СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученика по краеведению, категория "Родословие"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа ученика по краеведению в категории "Родословие. Земляки"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученика по краеведению, категория "Родословие"»


Псковская область Порховский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова


Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ

обучающихся «Отечество»



Номинация


«Земляки. Родословие»


Тема работы

«Мой дед – председатель колхоза»



Подготовил: Павловский Александр Андреевич

Учащийся 11 «М» класса

МБОУ «СОШ № 1 г. Порхова»

ул. Мебельная д. 7, 182620

Домашний адрес: 182620 г. Порхов

ул. Пушкина, д. 1, кв. 3

Тел.: 89113889365

e-mail: [email protected]

Руководитель: Соловьёва Наталья Петровна

учитель истории МБОУ «СОШ № 1 г. Порхова»

ул. Мебельная д. 7, 182620

Тел.: 89113607852

e-mail: [email protected]






















г. Порхов – 2018


Оглавление:


I. Введение: объект исследования, цель исследования, задачи, методы.


II. Основная часть:


1) Годы становления будущего руководителя.


2) Начало трудовой деятельности.


3) Председатель колхоза.


III. Заключение.


IV. Приложения.


V. Источники.






























I. Введение:

История семьи – это корни, которые определяют жизнь каждого из нас, наполняют нас жизненными силами, чтобы идти вперёд и добиваться успеха.

Для меня мой дед, Павловский Александр Антонович (IV. 9), — это пример успешного человека, который для себя успех определял не как личный успех, а как успех своей малой Родины. Он всю свою жизнь работал на благо страны, руководствуясь теми идеалами, на которых был воспитан. Таковыми были: справедливость, патриотизм, труд на благо коллектива.

Свою исследовательскую работу я посвятил своему деду, его жизненному пути, на протяжении которого он занимался и трудовой, и руководящей деятельностью. Таким образом, объектом моего исследования является: жизненный путь моего деда, Павловского Александра Антоновича, с особым вниманием на период его председательства в колхозе «Россия» Порховского района.

Я поставил перед собой следующую цель: проследить становление талантливого руководителя и определить степень вклада моего деда в развитие Порховского района.

Для достижения своей исследовательской цели я поставил следующие задачи:

  • Изучит биографию моего деда.

  • Выяснить какие жизненные этапы способствовали утверждению моего деда как руководителя.

  • Определить его успехи на руководящих должностях, которые он занимал в разные периоды своей биографии.

  • Отметить достижения объектов его руководства (главным образом колхоза «Россия», Порховского района).

  • Сделать выводы о степени вклада моего деда в историю колхоза, района, страны.

В современном обществе, когда акцентируется внимание на успешности человека, важно постигать истоки успешности у своих предков, которые своей жизнью доказали, что возможно пройти путь от рядового рабочего до крупного руководителя, опираясь на свои способности, личностные качества и трудолюбие. Очень важно, также хранить в своей памяти пример руководителя, который выше личного благополучия ставил благополучие родной земли, который понимал, что из достижений маленькой частицы государства складывается величие страны.

Работая над исследованием, я использовал разные методы:

  • Устное собеседование с родственниками;

  • Сбор и анализ документальных источников;

  • Работа в архиве г. Порхова;

  • Изучение печатных источников: средств массовой информации местного значения.

В своём исследовании я использовал главным образом семейный архив, средства массовой информации, хранящиеся в читальном зале библиотеки г. Порхова и материалы архива г. Порхова (газеты).

Моё исследование я провёл за 2 недели, но считаю, что этого недостаточно, ещё остались вопросы.



II. Основная часть:

1) Годы становления будущего руководителя.

Родился мой дедушка (далее Павловский Александр Антонович) в деревне Заложье Руднянского района Смоленской области 4 июня 1931 г. (IV.1). Когда началась война, ему было только 10 лет. Но, несмотря на юный возраст, Александр Антонович познал тяготы войны на ровне с взрослыми. Не зря он был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». (IV.2) Из воспоминаний сестры Александра Антоновича: «…Когда людям объявили, что фашисты скоро будут на Смоленщине, они стали прятать хлеб. В этом участвовал и 10-летний Саша. Предстояло замаскировать хлеб, одежду в течении одной ночи, чтобы утром ни один человек не мог догадаться о нахождении «схрона». Например, лежит гора дров во дворе, ночью мама с Сашей в полной темноте убирают дрова с этого места, роют глубокую яму, обкладывают стены ямы соломой. Мешки с зерном укладывают на дно, накрывают клеёнкой и засыпают землёй. Наверх ямы опять перекладывают ту кучу дров, а лишнюю землю перевозят на тачке куда-нибудь подальше от дома, в канаву. Чисто-чисто всё подметают, чтобы не видно было нигде свежей земли. Работали тихо, чтобы никто не видел из соседей. Как оказалось, осторожность не была лишней, так как полицаи выдавали «схроны» фашистам. А те всё выгребали, обрекая людей на голод. Таких ям у Саши с мамой было несколько» [V.9]. Трудно представить, откуда у людей были силы, чтобы ночами не спать, а днём ещё работать в колхозе.

«Помимо домашней работы Саша наравне с взрослыми рыл противотанковые рвы… Работал Саша и в колхозе «Красный Двор» Руднянского района прицепщиком на тракторе с 1941 по 1943 г….»[V.9].

«…Саша был вожак. Вся молодёжь тянулась к нему. Он около дома на улице установил турник, на котором показывали свою ловкость ребята со всей округи. Саша организовал строительство волейбольной площадки. Все подростки и старшие ребята были охвачены культурным досугом. Жизнь кипела вокруг. Саша не мог, будучи заводилой, не участвовать, но ему надо было следить за младшим братом, которому было всего 2 года. И он придумал: собрал 2-х колёсную тачку, на неё прикрепил высокий сруб из сбитых тонких палок. Туда бросил одеяльце и братика посадил. А катали его все мальчишки и девчонки по очереди. И очень стремились помочь своему вожаку. Сашу очень уважали, слушались. С ним было интересно, он сам придумывал игры, много читал и рассказывал разные истории о животных, о дальних странах. С малых лет он хорошо разбирался в технике» [V.9].

После войны Александр Антонович учился, оканчивал школу и техникум. Меня при исследовании, прежде всего, интересовало его отношение к образованию. Считал ли он важным для себя учиться, чтобы достичь своих жизненных целей. «…Дети ходили пешком в школу за 5 км. в г. Рудня, так как свою школу сожгли фашисты. Одет Саша был как многие дети после войны, в солдатскую шинель. Учебники с собой не носил (скорее всего, их не хватало на всех). Тетради – за пазуху, ответы на устные задания – в голове. Учился на «отлично» [V.9].

После окончания школы поступил в Гранкинский торфяной техникум по специальности «Разработка торфяных месторождений». Как сообщает сестра деда, там он сразу был избран старостой группы. «…Везде его замечали преподаватели, даже в гости к нам приезжали…» [V.9]. О его отношении к учёбе говорит сохранившаяся «Выписка оценок» из диплома (IV.3), которая подтверждает мою гипотезу о том, что Александр Антонович признавал необходимость получить образование.

Александр Антонович проявлял себя и как человек, обладающий ценными качествами личности. «Когда после 3-го курса студентов отправили на практику, он устроился на работу и на заработанные деньги семье накупил целый чемодан подарков, в основном одежду. Тогда этого в селе нельзя было купить. А папе ещё и дроби для патрон к ружью. Они оба были охотниками...» - вспоминает сестра Александра Антоновича [V.9].

С 4-го курса Александра забрали в армию... служил он в г. Кострома и г. Тула в десантных войсках 3 года. Оканчивал техникум уже после армии.

Стоит несколько слов сказать и о родителях Александра Антоновича. Отец, Антон Филиппович и его брат, Лука Филиппович, были неоднократными победителями среди участников художественной самодеятельности области по игре на гармони. Выступали в Смоленске, Ленинграде, Москве. Получали награды. А семья слушала их игру по радио из фондов записи. Отец был председателем Сельского Совета. Мать, Анна Герасимовна, всю жизнь работала на полевых работах в колхозе «Советская Россия». За доблестный труд была награждена Орденом Ленина, медалями и многочисленными значками ВДНХ. Анна Герасимовна была заседателем народного суда в г. Рудня Смоленской области. Была депутатом районного и областного Совета. Имела медаль «Мать-героиня» за 6-х детей. Рабочий стаж у неё - более 70 лет. [V.9]

2) Начало трудовой деятельности.


После окончания техникума в 1955 году Александр Антонович был распределён в Порховский район Псковской области и 12 лет он отдал работе на порховском торфопредприятии, где занимал должности механика, главного инженера, а с1961 по 1967 годы – директора.





3) Председатель колхоза.


Наиболее плодотворным этапом его биографии – работа председателем колхоза «Россия». 15 лет он руководил этим хозяйством. В каждом районе в советское время было три-пять колхозов, на которые равнялись другие. В свою очередь, из этих лучших было несколько хозяйств, которые были передовыми во всей области. Колхоз «Россия» именно при Александре Антоновиче вошёл в их число.

В Порховской газете «Коммунистический труд» от 1975 года №70 я обнаружил статью Павловского А. А. «Финиш пятилетки – начало нового пути» [V.1], где он подводит итоги 9-й пятилетки (государственного плана) и на основании которой можно сделать выводы об уроне развития колхоза и о его руководителе.

Председатель отмечает успешные результаты работы своего хозяйства по показателям уборки зерновых, надоев молока, заготовки кормов и многого другого. Александр Антонович особо выделяет конкретных колхозников, которые перевыполнили свои показатели и достигли результатов «пятилетки» за четыре года. [V.1]

Было многое сделано для улучшения социальных условий жизни колхозников: построены три жилых трёхэтажных дома с удобствами, торговый центр (как называет Александр Антонович), включающий в себя магазин на 4 рабочих места, столовую на 40 посадочных мест, комбинат бытового обслуживания, гостиницу. Была построена центральная котельная, ферма на 200 мест, свинарник на 2000 голов, кормоцех с картофелехранилищем на 500 тонн, телятник на 340 голов. Была проложена гравийная дорога в 7 км., соединяющая центр колхоза со вторым производственным участком хозяйства (д. Алёнино Захонье и др.); инженерные коммуникации: водопровод, теплотрасса, канализация, газовое хозяйство. [V.1]

В это же время уже в стадии строительства находились два 4-х этажных жилых дома, детский сад на 90 мест, станция водоснабжения, очистные сооружения. [V.1] По итогу таких 4-х этажных дома было построено четыре, при этом они имеют особенный вид и планировку, каких в других деревнях района, и даже в районном центре, больше нет.

Далее председатель задаёт вопрос: «…затраты на такое строительство не сказались ли отрицательно на материальном положении колхозников?» [V.1]. И сам отвечает: «Нет, конечно. Чтобы не быть голословным приведу такой пример. В 1974 г. один человеко-день оценивался в 5р. 71 коп., что на 5 % выше, чем в 1973 г., и на 1 р. 03 коп. превысило оплату 1970 г. И так из года в год уровень оплаты труда растёт. В первую очередь этому способствует улучшение условий труда и быта за счёт строительства, комплексной механизации процессов производства» [V.1].

Выводы, которые я сделал в ходе анализа статьи:

1) все основные стройки колхоза «Россия» были сделаны в период руководства Павловского А. А.;

2) А. А. Павловского волновали не только цифры плана, место колхоза в рейтинге района, а прежде всего условия жизни простого труженика;

3) Александр Антонович понимал взаимосвязь социальной жизни и трудовых результатов;

4) главную роль в достижениях хозяйства он отводил конкретным людям, ценил их.

Об отношении председателя к людям стоит остановиться подробнее. В этой же статье Александр Антонович говорит о доходах колхоза: «за 9 месяцев текущего года (1975) при плане 1 млн. 12 тыс. руб. получено от реализации 1 млн. 100 тыс. руб. На счетах колхоза в отделении Госбанка сейчас имеется 518 тыс. руб. свободных денег.» [V.1]. Такие достижения Александр Антонович связывает именно с кадровой политикой хозяйства, с систематической работой над этим вопросом. «В настоящее время, - пишет он – в колхозе работают 35 специалистов со средним и высшим образованием. В 1966 г. их было 4, а в 1970 – 7… Средний возраст колхозника сейчас составляет 39 лет…» [V.1].

Это подтверждает и другая заметка в газете «Коммунистический труд» № 73, 1975 г., где можно увидеть фотографию (IV.18) и такие слова: «Председателя колхоза «Россия» А. А. Павловского волнует не только настоящее хозяйства, но и его будущее – это молодая смена: механизаторы, шофёры, специалисты сельскохозяйственного производства. Закрепление кадров на селе, повседневная забота о них всегда находятся в центре внимания руководителя хозяйства. Остаются ребята, девчата на родной земле. Каждому находится дело по душе. В этом большая заслуга руководителя колхоза» [V.2].

5) В новую 10-ю «пятилетку» колхоз вступил с большим потенциалом. Об этом свидетельствуют цифры, которые приводит Александр Антонович в своей статье. И название самой статьи говорит о том, что председатель не задерживал внимание на уже достигнутых успехах, а планировал использовать их как трамплин для новых свершений. И как показывают данные статистики по 10-й пятилетке, колхоз не терял своей позиции. (IV.12, IV.13), [V.1]

Просматривая номера газеты «Коммунистический труд» 1970-х гг., я убедился, что колхоз «Россия» под руководством Павловского А. А. был практически всегда в лидерах:

а) по качеству молока [V.3], (IV.17)

б) по заготовкам кормов [V.4]

в) по надоям молока [V.5]

г) по уборке урожая зерновых, льна [V.6]

д) по уборке картофеля, судя по данным, имелись проблемы, по сравнению с другими показателями [V.7].

Коллектив колхоза «Россия» регулярно был в списках, награждённых почётными знаками. (IV.11), [V.3] Практически каждый второй колхозник был орденоносец.

Председатель лично отмечался наградами неоднократно. (IV.4, IV.15) Моя семья бережно хранит их. В 1971 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 г. – орденом Ленина. Я прилагаю к работе наиболее значимые из них (IV.6, IV.7).

«Россия» и её председатель были известны на всю страну. Об этом свидетельствуют многочисленные посещения председателем Выставки Достижений Народного Хозяйства. (IV.5) Александр Антонович являлся депутатом XVII съезда КПСС, съезда колхозников (IV.8, IV.14). Председатель колхоза посетил и дружественные социалистические государства, например ГДР, где он делился своим опытом работы. Сохранился текст отчёта «О поездке в ГДР» [V.8] , который я изучил и сделал следующие выводы:

  • В Германии чтили память погибшим советским воинам, освободившим Европу от фашизма;

  • В Германии были распространены не только колхозы, но и сельскохозяйственные кооперативы;

  • В Германии на высоком уровне находилась агротехника, и советская делегация перенимала опыт немецких друзей;

  • Между СССР, Восточной Германией и другими странами социалистического содружества существовала взаимовыгодная торговля в области техники;

  • Восточная Германия была примером высокой культуры земледелия и механизации сельского хозяйства;

  • Хорошо механизированы и запрограммированы были и животноводческие фермы немецкого колхоза;

  • В немецком колхозе, также как и в колхозе «Россия», много внимания уделялось условиям жизни сельских тружеников: «…построены спортивные площадки, плавательный бассейн, ресторан…» [V.8].

  • Немецкие колхозники тоже в свое время посещали СССР, Псковскую область и даже колхоз «Россия»;

  • Немцы благодарны были советскому руководству за ту помощь, которую Советский Союз оказывал ГДР;

  • Между немцами и советским народом были очень дружественные отношения; (IV.10)

  • Павловский А. А. тоже выступал с речью, в которой благодарил за тёплый приём, и отметил важность взаимодействия двух стран;

  • В Германии был заимствован бесценный опыт в области растениеводства и животноводства.


Я уверен, что этими достижениями колхоз и район в целом был обязан моему деду, Павловскому Александру Антоновичу, его способностям организатора и качествам руководителя. Земляки и руководство района высоко оценили заслуги Павловского А. А. и сейчас в д. Логовино, что была центральной усадьбой колхоза, установлена мемориальная доска в память о нём. (IV.16)

Работая над своим исследованием, я сделал для себя и своей семьи открытие. На сайте Российской государственной библиотеки мною была обнаружена карточка картотеки, в которой говорится о тексте книги, авторами которой указаны Павловский А. А. и Письменная М. под названием: «Основа успеха: об опыте работы порховского колхоза «Россия»; Псков: Лениздат. Псковское отделение, 1976 г. Название книги говорит о достоверности моего предположения, что она принадлежит именно моему деду. [V.10], (IV.19)


III. Заключение:

В заключении сделаю выводы о том, что дала мне эта работа:

  • Я лучше узнал своего деда, как личность, как Руководителя с большой буквы;

  • Я понял, что успех не приходит без упорного самоотверженного труда;

  • Я понял, что важнее личного успеха может быть успех коллектива;

  • Многое ещё предстоит выяснить;

  • Я удовлетворён своей работой, так как думаю, мне поможет в жизни осознание того, чьим внуком я являюсь.

Научность моей работы состоит в том, что:

  • Я использовал научные методы исследования: анализ документов, анализ статистических данных, обобщение и выводы;

  • Я доказывал свои гипотезы;

  • Я использовал логику в изложении материала;

  • Я пытался анализировать добытый мною материал и делать выводы;

  • Работа является полностью результатом моей деятельности.

Но хотел бы отметить людей, которые мне оказывали помощь – это: руководитель, учитель истории Соловьёва Наталья Петровна, мои родственники: отец Павловский Андрей Александрович, сестра отца Павловская Марина Александровна.
































IV. Приложения.


1. Свидетельство о рождении Павловского А. А.


2. Удостоверение, подтверждающее награждение Павловского А. А. медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны»

















3. Выписка из диплома с результатами обучения в техникуме.


4. Удостоверение о награждении серебряной медалью за успехи в развитии народного хозяйства.

















5. Свидетельства о посещении ВДНХ




6. Удостоверение о награждении орденом Трудового Красного Знамени.



7. Удостоверение о награждении орденом Ленина.












8. Удостоверение о посещении III Всесоюзного съезда колхозников.









9. Павловский А. А.



10. Грамота, выданная при посещении ГДР.











11. Газета «Коммунистический труд» № 66, 1979 г.









12. Данные по результатам 10-й пятилетки в сравнении с 9-й.












13. Результаты 10-й пятилетки.







14. На III Всесоюзном съезде колхозников.






15. Грамота за долголетний труд в деле подъёма сельскохозяйственного производства.




16. Мемориальная доска в центре колхоза «Россия» д. Логовино, установленная на доме, где жил Павловский А. А.








17. Фрагмент газеты «Коммунистический труд» № 81, 1979 г.



18. Председатель колхоза «Россия» Павловский А. А. общается с молодыми специалистами. (газета «Коммунистический труд» № 73, 1975 г.)







19. Карточка с сайта Российской Государственной библиотеки.

Павловский, Александр Антонович - Основа успеха [Текст]: (об опыте работы порховского колхоза "Россия") Карточка

Павловский, Александр Антонович.

Основа успеха [Текст] : (об опыте работы порховского колхоза "Россия") / А. А. Павловский, Р. М. Письменная ; Псковская обл. гос. сельскохозяйственная опытная станция. Псковское обл. правл. НТО сельского хозяйства. - Псков : Лениздат. Псковское отд-ние, 1976. - 26 с.; 20 см.
На обл. авт. не указаны
RuMoRGB
FB M 76-12/2813



V. Источники:

1. «Коммунистический труд» № 70, 1975 г. (газета)

2. «Коммунистический труд» № 73, 1975 г. (газета)

3. «Коммунистический труд» № 66, 1979 г. (газета)

4. «Коммунистический труд» № 81, 1979 г. (газета)

5. «Коммунистический труд» № 82, 1979 г. (газета)

6. «Коммунистический труд» № 85, 1979 г. (газета)

7. «Коммунистический труд» № 88, 1979 г. (газета)

8. «Отчёт о поездке в ГДР с 27.10 по 1.11. 1980 г.».

9. Семейный архив: из воспоминаний сестры Александра Антоновича Павловского.

10. https://search.rsl.ru/ru/search
























19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!