СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащегося "Соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа рассматривает актуальную для старшеклассников тему соблюдения норм произношения  через анализ соблюдения норм ударения жителями разных возрастных и социальных групп деревни и способствует углублению знаний об орфоэпической норме, видах ударения, причинах возможных ошибок при постановке ударения, истории русского ударения. (Третье место на районной конференции молодых исследователей)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащегося "Соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская"»

Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Эврика»









Исследовательская работа


СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ УДАРЕНИЯ

ЖИТЕЛЯМИ ДЕРЕВНИ КРИВОЛУКСКАЯ



Автор:

Шашова Виктория Евгеньевна,

11 класс

МАОУ «Хохловская СОШ»

Руководитель:

Терентьева Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Хохловская СОШ»

филиал Криволукская ООШ











Беркут - 2018

Содержание:



Введение ----------------------------------------------------------------------------------------стр. 3-4

  1. Основная часть---------------------------------------------------------------------------------стр. 5

Глава 1. Вопрос о нормах ударения--------------------------------------------------------стр. 5

Глава 2. Особенности ударения в русском языке---------------------------------------стр. 6

Глава 3. Нормы ударения в частях речи---------------------------------------------------стр. 7

Глава 4. Причины отклонений от норм ударения---------------------------------------стр. 8

2. Практическая часть----------------------------------------------------------------------------стр. 9

3. Выводы-------------------------------------------------------------------------------------------стр. 10-11

4. Рекомендации-----------------------------------------------------------------------------------стр. 12

5. Список литературы----------------------------------------------------------------------------стр. 13

6. Приложение





































Введение

Обращаться с языком кое-как –

значит и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой

Важно сохранить все ценное, что есть в

языке, что отражает доброе, вечное,

созидательное.

В.Ю.Троицкий

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. Мы гордимся, что можем разговаривать на языке А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского. Необходимо сохранить богатство и красоту родного языка. А как это сделать? Прежде всего, мы должны научиться говорить правильно, без ошибок. Одной из главных задач современной лингвистики является борьба за чистоту русского языка. В современном русском языке можно найти немало слов, произношение которых служит показателем уровня культуры речи и общей культуры говорящего. К сожалению, нам редко приходится слышать содержательную, хорошо оформленную речь. На телевидении, радио, в системе Интернет, в газетах и журналах встречаются речевые ошибки, которые легко запоминаются. Особенно часто допускаются ошибки, связанные с неверной постановкой ударения в словах.


Мне не раз приходилось слышать из уст окружающих «позво́нишь», «красиве́е», «жда́ла», «поняла», «торты'». Стало интересно, а как соблюдают нормы ударения жители разных возрастов нашей деревни, какие ошибки они допускают? Как предупредить появление орфоэпических ошибок? Поэтому я задалась целью исследовать соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская.


Актуальность выбранной темы объясняется тем, что орфоэпические нормы являются наиболее «коварными» и сложными, нелегко запомнить все тонкости и особенности ударений в русском языке. Отсутствие четких правил произношения многих слов приводит к трудностям при выполнении заданий по подготовке к единому государственному экзамену.


Цели исследования – выяснить состояние норм ударения и предупреждение появления орфоэпических ошибок в речи жителей, в том числе учащихся и работников школы.


Задачи исследования:

  • изучить литературу по теме исследования;

  • разъяснить понятие «языковая норма»;

  • изучить особенности ударения в русском языке;

  • выяснить причины нарушения норм ударения;

  • исследовать соблюдение норм ударения жителями деревни Криволукская;

  • внести посильный вклад в решение проблемы нарушения орфоэпических норм жителями деревни Криволукская, в том числе школьниками и работниками школы.


Гипотеза исследования: жители Криволукской нарушают нормы ударения, так как не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов.


В своей работе я использовала следующие методы исследования: анкетирование, частично-поисковый, систематизация сведений, анализ, сравнение, классификация, обобщение.


Объект исследования – культура речи деревенских школьников и представителей старшего поколения.


Предмет исследования – ошибки, связанные с нарушением норм ударения.


Новизна исследовательской работы состоит в том, что в ней проанализировано отношение жителей Криволукской к орфоэпическим нормам, рассмотрены ошибки, допускаемые людьми разного возраста, а также предложен материал, помогающий запомнить нормы ударения.


Работая над данной темой, я изучила различную литературу: научно-популярную, Интернет-ресурсы.

.





















































I. Основная часть

Глава 1. Вопрос о нормах ударения.

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель "Словаря русского языка", общий тираж которого свыше 7 миллионов экземпляров, писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».


Уровень каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неверное ударение в слове режет слух, создает помехи взаимодействию в деловом и личном общении. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями орфоэпические особенности русского языка. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Неточность постановки ударения отражает недостаточный уровень культуры, личную незрелость.

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает сейчас столь ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Все хотят знать, как же все-таки правильно: творог или творог, индустрия или индустрия, родился или родился?


Еще в IV в. известный филолог Диомед назвал ударение «душой речи», на него долгое время смотрели как на малосущественный объект науки о языке. Поэтому не случайно Я. К. Грот в 1876 г. замечал «Известно, что одну наименее обработанных частей теории русского языка составляют правила ударения». Примечательно, что еще в 1927 г. Д. Н. Ушаков на вопрос, существуют ли законы правильной постановки ударения, ответил, что «установленных правил ударения нет». Но в 70-е годы 20 века появились серьезные теоретические исследования (например, работы: Р. И. Аванесова, В.В. Колесова, В.Л. Воронцовой, В.А. Редькина), благодаря чему «капризы» в развитии ударения получили научное объяснение. Издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение. Однако еще не все в этой области оказалось достаточно разработанным.


Норма (нормы) - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило, образец поведения или действия. Значит «нормы ударения» - это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме. Чтобы понять о чем идет речь, мы познакомились с понятием «орфоэпия».


Орфоэпия - система правил, определяющих правильное литературное произношение. Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.










Глава 2.

Особенности ударения в русском языке.


Ударение в русском языке свободное, может стоять на разных по счету слогах: берег, река, потолок и на любой части слова – приставке, суффиксе, окончании: отзвук, звучный, звучащий, звуковой. Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство: атлас – «сборник географических карт» и атлас – «вид материи». Ударение может быть подвижным и неподвижным. При неподвижном ударении его место в слове остается неизменным при образовании грамматических форм, а также при словообразовании: доля, доли, долей, долька, долюшка. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение (96 %).


Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность. Переходы, передвижения ударения происходят не хаотично. Есть строго определенные типы подвижного ударения. Один из них представлен в словах голова, борода, рука, нога в Винительном падеже единственного числа и им. п. мн.ч. ударение с окончанием в этих словах переходит на основу: голова – голову, головы. Подвижное ударение при изменении слова может перемещаться с одного слова на другие и даже уходить за пределы слова: спина, спину, на спине.


Но вот уже в слове губа несколько иной тип размещения ударения: здесь в форме Вин. П. ед. ч. ударение на основу не переходит (губу, а не губу). То же в словах слеза, серьга.


Слово вода представляет третий тип подвижности. В формах единственного числа оно ведет себя как слово голова: в вин. П. воду, а в форме мн. ч. размещение ударения совсем иное: воды, вод, водам, водами, водах. Такое ударение у слов зима, цена, спина, душа, земля.































Глава 3.

Нормы ударения в частях речи.

Существительные могут иметь постоянное ударение на основе (береза, березу, березы, заяц, , зайца, зайцу, зайцы), постоянное ударение на окончании (стол, стола, столу, столы, столов), подвижное ударение, перемещающееся с основы на окончание (город, города, городу, городам).


Прилагательные имеют или постоянное ударение на основе (красивый, красивое, красивейший, красив, красивее). В редких случаях у прилагательных наблюдается перемещение ударения (молодой, молодая, молодое, но молоды, молода, молод, молодо, моложе).


У глаголов ударение может быть постоянным на основе (читаю, читаешь, читаете), постоянным на окончании (кричу, кричишь, кричите). В настоящее время в качестве тенденции отмечается перемещение ударения у глаголов с окончания на основу. Но: звоню, звонишь, звонит, звоните, звонят.









































Глава 4.

Причины отклонений от норм ударения.

В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.


Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как:


* Местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как за́веса, при́говор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.


* Заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбу́к - бамбука́ (вместо бамбу́ка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсу́к - барсука́.


* Просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам - люди говорят так, как им удобно (зво́нишь, поло́жил, красиве́е). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но когда просторечие переходит в постоянное употребление, это становится отрицательным фактором языковой среды.


*Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: и́скра - искра́ (у шоферов), добы́ча - до́быча (у горняков, нефтяников).


*СМИ (средства массовой информации). Влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы. В настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи.


Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы - это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много.



.













II

Практическая часть.

Мы собрали слова, которые представлены в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена за 2013 – 2017 годы. Получился список из 190 слов. В этот список вошли слова иноязычного происхождения, исконно русские слова, общеупотребительные.


Со списком можно познакомиться в приложении 1.


Всего мною опрошено 68 человек. Всех респондентов мы разделили на 4 группы.

С таблицей групп респондентов и состоянием норм ударения в речи разных социальных групп жителей, а также с наиболее частыми нарушениями норм ударения в речи жителей можно познакомиться в приложении 2.


Я провела также анкету «Чья речь для вас является образцовой?»


С результатами анкеты можно познакомиться в приложении 3.


Мы провели анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013 – 2017 учебные годы.

С результатами анализа можно познакомиться в приложении 4.


Мы задавали вопрос «Нужно ли соблюдать нормы ударения»?

С результатами анализа можно познакомиться в приложении 5.

С результатами ответов на вопрос «Как вы думаете, почему ваши сверстники допускают ошибки в постановке ударения?» можно познакомиться в приложении 6.

С результатами ответов на вопрос «Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы запомнить нормы ударения и не допускать ошибок?» можно познакомиться в приложении 7.



















III

Выводы.

После проведенного исследования оказалось, что есть большая группа слов, в которых ни одна группа опрашиваемых не сделала ошибок, 2 группа – вариативное произношение, 3 группа – нарушены нормы ударения.


В первую группу вошли слова: магазин, агент, автобус, алфавит, арбуз, аргумент, арест, астроном, библиотека, мастерская, медикамент, монолог, морковь. Они произносятся во всех социальных группах без нарушений орфоэпических норм. Следовательно, те слова, которые 20 - 30 назад произносились с нарушением норм ударения, сейчас органично вошли в язык, так как уровень образования достаточно высок.

Во вторую группу, пусть и небольшую, вошли слова с вариативным произношением. Это слова типа волка, индустрия, гуся, комбайнер, мельком, мизерный, наголо, планер, феномен.


В третью группу вошли слова с нарушением норм ударения.


Основываясь на данных анкетирования, можно заметить, что нарушения норм ударения в разных возрастных группах существенно различаются.


Самый низкий уровень норм ударения оказался у учащихся школы. Самый высокий - у студентов ВУЗов и колледжей г. Тюмень. Сейчас они изучают предмет «Культура речи» и серьезно готовятся к продолжению учебы. Родители оказались на 3 месте. Считаем, что, сказался уровень образования. Все родители имеют среднее специальное и высшее образование.


Основываясь на данных анкетирования, можно создать общий портрет современного старшеклассника. Он прислушивается к речи учителей. Становясь старше, особенно ценит речь своих родителей. Телевидение не является образцом речи. Современные школьники представляют особый тип языковой личности, которая формируется под влиянием новых социально-экономических условий, и ситуаций, когда сам русский язык претерпевает значительные изменения. Основной проблемой формирующейся языковой личности является отсутствие ориентиров, эталонов подлинной культуры речи. К сожалению, не всегда родители могут дать образец речевой культуры, так как в последнее время все больше сил и времени отнимает работа. Большую часть времени родители решают, как одеть, накормить, ребенка, не уделяют должного внимания развитию внутреннего мира. И тогда возрастает роль окружения школьника в формировании его отношения к языку. Оставаясь в одиночестве, ребята продолжают испытывать влияние чужой речи: находятся в системе Интернет, смотрят телевизор, таким образом, средства массовой информации начинают выступать в качестве воспитателей.


Мы провели анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013–2017 учебные годы и сделали вывод, что уровень ошибок по нормам ударения и произношения весьма высок: от 36% до 42%. В основном сюда входят те ошибки, которые выпускники делают вследствие вариативного произношения и нарушения норм ударения. Дополнительно мы проанализировали результаты пробных экзаменов в текущем учебном году.


Подавляющее большинство опрошенных считают, что нормы ударения соблюдать необходимо, так как это показатель культуры и образованности человека. И лишь единицы ответили, что совершенно неважно, как произносить слова.

Размышляя о причинах отклонений от норм ударения, большинство анкетируемых отмечают, что их собеседникам попросту не хватает знаний, а также некоторые ссылаются на невнимательность, влияние круга общения, отсутствие желания и стремления говорить грамотно.

Отвечая на вопрос «Что можно и нужно сделать, чтобы правильное произношение вошло в норму?», анкетируемые разных возрастов сходятся в одном: правильное ударение в словах нужно просто заучивать. Некоторые опрашиваемые отмечали, что необходимо уделять внимание этой проблеме в средствах массовой информации, а также больше общаться с образованными людьми. Интересно, что анкетируемые одним из средств усвоения норм ударения называли чтение. Ведь известно, что в последнее время интерес к чтению упал.


Таким образом, гипотеза о том, что жители Криволукской нарушают нормы ударения, так как не задаются целью усвоить их, не придают значения правильному произношению слов, не подтвердилась.


Человек, свободно владеющий русским языком, должен знать языковые нормы, в том числе и нормы ударения, должен говорить правильно. Однако в настоящее время большинство людей, ориентируясь на собственную интуицию, допускает ошибки в постановке ударения, тем самым показывая свою малообразованность. А ведь язык - необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Умение говорить правильно — основной признак общей культуры человека. Безответственное отношение к нормам языка приводит к снижению уровня культуры языка, уничтожению достояния, переданного нам нашими предками.


Большинство опрошенных понимают важность соблюдения языковых норм и стараются не допускать ошибок, следят за качеством своей речи. А ошибки связаны с недостатком знаний в области орфоэпии.

Проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекли внимание как взрослых, так и учеников. Взрослые должны внимательнее относиться к своей речи. А старшеклассники смогут хорошо подготовиться к экзаменам по русскому языку, умело пользоваться своей речью.


Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными.















IV

Рекомендации.


Для привлечения внимания к данной проблеме мы подготовили в коридоре школы уголок русского языка «Произносите правильно». Мы обратились с рекомендациями к младшим школьникам, которым раздали буклеты-запоминания. Листовки с подобными рекомендациями также были развешаны на стенах магазинов и клубов деревни Криволукская и села Хохлово.

Взрослым также раздали буклеты.


Материал данной работы рекомендуется использовать при проведении гуманитарной недели, классных часов, внеклассной работы по русскому языку, для стенда в школьном музее, для публикации на школьном сайте.








































V

Список литературы.

  1. Аванесов. С. А. Словарь произношений русского языка.

  2. Власенков А.И.; Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2003.

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2007.

  4. Горбачевич К. С. Нормы произношения и ударения русского языка. М.: « Просвещение», 1981

  5. Дунев А.И. Русский язык и Культура речи. - М., 2002.

  6. Иванова Т.Ф Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М.: Русский язык - Медиа, 2005.

  7. Мурашов А.А. Психологические предпосылки речевых ошибок. РЯШ, 2006, № 6, 2007, №1

  8. Орфоэпический словарь русского языка. Т. Л. Щеглова, О. А. Щеглова. М.: «Юнвес» , 2006

  9. Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы М.: «Просвещение», 1999 стр.

10. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: «Педагогика», 1984.

  1. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - М.: Просвещение, 1964.

Интернет – ресурсы:

http://www.gramota.ru

http://zanimatika.narod.ru/Nachalka16.htm

https://marketium.ru/10-stishkov-s-udareniyami/

http://repetitor.biniko.com/blog-id128.htm Лекция 4 Орфоэпические нормы
























VI

Приложение.













































Приложение 1.



Уважаемые респонденты!

Заранее вам благодарны!

Просим вас оставить данные о себе:


класс

возраст

образование

Профессия





Поставь ударение в данных словах:


Автобус, агент, алфавит, арбуз, аргумент, арест, астроном, атлас (карты), атлас (ткань)

Баллотировать, баловать, безудержный, библиотека, верба,

Валовой, варить, вахтер, верба, волен, волк – волка, вор – вора,

Гектар, гравер, группировать, гуся.

Демократия, деятельность, диагноз, диалог, диспансер, добыча, договор, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), документ, драматургия, дремота

Забронировать, завидно, заговор, задолго, зазвонить, заиндеветь, закупорить, зазвонить, занятой (человек), занятый (кем-нибудь или чем-нибудь), заржаветь, звонить, злоба, зубчатый.

Иероглиф, издавна, изобретение, изредка, иллюстрировать, импорт, индустрия, инструмент. информировать, искра.

Каталог, катастрофа, каучук, квартал, километр, колосс, комбайнер, компас, комплекс, крапива, красивее, кремень, кухонный.

Ломоть, лоскут, лыжня.

Магазин, мастерская, мастерство, медикамент, мельком, мизерный, монолог, молодежь, морковь.

Набело, наверное, наголо, надолго, надоумить, намеренно, недоимка, некролог, ненависть, неподалеку, непревзойденный, новорожденный.

Обеспечение, облегчить, обострить, озлобленный, опериться, осведомить, откупорить, отчасти.

Паралич, партер, пахота, пепелище, перчить, планер, плесневеть, поваренная соль, портфель, предмет, премировать, приговор, приданое, призыв, приноровленный, принудить, принцип, приобретение, прирост, прозорливый, простыня, процент, псевдоним.

Рассердиться, ремень, ржаветь, руководить, русло.

Сантиметр, свекла, силен, силос, симметрия, сирота, ( случай, соболезнование, стабильный, статус, статуя, стенография, столяр, судно.

Таможня, теплиться, топливный.

Угольный (от уголь), угольный (от угол), улучшить, усугубить.

Факсимиле, фарфор, феномен, формировать, форум, фундамент.

Хаос(беспорядок), характерный (танец, поступок), характерный (человек) , хирургия, хлопок, хлопок, ходатайствовать, хозяин, христианин.

Цыган.

Черпать.

Шофер.

Щавель, щепотка.

Эксперт, Экспертный, экспорт, эпилог.

Языковой (относящийся к словесному выражению мыслей человека) Языковый (относящийся к органу и полости рта).

Весела, весел, весело.

Глуп, Глупо, Глупы, Глупа

Коротки, коротко, коротка.





Приложение 2.


Таблица групп респондентов


Возраст

Образование

Социальное положение

Количество

1

15 -17 лет

8 – 10 классов

ученик 10-11 классов

23 человека

2

17– 19 лет

среднее

студент

10 человек


3

28 - 60 лет

Среднее специальное высшее

учитель

15 человек

4

25 – 65 лет

Среднее специальное высшее

рабочие,

служащие

20 человек








Состояние норм ударения в речи

разных социальных групп жителей деревни Криволукская



Соблюдение норм, 60 %







Слова без нарушения норм ударения




ученики

студенты

учителя

родители

Количество слов (%)

48%

70%

66%

55%









Наиболее частые нарушения норм ударения в речи жителей




Слово

ученики

студенты

учителя

родители

всего

1

баловать

15

1

2

9

27

2.

безудержный

5

-

1

6

12

3

дозвониться

7

-

-

2

9

4

дремота

6

-

-

4

10

5

закупорить

10

2

2

8

22

6

квартал

12

3

2

8

25

7

колосс

18

1

6

10

35

8

красивее

12

1

3

8

24

9

свекла

10

1

2

10

23

10

факсимиле

20

1

3

17

41

11

ходатайствовать

12

1

5

11

29






Приложение 3.



Чья речь является для вас образцовой?




























Приложение 4.


Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2013 – 2017 учебные годы (задание 4)





Учебный ГОД

Количество ошибок

1

2013

41%

2

2014

37%

3

2015

42%

4

2016

40%

5

2017

36%

6

«пробный» русский язык

2017-2018


24.11.2017

14.02.2018

19.03.2018 (ВШТ)





100%

25%

25%

























Приложение 5.


Нужно ли соблюдать нормы ударения?



А) да, это показатель культуры и образованности человека;

Б) нет, совершенно неважно, как произносить слова;

Свой вариант________________________________________________________





























Приложение 6.



Как вы думаете, почему ваши сверстники допускают ошибки в постановке ударения?
























Приложение 7.


Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы запомнить нормы ударения и не допускать ошибок?





















Приложение 8.








































33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!