СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащегося на городскую конференцию по теме "Женщины- гордость России. Забытые имена российской авиации. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой вариант проекта учащегося в 9 классе в рамках ФГОС .Информация, которая содержится в разработке носит реферативно- исследовательский характер , но достаточно интересна как для учителей , так и для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащегося на городскую конференцию по теме "Женщины- гордость России. Забытые имена российской авиации. "»

ГОРОДСКАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»





Направление история







Женщины –гордость России.

Забытые имена авиации.



Работа выполнена ученицей 9А класса

муниципального казенного образовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы №4 города Мирного

Архангельской области

Шалиной Анжеликой



Научный руководитель - учитель

муниципального казенного образовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы №4 города Мирного

Архангельской области

Зиновьева Галина Николаевна









Мирный 2020

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

I.История и развития русской авиации.

1.1 Начало «воздушных» войск……………………………………………..4

1.2. Эра «пионеров» неба…………………………………………………….4

1.3.Первые русские авиаторы.………………………………………………6

II. Авиатриссы русской авиации.

2.1 Авиатриссы кто они?..................................................................................7

2.2 Домникия Иларионовна Кузнецова- Новолейник………………………7

2.3 Лидия Виссарионовна Зверева …………………………………………..7

2.4 Княжна Евгения Михайловна Шаховская……………………………….8

2.5 Евдокия Васильевна Анатра………………………………………………8

2.6 Любовь Алексеевна Голанчикова…………………………………………9

2.7. Княгиня Долгорукова –Волконская …………………………………….10. 3.Анализ анкет………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………... ……13

Список литературы…………………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………...15-18




























Введение

2020 год богат на юбилеи авиации. Именно в этом году исполняется 120 лет со дня первого полёта русского лётчика Михаила Ефимова и первого полёта военного лётчика в истории Российского Императорского флота лейтенанта Станислава Дорожинского. А так же 120 лет исполняется со дня открытия Качинского высшего военного училища лётчиков (Офицерская авиационная школа Отдела воздушного флота ).

В современном мире самолётами и полётами на них никого не удивишь. Лётчик – интересная и в тоже время сложная профессия. И чаще всего за штурвалом самолёта мы представляем сильного и мужественного мужчину. Но в истории мировой и русской авиации встречаются и женские имена. Эта тема нам показалась интересной и актуальной сегодня , поэтому ей посвящена наша работа.

Цель: узнать и собрать материал о первых женщинах –пилотах.

Для реализации цели мы поставили несколько задач:

1)Изучить историю и развитие российской авиации

2)Узнать о первых русских конструкторах и учёных

3)Систематизировать и проанализировать собранный материал по теме работы

4)Оформить презентацию

В своей работе мы использовали следующие методы :

-описание,

- анализ литературы,

-анкетирование учащихся

-анализ и систематизация полученных данных

Актуальность данной работы и ее практическая значимость заключается в том, что данная информация интересна и расширяет знания учащихся об истории страны и может быть использована на уроках истории или классных часах











I. История развития русской авиации.

1.1 Начало «воздушных» войск.

В 1903 году совершил свой первый полёт самолёт братьев Райт.С этого момента началось бурное развитие авиации, которая , однако , долгое время оставалась уделом энтузиастов-одиночек.[1,c.50]

А как дела обстояли в России?

Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 годах в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров.
К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году , но Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку (начальник — генерал-майор А. М. Кованько) построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолетов Райта и Фармана. Между тем в это время в Российской империи возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. А с 1909 по 1917 год в Российской империи возникло более 20 авиационных предприятий. Например , в 1909 году в Петербурге был организован завод С.С.Щетинина – авиационный завод «первое Российское товарищество воздухоплавания».[2] Но для этого нужны были специалисты и ученые , готовые создавать и строить самолёты.

1. 2. Эра «пионеров» неба.

В 1882г. Александр Можайский недалеко от Красного Села создал и испытал моноплан с двумя паровыми машинами, который, по некоторым сообщениям, оторвался от земли после разбега. Однако сам «полёт» был неудачным: через какое-то время после отрыва самолёт потерял скорость и рухнул на крыло. Для продолжения исследований денег у А.Ф.Можайского не нашлось. Спустя сто лет советские учёные доказали, то самолёт имел недостатки и не был способен к устойчивому горизонтальному полёту. Но так или иначе, за А.Ф. Можайским остаётся приоритет в создании первого именно самолёта в натуральную величину в России , со всеми его характеристиками самолёта.[2]

В 1904 великий русский ученый профессор Жуковский, которого В. И. Ленин назвал «отцом русской авиации», создал первый аэродинамический институт в Кашине под Москвой. Его считают « отцом аэродинамики». Это он сформулировал теорему, дающую количественную величину подъёмной силы крыла самолёта; а также определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

15 ноября 1905 года Н. Жуковский прочитал доклад «О присоединённых вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъёмной силы крыла аэроплана. Свои открытия он опубликовал в 1906 году в работе «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» и впервые разработал проблемы воздушных полетов. Еще в 1891 году Н. Е. Жуковский на основе наблюдений и исследований теоретически обосновал способность самолета выполнять различные фигуры, в том числе и «петлю». Но ни один летчик мира до 1913 года не дерзнул на подобный маневр. Лишь П.Н.Нестеров, обладая прекрасным летным мастерством, точно вычислил и изобразил на схеме, на какой высоте будет выполнять «петлю», сколько сотен метров должен пикировать самолет, чтобы развить достаточную скорость, когда выключить и когда вновь включить мотор, каков получится диаметр замкнутой кривой. По этим вопросам Нестеров консультировался с Н. Е. Жуковским.

23 мая 1910 года был совершён первый в России удачный полёт самолёта российской конструкции Кудашев-1, построенный профессором Киевского политехнического института А.С. Кудашевым.[2]

Национальным достоянием, несомненно, были самолеты И.И.Сикорского «Русский витязь»(1913 г.)(см.Приложение 1) и «Илья Муромец» (1914 г.).

13 мая 1913 г. — начало летных испытаний первого в мире тяжелого многомоторного самолета-биплана «Русский витязь» — установлен мировой рекорд продолжительности полета. Самолет с пятнадцатью пассажирами пробыл в воздухе 30 мин. Роль самолета “Русский витязь” в истории авиации огромна. Это был прототип всех дальнейших тяжелых самолетов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Самолет был удачным и послужил предметом большой и вполне заслуженной национальной гордости.

17 июня 1914 г. на самолете «Илья Муромец» с десятью пассажирами совершен рекордный полет продолжительностью 1 час 27 минут на высоте 2000 м».[3] В 1914 году на этом самолете был осуществлен перелет Петербург— Киев и обратно. Во время Первой мировой войны самолеты «Илья Муромец» активно использовали на бомбометании (в том числе группами), фотографировании (в том числе контроль бомбометания), и для ночных вылетов

Ещё одно имя в русской авиации занимает особое место .В декабре 1914 года началась постройка двухмоторного самолета-биплана «Святогор» конструкции В. А. Слесарева (стартовая масса — 6500 кг, потолок — 2500 м, скорость — 120 км/ч, продолжительность полета — 20 ч). Самолет в серию не пошел. За постройку взялись в декабре 1914 года, в январе 1916-го прибыли двигатели, в марте начались испытания, в ноябре произошла авария, в 1921 году самолет был разобран.

В 1910 году началось создание Русского Императорского военно-воздушного флота, в этот же год в Вооружённые Силы Российской империи были закуплены самолеты производства Франции. Основаны две летные школы — в Гатчине и Севастополе, которые начали подготовку пилотов. Одним из первых руководителей русской авиации был великий князь Александр Михайлович, который стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а впоследствии шефом ВВФ.

Русский Императорский ВВФ делился на аэропланные (авиационные) отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация). На момент начала первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, но значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

1.3 Первые русские авиаторы

До Первой мировой войны летные кадры России готовились за границей, в частности, во Франции. Гордость России — ее авиаторы- первопроходцы.

В числе первых российских летчиков были: Ефимов Михаил Никифорович, Уточкин Сергей Исаевич, Борис Константинович Веллинг, Пётр Николаевич Нестеров, Ян Иосифович Нагурский, Арцеулов Константин Константинович. При выполнении разведывательного полета погиб летчик Е. Р. Шпицберг.

Очень жаль , но только одно имя из данного списка имеет известность- Пётр Николаевич Нестеров. И его знаменитая «петля». А что ж говорить о тех неизвестных мужественных женщинах., которые тоже в начале века поднимались в воздух наравне с мужчинами- смелые авиатриссы.

II. Авиатриссы русской авиации.

2.1 Кто же такие авиатриссы?

Авиатрисса — название женщин-авиаторов в Российской империи в начале XX века. Женщины-пилоты в России появились в 1911 году. Именно тогда их стали называть авиатриссами.

2.2. Домникия Иларионовна Кузнецова- Новолейник (1886—1962).

Первой (недипломированной) авиатриссой сталаДомникия Иларионовна Кузнецова- Новолейник, которая поднялась в воздух в мае 1911 года во время Второй международной авиационной неделе в Санкт-Петербурге.

5 июня 1911 года «Петербургская газета» вышла с сенсационным материалом о первой русской женщине-авиаторе.(см. Приложение 2)

Знаменательное событие произошло в мае 1911 года в Санкт-Петербурге во время II Международной недели воздухоплавания. Домникия, обладая лишь теоретическими знаниями о воздухоплавании и управлении самолетом, поднялась в воздух на самолете своего супруга «Блерио-ХI», но не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю. После неудачного эксперимента продолжать полеты на самолете авиатрисса не решилась, оставшись в истории авиации с пометкой «недипломированная». После неудачи в воздухоплавании посвятила себя театральному искусству, ее карьера актрисы и режиссера была весьма успешна. Кузнецова-Новолейник скончалась в 1962 году в Кисловодске

2.3 Лидия Виссарионовна Зверева (1890-1916)

Первой дипломированной женщиной-авиатором стала Лидия Виссарионовна Зверева (1890—1916), которая 23 августа 1911 года получила диплом авиатора №31. (см.. Приложение 3)

Родилась в Петербурге в 1890 году. Первая официально признанная русская женщина- авиатор ,дочь героя войны на Балканах Виссариона Ивановича Лебедева, Лидия, мечтала подняться в воздух с юных лет. Еще обучаясь в Белостокском институте благородных девиц, после уроков она могла часами наблюдать за полетами аэростатов. После окончания института, 5 июня 1911 году Лидия поступает в Гатчинскую авиационную школу «Гамаюн». 10 августа 1911 года Зверева успешно сдает выпускные экзамены и получает диплом пилота-авиатора. В школе воздухоплавания пионерка авиации не только нашла свой жизненный путь, но встретила своего верного спутника жизни, будущего супруга— пилота-инструктора Владимира Слюсаренко.

Вместе с мужем Лидия участвовала в демонстрационных полетах на «фарманах». Авиационные машины тех лет не отличались особой надежностью: кабины не закрывались и часто переворачивались от сильного порыва ветра. Только за 1912 год в мире погибло 112 авиаторов, пилотирующих на «Фарманах».

В конце 1912 года супруги переезжают в Ригу. В то время город являлся центром российской авиации, чтобы принять участие в испытании продукции Русско-Балтийский вагоностроительный завод, в дальнейшем известный как завод «Мотор». Слюсаренко и Зверева получают разрешение не только на испытание самолетов, но и на их строительство. В октябре 1913 года с конвейера их предприятия сходят первые два самолета-разведчика «Фарман XVI».

В Риге Лидия Зверева открывает собственную школу пилотов.

В 1913 году на территории завода «Мотор» Зверева совершила воздушную фигуру, которая навсегда вошла в историю авиации — мертвую петлю.[3]

Но судьба отвела этой замечательной женщине всего 25 лет жизни, Лидия Зверева скончалась 15 мая 1916 года, от тифа в Петербурге, куда переехала вместе с мужем после начала Первой мировой войны.

2.4 Княжна Евгения Михайловна Шаховская.(1889-1920)

Спустя неделю, после Лидии Зверевой, 29 августа 1911 года, в Германии диплом авиатора № 247 получила княжна Евгения Михайловна Шаховская. Она состояла в родстве с царской семьёй Николая II. Первая в мире женщина-военный лётчик. .(см. Приложение 3.)

В результате авиакатастрофы в 1913 году по её вине погиб известный лётчик Всеволод Абрамович, и Шаховская решила прекратить карьеру авиатриссы. Но в начале Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Царь удовлетворил её просьбу, и Шаховская в чине прапорщика оказалась в 1-м армейском авиаотряде.

Позже возникло обвинение (как тогда считали, сфабрикованное) в шпионаже в пользу Германии. Евгению Михайловну арестовали и приговорили к смертной казни. И только благодаря личному вмешательству царя она избежала смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики после Февральской революции. Во время Гражданской войны служила следователем в Киевской ГубЧК и смогла отомстить тем, кто вёл против неё дело о шпионаже. Погибла во время случайной перестрелки в 1920 году.



2.5 Евдокия Васильевна Анатра.

Родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в г. Одессе и аэропланосборочного завода в г. Симферополе Артура Антоновича Анатра (была женой его младшего брата, погибшего в авиакатастрофе, когда ему было всего 18 лет).

Евдокия Анатра успешно закончила школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) «Гамаюн» в Гатчине .

3 (16) октября 1911 года ей был вручён диплом авиатора за номером 54. Она стала третьей дипломированной авиатриссой в царской России.

В 1913 году Е. Анатрой был установлен рекорд высоты (для женщин) — три километра.

2.6. Любовь Алексеевна Голанчикова.(1889- 1961)

21 октября 1911 года та же школа вручала в Гатчине диплом авиатора № 56 профессиональной певице Любови Алексеевне Голанчиковой, бросившей сцену ради любви к авиации. Первая женщина лётчик-испытатель.

Родилась в бедной петербургской семье. Профессиональная певица и актриса. Выступала под псевдонимом «Молли Море».

А ранней весной 1912 года имя «Молли Море» навсегда исчезает со столичных афиш, зато появляется другое «Любовь Голанчикова. Выступления женщины-авиатриссы».

Она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями на стареньком аэроплане. Турне заканчивается авиааварией

2 мая 1912 года в Риге. В это же время происходит её знакомство с Антонни Фоккером, известным в будущем авиаконструктором.

Любовь Голанчикова покоряет А.Фоккера мастерством пилотажа, а уже в ноябре 1912 года ставит в Берлине на самолёте «Фоккер» мировой рекорд высоты для женщин — 2200 метров. Так Любовь Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы «Фоккер». .(см. Приложение 2.)

Летом 1913 года по предложению известного французского авиаконструктора Морана Любовь участвует в перелёте Берлин-Париж на новом двухместном самолете «Моран-Солнье».

С началом Первой Мировой войны Любовь Александровна, вышедшая к тому времени замуж (её муж был богатым купцом), возвращается в Россию, на время отходит от лётного дела, но любовь к небу берёт своё. И вскоре Голанчикова начинает проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф.Терещенко.

Поначалу Л.А.Голанчикова принимает революцию и даже вступает в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии, совершает несколько боевых вылетов, но в основном занимается подготовкой красноармейцев-пилотов.

После окончания Гражданской войны Голанчикова вместе с мужем принимает решение эмигрировать сначала в Германию, затем в США.

Жила в Нью-Йорке, где с 1942 года подрабатывала шофёром.

Любовь Александровна Голанчикова скончалась в Нью-Йорке в 1961 году.

Ещё находясь в зените своей славы, Любовь Голанчикова делилась с журналистами: «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но «вольный сын эфира» — аэроплан — поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей».

2.7 Княгиня Долгорукова –Волконская (1887 — 1949).

Графиня Софья Алексеевна Бобринская, в первом браке княгиня Долгорукова, во втором браке княгиня Волконская— русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов В Женском институте она изучала медицину. Во время сербско-болгарской войны за работу в холерном лагере награждена сербским королём Петром I.

Княгиня Долгорукая одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс.(см.Приложение 4) Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего в июне 1910 года .

В начале 1910-х годов увлеклась авиацией. В 1911 году прошла курс обучения в авиашколе Блерио, во Франции. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота №234. В эти же годы разводится со своим первым мужем.

С началом Первой Мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия.

Уже при советской власти в Петрограде (25.11.1918) Софья Алексеевна вторично выходит замуж за князя П.П.Волконского (1872-1957), а позже уезжает в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернулась в Лондон. С 1926 года работает водителем такси, секретарём, гидом-переводчиком.

Софья Алексеевна — автор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; публикации-«Горе побеждённым» (1934, Париж), её перу принадлежат статьи и обзоры в журналах «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 года посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции 12 декабря 1949 г., похоронена на одном из кладбищ Парижа.






























3.Анализ анкет.

Для проведения исследования по нашей теме мы воспользовались методом анкетирования .Подросткам (обучающимся 9-х классов) были заданы интересующих нас вопросы .

1.Как выдумаете, кем были по роду занятия эти люди? Обведите выбранный Вами ответ.

М.Н.Ефимов , С.И.Уточкин , Б.К. Веллинг, П.Н. Нестеров, Я.И. Нагурский, Е. Р. Шпицберг, С. Дорожинский.

1) путешественники

2) лётчики

3)моряки

4)конструкторы

5)учёные

2. Кто из этих известных женщин, по вашему мнению, был пилотами самолётов?

Обведите выбранные Вами ответы.

1) Л.Зверева

2) З. Космодемьянская

3) В.Терешкова

4) Е.М. Шаховскяа

5) Л.А.Голанчикова

3. Кого вы знаете из женщин-лёчиков , участников Великой Отечественной войны?

Получились следующие результаты.

На первый вопрос 92% респондентов ответили, что в анкете названы имена известных лётчиков, а 8% -отметили другие ответы.

По второму вопросу ответы получились следующие :

30 % респондентов назвали Л. Голанчикову, по 20-% - В.Терешкова, Е.М. Шаховская , 18% отметили Л.Звереву,

12% опрошенных назвали З. Космодемьянскую.

В третьем вопросе респонденты назвали 19% -Л.Литвяк, 12% -Е.Буданову, и к сожалению 45 % респондентов ответили, что не знают имён женщин-лётчиц, участниц Великой Отечественной войны.









Заключение

На основании проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что женщины в российской авиации сыграли немаловажную роль для страны. Многие женщины сделали то , на что многие мужчины так и не решились.

Но к сожалению, эта страница истории России мало изучена, а имена смелых женщин , ставших законодателями авиационной профессии практически не известны большинству россиян.

А эти мужественные женщины стали примером для будущих героинь авиации, тех , кто 75 лет назад отстоял свободу нашей Родины в боях с фашистами. Именно Великая Отечественная война показала , что способны выполнить женщины- летчицы. Вот некоторые из них : Лилия Литвяк (первая женщина- летчик , сбившая вражеский самолёт), Марина Раскова(За проявленные мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета, в числе первых женщин в стране было присвоено звание Героя Советского Союза, создание женского звена лётчиц),Полина Осипенко (участница беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток), Екатерина Зеленко ( совершила ценой своей жизни таран вражеского самолёта).

Имена этих и других женщин являются гордостью России. Поэтому мы считаем, что данный материал нужно использовать как на классных часах, так и на уроках истории или внекалссных мероприятиях.





















Список литературы

1.Б.Ганстон, Гай Д. и др.Мир военной техники.Энциклопедия.-М.:РОСМЭН_ПРЕСС,2008

  1. https://fb.ru/article/237049/aviatsiya-istoriya-i-razvitie-znamenityie-aviakonstruktoryi

3.https://moiarussia.ru/pervye-zhenshhiny-rossii/(журнал «Моя Россия)

4.https://mikle1.livejournal.com/9778267.html





















































Приложение 1.







Создание Сикорского – «Русский витязь»






































Приложение 3.




Княжна Евгения Михайловна Шаховская



Приложение 2.



Чета авиаторов Кузнецовых, Павел Андрианович и Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник







Любовь Алексеевна Голанчикова- первая женщина-испытатель.









Приложение 4.







«Княгиня Долгорукая на автомобиле «Делоне- Бельвиль» 18 л.с.

Рядом с ней сидит её первый муж, князь Сергей Александрович Долгорукий, флигель-адъютант, полковник Конного лейб-гвардии полка. 1910 год. Киевский автопробег.»





















15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!