СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Сон и здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый раз, когда человек устает, он ложится поспать, и просыпается бодрым и отдохнувшим. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сон и здоровье"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»




Сон и здоровье












Выполнил: Цибрей Никита

Руководитель: Клименкова Ольга Николаевна



Содержание



I. Введение …………………………………………………стр.3

II. Основная часть: Сон и здоровье…...………………… стр.4-8


1. Зачем мы спим? .......…………………………………… стр. 4-5.

2. Сновидения……. ……………………………………… стр. 6



3. Третьеклассники и сон …… ………………………… стр. 7-9


Заключение ……………………………………………… стр.10


Интересные факты ------------------------------------------------стр. 11


Список используемых источников ……………………… стр. 12


































Введение


Каждый день, на всей планете 
Ночью спать ложатся дети. 
Вместе с ними спят игрушки, 
Книжки, зайцы, погремушки. 
Только фея сна не спит 
Над Землей она летит 
Дарит детям сны цветные, 
Интересные, смешные…


Каждый раз, когда человек устает, он в обычном порядке ложится поспать, и просыпается бодрым и отдохнувшим, и, зачастую, даже не помнит снов, которые ему снились. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон? Я заметил, что иногда я бываю очень бодрым по утрам, а иногда- вялым и не активным. От чего это зависит? Может, от того, как я спал? Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения здоровья человека. Я решил разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:

Объект исследования:

- сон человека.

Предмет исследования:

- условия полноценного сна младшего школьника.

Цель:

-изучить роль сна в сохранении здоровья человека.

Задачи:

- исследовать сон, как процесс;

- выявить связь сна и здоровья;

- изучить особенности организации сна учащихся 3 класса

- разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.

Методы исследования:

- сбор и анализ информации из различных источников;

- беседа;

- анкетирование;

- опыты.

Гипотеза исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.

С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнал много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых с древности, среди которых всемирно известные –Аристотель, Дарвин, Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.

3

Основная часть

  1. Зачем мы спим?

Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни. Две тысячи лет люди удовлетворялись мудростью Аристотеля, утверждавшей, что сон – это, не что иное, как полпути, пройденные к смерти. Ситуация изменилась, когда вместилищем разума и души стали считать мозг человека. Благодаря теории Дарвина и работам Фрейда началось масштабное изучение функционирования организма и мозга человека. Развитие науки и техники: рентгена, ЭЭГ, МРТ и прочих аппаратов, помогающих «заглянуть» в мозг, открыли человечеству массу нового.

Ученые долгое время считали, что сон нужен человеку для отдыха, но впоследствии выяснилось, что уставшие мышцы могут отдохнуть просто находясь в состоянии покоя. Мозг во время сна отдыхает только на 10 процентов. Выходит, что организму человека никакой нужды ровным счетом нет проводить треть собственной жизни голодным и беззащитным. Для отдыха сон вовсе не нужен!

Выходит сон — не просто отдых, это особенное состояние мозга, отражающееся в специфическом поведении.

Эксперименты со сном проводились в разное время. Сон для человека в некоторой степени, важнее пищи. Без пищи человек может прожить около 2 месяцев, а вот без сна очень мало. Экспериментов, которые бы выяснили жизнеспособность человека без сна, учёные не ставили, но известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.

Ученые доказали, что Сон - это циклическое явление, составляющее обычно 7-8 часов в сутки, в течение которого 4-5 циклов сменяют друг друга. Каждый цикл в себя включает две фазы сна: фазу медленного и быстрого сна.

В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) во время медленного сна в мозгу человека происходит обработка всей информации, полученной за день. Именно этим и объясняется интенсивная работа мозга, она необходима для упорядочения и информации, которая поступила в мозг за время бодрствования. Новая информация при этом сопоставляется с прошлой, давно хранящейся в памяти, находя свое собственное место в системе представлений, уже

4

существующих у человека об окружающем мире. Она требует осмысления,

переработки или доработки существующих представлений. Само собой, для этого требуется активная творческая работа мозга, происходящая, как полагают, во время глубокого сна. И если нарушать медленный сон, то у человека происходит расстройство памяти и способно вызывать психические заболевания. Несколько раз медленный сон сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Такие смены медленного и быстрого сна у нас за ночь бывает 4-5 раз. Быстрый сон необходим для восстановления функций нервной системы организма, именно ее восстановление и происходит во время быстрого сна. Если лишать человека быстрого сна, то он становится агрессивным, рассеянным, снижается память, возникают страхи и галлюцинации.

Из всего этого следует, что когда мы спим, мозг не бездействует. Во время сна в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма.





























5


Сновидения

Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое?

Сновидение — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов.

С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне. Таких историй масса – каждому из нас, хотя бы раз снился вещий сон. Так, что значит сон в таком случае, что такое сновидения, и почему снятся сны? Изучая электрическую активность человеческого головного мозга, учеными были обнаружены слабые колебания - альфа-волны. Измерив их, открыли альфа-ритм мозга и выяснили, что альфа-волны характерны только человеку, и никому больше.

Вскоре выявили и существование вокруг головы человека слабых колебаний магнитных полей, совпадающих по частоте с альфа-ритмом и эти ритмы совпадают с ритмами земли и ритмами природы, из этого следует, что во время сна у человека происходит некая связь с космосом, с землей. Значит мозг-это приёмник информации.

Ученые мира продолжают исследовать мозг человека, его влияние на сон и сновидения, используя при этом новейшую аппаратуру. К чему это приведет?
















6



Третьеклассники и сон


Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.

Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями. Сколько же должны спать наши третьеклассники?

Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:

с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки; 
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 3 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки. 

В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

Чтоб проанализировать, правильно ли организуют свой сон наши ребята, мы провели анкетирование среди 15 учащихся 3 класса

Анкета для учащихся

  1. Во сколько ты ложишься спать?

  2. Во сколько ты встаёшь в рабочие дни?

  3. Чувствуешь ли ты себя бодрым и выспавшимся?

  4. Видишь ли ты сны? Какие (радостные, страшные, тревожные)?

  5. Просыпаешься ты ночью, если да, то сколько раз?

7

Ответы на вопросы анкеты показали, что 68% детей спят меньше 10 часов, а значит – недосыпают.

Эти же дети ответили, что не чувствуют себя выспавшимися и бодрыми. Значит, недостаток сна сказывается на их самочувствии.

Ответ на вопрос о сновидениях показал, что 54% детей чаще видят тревожные сны, 27% - вообще страшные, и только 19%- хорошие сны (при этом 8% детей утверждают, что сны не видят).

Те же дети, кто видит тревожные и страшные сны, просыпаются по ночам – 49% и с трудом засыпают – 48%.

Итак, наши третьеклассники не только недостаточно спят, но еще и сон их не является полноценнымВозможно, причина кроется в том, что они просто не знают, какие правила нужно соблюдать, чтоб сон приносил максимальную пользу? Это подтвердили и ответы детей на соответствующий вопрос. Донести до ребят правила и необходимость их соблюдения – важная задача. Мы нашли эти правила в разных источниках. Они практически одинаковые. Эти правила дали ребятам класса и попросили с ними ознакомиться. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют.

Мы провели такой эксперимент на Нагорной Ксении.


Эксперимент

В течение 5 дней Ксения запоминала время сна и условия засыпания. Вот что получилось.

День 1.

Время сна – 10 часов. Перед сном смотрела телевизор1 час мультфильмы по каналу «Карусель». Спала спокойно. Утром – встала хорошо. Сон не снился. На уроках была внимательна, мало допускала ошибки. Настроение очень хорошее.

День 2.

Время сна –9 часов. Перед сном играла с сестрой младшей. Перед сном плотно покушала.

Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была не очень внимательна. После обеда чувствовала усталость.

День 3.

Время сна –8 часов. Перед сном снова играла в телефоне. Немного поела перед сном.

Уснула быстро. Ночью просыпался 1 раз. Сон был страшный. Встала утром с трудом. В школе устала уже на втором уроке. Всё раздражает.

День 4.

Время сна – 10 часов. Перед сном приняла душ. Немножко почитала. Выпила стакан кефира.

Уснула сразу. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулась утром легко. Чувствовал себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.

День 5.

Время сна – 7 часов. Перед сном поиграла на компьютере. Немного поела перед сном. 8

Заснула не сразу. Ночью просыпался 1 раз. Приснился страшный сон. Встала утром очень тяжело. В школе сидела на уроках плохо во всё вникала. Усталость преследовала весь день.

Вывод: самочувствие и работоспособность зависят от того, как Ксения спала. Удивил 4 день. После двух дней недосыпания Ксения восстановил силы за 1 ночь!

Думаю, что всем ребятам пригодилась бы памятка здорового сна.


Памятка здорового сна.

Как вести себя перед сном

1.Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.

2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.

3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.

4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.

5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.

Как спать:

6. Спи в тишине и полной темноте.

7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.

8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.


















9




Заключение


Наша гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов.

Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.

В процессе работы я выяснил, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.

Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.

Выводы

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

  1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

  2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

  3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна

  4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

итог: гипотезы подтвердились.




10





Интересные факты


• Менделееву приснилась таблица химических элементов, расположенных в порядке увеличения их атомного веса.


• Химик Август Кекуле увидел во сне формула бензола.


• Скрипач и композитор Тартини во сне сочинил заключительную часть сонаты «Дьявольские трели», - лучшей из его работ.


• Лафонтен сочинил во сне басню «Два голубя».


• Пушкин во сне увидел две строчки из написанного затем стихотворения «Лицинию».


• Державину приснилась последняя строфа оды «Бог».


• Бетховен сочинил во сне пьесу.


• Вольтеру приснилась сразу целая поэма, ставшая первым вариантом «Генриады».


• Не все люди видят яркие, «цветные» сновидения. Около 12% зрячих людей, способны видеть лишь черно-белые сны.


• Сны могут быть не только цветными, но и с запахом.


• Люди, слепые от рождения, не видят картинок во сне, но зато в их снахесть запахи, звуки, ощущения.


• Самые насыщенные и реалистичные сны видят люди, бросившие курить.


• Люди, как правило, забывают свои сны очень быстро. Буквально минут через 5-10 по пробуждению, мы не помним и четвертой части, увиденного во сне.


• Видя во снах множество, казалось бы, совершенно незнакомых нам людей, на самом деле, как утверждает наука, мы всех их видели в реальной жизни, но не запомнили лиц, в то время, как мозг их запечатлел.


• 40 минут, 21 час и 18 дней - именно столько составляет рекорд самого долгого отсутствия сна.


11

Список используемых источников



1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.:ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.

2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.

3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.

4. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология.  М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. 432 с.

5. http://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125

6. http://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml






















12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!