СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Поле брани среди школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Поле брани среди школьников"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

МБОУ «Подгороднепокровская СОШ Оренбургского района»







конкурс исследовательских работ

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»






Гуманитарная секция


«Поле брани» среди школьников









Ученица 3 «Б» класса

МБОУ «Подгороднепокровская СОШ »

Оренбургского района

Портнова Инна





Школьный учитель:

Ихсанова Д.Х.,

учитель начальных классов 1 категории







Подгородняя Покровка

2020

«Поле брани» среди школьников


Содержание



Введение……………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1.Поле брани…………………………………………………………

5

  1. 1 История (возникновение, происхождение бранных слов) в русском языке ………………………………………………….………….

5

  1. 2 Понятия, характеристика, сфера употребления бранной лексики.

6

ГЛАВА 2. Практическое исследование бранной лексики …………………

8

  1. 1 Поле брани среди школьников …………………………………….

8

  1. 2 Рекомендации по искоренению «бранной лексики»……………...

13

Заключение……………………………………………………………………

14

Список использованных источников………………………………………..

15

Приложение А Опрос…………………………………………………………

16

Приложение Б Источники поступления слов-паразитов в лексику школьников……………………………………………………………………

17






















Введение


Объект, предмет исследования: речь школьников, учащихся 3-8 классов П-Покровской СОШ, «бранная лексика».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Поэтому я обратилась к этому вопросу. Меня тревожит проблема сквернословия, особенно среди моих сверстников – людей, от которых зависит будущее России. Считаю, что словесная брань – это не только невоспитанность, дурная привычка, но и унижение себя, неуважение и даже оскорбление тех, в чьем присутствии оно звучит. «Бранная лексика» делает нашу речь не красивой. К сожалению, такие выражения неприятно слушать и слышать.

Я выбрала эту тему, потому что в наше время проблема сквернословия является очень актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему люди, учащиеся используют в разговорах такие слова и с какой целью.

Цель проекта: установить характер влияния «бранной лексики» на успеваемость, поведение и общение школьников

Задачи исследования:

­­– Рассмотреть проблему сквернословия среди учащихся, проведя исследование среди учащихся 3-8 классов

– Узнать историю бранных слов

– Выяснить:

а) почему люди сквернословят

б) как сквернословие вредит здоровью

в) как бороться со сквернословием

Предполагаемый результат: получение новых знаний о «бранной лексике». Разработка рекомендаций для очищения лексики учащихся от бранных слов.

























































  1. Поле брани



1.1 История (возникновение, происхождение бранных слов) в русском языке


Ежедневно мы произносим большое количество слов, не задумываясь о том, что каждое наше слово несет в себе огромное значение, влияет на окружающих и на нас самих.

К большому сожалению, грубость и ненормативная лексика стали у нас почти обыденностью. После ряда безуспешных попыток борьбы с этим явлением люди стали воспринимать площадную брань как неизбежное и неискоренимое зло.

Грубые и бранные слова наносят вред духовному и физическому здоровью человека.

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика». Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В.И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: « Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина…; смрад, вонь; нравственное растленье; всё богопротивное» [2, с.592].

В древней Руси «бранная лексика» являлась не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Употребляя «бранную лексику» в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Например, раньше нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

В русском языке бранные слова называются матерными. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать – сырую землю, Богородицу и родную Мать человека. По народным нравственным представлениям славян тот, кто бранится матом оскорбляет не только мать собеседника, сколько собственную мать.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века являлось уголовно наказуемым.


    1. Понятия, характеристика, сфера употребления


В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости.

Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, – оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Психологи объясняют причину тяготения подростков к «чёрным» словам интересом к их происхождению, вернее, к тому, что стоит за этими словами. Ведь мат построен на обозначениях реалий и процессов, связанных с той заповедной областью, в которой подростку хочется показать себя знающим, опытным человеком. Отсюда и цинизм в поведении и в словах. Совершенно очевидно, что эта «детская болезнь» не такая уж и безобидная. Она не проходит бесследно для формирования человека как личности.









































  1. Практическое исследование бранной лексики



2.1 Поле брани среди школьников


Источником формирования речевой культуры школьников является семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ. Причем телевидение и интернет являются самым массовым и доступным средством информации для школьников, активно влияющими на формирование ценностных установок, в том числе и на язык, и на культуру общения.

При анкетировании было опрошено 161 учащихся, из них 101 ученик младшего звена (3-4 класс) и 60 учеников среднего звена (5-8 класс).

Исследования лексики школьников П-Покровской СОШ показали, что наряду с нейтральной лексикой используется лексика, ограниченная в употреблении.

В ходе анкетирования было отмечено, что большинство школьников смотрят мультфильмы, такие как «Смешарики», «Лунтик», «Фиксики», «Гравити Холз», «Монстр Хай», «Рик и Марти», «Губка Боб». Если рассмотреть соотношение смотрят/не смотрят мультфильмы, то у школьников младшего звена выходит соотношение 77% смотрят, 23 не смотрят, у школьников среднего звена – 87% смотрят, 13 не смотрят.

Диаграмма 1

Соотношение смотрят/не смотрят мультфильмы


При проведении анкетирования были заданы вопросы: «Читаете ли Вы книги?», «Сколько времени вы проводите в Интернете?», «Пользуетесь социальными сетями?», «При общении в социальных сетях, как вы обращаетесь к собеседнику?». Обработав результаты опроса, выяснили, что школьники младших классов читают больше (43%) , школьники средних классов –34%. На просмотр мультфильмов тратят почти все одинаковое время. При этом стоит отметить, что школьники смотрят в большинстве случаев одни и те же мультфильмы («Фиксики», «Смешарики», «Гравити Холз»). А вот на общение в социальных сетях больше времени тратят школьники средних классов (34%), младшие классы – 26%.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: на формирование лексики школьников младших классов большее влияние оказывают мультфильмы. Зарубежные мультфильмы смотрят с удовольствием, т.к. они яркие, красочные, со множеством спецэффектов. В сюжете много драк, «крутых» слов и ругательств. Часто звучат слова: «тупица», «идиот», «дурак». Герои мультфильмов грубые и даже можно сказать вульгарные.

Учащиеся младших классов в своей речи начинают употреблять такие слова, повторяют поведение героев мультфильмов, чтобы казаться «крутыми». Порой они сами не понимают, что повторяют поведение мультгероев. При обращении к толковому словарю под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, мы видим, что все эти слова отмечены как просторечные или бранные, жаргонные. Это снижает и обедняет словарный запас школьников.

Стилистически ограниченная лексика, употребляемая в мультфильмах, популярна среди школьников и оказывает негативное воздействие на формирование словарного запаса, культуры их речи.

Данные опроса показали, что большая часть школьников среднего звена (34%) проводят в Интернете. Самыми популярными сайтами являются социальные сети, в которых они общаются на «своем» языке. Наиболее популярными словами приветствия являются: «привет», «здорова», «братан» или общаются совсем без обращения к собеседнику. Это также снижает и обедняет словарный запас.

Диаграмма 2

Соотношение распределение свободного времени: мультфильмы/книги/соц сети

В результате анкетирования выяснилось, что примерно одинаковое количество школьников (младших и средних классов) употребляют «бранную лексику» – 17% и 19% соответственно. Также хочу отметить, что некоторые учащиеся употребляют в речи «бранную лексику», но не понимают значения употребляемых слов. Тем самым они думают, что произносят хорошие слова.

Диаграмма 3

Употребляют/не употребляют ненормативную лексику


Человек, привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Часто брань применяют, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну», «как бы») очень трудно бывает избавиться, тем более — от  сквернословия.

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий. 

Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми.  Очень часто именно родители становятся «образцом» грязной речи.

Склонность к использованию нецензурных выражений может быть связана с низкой успеваемостью. Постоянное употребление нецензурных выражений характерно в первую очередь для слабоуспевающих школьников. И наоборот, ученики с хорошей успеваемостью более склонны никогда не употреблять ненормативную лексику.

По результатам анкетирования видим, что большинство школьников (56%) не знают о вреде бранной лексики на успеваемость.








Диаграмма 4

Влияние «бранной лексики» на успеваемость школьников

Бранная лексика задевает глубинные слои подсознания и может привести к конфликту. Вспомните: драки, погромы никогда не сопровождаются литературной речью, но всегда сопровождаются отборной руганью, что вызывает агрессию. У людей, употребляющих «бранную лексику» развивается такая же зависимость от бранного слова, как, например, у заядлого курильщика от никотина. Люди, стремящиеся к отказу от ненормативной лексики, утверждают, что перестать ругаться ничуть не легче, чем бросить курить.

Но самая большая опасность угрожает детям. Сквернословие является мостиком к их деградации. Ученые установили, что дети, часто слышащие «бранную речь», заметно отстают в умственном развитии.

Наш опрос показал, что большинство школьников не знают (56%) о вреде «бранной лексики» на здоровье человека.

Диаграмма 5

Влияние «бранной лексики» на здоровье школьников

    1. Рекомендации по искоренению «бранной лексики»


  1. Избегайте общения с людьми, которые являются источниками сквернословия. Если такой возможности нет, не поддавайтесь соблазну быть похожими на них. Иногда нужно поменять свое окружение - друзей, знакомых, если они не принимают нормального общения.

  2. Не торопитесь говорить. Лучше сначала подумать о том, что сказать, и только после этого говорить. 

  3. Чтобы избавиться от так называемых "слов-паразитов", нужно больше читать художественной литературы (желательно не детективы и не фантастику). Чтение хорошей художественной литературы поможет Вам создать новые разговорные модели. Чем больше читаешь, тем больше меняется манера разговора.

  4. Избегайте конфликтных ситуаций, а еще лучше - научитесь уходить от них. Конфликт всегда является источником большого внутреннего напряжения, которое необходимо куда-то сбрасывать, так как человек не может долго находиться в таком состоянии. У каждого есть свой способ. Кто-то плачет, кто-то тут же начинает делать работу по дому, в саду, в огороде, кто-то идет заниматься спортом. Подберите себе один из таких способов, только ни в коем случае не сбрасывайте негативную энергию на других людей.

  5. Имейте желание стать лучше, избавиться от плохих привычек. Без желания никакого результата не достичь.

  6. Умейте просить прощение за бранное слово.







Заключение


Исследование, проведенное нами, позволило решить поставленные задачи. В современном обществе употребление ненормативной лексики приобрело масштабы эпидемии, она проникла в литературу, в кино, в средства массовой информации, для многих матерная речь становится нормой.

Учащимся нужно неустанно объяснять, что сквернословие – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами.

Употребление ненормативной лексики связано, прежде всего, с эмоциональным состоянием учащихся: больше половины употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не могут выразить свои эмоции другими словами». Что касается использования ненормативной лексики для оскорбления другого, то почти каждый десятый употребляет ненормативную лексику для этой цели. Лишь небольшая часть школьников утверждает, что использование нецензурных выражений – результат влияния их ближайшего окружения. Для многих употребление ненормативной лексики является привычкой.

Исследование подтвердило и показало, что для искоренения сквернословия у школьников необходимо: принять решение не сквернословить; уметь противостоять влиянию среды; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; не брать плохой пример со своих сверстников; искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; ввести уроки этикета и хороших манер для школьников.








Список используемых источников



  1. Влияние сквернословия на здоровье человека (Электронный ресурс)/ Режим доступа: http://eparhia-amur.ru/publication/text/27926.html

  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 736 с.

  3. Как сквернословие влияет на здоровье (Электронный ресурс)/ Режим доступа: http://gubkin-crb.belzdrav.ru/personal/profanity.php?type=special

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.– М.: Азбуковник, 1994. – 944 стр.

  5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографичесий словарь. – 41-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.








































Приложение А


Опрос


Класс _______________


  1. Смотрите ли Вы мультфильмы?

  2. Какие мультфильмы Вы смотрите?

– название мультфильма

  1. Читаете ли Вы книги?

– какие книги (учебная, художественная или другая литература)

  1. Сколько времени Вы проводите в Интернете?

  2. Пользуетесь ли Вы социальными сетями?

  3. При общении в социальных сетях, как Вы обращаетесь к собеседнику?

– Обращение

  1. Знаете ли Вы, что такое бранная лексика?

  2. Употребляете ли Вы в речи бранную лексику?

  3. Почему Вы используете бранную лексику (причины )?

– Перечень причин

  1. Как Вы реагируете на бранную лексику по отношению к тебе?

  2. Знаете ли Вы о негативных последствиях сквернословия на здоровье человека?

  3. Считаете ли Вы, что бранная лексика влияет на успеваемость?













Приложение Б


Источники поступления слов-паразитов в лексику школьников


Мультфильмы

Интернет

Лексикон школьников

Делай ноги (беги)

Грива (волосы)

Тусить (отдыхать)

Шпала (высокий человек)

Башка (голова)

Ежу понятно (очевидно)

Не путевый (плохой)

Не фортит (не везет)

Зачетно (хорошо)

Грохнет (убьет)

Сотик (сотовый телефон)

Мутить (что-то задумать)

Где тебя носило? (где ты был?)

Махач (драка)

Так-то не гони (что ты говоришь?)

Идиот

Зубрить (учить)


Тупица

Чокнутый (сумашедший)






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!