СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Собака друг человека. А человек собаке?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа " Собака друг человека. А человек собаке?"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Собака друг человека. А человек собаке?"»

МКОУ Большеинская  ООШ № 6. Учебно - исследовательский проект  « Собака - друг человека. А человек собаке? ….»   Выполнили ученики 4 класса. Руководитель Суворова И. Ю. 2012

МКОУ Большеинская ООШ № 6.

Учебно - исследовательский проект « Собака - друг человека. А человек собаке? ….»

Выполнили ученики 4 класса.

Руководитель Суворова И. Ю.

2012

  Однажды на уроке по « Окружающему миру» мы говорили о древнем мире, о жизни первобытных людей, рассматривали картинки о том, как они добывали себе пищу, охотились, как начался процесс одомашнивания животных. Зачем человек приручил коз, свиней было бесспорно ясно, но вопрос о том, зачем человеку нужна собака, вызвал разные предположения. Это помощник во время охоты, сторож, сила, ум и зубы…Многие ребята назвали и такую причину - нужен был не только помощник, но и верный хороший друг. Вспомнили и пословицу « Собака - друг человека». И тут возникли вопросы: « А кто человек собаке? Зачем в наше время собака человеку? Как современные люди относятся к собакам? Какие породы предпочитают?»   И мы решили провести исследование по данному вопросу.

Однажды на уроке по « Окружающему миру» мы говорили о древнем мире, о жизни первобытных людей, рассматривали картинки о том, как они добывали себе пищу, охотились, как начался процесс одомашнивания животных. Зачем человек приручил коз, свиней было бесспорно ясно, но вопрос о том, зачем человеку нужна собака, вызвал разные предположения. Это помощник во время охоты, сторож, сила, ум и зубы…Многие ребята назвали и такую причину - нужен был не только помощник, но и верный хороший друг. Вспомнили и пословицу « Собака - друг человека». И тут возникли вопросы: « А кто человек собаке? Зачем в наше время собака человеку? Как современные люди относятся к собакам? Какие породы предпочитают?»

И мы решили провести исследование по данному вопросу.

 Цель: выяснение вопроса является ли   человек другом собаки  и какие  отношения складываются сейчас  между собакой и человеком.

Цель: выяснение вопроса является ли

человек другом собаки и какие

отношения складываются сейчас

между собакой и человеком.

Задачи  исследования : 1.Составить план работы, и оформить дневник исследования. 2.Изучить данные по теме в литературных источниках и Интернете. 3. Выявить, причины одомашнивания волка человеком. 4. Провести опрос жителей села и учащихся школы по теме « Отношения человека и собаки в современных условиях». 5. Организовать выставку рисунков по данной теме.

Задачи исследования :

1.Составить план работы, и оформить дневник исследования.

2.Изучить данные по теме в литературных источниках и Интернете.

3. Выявить, причины одомашнивания волка человеком.

4. Провести опрос жителей села и учащихся школы по теме

« Отношения человека и собаки в современных условиях».

5. Организовать выставку рисунков по данной теме.

Объектом нашего исследования стали собаки, проживающие в нашем селе и их отношения с людьми.  Срок исследования: январь – март 2012 г.  Работа проводилась 4 группами.

Объектом нашего исследования стали собаки, проживающие в нашем селе и их отношения с людьми. Срок исследования: январь – март 2012 г. Работа проводилась 4 группами.

1. Составили д невник  исследовательской работы  « Собака друг человека.  А человек собаке?»

1. Составили д невник исследовательской работы « Собака друг человека. А человек собаке?»

 2. Изучили имеющиеся книги и журналы о собаках

2. Изучили имеющиеся книги и журналы о собаках

 3. Посмотрели мультфильмы, поработали в Интернете. 4. Составили анкеты для жителей села и школьников и начали свою исследовательскую работу .

3. Посмотрели мультфильмы, поработали в Интернете.

4. Составили анкеты для жителей села и школьников и начали свою исследовательскую работу .

Используя различные источники информации, мы многое узнали о собаках и хотим поделиться с вами.

Используя различные источники информации, мы многое узнали о собаках и хотим поделиться с вами.

 Цель исследования первой группы - возникновение слова «собака».  Пользовались тремя словарями :    Значение слова Собака по Ефремовой:  Собака - 1. Домашнее животное семейства собачьих, используемое для охраны, охоты и других целей.  2. Человек, с излишним рвением охраняющий интересы кого-л., служащий кому-л., чему-л.  3. Злой,  жестокий  человек. // Употр. как бранное слово. Значение слова Собака по Ожегову: Собака - Домашнее животное семейства псовых Собака  Знаток,  ловкий в каком-нибудь деле человек Собака  Название хищных млекопитающих семейства псовых Собака О злом, грубом человеке Значение слова Собака по словарю синонимов: Собака - пес  псина

Цель исследования первой группы - возникновение слова «собака». Пользовались тремя словарями :

Значение слова Собака по Ефремовой: Собака - 1. Домашнее животное семейства собачьих, используемое для охраны, охоты и других целей.

2. Человек, с излишним рвением охраняющий интересы кого-л., служащий кому-л., чему-л. 3. Злой, жестокий человек. // Употр. как бранное слово.

Значение слова Собака по Ожегову:

  • Собака - Домашнее животное семейства псовых
  • Собака Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек
  • Собака Название хищных млекопитающих семейства псовых
  • Собака О злом, грубом человеке

Значение слова Собака по словарю синонимов:

  • Собака - пес псина

Затем, работая с интернет- ресурсами, узнали откуда появилось слово собака.В русском языке оно известно с XII века. Первая официальная версия происхождения слова «собака» отсылает нас к тюркскому слову «кобяк» («köbäk»). Отметим, что слово это использовалось всеми тюркскими народами. По второй версии в слове «ic-бак» («зверь-следопыт», «ищейка») Так «ic-бак» трансформировался в «cъ-бак» и в такой урезанной форме был заимствован славянскими народами, которые уже в свою очередь превратили «cъ-бак» в более удобное для произношения слово «собака». По мнению авторитетных лингвистов Миллера и Фасмера слово «собака» является заимствованием из иранских языков, выглядело как «sabka» В самом общем смысле «sabāka» обозначает «быстрый». Имеется также некоторое количество теорий неофициальных версий.

Первая предлагает связать слова «собака» и «зуб» общим происхождением - от более древнего слова «цап» («цоп»). «Цап» обозначает «нечто острое», «острый предмет», а «цапнуть» - «схватить». Так что, «собака» - это «зубака», то есть, животное, «цапающее» свою добычу.

Вторая теория предлагает связать слово «собака» с понятием запаха («ця-пах» - «цапах» - «сапага» - «сабака» - «собака»). То есть, собака - это «чующая, чем пахнет».

Цель исследования второй группы: сроки и причины одомашнивания волка человеком.     Дружба человека и собаки длится около 33 тыс. лет. Об этом говорят животные останки, найденные в Разбойничьей пещере на Алтае. Ископаемый собачий предок совмещает признаки собак и волков: по сложению тела он близок к одной из древнейших пород, самоедской собаке, а вот зубы у него волчьи, что подтверждает, что поведение животное скорее напоминало волка.

Цель исследования второй группы: сроки и причины одомашнивания волка человеком.

Дружба человека и собаки длится около 33 тыс. лет. Об этом говорят животные останки, найденные в Разбойничьей пещере на Алтае. Ископаемый собачий предок совмещает признаки собак и волков: по сложению тела он близок к одной из древнейших пород, самоедской собаке, а вот зубы у него волчьи, что подтверждает, что поведение животное скорее напоминало волка.

   Первобытные люди каменного века жили преимущественно в пещерах. Вне пещер имелись места для мусора, включающего кости и другие отходы. По ночам жилище человека кольцом окружали звери, которые питались отходами пищи людей.  При приближении других, более сильных диких животных эти звери издавали тревожные звуки. Это позволяло человеку своевременно принимать меры защиты от крупных хищников. Затем люди специально стали оставлять пищу для подкормки этого мелкого зверя, заставляя его следовать за собой. Оставленная человеком пища постепенно приближала животных к жилью. С течением времени люди начали устраивать укрытия для защиты их от непогоды и более крупных зверей. Так началось ненасильственное приручение диких собак.

Первобытные люди каменного века жили преимущественно в пещерах. Вне пещер имелись места для мусора, включающего кости и другие отходы. По ночам жилище человека кольцом окружали звери, которые питались отходами пищи людей. При приближении других, более сильных диких животных эти звери издавали тревожные звуки. Это позволяло человеку своевременно принимать меры защиты от крупных хищников. Затем люди специально стали оставлять пищу для подкормки этого мелкого зверя, заставляя его следовать за собой. Оставленная человеком пища постепенно приближала животных к жилью. С течением времени люди начали устраивать укрытия для защиты их от непогоды и более крупных зверей. Так началось ненасильственное приручение диких собак.

  Насильственное приручение собак сводилось к тому, что диких животных ловили с помощью капканов или брали щенков из гнезда и приучали к своему жилищу. Пойманные звери постепенно привыкали к новой обстановке и под воздействием человека одомашнивались.   Люди научились охотиться, и собаки стали сопровождать своих хозяев на охоте, помогать преследовать и добывать дичь, получая за это пищу. На пути двух охотников – человека и собаки – объединялись интересы обоих. Так постепенно собака из дикой, затем полудикой превратилась в домашнюю, является помощником человека на охоте, его ежедневным спутником.

Насильственное приручение собак сводилось к тому, что диких животных ловили с помощью капканов или брали щенков из гнезда и приучали к своему жилищу. Пойманные звери постепенно привыкали к новой обстановке и под воздействием человека одомашнивались.

Люди научились охотиться, и собаки стали сопровождать своих хозяев на охоте, помогать преследовать и добывать дичь, получая за это пищу. На пути двух охотников – человека и собаки – объединялись интересы обоих. Так постепенно собака из дикой, затем полудикой превратилась в домашнюю, является помощником человека на охоте, его ежедневным спутником.

Таким образом выяснили, что: 1. Собака была приручена более 33 тыс. лет назад. 2. Приручение произошло по трём причинам: а) собака помогала человеку охранять жильё от более крупных животных; б) собака помогала во время охоты; в) собака служила верно и преданно человеку, давшему ей еду и кров.

Таким образом выяснили, что:

1. Собака была приручена более 33 тыс. лет назад.

2. Приручение произошло по трём причинам:

а) собака помогала человеку охранять жильё от более крупных животных;

б) собака помогала во время охоты;

в) собака служила верно и преданно человеку, давшему ей еду и кров.

  Интересен эксперимент: сразу после рождения отобрали 13 маленьких волчат и 12 щенков собаки, еще слепых. Несколько недель за ними ухаживали сотрудницы лаборатории: кормили, поили, согревали, даже брали с собой в постель. Эти женщины были первыми живыми существами, увиденными детенышами собаки и волка после прозрения. Потом подопытных поочередно выставляли на длинный стол, по концам которого стояли одна из приемных матерей и овчарка. Оказавшись на широкой просторной площадке, зверята, как правило, от страха напускали лужу. А потом начинали ползти: волчата – всегда к овчарке, щенята – только к женщине. Так что любовь к человеку закреплена в генах собаки. Прошло много времени, появилось огромное разнообразие пород собак, выведенных искусственно человеком, или созданных природой, но неизменно осталось то, что люди любят своих маленьких друзей и эта любовь взаимна.

Интересен эксперимент: сразу после рождения отобрали 13 маленьких волчат и 12 щенков собаки, еще слепых. Несколько недель за ними ухаживали сотрудницы лаборатории: кормили, поили, согревали, даже брали с собой в постель. Эти женщины были первыми живыми существами, увиденными детенышами собаки и волка после прозрения. Потом подопытных поочередно выставляли на длинный стол, по концам которого стояли одна из приемных матерей и овчарка. Оказавшись на широкой просторной площадке, зверята, как правило, от страха напускали лужу. А потом начинали ползти: волчата – всегда к овчарке, щенята – только к женщине. Так что любовь к человеку закреплена в генах собаки. Прошло много времени, появилось огромное разнообразие пород собак, выведенных искусственно человеком, или созданных природой, но неизменно осталось то, что люди любят своих маленьких друзей и эта любовь взаимна.

Цель третьей группы: опрос жителей села и учащихся школы по теме  « Отношения человека и собаки в современных условиях».

Цель третьей группы: опрос жителей села и учащихся школы по теме « Отношения человека и собаки в современных условиях».

Результаты опроса жителей села Большая Иня по теме « Собака друг человека. А человек собаке?»

Результаты опроса жителей села Большая Иня

по теме « Собака друг человека. А человек собаке?»

Проводился опрос учащихся школы .

Проводился опрос учащихся школы .

Результаты опроса школьников.

Результаты опроса школьников.

Цель 4 группы: создание «Копилки юного исследователя» и организация выставки рисунков « Собака- друг человека» .

Цель 4 группы: создание «Копилки юного исследователя» и организация выставки рисунков « Собака- друг человека» .

В неё вошли:  - мифы и легенды о собаках;  -собачьи рекорды;  самые редкие породы собак

В неё вошли: - мифы и легенды о собаках; -собачьи рекорды; самые редкие породы собак

А потом был объявлен конкурс рисунков, среди учеников начальной школы. Вот какие замечательные собачки получились!

А потом был объявлен конкурс рисунков, среди учеников начальной школы. Вот какие замечательные собачки получились!

Выводы 1.Собака по – прежнему, как и 33 тыс. лет назад нужна людям. 2.Изменились функции собак: – 1-е м- охрана. - 2-е место—друг. 3. Основная порода собак в Большой Ине – дворняжки. 4. Человек – друг собаке . 5. В селе существует проблема с бродячими собаками.   Мы решили, что хотя большая часть предлагают усыплять или отстреливать бродячих собак, взрослые просто не знают как решать эту проблему. Поэтому в перспективе , на будущий год, мы продолжим работу по этой теме и попробуем выработать и предложить взрослым другое решение проблемы бродячих собак.

Выводы

1.Собака по – прежнему, как и 33 тыс. лет назад нужна людям.

2.Изменились функции собак:

– 1-е м- охрана.

- 2-е место—друг.

3. Основная порода собак в Большой Ине – дворняжки.

4. Человек – друг собаке .

5. В селе существует проблема с бродячими собаками.

Мы решили, что хотя большая часть предлагают усыплять или отстреливать бродячих собак, взрослые просто не знают как решать эту проблему. Поэтому в перспективе , на будущий год, мы продолжим работу по этой теме и попробуем выработать и предложить взрослым другое решение проблемы бродячих собак.

  Слова из древнейшего сборника песен, легенд Востока « Авеста» подтверждают результаты нашей работы: «… Собака – сторож и друг, данный тебе… Она не просит у тебя ни одежды, не обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твоё имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто её обидит или пожалеет для неё здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже собака не выйдет к ней навстречу»

Слова из древнейшего сборника песен, легенд Востока « Авеста» подтверждают результаты нашей работы:

«… Собака – сторож и друг, данный тебе… Она не просит у тебя ни одежды, не обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твоё имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто её обидит или пожалеет для неё здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже собака не выйдет к ней навстречу»

Список литературы и Интернет Сайтов Кн. М. Бауэр « Всегда рядом». Москва, ВО « Агропромиздат»,1991г Кн. Е. Ефимовский. « Где работают собаки». Лениздат,1983г. Ж – л « Юный натуралист», № 4, 1997 г, № 6,1999г. Энциклопедия « Я познаю мир» Москва, « Просвещение»,2008г.   Большая книга о собаках. Москва, « Просвещение», 2008г. Толковый словарь  Ефремовой  Толковый словарь  Ожегова  Словарь  синонимов  русского  языка  Словарь  синонимов  русского  языка  http://mp3downloadfree.ru/?string=%D1%EE%E1%E0%EA%E0+%E1%FB%E2%E0%E5%F2+%EA%F3%F1%E0%F7%E5%E9 музыка http://elite-pets.narod.ru/myths_22.htm http://blog.i.ua/user/2825293/702396/ http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rge http://orendog.ru/forumdog/index.php?topic=243.0 http://www.ozhegov.su/word_s-97464.html http://clck.yandex.ru/redir/ http://animalworld.com.ua/news/Rekordy_samych_neobychnych_sobak   .

Список литературы и Интернет Сайтов

Кн. М. Бауэр « Всегда рядом». Москва, ВО « Агропромиздат»,1991г

  • Кн. Е. Ефимовский. « Где работают собаки». Лениздат,1983г.
  • Ж – л « Юный натуралист», № 4, 1997 г, № 6,1999г.
  • Энциклопедия « Я познаю мир» Москва, « Просвещение»,2008г. 
  • Большая книга о собаках. Москва, « Просвещение», 2008г.
  • Толковый словарь Ефремовой
  • Толковый словарь Ожегова
  • Словарь синонимов русского языка
  • Словарь синонимов русского языка
  • http://mp3downloadfree.ru/?string=%D1%EE%E1%E0%EA%E0+%E1%FB%E2%E0%E5%F2+%EA%F3%F1%E0%F7%E5%E9 музыка
  • http://elite-pets.narod.ru/myths_22.htm
  • http://blog.i.ua/user/2825293/702396/
  • http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rge
  • http://orendog.ru/forumdog/index.php?topic=243.0
  • http://www.ozhegov.su/word_s-97464.html
  • http://clck.yandex.ru/redir/
  • http://animalworld.com.ua/news/Rekordy_samych_neobychnych_sobak  
  • .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!