СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: «Условия развития плесневых грибов на продуктах питания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много раз мы видели испорченные продукты, покрытые плесенью. Чаще всего мы видим плесень на хлебе и других продуктах питания, которые пролежали долгое время. На стенах в подъезде мы видели плесень черную, а вот на хлебе – белую, на яблоках – желтую. Любопытно, а какого еще цвета бывает плесень и от чего он зависит?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Условия развития плесневых грибов на продуктах питания»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия №13 г. Майского»





Предметная секция: окружающий мир.



Исследовательская работа по теме:

«Условия развития плесневых грибов на продуктах питания»



















Работу выполнили ученики 3 класса

МКОУ «Прогимназия №13 г. Майского»:

Барышникова Ксения,

Имануилова Алина.

Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов.




КБР, г.Майский

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ..............................................................4

1.1.Многообразие грибов…………………………………………………….4

1.2.Что такое плесень?....................................................……………...............4

1.3. Опасна ли плесень?................................................................………….....4

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ…………………………………….....6

1.1.Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов......6

IV.ВЫВОДЫ………………………………………………………………............7 V.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................…8

VI . ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................9



























































I. ВВЕДЕНИЕ



Слово «плесень» знакомо нам всем. Чего стоит только ее один отпугивающий вид. Много раз мы видели испорченные продукты, покрытые плесенью. Чаще всего мы видим плесень на хлебе и других продуктах питания, которые пролежали долгое время. На стенах в подъезде мы видели плесень черную, а вот на хлебе – белую, на яблоках – желтую. Любопытно, а какого еще цвета бывает плесень и от чего он зависит? Возможно, на разных предметах образуется разная плесень?! Почему на некоторых продуктах плесень появляется, а на других нет? И вообще, как она появляется?

Нам стало интересно это узнать, и мы поставили перед собой цель: определение условий развития плесени на продуктах питания.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  • изучить различные источники с целью получения информации о плесени;

  • рассмотреть не только отрицательное, но положительное значение плесени;

  • опытным путем выявить условия образования и развития плесени.

Актуальность работы заключается в том, что плесень очень часто встречается практически везде, а известно про нее совсем немного.

Гипотеза: мы предполагаем, что плесень приносит человеку только вред.

Объект исследования: плесень  на разных продуктах питания.

Предмет исследования: полезные и вредные свойства  плесени  и условия ее размножения.

Нами были использованы следующие методы:

  • изучение литературы и обобщение полученной информации;

  • эксперимент.
































II. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ



1.1.Многообразие грибов



С раннего детства мы видим вокруг себя множество растений и животных. Даже просто зайдя в лес, можно увидеть сотни разных растений: деревья, кустарники, травы. И среди них – грибы. Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства.

На уроке «Окружающего мира» мы узнали, что с древних времен весь органический мир делили на два больших царства: царство растений и царство животных. Грибы было принято относить к царству растений. С развитием науки биологии стали выделять четыре царства: царство бактерий, царство грибов, царство растений и царство животных. В отличие от растений, для роста и размножения грибы нуждаются в готовой органической пище. Поэтому они поселяются на живых существах или на мертвых тканях, например на гниющих древесных стволах.

На нашей планете обитают более 100 тысяч грибов. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу.



1.2. Что такое плесень?

Плесень – простонародное название грибка. Плесневые грибки распространены практически всюду. Это грибы микроскопических размеров. В отличии от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают ее, у  плесени  часто все происходит наоборот.  Плесень  не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Вместе с бактериями, плесень разрушает ткани организмов, выделяя при этом в атмосферу углекислый газ, летучие вещества, эфирные масла и минеральные вещества, зачастую вызывая серьезные заболевания у человека.

К понятию "плесень" относят: плесневые грибки (они распространены повсюду, и могут жить даже на камнях), грибки синевы (обитают в клетчатке дерева), грибки гниения (белая и бурая гниль), дрожжевые грибки (налёт на растениях).

1.3. Опасна ли плесень?



До недавнего времени люди считали, что плесень безвредна. Никого не пугали ни запах плесени в подъезде дома, ни черные грибки в ванной комнате. Ученые доказали, что плесень опасна. Плесень выпускает в воздух микотоксины, которые через органы дыхания проникают в организм человека. Плесень вызывает гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей.

Однако польза от плесени тоже есть. Множество видов плесневых грибов обитает в лесах, где они незаметно, но постоянно разрушают мертвую древесину, облетевшие листья и упавшие хвоинки. Плесени вызывают не только порчу пищевых продуктов, например мукор, но и вырабатывают нужные нам вещества: ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир, без дрожжей – хорошего пышного хлеба. Используют грибы в сыроварении. Есть даже специальные сыры с плесенью. Многие виды плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) образуют особые вещества – антибиотики.

Особый интерес у нас вызвал плесневый гриб под названием пеницилл.

Мы обратились к энциклопедии и узнали, что пеницилл - это плесневый гриб, образующий налет зеленого цвета, в том числе и на продуктах питания. Грибы, подобные пенициллу, участвуют в порче продуктов и разложении растительных и животных тканей. Главное место его обитания – почва. .Вместе с тем, пеницилл образует вещество, которое убивает бактерии. Именно эти грибы первыми утилизируют лесные отходы. Не будь, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась.

Впервые чудесные свойства пенициллина были обнаружены еще в 1873 году русскими учеными В.А.Манасеиным и А.Г.Полотебновым. Но официальная лечебная история пенициллов ведется с 1928 года, когда профессор А. Флеминг ставил опыты в своей лаборатории над грозной бактерией стафилококком. В свое время пенициллин, открытый А.Флемингом, спас миллионы людей.

В начале 40 – х годов XX в. советским микробиологам удалось получить отечественный пенициллин. В 1941 г. в одном московском бомбоубежище ученые расставили чашечки с картофелем, смоченным старым раствором медного купороса. Это были ловушки для плесневых грибков. Как только в чашечках появился зеленый пушок, его немедленно отправляли в лабораторию.

Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. Его рана долго не заживала Микробы стафилококка свирепствовали в крови раненого. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.

Прошли годы. В разных городах нашей страны работают предприятия по производству пенициллина, где его получают, выращивая зеленую плесень в огромных чанах.

Вывод: роль плесневых грибов разнообразна. Они не только наносят вред здоровью человека, но и приносят пользу.





III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

1.1. Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов

Для выявления условий развития плесневых грибов мы поставили опыты. Были взяты три кусочка хлеба и три корки апельсина. Мы поместили их в разные контейнеры. В первый, третий и пятый поместили кусочки хлеба, а во второй, четвертый и шестой – корочки апельсина. На дно первого, второго, пятого и шестого контейнеров положили влажные салфетки. На дно третьего и четвертого контейнеров – сухие салфетки.

Первый и второй контейнеры мы поместили в теплое место (при комнатной температуре). Третий и четвертый – также в теплое место, а пятый и шестой – в холодильник.

Результаты своих наблюдений мы занесли в таблицу (Приложение 1).

Через неделю после закладки опыта кусочки апельсина и хлеба в контейнерах под №1 и №2 покрылись полностью плесенью, а в остальных контейнерах остались без изменений (Приложение 2).

Мы решили изменить условия для контейнеров №5 и №6 и перенесли их из холодильника в теплое место.

Через два дня на кусочке хлеба в контейнере №5 появился сероватый налет, а на апельсине в контейнере №6 белый налет. Хлеб и корочки апельсина в контейнерах №3 и №4 оставались без изменений.

Таким образом, мы сделали следующие выводы:

- важными условиями развития плесеней являются влажность и тепло. Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесеней.

Также мы заметили, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на кожуре апельсина – зеленая.

Работая с литературными источниками, мы уже знаем, что серая плесень – это гриб мукор, а зеленая – пеницилл.

Мы рассмотрели появившуюся на корочке хлеба плесень под микроскопом (Приложение 3). Сравнив результаты своих наблюдений с рисунками из справочной литературы, мы сделали вывод, что на хлебе образовался гриб мукор.















IV. ВЫВОДЫ

Выполняя эту работу, мы узнал много нового о плесени и плесневых грибах.

  • Плесень относится к царству грибов. Она может быть очень вредна для нас и может стать причиной многих заболеваний.

  • Однако плесень может быть не только вредной, но и полезной.  Плесневые грибы используется для изготовления лекарств, сыров, вин, колбас, а гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. Вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин - стало самым важным антибиотиком, применение которого спасло миллионы человеческих жизней.

Таким образом мы опровергли нашу гипотезу: плесень приносит человеку как вред, так и пользу.

Из проделанного опыта мы сделали вывод: главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но условия развития плесневых грибов сходные.

Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте.

.









































V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.

  2. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

  3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

  4. Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2000г.

5. Источники интернета

  • Пенициллин: как открытие Флеминга превратилось в антибиотик. http://www.7ya.ru/article/Penicillin-kak-otkrytie-Fleminga-prevratilos-v-antibiotik/;

  • Кто и как открыл пенициллин. http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/organizm_i_zdorove/kto_i_kak_otkryl_penicillin/11-1-0-169







































VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица с результатами наблюдений.


1 контейнер.

2

контейнер.

3 контейнер

4 контейнер

5 контейнер

6 контейнер

число

22.11.2015

Закладка опыта

24.11.2015

Появился белый налет. Видны мелкие черные вкрапления.

Появился белый налет

Без изменений

Без изменении

Без изменений

Без изменений

26.11.2015

Кусок хлеба почти весь покрылся беловато – серым налетом. Местами наблюдали черные пятна.

Корка апельсина покрылась вся беловатым налетом,

местами переходящий в зеленый цвет

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Без изменений

29.11.2015

Весь кусок покрыт бархатистым серым налетом

Корка апельсина покрылась порошкообразным зеленым налетом

Кусочки высохли. Налет не появился.

Кусочки высохли. Налет не появился

Без изменений.

Без изменений.

1.12.2015

Плесень темно – серого цвета покрыла весь кусочек хлеба

Вся корка в зеленом налете.

Налет не появился.

Налет не появился.

Без изменений.

Без изменений.

3.12.2015

Количество плесени увеличилось

Количество плесени увеличилось

Налет не появился

Налет не появился

Без изменений.

Без изменений.

Приложение 2

2 2.11.2015 г. Закладка опыта.









24.11.2015г. Первые наблюдения

Влажные контейнеры Сухие контейнеры Влажные контейнеры





























26.11.2015 г

















29.11.2015г.























Приложение 3

Гриб мукор, образовавшийся на корочке хлеба под оптическим и цифровым микроскопом















Гриб пеницилл, образовавшийся на корке апельсина под цифровым микроскопом.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!