя с вредными игрушками, ребенок может причинить серьезный вред здоровью.

Цель исследования

  • Выявление последствий, вызванных содержанием вредных веществ в детских игрушках и товарах


Задачи

  • Разработать эксперимент по проверке гипотезы

  • Провести анкетирование учащихся 1-4 и 8-10 классов нашей школы

  • Выяснить, знают ли дети, как отличить опасную игрушку от безопасной

  • Разработать рекомендации для детей и родителей, позволяющие выбирать в магазинах безопасные игрушки

  • Оформить рекомендации в виде буклета и распространить в детских садах г. Кодинска, на родительских собраниях

  • Провести классные часы для учащихся, посвященные проблеме безопасности пластиковых игрушек


Объект исследования

Пластиковые игрушки и товары для детей


Предмет исследования

Содержание вредных веществ в детских игрушках и товарах


Методы исследования

  • Теоретические (анализ, сравнение, обобщение)

  • Общенаучные (наблюдение)

  • Диагностические (анкетирование, обработка данных)

  • Экспериментальные (исследование состава пластиковых игрушек)


Научная новизна нашего исследования проявляется в том, что в работе выявлены способы определения содержания вредных веществ в игрушках опытным путем и используя специальные обозначения, указанные на упаковке. Разработан эксперимент по проверке гипотезы и составлен опросник, позволяющий провести эксперимент. Выявлена связь между стоимостью детской игрушки и ее безопасности для детского здоровья. Проанализирован ассортимент детских игрушек в кодинских магазинах и уровень содержания в них вредных веществ.


ГЛАВА I

ЗНАЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ


1.1. Значение игрушки в жизни ребенка

Педагоги разных столетий и направлений сходятся в мнении, что игра – основной вид деятельности детей, а игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Также Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка была, есть и будет другом ребенка на протяжении веков, но она должна быть полезной.








1.2. Система контроля и стандартные требования по недопустимости содержания опасных примесей и веществ в игрушках


Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.

Президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина в своем выступлении в ноябре 2015 года сообщила:

«Сейчас до 40% продукции на рынке детских товаров – это опасный контрафакт, а в некоторых секторах эта цифра достигает 50%. Игрушки нужно приобретать только в крупных магазинах розничной торговли и всегда спрашивать сертификат. Сейчас много умельцев, которые понимают, что рынок товаров детского творчества развивается стремительно, и подделывают не только резиночки, но и наборы для лепки, и другие товары. Поддельная продукция содержит большое количество формальдегида и других вредных веществ».

Страны ЕС уже давно бьют тревогу о содержании фталатов в детских игрушках, канцтоварах и школьных принадлежностях. В Ирландии и Великобритании официально запрещен ввоз предметов, содержащих в своем составе такие вредные вещества.

Проверяют периодически сами игрушки. По данным одних официальных тестов, ядовитые вещества содержатся в 18% китайских игрушек. По другим – 70% игрушек, которые продаются у нас, небезопасны для детей, особенно младенцев. Фенол, бисфенол-А, формальдегид, фталаты, метанол, толуол, этилбензол и прочая гадость имеется в детских товарах в недопустимых количествах. Больше всего их в резиновых и пластмассовых игрушках, погремушках, фигурках для купания, прорезывателях, мячиках, а также сосках и бутылочках. Последствия от контакта с этим набором могут быть самыми печальными.

У Роспотребнадзора существуют на этот счет четкие стандарты. Прежде всего о наличии недопустимых веществ свидетельствует запах. Если игрушка сделана из полимерных материалов, наличие слабого запаха неизбежно. Но его интенсивность не должна превышать 2 баллов по специальной шкале. Если игрушка издает звуки, они не должны быть громче 65 децибел в помещении и 75 на улице. Для одиночного звука (например, «выстрела») допустимо значение 95 децибел.

Твердые материалы с точки зрения химического состава и технологии производства считаются наиболее безопасными. Самый серьезный вред, который могут нанести детали конструкторов, «КамАЗы» и грузовики из твердых пластмасс, - ссадины и царапины от острых углов и краев.

Другая история с игрушками из мягких полимерных материалов, пластизоли и ПВХ. Как объяснили в компании Legomix, для смягчения и придания материалу большей эластичности в сырье добавляют пластификаторы. Эти присадки содержат фенол. Таким образом, чем игрушка мягче, тем больше в ней добавок и тем меньше гарантий, что их количество не превышает допустимые значения. По информации Роспотребнадзора, в западных странах производство и продажу пластизольных и поливинилхлоридных игрушек собираются вообще запретить.

Лабораторные исследования показали: наиболее опасными являются изделия из поливинилхлорида (например, набор из трех собачек или рыбок, медведи, уточки). По данным Роспотребнадзора, концентрация фенола в некоторых образцах превышает норму в 40 раз, норма запаха больше в полтора-два раза, а звук, издаваемый некоторыми игрушками, превосходит допустимый уровень на 7-20 дБА.





















1.3. Способы распознавания вредных веществ в игрушках

Проблема безопасности детских игрушек достаточно актуальна. Во всех развитых странах вопрос, как быть здоровым ребенку, постоянно принимается к рассмотрению. С 20 июля 2013 года игрушки, продающиеся в этих государствах, должны в обязательном порядке получать сертификат соответствия, под запретом аллергены, канцерогены, вещества, влияющие на половую функцию, а также еще 55 ароматизаторов, которые вызывают аллергию. Еще об 11 потенциальных аллергенах должна быть предупреждающая надпись о потенциальной опасности. Ограничения вводятся на присутствие в игрушках 19 металлов.

В России тоже есть сертификаты соответствия, ограничивающие содержание в игрушках некоторых металлов, формальдегида, фенола. Но, к сожалению, проверки показывают, что 15% игрушек в России вообще не имеют сертификатов. В России продаются игрушки китайского производства (до 90%), а также из Белоруссии и Украины. Российских игрушек всего около 10%. Между тем, в детских товарах из Китая превышение концентрации вредных веществ достигало 24%, тогда как среди российских игрушек не нашлось ни одной, которая оказалась бы вредна хотя бы по одному параметру.

В 2015 году учреждениями Роспотребнадзора было проверено 92337 игр и игрушек, реализуемых на потребительском рынке страны. По результатам проверки было снято с реализации 22,9% игрушек, из которых 88,8% игрушек иностранного производства, преимущественно КНР (Китай). Основными причинами изъятия игрушек из оборота явились: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность игрушек; нарушение требований по маркировке товаров и несоответствие игрушек требованиям безопасности по санитарно-химическим, токсикологическим показателям, по превышению уровня звука.

Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек показала высокую степень их химического загрязнения, что свидетельствует об использовании низкокачественного сырья и нарушении технологии при производстве. Из всех исследованных образцов игрушек 16,5% не соответствуют требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям.

Игрушки, которые должны быть мягкими и пластичными, пищать и гнуться, делаются из поливинилхлорида (ПВХ) или, иначе, винила. Поливинилхлорид представляет собой вредный для здоровья материал, содержит фталаты, свинец и кадмий. Фталаты добавляют в ПВХ, чтобы сделать его пластичным. Они не очень прочно соединяются с пластиком и постепенно самопроизвольно выделяются из него. Фталаты бывают разные, одни из них являются канцерогенами, другие могут вызвать поражения печени и почек, нарушить развитие репродуктивных органов. А еще, фталаты способны вести себя в организме как гормоны и вызывать вследствие этого различные нарушения. Вдыхание фталатов может привести к развитию астмы.

Как же распознать ПВХ? Иногда на предметах из пластика можно обнаружить особую отметку - треугольник с цифрой внутри, иногда это просто латинские буквы. Поливинилхлориду соответствуют буквы "PVC,", слово "vinyl", а также следующие знаки:



ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА В ИГРУШКАХ И ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ

Пластизоль – это поливинилхлорид, из него производятся резиновые игрушки для самых маленьких детей, в составе сера, фенол, фталат. Игрушки, не соответствующие санитарным нормам, могут иметь неприятный запах, цветное покрытие не имеет устойчивости к обработке водой и дезинфицирующими средствами.

Фенол – карболовая кислота, придает форму игрушкам. Самый распространенный загрязнитель окружающей среды, выделяется с табачным дымом, из пластиковых покрытий, строительных материалов, красок. Фенол – яд, высокая концентрация вещества в игрушках разрушает иммунную систему ребенка, вызывает головокружение, насморк, вызывает поражение почек и печени, разрушает нервную систему.

Формальдегид – муравьиный альдегид, токсичен, является канцерогеном. Используется в производстве красок, текстиля, пластиков. Вызывает кашель, спазм бронхов, отрицателен для нервной системы, органов репродукции.

Ртуть – вред этого вещества давно доказан. Попадает в игрушки, в основном, с батарейками. Кроме того, ртуть используется в промышленности для обработки некоторых материалов. Если игрушки находятся в одном помещении с местом их производства, что часто случается на маленьких фабриках, то могут пропитаться парами ртути. Вызывает повреждение печени, кишечника, почек, мозга. Именно в этих органах вредное вещество накапливается в больших количествах. Попадают в организм пары ртути, симптомы отравления обнаруживаются не сразу, а через 2-3 месяца, поэтому часто трудно установить причину недомогания. Но даже небольшое количество ртути может вызвать невроз и другие заболевания у детей.

Свинец – входит в состав детских украшений: цепочек, браслетов, кулонов, именно свинец делает украшения серебристыми, что так нравится девочкам. Особую опасность представляют при попадании в организм (если ребенок проглотит, например, бусинку). Изделия дешевы, поэтому их часто покупают как разовые, родителей не интересует, куда делись дешевые бусы или камешки из браслета. Попадание в организм сильно понижает интеллект и может привести к смерти.














ГЛАВА II

ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИГРУШКАХ, ПРОДАЮЩИХСЯ В МАГАЗИНАХ КОДИНСКА, И СПОСОБОВ ПРОЧТЕНИЯ ИХ МАРКИРОВКИ


2.1. Анализ результатов эксперимента, выявляющего содержание вредных веществ в игрушках

Чтобы узнать, есть ли вредные вещества в детских игрушках или любых других пластиковых предметах, их нужно… поджечь и утопить. Это мы и сделали.

В качестве материалов для эксперимента использовались: кукла, динозавр, лошадка и детская соска.

  1. Кукла.

Очень хорошо горит ярким, синеватым пламенем без копоти, с запахом парафина. При этом образуются потеки и капли. Плавает на поверхности воды. Материал: полиэтилен.

  1. Динозавр.

Горит голубоватым пламенем. При горении разбухает, "пшикает", образует горящие потеки. Дым с легкоузнаваемым запахом паленого волоса, перьев. Застывшие капли очень твердые и хрупкие. Присутствует хлор. Тонет в воде. Материал: полиамид.

  1. Лошадка.

При горении сильно коптит, в основании пламени можно наблюдать яркое голубовато-зеленое свечение. Очень резкий, острый запах дыма с примесью хлора. При сгорании образуется черное, углеподобное вещество. Содержит небольшое количество фенола (вкрапления фиолетового вещества). Тонет в воде. Материал: поливинилхлорид (ПВХ).

  1. Соска.

Легко гнется с появлением белой зоны. Горит ярким, сильно коптящим пламенем, с хлопьями и паутинками копоти. Запах сладковатый. Тонет в воде. Материал: полистирол.


ВЫВОД: во всех четырех исследованных экземплярах обнаружены ядовитые вещества, которые могут нанести вред здоровью ребенка.





2.2. Прочтение обозначений и маркировок, указанных на упаковках детских товаров и игрушек, продающихся в магазинах Кодинска


Затем я решила пройтись по детским магазинам Кодинска и посмотреть, какие обозначения указаны на упаковках детских игрушек и товаров.

Среди исследованных экземпляров я не нашла ни одного, на котором бы не стоял подобный значок, свидетельствующий о содержании ПВХ (поливинилхлорида).



Эти знаки я увидела на резиновых мячиках, мелких пластиковых игрушках, детских горшках, недорогих куклах и в то же время на дорогостоящих игровых наборах для детей стоимостью от 2000 рублей.

Внутри треугольников я встречала цифры 1, 3, 4 и 5 (полиэтилентерафталат, поливинилхлорид, полиэтилен высокого давления и полипропилен).

В некоторых странах полиэтилентерафталат запрещен для производства игрушек. Его повторное использование абсолютно запрещено!

Также на некоторых игрушках я обнаружила маркировки РС (это обозначает самую опасную пластмассу без опознавательных знаков) и PVC (поливинилхлорид).

Надписи «Не содержит ПВХ» я не увидела ни на одной игрушке.


ВЫВОД: на мой взгляд, это свидетельствует об особенностях торговли в небольших отдаленных населенных пунктах. Экологичные и безопасные игрушки стоят довольно дорого, а если включить в ее стоимость надбавки за доставку, она не будет пользоваться спросом покупателей из-за непомерной дороговизны.

























2.3. Анализ результатов анкет


Работая над темой исследования, мы провели анкетирование учеников нашей школы с 1 по 4 и с 8 по 10 классы: 1 класс – 24 чел., 3-4 классы – 22 чел., 8-9 класс – 34 чел., 10 класс – 12 чел. Всего было опрошено 92 человека.


Первоклассникам мы задали вопрос:


  1. Каких игрушек у вас дома больше?


Большинство ребят (19 человек) сказали, что пластиковых. Немного меньше детей (16 человек) ответили, что преимущественно играют с мягкими. Ответ «металлических» выбрали 3 первоклассника, еще 6 детей ответил: других.

Таким образом, значительная часть детей имеет дома преимущественно пластиковые игрушки.








  1. Ученики 3-4 классов сначала ответили на этот же вопрос.


Выяснилось, что учащиеся 3-4 классов больше играют с мягкими игрушками (11 человек), но и пластиковых игрушек большинство у 10 детей. Металлических игрушек, по их словам, у детей немного, и только один человек отметил «другие».


  1. Следующий вопрос для учеников 3-4 классов звучал так:

Обращаете ли вы внимание при покупке игрушек для себя или младших братиков и сестер на:

а) стоимость

б) внешний вид

в) безопасность материалов?

Итак, ровно для половины ребят из 3-4 классов (10 человек) имеет значение цена игрушки. Только 6 человек обращают внимание на ее внешний вид, и всего 4человека признались, что как-то оценивают безопасность материалов. Это говорит о том, что дети мало знают и понимают важность безопасности игрушек для здоровья.


  1. Любите ли вы играть с любимой игрушкой при купании?

Так звучал третий вопрос, заданный нами детям из 3-4 классов.


Из этого опроса видно, что чуть меньше половины ребят (6 человек) привыкли брать любимую игрушку в ванную, даже не подозревая, какой вред могут причинять некоторые виды пластиков при намокании.


  1. Умеете ли вы читать маркировку пластиковых изделий?

На этот вопрос мы попросили ответить ребят постарше, учеников 8-9 классов.


Какое же удивление я испытала, узнав, что только один человек разбирается в обозначениях, указанных на упаковке игрушек. Это еще раз подтвердило актуальность нашей работы и необходимость донести нужную информацию до большего круга людей.


Отдельно мы задали эти же вопросы учащимся 10-х классов.

  1. Умеете ли вы читать маркировку пластиковых изделий?



Ребята постарше тоже ничего не знают о важных обозначениях, указанных производителем. На этот вопрос положительно ответили всего лишь два человека.


Старшие ребята утверждают, что их младшие братья и сестры тоже предпочитают играть с игрушками из пластика или плюша.

  1. На что вы обращаете внимание при покупке пластиковых игрушек для детей:

а) привлекательный внешний вид (яркость)

б) стоимость

в) безопасность материалов?

Для десятиклассников основный критерий выбора игрушек в магазине – это их внешний вид. Конечно, они правы, ведь визуально можно определить многие параметры игрушки, в том числе и с точки зрения безопасности.


  1. Как долго вам служат пластиковые игрушки?


Получается, пластиковые игрушки довольно долговечны. И если не знать, что они содержат в себе вредные вещества, можно годами вдыхать вредные для здоровья испарения.


Проанализировав результаты анкетирования 92 учащихся школы № 2, мы сделали определенные выводы.

Пластиковые игрушки – самые распространенные среди других товаров для детей. Одна из причин тому – невысокая цена. Дети младшего возраста играют с ними гораздо чаще, берут с собой в ванную. При покупке ребята, как правило, обращают внимание только на привлекательный яркий вид, а вот читать маркировки и специальные обозначения не умеют, а значит, подвергают свое здоровье серьезной опасности.

Любимые пластиковые игрушки могут служить детям по 5-10 лет, все это время причиняя вред здоровью.


  • Результаты опроса полностью подтверждают мои гипотезы: игрушки, которые продаются по достаточно низким ценам, имеют невысокое качество и содержат вредные вещества. Играя с вредными игрушками, ребенок может причинить серьезный вред здоровью.


















2.4. Рекомендации для детей и родителей

Как правильно выбирать игрушки?


  1. Игрушка должна быть упакована. Ярлыки или этикетки обязательно должны содержать информацию о стране-производителе и компании, которая выпустила товар.

  2. Если игрушка вызывает опасения, попросите у продавца сертификат качества на товар. Если сертификат сомнительный, его нет, или «нет человека, у которого ключ от сейфа» (отговорок может быть великое множество) – уходите, здесь продают опасные игрушки.

  3. Не покупайте игрушки, упакованные лишь в полиэтиленовый пакет, даже если внутри него находится вкладыш с информацией о товаре, потому что недобросовестные продавцы могут легко его подменить. Игрушки в такой упаковке продаваться вообще не должны – если проверяющие видят их на прилавке, не интересуясь сертификатом, сразу изымают из продажи и уничтожают.

  4. Не покупайте игрушки без упаковки. Это самый простой способ дать выветриться неприятному запаху. Запомните, наличие упаковки – одно из главных условий при выборе детского товара.

  5. Понюхайте игрушку. Резкий запах – первый показатель того, что она выделяет вредные вещества. Потрогайте окрашенные детали: краска не должна оставаться на пальцах.

  6. Пустышки и соски для бутылочек можно закупать оптом – их надо часто менять. Поскольку они сделаны из полимерных материалов, важно не ждать, пока пустышка деформируется или изменит размеры.

  7. Если на товаре или упаковке есть значок «треугольник из стрелок» - это означает, что при его производстве использовался поливинилхлорид, и эта вещь чрезвычайно опасна для младенцев.

  8. Проверяйте сертификат соответствия всегда, когда покупаете игрушки детям, отдавайте предпочтение товарам российского производства.

  9. Если игрушка стоит намного дешевле, чем вы предполагали, первоначально её увидев, – это опасная игрушка.


Но что же делать, какие игрушки можно давать детям?

Конечно же, игрушки из натуральных материалов: дерева, шерсти, натуральных тканей. Все это в России пока труднодоступно и дорого, но не отчаивайтесь, главное – начать. Если вы перестанете покупать китайский мусор и купите одну деревянную игрушку, то вы уже будете на верном пути.

Совсем не обязательно тратить всю зарплату на прекрасные экологические игрушки (если при этом вам удастся их найти) – попробуйте сшить или связать что-нибудь сами. Сделайте деревянный конструктор. В качестве замены пластилину попробуйте глину, соленое тесто или пчелиный воск.

Если взрослые прислушаются к этим советам, у них будет гораздо меньше поводов переживать о состоянии здоровья своих детей.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделав работу над исследованием, я пришла к следующим выводам.

  • Пластиковые игрушки причиняют большой вред здоровью детей, выделяя вредные вещества.

  • Разработанный эксперимент по проверке гипотезы позволил достичь поставленной цели и разрешить намеченные задачи. В ходе собственного эксперимента на четырех случайных игрушках и предметах для детей я выявила содержание вредных веществ в каждой из них.

  • Результаты анкетирования учащихся 1-4 и 8-10 классов нашей школы, а также наш рейд по кодинским магазинам подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали: игрушки, которые продаются по достаточно низким ценам, имеют невысокое качество и содержат вредные вещества.

  • Сравнительный анализ маркировки и обозначений, указанных на упаковках игрушек в кодинских магазинах, показал, что основную часть ассортимента составляют именно пластиковые игрушки и товары.

  • Сберечь детское здоровье помогут рекомендации для детей и родителей, покупающих детские товары. Они были разработаны на основании изученных источников, проведенного эксперимента, опроса и исследования ассортимента местных магазинов.


Научная новизна нашего исследования проявляется в том, что в работе выявлены способы определения содержания вредных веществ в игрушках опытным путем и используя специальные обозначения, указанные на упаковке. Проанализирован ассортимент детских игрушек в кодинских магазинах и уровень содержания в них вредных веществ. Установлено и экспериментально подтверждено, что существует связь между стоимостью детской игрушки и ее безопасности для детского здоровья. Подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Обоснованы предположения о возможности не допустить вредного влияния пластика на детское здоровье и составлены советы, позволяющие это сделать.


Практическая значимость работы связана с тем, что полученные результаты позволили разработать рекомендации для детей родителей и педагогов, которые помогут при покупке игрушек в магазине свести к минимуму риски опасного влияния игрушки на здоровье детей. Результаты исследования возможно использовать в работе школьного родительского комитета, а также представить на классном часе по теме «Сбережение здоровья» и родительском собрании в нашем классе.

Работа может найти своё практическое применение в повседневной жизни каждого человека. На наш взгляд, эту проблему необходимо изучить всем родителям и детям, так как вопрос здоровьесбережение исключительно важен для каждого из нас.

Напоследок хочу сказать, что я планирую продолжать работу по проблеме и подготовить классный час «Как выявить опасный пластик» для своих одноклассников, чтобы научить их читать маркировку игрушек для их покупки без рисков для здоровья.





























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. — Пед. соч., т. 6. – 2011 г.

  2. Менджерицкая Д. В. Об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. – 15-24.

  3. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. - М., 1989.

  4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

  5. Е. Семенова. Вещи, которые нас убивают. - www.kniga.com

  6. Вредные вещества, содержащиеся в игрушках. - http://inforecept.ru

  7. Горение пластмасс. - www.kristallikov.net


























Приложение 1

Горение пластмасс

Полиэтилентерафталат (ПЭТ). Прочный, жёсткий, теплостойкий материал. Тонет в воде. Горит коптящим пламенем, при этом размягчается без течения, самозатухающий, то есть при удалении из зоны горения затухает. Запах резкий.

Полиэтилен. Все виды полиэтилена очень хорошо горят ярким, синеватым пламенем без копоти, с запахом парафина. При этом образуются потеки и капли. Полиэтилен плавает на поверхности воды и не растворяется в большинстве органических растворителей. По этой причине и из-за своего поверхностного натяжения детали из полиэтилена невозможно склеить.

Полипропилен. При внесении в пламя, полипропилен горит ярко светящимся пламенем. Горение аналогично горению полиэтилена, то есть при горении образуются потеки полимера, запах более острый, похож на запах жженой резины или сургуча. Если коснуться расплава спичкой, то можно вытянуть длинную нить. Он также плавает в воде.

Полистирол. При сгибании полоски полистирола, она легко гнется с появлением белой зоны, потом резко ломается с характерным треском. Горит ярким, сильно коптящим пламенем, с хлопьями и паутинками копоти. Запах сладковатый. Полистирол хорошо растворяется в органических растворителях (ацетон, бензол), четыреххлористом углероде и хладонах (в дихлоэтане). Тонет в воде.

Поливинилхлорид (ПВХ). Эластичен. Трудногорючий, самозатухающий, то есть при удалении из зоны огня тухнет. При горении сильно коптит, в основании пламени можно наблюдать яркое голубовато-зеленое свечение. Очень резкий, острый запах дыма с примесью хлора, поэтому продукты горения очень токсичны. При сгорании образуется черное, углеподобное вещество. Тонет в воде.

Растворяется в хладонах и полиэфирах (дихлорэтан, хлороформ), набухает в бензине и ацетоне.

Полиакрилат (органическое стекло). Прозрачный, хрупкий материал. Горит синевато-светящимся пламенем с легким потрескиванием. У дыма острый фруктовый запах (эфира). Легко растворяется в дихлорэтане и ацетоне, что используется для его склеивания. Тонет в воде.

Полиамид (ПА). Очень прочный пластик, который относят к инженерным, конструкционным материалам. Горит голубоватым пламенем. При горении разбухает, "пшикает", образует горящие потеки. Дым с легкоузнаваемым запахом паленого волоса, перьев. Застывшие капли очень твердые и хрупкие. Тонет в воде.

Полиуретан. Очень гибкий и эластичный материал (при комнатной температуре). На морозе — хрупок. Горит коптящим, светящимся пламенем, с едким запахом. У основания пламя голубое. При горении образуются горящие капли-потеки. После остывания эти капли — липкое, жирное на ощупь вещество. Тонет в воде.

Пластик АВС. Все свойства по горению аналогичны полистиролу, только к сладковатому запаху стирола примешивается едкая нота. Легко спутать с ударопрочным полистиролом, но отличается от него более высокой жесткостью, которую можно почувствовать на ощупь. В отличие от полистирола практически не растворяется в хладонах и бензине, может только немного разбухнуть. Тонет в воде.

Фторопласт. Не горюч, при сильном нагревании обугливается с выделением очень едкого запаха. Категорически запрещен для контакта с пищевыми продуктами, потому что запах можно почувствовать и без нагрева. Плохо растворяется в органических растворителях, может набухнуть.

Поликарбонат. Прозрачный высокопрочный пластик все шире используется для теплиц, остановочных павильонов и рекламных конструкций (особенно сотовый). Стоек к ударам, но легко царапается. Самозатухающий, то есть при удалении из пламени тухнет. При горении появляется сладковатый цветочный запах. Размягчается в бензине, ацетоне и в большинстве органических растворителях. Тонет в воде.


















Приложение 2

Какой пластик тонет в воде

Поведение пластика в воде обусловлено его плотностью, сравниваемой с плотностью воды, которая принимается равной 1 г/см3. Средняя плотность пластмасс приведена ниже в таблице.

Полимер

Плотность. г/см3

Поведение в воде

Полиэтилентерефталат

1,33-1,45

тонет

Полиэтилен низкого давления

0,958-0,963


плавает


Полиэтилен высокого давления

0,92-0,93


плавает


Поливинилхлорид

1,35-1,43

тонет

Полипропилен

0,90-0,93

плавает

Полистирол

1,04-1,06

тонет

Полиуретан

1,1-1,3

тонет

Полиамид

1,01-1,3

тонет

АБС-пластик

1,02-1,06

тонет

Поликарбонат (монолит)

1,18-1,2

тонет

Фторопласт

2,18-2,21

тонет





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!