Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Лицей №2
ХМАО-Югра, Нижневартовск
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Таблица умножения
Всё гениальное просто
Автор работы:
Авдеев Георгий 2 «В» класс
Нижневартовск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. История возникновения таблицы умножения
Глава 2. Способы запоминания таблицы умножения
2.1. Литературный способ
2.2. Музыкальный способ
2.3. Игры-тренажеры
2.4. Секреты таблицы умножения
Глава 3. Практическое исследование
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Ну что за наваждение –
Таблица умножения!
Сидим до онемения,
Зубрим до отупения
И терпим поражение!
Каждый ученик сталкивается с очень непростой задачей: выучить таблицу умножения. И меня она не прошла стороной. Я начал учить таблицу умножения, но к сожалению результаты были не очень. И тогда я стал думать, а как легче её запомнить? Может быть, есть быстрые способы и легкие?
Цель работы: найти быстрые способы запоминания таблицы умножения.
Задачи исследования:
Узнать возникновение таблицы умножения
Выявить способы запоминания таблицы умножения
Выявить самый эффективный способ
Методы исследования: изучение литературы и сравнение полученных данных
Глава 1. История возникновения таблицы умножения
Таблица умножения – таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находятся их произведения. (см. Приложение 1)
Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.
Хотя не исключено также и то, что данная система устного счёта появилась независимо в разных местах. Итак, узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям. В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.).
Первое известное в истории математики изображение таблицы умножения в виде квадрата 10х10 приведено в книге «Введение в арифметику» Никомаха Геразского. Автор отмечал, что такое изображение таблицы умножения применял Пифагор. Цифры таблицы были записаны в ионийской нумерации, использующей 24 буквы греческого алфавита и 3 архаические буквы финикийцев. Чтобы отличить цифры от букв, над числами рисовали горизонтальную черту – титло.
В Англии школьники проходят таблицу умножения до 12. А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы – до 20.
Глава 2. Способы запоминания таблицы умножения.
2.1. Литературный способ
Человеческая память уникальна. Возможно, слова в рифму, кому то, будет гораздо проще запомнить, чем просто цифры. В этом нам помогут стихи А. Усачёва, (см. Приложение 2) М. Казариной и других авторов.
2.2. Музыкальный способ
Многим этот способ покажется интересным, ведь с музыкой всегда веселей. Можно скачать музыкальную таблицу умножения на телефон и слушать когда гуляешь, а можно и на диск и делать под неё зарядку. Такую музыкальную таблицу легко найти в интернете. Есть разные песенки, такие как предлагает Л.А. Яртова подойдут девочкам (они более мягкие и нежные), а есть и для мальчиков в виде рока от Бастиона.
2.3. Игры – тренажеры
Игра – это самый лёгкий способ повторения таблицы умножения.
Одной из наиболее известных игр считается игра в карточки. Суть данной игры заключается в том, что ученик в случайном порядке достаёт карточку из общей стопки и видит на ней пример без ответа. Если он может дать правильный ответ, то карточка выбывает из игры. А если ответ не найден, то карточка вновь возвращается в общую стопку, и может быть опять же вытянута.
Так же в интернете есть много игр – тренажеров, которые помогают повторить и запомнить.
Начинать играть следует поэтапно, в зависимости от выученного материала.
2.4. Секреты таблицы умножения
Умножение на 1 – в результате всегда даёт то же самое число, которое необходимо умножить. Например: 1*1=1; 2*1=2 и т.д.
Точно также и на 10 . Это тоже самое число, только к нему нужно приписать нолик. Например: 1*10=10; 2*10=20; 3*10=30 и так далее.
Чтобы получить произведение числа 2 , надо второй множитель увеличить на столько же. Например: 2*4=8 4+4=8
2*6=12 6+6=12
На 3. Если разобрать на три столбика, можно проще запомнить
0 1 2
3*1=_3 3*4=12 3*7=21
3*2=_6 3*5=15 3*8=24
3*3=_9 3*6=18 3*9=27
На 4 и 8, тоже просто. Значение произведений чисел на 4 в два раза больше произведений тех же чисел на число 2. Значение произведений чисел на 8 в два раза больше произведений тех же чисел на число 4. Примеры:
2*2=4 (4+4) 4*2=8 (8+8) 8*2=16
2*3=6 (6+6) 4*3=12 (12+12) 8*3=24
Секрет на 5. Произведения заканчиваются цифрами 5 и 0.
Если второй множитель чётный, то произведения заканчиваются на 0. Пример: 5*6=30
Если второй множитель нечётный, то произведения заканчиваются цифрой 5. Пример: 5*7=35.
А цифра в разделе десятков может быть получена представлением второго множителя в виде суммы одинаковых чисел, одно из которых берём в десяток, если есть остаток, его надо отбросить. Примеры: 5*4=20 4=2+2
5*7=35 7=3+3+1
5*8=40 8=4+4
5*9=45 9=4+4+1
Умножение на 9 можно использовать пальчиковым способом. Положите руки ладонями на стол и мысленно пронумеровать пальцы от мизинца левой руки до мизинца правой (мизинец левой руки – 1, безымянный левой руки – 2 и так до мизинца правой руки, который, соответственно, будет – 10) (см. Приложение 3).
Теперь можно проверить, допустим, умножаем 9*4:
Загните палец, которому был присвоен порядковый номер 4 (это будет указательный палец левой руки); пальцы, которые остались слева от загнутого, обозначают десятки (у нас это мизинец, безымянный и средний – 3 пальца, т.е. 3 десятка, 30);
Пальцы, которые остались справа от загнутого, - это единицы. У нас справа остались 1 палец левой руки + 5 пальцев правой руки – итого 6 пальцев, 6 единиц;
3 десятка (30) + 6 единиц (6) = 36. Это произведение 9 и 4.
Точно также можно умножить 9 на любое число до 10.
Большую часть примеров мы уже выучили и устрашающие 7*4 – это то же самое, что и уже изученное 4*7. Поменяв местами множитель, можно вспомнить, чему равно произведение. А значит, остается запомнить всего лишь 10 примеров:
6*6=36 7*7=49 8*8=64 9*9=81
6*7=42 7*8=56 8*9=72
6*8=48 7*9=63
6*9=54
Глава 3. Практическое исследование
Я узнал много способов изучения таблицы умножения. И раскрыв многие секреты, я попробую, решить эту задачу используя подсказки.
Итак, умножение на 1 учить не надо, так как в результате мы получаем то же самое число.
Умножение на 2, заменил сложением, а на 3 заучил. Музыкальный способ помог выучить умножение на 4. С 5 у меня не было проблем (произведение заканчиваются на 5 или 0).
А дальше совсем легко, зная о перестановке множителей. Мне осталось выучить несколько примеров: 6*7=42 (выучил); 6*6=36, 6*8=48 (рифма); 7*7=49, 7*8=56, 8*8=64 (литературный способ).
Умножение на 9 – пальчиковый способ.
Что бы закрепить материал каждый день играю в игры – тренажёры, интересно и весело.
Практическое исследование проводил, исключительно на себе. Самый эффективный способ изучения таблицы умножения для меня стал - комбинированный.
Заключение.
Работая над этой темой и изучив историю, я узнал, что учёным точно не известно где впервые стали использовать таблицу умножения. Вариантов заучивания таблицы очень много, но не все способы удобны в использовании. Выявил эффективный способ запоминания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.pravda.ru/sciece/mysterious/past/08-12-2010/1059936-tablicaumnojenija
http://4brain.ru/memory/_kak-vyuchit-tablicu-umnozhenija.php
http://kids.to-var.com/sunduchok/stihi-i-pesni/292
https://music.yandex.ru/album/2130357
Приложение 1
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/19/s_5ba24b8cc1fd7/952970_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/19/s_5ba24b8cc1fd7/952970_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/19/s_5ba24b8cc1fd7/952970_3.jpeg)
Приложение 2
Таблица умножения в стихах
А. Усачёв
Что такое Умножение?
Это умное сложение
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
1*1=1
Один пингвин гулял средь льдин
Одиножды один – один.
1*2=2
Один в поле не воин
Одиножды два двое.
2*2=4
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два – четыре.
2*3=6
Сел петух до зари
На высокий шест:
- Кукареку !... Дважды три,
Дважды три – шесть!
2*4=8
В пирог вонзилось пара вилок:
Два на четыре – восемь дырок.
2*5=10
Двух слонов решили взвесить
Дважды пять – получим десять,
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тон.
2*6=12
Повстречался с раком краб
Дважды шесть двенадцать лап.
2*7=14
Дважды семь у мышей-
Есть четырнадцать ушей.
2*8=16
Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь – ног шестнадцать.
2*9=18
Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов – восемнадцать.
2*10=20
Дважды десять – два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.
3*3=9
Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеишь…
Трижды три - выходит девять.
3*4=12
Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
Трри умножить на четыре,
Трри умножить на четыре,
Трри умножить на четыре…
Двенадцать месяцев в году.
3*5=15
Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет “трижды пять”?…
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять – пятнадцать пятен!
3*6=18
3*7=21
Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать – трижды шесть
Трижды семя – двадцать один:
На носу горячий блин.
3*8=24
Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь – двадцать четыре.
3*9=27
Трижды девять – двадцать семя,
Это нужно помнить всем.
3*10=30
Три девицы под окном
Наряжаются тайком.
Перстни мерили девицы!
Трижды десять – будет тридцать.
4*4=16
Четыре милых свинки
Плясали без сапог:
Четырежды четыре –
Шестнадцать голых ног.
4*5=20
Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки…
На каждой ноге – пять пальцев:
Четырежды пять – двадцать.
4*6=24
Шла на парад Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть – двадцать четыре!
4*7=28
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь – двадцать восемь!
4*8=32
4*9=36
У Бабы Яги сломалась ступа:
Четырежды восемь – тридцать два зуба!
Беж жубов ей нечем есть:
Четырежды девять – тридцать шесть.
4*10=40
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять – сорок.
5*5=25
5*6=30
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять – двадцать пять.
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть – выходит тридцать.
5*7=35
Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги –
За семь вёрст кисель хлебать:
Пятью семь – тридцать пять!
5*8=40
5*9=45
Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь – вышло сорок.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять – сорок пять.
5*10=50
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять – пятьдесят!
6*6=36
6*7=42
Шесть сетей по шесть ершей-
Это тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь – сорок два.
6*8=48
6*9=54
Бегемоты булок просят:
Шестью восемь – сорок восемь…
Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет – пятьдесят четыре.
6*10=60
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять – шестьдесят.
7*7=49
Дураков не жнут, не сеют.
Сами нарождаются:
Семью семь – сорок девять…
Пусть не обижаются!
7*8=56
Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь?
Лось не стал в учебник лезть:
- пятьдесят, конечно, шесть!
7*9=63
У семи матрёшек вся семья внутри:
Семью девять крошек – шестьдесят три.
7*10=70
Учат в школе семь лисят –
Семью десять – семьдесят!
8*8=64
Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь –
Шестьдесят четыре.
8*9=72
Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять – семьдесят два.
8*10=80
Самый лучший в мире счёт
Наступает в Новый год…
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять – восемьдесят!
9*9=81
Свинка свинёнка решила проверить:
- сколько получится девять на девять?
- восемьдесят – хрю – один! –
Так ответил юный свин.
9*10=90
Невелик кулик, а нос–то:
Девятью десять – девяносто.
Приложение 3
Пальчиковый способ умножения на 9
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/19/s_5ba24b8cc1fd7/952970_4.jpeg)