СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайна сновидений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование сновидений было провоедено в группе учащихся разных возрастов. Дети получили много  интересной информации о своих снах.

Просмотр содержимого документа
«Тайна сновидений»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка

Бековского района Пензенской области



Научно – практическая конференция «Старт в науку»



Секция «Биология, химия»

Исследовательская работа

«Тайна сновидений»













Работу выполнила

Нугаева Камиля,

учащаяся 7 класса

Руководитель:

учитель иностранных языков

Виктория Анатольевна Чулкова.










2018



Содержание:

I. Актуальность работы...............................................................................3

II. Основная часть:

2.1. Что такое сновидения?..……………………….……….....……...…..…4

2.2. Анализ сновидений ……………………………………………..............5

а) по продолжительности……………………………………….……........5-6

б) по цветовой гамме……………………...………………….. …………...6-7

в) по сюжетной линии……………..……..………………………………...7-8

г) вещие сны, сны-исполнение желаний……………………………….……8

2.3. Подведение итогов эксперимента……………..………….…………….9 III. Заключение. …………………………….…….………………….………...9

IV. Приложение1: ………………………………….……………..………11- 24





























__________________________________________________________________

1дневники сновидений

I. Актуальность работы

Мозг человека никогда не отдыхает. 1/3 жизни мы проводит во сне. Сновидения интриговали человека всегда. До сих пор люди не смогли до конца разгадать загадку сна, поэтому я считаю, что моя исследовательская работа «Тайны сновидений» актуальна.

Гипотеза: сновидения – это ключ к реальности.

Объекты исследования: сновидения.

Предмет исследования: природа сна.

Цель работы: попытаться разгадать тайну сновидений.

Задачи исследования:

  1. провести тестирование добровольцев;

  2. проанализировать сновидения и попытаться их расшифровать;

  3. пробудить интерес окружающих к познанию самого себя.

Методы исследования: исследовательский.

Основные принципы работы:

- достоверность: указанные в работе данные получены в ходе тестирования сновидений добровольцев;

- доступность: материал изложен доступным языком;

- грамотность: материал написан с учётом норм современного русского языка;

- комплексность: использование комплексного подхода при подготовке работы, сочетание разных видов исследований, в том числе устный опрос разновозрастных респондентов;

- уникальность: текстовые заимствования из Интернет-ресурсов менее 2%;

- коллективность: в работе принимали участие 16 добровольцев: учащиеся школы, родители, научный руководитель;

- наглядность: работа сопровождается таблицами, данными тестирования.















II. Основная часть:

2.1. Что такое сновидения?

Первый опрос о сновидениях был проведен устно. Мне было интересно какое определение сновидениям дадут разновозрастные респонденты. Ответы были разные. Например, для учащихся начальных классов и романтиков – это таинственный мир грез, для старшеклассников - естественный физиологический процесс и сложное нейропсихологическое явление, а для любителя информатики - закодированное видение.

Я изучила необходимую для эксперимента информацию в Интернете и набрала 16 добровольцев. Тестирование проводилось анонимно. Некоторые отказались сразу же по следующим причинам: не видят сны, нет желания заполнять тест и возможно боязнь рассказывать о своих снах.

Добровольцы 4 недели (с 13.01.18 по 13.02.18г.) регулярно вели дневник наблюдений за сновидениями, т. е. каждое утро записывали данные о своем сновидении в таблицу. Следующим, самым интересным этапом моих исследований был анализ сновидений.

По исследованиям ученых существуют следующие стадии сна:

1 стадия - медленный сон (дремота)

2 стадия - медленный (легкий, неглубокий) сон

3 стадия - медленный (переходный, глубокий) сон

4 стадия – быстрый сон

5 стадия - быстрый (парадоксальный) сон.

По заключению ученых мы видим сны в фазы быстрого и медленного сна. Если в быстрой фазе, то мы видим полноценное кино, а в медленной -картинки и фотографии.

Быстрый сон преобладает перед пробуждением, медленный - в начале сна. 1


















_________________________________________________________________

1данные интернет –Интернет-ресурсов

2.2. Анализ сновидений по следующим параметрам

Сны снятся в 4 и 5 фазы. Когда сны снятся в быстрой фазе, запоминаются значительно чаще и сильнее, поскольку ярко окрашены, могут иметь четкую сюжетную линию. В сон могут включатся внешние раздражители (например, громкий звук, будильник). 80% разбуженных или проснувшихся в быстрой фазе отчетливо помнят сон и могут детально рассказать. Чем медленнее было пробуждение, тем невнятнее будет воспоминания о сне.1



Одни участники исследования отметили, что, если утром сразу не записал сюжет сна – в конце дня уже забыл, а некоторые помнили все свои сны в течение месяца, потому что их было очень мала или они были очень ярко эмоционально окрашены.

Для облегчения анализа результатов тестирования я разделила все данные на несколько групп:

а) 1 группа - сны, различающиеся по продолжительности



№ участника

длинный сон

короткий сон

общее кол-во снов

1

12

10

22

2

11

2

13

3

11

2

13

4

23

1

24

5

4

2

6

6

5

4

9

7

9-10

9-10

18-20

8

30

2

32

9

16

2

18

10

11

3

14

11

7-8

7-8

14-16

12

0

0

0

13

0

0

0

14

2

5

7

15

4

3

7

16

20-22

4

24-26



По исследованиям ученых за ночь мы видим, как минимум, 5 сновидений. 90% процентов снов мы забываем.2



_________________________________________________________________

1,2 данные интернет –Интернет-ресурсов

Из 16 тестируемых только 1 человек видел каждый день сны (32), двое около 20 снов, шестеро – от 8 до 12 и двое испытуемых вообще ничего не видели.

Было только три случая, когда испытуемые запомнили 2 сна за одну ночь. Некоторые вообще не помнят приблизительно 1/4 сновидений. По версии ученых - это связано с медленным пробуждением. Значить эти дети долго просыпались, поэтому сны плохо запомнили.1

Длинные сны, которые имеют явное преимущество, испытуемые видели в 4 или 5 стадию – фазу быстрого сна. Скорее всего это была 5 стадия, т. к. сновидения испытуемые видели в основном перед пробуждением или звонок будильника прерывал их сон.

Короткие сны выглядят как картинка или фотография2, значит испытуемые их видели в 3 фазу – фазу медленного сна. Таких людей оказалось меньшинство, т. к. максимальное количество коротких снов – 10.



б) 2 группа делит сновидения по цветовой гамме



№ участника

цветной

черно-белый

1

9

6

2

11

4

3

13

2

4

23

5

5

5

1

6

7

5

7

18

0

8

32

0

9

18

0

10

13

0

11

15

0

12

0

0

13

0

0

14

5

2

15

4

3

16

18-20

4-6



По исследованиям ученых сны снятся в 4 и 5 фазы. Когда сны снятся в 5 быстрой фазе, запоминаются значительно чаще, поскольку ярко окрашены3.

Отсюда я могу сделать следующие выводы, что мои тестируемые видели свои сновидения перед пробуждением, в 5 стадии быстрого сна, т. к. большинство снов преимущественно цветные.

_________________________________________________________________

1,2,3 данные интернет –Интернет-ресурсов

Минимальное количество цветных снов за 32 ночи от 0 до 4, а максимальное – от 18 до 32 у участника под №8. Скорее всего этот человек вовремя ложился спать, последовательно проходил все стадии сна, поэтому видел цветные сновидения каждую ночь.

Минимальное количество черно-белых сновидений 0 или 1, а максимальное - 6. Напоминаю, что их испытуемые видели скорее всего в 3 стадию - фазу медленного сна. Некоторые испытуемые иногда видели много фотографий (картин), значит было много коротких снов.

По цветовой гамме на первом месте находятся цветные сны – от 5 до 32.

в) 3 группа снов – деление по сюжетной линии и возрастным особенностям

№ участника 10-11 лет

Сюжет сновидений

1

2

3

волшебный город, школа, мой день рождения, Новый год, квест «Найди меня», приход лета, лагерь, семья, я в океане, квест «Выживи»



Начальные классы - малочисленная группа, т. к. родители некоторых участников случайно выкинули исписанные листы.

Для учащихся начальных классов характерны следующие темы сновидений и чувства:

- волшебный город: фантазеры;

- школа (50 на 50): нравиться, но конечно есть трудности;

- мой день рождения, Новый год, квест «Найди меня», семья, приход лета, лагерь: радость и веселье;

А вот квест «Выживи» (Меня убивают) – есть над чем задуматься.



№ участника 13-14 лет

Сюжет сновидений

4

5

6

мама, школа, одноклассники, валентинки, драка, лучший друг, русский, танцы, я – герой фильма, фиолетовые брови



Группа подростков тоже малочисленна. Участники эксперимента забывали регулярно отмечать данные своих сновидений. (Для подростка это нормально).

Характерные темы сновидений связаны с миром подростков. Это период взросления и становления ребенка. Начало мучительного поиска жизненного пути.

Чувства: веселый, необычный, странный, не помню.

№ участника 15-18 лет

Сюжет сновидений

7

8

9

10

11

12,13

ВОВ, умерший дед, кола, Фавн, мистика, соревнования, ГИА, сдача ЕГЭ, встреча с выпускником, любовь, телефонный разговор, клуб, дискотека, долгожданная встреча, просили прощения



Самая активная группа - юноши и девушки.

Набор тем сновидений молодых людей я тоже думаю понятен. Это первая любовь, не во всем ещё понятные литературные произведения и герои, ненавистные экзамены и конечно же поиск своего места в обществе, сложный выбор жизненного пути.

Чувства: радость и грусть (50 на 50); уже много нейтральных чувств.



№ участника от 24 до 50лет

Сюжет сновидений

14

15

16

дом, семья, муж, будни, друзья, поезд, место отдыха, гонка, яма, собаки, все подряд



Следующие участники – мамы. Темы сновидений говорят сами за себя. Понятно, чем живут и о чем думают мамы.

г) Один испытуемый видел так называемый вещий сны. Их можно объяснить. Он видел, как делает ошибки на контрольной по математике и ничего не может изменить во сне, т. к. в реальности по этому предмету есть проблемы, которые он никак не может решить. Ученые считают, что если в реальной жизни существует какая-то проблема, которую не можете или затрудняетесь решить, то мозг ищет решение даже во сне1.

Частым вариантом является сон – исполнение желания: если вы чего не можете решить в реальности.2 Так многие дети видели море, парки развлечений, Москву, где скорее всего работает мама или папа, другие города, в которых по-видимому живут родственники, или где испытуемые получали какое-то удовольствие.

Один участник видел во сне, как его родители помирились, т. к. на тот момент это было само заветное его желание. Через неделю после видения родители помирились. Так называемы вещий сон пришел в исполнение.

__________________________________________________________________ 1,2 данные интернет –Интернет-ресурсов

2.3. Подведение итогов эксперимента

Одни участники отметили, что, если утром сразу не записал сюжет сна – в конце дня уже забыл, а некоторые помнили все свои сны в течение месяца, потому что их было очень мала или они были очень ярко эмоционально окрашены.

Старшеклассники отметили, что в начале эксперимента их мозг как бы сам включился в эксперимент и стал себя контролировать.

Кто-то отметил, что стал запоминать сны, кто-то просто стал их видел каждую ночь, как по заказу.

Практически все испытуемые пришли к выводу, что сновидения связаны с реальностью. Так же они уверены, что сны можно регулировать, анализируя и контролируя свою реальную деятельность и реальные мысли.

В тоже время они четко осознают, что мозг является бесконечным источником информации.



Мой научный руководитель, Чулкова В. А., разрешила обнародовать свои впечатления от эксперимента только для комиссии НПК. На экране темы ее сновидений. Она предполагает, что в них Вы узнаете своих знакомых. А вот ее чувства от эксперимента:

«Я решила принять участие в этом исследовании с целью познания себя. До начала эксперимента я не обращала внимания на сны, видела их редко.

Но сначала эксперимента я стала видеть их каждую ночь как запрограммированная. (Мозг включился в эксперимент.)

Первая неделя была сумбурная. Казалось, что сны длятся всю ночь: длинные и короткие, цветные и черно-белые вперемешку, как будто пленку перепутали.

Потом «пленка сновидений» пошла ровнее (мозг успокоился), только длинные и цветные. В конце недели мозг ничего не показывал – мозг устал (сработал режим конца недели– отдых от умственного труда).

В конце эксперимента приснился так называемый вещий сон, т. е. то, как я должна проанализировать тест сновидений, т. е. мне приснилось желаемое, что в реальности я никак не могла решить.»

III. Заключение.

Хотите познать себя или просто проанализировать свою реальную жизнь – проведите исследование своих сновидений, и вы узнаете много интересного о себе.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!