СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученицы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по русскому языку на материале газетных заголовков

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы»

МКУ «Районное управление образования»

Администрация МО «Кабанский район»

МБОУ «Селенгинская СОШ №2»













Функциональные особенности современных газетных заголовков (на примере анализа заголовков газет «Байкальские огни»)







Выполнила: Кузьмина София,

ученица 7 класса «В» МБОУ

«Селенгинская СОШ №2»



Проверила: Суранова Татьяна

Сергеевна, учитель русского

языка и литературы МБОУ

«Селенгинская СОШ №2»









2020г

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….1-2

2.Основная часть…………………………………………………………………3

2.1.Газетные заголовки………………………………………………………….4

2.2.Функциональные и синтаксические особенности заголовков……………5-7

3.Заключение…………………………………………………………………….8

4.Список использованной литературы…………………………………………9

5. Приложение……………………………………………………………………10











































Введение

Средства массовой информации стали частью нашей повседневной жизни. Они встречаются нам везде: и на улице, и дома. Язык СМИ отражает все изменения, происходящие в нашей обыденной речи, и сам активно воздействует на нее. Особенно важна в этом роль газет, журналов и другой печатной публицистической продукции.

Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой. Заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, возбуждать читательский интерес, привлекать внимание.

Данная работа посвящена исследованию употребления выразительных средств русского языка в заголовках и статьях СМИ.

Объект исследования: периодическое издание газеты «Байкальские огни».

Предмет исследования: газетные заголовки.

Метод исследования: описательный, анализ собранного материала.

Актуальность работы.

Человечество вошло в третье тысячелетие новой эры, в период, когда в мире происходят сложные глубинные процессы. Социологи дают различные характеристики нашему времени, одна из них определяет его как век информации. В настоящее время среди средств массовой информации большой популярностью пользуются радиовещание, телевидение и Интернет.

Современная газетная речь потому привлекает внимание многих учёных, что, по словам Голуб И.Б., «газета сегодня - в поиске выразительных средств, в поиске нового». Газета имеет уникальную возможность не только сообщать читателям разнообразную информацию, но и воздействовать на огромную читательскую аудиторию. В связи с этим журналисты заинтересованы в том, чтобы с помощью информации привлечь внимание читателя, вызвать его интерес, создать определённое настроение.

Цель исследовательского проекта:

1

рассмотреть газетные заголовки и статьи с учетом их изобразительно-выразительных средства русского языка в периодическом издании. 1

Задачи работы:

  1. Определить функциональные особенности средств выразительности газет «Байкальские огни».

  2. Выяснить, какую роль играют средства изобразительности и выразительности в публицистическом тексте.

  3. Проанализировать и систематизировать выявленные в газетных статьях и заголовках выразительные средства.

  4. Развивать в ходе исследования речевые и исследовательские, учебно-интеллектуальные умения: вести поиск нужной информации, осуществлять сбор информации, изучая статьи журналистов, анализировать информацию, делать обобщения и выводы.

Рабочая гипотеза:

Я предполагаю, что функциональные особенности газетных заголовков и средства выразительности, используемые в них, играют важную роль в публицистическом тексте. Они могут стать отличительной чертой стиля каждого издания.

Предполагаемая новизна:

Наблюдая за средствами изобразительности и особенностями заголовков, используемыми журналистами , я могу с уверенностью сказать, что они с разной частой используют такие средства изобразительности и выразительности, как олицетворение, эпитет и разные синтаксические конструкции. Используя именно эти средства изобразительности и выразительности, журналисты достигают различного изображения действительности: ироничного, напряжённого, лёгкого и т.д.

Практическая значимость: исследование может иметь практическую значимость, оно может быть использовано на уроках литературы при изучении изобразительно-выразительных средств русского языка, на уроках русского языка и для подготовки к ГИА.



2

2.Основная часть

2.1. Газетные заголовки

Крайне трудно найти точные слова

и поставить их так,

чтобы немногим было сказано много,

чтобы словам было тесно, мыслям просторно

М.Горький

Газеты - периодические издания с оперативными материалами о текущих общественно-политических, экономическо-производных, культурных, спортивных и других событиях. Газеты и журналы - важная составная часть СМИ. Время движется, современная журналистика развивается, и поэтому меняются и темы, которые интересуют людей именно сейчас, и, конечно же, заголовки статей, которые становятся более полными и очень точно отражают содержание.

Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавие газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание. Исследование психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности. Заголовок – лицо всей газеты.

В знаменитом словаре В.И. Даля1 о заголовке сказано, что это
“выходной лист, первых листок книги или сочинения, где означено название его”. Заголовок обозначает также название отдела, главы книги, а в деловых бумагах означение в начале листа ведомства, место, откуда и куда бумага идет. Это широкое понятие заголовка.

В словаре С.И. Ожегова2 заглавие определено несколько уже – как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдельных его частей, как заглавие литературного произведения, той или иной степени раскрывающее его содержание.

Заголовок выполняет две основные функции: информативную функцию (служит для передачи интеллектуально-информативного содержания) и прагматическую, оценочную функцию (оказывает воздействие на эмоционально-волевую сферу психики и поведение адресата- получателя информации). Прагматическая функция включает в свой состав рекламную функцию.

Важнейшая функция газетных заголовков – привлечение внимания читателя3. Заголовок должен быть коротким, интригующим, чтобы заинтересовать многочисленных читателей, общедоступным. Также он должен отражать главную мысль заметки, статьи, да вообще любого текста.

Таким образом, заголовок сейчас представляет собой первый элемент публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании»4.

Типы газетных заголовков:

  • Информативные заголовки (строгие, демонстрирующие прямую связь между названием и текстом).

  • Информативно-троповые заголовки совмещают в себе стремление к обозначению темы, с одной стороны, а с другой - желание художественного наименования рассматриваемой проблемы. В данных заголовках чаще всего и применяются метафоры.

  • Конспективные заголовки - это синтаксически оформленные единицы, которые передают основное содержание текста в сжатой форме.

  • Образные заголовки указывают на идею через какой-либо образ. Чаще всего такие заголовки бывают одно- или двусмысловые.

Возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов. Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных. Например: «Столкновение микроавтобуса с фурой», «Два кандидата на один пост». Как мы видим, заголовок – это не просто важный компонент текста, но и его сильная позиция. Заголовок важен, так как он привлекает внимание читателя, дает представление о предмете публикации, настраивает читателя на определенную эмоциональную тональность.

В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки, кого-то двусмысленные и многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу. Есть газеты универсальные, в которых встречаются самые разнообразные заглавия. К таким универсальным газетам относится и районная газета «Байкальские огни».

Аудитория читателей газеты «Байкальские огни» разнообразна и пестра по своему составу: это люди разного возврата, разной профессии, разной национальности, разных уровней образования, доходов, интересов… «Байкальские огни» - общественно-политическая газета района, это своеобразное поле диалога, в результате которого разные группы населения лучше узнают друг друга.

2.2.Функциональные особенности современных заголовков газеты «Байкальские огни»

Предложение – это единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Газетные заголовки представляют собой предложения.

Материалом для исследования послужили 200 заголовков, отобранных методом сплошной выборки за 2017 – 2019 годы из районной газеты «Байкальские огни».

Основные методы исследования - метод наблюдения и описания изучаемых фактов, метод их сопоставления и методы количественно-качественного анализа.

Выясним, какие функции выполняет заголовок на каждом из этапов восприятия текста. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Он формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации.

Сравнительный анализ заголовков позволил установить следующее:

В заголовках 2017 - 2019 года одновременно в разных пропорциях реализуются обе функции – информативная («Байкало-Кударе – 315 лет»∕∕БО.-2017.№27.-с.1) и прагматическая («Буйная» палата. На сессии было жарко»∕∕БО.-2017.-№33.-с.1). (эпитеты)

Однако ведущей становится функция эмоциональная, то есть заголовки, информируя читателя, как правило, выполняют еще и эмоционально-экспрессивную функцию.

Механизм реализации следующий: нейтральные языковые средства (нейтральная лексика, повествовательные полные предложения и др.) служат для передачи информации; средства, которые по разным параметрам не относятся к нейтральным (разговорные, просторечные, жаргонные слова, средства экспрессивного синтаксиса, тропы и др.) служат для воздействия на читателя:

«Нас поженили в минздраве» («БО».-2017.-№38.-с.1)

«Страшные новогодние истории» (БО.-2018.-№47.-с.5)

Реализуют эмоциональную функцию и комплексные заглавия. Такой заголовок соотносится с несколькими частями текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень их информативности выше, связи этих заглавий с текстом более многообразны, что является одним из средств повышения выразительности текста. Комплексные заголовки актуализируют одновременно тему и аналитическую оценку ситуации. Наиболее простой пример актуализации содержательного компонента текста – когда сам заголовок чаще всего состоит из 2-х частей, реже – из 3-х:

«У природы нет плохой погоды? Новогодние праздники точно со снегом» (БО.-2018.-№31.-с.6) 5

«Герои нашего времени. С кого берет пример подрастающее поколение?» (БО.-2018.-№38.-с.3)

«Я родом не из детства – из войны!» (БО.-2017.-№31.-с.3)

«Хочешь кататься? А санок не будет! С 1 февраля сокращается количество рейсовых маршруток» (БО.-2017.-№32.-с.2)

Все это свидетельствует о том, что в современной прессе заголовку придается больше значения, чем раньше, т.е. свидетельствует об определенном развитии прессы.

Синтаксические особенности современных заголовков газеты «Байкальские огни»

Продолжая данное исследование, мы пытаемся выявить, какие именно языковые средства способствуют реализации отмеченных функций на синтаксическом уровне.

По цели высказывания среди предложений – заголовков в начале 2017 года составили повествовательные («Любить и учить...»∕∕БО.-2017.-№85.-с.4); вопросительные («Кто в лесу хозяин?»∕∕БО.-2017.-№87.-с.3); побудительные («Приведи в порядок свою планету!»∕∕БО.-2017.-№89.-с.1). Видна тенденция к распространению вопросительных заголовков. Почему?

Здесь мы можем говорить о рекламной функции заголовка: ведь вопрос не только заставляет читателя задуматься над темой статьи, но и вызывает гамму других чувств – от любопытства до недоумения. Такой заголовок привлекает внимание:

«Кто съел корову?» (БО.-2017.-№47.-с4)

«Что наша жизнь?» (БО.-2018.-№41.-с.3)

«Испытания у взлётной полосы?» (БО.-2018.-№45.-с.3)

Проблема привлечения внимания стала особенно актуальной в последнее десятилетие – время борьбы за рынок информации и глобальных изменений на рынке печатной продукции. Поэтому процент вопросительных заголовков заметно вырос.

По интонации предложения – заголовки все реже становятся восклицательными.

«Чисто там, где убрано!» (БО.-2017.-№94.-с.4)

«Прощай, Масленица!» (БО.-2017.-№77.-с.1)

Это объясняется тем, что на смену восклицательности пришли другие способы эмоциональной экспрессии. Один из них, широко распространенный в наше время, - употребление готовых текстов. Их источниками могут стать лозунги советской эпохи, литературные цитаты, художественные фильмы, песни (названия или цитаты из них), пословицы и поговорки, фразеологизмы:

«Дело – труба…» (БО.-2018.-№45.-с. 2)

«Отцы и дети» (БО.-2018.-№28.-с.3) 6

Заголовки не только называют тему статьи, но и несут часть главной информации, изложенной журналистом в статье, проще говоря – основную мысль:

«Сильная мудрость» (БО.-2018.-№45.-с. 5)

«Кольца притягивали мяч» (БО.-2018.-№83.-с. 7)

Что же способствовало тому, что уже в заголовке раскрывается, хотя и кратко, смысл статьи, а не просто указывается ее тема? Причиной тому служит нынешний ритм жизни: человек, просматривая газету, хочет получить как можно больше информации в максимально сжатые сроки и иногда не имеет возможности прочесть всю статью – все из-за того же ритма современной жизни. В таком случае ему будет удобнее просмотреть заголовки и быть кратко в курсе событий, происходящих в мире. Поэтому журналисты все чаще дают в заголовках дополнительную информацию: строят не просто назывное предложение, указывающее тему публикации, но двусоставное, называющее и объект, и действие, которое он совершил (или с ним совершили). Также журналисты наполняют заголовки подробностями – определениями, обстоятельствами:

«Байкал – это наша общая ответственность» (БО.-2018.-№43.-с.4)

Делимость– один из признаков текста. Глядя на результаты исследования, можно говорить о том, что со временем делимость заголовков становится все более распространенным явлением.

Части сложного предложения часто разделяются двоеточием, которое выполняет пояснительно – разделительную функцию. Хотя правилами пунктуации двоеточие бывает здесь не предусмотрено, с его помощью достигается определенная краткость и броскость, рекламность. Именно поэтому двоеточие употреблено в выразительных целях.

«Повод для грусти: в районе баз отдыха лишь 26 процентов свалок имеют лицензии» (БО.-2018.-№82.-с. 1)

Аналитизм, лаконичность – качества, свойственные современному синтаксису и отраженные в заголовках, обусловлены и стимулированы речью разговорной.

Так как увеличилось количество сложных предложений, можно сказать, что современный заголовок несет больше информации, подает ее более подробно.

«Живёт село родное» (БО.-2017.-№29.-с. 2)

«Где юный дед мой похоронен» (БО.-2017.-№22.-с. 1)

В 2018 году предложения в заголовках стали более распространенными, объемными, информация, представленная в них,- более подробной.

Итак, в современных газетных заголовках:

  1. Чаще всего употребляются повествовательные предложения, но просматривается и тенденция к увеличению значимости вопросительных предложений.

7

  1. Становится все меньше восклицательных предложений, так как появляются новые способы экспрессии.

  2. Увеличилось количество двусоставных предложений.

  3. Все больше предложений – заголовков становятся сложными.

  4. Изобразительно-выразительные средства разнообразны: эпитеты, метафоры, цитирование, фразеологизмы.





Заключение

Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой. В работе нами были показаны основные функции современных заголовков в газетных текстах, какие языковые средства способствуют реализации отмеченных функций на синтаксическом уровне.

Наша работа имеет практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы в качестве иллюстративного языкового материала при изучении разделов науки о языке и риторики при обучении различным видам речевой деятельности.































8





Список литературы



  1. Газета «Байкальские огни» 2017 - 2019 гг

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- М., 2003

  3. Горшков А.И. Русская стилистика. - М., 2001

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.,2004

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Екатеринбург, 1994

  6. Пантелеева В.Г., Попова Е.А. Стилистические особенности современного газетного заголовка ∕∕ Филологические науки.-2005.-№5

  7. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001

  8. Русский язык. Энциклопедия ред. коллегия: М.Аксенова, Л. Петрановская и др.-М.,2007

  9. Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. - М., 2007


















9

Приложение 1 (средства выразительности в заголовках)

Эпитеты

Метафоры

Художественная

литература

Фразеологизмы

(пословицы, поговорки)

Песни

(перифразы)

«Три горячих дня в Москве»,

«Живёт село родное»,

«Сильная мудрость»,

«Мусорное дело»,

«Огородный дуэт»,

«Юный ветер не знает покоя»,




















«В кругу друзей»,

«На крыльях таланта»,

«18 гектаров раздора»,

«Выдрино – клубничный рай»,

«Барьер страха»,

«Добрый свет её души»,

«Играла «радуга талантов»,





«Отцы и дети»,

«Дым отечества»,

«Новые Робинзоны»,

«Дело было вечером»,

«Мой дядя самых здравых правил»,





«Взять быка за рога»,

«И все пошли на принцип»,

«Наш меч – это наша речь»,

«На все сто»,





«Школьных окон негасимый свет»,

«А лето – цвета солнца!»,

«Тополиный пух, жара, инсульт»,

«Зима нечаянно нагрянет»,

«Это наша с тобой биография»,

«17 судей на четырёх конкурсантов»,

«Впереди у жизни – только даль…»






1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.,2004.-с.65 3

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Екатеринбург, 1994.- с.173

3 Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. - М., 2007.-с.133

4 Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.,2003.- с168

4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!