СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «ТАНК Т-34 - ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЕГЕНДАРНЫХ ТАНКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 г в Первой Мировой Войне. Первым русско-советским лёгким танком стал Русский «Рено», который был почти полной копией французского лёгкого танка «Рено» РТ- 17. Этот танк был принят на вооружение в 1920 г., но в боевых действиях участия не принимал.

Тема  работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему ВОВ, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах. Оказывается, из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска в начале второй мировой войны, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 г. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «ТАНК Т-34 - ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЕГЕНДАРНЫХ ТАНКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»»

26 межрайонная научно-практическая конференция учащихся

«Шаг в будущее»




«ТАНК Т-34 - ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЕГЕНДАРНЫХ ТАНКОВ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

















Автор работы:

Цапин Тимофей Андреевич,

4 «А» класс МОУ СОШ №1

им. К.С. Заслонова

г.Невеля Псковской области

Руководитель:

Зуева Татьяна Алексеевна,

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 им.К.С. Заслонова

г.Невеля Псковской области



2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..… 3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………….. 5

  1. 1 . История создания танка Т-34 …………………………………………. 5

  1. 2 Технические особенности танка Т-34……………………………….... 7

  1. 3 Танк Т-34 в бою………………………………………………………... 9

  2. Практическая часть…………………………………………………….. 13

    1. Танк Т-34 и земляки………………………………………………….… 13

Заключение………………………………………………………………….... 21

Список использованной литературы……………………………………….. 23

Приложение…………………………………………………………………… 24





«Мощная броня, легкость управления, подвижность и маневренность — вот что привлекало в этом танке». 

М. Е. Катуков

ВВЕДЕНИЕ

Как и многие современные дети, я ещё люблю играть в компьютерные игры. Благодаря одной из игр, я увлёкся изучением военной техники. Мне стало интересно, а что знают мои одноклассники о танках второй мировой войны?Я, провел опрос среди своих друзей, что бы узнать их мнение о военной технике и выявить уровень знания о бронетехнике, их слабых местах предпочтениях.

Изучать свою работу я начал с библиотеки, там я прочел много интересной информации, и узнал много о танках. Исследуя танк Т-34,я сходил в музей, и узнал что в нашем городе жил герой – танкист ВОВ, его звали Грибалев Петр Филиппович.

Мы, современные дети, мало знаем о Великой Отечественной войне, в которой принимали участие наши прадеды. Мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, и как они были применены в боях, кто их изобрёл.

Актуальность темы:

Работа актуальна на сегодняшний день тем, что благодаря знаменитому танку Т-34, наши советские войска смогли дать сокрушительный отпор и победить в ВОВ, благодаря чему мы все должны знать, что оборона и защиты нашей страны на прямую зависит от готовности боевой техники.

Объект исследования:  танк Т-34
Предмет исследования: роль и значение танка Т-34 в ВОВ.
Методы исследования: анкетирование; моделирование; посещение музея нашего города; изучение научной литературы, работа с интернет-ресурсами.
Выбор темы исследования
Мне нравиться читать энциклопедии, исторические книги; люблю смотреть исторические фильмы о войне; мне интересно узнавать что-то новое обокружающем нас.

Гипотеза:предполагаю, что танк – Т 34 - один из самых легендарных танков ВОВ.

Цель исследования:Узнать, был ли советский танк Т-34 одним из легендарных танков ВОВ. Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:

  1. Изучить и обобщить сведения об истории возникновения танка Т-34.

  2. Изучить технические особенности Т-34.

  3. Рассмотреть крупные танковые сражения с танком Т-34 ВОВ и определить роль танка Т-34 в нем.

  4. Найти информацию о героях – танкистах, земляках.

  5. Познакомить ребят моей школы с легендарным танком Т-34.






























1. Теоретическая часть

  1. 1. История создание танка Т- 34



Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для подготовки к урокам истории, подготовки к экзаменам или для внеклассных мероприятиях.

Мне стало известно, что с древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.Однако ни одно оружие не было столь эффективным, как танк, совершенно новая боевая машина, родословная которой восходит отчасти к боевой колеснице, отчасти к защищенному доспехами боевому слону.Название «танк», взято из английского языка, в переводе означает «бак, цистерна».Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 г в Первой Мировой Войне.Первым русско-советским лёгким танком стал Русский «Рено», который был почти полной копией французского лёгкого танка «Рено» РТ- 17. Этот танк был принят на вооружение в 1920 г., но в боевых действиях участия не принимал.

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему ВОВ, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах. Оказывается, из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска в начале второй мировой войны, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 г. 

На момент вторжения немецких войск в Польшу в сентябре 1939 г. советский танковый парк уже насчитывал свыше 20 тысяч машин. Правда, основную массу этих танков составляли лёгкие боевые машины, вооруженные 45-мм орудиями, которые уже с трудом могли сражаться с основными средними танками Германии.К концу 30-х г. самый массовый танк Красной Армии был Т-28.Бронирование танка было слабым и пробивалось основными немецкими танками с больших дистанций. Таким образом, большая часть танкового парка СССР к 1941-му году была укомплектована устаревшей техникой, хотя по общей численности танков СССР превосходил Германию в несколько раз. Если усилить броню, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк. В феврале 1939 г. на заседание Комитета Обороны были показаны чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным.Он был в 1936 г. главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода.

Михаил Ильич Кошкин, желая продемонстрировать надежность машин, зимой 1940 г. организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву (600км.!). При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины.  За время пути не произошло ни одной серьезной поломки. Танки были показаны руководству страны. Сталин одобрил машины и действия Главного конструктора.По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20.  По результатам испытаний и показа было высказано мнение, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защитить более мощной 45-мм броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Впрочем, в это время в опытном цехеуже велась сборка двух таких танков, получивших заводской индекс А-34. Одновременно в течение октября-ноября проходили испытания танка А-32,догруженного до 24 тонн металлическими болванками. 19 декабря 1939 года догруженный танк А-32 и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-34.

К сожалению, в ходе пробега Кошкин простудился и тяжело заболел. 26 сентября 1940 г. талантливого и энергичного конструктора не стало. Дальнейшие работы по танку были поручены Морозову Александру Александровичу.За разработку танка Т-34 М. И. Кошкину посмертно присуждена Сталинская премия-1942 г. и присвоено звание Героя Социалистического Труда -1990 г..

Вывод: Проведя анализ, я выяснил, что на заседании Комитета Обороны были показаны чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32.Однако по своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20.19 декабря 1939 года, догруженный танк А-32 и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-34.В создание среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотни людей. Однако первым среди них является главный конструктор этого танка — Михаил Ильич Кошкин.

    1. Технические особенности танка Т-34

Первые Т-34 стали поступать в войска в конце осени 1940 г. К 22 июня1941г. было выпущено 1066 танков Т-34. 22 июня 1941 г. на полигоне 22-й танковой дивизии должен был состояться показ новой боевой техники высшему командованию округа. Для этой цели из 29-й танковой дивизии отправили четыре танка Т-34 с пушкой Ф-34. Там они войну и встретили.

Танк Т-34 с 76-мм пушкой находился в производстве с 1940 по 1944 год.За войну танк Т-34 изменялся,  совершенствовался и к 1945 г. был совсем не таким как в 1941-ом. На участках массового применения танков Т-34 немецкие войска были охвачены паникой. Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию.

В ходе серийного производства танк непрерывно совершенствовался, что позволило его модификациям находиться в серийном производстве в течение всей войны и в послевоенные годы. Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения.

До сих пор его технические решения служат примером для подражания. Экипаж танка состоит из четырёх человек - механика-водителя и стрелка-радиста, и заряжающего с командиром - наводчиком,которые находились в двухместной башне. Одной из главных особенностей советского танка Т-34 было то, что броня его была расположена под углом в 50 градусов, что увеличивало её толщину в несколько раз.

  • Бронепробиваемость орудия- 110 мм

  • Калибр орудия – 76 мм

  • Масса танка – 30 тонн

  • Максимальная скорость – 55 км /ч

  • Броня -90 мм

Изучая особенности конструкции танка Т-34 можно сделать вывод, что это был отличный танк, пушка 76 мм могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км, а стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред тридцатьчетверке лишь с дистанции 100 метров.В то время, как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии. Дизельный двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км. Немецкие же танки работали на бензине, поэтому использовать Т-34 как трофей было сложно.

У танка Т-34 было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.

В то же время, для 1941 года Т-34 был революционной машиной: 
- длинноствольное 76 мм орудие (по сравнению с зарубежными образцами танкового вооружения)
- рациональные углы наклона брони
- тяговитый дизель мощностью 500 л.с.
- широкие гусеницы и отличная проходимость
Ни у одной армии мира, тогда не было на вооружении столь совершенных боевых машин.

Вывод:Правильно определённые толщина брони и форма корпуса, простая и плотная компоновка механизмов, дальнобойная и хорошо приспособленная для танка пушка, мощный дизель-мотор, заменивший привычный для танков бензиновый двигатель, — явились той основой, которая и определила столь необходимые танку высокие боевые качества.

Танк Т-34Советский танк был маневреннее, и у него намного быстрей поворачивалась башня, и он мог без труда объехать немецкий танк и уничтожить его со спины, там, где броня была меньше всего, чтобы наверняка пробить её. И конечно то, что броня танка Т-34 находилась под углом.Еще одним важным преимуществом была простая конструкция, которая позволяла выпускать их в большом количестве (более 52 тысяч танков) и быстро обучать экипаж.

    1. ТАНК Т-34 В БОЮ

Важнейший вклад в разгром врага внесли бронетанковые войска. Танки поддерживали в боях нашу героическую пехоту, на которую легли основные тяготы и лишения тяжелейшей битвы. Для прорыва фронта и развития наступления создавались подвижные ударные группы, в состав которых также входили танковые части. На направлении главных ударов максимально сосредоточивались имевшиеся танковые силы.Т-34 участвовал во всех крупных сражения ВОВ и первым вошёл в Берлин.

Следует особо отметить, что в отличие от летних боев 1941 года с их прямолинейной тактикой массирования танков операции танковыхсоединений и частей Красной армии в этот период носили исключительноманевренный характер. Танковые бригады своими контратаками расстраивали боевые порядки противника, действовавшего в основном вдольдорог, и вытесняли его на бездорожье. Здесь-то впервые начало сказываться преимущество Т-34 в проходимости над немецкими боевыми машинами.

В ходе боевых действий с обеих сторон захватывались трофейные танки, которые потом могли использоваться в бою. Но и здесь Т-34 был в выигрышном положении. Двигатель у танка дизельный, то есть для его заправки нужна была солярка. Её у противника не было. Двигатель немецких танков работал на бензине.

Безусловно, у "Т-34" были свои недостатки - проблемы с коробкой передач, теснота боевого отделения, неудачное расположение боекомплекта и плохая оптика. Но у этого танка кроме отличного орудия и брони был ещё один козырь, которым не могли похвастаться немецкие боевые машины. Этим козырем была просто феноменальная ремонтопригодность танка в полевых условиях. Узлы и агрегаты "тридцатьчетверки" являлись легкосъемными, их демонтаж и замена осуществлялась очень быстро, что позволяло в краткие сроки вернуть выведенный из строя танк в бой, в то время как немецкие танки починить в полевых условиях было крайне тяжело, их приходилосьотправлять в глубокий тыл для ремонта в заводских условиях.

Серьезным испытанием в годы войны для Т-34 была Курская битва. Летом 1943 г.  началась операция «Цитадель» (кодовое название долго ожидавшегося наступления немецкого вермахта на так называемом Курском выступе). Для советского командования она не стала неожиданностью. Красная армия хорошо подготовились к встрече противника. Немецкое командование этой операцией надеялось вырвать инициативу из рук Красной Армии. Эта битва стала поистине сражением новой техники, поскольку с той и с другой стороны были применены новые образцы авиационного, артиллерийского, бронетанкового вооружения. Именно тогда Т-34 впервые встретились в бою с немецкими средними танками «Пантера» и «Тигр».Курская битва осталась в истории как сражение до тех пор невиданных по количеству танковых масс.

Во второй половине войны, с появлением у немцев в больших количествах "Тигров" и "Пантер", "Т-34" утратил своё абсолютное превосходство над немецкой техникой, но после солидной модернизации, вооруженная 85мм орудием "тридцатьчетверка" вновь стала представлять угрозу для немецких танков, пусть уже и не столь серьёзную как раньше. В руках умелого и обученного экипажа, обладающего некоторым боевым опытом, она могла успешно вести бой с "Тиграми" и "Пантерами".

Крупнейшее танковое сражение ВОВ произошло под Прохоровкой 12 июля 1943г. В нем приняли участие около 1200 танков. Обе стороны понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажа старшины Милюкова и немецкого экипажа. Наша тридцатьчетверка против «пантеры». На начальном этапе боя преимущество было у немца, поэтому Милюков стремился как можно быстрее сократить дистанцию. Старшина сам сидел за рычагами и бросал машину из стороны в сторону. Немецкие танкисты не могли поразить тридцатьчетверку. «Пантера» стала пятиться назад. Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил днище под выстрел.Про танковую дуэль, был снят фильм - "Экипаж машины боевой".

Т-34 прошли всю войну от первого до последнего ее дня. Участвовали они и в разгроме вооруженных сил милитаристской Японии. Они шли в бой и в тундре, и в лесах Карелии и Белоруссии, по степям Украины и в предгорьях Кавказа, то есть на всем протяжении многотысячекилометрового советско-германского фронта. И воевали они не только в составе Красной Армии. Они сражались в рядах польской народной армии.

Однако "Т-34" в модернизированном варианте оставался основным танком Красной Армии почти до конца войны. Именно с ним наши войска прошли от Курска через всю Европу до Берлина и завершили войну разгромом гитлеровской армии в её столице. Всё это время "тридцатьчетверка" безотказно служила советским танкистам. На завершающем этапе войны армиям Румынии, Чехословакии, Югославии и Болгарии, воевавшим плечо к плечу с Красной Армией, было также передано немалое количество наших танков.

Отметим, что некоторое количество захваченных танков Т-34 находилось и на службе вермахта.

"Т-34" стал наиболее удачным и сбалансированным танком Второй Мировой Войны. И немецкие генералы и американские военные специалисты в то время отмечали, что русский танк был наиболее удачной конструкцией того периода. Сочетание хороших ходовых характеристик, подвижности и мобильности с неплохим бронированием и мощным вооружением, а также потрясающая ремонтопригодность машины сделала её лучшим танком Великой Отечественной Войны.

Вывод: Как показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе мощное вооружение и бронирование с хорошей маневренностью, что до нас никому не удавалось… Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой бронёй, либо с хорошей пушкой, либо обладавшие высокой маневренностью. Однако танк лишь только тогда хорош, когда в нём соединяются эти качества. Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во время ВОВ, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 . Наша тридцатьчетверка, уже в июньских боях 1941 года показала полное преимущество перед танками врага. Т-34 выходил победителем в схватках с вражескими танками, оставаясь неуязвимым для их снарядов.











2. Практическая часть

2.1. Танк Т-34 и герои танкисты


Большой вклад в Великую Победу вложили люди(конструкторы, командиры, ведущие солдат в бой, солдаты). Герои, которые сражались до последней капли крови за каждый клочок, нашей родной земли.Подвиги героев-танкистов во времена ВОВ и сегодня поражают и даже шокируют.Их храбрость позволяла выстоять в тяжелейших боях, а смекалка выручала, даже когда численность врага превосходила в несколько раз. Лучшим танкистом СССР во время Второй мировой войны является Дмитрий Фёдорович Лавриненко.

О 27-летнем старшем лейтенанте Дмитрии Лавриненко следует сказать особо. За два с половиной месяца боёв он принял участие в 28 схватках.Три танка Т-34, на которых он воевал, сгорели. В день своей гибели, 17 декабря 1941 года, под Волоколамском Лавриненко подбил 52-й по счету танк противника и стал самым результативным советским танкистом периода Второй мировой войны. 22 декабря 1941 года он был награжден орденом Ленина посмертно. Указом президента СССР от 5 мая 1990 года за мужествои героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками,Лавриненко Дмитрию Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Н аши земляки тоже отважно воевали на танках. Один из них Гриболёв Пётр Филиппович (1920-1998) родился в д.Шульги Невельского района. В 1925г. вместе с родителями переехал в Красноярский край. После окончания железнодорожного техникума добровольно в 1940г. ушёл в Красную Армию. Был направлен в танковое училище. После его окончания в 1942г. был назначен командиром танка в 14 танковый полк 1-й механизированной бригады. На фронте с марта 1943г.. Весной и летом 1943г. на счету Гриболёва было 6 танков, 2 пушки и 7 автомашин с пехотой. Первая боевая награда – орден Отечественной войны I степени засверкала на его груди  после боя на Белгородском направлении в июле 1943г, когда младший лейтенант Гриболёв в танковом сражении уничтожил 2 вражеских танка и эвакуировал свой подбитый танк с поля боя. В бою за г.Казатин Винницкой области командир взвода 67-го Гвардейского полка 19-й Гвардейской механизированной бригады гвардии лейтенант Гриболёв заменил выбывшего из строя командира роты и первым ворвался в город. За 3- 4 часа 10 советских танков захватили город в тылу врага. В январе 1944г. гвардии лейтенанту П.Ф. Гриболёву было присвоено звание Героя Советского Союза. Старший лейтенант Гриболёв в боях на 1-м Украинском фронте отличился при освобождении Западной Украины. Всего на счету экипажа П.Ф. Гриболёва за годы войны – 14 уничтоженных танков, 6 самоходных орудий, 1 бронепоезд и большое количество автомашин противника. В наше не простое время, жители г. Казатин чтут память нашего земляка, одна из улиц по-прежнему носит его имя.

Петр Филиппович Гриболев – Почетный гражданин города Невеля.

Есть еще один герой-земляк, о котором я не могу не рассказать. Её история меня очень удивила! Всегда считал что танк – тяжелая машина, и управлять такой махиной под силу только мужчинам. Поэтому не могу не рассказать о механике-водителе танков Т-60 и Т-34, старшем сержанте Грибалёвой Валентине Александровне.

Р одилась в 1919 году на станции Изоча Витебской губернии (ныне деревня Красный Посёлок Невельского района Псковской области), где провела своё детство.
Переехала в Ленинград в 1932 году. Работала кладовщицей в автотранспортном управлении Ленсовета и одновременно окончила курсы шофёров Осоавиахима.


С началом Великой Отечественной войны комсомолка Валентина Грибалёва направлена в отряд Местной противовоздушной обороны (МПВО).Как и все, дежурила на ленинградских крышах, тушила «зажигалки»,помогала вытаскивать из-под завалов раненых. Пережила две блокадные зимы.
В январе 1943 (по другим данным в 1942 году) добровольно вступила в Красную Армию (призвана в РККА Фрунзенским РВК города Ленинграда), овладев специальностью механика-водителя танка. Обучалась в учебном танковом подразделении, расположенном на Выборгской стороне Ленинграда. Первой боевой машиной был лёгкий танк Т-60,затем средний танк Т-34.


В составе 220-й отдельной танковой бригады участвовала в боях по снятию блокады Ленинграда, на Карельском перешейке, участвовала в освобождении Эстонии и Польши.


28 августа 1943 года бригада выведена в резерв Ленинградского фронта на переформирование. В сентябре 1944 года за содержание своего танка «в образцовом порядке и в боевой готовности» механик-водитель танка 1-й танковой роты 3-го танкового батальона сержант В.А.Грибалёва была награждена медалью «За отвагу».


30 ноября 1944 года, бригада перешла в подчинение 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. В боях 14-17 января 1945 года 3-й танковый батальон капитана В.Г.Кабанова во взаимодействии со стрелковым полком 94-й гвардейской стрелковой дивизии пробили брешь в обороне противника и вклинившись в глубину на 12 километров, первым вышел к реке Пилица. При прорыве сильно укреплённой обороны противника старший сержант В.А.Грибалёва умело провела свою машину через минное поле и первая прорвалась вперёд, раздавив два дзота и три пулемётных гнезда. Тем самым она обеспечила успешное продвижение советской пехоты. В дальнейшем, при форсировании реки Пилица, она «мужественно и самоотверженно» первой провела свою машину через переправу. За этот эпизод 24 января 1945 года была представлена командиром 3-го танкового батальона капитаном В.Г.Кабановым к ордену Славы III степени, однако решением командира бригады полковника А.Н.Пашкова награда была пересмотрена на орден Красного Знамени.


С 31 января бригада принимала участие в боевых действиях по удержанию Кюстринского плацдарма на западном берегу реки Одер. В боях по расширению плацдарма старший сержант В.А.Грибалёва в составе экипажа уничтожила три танка,6 орудий, две миномётные батареи с расчётами и до 100 солдат и офицеров противника. При этом отражено три контратаки противника.


20 февраля 1945 года механик-водитель танка Т-34 из состава 3-го танкового батальона старший сержант В.А.Грибалёва погибла в бою.
По воспоминаниям генерал-лейтенанта Ф.Е.Бокова, бывшего в то время членом Военного совета 5-й ударной армии:«...все части и подразделения облетела весть о бессмертном подвиге комсомолки, механика-водителя танка старшего сержанта Валентины Александровны Грибалёвой. Её машина была в боевом дозоре северо-западнее Кюстрина. Внезапно большая группа немцев, вырываясь из мешка, ринулась напролом, пытаясь соединиться со своими частями. Экипаж атаковал противника, пулемётным и пушечным огнём уничтожил десятки гитлеровцев. Но тем все-таки удалось подбить боевую машину, и она не могла двигаться. Но танкисты продолжали расстреливать фашистских солдат. Валю тяжело ранило. Истекая кровью,она держалась до последнего патрона, до последнего дыхания...».
Похоронена на центральной площади деревни Дармитцель (ныне Даргомышль) в Польше.

Помимо героев нашей Невельской земли, не могу не рассказать о боевом подвиге экипажа Т-34 вблизи деревни Демешково Невельского района.

Холодным днем 17 декабря 1943 года шли ожесточенные бои за деревню Демешково в районе города Невеля Псковской области. Отбить ее у гитлеровцев пытался 328-й танковый батальон, входивший в состав 118-й отдельной танковой бригады. Немцы подбили шесть наших танков. А седьмой в пылу наступления угодил в запорошенное снегом болото метрах в ста от деревни.

Пытаясь захватить Т-34, фашисты в тот день предприняли несколько атак. Экипаж и остававшиеся возле танка пехотинцы мужественно отбивались от врага, но силы были неравными. Под покровом ночи автоматчики отошли, захватив с собой тяжелораненого лейтенанта Ткаченко. Механик-водитель Безукладников погиб. В танке оставался один 18-летний комсомолец Виктор Чернышенко.

Ему на помощь добровольно вызвался старший сержант Алексей Соколов. Он был опытным бойцом — воевал с белофиннами на Карельском перешейке в 1939 — 1940 годах, сражался под Сталинградом, дважды горел в танке и считался лучшим механиком-водителем части.

«Тридцатьчетверка» прочно засела в трясине — высвободить ее не удалось. И маленький гарнизон стойко отражал одну за другой яростные атаки фашистов. Подпустив их на близкое расстояние, два танкиста разили врага пулеметным огнем, благо боеприпасов было много. Немцы предпринимали по нескольку атак днем, пытались завладеть стальной крепостью под покровом ночи. Но Чернышенко и Соколов не сдавались.

Потеряв надежду взять советский танк вместе с экипажем, гитлеровцы стали прямой наводкой бить по нему из орудий. Один из снарядов пробил броню и ранил парней. Но они продолжали отражать атаки немцев.

На двенадцатые сутки закончились снаряды и патроны. Истекающие кровью, обмороженные, голодные танкисты держались из последних сил. Три гранаты Виктор бросил в подобравшихся близко к танку фашистов. Уцелевшие немцы бежали. Последнюю гранату танкисты отложили на крайний случай…

На тринадцатый день, 30 декабря, наши войска мощным ударом взломали вражескую оборону и овладели деревней Демешково. Подойдя к лощине, где застрял наш Т-34, бойцы обнаружили множество трупов гитлеровцев. Осторожно извлекли из танка двух совершенно изможденных, обмороженных танкистов. Один из них был без сознания, другой что-то пробормотал, но тоже впал в беспамятство.

Чернышенко перенес несколько операций. В госпитале ему, еще находившемуся в бинтах, прикрепили к гимнастерке орден Ленина и «Золотую Звезду» Героя.

Спасти старшего сержанта Соколова не удалось. Он умер 31 декабря, так и не приходя в сознание. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.

Его похоронили на том же месте, где он отважно сражался. Там же местные жители установили памятник, напоминающий о подвиге танкистов. А Ловецкая средняя школа, находящаяся в семи километрах от Демешкова, стала носить имя Героя Советского Союза Алексея Соколова. Парень из оренбургской глубинки навеки зачислен в полк, в составе которого проходил службу

Наши  земляки  гордятся  подвигами  славных  воинов  и  стараются,  чтобы  младшее  поколение  не  забыло  своих  Героев.Великий подвиг танкистов в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В ознаменование боевых заслуг советских танкистов в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен праздник - День танкиста, который ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября.

Вывод:Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли до последнего. Я уверен, что Т-34 лучший танк Второй мировой войны еще и потому, в него верили люди, которые садились за его рычаги, профессионалы и герои, такие как Лавриненко, Грибалева, Грибалёв и многие другие. Вечная им Слава! И Память!

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в качестве наглядного материала к урокам истории, на классных часах и в краеведении.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы я многое узнал о танках. Впервые танк Т-34 создавался на Харьковском заводе, главным конструктором которого был М.И. Кошкин.

Советский танк Т-34 по праву считается оружием Победы. Этот танк прочно вошел в число символов Второй Мировой войны.В ходе серийного производства, танк непрерывно совершенствовался, что позволило его модификациям находиться в серийном производстве в течение всей войны и в послевоенные годы. Советский танк был маневреннее, и у него намного быстрей поворачивалась башня, и он мог без труда объехать немецкий танк и уничтожить его со спины, там, где броня была меньше всего, чтобы наверняка пробить её. И конечно то, что броня танка Т-34 находилась под углом.

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.Превосходство Т-34 признают и немецкие генералы. Ф. В.Меллентин в своей книге «Танковые сражения 1939-1945 гг.» пишет: «В 1941 году ни один из наших танков не мог сравниться с Т-34». Гудериан в своих мемуарах пишет о предложениях офицеров-фронтовиков выпускать для немецких танковых войск копии Т-34. 

Т-34 - «наш» танк, одно появление которого означало победу... 
С этим танком Советская Армия завершила разгром фашистских захватчиков. 
Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет. 

Изучая эту тему, я могу сказать точно, что моя гипотеза подтвердилась - Танк Т-34 - легендарный танк второй мировой войны, так как:

  1. Я узнал, что Танк Т-34 в переводе означает « бак», цистерна.

  2. Я изучил технические особенности Т – 34, узнал, что танк стал классическим образцом среднего танка и его конструкция определила пути развития современного танкостроения.

  3. Я рассмотрел танковое сражение и определил роль танка Т – 34 в нём, установил, что танк является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.

  4. Я узнал, что танк Т – 34 - лучший танк ещё и потому, что в него верили люди, которые садились за рычаги, такие, как Лавриненко, Грибалёв, Грибалёва и, многие другие.

  5. Я выступил с результатами своей работы и ознакомил одноклассников с историческими фактами танка Т-34, они узнали о роли танка в годы ВОВ и о создателях военной машины.













































Список использованной литературы:

  1. Александров А. И. Танки Великой Отечественной войны. 1998.,

  2. Свиридов Н. М. Немецкие танки 1941 – 1945 годов. 2000.

  3. “Энциклопедия Терра”, раздел Танки мира.

  4. “Огневая подготовка” часть 2 - “Основы устройств вооружения” под ред. В.М. Шишковского.

  5. “Подготовка офицеров запаса сухопутных войск” по ред. Ю.А. Науменко

  6. АБТУ КА. ТАНК Т-34 в БОЮ. Краткое пособие. Воениздат НК\ъ\эО СССР, 1942

  7. М. Свирин, М. Коломиец. Забытые "Тридцатьчетверки" // Танкомастер. 1999. № 1

  8. Т-34: путь к Победе. К. М. Слободин, В. Д. Листровой


Интернет ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-34;

  2. http://vooruzenie.ru/publ/4-1-0-32;

  3. http://vspomniv.ru/tank_t_34_luchiy_tank/\;

  4. http://www.deol.ru/manclub/war/acestank.htm;

  5. http://vspomniv.ru/top_tankist_secondworldwar;

  6. http://kuyurgaza.ru/izvestnie-ludi/478;

  7. http://www.mihistory.kiev.ua/vov/tank_vo/proizvodstvo.htm;

  8. http://iremember.ru/memoirs/tankisti/

  9. https://nevelikc.ru/





































ПРИЛОЖЕНИЕ





Приложение






































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!