Хоринский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Актуальность темы: Среди планет Солнечной системы больше всего представляет интерес планета, названная в честь бога войны, Марс. Марс относится к земной группе планет Солнечной системы и имеет сходство с Землёй. В его атмосфере содержится кислород, хоть и в малом количестве, присутствует вода в виде льда в полярных шапках. На Марсе есть вулканы, как и на Земле, а так же наблюдаются извилистые долины и углубления, напоминающие русла рек, что свидетельствует о том, что несколько миллиардов лет назад эта планета имела более плотную атмосферу и гидросферу. Все это говорит о том, что планету Марс можно считать более перспективным небесным телом для поисков следов жизни и возможной колонизации в будущем. Поэтому исследование планеты Марс, считаю актуальной темой.
Постановка проблемы, цель, объект исследования, предмет исследования
Постановка проблемы: возможно ли выжить на Марсе.
Цель: выяснить, какие условия необходимы для существования жизни на Марсе
Объект исследования: планета Марс
Предмет исследования: условия для существования жизни на Марсе
Задачи и методы исследования
ЗАДАЧИ:
1. Ознакомиться и проанализироровать литературу по вопросам изучения планеты Марс.
2. Сделать сравнительный анализ между планетами земной группы как Марс и Земля.
3. Определить условия, необходимые для жизни на Марсе.
4. Выявить факторы, затрудняющие колонизацию Марса и найти пути их решения.
5. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения знаний о Марсе
6. Изготовить модель планеты Марс.
7. Провести анализ, делать выводы и обобщение.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 . теоретический (анализ литературных источников)
2. эмпирический (анкетирование, фотографирование, сравнение)
3. экспериментально-теоретический (анализ, моделирование)
Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы собранный материал и выполненная мною модель Марса могла быть использована в учебных целях на уроках физики, астрономии и на внеклассных занятиях по данным предметам.
Этапы работы
- Анкетирование учащихся;
- Изучение и сбор информации по теме исследования
- ознакомление одноклассников с собранной информацией, повторное анкетирование.
№
п/п
Вопрос
1
Ответ
Сколько лун имеет Марс?
верно
2
не верно
9 (60%)
По наличию какого неорганического вещества планета Марс получила название «красная планета»?
3
Как называется самая высокая гора в Солнечной системе и на Марсе?
6(40%)
4
8 (53%)
5
Были ли найдены на Марсе свидетельства существования жизни?
7 (47%)
7(47%)
6
Что из нижесказанного верно?
8(53%)
8(53%)
Средняя температура на Марсе равна:
7(47%)
7
7(47%)
8(53%)
8(53%)
Первым человеком, наблюдавшим Марс в телескоп, был:
8
9
7(47%)
Укажите период обращения Марса вокруг оси.
6 (40%)
10
Какой по счёту планетой от Солнца является Марс?
2 (13%)
9(60%)
Марс относится к планетам:
11
13(86%)
8(53%)
Происходит ли смена времён года на Марсе?
7(47%)
7(47%)
12
8(53%)
2(13%)
Какой газ преобладает в атмосфере Марса?
13(86%)
9(60%)
6(40%)
:
1. Куликовский П. Г. «Справочник любителя астрономии» 2009г.
2. Солнечная система / Ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2008.
3. Владимир Сурдин. Марс: Великое противостояние. — М.: Физматлит, 2004.
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонизация_Марса
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Космонавтика
3. https://marsplaneta.ru/10-tehnologij-neobhodimyh-dlya-poleta-na-mars
4. https://riafan.ru/489680-polet-na-mars-s-chego-nam-sleduet-nachinat
5. https://zen.yandex.by/media/deep_cosmos/realen-li-polet-na-mars-pri-tekuscem-urovne-razvitiia-tehnologii-5e900061f28ead2b29873456
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕМЛИ И МАРСА
Сравнительные характеристики
Планета Земля
Расположение от Солнца
Возраст
Планета Марс
149,6 млн. км
Размер
228 млн. км
4,5 млрд. лет
Угол наклона оси
4,65 млрд. лет
полярный радиус 6356,8 км
средний радиус 6471 км
полярный радиус 3376,2 км
средний радиус 3389,5 км
Период вращения вокруг своей оси (длительность суток)
23,44°
23,93 часа
Период обращения по орбите (длительность года)
25,19°
365,24 земных суток
24,62 часа
Времена года
686,96 земных суток
есть четыре времени года
Атмосфера
т.к.угол наклона оси Марса практически равен углу наклона оси Земли, вполне возможно, что времена года есть
есть
Состав атмосферы
0,03% углекислый газ
77% азот ; 21% кислород , 1% аргон
тонкий слой атмосферы (0,6% от земной атмосферы)
Вода
Средняя температура поверхности планеты
95,32% углекислый газ
2,7% азот ; 0,13% кислород а, 1,6% аргон
Покрывает большую часть планеты
+ 15°С
Спутники
Жидкой формы нет. Только водный пар (испарения) и лед.
- 63°С
Один спутник - Луна
Два спутника – Деймос и Фобос
Вывод: Между планетами Земля и Марс есть сходство, а это значит, что создать колонию на Марсе возможно в будущем будет возможно, о чём свидетельствуют результаты проанализированные в таблице.
Для создания колонии на Марсе необходимо:
Жилье для колонизаторов
Оптимальная территория – экватор, где температура приближенна к земной и равна +20 градусов по Цельсию. На экваторе множество тоннелей и кратеров, где можно построить первое жилье для колонизаторов. Архитекторы предлагают строить дома из марсианской земли. Дома при этом будут напоминать огромные вазы или пчелиный улей. Такая форма нужна для смягчения атмосферного давления Марса.
Запасы еды и воды
Запасы продовольствия, привезенные с Земли, рано или поздно иссякнут. Поэтому необходимо восполнять еду на месте:
- построить теплицы, защищенные от излучения, в которых будут выращивать различные культуры. В них можно искусственно поддерживать необходимую температуру и влажность, чтобы растения нормально росли и приносили плоды .
Для создания колонии на Марсе необходимо:
Создание атмосферы
Для жизни людям нужен кислород. Первое время он будет вырабатываться искусственно в пределах жилых модулей. В дальнейшем его необходимо синтезировать по всей планете. Например:
- привести на планету водоросли, планктон и другие организмы, способные к фотосинтезу;
- ионизировать двуокись углерода, находящейся в атмосфере Марса.
Для создания колонии на Марсе необходимо:
Источники энергии
Альтернативный вариант - ядерная энергетика. Под поверхностью Красной планеты имеются залежи урана и лития, а в ледниках – тяжелого водорода. Все это может стать отличным топливом для ядерных генераторов и электростанций .
Факторы, затрудняющие колонизацию Марса. Пути решения.
:
1. Солнечное излучение 2. Слабая гравитация.
3. Низкая температура 4. Слабое магнитное поле
5. Песчаные марсианские бури
Вывод: для создании колонии на Марсе необходимо жилье для колонизаторов, создание атмосферы, запасы еды и воды, источники энергии. Что же касается непосредственного нахождения человека на поверхности красной планеты, то здесь существует множество неблагоприятных факторов. Это губительное солнечное излучение, слабая гравитация, низкая температура и слабое магнитное поле, а так же частицы марсианской пыли. В связи с выше перечисленным, сделаем заключение, что для успешной колонизации планеты требуется предварительное терраформирование – целенаправленное изменение климатических условий, атмосферы, температуры., чтобы сделать её пригодной для жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнив характеристики планет, я пришла к тому, что между планетами есть сходства, а это значит, что создать колонию на Марсе будет возможно, при определённых условиях .
Необходимо жилье для колонизаторов, создание атмосферы, запасы еды и воды, источники энергии. Что же касается непосредственного нахождения человека на поверхности красной планеты, то здесь существует множество неблагоприятных факторов. Это губительное солнечное излучение, это сила тяжести, которая более чем в два с половиной раза меньше земной, слабая гравитация заставляющая организм перестраиваться, это низкая температура и слабое магнитное поле, а так же частицы марсианской пыли. В связи с выше перечисленным, считаю, что для успешной колонизации планеты требуется предварительное терраформирование. А это значит, что в далеком будущем проблема о возможной жизни на Марсе будет решена и миф о полетах на Марс станет настоящей реальностью.
Спасибо за внимание.
исполнитель: Борисова Галина учащаяся
8 – го класса.
руководитель: Романова Евгения
Ильинична
должность: зам директора по УР, учитель
физики и математики
место работы: МБОУ «Санномыская СОШ»