СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: «Микрофлора воздуха»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Микрофлора воздуха»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №9" г Новозыбкова

Брянской области


Медицинская экология




Исследовательская работа по теме:

«Микрофлора воздуха»








Автор: учащаяся 8 "В" класса Гнутова Алина Вячеславовна

Научный руководитель: Романченко Галина Юрьевна.











2021 год


Оглавление


1.Введение………………………………………………………………………….....3

2. Методика исследования и материала.....................................................................6

3.Результаты исследований.........................................................................................7

4.Выводы.......................................................................................................................9

5.Заключение..…...………………………………………………………..….............9

6.Список литературы……………………………………………………………......10

Приложение 1……………………………………………………………………......11

Приложение 2……………………………………………………………………......14

Приложение 3……………………………………………………………………......17

Приложение 4..............................................................................................................18

Приложение 5..............................................................................................................19

Приложение 6..............................................................................................................20

Приложение 7..............................................................................................................21

Приложение 8..............................................................................................................22

Приложение 9..............................................................................................................24

Приложение 10............................................................................................................25




















1.Введение.

Цели и задачи исследования.

Целью данного исследования являлось изучение микрофлоры воздуха школьных кабинетов и помещений до проветривания и после.

 Задачи исследования.

1.Выбор методики, место проведения опытов и подготовка оборудования.

2.Подготовка и проведение опытов.

3.Описание и обработка полученных данных.

4.Выводы.



Актуальность исследования.

Микрофлора воздуха характеризуется непостоянством, т.к. представлена микроорганизмами, обитающими в почве и воде. Воздух, обсемененный крупными бактериальными каплями, представляет собой малоустойчивую систему. Длительность нахождения в воздухе микробов и дистанция их распространения в этой фазе невелики. С.С.Речменский установил многофазный характер бактериальных капель:

1-крупнокапельная, или крупноядерная фаза (частицы диаметром 100 мкм);

2-мелкокапельная, или мелкоядерная фаза (частицы диаметром от 1 до 5 мкм);

3-пылевая фаза (диаметр зависит от размера пылевых частиц, с которыми соединяется микроорганизмы; как правило, размеры частиц пыли находятся в пределах от I до 100 мкм).

Мелкие бактериальные капли имеют ничтожный вес, что способствует их длительному нахождению в воздухе и рассеиванию на большие расстояния. Скорость их движения измеряется величиной 0,3 мм в секунду. Мелкокапельная фаза имеет большое эпидемиологическое значение - с мелкими каплями по воздуху рассеиваются различные микроорганизмы, даже чувствительные к внешним воздействиям микробы и вирусы - палочки коклюша, инфлюэнцы, менингококка, кори и т.д.

Быстрота движения в воздухе бактериальной пыли определяется интенсивность воздушных вихрей и может колебаться от 0,3 м/мин до 0,3 м/с. Роль бактериальной пыли состоит в распространении с воздушными течениями тех видов микроорганизмов, которые при высыхании не теряют жизнеспособности (возбудитель туберкулеза, споровые формы).

В последнее время все острее встает проблема микробиологического загрязнения воздуха, причиной которого является деятельность человека. Особое внимание привлекает загрязнение воздуха предприятиями микробиологической промышленности, где необходимая продукция получается путем использования жизнедеятельности разнообразных микроорганизмов. Однако из-за недостаточной герметичности процессов имеет место поступление жизнеспособных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в воздух производственных помещений. В воздухе крупных животноводческих комплексов и птицефабрик в 1 м3 воздуха содержание бактерий колеблется от сотен тысяч до нескольких миллионов. Процессы, развивающиеся при гниении сена и при силосовании, сопровождаются обильным размножением плесневых грибков и термофильных актиномицетов. В основном в атмосферном воздухе встречается три группы организмов:

1-патогенные формы;

2-почвенные спороносные аммонифицирующие и гнилостные микроорганизмы;

3-плесневые грибы и дрожжи.


МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ВОЗДУХА.

Бактериальная обсемененность воздуха жилых помещений во много раз превышает обсемененность наружного воздуха. Микрофлора воздуха закрытых помещений отличается по своему характеру. Здесь в большом количестве содержатся микробы - нормальные обитатели носоглотки человека, а также патогенные микробы, попадающие из полости рта при кашле, чихании, разговоре, смехе.

Вторым источником воздушной патогенной флоры служат открытые очаги поражений на любых участках тела. Большие скопления людей и длительность пребывания их в плохо вентилируемых помещениях способствуют максимальному загрязнению воздуха патогенной флорой.

Еще большую опасность представляет воздух инфекционных и хирургических больниц, изобилующих патогенной флорой. Через воздух передаются гнойные кокки (стафилококки, стрептококки, пневмококки, менингококки), возбудители туберкулеза, дифтерии, сибирской язвы, коклюша, чумы, сапа, патогенные грибки, разнообразные вирусы (гриппа, кори, эпидемического паротита,

ветряной оспы, пситтакоза, энцефалита) и др.

В этой связи при оценке санитарного состояния воздуха различных закрытых помещений очень часто приходится прибегать не только определению санитарно ­показательных микроорганизмов, но и к непосредственному выделению патогенных вирусов и бактерий. Особенно большое значение это имеет при расшифровке вспышек респираторных инфекций в детских учреждениях и в стационарах лечебно­ профилактических учреждений.

Аэрогенные инфекции представляют большую опасность - они распространяются чрезвычайно быстро, поражая большие контингенты людей на обширных территориях. Методы исследования воздуха и подхода к его санитарно- гигиенической оценке по бактериологическим показателям были разработаны в результате длительных исследований. Особенно оживленная дискуссия велась при установлении санитарно-показательных микроорганизмов для воздуха. Все исследователи сходились на том, что эта роль должна принадлежать микробам - постоянным обитателям носоглотки человека, причем тем из них, которые хорошо растут на искусственных питательных средах и сравнительно легко обнаруживаются. В качестве главного санитарного показателя одни исследователи (Шафир, Гордон) предлагали показатель содержания зеленящихся стрептококков (а-стрептококки), другие отдавали предпочтение Р-гемолитическим стрептококкам (Речменский. Шнайтер, Данн). В результате эта роль была признана за зеленящими а- стрептококками, р-гемолитическими стрептококками и St. aureus (золотистый стафиллококк) с учетом их различной эпидемиологической значимости.

В настоящее время при исследовании воздуха определяются:

I) общая обсемененность (количество микроорганизмов в 1м3 воздуха);

II) наличие и степень обсемененности воздуха санитарно-показательными микроорганизмами (а р - стрептококки и St. aures).

Для жилых, общественных помещений и больниц можно рекомендовать следующие ориентировочные данные по общей обсемененности воздуха (таб. № 1,2, 3).


Таблица № 1. Санитарно-микробиологические показатели воздуха (Лерина И.В. и Педенко А.К., 1980).

Степень чистоты воздуха

КОЕ в I м3

Гемолитический стрептококк

Чистый

До 2000

До 10

Удовлетворительный

2000-4000

11-40

Слабо загрязненный

4000-7000

40-110

Сильно загрязненный

Более 7000

Более 120





Таблица № 2. Критерии оценки воздуха жилых помещений.

Оценка воздуха

Общее количество бактерий в 1 м3

Количество стрептококков

Лето

Чистый Загрязненный

до 1500

до 2500

до 16 до 36

Зима Чистый

Загрязненный

до 4500

до 7000

до 36

до 124


Практическая значимость работы.

Микробиологическое исследование атмосферного воздуха, а также воздуха жилых помещений, занимает важное место при осуществлении его очистки от бактериального загрязнения, как мера борьбы с аэрогенными инфекциями

Санитарно-микробиологические исследование воздуха:

1-отбор проб воздуха;

2-обработку проб и концентрирование возбудителей;

3-выделение микроорганизмов;

4-идентификация выделенных микроорганизмов.


2.Методика исследования и материал.

Исследование воздуха включает определение общего числа сапрофитных бактерий, стафилококков, стрептококков, которые являются показателями биологической контаминации воздуха микрофлорой носоглотки человека. Методы отбора проб воздуха можно разделить на седиментационные и аспирационные.

Седиментационный метод. Основан на оседании бактериальных частиц и капель под влиянием силы тяжести на поверхности агара открытых чашек Петри. Их устанавливают в точках отбора на горизонтальной поверхности. Для определения общей микробной обсемененности воздуха чашки Петри с МПА оставляют открытыми на 5-10-15 мин в зависимости от предполагаемого бактериального загрязнения. Инкубацию посевов проводят при 37° 24 ч, затем чашки Петри оставляют при комнатной температуре на 48 ч для образования пигмента пигментообразующими бактериями.

Для определения микробного числа подсчитывают колонии выросшие на чашках Петри (площадь поверхности агара в чашке равна 75 см2) и расчет ведут по правилу В.Л. Омелянского: на поверхность площадью 100 см2 за 5 мин оседает такое количество микробов, которое содержится в 10 л воздуха.

Х =Ах 100x100/75 см 2

Х- количество микробов в 1 м 3; А - количество колоний на агаре в чашке Петри.


САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ МИКРООРРГАНИЗМЫ.

Определение санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ) -

специфический метод санитарной микробиологии. К СПМ относят представителей облигатной микрофлоры организма человека и теплокровных животных, обитающих в кишечнике или воздушнодыхательныхпутях..В качестве СПМ могут выступать не все представители нормальной микрофлоры человека и животных, а лишь те, которые удовлетворяют следующим требованиям (Коротяев А.И., Бабичев С.А., 1998):

1-постоянно присутствуют в выделениях человека и теплокровных животных и попадают в окружающую среду в больших количествах;

2-не имеют иного природного резервуара, кроме организма человека или животного;

3-не размножаются активно во внешней среде (исключая пищевые продукты);

4-выживают во внешней среде несколько больше, чем патогенные микроорганизмы;

5-не имеют во внешней среде «двойников» или аналогов, поэтому исключена путаница;

6-не изменяют сколько-нибудь значительно свои биологические свойства в окружающей среде;

7-растут на питательных средах независимо от влияния других присутствующих микроорганизмов;

8-распределены в объекте внешней среды по возможности равномерно (плотные объекты при исследовании подвергаются гомогенизации);

9-могут быть обнаружены, идентифицированы и количественно учтены современными, простыми и легко доступными методами;

10-встречаются в организме хозяина и во внешней среде в значительно больших количествах по сравнению с соответствующими патогенными микроорганизмами.

Предполагается, что чем больше объект загрязнен экскрементами человека и животных, тем большеСПМ и тем вероятнее присутствие патогенов. СПМ, которые обычно обнаруживаются в исследуемых объектах.


3.Результаты исследования и их обсуждение.

Для исследования были выбраны помещения (туалет и кабинет) младшего звена, так как остальные учащиеся находились на дополнительных каникулах вторую неделю и остальные помещения было исследовать не целесообразно и ждать выхода учащихся было тоже не целесообразно, так как не было известно будут ли они учиться в школе или дистанционно.

Я приготовила раствор желатина [Приложение 1] на водяной бане. После того как он остыл, разлила по предварительно стерилизованным чашкам Петри по 30 мл [Приложение 2], накрыла крышками для сохранения чистоты эксперимента и дала застыть, после того как питательная среда застыла, я отправилась в туалет младшего звена школы. Чашка Петри с питательной средой находилась там в открытом состоянии 5 минут [Приложение 3] , далее я открыла окно и в течение 15 минут проветривала помещение [Приложение 4], затем второй раз провела исследование [Приложение 5]. По такой же схеме исследование проводилось в кабинете начальных классов. Во время 3 урока на 5 минут была оставлена питательная среда в кабинете [Приложение 6], затем на перемене в отсутствие детей кабинет проветривался 15 минут [Приложение 7] и далее было проведено повторное исследование [Приложение 8]. Собранный материал я поместила в термостат и инкубировала 24 часа при 37 градусах [Приложение 9], затем оставила для роста микроорганизмов. Через 10 дней появились видимые результаты [Приложение 10].

Я сделала подсчеты и получилось следующее:


Помещение

Количество колоний микроорганизмов

1

Туалет до проветривания

85

2

Туалет после проветривания

29

3

Кабинет до проветривания

41

4

Кабинет после проветривания

12


После проведения расчетовпо правилу В.Л. Омелянского: на поверхность площадью 100 см2 за 5 мин оседает такое количество микробов, которое содержится в 10 л воздуха.

Х = Ах 100x100/75 см 2

Х- количество микробов в 1 м 3; А - количество колоний на агаре в чашке Петри, получились следующие результаты.

Помещение

Критерии оценки воздуха жилых помещений


Санитарно-микробиологические показатели воздуха (Лерина И.В. и Педенко А.К., 1980)


1

Туалет до проветривания

загрязненный

Сильно загрязненный

2

Туалет после проветривания

чистый

Удовлетворительный

3

Кабинет до проветривания

загрязненный

Слабозагрязненный

4

Кабинет после проветривания

чистый

Чистый

Кроме подсчетов были рассмотрены микроорганизмы под микроскопом. Четырехкратное увеличение показало многочисленные нити грибов.


4.Выводы.

Согласно полученным в ходе исследования результатам, можно сделать следующие выводы:

1-воздух всех кабинетов школы насыщен микроорганизмами, среди которых преобладают грибы;

2-содержание микроорганизмов в воздухе школьных помещений не превышает ПДК;

3-выявлены зоны высокого микробиологического риска школьный туалет.

Таким образом, под воздействием регулярного проветривания количество микроорганизмов, среди которых могут быть возбудители микозов, уменьшается в несколько десятков  раз. Общее количество микроорганизмов снижается в 3раза при проветривании помещения в течении 15 минут.


5.Заключение.

На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие рекомендации по улучшению состояния микробиологической среды школьных помещений:

1-при уборке школьных помещений обязательно использовать средства дезинфекции, как дополнение к влажной уборке;

2-обязательно учащимся переобуваться в сменную обувь;

3-в соответствии с температурой на улице проводить регулярное проветривание помещений;

4-администрации школы рекомендуется прибрести кварцевую установку для туалетов, так как в зимний период время проветривания значительно сокращается, а количество микроорганизмов будет накапливаться.





6.Список литературы.

1. Большаков, А. М. Гигиеническое регламентирование - основа санитарно-эпидемиологического благополучия населения / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2009.-224c.
2. Воробьев, А. А. Медицинская и санитарная микробиология / А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. - М.: Академия, 2008. - 480 c.
4. Воробьев, А.А. Медицинская и санитарная микробиология. Гриф УМО по медицинскому образованию / А.А. Воробьев. - Москва: Машиностроение, 2008. - 991 c.
5. Воробьева, А. А. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под редакцией А.С. Быкова, А.А. Воробьева, В.В. Зверева. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 272 c.

























Приложение 1. Приготовление раствора желатина.













Приложение 1. Приготовление раствора желатина.













Приложение 1. Приготовление раствора желатина.













Приложение 2. Приготовление питательной среды в чашках Петри одинакового объема.











Приложение 2. Приготовление питательной среды в чашках Петри одинакового объема.


.









Приложение 2. Приготовление питательной среды в чашках Петри одинакового объема.












Приложение 3. Отбор проб воздуха в туалете младшего звена школы до проветривания.












Приложение 4. Проветривание в туалете младшего звена школы .












Приложение 5. Отбор проб воздуха в туалете младшего звена школы после проветривания.



.








Приложение6. Отбор проб воздуха в кабинете младшего звена школы до проветривания.












Приложение7. Проветривание кабинета младшего звена школы.













Приложение8. Отбор проб воздуха в кабинете младшего звена школы после проветривания.















Приложение 9. Инкубация собранного материала в термостате.
















Приложение 9. Инкубация собранного материала в термостате.

















Приложение 10.Колонии микроорганизмов через 10 дней.



Приложение 10.Колонии микроорганизмов через 10 дней.


Приложение 10.Колонии микроорганизмов через 15 дней.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!