СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние хорового пения на здоровье младших школьников"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исследовательской работе теоретически обосновывается и экспериментально доказывается влияние хорового пения на психофизичекое здоровье младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние хорового пения на здоровье младших школьников"»

21


Роль хорового пения в укреплении психофизического здоровья младших школьников


Исследовательская работа









Автор:

Овчинникова Ольга Викторовна,

высшая квалификационная категория,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги» Архангельской области;

Сунцова Марина Викторовна,

высшая квалификационная категория,

учитель музыки

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги» Архангельской области


Научный руководитель:

Ромицына Елена Геннадьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО













Архангельск




Содержание



Введение

3

Глава 1 Влияния хорового пения на здоровье

7

Глава 1. 1. Исторический обзор проблемы влияния хорового пения на здоровье


7

Глава 1. 2. Механизм влияния хорового пения на здоровье

15

Глава 1. 3. Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой деятельности


18

Глава 2. Исследование особенностей влияния комплекса здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности младших школьников



21

Глава 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

21

Глава 2.2. Экспериментальная часть

22

Заключение

35

Список литературы

37

Приложения

40



Введение


Актуальность исследования. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения, а обществу нужны не только образованные, инициативные, но и здоровые люди. "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов". [32] При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальное же здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, выявлено, что доля здоровых детей снизилась до 32,1%, вдвое увеличилось количество детей имеющих хронические патологии (16,2%). Высокая учебная нагрузка в образовательных заведениях приводит к тому, что уровень физической активности в 2-3 раза ниже минимально необходимой, а в результате происходит снижение мышечной силы (18%) и жизненной емкости легких (15%).Число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших - 5%, у 80% школьников нарушена социальная адаптация.

По данным статистики, опубликованным на портале Российского врача «Медицинский вестник» [33] от 09.2009г. на одного ребенка в нашем регионе приходится в среднем три заболевания, что является высоким показателем уровня заболеваемости. Чаще всего дети страдают от болезней дыхательной системы, органов зрения, пищеварения и травм.

Одним из направлений здоровьесберегающих технологий является вокалотерапия. Как вариант активной музыкотерапии (МТ) может рассматриваться хоровое пение.

Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Одним из первых, кто научно объяснил лечебный эффект музыкального воздействия, был Аристотель, который обращал внимание не только на педагогическое значение музыки, но и отдавал должное терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, снимая психические переживания.

Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость, воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Проблемой охраны детского голоса занимались как специалисты в области музыкального искусства (В.А. Багадуров, А.Н. Стрельникова, Е.М. Малинина), так и врачи-фониатры (Е.И. Алмазов, В.П. Борисовский, Г.М Цыпин). Многие педагоги (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Г.П. Стулова, Л.Г. Дмитриева, Д.Е. Огородный, С. В. Белобородова, А.Н. Орлова, Е. Я. Гембицкая, В.И. Петрушин, В.В. Емельянов) единодушны во мнении, что пение является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Однако нет достаточной проработки вопроса: каковы физиологические особенности воздействия пения на организм человека.

В «Концепции художественного образования в РФ» (2002г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ [29] предложено использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения.

Стратегическим приоритетом современного образования является не только укрепление здоровья детей традиционными способами, но и поиск альтернативных путей, таких как закаливание, саморегуляция, аутотренинг, хоровое пение и другие. На сегодняшний день в литературе представлено множество примеров благотворного влияния музыки на психику человека, однако нет достаточной проработки влияния хорового пения на психофизическое здоровье младших школьников. Таким образом, проблема нашего исследования заключается в том, чтобы выявить влияния хорового пения на психофизическое здоровье младших школьников.

Тема: роль хорового пения в укреплении психофизического здоровья младших школьников.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования хорового пения в укреплении психофизического здоровья младших школьников.

Объект: вокально-хоровая деятельность младших школьников.

Предмет исследований: влияние здоровьесберегающих технологий вокально-хоровой деятельности на укрепление психофизического здоровья младших школьников.

Гипотеза: мы предполагаем, что систематическое и целенаправленное использование хорового пения будет способствовать укреплению психофизического здоровья младших школьников.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать научную, методическую литературу по проблеме воздействия хорового пения на организм человека.

2. Освоить и экспериментально проверить способы практического применения приёмов и методов способствующих укреплению психофизического здоровья младших школьников в процессе хорового пения.

3. Определить в ходе исследования влияние хорового пения на укрепление психофизического здоровья младших школьников.

Методы исследования:

-теоретические: анализ литературы, документации; прогнозирование;

-эмпирические: наблюдение, беседа, изучение и обобщение опыта;

-социологические: анкетирование;

-психологические: тестирование

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги» Архангельской области.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа снабжена приложением.

Глава 1 Влияния хорового пения на здоровье.

Глава 1. 1. Исторический обзор проблемы влияния хорового пения на здоровье.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр, как личных качеств участников, так и их музыкальные способности.

«Хоровое пение – такое пение, в котором каждая хоровая партия исполняется несколькими хористами» [34]

Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять следующие функции:

-познавательную (концентрировать в себе знания и социальный опыт многих поколений людей; и тем самым создавать благоприятные возможности для познания и освоения окружающего мира);

-эстетическую формировать художественные вкусы, способности и потребности человека, пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты;

-рекреационную способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы;

-гедонистическую наслаждение, удовольствие;

-коммуникативную функции (музыкальное искусство как общение).

На рекреационной и гедонистической функции хорового пения основана музыкотерапия - одно из древнейших средств групповой психотерапии, использующее специфические особенности эмоционально-психологического воздействия музыки (музицирования) на человека. [5,С.237]

Музыкотерапия - это направление восстановительной медицины, в основе которого лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением с лечебно-профилактической целью. [28]

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

- системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;

- средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма;

- средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы;

- одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. [2,С.57]

Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор рекомендуя музыку как панацею для тела и души.

Так в Древнем Египте под музыку принимали роды, а в Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Авиценна лечил музыкой психически больных, а Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей, а Эскулап - при эмоциональных расстройствах. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.

Однако древние традиции и опыт были утеряны. Развитие материалистического сознания и науки отодвинуло их на «обочину» истории - ведь гелиоцентрическая картина мира Коперника не признала идею «гармонии сфер», связи музыки с Космосом, и интерес ученых к этим проблемам постепенно угас.

Лишь с ХIХ столетия начинается возрождение музыкотерапевтической практики: французский психиатр Жан Этьен Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 30-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике.

Во второй половине ХХ столетия технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, несоизмеримо расширились. Было доказано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Во многих странах Западной Европы и США стали организовываться и обрели большую популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии — Osterreichisch Gesellschaft zur Forderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fur Musiktherapie, Германии — Arbeitsgemeinschaft fur Musiktherapie.[2,С.37]

Музыкотерапия в ХХ веке оформилась в несколько школ:

Шведская школа (основоположник — А. Питер Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания.

Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

Немецкая школа (Г.С. Швабе, В.К. Келер, К.И. Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования оздаравливающего воздействия разных видов искусств.

Особенную роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастическую целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней.

Антонио Менегетти (Италия) разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец.

В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ - нач.ХХ столетия. В работах В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.М. Догеля, И.Р.Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.

Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки.

Специальные методики исцеления пением положены в основу системы С.В. Шушарджана (Москва). В прошлом оперный певец выделяет вокалотерапию, как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга.

Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.И. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.

Методы музыкальной терапии можно свести к трем основным направлениям: клинической, оздоровительной и экспериментальной музыкотерапии [1,С.19]

В зависимости от формы участия человека в процессе МТ различают ее пассивные (рецептивные) и активные методы.

К рецептивным методам музыкальной терапии относятся те методы, в которых пациент принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия.

К активным методам относятся те, в которых активное участие принимает сам пациент. В их числе: вокалотерапия; музыкально-педагогическая реабилитация и игровая вокалотерапия.

Вокалотерапия (автор С.В.Шушарджан) - это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера. [27]

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Одним из элементов вокалотерапии является хоровое пение.

Лечебное применение хорового пения имеет многовековую историю. Пифагор утверждал, что «музыка очень благотворно действует на здоровье, если заниматься ею подобающим образом». Поэтому пифагорейцы, «отходя ко сну, очищали разум от дневного смятения и шума определенными песнями и особого рода мелодиями и этим обеспечивали себе спокойный сон с немногими и приятными сновидениями».

Ещё в античное время хоровое пение по важности не уступало медицине. Аристоксен (400- 354г.г. до н.э.) говорил, что тело очищает врачевание, а душу очищает хоровая музыка, как искусство пения со словами. Участвовать в хоре в те времена считалось святым долгом. Аристотель (384 – 322г.г. до н.э.) отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению стоит начинать с молодого возраста». [9,С.87]

Древние египтяне голосом лечили бессонницу. Древний грек Демокрит лечил голосом бешенство. Пифагор рекомендовал пение от помешательства.

В древнем Китае даосские мудрецы были знакомы с практикой мантр – звуками, которые исцеляют. Они считали, что с помощью шести звуков-мантр, которые являются связующим звеном между нами и жизненной энергией, существующей вокруг нас, можно излечить больные органы человека, привести их в гармоническое состояние. [30]

Пением сопровождаются практически все культовые обряды у разных народов мира.

На Руси всегда было принято петь за работой, за выполнением каких-то дел. Считалось, что если больного расположить внутри круга поющих людей, водить хороводы вокруг него, петь песни чистые и ритмичные, то наступит выздоровление.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «Как оно оживляет умственные силы детей, как оно быстро организует класс! ... В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и в особенности чувство...». [13, С.34]

Педагоги Д.И. Зарин, А.Н. Карасев, П.П. Миропольский, А.П. Пузыревский и др., в своих теоретических трудах подчеркивали воспитательное воздействие пения на людей, обращая внимание влияния пения на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и также физическое развитие.

Таким образом, в литературных источниках прослеживаются исторические и социальные основы использования пения с древних времён до наших дней (Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх, Г.С. Швабе, В.К. Келер, К.И. Кениг, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Г.П. Стулова и др.). Данные исследований говорят о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, на осуществление в процессе пения воспитания людей в традициях национальной культуры и передачу социального опыта общения, поведения и труда.

Глава 1. 2. Механизм влияния хорового пения на здоровье.

«Пе́ние см. петь [6,С.506] «Словарь русского языка» С. И. Ожегова сказано: пение.

1) Издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальное произведение. Петь песню. Петь в опере. Петь тенором. 2) Исполнять оперную партию. Петь Онегина. 3) О певчих и некоторых других птицах: издавать звук (о щелканье, свисте, криках и т. п.). Соловей поет. 4) Восхвалять стихами, воспевать (устар. и высок.). Пою мое отечество. Лазаря петь (разг. неодобр.) — жаловаться на судьбу, прикидываться несчастным».

Хор (от греч. choros — собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т. д.) 1) В древнегреческом театре — коллективный участник спектакля: совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей (хоревтов). 2) Певческий коллектив. Хоровое исполнение вокальной музыки может быть с инструментальным сопровождением или a capella. [32]

Ученые обнаружили, что во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость.

Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков.

Пение не только доставляет удовольствие, но и улучшает самочувствие, и снимает боль, и даже продлевает жизнь, т.к. звук, зарождающийся во время пения на 15 -20% уходит во внешнее пространство, остальная часть волны поглощается внутренними органами, приведя их в состоянии вибрации. Этот своеобразный массаж внутренних органов хорошо стимулирует их работу. [25,С.83] При пении увеличивается жизненная ёмкость лёгких, укрепляются органы дыхательной системы, через воздействие определенных вибраций в голосовом аппарате, в резонаторах, в нервной системе, в железах внутренней секреции и во всем туловище, и благодаря этому кровь начинает циркулировать более интенсивно.

Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, улучшая кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. [2,С.18]

У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причем улучшение кровоснабжения головы в целом оказывает омолаживающий эффект, улучшается состояние кожи.

По мнению пульмонологов, пение очень полезно, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений при заболеваниях легких.

Пение особенно рекомендуется:

-пожилым людям. По статистике, пенсионеры, которые, занимаются в хоровых кружках или просто любят петь, реже болеют, т.к. при регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые являются признаками хорошего иммунитета.

- женщинам в период климакса. Обычно в это время голос теряет свою мелодичность и становится глуховатым или надтреснутым, но если женщина поет, ее голос продолжает звучать молодо.

- людям, находящимся в состоянии стресса и нервного напряжения. (Во время Великой Отечественной солдат непременно заставляли идти в бой с песней). Пение не только снижает "градус тревоги", но и придает бодрость, повышает тонус, помогает собраться с силами.

- тем, кто страдает лишним весом. Вместо перекуса рекомендуется спеть две-три песни, чтобы почувствовать заряд энергии, но в то же время не получить лишних калорий.

- детям для снятия нервного напряжения, тем, кто страдает заиканием или иными недостатками дикции.

Поющие реже обращаются к врачу, реже страдают от депрессии, меньше прибегают к медикаментам, реже падают и получают травмы. Они лучше чувствуют себя и когда поют, и в остальное время.

Пение – процесс физиологический, в котором происходят большие затраты энергии, связанные с дыхательным процессом, работой в удобных и неудобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. [14,С.67]

Забота о целенаправленном развитии детских голосов является необходимой составной частью работы с хором. При обучении детей пению важно исходить не только из субъективных ощущений и личного вкуса, а опираться на объективные показатели правильности своей работы; необходимо понимать, каким образом происходит голосообразование, знать особенности детского голоса (Приложение 1).



Глава 1. 3. Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это методическая система, которая целенаправленно решает задачи информационно-психологической безопасности и развития учащихся (чувственно-эмоционального, физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного), как педагогических предпосылок здоровья ребенка. [22,С.43]

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. [21,С.47]

Такое определение здоровьесберегающих технологий, кажется нам наиболее полным, так как наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках даёт возможность использовать узкоспециализированные технологии, такие как фонопедический метод Емельянова В.В., дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н.

Фонопедический метод В.В.Емельянова для развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении.

Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции. [3,С.154] (Приложение 2)

Методика дыхательной гимнастики была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.

А именно:
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает  нервно- психическое состояние.

Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу весь организм в целом, так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос при абсолютном пассивном выдохе. При выполнении стрельниковских дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов.

Упражнения выполняются: количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” – 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения. [8,С.43] (Приложение 3)

Таким образом, данные методы позволяют синхронно, комплексно и незаметно для обучающихся выполнять сложные задачи, поставленные перед ними: объединить тренаж и творчество, технологию и искусство.






Г лава 2. Исследование особенностей влияния комплекса здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности младших школьников.

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования.

Цель эксперимента: доказать эффективность здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности младших школьников.

Гипотеза: мы предполагаем, что систематическое и целенаправленное использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, элементов фонопедического метода В.В. Емельянова в певческой деятельности будет способствовать укреплению психофизического здоровья младших школьников.

Задачи:

1. Разработать и апробировать комплекс здоровьесберегающих технологий для занятий младших школьников хоровым пением.

2. Экспериментально проверить комплекс приёмов и методов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, элементов фонопедического метода В. В.Емельянова.

3. Провести сравнительный анализ уровня эмоционального состояния детей до и после занятий хоровым пением.

4. Провести сравнительный анализ физического состояния младших школьников контрольной и экспериментальной группы.

Для решения поставленных задач в работе использовались методы исследования:

- анализ литературы;

- наблюдение за учащимися на уроках;

- педагогический эксперимент.


2.2. Экспериментальная часть.

Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги» Архангельской области. В эксперименте участвовало 20 детей 2001 г. рождения, из них 10 человек – экспериментальная группа (5 девочек и 5 мальчиков), занимающаяся хоровой деятельностью на протяжении четырёх лет, и 10 человек – контрольная (5 девочек и 5 мальчиков) из традиционного класса.

Все дети, участвующие в эксперименте из благополучных полных семей; успешно обучающиеся (по 2 отличника в каждой группе, по 7 хорошистов); имеют основную группу здоровья; занимаются дополнительно в разных кружках.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях.

Эксперимент включал в себя анкетирование, наблюдение, анализ диагностических данных.

В качестве диагностических задач по выявлению уровня психофизиологического благополучия школьников выступали:

-диагностика ЭПК Карпова Г.А. [15,С. 27] (Приложение 4);

-диагностика САН [17,С. 58] (Приложение 5);

-диагностика самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина [17,С. 58] (Приложение 6).

Оценка физического здоровья школьников производилась на результатах пяти морфологических и функциональных показателей:

-индекс Робинсона;

-индекс Скибинского;

-индекс Шаповаловой;

-индекс Руфье.

При определении уровня физического развития использовалась электронная программа Effecton Studio [35].

Во время эксперимента изучалась не только совокупность вокально-хоровых методов (дыхательная гимнастика, элементы фонопедического метода, голосовая гимнастика и вокальный тренаж), но и влияние их на здоровье младших школьников. В экспериментальной группе два раза в неделю по 1 уроку проводились хоровые занятия. Кроме того, дети вели активную концертную деятельность, что способствовало не только снятию эмоционального напряжения, снижения уровня тревожности, но и развивало чувство коллективизма, творческого сотрудничества, а также уверенность в себе.

Особое внимание уделялось здоровьесберегающим технологиям вокально-хоровой деятельности. Это дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая перестраивает стереотип дыхательных движений, восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании и фонации, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом, повышает общий мышечный тонус; (Приложение 3) а также фонопедический метод В.В. Емельянова, целью которого является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании, они являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. (Приложение 2)

Наш эксперимент мы начали с изучения медицинских карт и выявление уровня заболеваемости учащихся на протяжении 1-4 классов. (Приложение 7, Таблица 1)

Рис.1 Уровень заболеваемости учащихся.

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень заболеваемости на начальном этапе обучения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. В структуре заболеваемости лидируют заболевания верхних дыхательных путей.

К четвертому классу в контрольной группе уровень заболеваемости значительно вырос, в экспериментальной же группе дети стали болеть в 2 раза реже.

При сравнении количества дней, проведенных на больничном листе, четко прослеживается стабильность потерянного учебного времени в контрольной группе и устойчивое снижение в экспериментальной - почти в 2 раза. (Приложение 7, Таблица 2)

Полученные данные явились подтверждением того, что хоровое пение положительно влияет на здоровье детей.

Рис. 2 Количество дней на больничном листе.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение эмоционально-психологического климата группы. Для этого была использована тестовая методика ЭПК Карпова Г.А.

Результаты проведенного теста показали высокий уровень эмоционального благополучия в обеих группах, тем не менее, в экспериментальной группе он был на 11 % выше. (Приложение 7. Таблица 3)

Рис. 3 Уровень эмоционально-психологического благополучия.

Не смотря на то, что в среднем уровень эмоционально-психологического благополучия в обеих группах в пределах нормы, при обработке данных по половому признаку выяснилось, что показатель ЭПК контрольной группы у мальчиков и девочек разнится в 31,7 %, а в экспериментальной – всего на 4,1%. Полученные данные позволяют судить о том, что занятия хоровым пением не только эмоционально сближают детский коллектив, но и делают взаимоотношения в классе более ровными. (Приложение 7, Таблица 4)



Рис. 4 Уровень эмоционально-психологического благополучия по половому признаку.

При диагностировании самочувствия, активности, настроения в начале и конце учебного дня были получены следующие данные. В начале дня контрольная и экспериментальная группы показали удовлетворительное состояние испытуемых по категориям «самочувствие» и «настроение». В категории «активность» неблагоприятное состояние было выявлено у 10% в обеих группах. (Приложение 7, Таблица 5)


Рис. 5 Диагностика САН

При сравнении средних показателей контрольной и экспериментальной групп в конце рабочего дня наблюдается устойчивое снижение оценки самочувствия, активности и настроения в обоих случаях. В категориях «самочувствие», «активность» более яркое снижение наблюдается у контрольной группы (40%). В категории «настроение» в экспериментальной группе снижение не произошло, в контрольной группе уровень упал на 20 %.

Исходя из расчета показателей, разделенных по половому признаку, следует отметить, что наибольшими различиями между началом и окончанием учебного дня обладают результаты состояния мальчиков. (Приложение 7, Таблица 6)

Рис. 6 Диагностика САН - мальчики

Особенно ярко выражено это различие в контрольной группе, где уровень состояния «самочувствия» падает на 40%, «активности» - на 80%, «настроения» - на 60%. В экспериментальной группе небольшое снижение оценки - 20%, происходит только в категории «активность».

Показания САН у девочек в течение дня стабильны.

Рис. 7 Диагностика САН - девочки

Таким образом, мальчики чаще подвержены воздействиям внешних неблагоприятных факторов, чем девочки. Однако в экспериментальной группе мальчики менее лабильны.

Представленные результаты явились подтверждением того, что хоровая деятельность является средством реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма, повышает работоспособность, оптимизирует творческие силы.

Оценка физического здоровья осуществлялась по нескольким направлениям: характеристика работы сердечнососудистой системы, органов дыхания, функциональные возможности и резервы кардио-респираторной системы.

Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких. Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. и предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. и последние 15 сек. первой минуты восстановительного периода.

И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 сек. Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали показатели (индексы): [35]

  1. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца:

ДП=

2. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС=

3. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости

свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о

функциональных возможностях кардиореспираторной системы:

ИШ=

4. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьников:

ИР=

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Далее по каждому показателю давалась оценка в баллах [35]. После чего, был рассчитан средний показатель каждой группы.

В результате обработки данных проведён сравнительный анализ средних показателей основных характеристик. (Приложение 7, Таблица 7)

Рис. 8 Оценка физического здоровья

Оценивая результаты по индексу Робинсона (из 4 возможных баллов), можно отметить, что обе группы имеют средний показатель в этой возрастной категории, но в экспериментальной группе индекс выше (2,8), чем в контрольной (2,5).

Индекс Скибинского (из 5 возможных баллов) в экспериментальной группе - 4,6 не только выше среднего показателя, но и приближается к максимуму; контрольная же группа показала средний уровень -3,8.

Индекс Шаповаловой (из 5 возможных баллов) в экспериментальной группе имеет среднее значение -2,8, в контрольной - ниже среднего -2,4.

В связи с особенностями реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку у детей использовалась оценка индекса Руфье. Установлено, что имеются незначительные отличия в показателях индекса между экспериментальной (11,5) и контрольной групп (13,5) (разбаловка идет по убыванию). Обе группы показали средний уровень.

Общее физическое здоровье выше в экспериментальной группе на 1,6 балла, чем в контрольной.

Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностики физического состояния здоровья младших школьников, позволяют констатировать положительное влияние хорового пения на физическое здоровье детей. Школьники, занимающиеся хоровым пением имеют более высокие показатели деятельности сердечнососудистой, дыхательной системы, их организм более устойчив к гипоксии, кроме того они более выносливы, имеют удовлетворительный уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы.

Все представленные выше данные, позволяют сделать вывод, что дети экспериментальной группы более стрессоустойчивы, коммуникабельны, реже болеют, имеют более крепкое здоровье. Мы считаем, что этому способствовали занятия хоровым пением.

Чтобы подтвердить это, мы провели мониторинг занятия по показателям изменения уровня реактивной тревожности детей, изменение ЖЕЛ.

Для определения самооценки уровня реактивной тревожности была выбрана методика Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния). Диагностика проводилась в два этапа – на начало занятия и после него.

Рис. 9 Самооценка уровня реактивной тревожности.

При сравнении первичного и повторного тестирования мы получили следующие данные: у 80% испытуемых в ходе занятия уровень тревожности снизился в среднем на 3,8 балла; у 10% - не изменился; а у 10% незначительно вырос (1 балл). Отсюда следует, что хоровое пение действительно помогает снижению тревожности. (Приложение 7, Таблица 8)

Также в два этапа было проведено измерение ЖЕЛ в ходе занятия.

Рис. 10 Изменение ЖЕЛ за одно занятие.

Результаты тестирования достаточно убедительно показали, что за одно занятие с использованием гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой ЖЕЛ увеличивается в среднем на 0,085 л. (Приложение 7, Таблица 9)

Наряду с этим мы проследили изменение ЖЕЛ в период с апреля по сентябрь 2011 года, как в экспериментальной, так и контрольной группах.

Рис. 11 Изменение ЖЕЛ за 6 месяцев

Статистическое сравнение средних результатов повторного и первичного тестирования испытуемых вне зависимости от половой принадлежности позволяет увидеть большую динамику в росте ЖЕЛ экспериментальной группы. Полученные данные еще раз доказывают положительное влияние пения на здоровье детей. (Приложение 7, Таблица 10)

Для диагностики значения хорового пения в жизни человека было проведено анкетирование среди школьников экспериментальной и контрольной группы.

Рис. 12 Отношение к хоровому пению.

Анкетирование показало, что 100% детей экспериментальной группы любят петь (каждый день - 60%, по настроению – 40%); в контрольной же группе таких детей значительно меньше - всего 70% (каждый день – 50%, по настроению – 10%, редко – 10%).

Кроме того, школьники из экспериментальной группы понимают здоровьесберегающий аспект хоровых занятий: 70% детей знают, что пение оно улучшает мозговое кровообращение, развивает дыхательную систему.

Наблюдая за работой детей на уроках, учителя школы, классные руководители исследуемых детей отмечали, что учащиеся, занимающиеся хоровым пением, отличаются от своих сверстников отзывчивостью, большей активностью при выполнении творческих заданий, стремлением найти нестандартные способы решения, богатством ассоциаций.

Анализируя фактический материал, можно сделать следующие выводы:

  1. Дети, занимающиеся хоровым пением, значительно реже болеют.

  2. Хоровое пение повышает положительное эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста, эмоционально сближает детский коллектив.

  3. Хоровое пение благотворно влияет на физическое здоровье детей, являясь средством реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма, работоспособности.

Заключение


В последние десятилетия всё чаще и чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей сложна и многогранна. В настоящем исследовании рассмотрен лишь один из аспектов укрепления здоровья, связанный с возможностью использования хорового пения.

В соответствии с задачами исследования нами было изучена и проанализирована научная, методическая литература по проблеме воздействия хорового пения на организм человека. Этой проблеме посвящали свои труды Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх, Жан Этьен Эскироль, А. Питер Понтвик, В.А. Багадуров, А.Н. Стрельникова, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Г.П. Стулова, В.И. Петрушин, В.В. Емельянов и др..

Анализ литературы показал, что в процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, укрепляются мышцы живота, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания, а также пение является хорошим средством в лечении от заикания.

Кроме этого, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу. У детей проявляется стремление к самовыражению, развивается творческая активность, умение управлять своим голосом и телом.

Формирование вокально-хоровых навыков, овладение художественным исполнением музыкальных произведений в процессе обучения тесно взаимосвязано с развитием качеств личности участников хорового коллектива. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, общительными.

В процессе экспериментальной работы нами были использованы и проверены практические приёмы и методы способствующие укреплению психофизического здоровья младших школьников в процессе хорового пения, такие как метод дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, элементы фонопедического метода В. В.Емельянова.

Кроме того, был проведен сравнительный анализ уровня эмоционального и физического состояния детей контрольной и экспериментальной группы. Для выявления уровня психофизиологического благополучия школьников мы использовали следующие диагностики: ЭПК Карпова Г.А. ,САН, самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; высчитывали показатели по индексам Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.

Результаты проведенного нами исследования не только подтвердили гипотезу, что систематическое и целенаправленное использование хорового пения способствует укреплению психофизического здоровья младших школьников; но и обозначили новый круг проблем. Дальнейшей проработки требуют следующие вопросы, касающиеся обновления содержания и технологии здоровьесберегающего аспекта хорового пения на уроках музыки, научно-методического обеспечения мониторинга психофизического состояния детей, введение в учебные планы высших школ и музыкального отделения педагогических колледжей программ по подготовке будущих специалистов к работе с детьми в этом направлении, а также наряду с введением третьего часа физической культуры рекомендовать дополнительный час хорового пения.

Решение обозначенных вопросовпозволит продолжить разработку данной проблемы с целью укрепление психофизического здоровья детей.








Список литературы:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001-198с.

  2. Введение в музыкотерапию Г. Г. Декер-Фойгт. – СПб.: Питер, 2003.- 208с.: ил. – (серия «Золотой фонд психотерапии»)

  3. В.В. Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг. –Серия «Мир медицины». –СПб: Издательство «Лань», 2000 –192с.

  4. И. В. Кошмина Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн.: -М.: Гуманит. изд. центр

  5. Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с

  6. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведкова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская А. Н.: Российский фонд культуры; - 2-е изд. испр. и доп. –М.: АЗЪ,1994. 928с.

  7. М. С. Осеннева В. А. Самарин, Л. И. Уколова Методика работы с детским вокальным коллективом: Учебное пособие для студентов муз.-пед. отд. и фак. средних и высших учеб. заведений –М.: Издат. центр «Академия», 1999, - 224с.

  8. Б. В. Покровский Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА». ООО «АСС – Центр». 2006. – 64 с. (серия «Азбука здоровья»)

  9. В.И. Петрушин Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997. – 354 с.

  10. В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – центр ВЛАДОС, 1999 ,-176с.

  11. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под.ред.Г.М.Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

  12. Л. А. Степанова Из золотого фонда музыкального воспитания.-М.: ТЦ «Сфера», 2000. -96с.

  13. Г. П. Стулова Дидактические основы обучения пению: Учебное пособие – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988-69с.

  14. Г. П. Стулова Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в детском хоре): Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2119 «Музыка». – М.: Просвещение, 1988-126с.: ил.

  15. Апанасенко Г.А. Диагностика индивидуального здоровья // Ж. Валеология, 2002, с.27-31.

  16. Воспитание песней/О.С.Парфёнова//Доп. образование и воспитание. – 2010. - №2. – С.50-52.

  17. Как изучить состояние здоровья школьников?/Г.Г.Киселёва, В.А.Ковалёв// Начальная школа. – 2007. - №2. – С. 58-61.

  18. Коммуникативные и организаторские способности руководителя хора как модель специалиста/ А.А.Пилецкая// Среднее проф. образование: прил. – 2009. - №4. – С.54-57.

  19. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников/ Г.А. Семячкина // Начальная школа. – 2008. - №1. – С.27-30.

  20. Организация работы хоровых классов в условиях общеобразовательной школы/ Е.Л. Кожеурова//Одар. ребенок. – 2010. - №3. – С.116-119.

  21. Профилактика здоровья детей средствами искусства/ О.А. Линник, П.Н. Ефимова// Начальная школа: плюс до и после. – 2005. - №7. – С. 47-49.

  22. Сохранение и укрепление здоровья учащихся/О.Г.Свалова//Начальная школа. – 2009. - №2. – С. 43-45.

  23. Способы самооздоровления/ Л.А.Харитонова// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.59-62.

  24. Хоровая работа: искусство и технология/ Е.В. Никитина//искусство в шк. – 2007. - №2. – С.20-23.

  25. Хоровое искусство: хор как один из видов досуговой деятельности / Р.З. Арсланова //Воспитатель дощкол. образоват. учреждения. – 2008. - №3. – С.82-84.

  26. Хоровое пение как одно из средств личностного развития ребенка/И.В. Титова, О.М.Гребенникова//доп. образование и воспитание. – 2008. - №8. – С.62-64.

  27. http://doctor-art.ru/ Научно – исследовательский центр музыкальной терапии и восстановаительных технологий

  28. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Музыкотерапия

  29. www.businesspravo.ru/О концепции художественного образования в Российской Федерации

  30. www.constudio.ru/2010/07/mantry.html О влиянии голоса на психологию человека и психологии на стиль голоса

  31. www.doctorate.ru/ Устав Всемирной организации здравоохранения

  32. www.glossword.info/index.php/term/ Большая энциклопедия

  33. www.medvestnik.ru/ Портал Российского врача

  34. www.vehi.net/brokgauz/ Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

  35. www.effecton.ru электронная программа Effecton Studio

Приложение 1.

Рекомендации по гигиене певческого голоса.

«Гигиена голоса — соблюдение певцом определенных правил поведения, певческий режим.» [14,С.98]

«Гигиена голоса – раздел фониатрии о профилактики заболеваний голосового аппарата.» [7,С.138]

В своей работе необходимо руководствоваться комплексными исследованиями в области изучения голосообразования и охраны детских голосов.

В работе с хором чрезвычайно важно проводить занятия в проветренных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, чтобы певцы после репетиционного часа занятий имели отдых (перерыв), который бы способствовал снятию напряжения, своего рода «реабилитации» после сложной репетиции. При многократном повторении произведений, написанных в высоких или низких тесситурах, разучивание следует производить с транспонированием этого места или фрагмента в удобный регистр.

Нежелательно проведение репетиций в раннее время, когда толос, как говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время биологического сна. В каждом таком случае проведения репетиций происходит насилие над голосом, что ничуть не способствует естественному его звучанию и, более того, можете навредить здоровью певца.

Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острого, соленого, горячего, холодного, семечек и т.п., а также шоколадных конфет и сладостей. Вредно воздействуют на горло холод, жара, пыль, табак и особенно пиво, спиртные напитки. Пищу рекомендуется принимать не позже чем за два часа до пения, ибо в противном случае наполненный желудок будет мешать правильно организованной певческой опоре. В холодное время года, придя с улицы, перед пением необходимо согреться, а выходя после пения — предварительно остыть. Закалка организма в целом должна сопровождаться закаливанием горла полезно полоскать горло водой комнатной температуры.

Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата в результате переутомления вредит и присутствие на занятиях, так как голос и этих условиях не находится в состоянии покоя. Среди профессиональных певцов принято, чтобы их повседневная, разговорная речь обязательно согласовалась с вокальными принципами: певец должен говорить (разговаривать) в той же вокальной позиции, с ощущением такой опоры звука и его резонирования, какая им применяется в пении. Женщины не должны петь во время ежемесячного цикла (3 дня); нарушение этого правила не только ведет к нечистому интонированию, но и может вызвать заболевание голосовых связок.

Для контроля над состоянием голосового аппарата необходимо систематически проводить фониатрические осмотры.

Охрана детского певческого голоса тесно связана с постоянной изменчивостью, ростом детского организма. При работе с детьми следует всегда учитывать такую особенность их, как способность выдерживать физические нагрузки. Руководителю следует внимательно относиться к здоровью детей и уж, во всяком случае, остерегаться принимать в хор детей, не способных выдерживать значительные перегрузки. До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось. Так, например, еще Г.Я. Ломакин отмечал, что «при перемене голоса упражнение в пении должно быть прекращено года на два, потому что в этом промежутке происходит переход от детского возраста в возмужалость и образуется из детского голоса мужской, который понижается на октаву. Если в это время утомлять голосовой орган упражнением в пении, то оно может совершенно повредить возрождению хорошего голоса. Однако опыт ряда педагогов доказал, что осторожные занятия пением в это время с учетом щадящего режима возможны. В тех случаях, когда голосовой аппарат ребенка нездоров или вызывает проблемы, руководитель хора обязан направить ребенка на консультацию к врачу и, находясь в тесном контакте с родителями, должен содействовать

укреплению здоровья детей.

Приложение 2.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ), разработанный В. В. Емельяновым.

Автор методики – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета Виктор Вадимович Емельянов.


Метод В.В. Емельянова предлагает 6 циклов упражнений:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Интонационно-фонетические упражнения.

3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

4. Фонопедические программы в нефальцетном режиме.

5. Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим.

6.Фонопедические программы в фальцетном режиме

Упражнения 1 – 3 групп выполняются по 4 раза.


Артикуляционная гимнастика.

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.


1. Покусать кончик языка.

2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.

5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).

7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11. Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.

12. Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

13. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.

14. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

15. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

16. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

17. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

18. Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).

19. Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).

20. Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.

21. Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.


Игры- упражнения на артикуляцию


«Обезьянки».


Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Град» (массаж лица).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

Ночной лес.

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):

А-а-а-а (шепотом).

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)


2. ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого. Упражнения помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки


1 упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).


2 упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы


3 упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).


4 упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.


5 упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.


6 упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.


7 упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.


8 упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.



З. ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.


1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5 упражнение - «Волна».

6 упражнение - «От шепота до крика».

7 упражнение - «А!!!» (крик)

8 упражнение - «Крик - вой».

9 упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10 упражнение - «Крик - вой - визг.

11 упражнение - «Волна с криком чаек»


Упражнения 4-й, 5-й, 6-й групп развивают и тренируют висцеральную (внутреннюю) дыхательную мускулатуру.

Приложение 3.

Основные дыхательные упражнения лечебной гимнастики

А. Н. Стрельниковой:

«Ладошки»

«Погончики»

«Насос»

«Кошка»

«Обними плечи»

«Большой маятник» («Насос «+ «Обними плечи»)

«Повороты головы»

«Китайский болванчик»

«Маятник головой»

«Перекаты»

«Шаги» (передний и задний шаг - рок-н-ролл).

Основной комплекс дыхательных упражнений

Упражнение «Ладошки» (разминочное)

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

Упражнение «Насос»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена, (смотрит вниз, в пол. Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух  абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

Упражнение «Кошка»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. С одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются. Приседание лёгкое.


Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

Упражнение «Большой маятник» (“Насос” + “Обними плечи”)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Вдох с пола, вдох с потолка.


«Повороты головы»

И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

«Китайский болванчик»

И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.


«Маятник головой» ("Маленький маятник") (вниз-вверх)

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо в крайнем случае - через нос).

«Перекаты»

И.П: встаньте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус - тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите

тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко "шмыгая" носом (левая нога в носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед - назад, приседание - приседание, вдох – вдох.

«Шаги» передний шаг (рок-н-ролл).

И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох.

Шаги” задний шаг.

На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.


Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой.


Приложение 4.

Эмоционально-психологический климат Карпова Г.А. 1996. (ЭПК)

для 3-5 классов

Инструкция. Для исследования ЭПК предлагается простая и психологически доступная для детей младшего школьного возраста тестовая методика. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса. Затем дается устная инструкция: «Подумаем над тем, какой у нас класс, какие отношения между ребятами. Попробуйте оценить их. Для этого поставьте

крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива». Полезно рассмотреть вместе с детьми первую пару качеств в виде примера.

Бланк опроса


В нашем классе ----------------------------В нашем классе

всегда весело всегда скучно


Мы добрые ----------------------------Мы злые, равнодушные


Мы никогда ----------------------------Мы часто ссоримся

не ссоримся

Мы вежливые, ----------------------------Ребята часто грубят,

никогда не грубим ругаются

друг другу


Мы очень дружные-------------------------В классе мало друзей

Мне в нашем классе -----------------------Мне в нашем классе

спокойно, хорошо неспокойно, тревожно


Обработка результатов

Каждая из черточек соответствует определенному баллу: крайняя правая – 0 баллов, крайняя левая – 4 баллам. Находим индивидуальный максимальный индекс

эмоционального благополучия (4*6=24 балла). Далее находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого индивидуальный максимальный индекс умножаем на число обследованных детей.

После определения максимальных значений вычисляем реальные показатели.

Индивидуальный эмоциональный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным учащимся. Реальный групповой индекс класса — это сумма всех индивидуальных индексов. Определить уровень ЭПК по оценочной шкале

Конкретный уровень ЭПК определяется по простой формуле:

Э = реальный групповой индекс ЭПК______* 100%

Максимальный групповой индекс ЭПК

Оценочная шкала

Уровень ЭПК Величина индексов %

Высокий Более 60

Средний 50 – 60

Ниже среднего 40 – 50

Низкий менее 40







Приложение 5.

Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения.

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.



Приложение 6.

Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния).

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Реактивная тревожность бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.


Показатели РТ подсчитываются по формулам:


PT=∑1 - ∑2 + 50,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);


При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата________________________


Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершено верно

1

2

3

4

5

6

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


Приложение 7.

Результаты диагностических данных в таблицах.

Таблица 1.

Уровень заболеваемости учащихся

 Виды заболеваний

Заболевания верхних дыхательных путей  

Заболевания ЖКТ  

 

Заболевания ССС  

 

 Классы

11

22

33

44

11

22

33

44

11

22

33

44

Контрольная группа

7

5

8

9

0

0

0

2

0

0

0

0

Экспериментальная группа

8

7

5

3

0

0

0

0

0

0

0

0


Таблица 2.

Количество дней на больничном листе

Классы

Количество дней на больничном

1кл.

2кл

3кл

4кл

контрольн. гр.

102

87

92

98

эксперимент. гр.

76

74

52

37


Таблица 3.

Средний уровень эмоционально-психологического комфорта

экспериментальная группа

контрольная группа

19,4

16,6


Таблица 4.

Средний уровень эмоционально-психологического комфорта по половому признаку


экспериментальная группа

контрольная группа

мальчики

19,6

12,8

девочки

18,6

20,4



Таблица 5.

Диагностика САН


самочувствие

активность

настроение

начало дня

конец дня

начало дня

конец дня

начало дня

конец дня

Экспериментальная группа

100%

90%

90%

90%

100%

100%

Контрольная группа

100%

60%

90%

50%

100%

80%


Таблица 6.

Диагностика САН по половому признаку


самочувствие

активность

настроение

мальчики

девочки


мальчики

девочки

мальчики

девочки

начало дня

конец дня

начало дня

конец дня

начало дня

конец дня

начало дня

конец дня

начало дня

конец дня

начало дня

конец дня

Эксперимен-

тальная группа

100%

100%

100%

100%

80%

60%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Контрольная группа

100%

60%

100%

100%

100%

20%

80%

80%

100%

40%

100%

100%


Таблица 7.

Оценка физического здоровья


индекс Робинсона

индекс Скибинского

индекс Шаповаловой

индекс Руфье

общее физическое развитие

экспериментальная группа

2,8

4,6

2,8

11,5

12,4

контрольная группа

2,5

3,8

2,4

13,5

10,8

Таблица 8.

Самооценка уровня реактивной тревожности в ходе урока

ФИ

уровень тревожности первичное тестирование

уровень тревожности повторное тестирование

В П

33

31

В Н

45

31

Г Н

30

30

К В

34

32

К Л

24

22

Л Н

44

36

М В

31

32

М И

37

30

Ш Д

39

37

Ю Т

33

31

ср. значение

35

31,2


Таблица 9.

Изменение ЖЕЛ за одно занятие


ЖЕЛ первичное тестирование

ЖЕЛ повторное тестирование

В П

1800

2000

В Н

1800

1900

Г Н

1200

1300

К В

1500

1600

К Л

1400

1400

Л Н

1500

1550

М В

1700

1800

М И

1700

1750

Ш Д

1900

2000

Ю Т

1850

1900

ср. значение

1635

1720


Таблица 10.

Изменение ЖЕЛ за 6 месяцев


первичное тестирование

повторное тестирование

изменение ЖЕЛ

экспериментальная группа

3100

3277

177

контрольная группа

2600

2722

122



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!