СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме Определение качества пакетированного чая"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа ученицы 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме Определение качества пакетированного чая"»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан Муниципальное казенное учреждение Отдел образования

муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук

школьников Республики Башкортостан








Секция: « Свет познания»



Направление: «Химия»







Тема научно- исследовательской работы


"Определение качества

пакетированного чая"



Выполнила: Осипова Полина

ученица 8 класса

МБОУ СОШ с.Бишкаин

Научный руководитель: Петрова М.В.

учитель химии

МБОУ СОШ с.Бишкаин




с.Толбазы 2020 год






Оглавление

Введение...............................................................................................................3

I. Основная часть...............................................................................................5

1. Литературный обзор......................................................................................5

1.1 Из истории чая....................................................................................................5

1.2 Особенности пакетированного чая...................................................................7

1.3Достоинства и недостатки пакетированного чая.............................................7

1.4. Чай как напиток.................................................................................................9

2.Методика исследования качества пакетированного чая.......................10

3.1. Показатели качества чая.................................................................................10

3.Исследование качества пакетированного чая..........................................12

3.1.Результаты анкетирования учащихся с целью выявления их знаний о

чае......................................................................................................................12

3.2.Результаты исследования качества пакетированного чая............................13

3.2.1.Исследование данных чайной упаковки.....................................................13

3.2.2. Изучение качества заваренного чая в пакетиках......................................15 Заключение............................................................................................................17

Список использованных источников и литературы..........................................19

Приложение............................................................................................................20


































Введение

«За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем» Народная поговорка

Актуальность. Чай – один из самых известных и полезных для здоровья человека напиток. Его любят за необыкновенный вкус, аромат и целебные свойства. Однако сегодня чашечка ароматного листового чая, заваренного по всем правилам, все чаще заменяется чаем в пакетиках. На работе, в дороге, дома большинство людей отдает предпочтение чайным пакетикам, потому что это удобно и быстро. 

В наше время на прилавках супермаркетов предлагается огромное многообразие пакетированного чая. Важно уметь разбираться в них, задуматься о качестве приобретаемого чая и иметь навыки правильного выбора.

Для изучения качества чая были отобраны шесть различных марок пакетированного чая, купленных в магазинах с.Бишкаин: «Принцесса Нури. Высокогорный», «Принцесса Канди», «Лисма», «Greenfield”, “Tees”, “Curtis”.

Цель исследования:

-определить качество пакетированного черного чая различных марок.

Исходя из цели следуют задачи:

1.Изучить литературу по проблеме исследования.

2.Познакомиться с историей появления чайных пакетиков и их особенностями.

3.Определить показатели качества чая в пакетиках.

4.Провести анкетирование  среди учащихся школы с целью выявления их знаний о качестве пакетированного чая.

5.Провести эксперимент по проверке качества чая в пакетиках.

6.Составить рекомендации по выбору чая в пакетиках.

Объект исследования: пакетированные чаи различных марок.

Предмет исследования: состав и свойства чайных пакетиков.

Гипотеза:  Если чай относится к различным маркам, то их качество и полезные свойства различные.

Нами использованы следующие методы исследования:

-библиографический

-анкетирование

-обработки и интерпретации данных,

-наблюдение и лабораторный эксперимент.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ СОШ с.Бишкаин Аургазинского района.

Новизна и практическая значимость исследования заключается в приобретении навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применения к решению актуальных практических задач. Авторы работы  провели самостоятельное исследование по выбранной проблематике, продемонстрировали умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные.

Данная работа позволит информировать учащихся о полезных свойствах пакетированного чая, возможно, это поможет им в выборе правильного и здорового питания.
















I. Основная часть

1. Литературный обзор.

1.1  Из истории чая

        Чай.…Это короткое созвучье впитало в себя смысл легенд и научных трудов, народной молвы и государственных документов. Историческую жизнь чая …регламентировали императоры и богословы, врачи и гурманы, поэты и купцы, философы и художники, ученые и политики, правительство и контрабандисты,… Разные виды чая могут быть совершенно непохожи один на другой и даже прекраснейший чай можно по разному готовить и по разному воспринимать–и как вожделенный нектар, и как подкрашенный напиток…»Так начинает свою книгу «Наш друг чай» талантливый грузинский публицист и большой энтузиаст чая  М.Д. Давитошвили. (8)

Широкое распространение среди народов всех континентов получил замечательный напиток, чай, и сегодня его смело назвать напитком №1. По примерным подсчетам он является основным напитком для 2,5 млрд. людей на земле. 37 стран мира имеют свои чайные плантации, а производство сухого чая в мире приближается к 3 млн. тонн. (4)

Появление чая окутано множеством легенд. По одной из них, открытие этого напитка принадлежит прославленному императору Шэнь Нуну — Божественному Земледельцу (ок. 2737-2697 гг. до н. э.), который в китайской традиции также является богом — покровителем медицины. Однажды, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, Шэнь Нун долго плутал среди неприступных горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император, был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав несколько глотков, он сразу ощутил прилив сил.(2)

        Другая легенда гласит, что знаменитый буддийский монах Бодхитхарма как-то уснул нечаянно во время молитвы. Проснувшись, он в гневе отрезал себе веки, чтобы глаза никогда больше не закрывались. Но из выброшенных ресниц выросли чайные деревья. И с тех пор не требуются такие суровые меры - достаточно попить чаю, чтобы не уснуть (кстати, во время молитвы чаша с чаем шла по кругу - так начиналась чайная церемония).(8)  

Откуда же взялось слово чай? В древних китайских сочинениях чай именовали «тоу», «тсе», «чунь», «минг». Самый благоухающий напиток получается из самых молодых листьев, и к названиям чая прибавили слово «ча», что значит «молодой листок». Известное всем русское слово «чай» произошло от монгольского «цай». Японцы называют чай «тья» или «тя» отсюда английское название «tea».(8)

   Вопрос о родине чая до нашего времени оставался спорным. Чайное растение произрастает в Китае и в Индии, в провинции Ассам. Однако если китайский чай представляет собой вечнозеленый куст с мелкими глянцевидными, упругими, зубчатыми листочками, достигающий в зрелом возрасте 2-3 метров в высоту, то ассамский чай – это мощное дерево, порой высотой 15 метров, с крупными, в несколько раз большими листьями, и к тому же не таким плотным как у китайского чая. Учитывая эти различия, стали различать 2 вида чая – китайский и ассамский.(1)

В настоящее время, по единодушному мнению ученых, родиной чайного растения следует считать Юго-западный Китай. Именно здесь обнаружена древняя первичная форма чая. Чай – растение долговечное, живет и плодоносит 100 и более лет.(3)

В Европы чай завезли в 1517 г. португальские моряки, но как напиток он получил распространение только в XVIII в. В Россию чай попал из Азии совершенно самостоятельно, независимо от Западной Европы, через Сибирь. Еще в 1567 г., в годы правления царствования Ивана Грозного, побывавшие в Китае казачьи атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялышев, описали неизвестный в России напиток – чай. Но только столетие спустя, в 1638 году чай привез посол Василий Старков в качестве подарка царю Михаилу Федоровичу от Алтын – Хана из Монголии довольно значительный запас чая – 64 кг. Русским чай понравился. В Туле были изобретены самовары для чая. В России чаепитие стало не просто застольем, а  особенным общественным институтом. За чашкой чая решались важные семейные дела, происходили знакомства, заключались торговые сделки, обсуждались политические дела.(4)

1.2.Особенности пакетированного чая.

Чай в пакетиках изобрел в 1904 году американский бизнесмен Томас Салливан. Для экономии он разложил образцы чая не в дорогие металлические баночки для чая, а в маленькие шелковые мешочки. Покупатели решили, что эти пакетики нужно заливать кипятком прямо в чашке. Так возник новый недорогой и удобный способ заваривания чая, популярный и сегодня.

Со временем дорогой шелк заменили бумагой из манильского волокна, потом из вискозы. Делали пакетики из марли (но она очень сильно портила вкус чая), из склеенной пергаментной бумаги (в таком чае ощущался вкус клея). Сейчас пакетики изготавливают из специальной экологически чистой фильтровальной бумаги, наполняя их примерно 2-3 г чая. Такая фильтр-бумага хорошо пропускает воду, не содержит химических веществ, не растворяется в воде и никак не влияет на вкус чая. (7)

1.3. Достоинства и недостатки пакетированного чая.

О качестве чая, засыпаемого в чайные пакетики, существуют разные мнения.

- Одни считают, что пакетированный чай отличается от листового только степенью измельчения чайного листа. Его чаинки более мелкие, но при заваривании они быстрее отдают воде свой вкус и аромат.

- Другие говорят, что для производства пакетированного чая используется низкокачественный мелколистовой чай, нередко восполняя недостатки аромата и вкуса сырья красителями, ароматизаторами и вкусовыми добавками. (9)

Существуют разные виды пакетированного чая: черный и зеленый чай, с фруктовыми и ягодными добавками, травяной и ароматизированный чай.

Достоинства чайных пакетиков - в повышении удобства приготовления чая.

-Не требуется никакой посуды, кроме питьевой, нет необходимости в дозировании чая, вся процедура заваривания заключается в заливании пакетика кипятком.

-Заварка не даёт чаинок.

-Пакетированный чай удобен в дороге, когда нет возможности нормально заварить обычный чай.

-Использование пакетиков в заведениях общественного питания даёт определённую гарантию качества чая и отсутствия в нём посторонних примесей. Как правило, такой чай заваривается непосредственно клиентом либо в его присутствии, а после употребления пакетик выбрасывается. Это исключает подмену одного чая другим, уменьшение закладки сухого чая, добавление соды, вываривание старой заварки.

-Использованные чайные пакетики удобно выбрасывать, что существенно в условиях офиса, где не всегда удобно избавляться от заварки и мыть заварочные принадлежности. (6)

Недостатков у чайных пакетиков также немало, как объективных, так и субъективных.

-Пакетированный чай гораздо дороже, чем такой же по качеству байховый, поскольку выше цена его упаковки.

-Пакетированный чай менее ароматен, так как при хранения маленькими порциями в воздухопроницаемых пакетиках он быстро выдыхается. Ароматизация скрывает этот недостаток, но она не может заменить естественный аромат чая. Дополнительная герметичная упаковка каждого пакетика устраняет проблему, но ещё больше поднимает цену чая. -Существует мнение, что бумага пакетиков содержит клеящие вещества, придающие чаю нехарактерный привкус. Качественная фильтровальная бумага свободна от этого недостатка, но нельзя утверждать, что именно её применяют во всех случаях все производители пакетированных чаёв.

-Можно встретить утверждение, что вкусовые качества чайных листов только тогда полностью раскрываются, когда они свободно плавают в воде. -Любители чая часто считают сам факт употребления пакетированного чая признаком низкой культуры.

-Недовольство вызывает и то, что на изготовление пакетированного чая идут отходы чайного производства: пыль, крошка, получающиеся при производстве байхового чая, хотя объективно эти отходы по составу мало чем уступают чаю, при изготовлении которого они получаются. (6)

1.4.Чай как напиток

Чай – это один из самых древних напитков, употребляемых человеком. Чай имеет высокие вкусовые качества и тонкий изысканный аромат, обладает хорошим стимулирующим и лечебным действием на организм человека. Основная его ценность обусловлена содержанием в нем алкалоида кофеина и дубильных веществ (танинно – катехиновой смеси). Кроме того, в чае содержатся белковые вещества, пигменты, эфирные масла, витамины и минеральные вещества. (3)

Одним их важных показателей качества готового чая является содержание в нем водорастворимых экстрактивных веществ, переходящих при заваривании в настой. Их количество зависит от вида и сорта чая: чем выше сорт, тем больше их содержание (28-40%). (5)

Чай получают путем специальной переработки верхних частей побегов (флешей) вечнозеленого чайного растения семейства чайных. Чайное растение имеет блестящие темно-зеленые овальные листья с короткими черешками. На нижней стороне листа находятся серебристо-белые волоски, называемые по китайски байхоа (белая ресничка), откуда и произошло название рассыпного чая. Больше всего волосков бывает на верхних нежных листках и почке. При скручивании чайного листа выделяющийся клеточный сок оседает на волосках и ферментируется, придавая почке и верхнему нежному листку золотистый цвет. Чем выше в чае содержание золотистых чаинок – типсов, тем выше его качество. (7)

Все многообразие чая делят на четыре основных типа: черный, зеленый, красный и желтый. Такое деление отнюдь не обусловлено чисто внешним видом, различной окраской чая, как в сухом виде, так и особенно в настое. Цвет является лишь внешним отражением различий в биохимических процессах обработки чайного листа, что, в конечном счете оказывает влияние на химический состав и основные вкусовые и ароматические признаки каждого типа чая. (9)

Если при производстве черных чаев чайный лист проходит такие стадии обработки, как завяливание, скручивание, ферментация и сушка (или укороченная ферментация плюс термическая обработка), то при производстве зеленого чая две стадии – завяливание и ферментация – исключены. При этом специально стремятся к тому, чтобы избежать какой-нибудь случайной или попутной ферментации во время других стадий обработки. Таким образом, черный (ферментированный) и зеленый (неферментированный) чаи являются как бы полюсными типами. Красный и желтый чаи являются промежуточными типами между черным и зеленым.

Оба они испытывают ферментацию, но в неполной, не доведенной до конца форме, поэтому их называют недоферментированными или полуферментированными чаями – и это их характерный признак. (8)

2. Методика исследования качества пакетированного чая

2.1. Показатели качества чая

Для того, чтобы не ошибиться в выборе пакетированного чая, суметь отличить хороший товар от плохого, нужно знать основные показатели качества чайного товара.

Таблица 1. Показатели качества чая


Критерий

Чай низкого качества

Чай высокого качества

Внешний вид чайного листа

Присутствие в чае черешков (красных стеблей) или волосков древесины

Cостоит из однородных, хорошо скрученных чаинок, без примеси чаев других размеров

Цвет настоя

«очень крепкий», «крепкий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «слабоватый», «слабый».


Тусклый, коричневый, зеленоватый цвет. Темная (серовато-черная) или мутная окраска настоя свидетельствует о дефекте черного чая. Чрезмерно светлый настой чая с зеленоватым оттенком указывает на недостаточную ферментацию и на то, что сырье переработано с большим опозданием.

Прозрачный и яркий, чем интенсивнее окрашен настой, тем выше качество чая , красный цвет

Аромат чая

Дефектами букета чая, его аромата и вкуса считаются «придымленность», «прижаристость», «кисловатость», а также запах зелени или травы, особенно с оттенками сырости и затхлости.

«приятный», «сильный», «нежный», «розанистый», «медовый», «цветочный», «лимонный», «хлебный», «миндальный».

Вкус чая

Горький вкус и отсутствие терпкости.

Наличие терпкости

Цвет

разваренного

листа

коричневый, зеленый, тусклый, темный и другие

У лучшего черного чая он имеет цвет новой медной монеты

Сортность чая

При добавлении молока к настоям низких сортов, чай приобретает тусклый серовато-бежевый цвет.


Если к высококачественному чаю, который имеет красивый цвет, добавить молоко, то он становится ярко-оранжевым, иногда с розовым оттенком, это указывает на высокий сорт чая.

Пенообразование

когда пена не появляется вообще

должна появиться желтовато-коричневая, как бы грязноватая пена

Влажность

Выше 8%

До 8%

Бумага чайного пакетика

Если бумага после заварки желтая и на ней образовались разводы, то она низкокачественная и дешевая. И чай соответствующий. 


И если пакет чая после заварки остался мокрым, но прозрачным и на нем нет желтых разводов, значит, производитель использовал дорогую бумагу, поэтому ему не имело смысла фасовать в нее бросовый чай.

Наличие красителей

Достаточно положить в него лимон. Если чай не поменял своего цвета на более светлый, значит, он содержит краситель.

Если поменял – красителей нет

Ферментация - процесс окисления и брожения клеточного сока. Процесс ферментации мастера контролируют по такому важному показателю как запах. (5)

3. Исследование качества пакетированного чая

3.1.Результаты анкетирования учащихся

с целью выявления их знаний о чае.

С целью выявления отношения учащихся к чаю  было проведено анкетирование среди учащихся 8 класса (Прил.1.) в котором приняли участие 20 человек.

Анализ результатов анкетирования показал (Прил.2.), что все опрошенные любят и пьют чай, 66% -предпочитают пакетированный чай, 93% не знают, когда появился впервые пакетированный чай, больше половины опрошенных не умеют определять качество чая (Табл.1.). Это говорит о том, что наша работа будет важной и полезной.

Первое, что нам предстояло выяснить – как и когда появился чай в пакетиках. Ответ на данный вопрос мы нашли в интернете. Следующий вопрос на который нам надо было найти ответ – по каким параметрам можно судить о качестве чая. Изучив данный вопрос, мы приступили к эксперименту.

Затем, обратившись к справочной литературе и материалам сети Интернет, мы выяснили, по каким основным показателям можно судить о качестве пакетированного чая. Изучив данную информацию, приступили к проведению эксперимента по определению качества чая в пакетиках разных производителей. Для исследования был выбран черный вид чая как наиболее употребительный среди учащихся.

    1. Результаты исследования качества пакетированного чая.

Для проведения эксперимента взяли шесть разновидностей пакетированного чая, купленных в магазинах с.Бишкаин: «Принцесса Нури. Высокогорный», «Принцесса Канди», «Лисма», «Greenfield”, “Tees”, “Curtis” ( Прил.3.). Исследование чая в пакетиках проводилось в соответствии с показателями определения качества, которые мы изучили. (Табл.1.) По результатам составлена таблица качества рассматриваемого пакетированного чая (Прил.4.).

3.2.1. Исследование данных чайной упаковки

Мы рассмотрели чайные коробки и изучили информацию, указанную на ней (Прил. 5.):

- все коробки упакованы в герметичную пленку;

- на упаковке указан срок годности чая – 2 или 3 года, но не указано, это дата расфасовки чая в упаковки или сбора с плантаций, ведь чай мог долго лежать на складе;

-указан способ упаковки, заваривания, количество и вес чайных пакетиков, но недостаточно говорится о качестве самого чая (сорт, место произрастания, время сбора), лишь только на упаковке чая «Tees” указано место сбора — плантации Северной Индии.

Далее мы вскрыли коробки и осмотрели дно и стенки на наличие чайной пыли.

Больше всего чайной пыли оказалось в коробках чая «Принцесса Нури. Высокогорный», «Лисма», «Greenfield”, “Curtis”, а в чаях «Принцесса Канди» и “Tees” пыли почти нет. Дополнительный пакетик из фольги, защищающий чай от высыхания, увлажнения и потери аромата есть только у чаев «Greenfield” и “Tees”. Пакетики «Принцесса Нури. Высокогорный», «Лисма» и «Greenfield” закреплены скрепкой, без клея, чай “Curtis” закреплен при помощи клея, без скрепки, чай “Tees” просто завязан ниткой, имеет ярлычок, а чай «Принцесса Канди» представлен только в пакетике, без клея, скрепки и ярлычка. Пакетик, как правило, закрывается металлической скобкой, потому что клей отрицательно сказывается на вкусовых качествах чая. Некоторые производители не закрывают пакетик, а просто завязывают его ниткой.

Чайные пакетии чаев «Принцесса Нури. Высокогорный», «Принцесса Канди», «Лисма», «Greenfield”, “Tees” состоят из фильтровальной бумаги, и имеют форму прямоугольника, кроме чайного пакетика «Принцесса Канди» - квадрат, а пакетик чая “Curtis” представлен мелкоячеистой пластиковой сеткой в виде пирамидки. Поры сетки существенно крупнее, чем фильтровальной бумаги, она не отфильтровывает мелкую пыль, поэтому подходит только для относительно крупно порезанного сырья. Мы вскрыли чайные пакетики и исследовали чай на аромат, влажность, цвет, блеск и однородность содержимого. Самые крупные чаинки у чая “Curtis”, самые мелкие -«Принцесса Нури. Высокогорный» (Прил.6.). Темные чаинки у чая “Curtis”, самые светлые — у чая «Greenfield”.

Определили аромат чаев: открыли пакетик и поднесли к носу. Лучший аромат у чая «Тесс» , худший – у чая «Принцесса Канди».

Определили влажность чаев: сжали горсть чаинок в руке несколько раз и послушали звук чаинок. Влажность у всех в норме.

Определили цвет и блеск чаинок: рассмотрели чай из пакетика на белой бумаге. У всех светло-коричневые чаинки, кроме чая “Curtis” - черные.

Определили однородность состава чая: исследовали чай с помощью лупы.

Большое количество волокон у чаев «Принцесса Канди» и «Лисма», меньше у - «Тесс» и «Принцесса Нури. Высокогорный», не наблюдается у “Curtis” и «Greenfield”. (Прил. 7.)


3.2.2. Изучение качества заваренного чая в пакетиках.

Мы заваривали чай 5 минут, вынули пакетик, размешали и оценили качество заварки. Ни один из чаев не образует пенку, мы предполагаем, что чай может быть низкого качества (Прил.8.).

Определили аромата заварки: взмахом ладони направили чайные пары к носу: лучший аромат у чая «Тесс», чуть слабже - «Greenfield”, «Лисма», “Curtis”, «Принцесса Нури. Высокогорный» вообще без запаха, худший – у чая «Принцесса Канди».

Определили вкуса заварки: отпили небольшое количество чая и подержали во рту, самые вкусный - «Тесс», затем - «Greenfield”, «Лисма», “Curtis”,

Определили цвет и прозрачность заварки: заваренный в прозрачном стакане чай рассмотрели на фоне белого листа бумаги. По прозрачности и яркой заварке первое место занимают чаи - «Тесс» и «Greenfield”, второе - «Принцесса Нури. Высокогорный», все остальные не прозрачны. Самый светлый чай - “Curtis”.

Определили наличие красителей в образцах чая. Свойство чая в пакетиках - очень быстро завариваться и придавать заварке густой и насыщенный цвет, как не происходит с обычным листовым чаем. И наша задача была выяснить, чай ли там или красители.

Мы заварили чай, вынули пакетики, размешали и в каждый стакан положили дольку лимона. Через минуту сравнили результат по насыщенности цвета. Все образцы посветлели, кроме чая «Принцесса Канди», значит мы можем предполагать, что данный чай содержит в составе красители. (Прил.9.)

Определили качество бумаги для пакетика. Мы заварили чайные пакетики, вынули пакетики, слегка отжали и сравнили степень окрашивания бумаги пакетиков на фоне белого листа бумаги. Темно-желтые цвет у чаев "Тесс",

"Лисма", чуть светлее «Принцесса Нури. Высокогорный», "Принцесса Канди" , «Greenfield”, совсем не пожелтел пакетик чая “Curtis”, т. к. материал не хлобчатобумажный, а мелкоячеистая пластиковая сетка, значит можем предполагать, если материал хорошего качества, значит и чай тоже хорошего качества (Прил.10.)

Определили сортность чая. Чаи низких сортов приобретают тусклый серовато -бежевый цвет, а высокосортные — становятся ярко-оранжевыми, иногда с розовым оттенком. В ходе исследования получились следующие результаты: на первом месте - «Тесс», на втором -«Принцесса Нури. Высокогорный», на третьем - "Принцесса Канди", на четвертом - «Greenfield”, затем — "Лисма" и “Curtis” (Прил. 11.)

По результатам проведенного исследования мы предполагаем, что самым качественным чаем является пакетированный чай «Тесс»


























Заключение


В ходе проделанной исследовательской работы мы сформулировали следующие выводы :

1.Изучили литературу по проблеме исследования.

2.Познакомились с историей появления чайных пакетиков и их особенностями.

3.Определили показатели качества чая в пакетиках.

4.Провели анкетирование  среди учащихся школы с целью выявления их знаний о качестве пакетированного чая.

5.Провели эксперимент по проверке качества чая в пакетиках.

6.Составили рекомендации по выбору чая в пакетиках.


В результате исследования мы подтвердили гипотезу, которую выдвигали в начале нашей работы: оказалось, если чай относится к различным маркам, то их качество и полезные свойства различные. Составили рекомендации по выбору чая в пакетиках.

Подготовили советы для безопасного чаепития. Тот, кто не может отказаться от «удовольствия» пить пакетированный чай должен придерживаться некоторых правил:

1.Перед покупкой чая внимательно читайте упаковку. Если пакетик изготовлен из искусственного шелка, нейлона или качественной фильтровальной бумаги, то это качественный продукт. Правильное решение – чайная пачка, в которой каждый пакетик упакован в индивидуальный конвертик, который защищает чай от высыхания, света и влаги.

2.Заваренный пакетированный чай должен обязательно быть прозрачным, так как мутность такой заварки – признак некачественного продукта. Также должен отсутствовать привкус или запах клея.
3.Дешевые цветочные и фруктовые чаи – практически полностью искусственный продукт, состоящий из красителей и ароматизаторов
4.Проникнитесь закономерностью: чем дороже упаковка, тем более качественный чай кладет в нее производитель.

















































Список использованных источников и литературы.


1. Новая энциклопедия школьника: Энциклопедия. – М.: Махаон, 2013, с. 92.

2. Чудо вокруг. Энциклопедия – М.: Академия развития, 1998. – с. 154-155.

3. Крынин, А. Чай в пакетиках [Электронный ресурс] / А. Крынин. – Режим доступа: http://www.zeremonia.ru/bags.html.

4. Чай в пакетиках [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.shkaff.net/stati/563-chaj-v-paketikax.html.

5. Линтварев, С. Что мы пьем каждый день? Чай в пакетиках, удобно и быстро. [Электронный ресурс] / С. Линтварев. - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17089./

6. Чайный пакетик. Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Чай в пакетиках – тоже чай! [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.wildmistress. ru/wm/wm.nsf/publicall/2009-06-03-290560.html

8. Когда появился чай в пакетиках? [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://chayblog.ru/poleznyest/poyavilsya-chajvpaketikax/

9. Пакетированный чай. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chayblog.ru/sortchaya/paketirovannyj-chaj/










Приложение 1

Опрос - анкета

  1. Любите ли вы чай?(да, нет)

  2. Какой чай вы пьете?(укажите название)

  3. Как часто вы его пьете?(1-3 раз в день, 3-5 раз в день, более 5 раз, не пью вообще)

  4. Какой чай вы предпочитаете россыпной или пакетированный?

  5. Знаете ли вы о том, когда появился первый пакетированный чай?(да, нет)

  6. Умеете ли вы отличать чай по качеству?(да, нет)

  7. Как вы думаете, зависит ли качество чая от его цены?(зависит, не зависит, не знаю)

Приложение 2

Результаты анкетирования


1

Любите ли вы чай?

Да-100%

Нет-0%


2

Какой чай вы пьете

1 место – «Принцесса Нури»

2 место –«Канди»

3 место – «Тесс»,“Greenfield”

4 место – «Лисма», зеленый чай



3

Как часто вы его пьете?

1-3 раза -11%

4-5 раз -33%

Более 5 раз -33%

4

Какой чай вы предпочитаете рассыпной или пакетированный

Рассыпной-34%

Пакетированный-66%


5

Знаете ли вы о том, когда появился первый пакетированный чай?

Да-7%

Нет-93%


6

Умеете ли вы отличать чай по качеству?

Да-44%

Нет-56%


7

Как вы думаете, зависит ли качество чая от его цены?

Зависит -56%

Не зависит-11%

Не знаю- 33%



Приложение 3

Марки чая, взятые для исследования

п\п

Наименование чая

Кол-во пакетиков

Цена за пачку/рублей/

1

«Принцесса Нури. Высокогорный»

100

106

2

«Принцесса Канди»

30

34

3

«Лисма»

25

41

4

“Greenfield”

25

56

5

“Tees”

25

62

6

“Curtis”

20

87





































Приложение №4


Результаты эксперимента


п\п

Название

«Принцесса Нури. Высокогорный»

«Принцесса Канди»

«Лисма»

Greenfield”

Tees”

Curtis”.


Изучение упаковки

черный байховый

черный байховый цейлонский

Крепкий индийский черный чай

Чай черный байховый с ароматов фруктов и душистых трав и растительными компонентами

чай черный байховый с ароматом лимона и чабреца и растительными компонентами

Черный ароматизированный листовой чай с лемонграссом, цедрой апельсина и ароматом манго и малины

1

Внешний вид

Чайная пыль, темно -коричневого цвета, содержит волокна древесины

чайная крошка, есть волокон, чуть светлее коричневого

чайная крошка, есть волокон, чуть светлее коричневого

чайная крошка, светлая, нет волокон, но есть растительные добавки

Чайные листья крупные, темные, нет волокон

Очень крупные чайные листочки, черного цвета, с растительными добавками

2

Цвет настоя

темный, коричневый, чуть прозрачный

Мутный, темный

темный

Прозрачный и яркий

прозрачный, яркий

Светлый

3

Аромат

приятный

приятный

приятный

запах травы

Приятный

Приятный

4

Вкус

горький

терпкий

терпкий

терпкий

Приятный, терпкий, мягкий

приятный

5

Цвет разваренного листа

тусклый

красноватый

светло-красный

темный

красноватый

темный

6

Сорт чая(при добавлении молока)

тусклый

тусклый

тусклый

тусклый

красновато-оранжевый

тусклый

7

Пенообразование

нет

нат

нет

нет

нет

нет

8

Влажность продукции

нет

нет

нет

нет

нет

нет

9

Качество бумаги для пакетика

с ярлычком, двухкамерный, прозрачный, скрепка, бумага плохого качества

Пакетик , без ярлычка и нитки, бумага среднего качества

прозрачный, двухкамерный, ярлычок, среднего качества

Дополнительный пакетик, плотная бумага с ярлычком и скрепкой

Дополнительный пакетик, двухкамерный, ярлычок, скоба, плотная бумага

Мелкоячеистая пластиковая сетка, ярлык прикреплен с помощью клея

10

Наличие красителей

нет

есть

нет

нет

нет

нет

11

Сортность чая

Приятный оттенок оранжевого, высокий сорт

Приятный цвет

Слабый оттенок

Приятный цвет

Насыщенный цвет, высокое качество

Слабый оттенок


Результат исследования

Второе место

Шестое место

Пятое место

Третье место

Первое место

Четвертое место










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!