СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Тема природы в творчестве поэтов Гаврила Вешникова и Николая Глазкова: опыт сопоставительного анализа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа " Тема природы в творчестве поэтов Гаврила Вешникова  и Николая Глазкова: опыт сопоставительного анализа"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Тема природы в творчестве поэтов Гаврила Вешникова и Николая Глазкова: опыт сопоставительного анализа"»


Республиканская научно-практическая конференция "Науки юношей питают"














Тема природы в творчестве поэтов Гаврила Вешникова

и Николая Глазкова: опыт сопоставительного анализа




Автор: Власов Игорь Витальевич,

ученик 8 класса МБОУ ПСОШ№4 с УИОП.

Руководитель: Черняк Раиса Сергеевна,

учитель русского яз. и литературы.











Якутск, 2018



Содержание

Введение

1. Мир природы в стихотворениях Г.Вешникова (Баал Хабырыыса) и Н.Глазкова

2. Своеобразие произведений Г.Вешникова и Н.Глазкова о природе

2.1. Времена года в стихотворениях Г.Вешникова и Н.Глазкова о природе

2.2. Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях Г.Вешникова и Н.Глазкова о природе

Заключение

Использованная литература


























Введение

Меня всегда завораживают стихотворения о природе. Природа якутских поэтов – целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним.

«Люблю Якутию родную» - эти удивительные строки, полные любви, патриотизма, написал известный якутский поэт Г.Вешников. Ему вторит известный русский поэт Николай Глазков, который часть своей жизни связал с нашей республикой.

  Темы «Стихотворения якутских поэтов о природе», «Пейзаж в лирике русских поэтов» неоднократно привлекали к себе внимание исследователей. Тем не менее, считаем небесполезным еще раз обратиться к ним. Ведь мы имеем дело с мастерами художественного слова. И естественно, нам было бы интересно исследовать, как описывают, какой видят природу Г.Вешников и Н.Глазков? Какие цели они при этом ставят перед собою? Какие именно тропы используют авторы? Что общего в описании природы Г.Вешниковым и Н.Глазковым? Это и предстоит нам выяснить в ходе исследования.

Актуальность данной работы обусловлена повышенным вниманием к творчеству Гаврила Вешникова и Николая Глазкова. К данным авторам обращались разные исследователи. Но каждый из них имеет собственный подход, казалось бы, к давно исследованной проблеме. Именно образ природы помогает лучше мысли и чувства автора.

Тема работы: «Образ природы в творчестве поэтов Гаврила Вешникова и Николая Глазкова: опыт сопоставительного анализа».

Объект исследования: стихотворения о природе поэтов Гаврила Вешникова и Николая Глазкова.

Целью данной работы является сопоставление образов природы и выявление некоторых особенностей творчества якутского поэта XX века Гаврила Вешникова и русского поэта Николая Глазкова на примере их произведений.

Задачи: – систематизировать знания о творчестве поэтов Гаврила Вешникова и Николая Глазкова, их роли в литературе;

-проанализировать описание природы в стихотворениях Гаврила Вешникова и Николая Глазкова;

- сопоставить использованные тропы в произведениях.

В ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение, описание, сравнение.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества поэтов в школьном курсе литературы, как на уроках, так и на факультативных занятиях, а также для дальнейших исследований в данной области.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется цель исследования.

Основная часть работы посвящена анализу стихотворений для детей поэтов Г. Вешникова и Н.Глазкова

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы.


























1.Мир природы в стихотворениях Г.Вешникова (Баал Хабырыыса) и Н.Глазкова

Когда начинается настоящая поэзия? На этот вопрос однозначно никогда не ответить, да и вряд ли нужно это делать. Важно помнить другое: поэтом хорошим, современным не может быть человек не искренний, не щедрый душой, не открытый сердцем. Только тот, кто чувствует себя частью человечества, для кого радости, тревоги и заботы всех землян — свои собственные, может возвыситься до настоящей поэзии.

Читая поэзию, где мы ни были, мы воочию видим свой любимый край, чувствуем воздух и облик родной земли. Авторы при изображении образа любимой Родины широко и многогранно используют богатые краски северной земли, неповторимый колорит флоры и фауны родного края, легенды и предания родного народа. Воспевая своеобразие и неповторимость облика родного края, поэты соединяют природу с образами людей, живущих на этой земле. Поэтому в поэзии человек и природа едины, они рассматриваются как творцы жизни, как источник непрерывности бытия.

Исследователь якутской культуры Гачев Г.Д, изучив специфику изобразительных средств в поэзии Севера Якутии, подчеркивал немаловажную роль окружающей природы в формировании национальной психологии: «Первое, очевидное, что определяет лицо народа – это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Она – фактор постоянно действующий»

В каждой национальной литературе есть имена, которые широким читателем, литературным общественным мнением как бы уполномочены представлять свою землю, культуру и в целом народ. В якутской литературе одной из таких признанных фигур, несомненно, является Гаврил Вешников.

Гаврил Вешников по праву считается одним из самых талантливых и самобытных якутских поэтов. Его стихи отличаются простотой и в то же время чеканностью языка, тонким лиризмом и философской глубиной, богатством и красочностью образов. Кажется, что поэт постоянно и пристально вглядывается в природу, всматривается в её загадочные лики, прислушивается к таинственным голосам и страстно вопрошает её, доискиваясь не столько её собственных, саясь не столько её собственных. иглядывается в природу, всматривается в её загадочные лики, прислушивается к таинственным голосколько человеческих тайн.

Для Баал Хабырыыса тема природы неизменно и неразрывно связана с малой родиной, Якутией: «нежность к этому местечку и любовь, любовь до слёз».

Наблюдая за сменой времен года, за изменениями природы, всей душой ощущая эти изменения, лирический герой, он же автор, снова, в который уже раз делится с нами, читателями, самым сокровенным:

Сколько раз я влюбленно

заходил в снегопад?

Удивлен и смущен я:

Неужель пятьдесят? («Зимнее»)


Когда читаю якутских поэтов,

Вижу сквозь расстояние

Полыхание света и цвета -

Северное сиянье. –

Так писал о стихотворениях поэтов нашей республики известный русский поэт Николай Глазков, который, однажды побывав в Якутии, прирос к этому краю всем сердцем и возвращался сюда вновь и вновь.

Баал Хабырыыс был первым якутом, с которым познакомился поэт Николай Глазков, затем много переводивший якутских поэтов.

Николай Глазков был первым переводчиком стихов поэта на русский язык, перевёл четыре из шести сборников поэта. Переводя стихи якутов, Глазков, естественно, пользовался подстрочником. Однако он не добился бы столь высокого художественного уровня своих переводов, если бы не чувствовал душу якутского языка, его живой пульс, песенную стихию. Глазков не расставался со словарями, самоучителями, не ленился лишний раз заглянуть в них, дотошно расспрашивая о том, чего не находил ни в словаре, ни в самоучителе.

Глазков и Хабырыыс — не просто два поэта, из коих один перевел другого, они еще — друзья.

Когда Н.Глазкова спрашивали: "Почему Вы почти каждое лето ездите в Якутию?", он, долго не думая, отвечал: "Потому что там девственная природа, яркое солнце, величавая река Лена, безграничная тундра, цветущая тайга, непуганые птицы, потому что там живут и трудятся мужественные люди...".

Все привлекало его в этом далеком северном крае: и крики птиц, и след оленьих упряжек, алмазные переливы огней якутских городов, но больше всего, конечно, душа народа, умеющая любить и беречь деревья и все живое на земле:

Очень хорошо, что их не рубят,

Очень хорошо, что их не губят,

Потому что уважают, любят,

Украшают, всячески голубят.

(«Священные деревья»)

Именно перевоплощение — главная характерообразующая черта большого, неповторимого таланта Николая Глазкова. Он перевоплотился в якута, оставаясь русским поэтом. Москва и Якутия стали для него неразделимыми родинами. Вот почему его переводы из якутской поэзии — это как бы заново воссозданные из «праха» подстрочников русские стихи, в которых зазвучали в органичном согласии русская и якутская души.

Много стихотворений Баал Хабарыыса посвящено России и Москве, так в стихотворении «У нас в Москве» поэтически воссозданы чувства к своей большой Родине — герою, хотя он и не живёт в столице, приятно говорить «у нас в Москве», и он отстаивает своё право зваться москвичом. В стихотворении «Русская земля» поэт говорил о чувстве дружбы и общности советских народов.

«Баал Хабырыыс в русский природе, в русском крестьянине находит очень много родственного, близкого якутам, якутской природе», - так писал о Г.Вешникове Николай Захарович Копырин, литературовед, специалист по якутской поэзии Сибирского отделения АН СССР.

Отпечаток суровой, интонационно насыщенной поэзии земли якутской навечно лег и на стихи самого Николая Глазкова, посвященные Северу, людям тундры и бескрайних снегов.

Гаврил Вешников предельно искренен и доверчив одновременно, поэтому сказанное им воспринимается близко и полно.

Читая стихотворения, испытываешь ощущение, словно сам в это время находишься в родном аласе или в якутской тайге, слушаешь шум деревьев, щебет птиц, задумываешься о вечности и бесконечности бытия.

Шире кажутся аласы,

Обнажаются леса.

Словно лёд прозрачный, ясный,

Голубеют небеса («Поздняя осень»)

Какова же природа в художественном мире Николая Глазкова? Он всегда просто и искренне рассказывал о своих чувствах и мыслях «как можно проще говори о самом сокровенном».

Природа для Н.Глазкова как незаменимый источник сил, место, куда всегда можно вернуться, открыть перед ней душу и не бояться быть отвергнутым: «С природой так и следует дружить — Она способна многое внушить, Когда волшебна и великолепна». У него есть прямое поэтическое заявление о том, что и доброте, и естественности, и совершенству — в их поэтическом отражении — он учится у природы,— она для него и образец, и наставник:

За добротой побрел в леса,

Туда, где благодушны воды,

Радушны лиственные своды,

Разумны птичьи голоса.

...................................

Не для тщеславной чепухи,

Не ради позы или шеста

Она должна войти в стихи

И сообщить им совершенство! «Доброта»


Деревья,
Они достойны чести, славы,
Доверья! («Священные деревья»)

Природа исцеляет раны, приносит покой, гармонию и радость:

В такую пору не печалью,
А радостью душа согрета («Сентябрь»).

У поэта лирический образ природы дополняется образом рек Якутии. Он с любовью относится к реке Лене, ласково называя ее «дивной рекой», «несравненной рекой», «чистоструйной рекой». Также в стихотворении «Ночь удивительного облика» поэт пишет «ночь удивительного облика Над Леной – бабущкой-рекой». В примечании поэт пишет, что «якуты уважительно называют реку Лену «бабушкой», таким образом, в лирическом изображении реки Н.Глазковым проявилось наследование традиций якутов – народа, который очень любил и уважал поэт.

Также в произведениях Николая Глазкова изображены реки Яна, Олёкма, Амга. «Вспоминаются реки Якутии», «Волшебная Амга. Амга прозрачна, словно Иордан», «Милая Амга Создана из капелек росы», «Яну, что струится с гор», «Олёкма—чистота прозрачных вод».

Кроме того, в творчестве Н.Глазкова есть образы и других известных мест Якутии «голубой изумрудности Озера Хомустах», «Путь-дорога на Сасыл-Сысы», «весна в Оймяконе», «ехал из Бестяха в Майю», «Покровская набережная», «Утро в Сергеляхе» и другие.

Природа и для Г.Вешникова, и для Н.Глазкова – «храм», а не «мастерская». Они воспели красоту и величие русской и якутской природы в разные времена года, но особенно оба любили якутскую осень. Г.Вешников: «Я осень часто воспевал, любимую до боли…», «Но осень этим временам я все ж предпочитаю…», Н.Глазков «Люблю сентябрь лесных скитаний».

2. Своеобразие произведений Г.Вешникова и Н.Глазкова о природе

2.1. Времена года в стихотворениях Г.Вешникова и Н.Глазкова о природе

Глава 2. Обратимся к самим стихотворениям, почувствуем музыку строк. Поначалу посмотрим на осеннюю природу.

Несмотря на суровость якутской земли, трудно не почувствовать поэтичность её природы, бесчисленных переливов красок. Резкой смены времён года – зимы, стягивающей белым одеялом тайгу на долгих 6 месяцев, весны, которая приходит разом, за одну ночь, лета, знойного, быстротечного, и, наконец, осени, серебрящей пронзительным утренником тайгу. Осень наступает вдруг – за одну ночь целую республику осыпает золотом.


Г.Вешников

Н.Глазков

Поздняя осень

Бабье лето


Шире кажутся аласы, обнажаются леса, тонкий лёд сияет ярко, звенит, все серо кругом

Прозрачное небо хрустально, Погода немного свежа, Природа грустна, и печальна, И радостна, и хороша

Осенняя буря

Когда температура ноль

Беснуется буря и злится, грохочет протяжно и гулко, играет сама с собой в жмурки, о бурелом спотыкаясь, в тайгу падает с громом

Грустят деревья и дома, на душе тоска и боль, приближается зима. Творю печальную строку

Осень

Сентябрь

Осень, любимая до боли, тиха, нечаянна, ясна, тропинку инеем покрыв, на солнце заискрилась, бросала в синь ручья неслышно пламень желтый, в первом серебре стоят кусты, желтизна слепит

радостью душа согрета, Осенний лес красив и светел, Грибочек превосходный белый, Люблю сентябрь лесных скитаний, Чертоги чудные чащоб
Красивее стандартных зданий, Дожди осенние надели
Осенний пасмурный наряд, небо — серо-бело, величаво роща пожелтела

В осенних стихотворениях Баал Хабырыыса и Николая Глазкова присутствуют сочетания печали и радости, красоты и скромности пейзажа, потому что картины природы неразрывно связаны с душевным складом человека, отражают его внутренний мир.



Г.Вешников

Н.Глазков

Падает снег

Снег

Белым пухом лебяжьим, снег якутской зимы, как ласковый вечер, напоен тишиной, мой снег, невесомо ложился мне на плечи

Веселый снег, торжественно лег,
Тревожа и радуя всех, выпадает снег,
пушистый, белый снег Атласно и добротно, Махровые уремы рек
Узорчато усыпал знает, что нужна
Ему зима, а мне весна, Есть в нем что-то близкое нам

Зимнее

«Ноябрь. Опять рассветы мглисты…»

Зол мороз и, как бык, упрям, больно давит на кожу щек, лютая стужа, на лету замерзает плевок, дни под цвет неготовой ухи затуманены мутной мглой

рассветы мглисты, Волнисты облака, Зима грядет, как забияка, От северных сторон

Метель

Стоит студеная зима

Сугробы мнёт, с деревьев снежные комки стрясает, спотыкаясь о стволы, упадёт, постелет снежную постель, мир снегом занесён, метели снится сон

Стоит студеная зима, Снежинки крутит буйный ветер

Зима же у поэтов отличается суровостью и холодностью. Ноябрь – это уже матёрая зима. Какой бы год ни был, а зима всё равно ляжет надолго, придёт неизменно суровая. И сколько в ней будет своей непередаваемой прелести, своей красоты, в зиме Якутии!

Г.Вешников

Н.Глазков

Весна пришла

«Когда желанная весна…»


Из снега заячье одеяло отбросил к северу алас, нарядился в кафтан с цветистою каймой

весна Опять звенит в лесу и в поле, Шикарна вешняя природа, Лазоревая новизна, расцветает в новой роли, Роскошна радость и ясна

Теплый ветерок

Весеннее веселье

Теплый ветер, зарезвился быстрей

весна приходит снова,
Дни ее светлы, ясны, птицы
Веселятся раньше всех, Пробудившееся солнце, весенний день смеется , Начинает веселиться На проталинах трава,

Погожий день

Май

Дни солнцеликие, струится блеск, воробьи чирикают, сосны бросают снежки, словно школьники

Весна вступила в свою зрелость, Звенят в родимых рощах птицы, Расцветка трав пестрее ситца.
У речки радостно весьма,
Шикарно чист шатер небесный, Улыбка солнечной весны Листвы лазоревая прелесть


Майская зелень



лес, весенний весь, Она не устареет, нет! Всегда останется такой Великолепною травой!


Нюргусун


выше сравнений
Цветок-первоцвет:
В весенней вселенной Прекраснее нет

В весенних стихотворениях поэты создали целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «умывшийся студёной водой алас» или же «нюргусун – цветок-первоцвет».

Уже даже по этим строкам нетрудно себе представить, насколько внимательны оба поэта к созданию образа природы в своих произведениях.

Природа у Г.Вешникова и Н.Глазкова поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить, играть и веселиться. Данные строки передают глубокие, философские дополнительные смыслы о неразрывной связи природы и человека в окружающем его мире «И радуюсь весне Я за себя и ближних».

2.2. Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях Г.Вешникова и Н.Глазкова о природе

Литература свои существующие изобразительные средства берет из самой жизни, окружающей среды. Родная среда, особенности климата, культура, быт неизгладимо запечатлелись в творчестве якутского поэта Г.Вешникова и двуязычного поэта Н.Глазкова.

Леса, поля и огороды
Нас вдохновляют по соседству,
И хороши самой природы
Изобразительные средства!..

Воспевая красоту природы, Г.Вешников не оставляет без внимания фольклор, традиции и обычаи своего народа. Так, в стихотворении «Поздняя осень» упоминается якутская детская игра «хатыыска», заключающаяся в том, чтобы раскатиться и как можно дальше проехать по льду «еще лучше в хатыыску поиграть», «собираем толокнянку мы, из школы возвратясь». В стихотворении «Метель» - «играет словно в кылыы» (кылыы – якутская спортивная игра, заключающаяся в прыжках на одной ноге». В стихотворении «Человек из снега»: «пусть будет он таким большим, как наш Нюргун Батыр».

Это, безусловно, говорит о знании, уважении и почитании поэтом истории, традиций, фольклора и обычаев родного народа.

В изучении якутского языка Николай Глазков достиг определенных успехов. По его подсчетам, знал восемьсот слов и включал якутские слова в свои стихи, переводы и письма. В стихотворении «Верхоянск»: «Я подымаю свой чорон За красоту глухих сторон, За Верхоянский край-район, Якутию в Якутии!» (Чорон - сосуд для питья кумыса, в данном случае кубок, бокал). В стихотворении «Бестях – Майя»: «Леса мелькали и аласы И вновь леса, леса». (Алас - характерный для ландшафта Якутии окруженный лесами озерно-пойменный луг). В стихотворении «Ленская тайга»: «С высотищи полукёсной А отнюдь не свысока, Я смотрю на брег утесный, На тайгу и на луга».( Кёс - старинная якутская мера длины, равная примерно десяти километрам).

Н.Глазков часто использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, характерные для фольклора, демонстрирующие симпатию говорящего к описываемому предмету или человеку («Грибочек», «сказочка», «Ландыши — фарфоровые чашечки», «Может пестренький ковер Называться лугом — И шиповничек расцвел За Полярным кругом» и др.

Природа у Г.Вешникова и Н.Глазкова поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить, играть и веселиться. Данные строки передают глубокие, философские дополнительные смыслы о неразрывной связи природы и человека в окружающем его мире «И радуюсь весне Я за себя и ближних».

Использование приема олицетворения в стихах, посвященных природе, вполне естественно и органично, в этом проявление национального мировосприятия Г.Вешникова, так как, по представлениям якутов, все явления окружающей действительности наделялись душой. У народа саха особое отношение к природе, что обусловлено народными сказаниями, легендами и ритуалами, связанными с почитанием духов – хозяев леса, реки, гор.

Г.Вешников

Н.Глазков

Сосны стройные резвятся

весенний день смеется

Буря утихнуть не хочет

Снежинки крутит буйный ветер

Ели словно бы онемели, бессловесные сторожа

гордятся ландыши взаправдашней
Красотой лесной

Березки вдыхают полной грудью

Грустят деревья и дома


Этим можно объяснить пристрастие поэтов к образным сравнениям. Реалии и предметы быта часто сопоставляются с образом природы, выступающей как в качестве субъекта, так и объекта изображения: Г.Вешников: «зол мороз и, как бык, упрям», «солнце кутается в туман, будто в мех дохи», «на поляне, как в подушки, тетерев нырял в сугроб», «сосны, руки скрестив на груди, встали, как женщины, в ряд»; Н.Глазков: «Цветы цветут, как самоцветы», «словно творенье художника, Озеро Хомустах». Трава права. Как радость дней, Она, зеленая, растет», «Зима грядет, как забияка, От северных сторон», «Как дорогой алмаз, чиста Среди небесных бус, Горит Полярная звезда».

Как видим, в использовании изобразительных средств ярко проявляется национальное своеобразие поэзии Г.Вешникова, так как автор исходит из реального мироощущения своего народа.
Но не менее интересно обратиться и к другим поэтическим средствам, создающим неповторимую образность стихотворения. Например, к метафоре.

Г.Вешников

Н.Глазков

Сердце – кремневый камень

Зимнего рассвета белый парус
По утрам в поход меня зовет

Скор у времени бег

Любит лес дремучий, а не комнату
Ландыша душа!

Метель сугробы мнет

Снег лежит коврами

Тихо льется лунный свет

по тропинке, согретой Улыбкой осенних небес


При описании природы поэтами широко используются эпитеты, которые помогают нарисовать яркую картину, воспринимаемую читателем зримо.

Г.Вешников

Н.Глазков

Лёд ясный

закат, Зелено-сине-желтоват

Звонкий смех

милый лиственничный гай

Лютая стужа

Природа… волшебна и великолепна

Пушистый снег

Великолепный лес дремучий


Используя олицетворения, сравнения, метафорические эпитеты, авторы глубоко, философски и поэтически тонко передают ту гармонию, которую они видят в окружающем мире.





























Заключение

Итак, проанализировав стихотворения Баал Хабырыыса и Николая Глазкова о природе, мы пришли к следующим выводам:

Особое место в литературном наследии якутских и русских поэтов занимает пейзажная лирика. В картинах и образах природы поэты стремятся выразить и живое чувство родины, и душу своего народа, и думу о времени.

Природа, без сомнения, ассоциируется у Г.Вешникова с малой родиной – Якутией: «нежность к этому местечку и любовь, любовь до слёз».

Природа для Н.Глазкова как незаменимый источник сил, место, куда всегда можно вернуться, открыть перед ней душу и не бояться быть отвергнутым: «С природой так и следует дружить — Она способна многое внушить, Когда волшебна и великолепна».

У поэта лирический образ природы дополняется образом рек Якутии. Он с любовью относится к реке Лене, ласково называя ее «дивной рекой», «несравненной рекой», «чистоструйной рекой», «бабущкой-рекой».

Также в произведениях Николая Глазкова изображены реки Яна, Олёкма, Амга. «Вспоминаются реки Якутии», «Волшебная Амга. Амга прозрачна, словно Иордан», «Милая Амга Создана из капелек росы», «Яну, что струится с гор», «Олёкма—чистота прозрачных вод».

Они воспели красоту и величие русской и якутской природы в разные времена года, но особенно оба любили якутскую осень. Г.Вешников: «Я осень часто воспевал, любимую до боли…», «Но осень этим временам я все ж предпочитаю…», Н.Глазков «Люблю сентябрь лесных скитаний».

В осенних стихотворениях Баал Хабырыыса и Николая Глазкова присутствуют сочетания печали и радости, красоты и скромности пейзажа, потому что картины природы неразрывно связаны с душевным складом человека, отражают его внутренний мир «Осень… тиха, нечаянна, ясна», «бросала в синь ручья неслышно пламень желтый», «радостью душа согрета, Осенний лес красив и светел».

Зима же у поэтов отличается суровостью и холодностью. Какой бы год ни был, а зима всё равно ляжет надолго, придёт неизменно суровая «Сугробы мнёт, с деревьев снежные комки стрясает», «мир снегом занесён», «Стоит студеная зима, Снежинки крутит буйный ветер».


В весенних стихотворениях поэты создали целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «умывшийся студёной водой алас» или же «нюргусун – цветок-первоцвет».

Воспевая красоту природы, Г.Вешников не оставляет без внимания фольклор, традиции и обычаи своего народа: «еще лучше в хатыыску поиграть», «играет словно в кылыы» «пусть будет он таким большим, как наш Нюргун Батыр».

В изучении якутского языка Николай Глазков достиг определенных успехов. По его подсчетам, знал восемьсот слов и включал якутские слова в свои стихи, переводы и письма: «Леса мелькали и аласы И вновь леса, леса»,«С высотищи полукёсной А отнюдь не свысока, Я смотрю на брег утесный, На тайгу и на луга».

Н.Глазков часто использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, характерные для фольклора, демонстрирующие симпатию говорящего к описываемому предмету или человеку («Грибочек», «сказочка», «Ландыши — фарфоровые чашечки», «Может пестренький ковер Называться лугом — И шиповничек расцвел За Полярным кругом» и др.

Природа у Г.Вешникова и Н.Глазкова поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить, играть и веселиться. Данные строки передают глубокие, философские дополнительные смыслы о неразрывной связи природы и человека в окружающем его мире «И радуюсь весне Я за себя и ближних».

Использование приема олицетворения в стихах, посвященных природе, вполне естественно и органично: «Сосны стройные резвятся», «весенний день смеется».

У народа саха особое отношение к природе, что обусловлено народными сказаниями, легендами и ритуалами, связанными с почитанием духов – хозяев леса, реки, гор. Этим можно объяснить пристрастие поэтов к образным сравнениям. Г.Вешников: «зол мороз и, как бык, упрям», «солнце кутается в туман, будто в мех дохи»; Н.Глазков: «Цветы цветут, как самоцветы», «словно творенье художника, Озеро Хомустах».

Как видим, в использовании изобразительных средств ярко проявляется национальное своеобразие поэзии Г.Вешникова, так как автор исходит из реального мироощущения своего народа.

Но не менее интересно обратиться и к другим поэтическим средствам, создающим неповторимую образность стихотворения. Например, к метафоре: «Тихо льется лунный свет», «Зимнего рассвета белый парус По утрам в поход меня зовет».

При описании природы поэтами широко используются эпитеты, которые помогают нарисовать яркую картину, воспринимаемую читателем зримо: «Лёд ясный», «закат, Зелено-сине-желтоват».

Используя олицетворения, сравнения, метафорические эпитеты, авторы глубоко, философски и поэтически тонко передают ту гармонию, которую они видят в окружающем мире.

. В рассмотренных произведениях Г.Вешникова и Н.Глазкова природа является ключевым образом, через который выражается национальное мировосприятие поэта. Каждый поэт по-своему, в соответствии со своей ментальностью, жизненным и творческим опытом, раскрывает поэтические образы, и они расцвечиваются новыми гранями, становятся многозначными и многокрасочными.

Яркие пейзажные зарисовки поэтов отражают национальное мировидение и звучат как исходное традиционное возвышение природы с неизменным представлением единства человека с природой родного края, а также взаимной связи природы и поэзии.

























Использованная литература


  1. Глазков Н.Неповторимость.; Издательство: «Советский писатель. Москва» 1979 г.

  2. Глазкова Р.М., Терновский А.В. Воспоминание о Николае Глазкове. Издательство: «Советский писатель. Москва» 1989 г.
  1. Дети тайги: Стихи для мл. школ, возраста / Пер. Н.Глазков. — М.: Дет. лит., 1965. — 64 с.

  2. Летающая рукавица: Стихи для дошкол. и мл. школ, возраста /Пер. Н.Глазков. М.: Советская Россия, 1973. 30 с

  3. Третий омурган: Стихи / Пер. А.Никифоров. — М.: Советский писатель, 1973. — 87 с.

  4. Интернет-ресурсы
    Николай Глазков, Интернет сайт «Век перевода».
    https://www.livelib.ru/author/188147/latest-nikolaj-glazkov

Памятник Вешникову Гаврилу Григорьевичу (Баал Хабырыыс)

Очерк истории якутской советской литературы, Институт языка, литературы и истории (Академия наук СССР. Якутский филиал), Институт мировой литературы имени А. М. Горького, Издательство Академии наук СССР, 1955—194 с. — стр. 113

Катя Мигалкина — «Я — поэт ненаступившей эры» // Журнал «Илин» № 3-4 за 2001 год.



















17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!