Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Эврика»
Исследовательская работа
СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ УДАРЕНИЯ
ЖИТЕЛЯМИ ДЕРЕВНИ КРИВОЛУКСКАЯ
Автор:
Шашова Виктория Евгеньевна,
11 класс
МАОУ «Хохловская СОШ»
Руководитель:
Терентьева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Хохловская СОШ»
филиал Криволукская ООШ
Беркут - 2018
Содержание:
Введение ----------------------------------------------------------------------------------------стр. 3-4
Основная часть---------------------------------------------------------------------------------стр. 5
Глава 1. Вопрос о нормах ударения--------------------------------------------------------стр. 5
Глава 2. Особенности ударения в русском языке---------------------------------------стр. 6
Глава 3. Нормы ударения в частях речи---------------------------------------------------стр. 7
Глава 4. Причины отклонений от норм ударения---------------------------------------стр. 8
2. Практическая часть----------------------------------------------------------------------------стр. 9
3. Выводы-------------------------------------------------------------------------------------------стр. 10-11
4. Рекомендации-----------------------------------------------------------------------------------стр. 12
5. Список литературы----------------------------------------------------------------------------стр. 13
6. Приложение
Введение
Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой
Важно сохранить все ценное, что есть в
языке, что отражает доброе, вечное,
созидательное.
В.Ю.Троицкий
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. Мы гордимся, что можем разговаривать на языке А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского. Необходимо сохранить богатство и красоту родного языка. А как это сделать? Прежде всего, мы должны научиться говорить правильно, без ошибок. Одной из главных задач современной лингвистики является борьба за чистоту русского языка. В современном русском языке можно найти немало слов, произношение которых служит показателем уровня культуры речи и общей культуры говорящего. К сожалению, нам редко приходится слышать содержательную, хорошо оформленную речь. На телевидении, радио, в системе Интернет, в газетах и журналах встречаются речевые ошибки, которые легко запоминаются. Особенно часто допускаются ошибки, связанные с неверной постановкой ударения в словах.
Мне не раз приходилось слышать из уст окружающих «позво́нишь», «красиве́е», «жда́ла», «поняла», «торты'». Стало интересно, а как соблюдают нормы ударения жители разных возрастов нашей деревни, какие ошибки они допускают? Как предупредить появление орфоэпических ошибок? Поэтому я задалась целью исследовать соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что орфоэпические нормы являются наиболее «коварными» и сложными, нелегко запомнить все тонкости и особенности ударений в русском языке. Отсутствие четких правил произношения многих слов приводит к трудностям при выполнении заданий по подготовке к единому государственному экзамену.
Цели исследования – выяснить состояние норм ударения и предупреждение появления орфоэпических ошибок в речи жителей, в том числе учащихся и работников школы.
Задачи исследования:
изучить литературу по теме исследования;
разъяснить понятие «языковая норма»;
изучить особенности ударения в русском языке;
выяснить причины нарушения норм ударения;
исследовать соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская;
внести посильный вклад в решение проблемы нарушения орфоэпических норм жителями деревни Криволукская, в том числе школьниками и работниками школы.
Гипотеза исследования: жители Криволукской нарушают нормы ударения, так как не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов.
В своей работе я использовала следующие методы исследования: анкетирование, частично-поисковый, систематизация сведений, анализ, сравнение, классификация, обобщение.
Объект исследования – культура речи деревенских школьников и представителей старшего поколения.
Предмет исследования – ошибки, связанные с нарушением норм ударения.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что в ней проанализировано отношение жителей Криволукской к орфоэпическим нормам, рассмотрены ошибки, допускаемые людьми разного возраста, а также предложен материал, помогающий запомнить нормы ударения.
Работая над данной темой, я изучила различную литературу: научно-популярную, Интернет-ресурсы.
.
I. Основная часть
Глава 1. Вопрос о нормах ударения.
Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель "Словаря русского языка", общий тираж которого свыше 7 миллионов экземпляров, писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».
Уровень каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неверное ударение в слове режет слух, создает помехи взаимодействию в деловом и личном общении. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями орфоэпические особенности русского языка. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Неточность постановки ударения отражает недостаточный уровень культуры, личную незрелость.
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает сейчас столь ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Все хотят знать, как же все-таки правильно: творог или творог, индустрия или индустрия, родился или родился?
Еще в IV в. известный филолог Диомед назвал ударение «душой речи», на него долгое время смотрели как на малосущественный объект науки о языке. Поэтому не случайно Я. К. Грот в 1876 г. замечал «Известно, что одну наименее обработанных частей теории русского языка составляют правила ударения». Примечательно, что еще в 1927 г. Д. Н. Ушаков на вопрос, существуют ли законы правильной постановки ударения, ответил, что «установленных правил ударения нет». Но в 70-е годы 20 века появились серьезные теоретические исследования (например, работы: Р. И. Аванесова, В.В. Колесова, В.Л. Воронцовой, В.А. Редькина), благодаря чему «капризы» в развитии ударения получили научное объяснение. Издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение. Однако еще не все в этой области оказалось достаточно разработанным.
Норма (нормы) - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило, образец поведения или действия. Значит «нормы ударения» - это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме. Чтобы понять о чем идет речь, мы познакомились с понятием «орфоэпия».
Орфоэпия - система правил, определяющих правильное литературное произношение. Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.
Глава 2.
Особенности ударения в русском языке.
Ударение в русском языке свободное, может стоять на разных по счету слогах: берег, река, потолок и на любой части слова – приставке, суффиксе, окончании: отзвук, звучный, звучащий, звуковой. Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство: атлас – «сборник географических карт» и атлас – «вид материи». Ударение может быть подвижным и неподвижным. При неподвижном ударении его место в слове остается неизменным при образовании грамматических форм, а также при словообразовании: доля, доли, долей, долька, долюшка. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение (96 %).
Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность. Переходы, передвижения ударения происходят не хаотично. Есть строго определенные типы подвижного ударения. Один из них представлен в словах голова, борода, рука, нога в Винительном падеже единственного числа и им. п. мн.ч. ударение с окончанием в этих словах переходит на основу: голова – голову, головы. Подвижное ударение при изменении слова может перемещаться с одного слова на другие и даже уходить за пределы слова: спина, спину, на спине.
Но вот уже в слове губа несколько иной тип размещения ударения: здесь в форме Вин. П. ед. ч. ударение на основу не переходит (губу, а не губу). То же в словах слеза, серьга.
Слово вода представляет третий тип подвижности. В формах единственного числа оно ведет себя как слово голова: в вин. П. воду, а в форме мн. ч. размещение ударения совсем иное: воды, вод, водам, водами, водах. Такое ударение у слов зима, цена, спина, душа, земля.
Глава 3.
Нормы ударения в частях речи.
Существительные могут иметь постоянное ударение на основе (береза, березу, березы, заяц, , зайца, зайцу, зайцы), постоянное ударение на окончании (стол, стола, столу, столы, столов), подвижное ударение, перемещающееся с основы на окончание (город, города, городу, городам).
Прилагательные имеют или постоянное ударение на основе (красивый, красивое, красивейший, красив, красивее). В редких случаях у прилагательных наблюдается перемещение ударения (молодой, молодая, молодое, но молоды, молода, молод, молодо, моложе).
У глаголов ударение может быть постоянным на основе (читаю, читаешь, читаете), постоянным на окончании (кричу, кричишь, кричите). В настоящее время в качестве тенденции отмечается перемещение ударения у глаголов с окончания на основу. Но: звоню, звонишь, звонит, звоните, звонят.
Глава 4.
Причины отклонений от норм ударения.
В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.
Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как:
* Местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как за́веса, при́говор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.
* Заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбу́к - бамбука́ (вместо бамбу́ка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсу́к - барсука́.
* Просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам - люди говорят так, как им удобно (зво́нишь, поло́жил, красиве́е). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но когда просторечие переходит в постоянное употребление, это становится отрицательным фактором языковой среды.
*Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: и́скра - искра́ (у шоферов), добы́ча - до́быча (у горняков, нефтяников).
*СМИ (средства массовой информации). Влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы. В настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи.
Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы - это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много.
.
II
Практическая часть.
Мы собрали слова, которые представлены в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена за 2013 – 2017 годы. Получился список из 190 слов. В этот список вошли слова иноязычного происхождения, исконно русские слова, общеупотребительные.
Со списком можно познакомиться в приложении 1.
Всего мною опрошено 68 человек. Всех респондентов мы разделили на 4 группы.
С таблицей групп респондентов и состоянием норм ударения в речи разных социальных групп жителей, а также с наиболее частыми нарушениями норм ударения в речи жителей можно познакомиться в приложении 2.
Я провела также анкету «Чья речь для вас является образцовой?»
С результатами анкеты можно познакомиться в приложении 3.
Мы провели анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013 – 2017 учебные годы.
С результатами анализа можно познакомиться в приложении 4.
Мы задавали вопрос «Нужно ли соблюдать нормы ударения»?
С результатами анализа можно познакомиться в приложении 5.
С результатами ответов на вопрос «Как вы думаете, почему ваши сверстники допускают ошибки в постановке ударения?» можно познакомиться в приложении 6.
С результатами ответов на вопрос «Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы запомнить нормы ударения и не допускать ошибок?» можно познакомиться в приложении 7.
III
Выводы.
После проведенного исследования оказалось, что есть большая группа слов, в которых ни одна группа опрашиваемых не сделала ошибок, 2 группа – вариативное произношение, 3 группа – нарушены нормы ударения.
В первую группу вошли слова: магазин, агент, автобус, алфавит, арбуз, аргумент, арест, астроном, библиотека, мастерская, медикамент, монолог, морковь. Они произносятся во всех социальных группах без нарушений орфоэпических норм. Следовательно, те слова, которые 20 - 30 назад произносились с нарушением норм ударения, сейчас органично вошли в язык, так как уровень образования достаточно высок.
Во вторую группу, пусть и небольшую, вошли слова с вариативным произношением. Это слова типа волка, индустрия, гуся, комбайнер, мельком, мизерный, наголо, планер, феномен.
В третью группу вошли слова с нарушением норм ударения.
Основываясь на данных анкетирования, можно заметить, что нарушения норм ударения в разных возрастных группах существенно различаются.
Самый низкий уровень норм ударения оказался у учащихся школы. Самый высокий - у студентов ВУЗов и колледжей г. Тюмень. Сейчас они изучают предмет «Культура речи» и серьезно готовятся к продолжению учебы. Родители оказались на 3 месте. Считаем, что, сказался уровень образования. Все родители имеют среднее специальное и высшее образование.
Основываясь на данных анкетирования, можно создать общий портрет современного старшеклассника. Он прислушивается к речи учителей. Становясь старше, особенно ценит речь своих родителей. Телевидение не является образцом речи. Современные школьники представляют особый тип языковой личности, которая формируется под влиянием новых социально-экономических условий, и ситуаций, когда сам русский язык претерпевает значительные изменения. Основной проблемой формирующейся языковой личности является отсутствие ориентиров, эталонов подлинной культуры речи. К сожалению, не всегда родители могут дать образец речевой культуры, так как в последнее время все больше сил и времени отнимает работа. Большую часть времени родители решают, как одеть, накормить, ребенка, не уделяют должного внимания развитию внутреннего мира. И тогда возрастает роль окружения школьника в формировании его отношения к языку. Оставаясь в одиночестве, ребята продолжают испытывать влияние чужой речи: находятся в системе Интернет, смотрят телевизор, таким образом, средства массовой информации начинают выступать в качестве воспитателей.
Мы провели анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013–2017 учебные годы и сделали вывод, что уровень ошибок по нормам ударения и произношения весьма высок: от 36% до 42%. В основном сюда входят те ошибки, которые выпускники делают вследствие вариативного произношения и нарушения норм ударения. Дополнительно мы проанализировали результаты пробных экзаменов в текущем учебном году.
Подавляющее большинство опрошенных считают, что нормы ударения соблюдать необходимо, так как это показатель культуры и образованности человека. И лишь единицы ответили, что совершенно неважно, как произносить слова.
Размышляя о причинах отклонений от норм ударения, большинство анкетируемых отмечают, что их собеседникам попросту не хватает знаний, а также некоторые ссылаются на невнимательность, влияние круга общения, отсутствие желания и стремления говорить грамотно.
Отвечая на вопрос «Что можно и нужно сделать, чтобы правильное произношение вошло в норму?», анкетируемые разных возрастов сходятся в одном: правильное ударение в словах нужно просто заучивать. Некоторые опрашиваемые отмечали, что необходимо уделять внимание этой проблеме в средствах массовой информации, а также больше общаться с образованными людьми. Интересно, что анкетируемые одним из средств усвоения норм ударения называли чтение. Ведь известно, что в последнее время интерес к чтению упал.
Таким образом, гипотеза о том, что жители Криволукской нарушают нормы ударения, так как не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов, не подтвердилась.
Человек, свободно владеющий русским языком, должен знать языковые нормы, в том числе и нормы ударения, должен говорить правильно. Однако в настоящее время большинство людей, ориентируясь на собственную интуицию, допускает ошибки в постановке ударения, тем самым показывая свою малообразованность. А ведь язык - необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Умение говорить правильно — основной признак общей культуры человека. Безответственное отношение к нормам языка приводит к снижению уровня культуры языка, уничтожению достояния, переданного нам нашими предками.
Большинство опрошенных понимают важность соблюдения языковых норм и стараются не допускать ошибок, следят за качеством своей речи. А ошибки связаны с недостатком знаний в области орфоэпии.
Проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекли внимание как взрослых, так и учеников. Взрослые должны внимательнее относиться к своей речи. А старшеклассники смогут хорошо подготовиться к экзаменам по русскому языку, умело пользоваться своей речью.
Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными.
IV
Рекомендации.
Для привлечения внимания к данной проблеме мы подготовили в коридоре школы уголок русского языка «Произносите правильно». Мы обратились с рекомендациями к младшим школьникам, которым раздали буклеты-запоминания. Листовки с подобными рекомендациями также были развешаны на стенах магазинов и клубов деревни Криволукская и села Хохлово.
Взрослым также раздали буклеты.
Материал данной работы рекомендуется использовать при проведении гуманитарной недели, классных часов, внеклассной работы по русскому языку, для стенда в школьном музее, для публикации на школьном сайте.
V
Список литературы.
Аванесов. С. А. Словарь произношений русского языка.
Власенков А.И.; Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2007.
Горбачевич К. С. Нормы произношения и ударения русского языка. М.: « Просвещение», 1981
Дунев А.И. Русский язык и Культура речи. - М., 2002.
Иванова Т.Ф Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М.: Русский язык - Медиа, 2005.
Мурашов А.А. Психологические предпосылки речевых ошибок. РЯШ, 2006, № 6, 2007, №1
Орфоэпический словарь русского языка. Т. Л. Щеглова, О. А. Щеглова. М.: «Юнвес» , 2006
Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы М.: «Просвещение», 1999 стр.
10. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: «Педагогика», 1984.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - М.: Просвещение, 1964.
Интернет – ресурсы:
http://www.gramota.ru
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka16.htm
https://marketium.ru/10-stishkov-s-udareniyami/
http://repetitor.biniko.com/blog-id128.htm Лекция 4 Орфоэпические нормы
VI
Приложение.
Приложение 1.
Уважаемые респонденты!
Заранее вам благодарны!
Просим вас оставить данные о себе:
класс | возраст | образование | Профессия |
| | | |
Поставь ударение в данных словах:
Автобус, агент, алфавит, арбуз, аргумент, арест, астроном, атлас (карты), атлас (ткань)
Баллотировать, баловать, безудержный, библиотека, верба,
Валовой, варить, вахтер, верба, волен, волк – волка, вор – вора,
Гектар, гравер, группировать, гуся.
Демократия, деятельность, диагноз, диалог, диспансер, добыча, договор, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), документ, драматургия, дремота
Забронировать, завидно, заговор, задолго, зазвонить, заиндеветь, закупорить, зазвонить, занятой (человек), занятый (кем-нибудь или чем-нибудь), заржаветь, звонить, злоба, зубчатый.
Иероглиф, издавна, изобретение, изредка, иллюстрировать, импорт, индустрия, инструмент. информировать, искра.
Каталог, катастрофа, каучук, квартал, километр, колосс, комбайнер, компас, комплекс, крапива, красивее, кремень, кухонный.
Ломоть, лоскут, лыжня.
Магазин, мастерская, мастерство, медикамент, мельком, мизерный, монолог, молодежь, морковь.
Набело, наверное, наголо, надолго, надоумить, намеренно, недоимка, некролог, ненависть, неподалеку, непревзойденный, новорожденный.
Обеспечение, облегчить, обострить, озлобленный, опериться, осведомить, откупорить, отчасти.
Паралич, партер, пахота, пепелище, перчить, планер, плесневеть, поваренная соль, портфель, предмет, премировать, приговор, приданое, призыв, приноровленный, принудить, принцип, приобретение, прирост, прозорливый, простыня, процент, псевдоним.
Рассердиться, ремень, ржаветь, руководить, русло.
Сантиметр, свекла, силен, силос, симметрия, сирота, ( случай, соболезнование, стабильный, статус, статуя, стенография, столяр, судно.
Таможня, теплиться, топливный.
Угольный (от уголь), угольный (от угол), улучшить, усугубить.
Факсимиле, фарфор, феномен, формировать, форум, фундамент.
Хаос(беспорядок), характерный (танец, поступок), характерный (человек) , хирургия, хлопок, хлопок, ходатайствовать, хозяин, христианин.
Цыган.
Черпать.
Шофер.
Щавель, щепотка.
Эксперт, Экспертный, экспорт, эпилог.
Языковой (относящийся к словесному выражению мыслей человека) Языковый (относящийся к органу и полости рта).
Весела, весел, весело.
Глуп, Глупо, Глупы, Глупа
Коротки, коротко, коротка.
Приложение 2.
Таблица групп респондентов
№ | Возраст | Образование | Социальное положение | Количество |
1 | 15 -17 лет | 8 – 10 классов | ученик 10-11 классов | 23 человека |
2 | 17– 19 лет | среднее | студент | 10 человек |
3 | 28 - 60 лет | Среднее специальное высшее | учитель | 15 человек |
4 | 25 – 65 лет | Среднее специальное высшее | рабочие, служащие | 20 человек |
Состояние норм ударения в речи
разных социальных групп жителей деревни Криволукская
Соблюдение норм, 60 %
Слова без нарушения норм ударения
| ученики | студенты | учителя | родители |
Количество слов (%) | 48% | 70% | 66% | 55% |
Наиболее частые нарушения норм ударения в речи жителей
№ | Слово | ученики | студенты | учителя | родители | всего |
1 | баловать | 15 | 1 | 2 | 9 | 27 |
2. | безудержный | 5 | - | 1 | 6 | 12 |
3 | дозвониться | 7 | - | - | 2 | 9 |
4 | дремота | 6 | - | - | 4 | 10 |
5 | закупорить | 10 | 2 | 2 | 8 | 22 |
6 | квартал | 12 | 3 | 2 | 8 | 25 |
7 | колосс | 18 | 1 | 6 | 10 | 35 |
8 | красивее | 12 | 1 | 3 | 8 | 24 |
9 | свекла | 10 | 1 | 2 | 10 | 23 |
10 | факсимиле | 20 | 1 | 3 | 17 | 41 |
11 | ходатайствовать | 12 | 1 | 5 | 11 | 29 |
Приложение 3.
Чья речь является для вас образцовой?
Приложение 4.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013 – 2017 учебные годы (задание 4)
№ | Учебный ГОД | Количество ошибок |
1 | 2013 | 41% |
2 | 2014 | 37% |
3 | 2015 | 42% |
4 | 2016 | 40% |
5 | 2017 | 36% |
6 | «пробный» русский язык 2017-2018 24.11.2017 14.02.2018 19.03.2018 (ВШТ) | 100% 25% 25% |
Приложение 5.
Нужно ли соблюдать нормы ударения?
А) да, это показатель культуры и образованности человека;
Б) нет, совершенно неважно, как произносить слова;
Свой вариант________________________________________________________
Приложение 6.
Как вы думаете, почему ваши сверстники допускают ошибки в постановке ударения?
Приложение 7.
Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы запомнить нормы ударения и не допускать ошибок?
Приложение 8.
33