Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия №13 г. Майского»
Предметная секция: окружающий мир.
Исследовательская работа по теме:
«Условия развития плесневых грибов на продуктах питания»
Работу выполнили ученики 3 класса
МКОУ «Прогимназия №13 г. Майского»:
Барышникова Ксения,
Имануилова Алина.
Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов.
КБР, г.Майский
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ..............................................................4
1.1.Многообразие грибов…………………………………………………….4
1.2.Что такое плесень?....................................................……………...............4
1.3. Опасна ли плесень?................................................................………….....4
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ…………………………………….....6
1.1.Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов......6
IV.ВЫВОДЫ………………………………………………………………............7 V.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................…8
VI . ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................9
I. ВВЕДЕНИЕ
Слово «плесень» знакомо нам всем. Чего стоит только ее один отпугивающий вид. Много раз мы видели испорченные продукты, покрытые плесенью. Чаще всего мы видим плесень на хлебе и других продуктах питания, которые пролежали долгое время. На стенах в подъезде мы видели плесень черную, а вот на хлебе – белую, на яблоках – желтую. Любопытно, а какого еще цвета бывает плесень и от чего он зависит? Возможно, на разных предметах образуется разная плесень?! Почему на некоторых продуктах плесень появляется, а на других нет? И вообще, как она появляется?
Нам стало интересно это узнать, и мы поставили перед собой цель: определение условий развития плесени на продуктах питания.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
изучить различные источники с целью получения информации о плесени;
рассмотреть не только отрицательное, но положительное значение плесени;
опытным путем выявить условия образования и развития плесени.
Актуальность работы заключается в том, что плесень очень часто встречается практически везде, а известно про нее совсем немного.
Гипотеза: мы предполагаем, что плесень приносит человеку только вред.
Объект исследования: плесень на разных продуктах питания.
Предмет исследования: полезные и вредные свойства плесени и условия ее размножения.
Нами были использованы следующие методы:
II. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ
1.1.Многообразие грибов
С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства.
На уроке «Окружающего мира» мы узнали, что с древних времен весь органический мир делили на два больших царства: царство растений и царство животных. Грибы было принято относить к царству растений. С развитием науки биологии стали выделять четыре царства: царство бактерий, царство грибов, царство растений и царство животных. В отличие от растений, для роста и размножения грибы нуждаются в готовой органической пище. Поэтому они поселяются на живых существах или на мертвых тканях, например на гниющих древесных стволах.
На нашей планете обитают более 100 тысяч грибов. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу.
1.2. Что такое плесень?
Плесень – простонародное название грибка. Плесневые грибки распространены практически всюду. Это грибы микроскопических размеров. В отличии от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают ее, у плесени часто все происходит наоборот. Плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Вместе с бактериями, плесень разрушает ткани организмов, выделяя при этом в атмосферу углекислый газ, летучие вещества, эфирные масла и минеральные вещества, зачастую вызывая серьезные заболевания у человека.
К понятию "плесень" относят: плесневые грибки (они распространены повсюду, и могут жить даже на камнях), грибки синевы (обитают в клетчатке дерева), грибки гниения (белая и бурая гниль), дрожжевые грибки (налёт на растениях).
1.3. Опасна ли плесень?
До недавнего времени люди считали, что плесень безвредна. Никого не пугали ни запах плесени в подъезде дома, ни черные грибки в ванной комнате. Ученые доказали, что плесень опасна. Плесень выпускает в воздух микотоксины, которые через органы дыхания проникают в организм человека. Плесень вызывает гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей.
Однако польза от плесени тоже есть. Множество видов плесневых грибов обитает в лесах, где они незаметно, но постоянно разрушают мертвую древесину, облетевшие листья и упавшие хвоинки. Плесени вызывают не только порчу пищевых продуктов, например мукор, но и вырабатывают нужные нам вещества: ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир, без дрожжей – хорошего пышного хлеба. Используют грибы в сыроварении. Есть даже специальные сыры с плесенью. Многие виды плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) образуют особые вещества – антибиотики.
Особый интерес у нас вызвал плесневый гриб под названием пеницилл.
Мы обратились к энциклопедии и узнали, что пеницилл - это плесневый гриб, образующий налет зеленого цвета, в том числе и на продуктах питания. Грибы, подобные пенициллу, участвуют в порче продуктов и разложении растительных и животных тканей. Главное место его обитания – почва. .Вместе с тем, пеницилл образует вещество, которое убивает бактерии. Именно эти грибы первыми утилизируют лесные отходы. Не будь, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась.
Впервые чудесные свойства пенициллина были обнаружены еще в 1873 году русскими учеными В.А.Манасеиным и А.Г.Полотебновым. Но официальная лечебная история пенициллов ведется с 1928 года, когда профессор А. Флеминг ставил опыты в своей лаборатории над грозной бактерией стафилококком. В свое время пенициллин, открытый А.Флемингом, спас миллионы людей.
В начале 40 – х годов XX в. советским микробиологам удалось получить отечественный пенициллин. В 1941 г. в одном московском бомбоубежище ученые расставили чашечки с картофелем, смоченным старым раствором медного купороса. Это были ловушки для плесневых грибков. Как только в чашечках появился зеленый пушок, его немедленно отправляли в лабораторию.
Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. Его рана долго не заживала Микробы стафилококка свирепствовали в крови раненого. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.
Прошли годы. В разных городах нашей страны работают предприятия по производству пенициллина, где его получают, выращивая зеленую плесень в огромных чанах.
Вывод: роль плесневых грибов разнообразна. Они не только наносят вред здоровью человека, но и приносят пользу.
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
1.1. Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов
Для выявления условий развития плесневых грибов мы поставили опыты. Были взяты три кусочка хлеба и три корки апельсина. Мы поместили их в разные контейнеры. В первый, третий и пятый поместили кусочки хлеба, а во второй, четвертый и шестой – корочки апельсина. На дно первого, второго, пятого и шестого контейнеров положили влажные салфетки. На дно третьего и четвертого контейнеров – сухие салфетки.
Первый и второй контейнеры мы поместили в теплое место (при комнатной температуре). Третий и четвертый – также в теплое место, а пятый и шестой – в холодильник.
Результаты своих наблюдений мы занесли в таблицу (Приложение 1).
Через неделю после закладки опыта кусочки апельсина и хлеба в контейнерах под №1 и №2 покрылись полностью плесенью, а в остальных контейнерах остались без изменений (Приложение 2).
Мы решили изменить условия для контейнеров №5 и №6 и перенесли их из холодильника в теплое место.
Через два дня на кусочке хлеба в контейнере №5 появился сероватый налет, а на апельсине в контейнере №6 белый налет. Хлеб и корочки апельсина в контейнерах №3 и №4 оставались без изменений.
Таким образом, мы сделали следующие выводы:
- важными условиями развития плесеней являются влажность и тепло. Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесеней.
Также мы заметили, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на кожуре апельсина – зеленая.
Работая с литературными источниками, мы уже знаем, что серая плесень – это гриб мукор, а зеленая – пеницилл.
Мы рассмотрели появившуюся на корочке хлеба плесень под микроскопом (Приложение 3). Сравнив результаты своих наблюдений с рисунками из справочной литературы, мы сделали вывод, что на хлебе образовался гриб мукор.
IV. ВЫВОДЫ
Выполняя эту работу, мы узнал много нового о плесени и плесневых грибах.
Плесень относится к царству грибов. Она может быть очень вредна для нас и может стать причиной многих заболеваний.
Однако плесень может быть не только вредной, но и полезной. Плесневые грибы используется для изготовления лекарств, сыров, вин, колбас, а гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. Вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин - стало самым важным антибиотиком, применение которого спасло миллионы человеческих жизней.
Таким образом мы опровергли нашу гипотезу: плесень приносит человеку как вред, так и пользу.
Из проделанного опыта мы сделали вывод: главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но условия развития плесневых грибов сходные.
Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте.
.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.
Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.
5. Источники интернета
Пенициллин: как открытие Флеминга превратилось в антибиотик. http://www.7ya.ru/article/Penicillin-kak-otkrytie-Fleminga-prevratilos-v-antibiotik/;
Кто и как открыл пенициллин. http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/organizm_i_zdorove/kto_i_kak_otkryl_penicillin/11-1-0-169
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица с результатами наблюдений.
| 1 контейнер. | 2 контейнер. | 3 контейнер | 4 контейнер | 5 контейнер | 6 контейнер |
число |
22.11.2015 | Закладка опыта |
24.11.2015 | Появился белый налет. Видны мелкие черные вкрапления. | Появился белый налет | Без изменений | Без изменении | Без изменений | Без изменений |
26.11.2015 | Кусок хлеба почти весь покрылся беловато – серым налетом. Местами наблюдали черные пятна. | Корка апельсина покрылась вся беловатым налетом, местами переходящий в зеленый цвет | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Без изменений |
29.11.2015 | Весь кусок покрыт бархатистым серым налетом | Корка апельсина покрылась порошкообразным зеленым налетом | Кусочки высохли. Налет не появился. | Кусочки высохли. Налет не появился | Без изменений. | Без изменений. |
1.12.2015 | Плесень темно – серого цвета покрыла весь кусочек хлеба | Вся корка в зеленом налете. | Налет не появился. | Налет не появился. | Без изменений. | Без изменений. |
3.12.2015 | Количество плесени увеличилось | Количество плесени увеличилось | Налет не появился | Налет не появился | Без изменений. | Без изменений. |
Приложение 2
2 2.11.2015 г. Закладка опыта.
24.11.2015г. Первые наблюдения
Влажные контейнеры Сухие контейнеры Влажные контейнеры
26.11.2015 г
29.11.2015г.
Приложение 3
Гриб мукор, образовавшийся на корочке хлеба под оптическим и цифровым микроскопом
Гриб пеницилл, образовавшийся на корке апельсина под цифровым микроскопом.