СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Религии мира, их влияние на формирование духовно-нравственных ценностей народа"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Религии мира, их влияние на формирование духовно-нравственных ценностей народа"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАХАНОВА

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК







Отделение (номинация): история

Секция: религия





Религии мира, их влияние на формирование

духовно-нравственных ценностей народа


Работу выполнил (а):
Рыбалкин Евгений Алексеевич,
ученик 5 класса Стахановской основной школы № 12

Научный руководитель:
Довбня Яна Николаевна,
учитель истории и

обществознания









Стаханов 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………5-10

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ. МИРОВЫ РЕЛИГИИ…….5

1.1. Возникновение религии …………………………………………………………….5

1.2. Современные мировые религии ……………………………………………………6

1.3. Роль религии в формировании сознания подростков……………………………..7

Выводы по 1 главе……………………………………………………………………….10

ГЛАВА 2.РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ……………………11

2.1. Роль духовно – нравственного воспитания……………………………………..11

2.2. Результаты исследования по изучению влияния религии на формирование духовно- нравственных ценностей……………………………………………………12

Выводы по 2 главе……………………………………………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………16

ПРИЛОЖЕНИЯ





















ВВЕДЕНИЕ

...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв


Всем известно, что религия играет значимую роль в жизни государства и всего общества. Религия – одна из древнейших форм массового сознания. В жизни того или иного общества религия определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культурой, традициями, влиянием смежных социально-политических образований.

Религия является общим термином, используемым в большинстве современных европейских языков для обозначения всех концепций, касающихся веры в Бога или богов, а также других духовных существ. Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. На протяжении многих веков она объединяла, и так или иначе развивала человечество. Её влияние на умы людей было неоспоримо. Однако с развитием науки и гуманистических идей доминирующее влияние религии было нарушено и в наше время всё меньше и меньше людей в развитых странах остаются верны институту религии. Но всё же и в наши дни вера, как таковая, не ушла из жизни и продолжает даже пассивно, но оказывать влияние на мировоззрение и поведение общества.

Актуальность данного исследования заключается в том, что религия была и остается важным фактором в развитии любой цивилизации и является неотъемлемым составным элементом общественной жизни, в том числе духовно-нравственного развития общества.

Объект исследования: религия как социальное явление.

Предмет исследования: роль религии в современном обществе.


Цель исследования – показать, как мировые религии влияют на формирование духовно- нравственных ценностей общества.

Задачи:

  • изучить и проанализировать информацию из открытых источников по этой теме;

  • исследовать положение религии и уровень её важности в современном мире;

  • провести анкетирование;

  • подвести итоги и проанализировать результаты анкетирования;

Методы исследования: изучение информации интернет ресурсов, сравнение, анкетирование, опрос.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована классными руководителями в процессе духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.























ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

1.1. Возникновение религии

Религиозные взгляды присущи человеку на протяжении всей многовековой истории, они формировались постепенно и существуют уже около 40 тысяч лет, с появлением первобытного человека Homo sapiens, способного к абстрактному мышлению. Религиозные верования были отражены в наскальной и пещерной живописи, а первичной формой религии являлось поклонение природе. Ученые полагают, что возникновение религий произошло тогда, когда люди стали отличать себя друг от друга, тогда зародилось колдовство, поклонение животным и предметам. Общим было, зарождение веры в сверхъестественное, поэтому у каждой религии есть свой первобытный предок.

Первобытные религии вращались вокруг средств, с помощью которых человек мог контролировать свой внешний мир. Первой из архаичных религий был Тотемизм – как вера в существование родственных связей между племенем и определенным видом растений и животных. Тотемизм был первой формой осознания единства племени и окружающем миром. В рамках тотемизма возникла система Табу, как механизм регулирования социальных отношений. Другой формой религии был Анимизм, как вера в существование души и духов. Находясь на низком развитии, первобытные люди старались защититься, наделяя явления природы сверхъестественными силами, поклоняясь им и олицетворяя их как духов. Шаманизм – вера в то, что отдельный человек обладает сверхъестественными способностями. Шаман обладал социальным статусом, был хранителем информации. Фетишизм – наделение предмета сверхъестественной силой. Предметом поклонения становился любой предмет: камень, кусочек дерева, глиняное изделие. [4]

В настоящее время первобытные религии сохраняются в труднодоступных районах Тропической и Южной Африки, а по своей форме и структуре близки к Христианству. В своих идеях они похожи в любви к природе, понимании слабости человека и признании важности высших сил.

1.2. Современные мировые религии

После первобытных религий появились национальные религии, которые связаны с историей того или иного народа, нации. Такие религии распространены в рамках определенной области или государства. Это иудаизм, индуизм, зороастризм, конфуцианство, синтоизм.

Мировые религии распространились среди народов различных стран и континентов, в отличии от национальных. Религия считается мировой, если влияет на ход истории и масштабы распространения.

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия, возникла в VI веке до нашей эры. Её создателем был индийский царевич Гаутама Будда, являвшийся выходцем из религиозного мира индуизма, который позже получил имя Будда. Буддийское религиозное мировоззрение не поклоняется ни одному существу. Основная его идея – самоуглубление человеческого разума.

Христианство возникло в I веке нашей эры, в восточных провинциях Римской империи. Христианство многое позаимствовало из иудаистской религии, включает в себя идею монотеизма. Центральной идеей является греховность человека, как причина всех его несчастий и учение об избавлении грехов путем молитвы и покаяния, вера в пришествие спасителя Иисуса. Священной книгой считается Библия, Ветхий и Новый завет.

В христианстве выделяется три направления: католичество (западное), православие (восточное), протестантизм.

Самой молодой из существующих мировых религий является Ислам, он возник в первой четверти VII веке нашей эры, на Аравийском полуострове. Основателем Ислама стал Мухаммед. Он проповедовал веру в единого Бога – Аллаха, а себя называл его посланником. Основные идеи изложены в священной книге Коран, заключается в поклонении единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. [5]

Духовность - понятие широкое, многогранное. В современной науке принято делить духовность на религиозную и светскую, исходя из того, что духовность творится не только на основе божественного Духа, но и на основе духа человеческого. Духовностью считают проекцию внутреннего мира человека, систему его внутренних жизненных ценностей и идеалов, нравственный стержень. Она формирует его целостность, смысловые основы жизни, её целевые установки. В историческом плане духовность берет своё начало в религии [6]. Религиозные взгляды разнообразны, а общее что их объединяет наличие веры в сверхъестественное. С духовной точки зрения религию можно определить, как нравственность, которая содержит общечеловеческие ценности, помогая человеку искать ценности собственные. Это истина, которую человек осознает, как личную, глубокую связь с божественным, как сосредоточение духовного, отделенного от привычной суеты. Религия предлагает человеку определенную картину мира, наполненную морально-ценностным смыслом, имеет столько же форм и образов, сколько существует религий и верований, и каждый человек делает самостоятельный выбор в вере, или в отказе от нее. [7]

1.3. Роль религии в формировании сознания подростков

Прежде всего, религия помогает нам справиться с неопределённостью мира непознанного. Мы многое не можем объяснить, и это как-то давит, вызывая глубокое внутреннее беспокойство. Речь идет о вещах серьезных: о смерти, о гибели любимого человека, словом о предельных, конечных условиях человеческого существования. В объяснении подобных вещей мы, как говориться, кровно заинтересованы, без знания о них нам просто тяжело жить. Вводя сверхъестественное существо (Бога), священные факторы, религия по-своему объясняет то, что объяснить по-научному вообще-то нельзя. Религия помогает осознать, хоть как-то понять и совершенно безнадежные, просто абсурдные ситуации. Ну, допустим, такую: честный, глубоко совестливый человек почему-то всю жизнь страдает, мучится, еле сводит концы с концами, а рядом люди бесятся с жиру, не знают, на что потратить нечестно заработанные, не своим трудом нажитые деньги. Несправедливость вопиющая! И чем ее объяснить, как согласиться? По-

человечески – ничем и никак. Но вот если есть другой мир, где каждому воздается по заслугам его, тогда другое дело – справедливость все-таки восторжествует. Можно тогда понять, даже внутренне принять несправедливость.

Религия освящает, т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему. Все эти и подобные им добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность, а также желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь – это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – прямого, честного, трудового.

Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период монголо - татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его идентичности. Недаром в победу на Куликовом поле одинаково прочно вписаны два имени: князя Дмитрия Донского и «игумена земли русской» Сергия Радонежского. К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны. Первое, что приходит на память, крестовые походы, которые мотивировались религиозными чувствами и символами веры, отличающими христиан от мусульман. Богата на религиозную рознь и современность: противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии, конфликт между мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский православно-мусульмано-католический узел и многое другое. Странная ситуация: сама по себе ни одна религия не призывает к насилию. Откуда же оно берется? В каждом конкретном случае действует, видимо, и нерелигиозные факторы. Но нельзя забыть и того, что каждая религия претендует не просто на истину, но на Абсолютную Истину. Абсолют же, по определению, не имеет и не терпит множественного числа.

В процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем и целостная система религиозного образования. В современную эпоху потребность в религиозном образовании возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых, по моему мнению, это необходимость преодоления без духовности современной цивилизации.

Обращаясь к работам ученого В. В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности [1].

Предоставляется очевидным, что каждый культурный человек, вне зависимости от своих мировоззренческих ориентаций, должен обладать определенной суммой сведений о религии как важной форме общественного сознания.

Религиозное просвещение школьников поможет восполнить значительные пробелы в их знаниях относительно «вечных вопросов» жизни и стимулировать познавательную и поисковую активность в осмыслении таких глобальных мировоззренческих проблем, как бытие и природа Бога; цель и смысл человеческой жизни; сущность и происхождение добра и зла и многое другое.

На сегодняшний день современные подростки готовы принимать, понимать и осознавать духовные законы мира, а их раскрывает религия. Дети современного поколения имеют волевую установку на осознанные действия. Они регулируют в своем сознании свои действия и действия окружающих взрослых.

Чтобы донести духовные ценности до сознания детей и тем поддержать их гармоничное развитие, религия должна стать одной из форм воспитания. Она может, в конце концов, возвратить человеческое общество к нравственным нормам жизни и пробудить в человеке понятие, что не только «хлеб насущный» нужен ему для его полноценной жизни.

С целью религиоведческого просвещения с января 2015 года в школах Луганской Народной Республики для обучающихся 4 классов, был введён предмет «Основы православной культуры».



Выводы по 1 главе

В первой главе мы познакомились с религией, её историей. Раскрыли значение религии, а также выяснили, как религия влияет на духовно - нравственное развитие общества. Исходя из всего изученного материала, я сделал вывод, что изучение религии очень важно, так как религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).




















ГЛАВА 2. РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Роль духовно – нравственного воспитания

Школьники, несут с собой заряд, необходимый для создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, может быть для того и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще помешать обществу, социальным явлениям исказить их судьбу. Педагоги должны уметь воспользоваться этим природным даром ребенка. Развитие личности должно развиваться через саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, особенно в духовно-нравственном направлении. К сожалению средства массовой информации, вопросу духовно-нравственного воспитания детей уделяют недостаточно внимания. Окружающая действительность, социум также порой не являются положительным примером для подрастающего поколения, поэтому в настоящее время роль школы в воспитании детей возрастает. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств через привитие глубокого почтения к родителям, учителям, крепкой семье, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям, любви и уважения ко всякой личности. Вместе с тем формируется умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и правильно реагировать на проявление всего этого в жизни. И самое ценное, что дети, общаясь друг с другом, передают полученные умения и знания своим сверстникам, оказывая тем самым на них ненавязчивое позитивное влияние.

В современной школе проводится работа по духовно-нравственному воспитанию. Это выпуск стенгазет, диспуты, конкурсы рисунков на библейские сюжеты, экскурсии в культовые учреждения (церковь и пр.), встречи со священнослужителями, посещение воскресных школ, обсуждение религиозной литературы, знакомство учащихся с православной церковной музыкой, живописью.

Таким образом, формирование базовой культуры личности подростков через духовно-нравственное воспитание – сложный, многогранный процесс. Четкая организация воспитательной работы в школе, определение конкретных целей и задач с учетом современных требований – залог успеха в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

2.2. Результаты исследования по изучению влияния религии на формирование духовно- нравственных ценностей

В ходе изучения проблемы влияния религии на формирование духовно- нравственных ценностей, я познакомился с работой образовательных школ, провёл анкетирование среди своих одноклассников (обучающихся 5 класса) и обучающихся 4-9 классов, родителей, учителей. Всего в анкетировании приняло участие 101 человек. Православие является важной религией нашей Республики. На территории Луганской Народной Республики находится 346 религиозных организаций и объединений, представляющих 11 различных конфессий и 5 религиозных организаций, которые ни относят себя, ни к каким религиозным конфессиям. Так же на территории Республики находиться около 197 православных храмов, при которых действуют 40 воскресных школ. В нашем городе находиться 8 православных храмов (Свято-Николаевский собор, Свято-Георгиевский храм, Свято-Пантелеимоновский храм, Архистратиго-Михайловский храм, Свято-Духовский храм, Храм иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская», Храм-часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (строящийся храм)).

Конфессиональный состав населения Донбасса сформировался в процессе многовекового хозяйственного освоения территории. Подавляющее большинство населения являются православными, относятся к Русской православной церкви. Второе место среди религиозных объединений республики занимает мусульманская община. Мусульманские мечети в настоящее время действуют в некоторых городах Луганской Народной Республики.

В современной образовательной школе учащиеся знакомятся с основными религиями мира, получают сведения о происхождении, истории религии, основных особенностях вероучений, символике, этических нормах, значимости религии в разных культурах. Это способствует углублению гуманитарного образования, помогает общению со сверстниками разных национальностей и вероисповеданий.

В воскресной школе (при церквях, храмах, соборах) дети получают глубокое, осознанное религиозное воспитание. Они посещают церковь, принимают участие в таинствах, соблюдают пост, что способствует их духовному развитию.

 Проанализировав результаты анкетирования школьников и их родителей, я пришёл к выводу, что предмет «Основы православной культуры» нравится детям. Предмет «Основы православной культуры» необходим в школе. Нужно воспитывать духовные ценности у детей, приобщать к чтению детей «Библии». Уроки формируют в детях, милосердие, доброту, совестливость, любовь к своим близким, к природе. Нужно верить в Бога, знать молитвы. Дети с ранних лет начинают верить и любить Бога. На вопрос хотели бы вы (ваш ребенок) продолжить изучение данного предмета в старших классах? И родители, и дети ответили – «Да». Есть и другие ответы детей и родителей. Дети не знают, нравится ли им данный предмет или нет. Не знают, чему они научились на данных уроках.

Анкетирование обучающихся показало, что дети имеют представление о мировых религиях, они относят себя к той или иной религии. В 5 классе 85 % – православные, воспитываются в православных семьях. 15 % - атеисты. Определяющее место занимала религия в родительской семье – 60 %. Нейтральное место – 25 %. Никакое – 15 %. На повседневную жизнь религиозные убеждения оказывают влияние (35 %). На повседневную жизнь религиозные убеждения оказывают нейтральное влияние (45 %). На повседневную жизнь религиозные убеждения не оказывают влияние (20 %). Считают, что в скорбях и испытаниях люди чаще обращаются к Богу (90%). Православному человеку легче пережить трудности (95%). На вопрос почему? Они ответили: «Вера в Бога помогает переносить житейские трудности». 3 % детей считают, что легче переносить житейские испытания атеисту. Из них - 2 % детей (православные), считают, что «испытания люди переносят по-разному независимо от веры», «Религия никак не может повлиять на решение проблем». Из них 5% детей (атеисты) на вопрос почему? Они ответили: «они ни во что не верят и ни от кого не зависят», «они полагаются на себя а на не вымышленных персонажей», «помощи свыше не получишь никогда», 60 % детей считают, что религия дает человеку духовно-нравственную опору в жизни.

Можно сказать, что те религиозные знания, которые дети получили в школе и в семье они оказывают, положительное влияние на сознание подростка и являются предпосылкой для дальнейшего религиозного воспитания и духовно-нравственного развития школьников.

Выводы по 2 главе

Анализируя полученные данные можно прийти к выводу, что главными и основополагающими факторами, которые оказывают влияние на формирование духовно – нравственных ценностей являются:

  • религия родителей

  • трудная жизненная ситуация (смерть близкого человека, проблемы со здоровьем, материальный или духовный кризис).

Я также выяснил, что религия не имеет большого значения в повседневной жизни людей, пришедших к вере по одной из вышеперечисленных причин.

Из этого следует, что в наше время молодые люди видят в религии способ утешить себя в сложной ситуации. Влияние же веры на общественное развитие, воспитание и духовное обогащение, подрастающее поколение считает незначительным. Так же анализ результатов анкетирования показал, что, несмотря на то, что учащиеся владеют некоторой информацией о религиях, необходимо внедрять в образовательный процесс предмет «История религий».









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религии отличаются одна от другой - у каждой есть собственные боги, священные книги, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии считается грехом, в другой может признаваться добродетелью. Каждую религию отличают особое мировозрение и культ. Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, то останется суть, «сердцевина», практически одинаковая у всех религий. Сходство основных религиозных моралей и функций религии приводит к тому, что многие философы, теософы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, в той или иной степени представленной в моральном своде каждой религии.

В процессе написания исследовательской работы мной был сделан вывод, что религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Именно это утверждение объясняет актуальность выбранной темы и именно этим обоснован выбор направления социологического исследования - изучение мнения обучающихся о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества. Невозможно даже в краткой форме изложить все фрагменты истории развития той или иной религии: религиозные войны, крестовые походы, межрелигиозная вражда — всё это дела и стремления человеческие, а прикрываются они священными символами или просто красными или чёрными знаменами — к вопросам веры это отношения не имеет. Неразрешима задача найти аргументы в пользу той или иной религии. Однако нет, не было и не будет на земле народа, представители которого не задавали бы себе вопросов: “Кто мы?”, “Откуда и куда мы идём?”, “Где наш дом?”.Возможные ответы содержат национальные и мировые религии. И каждый должен сам решить, насколько эти ответы полны и убедительны.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.

2.Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – Белгород, 2002.

3.Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга

4.URL: https://www.grandars.ru/college/filosofiya/drevnyaya-religiya.html

5.URL: https://bookz.ru/authors/vol_demar-karamazov/vseob6aa_161.html

6.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-i-duhovnost-istoriko-metodologicheskiy-aspekt

7.URL: https://moluch.ru/archive/66/11011/


















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для учащихся о роли религии в жизни человека

1.Какое место занимает религия в вашей семье?

а) определяющее;

б) нейтральное;

в) никакое

2. Какое влияние оказывают ваши религиозные убеждения на вашу повседневную жизнь?

а) определяющее;

б) нейтральное;

в) никакое

3. В скорбях и испытаниях люди чаще обращаются к Богу, чем в благополучии. Как вы думаете, почему?

А) да;

Б) нет;

В) другое.

4. Кому легче переносить житейские испытания: верующему или атеисту, и почему?

А) верующему

Б) атеисту;

В) другой вариант ответа.

5. Согласны ли вы с тем, что религия даёт человеку духовно-нравственную опору в жизни, и если да, то, с какого возраста ребёнку нужно дать такую опору?

А) да, указать возраст;

Б) нет.








Приложение 2

Анкета для родителей о преподавании предмета «Основы православной культуры»

1.Считаете ли Вы, что предмет «Основы православной культуры» необходим для изучения в начальной школе? Почему?

2.Какие качества личности Вашего ребенка помогают формировать уроки ОПК?

3.Хотели бы Вы, чтобы изучение ОПК продолжалось в старших классах? Почему?

4.Обсуждали ли Вы волнующие вопросы по предмету со своим ребенком?

5.Что вызвало затруднение в изучении предмета «Основы православной культуры»?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!