СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Трудовой подвиг детей в советском тылу на примере г. Троицка и Троицкого района Челябинской области"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Трудовой подвиг детей в советском тылу на примере г. Троицка и Троицкого района Челябинской области"»

Челябинская область

Троицкий городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»



VIII Всероссийский конкурс

юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист»





Трудовой подвиг детей в советском тылу

на примере г. Троицка и Троицкого района Челябинской области







Подготовил:

Шакиржанова Амина Ильдаровна

14 лет, 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Руководитель:

Андреева Ирина Николаевна

Учитель истории

МБОУ «СОШ №3»










г.Троицк-2021 год

Содержание Введение…………………………………….........................................................3

  1. Истоки патриотизма и героизма советских детей в годы войны……….4

  2. Трудовой героизм детей советского тыла……………………….……….6

  3. Заключение…………………………………..............................................10

  4. Библиографический список………………………………………………11


































Введение

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась самым героическим и вместе с тем суровым периодом в истории СССР и его регионов. Она стала тяжелейшим испытанием для всех народов страны, для каждого советского человека, независимо от возраста, который встал на защиту Отечества. Фронт и тыл в борьбе с врагом были едины. Выдвинутые в первые дни войны лозунги: «Все для фронта, все для победы!», «Все на разгром врага!» - были не просто словами. Они выражали мощный патриотический подъем советских людей, их решимость стоять насмерть за родную землю. За этими словами стоял и самоотверженный, и, самое главное, изнуряющий труд в тылу.

Война коснулась всех поколений одновременно. Особенно страшным и шокирующим на войне выглядят мучения и смерть детей. Будучи самой незащищенной группой населения. Недаром существуют устойчивые словосочетания дети войны, детство опаленное войной и т.п. Все отдавали свои силы на борьбу с врагом, и те, кто воевал на фронте, и те, кто работал в тылу. Только благодаря подвигам миллионов людей новое поколение получило право на свободную жизнь. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв. В годы войны героизм детей стал массовым, стал нормой поведения. Актуальность работы не вызывает сомнения, так как новое поколение должно чтить и уважать историю нашей страны, ведь невозможно забыть все то, что сделали для нас наши предки (дети-герои), всю ту боль и страдания, которые пришлось им пережить в их возрасте.

Цель исследования: изучить роль детей – в победе над фашистскими захватчиками и осветить подвиг советских детей в годы Великой Отечественной войны.

Объектом исследования является роль детей в Великой Отечественной войне. Предметом исследования является трудовой героизм советских детей.

Задачи исследования стоят в следующем:

1. Изучить истоки патриотизма и героизма советских детей в годы войны.

2. Проанализировать трудовой героизм детей советского тыла.

Хронологические рамки исследования определяются периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Территориальные рамки исследования охватывают г. Троицк и Троицкий район Челябинской области.

Источниковая база - газета «Вперед» за 1941 - 1945 годы издания, воспоминания участников событий.

Гипотеза: я считаю, что дети войны внесли большой вклад в приближение победы в Великой Отечественной войны.





















1. Истоки патриотизма и героизма советских детей в годы войны

Великая Отечественная война внесла серьезные изменения в жизнь людей. Основным источником патриотизма являлась газета, и наша газета «Вперед» не осталась в стороне. С первого дня войны она включилась в активную патриотическую работу. 24 июня 1941 года в газете «Вперед» как и в центральных газетах, на первой странице было помещено выступление по радио Заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР В.М. Молотова. В этом же номере газеты рассказывалось о том, как в разных уголках страны люди шли в военкоматы, чтобы отправиться на фронт.[4] В газете «Вперед» были опубликованы заявления с просьбой о зачислении в ряды действующей Красной Армии, которые подавали командиры запаса, призывники,[26] юноши и девушки только что окончившие школы.[22] Было очень много статей, содержащие наказ от призывников в ряды Красной Армии к работникам тыла.[24] Женщины и дети, под воздействием данных призывов, активно шли работать на производство, заменяя ушедших на фронт мужчин.[19] Самоотверженность взрослых людей оказывала влияние и на детей. Дети тоже хотели внести свою частицу в приближение победы в войне. Так как на фронт их не могли взять, то единственной помощью со стороны детей мог стать их непосильный труд в тылу.

Основной задачей государства, являлось повышение производительности труда. Для поддержания трудового подъема в газете «Вперед» регулярно размещались статьи о различного рода починах в помощь фронту. Конкретные примеры формировали чувство убежденности, что повседневная трудовая деятельность не менее важна, чем непосредственное участие в боевых действиях. В газете «Вперед» печатали статьи о рабочих, стремившихся помочь фронту путем перевыполнения производственного плана. Так, уже 25 июня 1941 года в газете напечатали заметку о рабочих кожзавода, которые перевыполнили суточное задание на 127 процентов.[20] А 26 июня 1941 года коллектив фабрики «Смычка» перевыполнил свои нормы на 146 процентов.[7] Это свидетельствует о повышении энтузиазма среди населения ради победы над врагом. Еще одним из источников формирования патриотизма у детей это были письма их отцов-фронтовиков.

В июле 1941 года был открыт фонд обороны. В условиях Великой Отечественной войны перед финансовыми органами были поставлены задачи - обеспечить мобилизацию средств необходимых для удовлетворения нужд фронта и тыла, добиться наибольшей экономии и целесообразности в использовании денежных и материальных ресурсов.[26] Собранные средства шли на постройку танковой колонны, покупку теплых вещей, подарки бойцам Красной Армии. Туда же отчислялись двухдневный ежемесячный заработок учителей средних школ,[5] полученные деньги от собранного металлолома школьниками.[9] Одновременно с массовым сбором денежных средств в Фонд обороны началась другая, не менее массовая компания - сбор теплых вещей, продуктов питания для бойцов Красной Армии. Школьники активно участвовали в сборе теплых вещей, ученицы организовывали вязку теплых перчаток, сдавали зимнюю одежду.[18]

Была ярко выражена неразрывная связь интересов государства и народа, единство фронта и тыла во время размещения государственных военных займов.

В 1944 году был открыт Фонд помощи детям фронтовиков. На страницах газеты печатался номер счета фонда. Призыв о создании фонда был подхвачен всеми трудящимися нашего города и района. На предприятиях, в учреждениях, школах с большим подъемом происходит сбор средств в фонд.[11] Учащиеся школы № 13 г. Троицка организовали вечер художественной самодеятельности, собранные средства в сумме 4677 рублей были полностью внесены на нужды детей фронтовиков. [10]

Чтобы понять, насколько большие суммы давали горожане взаймы государству, достаточно привести несколько примеров по ценам на 1944 год: килограмм свинины стоил 211 рублей, литр молока – 32 рубля, десяток яиц – 87 рублей.

Таким образом, патриотический подъем у граждан государства был очень высоким, в том числе и среди детей. Проявления патриотизма освещалось на страницах газеты «Вперед», это еще больше стимулировало население к проявлению помощи воинам Красной Армии. В газете часто печатали письма фронтовиков с обращением к детям. Естественно письма воодушевляли детей на трудовые подвиги. Школа активно включались в пропаганду и проведение военно-хозяйственных задач, вставших перед страной. Конкретные примеры формировали чувство убежденности, что повседневная трудовая деятельность не менее важна, чем непосредственное участие в боевых действиях. Школы принимали участие в социалистических соревнованиях по сбору лекарственных трав, металлолома, работали на поле. Так школьники вносили свой вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне.


















2. Трудовой героизм детей советского тыла

С началом войны в результате мобилизации в армию на предприятиях численность рабочих серьезно сократилась, в то же время плановые задания возросли. Перед Советским Союзом встала сложная задача обеспечения народного хозяйства кадрами. Возникла необходимость взамен ушедших на фронт привлечь в производство такие категории населения, как женщин, подростков, пожилых людей. Для решения этой острой проблемы была развернута большая пропагандистская кампания. Своеобразным откликом на это стали поступавшие с первых недель и месяцев войны заявления граждан, среди которых было немало молодежи, о приеме на работу, и в ряды Красной Армии. Юноши и девушки, окончившие 9-ые и 10-ые классы, обратились в горрайвоенкомат зачислить их в ряды Красной Армии. 60 учащихся 12-ой и 14-ой средних школ на каникулярный период 1941 года пошли работать на производство, заменив ушедших в армию. Ученик 10 класса Подкопаев, работает грузчиком на мылзаводе и перевыполняет установленные нормы. [16] Обстановка войны в стране не могла не сказаться на образование и деятельности школ. Учащиеся 8-10 классов прослушивали курс механизации сельского хозяйства и многие из них могли быть комбайнерами, трактористами, заменять колхозных и совхозных трактористов, комбайнеров, сражающихся в рядах РККА. [3] В статье «Благодарная задача советских школ» пишут как школьники с нетерпением ждут выхода на поля. Они горды тем, что Родина доверила им ответственное дело. Свыше 600 учеников старших классов школ города в течение 1941-1942 учебного года прошли курс агротехники и автотракторного дела и сдали по ним испытания. Все они в ближайшее время выйдут в колхозы Троицкого, Чесменского и других районов. 40 трактористов и 80 комбайнеров подготовлено из числа учеников 9-10 классов, которые готовы сесть за руль трактора, штурвал комбайна. [2]

Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ и помогали взрослым.

В конце 1941 года из Ленинграда прибыл эвакуированный штамповочный завод. По воспоминаниям моего деда, Мусина Абдрахмана Абдрахмановича. он работал на ШФК, изготавливал пулеметные ленты. Ему на тот момент было 15 лет. Объединенное предприятие, названное «Шорно-фурнитурным комбинатом», стало выпускать «блочки» для пулеметных лент, кавалерийское снаряжение, минометные вьюки. На фронт ушли опытные рабочие, их заменили жены, матери, подростки. Фабрика продолжала выпускать продукцию для фронта.

29 мая 1942 г. ЦК комсомола обратился ко всем учащимся и пионерам с призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями работать для фронта. На этот призыв последовал незамедлительный ответ. Школьники активно участвовали в патриотических движениях. В январе 1942 года в газете «Вперед» находится статья рабочего жиркомбината Андрея Суринова, в которой он пишет об обучении юношей изготовлению ящиков для упаковке продукции [23]

Трудовая деятельность детей явилась замечательным примером беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе с взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым.

Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения: «Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы». Например, Гриша Павлин, ученик 4-го класса Шантаринской школы взял на себя обязательство работать в колхозе по-фронтовому. Во время каникул он выработал 100 трудодней, поймал более 300 сусликов и зайцев, сдав государству за время с конца апреля до начала августа 306 шкурок. Так юный патриот помогал Красной Армии громить немецких фашистов. [8] Большую помощь в уборке хлебов оказывают школьники. На перелопачивании зерна и разгрузке машин юные патриоты выполняют в день по полторы- две нормы. За день они перелопачивают по 20 тонн зерна, вместо 14 тонн по заданию, а на разгрузке машин выполняют норму на 150-200 процентов. [1] Иванова Зинаида Андреевна вспоминает, как тяжело было в годы войны. Она, вместе с мамой работала в колхозе д. Неверово. Помогала на уборке урожая зерна и картофеля. Ей ставили смены в дойке коров, хотя Зинаиде Андреевне на тот момент всего было 7 лет. В течение лета 1941 года 228 юношей и девушек работали на производстве в городе. Учащиеся работали на комбайнах на полях Увельского района. 600 пионеров работали на полях колхозов нашего района. Пионеры пропололи 3000 гектаров зерна, сдали в фонд обороны свыше 40 тонн металлолома. Все эти факты свидетельствуют об огромном патриотическом подъеме учащихся школ. [17] В статье «За лучшее участие школ в сельхозработах» за 1944 год показаны такие цифры – 1108 учащихся выработали 50319 трудодней. Для школ добившихся лучших результатов в выработке трудодней устанавливалось два переходящих красных знамени ЦК ВЛКСМ, два знамени наркомпроса РСФСР, два знамени Наркомзема СССР и красное знамя Наркомсовхозов СССР. В статье призывают школьников о том чтобы каждый внес свой вклад в общее дело борьбы за высокий военный урожай, о помощи Красной Армии в разгроме и уничтожении фашистов. [29]

Советские школьники работали на прополке, окучивании и подкормке овощей, большинство из них участвовали в посевной и уборочной компаниях.[14] Дети трудились на колхозных полях, принимали участие в прополке, посевов, учились жать рожь, вязали снопы. В газете «Вперед» находится много статей, где приводятся данные о прополке посевов. Например, учащиеся татарской неполной школы работали на прополке посевов в Троицком зерносовхозе. И за 12 дней очистили от сорняков 93 гектара посевов проса.[25] Огромное значение придавали тому, чтобы собрать все оставшиеся колоски после уборки урожая. «Не дадим пропасть ни одному зернышку, - говорили на беседе ребята в колхозе «Искра» Помогая убрать урожай, тем самым поможем Красной Армии разгромить ненавистного врага - гитлеровцев». [15] В заметке «Школьники на уборке урожая» отмечали, что в первый день работы 50 учащихся первого и второго классов школы колхоза «12 лет Октября» собрали 7 мешков колосков. [28]

Ребята оказали огромную помощь в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. [6]  

В первые месяцы войны проводился сбор теплых вещей для эвакуированных, денежно-вещевая лотерея, сбор денег на постройку танковой колонны. [13] Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в «фонд раненому воину». Учащиеся 13-й средней школы собрали 1176 килограмм металлолома и сдали его в «Союзутиль». Полученный деньги в сумме 41 руб. 20 коп. школьники внесли в фонд обороны Родины. [12] И таких примеров было очень много 

В годы Великой Отечественной войны ширилось тимуровское движение – массовое патриотическое движение школьников и пионеров, идеология которых призывала быть полезным Родине. Тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков: ремонтировали квартиры, ухаживали за больными и детьми, помогали по хозяйству. [27]

Когда в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, тимуровцы в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 г. около 20 тыс. различных подарков были отправлены воинам – фронтовикам от школьников. Руками пионеров и школьников было изготовлено более миллиона различных изделий, которые была отправлена в качестве подарков в армию. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви. Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам – фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком «Сердечная благодарность». [21]

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала суровым испытанием и экзаменом жизни для всех советских народов. Своим героическим и самоотверженным трудом все ее граждане внесли достойный вклад в достижение экономической и военной победы над врагом. В этом, нужно сказать, немалым был вклад детей и подростков. Вместе со всеми они тоже стойко выдерживали тяготы и трудности, выпавшие на их долю. Они - самоотверженные труженики и вместе со всеми взрослыми и наравне с ними работали с величайшей самоотдачей и самопожертвованием. Для решения такой важнейшей народнохозяйственной задачи, как подготовка в короткие сроки новых кадров и пополнение ими рабочих рядов в производстве взамен ушедших на фронт из-за их острой нехватки на предприятиях, партийными и общественными органами было обращено серьезное внимание на использование труда детей и подростков в народном хозяйстве. Они вставали к станкам, осваивали производственный процесс, выполняли и перевыполняли сменные задания, вместе со всеми взрослыми работали, несмотря на все тяготы и лишения.

















Заключение

Патриотический подъем у граждан государства был очень высоким, в том числе и среди детей. Проявления патриотизма освещалось на страницах газеты «Вперед», это еще больше стимулировало население к проявлению помощи воинам Красной Армии. В газете часто печатали письма фронтовиков с обращением к детям. Естественно письма воодушевляли детей на трудовые подвиги. Школа активно включались в пропаганду и проведение военно-хозяйственных задач, вставших перед страной. Конкретные примеры формировали чувство убежденности, что повседневная трудовая деятельность не менее важна, чем непосредственное участие в боевых действиях. Школы принимали участие в социалистических соревнованиях по сбору лекарственных трав, металлолома, работали на поле. Так школьники вносили свой вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала суровым испытанием и экзаменом жизни для всех советских народов. Своим героическим и самоотверженным трудом все ее граждане внесли достойный вклад в достижение экономической и военной победы над врагом. В этом, нужно сказать, немалым был вклад детей и подростков. Вместе со всеми они тоже стойко выдерживали тяготы и трудности, выпавшие на их долю. Они - самоотверженные труженики и вместе со всеми взрослыми и наравне с ними работали с величайшей самоотдачей и самопожертвованием. Для решения такой важнейшей народнохозяйственной задачи, как подготовка в короткие сроки новых кадров и пополнение ими рабочих рядов в производстве взамен ушедших на фронт из-за их острой нехватки на предприятиях, партийными и общественными органами было обращено серьезное внимание на использование труда детей и подростков в народном хозяйстве. В ее выполнение посильный вклад внесло юное поколение рабочих, подготовленное в сложнейших условиях военного времени. Они вставали к станкам, осваивали производственный процесс, выполняли и перевыполняли сменные задания, вместе со всеми взрослыми работали, несмотря на все тяготы и лишения.





























Библиографический список

1. Александрова Г. Школьники на уборке урожая // Вперед, 15 сентября 1942 год, № 172(4515), С. 2.

2.Благодарная задача советских школ // Вперед, 11 июня 1942 г., № 103(4446). С.1

3. Вулис И. «Родине – все силы и знания» // Вперед 4 июня 1942 г, № 98(4441) С.2

4. Выступление по радио Заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР и народного комиссара иностранных дел тов. В.М. Молотова 22 июня // Вперед, 24 июня 1941 г. № 136(4192) . С.1.

5. Глазунов А. В фонд обороны // Вперед, 5 июля 1941 № 172(4228) . С. 2.

6. Егоров Я. Юные патриоты помогают Родине // Вперед 14 октября 1941 № 222(4278) С.2  

7. Зубков И. Работаем с удвоенной энергией // Вперед, 26 июня 1941 г. № 138(4194) . С.2

8. Кагаловский М. Юный патриот // Вперед, 28 сентября 1944 №190(5048) С.2

9. Кудинова О. Школа помогает детям фронтовиков // Вперед, 13 февраля 1944 г. № 32(4880). С.1.

10. Курнышева Г. В фонд обороны - юные патриоты // Вперед, 25 июля 1941 № 163(4219). С. 1.

11. Литвененко П. Поддержим благородный почин // Вперед, 13 февраля 1944 г. № 32(4880). С.1.

12. Морозова К. В фонд обороны – от юных патриотов // Вперед 25 июля 1941 № 163(4219) С.2

13. На постройку танковой колонны // Вперед, 11 июня 1942 год, № 103(4446). С.2.

14. Патриотический долг школьной молодежи // Вперед, 3 апреля 1942 № 75(4418) С. 2

15. Питин. Помогаем фронту // Вперед, 5 августа 1942 год, № 142(4485) С.2

16.Попков М. Используем каникулы для помощи колхозам и предприятиям // Вперед, 6 июля 1941 год, № 147(4203). С.2

17. Попков М. Начало занятий в школах города // Вперед, 5 сентября 1941 № 194(4250)С.2

18. Попков М. Школа и дети фронту // Вперед, 16 октября 1941 г. № 224(4280). С. 1.

19. Попков М. Пламенные патриоты // Вперед, 6 июля 1941 г. № 147(4203). С. 1.

20. Сапожников А. По 4 нормы в смену // Вперед, 25 июня 1941 г. № 137(4193) . С. 2.

21. Сердечная благодарность // Вперед, 4 февраля 1942, № 30(4373) С. 2 

22. Соколов. Просим принять нас в ряды Красной Армии // Вперед, 26 июня 1941 г. № 138(4194) . С.2

23. Суринов А. Обучаю молодежь // Вперед, 16 января 1942 № 14(4357) С.2

24. Уминов Г. Буду беспощаден в бою // Вперед, 2 июля 1941 № 143(4199) . С. 3.

25. Хакимова З. Учащиеся на прополке // Вперед 23 июля 1943 № 144-145(4745) С.4  

26. Хочу быть в передовых рядах бойцов за нашу Родину // Вперед, 25 июня 1941 г. № 137(4193) . С. 2.

27. Школа в дни Великой Отечественной войны // Вперед, 19 июня 1942 год, № 108(4451) С.1

28. Школьники на уборке урожая // Вперед, 8 августа 1942 год, № 145(4488). С. 1.

29. Шлыкова М. За лучшее участие школ в сельхозработах // Вперед, № 117(4975), 16 июня 1944. С. 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!