СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Покоривший космический вакуум"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, посвященная 55-летию со дня первого  выхода человека в открытый космос.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Покоривший космический вакуум"»


Конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали»,

посвященный 55-летию со дня первого выхода человека в космос

Тема: «В скафандре над планетой»

Номинация конкурса: Исследовательские работы


  1. Возрастная категория: 14 – 15 лет.

Название работы: «Покоривший космический вакуум»

Авторы: Ревунова Карина Евгеньевна

Филина Кристина Семеновна


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усожская средняя общеобразовательная школа

Комаричского муниципального района Брянской области

Класс: 8

Руководитель:

Волчкова Светлана Александровна,

242420 Брянская обл,

Комаричский район,

с. Усожа,

ул. Школьная дом 6



























Содержание

1. Подготовка к первому выходу человека в космос

1.1 Космический корабль «Восток-2»

1.2 Скафандр

1.3 Экипаж космического корабля «Восход-2»

1.4 Мы стартуем!

2. Прыжок в космос

3. 12 минут в открытом космосе

4. Посадка в ручном режиме

5. Первопроходец космического вакуума

6. Мой командир Павел Иванович Беляев

7. Память



















1.1 Космический корабль «Восход-2»

Дорогой современник! Слушай меня!

Я расскажу тебе о важном событии в истории развития отечественной космонавтики.

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у С.П. Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.


Космический корабль «Восход-2»

Для выхода в безвоздушное пространство специалистами ОКБ-1 (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева; г. Королев Московской обл.) трехместный корабль "Восход 1" был переоборудован в двухместный, чтобы освободить место для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру.

Скафандр для внекорабельной деятельности "Беркут" и шлюзовая камера "Волга" для выхода в космос были разработаны конструкторским бюро опытного завода номер 918 в подмосковном пос. Томилино (ныне - Научно-производственное предприятие "Звезда") под руководством главного конструктора Гая Северина (1926-2008). Шлюзовая камера в рабочем состоянии имела форму цилиндра длиной 2,5 м, внешним диаметром 1,2 м и внутренним - 1 м. Она была надувной и располагалась снаружи корпуса корабля. До выхода на орбиту камера в свернутом виде помещалась под обтекателем "Востока-2", а перед спуском на Землю основная ее часть отделялась от корабля. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи специального троса (7 м). Кроме того, на скафандре за спиной космонавта крепились дополнительные аварийные баллоны с кислородом общей емкостью около 4 л (их должно было хватить на 20 мин.).


1.2 Скафандр

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут».

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал: по твердому убеждению его создателей — это был продукт сложнее автомобиля.

Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666 л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.

.

Скафандр «Беркут»

Скафандры были очень неудобными. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг.

«Много раз мы надевали скафандры и занимали свои места в корабле, отрабатывая различные случаи, которые, как мы предполагали, могут произойти в космосе. Даже пожар и разгерметизация были предусмотрены. Космонавт не должен теряться в сложной обстановке и всегда должен быть готовым выйти из любой аварийной ситуации. Скафандр спасает и от пожара, и от разгерметизации. Конечно, в нём не очень удобно, он стесняет движения, зато безопасно.

Мой скафандр был очень удачным — точно сшит по мне, с красивым гермошлемом, на котором я сам написал крупными буквами «СССР», с золотым светофильтром, предохраняющим от яркого космического солнца.»

Современные скафандры разработки НПП «Звезда» значительно удобнее и легче. А проводить работы в открытом космосе стало возможно до десяти часов. По объему своей электронной «начинки» такой костюм сравним с современным автомобилем, но по стоимости – многократно дороже. Один комплект обходится примерно в 15 млн долларов.

1.3 Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.

К этому полёту готовились два экипажа: Леонов, Беляев — основной, Хрунов, Горбатко – дублёры.

Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10 — 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

1.4 МЫ СТАРТУЕМ (из воспоминаний А.А. Леонова)



— Вставайте, гражданин, вас ждут великие дела! — с улыбкой произнёс Юрий Гагарин.

Я оглянулся — Павел Иванович уже заправлял кровать. Началось утро 18 марта 1965 года. Быстро привёл себя в порядок, ещё раз осмотрел свою кровать — на покрывале ни единой морщинки, и вместе с командиром корабля попадаю в руки врачей. Они внимательно нас обследуют и заключают, что мы к полёту готовы.

Завтракаем. Надеваем шинели и выходим. Рассвет еле брезжил, звёзд не видно, зато под ногами скрипит свежий снежок — редкость для Байконура.


Специальный автобус подвёз нас к зданию, где мы с Павлом Ивановичем облачаемся в скафандры.

За нами заходит Юрий Гагарин и ведёт по длинному переходу к автобусу. Уже рассвело. Вся степь, насколько хватает взгляда, белая и от этого кажется очень ровной. Негустые облака рассеивают по земле звёздочки снежинок. Необыкновенно тихо…

Около автобуса собралось много людей. Все желали нам удачи и быстрейшего возвращения.

— Мягкой посадки! Мягкой посадки! — раздавалось из толпы.

Автобус плавно тронулся с места. Тут же Юрий начал нашу космическую песню, её подхватили мы, и уже не было слышно шума двигателя:


На пыльных тропинках

Далёких планет

Останутся наши следы!



Из-за поворота дороги показался стартовый комплекс вместе с ракетой. Он быстро приближался. Уже хорошо видна ракета со стапелями, на стапелях — фигурки людей. Ракета серебрилась от инея и чуть дымилась — уже готовая подняться.

— …Экипаж космического корабля «Восход-2» к полёту готов. Командир корабля подполковник Беляев, — заканчивает Павел Иванович свой рапорт председателю Государственной комиссии.

— Второй пилот корабля майор Леонов, — громко произношу я после командира.

В этом коротком рапорте наш отчёт за три года работы.

Подошёл Сергей Павлович, обнял нас:

— Желаю успешного выхода из корабля и успешного входа. Пусть солнечный ветер будет попутным!

Журналисты окружили нас тесной толпой. Все что-то спрашивали, советовали, желали… Так мы подошли к лифту.

Нам надо было подняться на высоту 20-этажного дома.

Лифт плавно поднимался, и в окно мы видели, как дальше и дальше уходил от нас заснеженный горизонт.

Лифт остановился, открылись двери, и мы оказались на самой верхней площадке.

Далеко внизу стояли наши товарищи. Автобус казался нам кубиком.


Здесь, наверху, дул сильный холодный ветер, фермы лифта скрипели, и площадка под ногами качалась от каждого порыва ветра.

Помахав нашим товарищам, мы подошли к открытому люку корабля.




Первым занял своё место я, затем Павел Иванович. В корабле было тихо и тепло.

Оператор похлопал нас по плечу и стал закрывать люк корабля. Итак, мы одни. Ещё раз проконтролировали системы корабля, герметичность скафандров.

На связи находился Юрий Гагарин, его позывной — Кедр.

— Алмазы, я — Кедр, до старта пять минут. Закрыть гермошлемы, проверить перчатки, — звонко звучит команда Юрия.

Мы чётко выполняли команды — готовились к подъёму.

И вот услышали:

— Зажигание!

Послышался шум, и корабль задрожал.

— Подъём!

Шум превратился в мощный гул. И незаметно для нас корабль с ракетой отошёл от стартового стола. С каждой секундой увеличивается перегрузка — скорость растёт. Нас немножко покачивает и чуть-чуть вращает. Впечатление — ты в мягком вагоне поезда. Только перегрузка говорит, что это не так.

Отошёл обтекатель — он предохранял конструкцию корабля от воздействия плотных слоев атмосферы.

В корабле стало светло — в иллюминаторе появилось солнышко. Зайчик от солнышка запрыгал по приборной доске, по потолку. Небо на наших глазах из голубого превратилось в синее, затем в фиолетовое и чёрное. Отработала первая ступень — перегрузка спала, включилась вторая — перегрузка опять навалилась на нас. Обо всём этом мы докладывали на Землю.

Отработала вторая ступень — возникла кратковременная невесомость, но вот опять могучий вздох — включилась третья ступень, и опять перегрузка.

Совсем неожиданно для нас прекратился шум двигателя, что-то щёлкнуло, и наш корабль плавно отсоединился от носителя — мы в невесомости. Почти десять минут потребовалось нам, чтобы выйти на орбиту высотой в пятьсот километров.


Защёлкали приборы. Побежали стрелки хронометра. Включаю электронный глобус — он нам поможет определить местонахождение над Землёй, покажет все радиостанции Земли, а также свет и тень. Свет и тень — это важно в космосе.

За одни земные сутки в космосе проходит шестнадцать космических суток со сменой дня и ночи. За одни земные сутки солнце в космосе восходит и заходит шестнадцать раз!

2. Прыжок в космос

Впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ - вторым пилотом.

 Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.

 Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.

 В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода. Кроме того, сам космонавт вел съемку специальной кинокамерой С-97.

 После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.

  Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.

 Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.

 БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

 

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля.

В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры,

а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года вышел наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии. Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды — на Земле такого не почувствуешь



У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух…Леонов так описал незабываемые 12 минут 9 секунд за бортом корабля: «Я шагнул в эту бездну и … никуда не провалился. Завораживали звезды. Они были везде: внизу, вверху, слева, справа. Еще до полета я читал Циолковского, как он описывал выход человека в открытый космос. И он совершенно точно и подробно предугадал все эти ощущения. Удивительно, откуда он мог это знать?»

Как позже вспоминал Алексей Леонов, самое яркое впечатление об открытом космосе – это тишина. «Я до сих пор слышу, как в этой тишине стучит мое сердце, и свое дыхание», – рассказывал космонавт.

В эти минуты второй пилот корабля «Восход-2» Павел Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» – и подключил телефон в скафандре Леонова к передаче московского радио. В эфире Левитан читал сообщение о выходе человека в открытый космос.

 

Для подачи кислорода и связи с бортом "Восхода-2" (параметры орбиты - от 167 км до 475 км) использовался страховочный трос. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

 В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

 После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто.

(В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад.)



Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного (с 0,4 до 0,27 атмосфер). «Я принимаю решение сбросить давление, – вспоминал космонавт. – Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Выбора нет, я пошел по этому пути. Думаю, я уже час нахожусь, дышу чистым кислородом, наверное, я вымыл азот. И я сбрасываю давление в два раза».



 

Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено (из рассказа Алексея Леонова в книге "Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди", 2005). И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка. За эти 12 минут и 9 секунд в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.

 Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.

 С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

 После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

Общая продолжительность полета "Восхода-2" составила 1 сутки 2 часа 2 минуты.



3. 12 минут в открытом космосе

На корабле «Восход-2» были установлены две телевизионные камеры, которые запечатлели минуты, проведенные Алексеем Леоновым за бортом корабля. Эти знаменитые кадры, как наш советский космонавт «парит» в открытом космосе,

машет рукой и передает привет из космоса, облетели весь мир.

4. Первая посадка в ручном режиме

Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была». 21 марта космонавты на лыжах дошли до вертолета.



Первая нештатная аварийная посадка в тайге послужила поводом для разработки специального пистолета для космонавтов. Алексей Леонов сам обратился к тульским оружейникам с просьбой создать многофункциональное оружие для космонавтов. На личном опыте он убедился, что пистолет Макарова, входящий в состав комплекта космонавта еще с полета Юрия Гагарина, не позволял решить проблемы выживания в экстремальных условиях. Алексей Леонов и Павел Беляев позже вспоминали, как к их костру из леса выходили медведи. Тогда только чудом им удалось выжить, отпугивая хищников выстрелами в воздух.

Алексей Леонов во время выхода в открытый космос «улетал» от корабля на несколько метров и возвращался пять раз.

Сегодня космонавты не имеют права отсоединяться от поручней, они цепляются карабинами, чтобы не отплыть от борта. Примерно, как в известном голливудском фильме «Гравитация», где герои постоянно держатся за поручни, а когда в результате аварии один из них теряет связь с кораблем, его просто уносит в открытый космос.



Кстати, создатели фильма в свое время обращались за консультацией к Алексею Леонову, ведь он, как никто другой, знает, чем могут грозить нештатные ситуации в открытом космосе. За свой короткий, но очень значимый полет Леонов пережил сразу несколько серьезных инцидентов

5. Первопроходец космического вакуума

Первопроходец космического вакуума родился 30 мая 1934 года в маленьком селе Листвянка Тисульского района. Сейчас это территория Кемеровской области.

В семье Леоновых было 8 детей, Алеша был самым младшим.

В 1936 году отца многодетного семейства из-за доноса репрессировали, и дети с матерью остались без средств. К счастью помогла старшая сестра, которая выйдя замуж, за 22-х летнего Могилёвского парня, в это время жила и работала в Кемерово. В лютый мороз её супруг приехал на розвальнях в Листвянку, укутал всех в тулупы и увёз в город. Все разместились в комнате размером16 квадратных метров барака. Вспоминая детство, Леонов всегда восхищался мужеством этого человека, ведь он приютил у себя семью репрессированного.

В 1939 году отца Леонова реабилитировали, и с приходом кормильца жизнь стала немного легче, но ненадолго, так как в 1941 году началась Великая отечественная война.

Одним из увлечений с детства у Алёши была авиация. Читая конспекты брата, который учился в авиационном техникуме, к моменту окончания школы он уже довольно хорошо знал устройство авиадвигателей, а также теоретическую часть о полётах.

Лет с десяти будущий художник расписывал ковры, по натянутой отцом простыне хозяйственными красками, причём, грунтовку он готовил сам, используя для этого столярный клей, олифу, мел и ржаную муку. Оплату за выполненную работу получал двумя буханками хлеба.

Алексей начинал учиться в кемеровской школе № 35, а заканчивал учёбу в средней школе № 21 в Калининграде, куда переехала вся семья в 1948 году. Получив школьный аттестат, молодой человек сомневался в выборе профессии и первоначально хотел поступить в рижскую академию художеств, но комнату в общежитии студентом первого и второго курса не предоставляли и будущий авиатор, уйдя с первого курса в 1953 году, поступил в Военную авиашколу, находящуюся в городе Кременчуг Полтавской области.

По окончании этого учебного заведения Леонов был направлен в Высшее военное училище лётчиков истребителей расположенное в городе Чугуев на Украине.

В 1960 году молодой авиатор был замечен руководителем Центра подготовки космонавтов и был зачислен в отряд.

19 марта 2020 года будет 55 лет со дня выхода космонавта Алексея Леонова первым в мире в открытый космос.



6. Мой командир Павел Иванович Беляев

Алексей Архипович писал: «Мой командир Павел Иванович Беляев. Я с ним познакомился весной 1960 года, когда он прибыл к нам в отряд.

Среднего роста, широкоплечий, рассудительный и спокойный по складу характера — он мне сразу понравился, и я подумал: с ним — куда угодно, хоть в разведку, хоть на край света. Так и получилось, пришлось нам идти на космическом корабле в разведку на «край света».

Павел Иванович родился в Вологодской области, на севере России. Вырос среди лесов, с детства охотился на пушного зверя.

В военное время семнадцатилетним парнишкой он поступил в лётное училище. Закончилась Великая Отечественная война, но началась в августе сорок пятого новая война с союзником фашистской Германии — Японией. И сразу после окончания училища Павел Иванович улетел на Восток громить японских милитаристов.

Война быстро кончилась победой нашего народа, а Павел Иванович остался служить на Дальнем Востоке — охранять границы нашей великой Родины.

Однажды с Павлом Ивановичем произошёл такой случай. Он летел над морем, и в самолёте вдруг остановился двигатель — вышел из строя бензонасос. Оставалось одно — ручной насос: качать бензин правой рукой, а левой управлять самолётом. До берега было километров пятьсот.

Скоро давление бензина повысилось — можно включать зажигание. Мотор чихнул и ровно запел свою могучую песню — только подавай бензин.

Целый месяц потом Павел Иванович не мог поднять правую руку, так болели мышцы.

Как хорошего лётчика Павла Ивановича послали учиться в Военно-Воздушную академию. Он её успешно закончил и к нам пришёл уже командиром эскадрильи.

Вот с ним мы и начали отработку программы выхода человека в космос.»

Лишь 12 минут и 9 секунд первопроходец находился за пределами космического корабля «Восход-2», но этих мгновений было достаточно, чтобы войти в историю.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.



Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.









Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Алексей Архипович Леонов.



7. Память

11 октября 2019 года в возрасте 85 лет после продолжительной болезни Алексей Архипович Леонов умер. Его запомнили как выдающегося человека, первым покорившим космический вакуум.

  1. Для увековечивания памяти о нём в Москве на алее космонавтов и в Кемеровской области установлены его бронзовые бюсты, а также в Кузбассе учреждена «медаль Алексея Леонова» и его именем назван аэропорт. На обратной стороне луны теперь есть кратер названый в честь героя.

  2. Похоронен космонавт на военном мемориальном кладбище в Мытищах.

И сейчас, по прошествии более полувека с того знаменательного дня, мы испытываем гордость от сознания того, что именно наш соотечественник первым решился шагнуть в бездну. Имя А. А. Леонова золотом вписано в историю мировой космонавтики. Выход в открытый космос, выполненный им, был, есть и будет знаменательной вехой в истории покорения космического пространства человеком.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!