СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Труженики тыла и дети войны - ветераны БСХТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа  посвящена труженикам тыла и детям войны - ветеранам техникума. Будет полезна при проведении классных часов и мероприятий, посвящённых ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Труженики тыла и дети войны - ветераны БСХТ"»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «БОЛЬШЕРЕЧЕНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


ТЕМА: «ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА И ДЕТИ ВОЙНЫ – ВЕТЕРАНЫ БОЛЬШЕРЕЧЕНСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА»






Выполнила: студентка

Наседкина Наталья Сергеевна



Руководитель преподаватель

Иванютина Нина Афанасьевна









БОЛЬШЕРЕЧЬЕ, 2020



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение………………………………………………………………….……… …..2

I глава Теоретическое изучение проблемы ……………………………………... 4

1.1.Вклад тружеников тыла и детей войны в Великую Победу………….…..4


II глава. Воспоминания тружеников тыла и детей войны –

ветеранов техникума о годах Великой Отечественной войны……….….7

2.1. Результаты социологического опроса………………………………….….7 2.2.Шадрина Анна Яковлевна ……...………………………………......8

2.3. Шильникова Елена Степановна …………………………………………..8

2.4.Филимонова Анастасия Александровна…………………………….……..9

2.5. Овчинникова Надежда Ивановна…………………………………….…..10

2.6. Журова Анна Павловна…………………………………………………...11

2.7. Памятник в Омске труженикам тыла…………………………………….13

Заключение……………………………………………………………..……..........15

Список литературы и интернет-ресурсов……………….……….…..…..........15

Приложения




















ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

Исследовательская работа посвящена труженикам тыла и детям войны – ветеранам нашего техникума, их вкладу в Великую Победу в Великой Отечественной войне.

В 2020 году вся наша страна отметит 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения к людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.

Объект исследования: труженики тыла и дети войны - ветераны нашего Большереческого сельскохозяйственного техникума,

Предмет исследования: вклад тружеников тыла и детей войны - ветеранов БСХТ в работу трудового фронта во время ВОВ.

Цель исследовательской работы: Провести конкретно – историческое исследование положения человека в тылу и детей в сельской местности в годы Великой Отечественной войны на примере ветеранов БСХТ.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед)

  • Узнать о жизни, подвиге простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли именно труженики тыла и дети войны - ветераны нашего Большереческого сельскохозяйственного техникума, приближая Великую Победу.

  • Изучая, анализируя воспоминания живых свидетелей военных лет, доказать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

  • Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.

Методы исследования: анкетирование и обобщение, интервьюирование, анализ литературы, архивных материалов, документации.

Гипотеза: я предполагаю, что самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для молодежи нашего поколения.

Хронологические рамки исследования: период Великой Отечественной войны.

Научная новизна исследования заключается в том, что тема тружеников тыла и детей войны в годы Великой Отечественной войны конкретно нашего техникума практически не была исследована никем.

Практическая значимость. Результаты моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеурочных мероприятий.

В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла и детьми войны – ветеранами нашего техникума, Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей.

Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Актуальность работы определяется ещё и тем, что в настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю, истории жизни людей, проживающих на его территории.

Нам всем очень важно уяснить для себя, что без знания своего прошлого невозможно строить будущее.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения.


I ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


1.1 Вклад тружеников тыла в Великую Победу

 Всё дальше в прошлое уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но память о тех, кто не вернулся с кровавых полей войны, кто грудью защитил независимость нашей Родины, кто не жалея сил работал в тылу - память о них живёт в наших сердцах.

Мирный труд советских людей был нарушен вероломным нападением гитлеровской Германии. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.. Утром, на второй день войны, в Большереченский военкомат начали прибывать военнообязанные, 27 июня 1941 года первая партия мобилизованных отправилась на фронт. Большереченский район дал фронту тысячи воинов, 119 автомашин, 286 комплектов гужевого транспорта, 1329 лошадей. Большереченцы влились в состав сибирских полков и дивизий, приумножили славу воинов-сибиряков. Они обороняли Москву, Ленинград, Сталинград, сражались на Курской дуге, прошли Польшу, Чехословакию, участвовали во взятии Берлина. Очень многие были удостоены высоких боевых наград.

Многие проявили исключительную храбрость при защите своей Родины, за что удостоены высоких боевых наград. Среди них и ветераны «Профессионального училища №12» Пётр Филиппович Шадрин и Александр Иванович Панкратов.

22 июня... Когда смотришь на листок календаря с этим числом, перед глазами встаёт ужасная картина 1941 года, самого трагического года в истории нашего Отечества. Тогда весь народ - и стар и млад - встали на защиту своей Родины.

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла и даже дети войны тоже относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо.

Все события эти остаются на страницах истории, и мы можем к ним прикоснуться. Знать и понимать всё это очень важно, поэтому я обратилась к ветеранам нашего техникума – труженикам тыла и детям войны.

Откуда, как не из уст живых пока ещё тружеников тыла и детей войны, мы можем подробно узнать обо всех тяготах жизни и быта военных лет?

Когда началась война, многие из них были школьниками. С первых дней войны начался призыв мужчин на фронт, а это была основная рабочая сила. К тому времени в сёлах уже начался сенокос, поэтому в работу по заготовке сена включились все мальчишки и девчонки. После сенокоса стали созревать хлеба, а убирать было некому: чем дольше продолжалась война, тем больше мужчин уходило на фронт. Все заботы легли на плечи женщин, детей и стариков, не подлежащих призыву.

Работа не останавливалась ни днём, ни ночью, отдыхали прямо в рабочих машинах, так как из хлебных районов остались только Урал, Сибирь и Казахстан, а основные житницы страны – Украина и Краснодарский край уж были оккупированы фашистами.

Работа находилась и для первоклассников: они собирали колоски. Весной ребята постарше помогали ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь под руководством взрослых. Во время посевной наряду с колёсными тракторами сев проводили и конными сеялками.Были исключительные случаи, когда сеяли вручную, если шли затяжные дожди и ни кони, ни трактора не могли протащить сеялки. На этот случай из деревни привлекались все, кто мог нести на себе мешки с семенами: старики, женщины, подростки.

Во время сенокоса, посевной и уборочной все жили в поле, в бригадах. Никаких выходных не было. Весной, кто не был задействован в полевых работах, работали в животноводстве.

. Женщины и дети, работая за себя и за мужчин не в меньшей степени, чем солдаты на передовой, выстрадали эту Победу. В тылу трудилось 15 млн. женщин. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом.

Тыл и фронт тесно связаны между собой. Один без другого – они немыслимы. Героическая Красная Армия с первых же дней войны с немецкими ордами почувствовала крепкую помощь тыла. Одной из такой помощи является мобилизация всех свободных средств на дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В дни войны особенно успешно проходит реализация государственных военных займов. Трудящиеся Большереченского района с большой активностью участвовали во всех финансовых мероприятиях.

Труженики района, горячо одобряя инициативу патриотов нашей страны, создающих могучий фонд обороны, укрепляли мощь Родины. «Ничего не пожалеем, чтобы помочь Красной Армии раздавить фашистских гадов», - заявляли жители всей страны, в том числе и жители нашего района. Они показали яркие примеры патриотизма.

И чем дальше мы от того тревожного и героического времени, тем величественнее кажутся их подвиги, тем полнее сознается значимость совершенного.

Все меньше остается свидетелей тех страшных событий. На сегодняшний день в нашем Большереченском районе живы менее 10 ветеранов Великой Отечественной войны. Да и труженики тыла один за другим уходят в небытие. Значит, нужно успевать спросить их о том, что они знают и помнят.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, многим из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, награждены орденами: Ленина , Трудового Красного Знамени, «Красной Звезды», «За трудовую доблесть» ;

медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годов»

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов наших граждан. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.

ГЛАВА II ВОСПОМИНАНИЯ ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА И ДЕТЕЙ ВОЙНЫ - ВЕТЕРАНОВ ТЕХНИКУМА О ГОДАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    1. Результаты социологического опроса

Прежде, чем начать изучение данной проблемы, я опросила студентов нашего техникума о том, кого из участников ВОВ и тружеников тыла – ветеранов нашего техникума, они знают. 76% опрашиваемых назвали фамилии участников ВОВ, и лишь 24% назвали некоторые фамилии тружеников тыла.













Вывод: нужно знакомить студентов нашего техникума с ветеранами – тружениками тыла и детьми войны, так как они внесли огромный вклад в Великую Победу.


2.2. Воспоминания тружениц тыла и детей войны - ветеранов училища о годах войны

С нача­лом войны в селе началась новая эра — эра стариков, женщин и де­тей. В этой эре главенствующую роль играет женщина. Они даже сочинили себе гимн-песню: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».

Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин и детей войны.

. Хочу представить несколько воспоминаний тружениц тыла и детей войны – ветеранов нашего техникума, которые я записала с их слов и со слов их родных.


2.2 Анна Яковлевна Шадрина

А о вкладе в великую Победу Анны Яковлевны Шадриной мне рассказала её внучка, Татьяна Геннадьевна. Около 30 лет проработала Анна Яковлевна в нашем училище вахтёром. Войну она встретила в 14 лет, наступила взрослая жизнь. Отца взяли на фронт, мать часто болела. Пахали на быках, боронили нередко на коровах.

Когда очень уставали, зябли, ноги прятали под корову, грелись. Пришлось поработать и прицепщицей на тракторе. Выращивали табак «Самсонку», потом мелко резали, сушили, набивали кисеты для бойцов и отправляли на фронт. По вечерам шили, вязали варежки, носки. Собирались по очереди в какой-нибудь избе. А потом собирали посылки для фронта. Конечно, было тяжело, но они были молодые и верили в скорую победу. Когда исполнилось 17 лет, Анна закончила курсы трактористов. Тогда тракторы были газо-генераторные с бункером. Девчата таскали из леса дрова, пилили и кололи их на мелкие чурочки, бросали в бункер, растапливали и заводили трактор.

А её муж Пётр Филиппович ( тоже ветеран нашего училища), всю войну служил в 408 отдельной разведгруппе, встретил победу в Чехословакии. Был награждён 4 орденами и многими медалями, являлся участником двух парадов в Москве на Красной площади - 7 ноября 1941 года и в июне 1945года.


2.3. Елена Степановна Шильникова

Елена Степановна вспоминает годы войны так: «Когда началась война, у конторы собрали митинг, сразу проводили в армию 12 молодых мужиков. Остались в деревне женщины, дети и старики, и стали мы выполнять всю мужскую работу. Работали с раннего утра, приучали пахать и боронить быков. Так было тяжело… Быки падали, а у нас сил нет поднимать их. На быках, в бричках перевозили зерно в район, мешков не было, и его ссыпали прямо в брички. Когда исполнилось 17 лет, меня послали учиться на штурвального в Кирсановку в МТС, а в 1944г. - в Муромцево, учиться на комбайнера».

Работала молодая Леночка на комбайне «Сталинец - У-Б». Кабины тогда не было, холод, ветер - всё перенесла. А уже в конце 1945года стали возвращаться мужики с фронта, стали заменять женщин.

После войны Елена Степановна продолжала работать в колхозе. Потом вышла замуж, переехала в Большеречье. В училище проработала более 15 лет дежурным вахтёром. Имеет медаль «За трудовую доблесть» и все юбилейные медали.


2.4. Анастасия Александровна Филимонова

«Семья наша была большая: 9 человек. Три брата младших и я учились в школе. Старший брат Аркадий, после окончания Омского пехотного училища, служил в Чите. Все понимали, что его направят на фронт, и мы очень за него переживали. Помню слёзы мамы по ночам. Вместо зарплаты давали паёк -400 грамм хлеба на работающего. Детям и иждивенцам паёк не полагался. Хорошим подспорьем были огород и домашний скот. Большую часть, выращенного в огороде, нужно было отдать фронту. Каждая семья должна была отдать за год 11 кг масла, 45 кг мяса, яйца, шерсть. Летом было легче прожить, потому что выручал лес, собирали много грибов и ягод, ловили рыбу на Иртыше. С 12 лет я уже ходила на покос, ворочала и загребала сено» - вспоминает Анастасия Александровна.

В это трудное время у всех детей было огромное желание учиться. В школе для занятий условия были плохие: чернил не было, разводили сажу и писали пером. Домашние задания выполняли на старых книгах между строками при свете лучины. Но в школе варили овсяную кашу и давали каждому ученику по несколько ложек. Из дома мы приносили с собой печёную картошку и делились друг с другом. Осенью и весной уроков было мало 2-3, а потом - в поле или на ферму. Мы вязали снопы и составляли их в суслоны, пололи пшеницу и лён от сорняков, пасли овец, косили сено, заготавливали дрова, собирали золу на удобрения, работали прицепщицами на тракторах. Иногда свалишься в канаву, а трактористка, женщина, конечно, сделает круг, подъедет: «Ну что, отдохнула, дочка, немного? Ну, поднимайся, надо». Во время уборки урожая ходили по ночам сушить зерно на ток. Работали бесплатно, потому что понимали, что «Всё для фронта, всё для победы!

Пионерская и комсомольские организации вселяли в нас, подростков, веру в Победу над врагом. Самым тяжёлым был 1942 год. Под Сталинградом погиб брат Аркадий и дядя. Все члены семьи глубоко переживали это горе. Получив похоронку на сына, мать поседела за одну ночь.. Радость и горе у всех односельчан были общими. Письма с фронта читали вместе со всеми соседями. Радостная весть о Победе 9 мая быстро облетела всё село. Все бежали в центр села на митинг . У людей на глазах были слёзы, слёзы радости, слёзы скорби.

С тех трудных лет Анастасия Александровна впитала в себя запах родной земли, поняла цену хлеба, и когда закончила 10 классов поступила в Омский сельскохозяйственный институт.   После окончания института три года работала агрономом- овощеводом в Кемеровской области, с1958 по 1969 год зам. директора по УПР в Евгащинском СПТУ-12, с 1969 года 33 года в Большереченском ПТУ-12.

Анастасии Александровне Филимоновой за творческое отношение к делу, большие успехи в работе было присвоено звание заслуженного работника профтехобразования РФ.


Надежда Ивановна Овчинникова

  «Мне исполнилось всего 9 лет, когда началась война. Все военные годы я училась и работала. Почти каждый день после уроков мы шли в поле и осенью, и весной, и летом. Работали как взрослые: пололи руками сорняки, полуголодные, босиком ходили по стерне, собирали колоски с зерном, чтобы ни один не пропал. Вот так ценили хлебушек. Так же нас, подростков, посылали дергать лён», вспоминает Надежда Ивановна, -«. Мы постоянно слышали слово «надо», на фронте тяжелее, там убивают». Пололи рожь, свёклу, обрабатывали картошку. Руки ломило, голодные, голова кружилась, кровь шла из носа, но мы знали одно слово «надо». А потом бригадир, инвалид, без руки, звал нас на обед, и каждому выдавали по кружке молока и куску белого - белого хлеба, вкус которого я сохранила на всю жизнь.

Нам доверяли подвезти с поля корма для скота - запрягали по две лошади, а чаще по паре волов и ехали за кормами. На волах возили в Тару зерно для сдачи государству. Когда в районе проводили сбор средств на постройку самолётов и танковых колонн, наша семья тоже вложила свою долю на постройку танка «Омский колхозник», и я очень гордилась этим. Зимой работали после окончания уроков в телятнике: мыли, чистили, кормили телят, грелись у них».

Вскоре совсем ещё юная Надежда поняла, кем она хочет стать после войны: пойдет учиться в сельхозинститут на зоотехника. Её мечта сбылась. Она получила диплом зоотехника. Работала зоотехником в Тарском районе, затем – более 30 лет - мастером производственного обучения и преподавателем в нашем училище. Выпускники училища до сих пор с большой теплотой и благодарностью вспоминают Надежду Ивановну


Анна Павловна Журова

Анна Павловна, родилась в селе Муровлянка Тульской области. Семья была большая. Кроме отца и матери в семье было пятеро детей. Сразу же после сообщения о начале войны, большую часть мужиков погрузили на машину и увезли в районный центр. Служить отцу довелось в Брянском авиационном бомбардировочном полку наземным механиком. Он должен был подготавливать боевые самолёты к вылету.

«И вот наступило для нас детей тяжёлое время: отец на фронте, мама работала в колхозе с утра до позднего времени. Кушать было почти нечего, поэтому мы собирали в поле мороженую картошку, делали из неё крахмал и пекли лепёшки. Основная еда была для нас в то время: репа, брюква, турнепс. Эти овощи дети приносили в школу и обязательно делились друг с другом. Хлеб пекли наполовину с тёртой картошкой, потому что экономили муку до нового урожая. Муку давали на трудодни матери и старшему брату, который во время каникул тоже работал в колхозе на сенокосе, в поле, на заготовке дров. Осенью 1943 года старшему брату Василию принесли повестку», - вспоминает Анна Павловна.

«Несмотря ни на что, были у нас и светлые моменты в жизни. Это когда мы всем селом слушали сообщения об освобождении российских городов от немецких захватчиков. Осенью 1941 года фронт близко подошёл к Москве. Наша деревня находилась в 7 километрах от линии фронта. Помню, как однажды проснувшись на печке, я увидела за столом военных. Они склонились над картой и что-то обсуждали. Наши солдаты были в деревне два дня, отдыхали перед боем. Ночью ушли. Утром в соседней деревне шёл большой бой. Его раскаты и зарево были слышны и видны в нашей деревне.

Взрослое население было занято в колхозе, но и нас, ребятишек 6 - 7 лет, отправляли из школы выполнять посильную работу в поле: пололи пшеницу, собирали колоски по жнивью. Всегда хотелось сильно есть, поэтому убегали в лес, где можно было набрать ягод или грибов. Не было обуви и в поле приходилось работать босиком, очень сильно кололо ноги , но деваться некуда было, мы знали, что это нужно фронту. В школу тоже бегали босиком, а зимой одни худенькие валенки приходилось делить с братом Петей. В школе условия были не очень хорошие, но у всех детей было большое желание учиться.

Дома мать собирала нас с сестренкой и вместе шли рвать крапиву, много-много, затем толкли её в деревянном корыте, резали и варили щи. Собирали много других трав и ягод, сушили, мать поила нас и всегда говорила: «Это полезно». Слово «витамины» мы тогда и не знали, но выросли крепкими и здоровыми. К концу войны мы стали совсем взрослыми.

После окончания войны поступила в техникум. Сначала работала техником – лесоводом, затем - инженером в Большереченском лесхозе. А с 1972 по 1995 год работала в Большереченском СПТУ- 12 кассиром.

Уйдя на пенсию, Анна Павловна не осталась без дела. Несмотря на преклонный возраст участвует в хоре ветеранов «Память». В День Победы хор ветеранов традиционно выступает в техникуме, где ветеранов очень хорошо принимают и ребята, и работники , с большим теплом и уважением.


2.7. Памятники труженикам тыла

Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс и крестьянство своим самоотверженным трудом обеспечили действующую армию всем необходимым и в достаточном количестве.

В знак благодарности труженикам тыла во многих городах России, в том числе, и в нашем областном городе Омске, установлены памятники.

Памятник труженикам тыла в Омске символизирует вечную память омичам, которые в годы Великой Отечественной войны каждый по-своему трудился ради победы. В 2010-м году седьмого мая в торжественной обстановке состоялось открытие этого памятника в честь 65-летия празднования Дня Победы.

Архитектурой памятника занимался Игорь Вахитов, дизайном – Сергей Воеводин, а непосредственно скульптурными изваяниями – Сергей Норышев. Что представляет собой этот культурно-исторический монумент?

В центре памятника располагается двусторонняя группа скульптур, которая является прообразом тыловиков Омска в военное время. В эту композицию входят: женщина-мать с младенцем на руках, крестьянка, которая собирается на покос, рабочий оборонного завода, мальчик пастух, девочка, медработник и др. Связующее звено между «деревней» и «городом» - длинный военный эшелон, направляющийся на фронт. Огромные белые крылья в основе памятника – это символ светлой памяти и трепетного отношения к подвигу тыловиков. По размерам монумент достигает восьми метров в высоту и тринадцати метров в длину, вес – примерно 80 тонн. Основание из бетона были выполнено практически вручную.

Кроме того, на церемонии открытия памятника у его основания заложили капсулу, в которой содержится послание для людей в 2045 год, когда будет столетняя годовщина победы в ВОВ.

Тот факт, что такой памятник воздвигли именно в Омске – весьма символично. Наш город в самом начале войны принял почти 100 различных предприятий, вместе с которыми прибыло более 150 тысяч работников. Все они внесли огромный вклад в победу, ремонтируя военную технику, производя новую. Не менее важных результатов достигли и работники сельскохозяйственной сферы, которые, несмотря на тяжелое военное время, сдавали зерно, овощи, мясо и т.д.

Дети на войне страдали не меньше взрослых, а порой может быть и больше. Они заменили отцов, ушедших на фронт, работали в колхозах и на предприятиях, работали дома по хозяйству. Подвиг детей войны уже в том, что они выжили в нечеловеческих условиях военного времени.

Отцы многих детей погибли на фронте, и многие дети войны навсегда были лишены отцовской ласки заботы. Дети учились в холодных школах при свечах и керосиновых лампах. Сегодня вслед за фронтовиками тихо уходят труженики тыла. И неумолимо наступит тот день, когда оборвётся связующая нить памяти. Патриотизм немыслим без исторической преемственности поколений. Но пока есть последние свидетели Великой Отечественной войны – память не прервётся. Обладая огромным потенциалом в формировании патриотических чувств подрастающей молодёжи, дети войны донесут память до своих внуков и правнуков.

Вывод: Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Труженики тыла и дети войны внесли весомый вклад в победу над фашизмом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как часто проходя мимо пожилых людей, мы не задумываемся, как они жили, как трудились, как складывалась их личная жизнь. А ведь за этими людьми стоит история нашей страны.

Труженики тыла, как и весь народ, заплатили страшную цену за Победу в Великой Отечественной войне. Все воспоминания ветеранов - тружеников тыла объединяет одно… женщинам пришлось в первые месяцы войны в короткие сроки освоить мужские профессии. Было очень тяжело, но все они понимали, что своим трудом они приближают Победу.

Моя исследовательская работа – это призыв, напоминание молодым о том, чтобы больше внимания уделяли своим прадедушкам и прабабушкам. Учились у них силе и твердости духа, активной жизненной позиции, любви к Родине.

Гипотеза, что если я смогу привести в систему весь материал, собранный мною, то смогу показать своим ровесникам, что самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для подражания, подтвердилась.

Практическая значимость исследования: Проведённое мною исследование может быть полезно и интересно всем, кто интересуется историей своей Родины. Результаты исследования могут быть использованы на уроках истории и при организации внеурочной работы. С данной исследовательской работой я планирую выступить на классном часе перед одногруппниками.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  1. Антонян, М.О. «Труженики тыла в Великой Отечественной войне». 1960/ М.О.

  2. Анисков, В.Т. «Жертвенный подвиг деревни: Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны». [Текст]/ В.Т. Анисков - Новосибирск, 1993.

  3. Исаков, П.Ф. КПСС - организатор и вдохновитель побед советского народа в Великой Отечественной войне. «Всё для фронта, всё для победы!» [Текст]/ П.Ф. Исаков. - М., 1975.

  4. Память огненных лет: Документы, письма, воспоминания о Великой Отечественной войне. – Горно-Алтайск 1996.

Приложение 1

Фотографии военных лет тружениц тыла и детей войны – ветеранов БСХТ Филимоновой А.А., Овчинниковой Н.И., Шильниковой Е.В., Шадриной А.Я.




















Приложение 2

Памятники труженикам тыла в некоторых городах России ( из презентации к данной работе)

Омск



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!