СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние сенсорной комнаты на психологическое состояние учащихся начальных классов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Влияние сенсорной комнаты на психологическое состояние учащихся начальных классов"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние сенсорной комнаты на психологическое состояние учащихся начальных классов"»

XXII республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее»













Влияние сенсорной комнаты на психологическое состояние учащихся начальных классов





Автор: Шадрина Александра,

учащаяся 8 класса МБОУ ПСОШ№4 с УИОП.

Руководители: Соловьева А.В., педагог-психолог,

Черняк Р.С., заместитель директора по УР.













Якутск, 2018



Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты

    1. Умственная работоспособность и факторы, оказывающие на неё влияние.

1.2. Процессы и виды памяти у детей младшего школьного возраста

1.3. Особенности развития внимания у младших школьников

Глава II. Экспериментальное изучение влияния сенсорной комнаты на познавательные процессы у младших школьников

Заключение

Использованная литература



























Представьте себе, что вы стоите перед дверью, веду­щей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мыш­цы напряжены и от того ваша жизнь вам кажется беспро­светной, все ситуации — тупиковыми. Все. Еще мгнове­ние — и… И вы протягиваете руку и открываете дверь. Что это? Перед вами мерцающий звездный ковер. Вы осторожно делаете шаг, и разноцветный ливень обруши­вается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к но­гам. Вы идете вперед по сенсорной тропе к высокой ко­лонне, внутри которой бурлят-переливаются всеми цвета­ми радуги живые пузырьки. И в этой круговерти шныря­ют разноцветные рыбки — вверх, вниз, вверх, вниз…

С помощью релаксации человек может воздействовать на последствия стрессовых ситуаций, возникающих на его жизненном пути, тем самым предотвращая психосомати­ческие нарушения в своем организме.

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась - на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. Поступление ребенка в школу связано с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются в первую очередь структуры отношений и места ребенка в обществе. Меняется социальная ситуация развития, игровая деятельность все больше уступает место учебной, меняются мотивы познавательной активности младшего школьника, ребенок становится все больше существом социальным в том смысле, что теперь непосредственно включен в новый социальный институт - школу. Т.е. в школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. У ребенка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.

Для многих детей социальная адаптация к изменяющимся условиям является сложным испытанием.
Ситуация новизны вызывает у младшего школьника некоторую степень внутренней напряженности, попадая в новую социальную среду, он также переживает эмоциональный дискомфорт, происходит снижение умственной работоспособности. В целом ряде случаев релаксация оказывается необходимой.

В школе одной из форм релаксации является сенсорная комната, которую дети могут посещать во время динамических пауз и просто во время перемен.

Актуальность. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Современная психотерапия считает, что систематические сеансы релаксации приносят огромную пользу для людей, у которых резко возрос темп жизни. При таком темпе мы стали меньше спать и больше подвергаться стрессу, поэтому мышечная и психологическая релаксация помогает людям избавиться от стресса. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья, человек находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность.

Целью нашей исследовательской работы стало изучение влияния сенсорной комнаты на познавательные процессы у младших школьников.

Были поставлены следующие задачи:

-теоретические: - изучение психолого-педагогической литературы;

- определение понятий «умственная работоспособность», «образная память», «словесно-логическое мышление», «внимание».

практические: - подобрать и апробировать диагностические методики, направленные на изучение познавательных процессов;

- разделить класс на две группы: экспериментальная и контрольная;

- провести диагностику всему классу в начале эксперимента;

- проанализировать и сравнить изменения в конце эксперимента.
















Глава I. Теоретические аспекты

1.1 Умственная работоспособность и факторы, оказывающие на неё влияние.


Здоровье школьников - одна из приоритетных проблем страны. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. Обследования показали, что в последние годы число здоровых девушек – выпускниц составляет не более 6,3%. Почти треть юношей по медицинским показаниями не годятся для службы в Вооруженных Силах. Увеличивается процент детей, не способных освоить программу дневного среднего образования.

Известно, что одним из ведущих негативных состояний учащихся является синдром хронической усталости, который проявляется чрезмерной раздражительностью, нарушением аппетита и сна, повышенной заболеваемостью, низкой работоспособностью и

постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование. По мнению ученых, «обучение неинтересное и малополезное может оказать разрушительное действие на умственные способности детей».

Работоспособность человека – умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:

1) физиологические – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;

2) физические – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;

3) психические – включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.

Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.

В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные исследования умственной работоспособности школьников показали, что 13-14-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость. Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это – следствие развития и совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем, обеспечивающих потребности организма в кислороде

Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции - необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам.

Колебания работоспособности в течение учебных занятий – её спады, а затем подъёмы – связаны с рядом причин. Среди них важную роль играют чередование уроков по степени сложности предмета, использование активных методов преподавания и технических средств обучения и организация отдыха учащихся во время перемен.

На умственную работоспособность младших школьников оказывают влияние следующие факторы:

1. Продолжительность светового дня. При коротком световом дне (зима, осень) в вечернее время человек чувствует естественную усталость. Это фактор, на который мы не в состоянии повлиять. Надо организовывать свой рабочий день таким образом, чтобы самые ответственные дела выполнялись в первой половине дня. Не зря китайские мудрецы советовали зимой ложиться спать раньше, а вставать позже, чтобы организм ночью успевал запастись энергией. В отличие от этого летом надо ложиться спать позже, а вставать раньше.

2. Эмоции в течение дня. Не важно, что с нами происходит, важно, как мы к этому относимся. Это высказывание имеет самое прямое отношение к работоспособности во второй половине дня. Мы придаём сильную эмоциональную окраску событиям, о которых забываем через несколько дней. Конечно, поддерживать положительный умственный настрой - задача очень сложная. Кому-то помогает хобби, чтение интересных книг, медитация или просто самоконтроль - не важно как, но надо научиться контролировать эмоции. Если не мы контролируем эмоции, тогда эмоции контролируют нас, а под таким руководством тяжело добиться успеха.

3. Питание. Если упростить, то организм человека можно сравнить с двигателем. Двигатель не может развить всю мощность на бензине разбавленным водой, так и организм не может быть работоспособным, получая плохое питание. Запас энергии, который накопился за ночь, расходуется в первой половине дня, а вечером чувствуется усталость. Чтобы этого избежать должны быть полноценные завтрак и обед (между 13 и 15 часами) состоящие из углеводной пищи (сок, фрукты, овощи, каши и картофель). Эти продукты как раз полноценно переварятся и начнут отдавать свою энергию во второй половине дня, что поможет избежать усталости вечером.

4. Нарушение двигательного режима в организме. В первую очередь застой энергии наблюдается в суставах. Чтобы нормализовать движение энергии и увеличить работоспособность надо после возращения из школы домой выполнить упражнения, разминающие основные суставы.

5. Плохой сон ночью. Наше самочувствие и работоспособность сегодня, напрямую зависит от того, как мы спали ночью. Ошибка многих людей заключается в попытке увеличить рабочий день за счёт сна. Эту хитрость природа может недолго потерпеть, а потом это воплотиться в постоянное полусонное состояние днём. Прежде чем проводить эксперименты с продолжительностью сна надо запомнить правило - каждый человек в течение месяца спит определённое индивидуальное количество часов. Если мы сегодня украдём у сна 2 часа, то через два дня организм украдёт у нас как минимум 2 часа рабочего времени.

1.2. Процессы и виды памяти у детей младшего школьного возраста

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминание, воспроизведение, забывание, сохранение.

Существует несколько видов памяти, классификация которых исходит из разных оснований : по времени, по способу запоминания, по генезису. Это кратковременная, долговременная и оперативная память, логическая (опосредованная) и механическая (непосредственная), произвольная и непроизвольная память, а также эмоциональная, моторная, образная и вербальная память.

Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Хотя у большинства людей типы памяти перемешаны, всё же у многих людей один тип главенствует, что отличает классификацию.

Обычно различают два основных вида памяти: образную и словесно - логическую. К образной памяти относится: зрительная, слуховая, двигательная. Сюда же примыкает и особая память на чувства, переживания - эмоциональная память. В чистом виде они встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-звуковой, слухо-двигательный.

Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств. Она является важным условием двигательного роста человека. Значения эмоциональной памяти в том, что она увеличивает богатства и разнообразие эмоциональной жизни. Источником чувств становиться не только настоящее и прошлое.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объема памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети более старшего возраста, а последние больше, чем взрослые.

Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания. Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует. Изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала.

В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически. Устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным образно представляемым связям. Их мышления характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт. Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала.

Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

1.3. Особенности развития внимания у младших школьников

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6(7) —10(11) лет). Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работ, например, между своим чтением и слушанием товарища. Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Например к возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. более того, известно, что такая характеристика внимания, как переключаемость, у детей этого возраста развита существенно выше, сем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости».

Следует отметить, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок. в I—III классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно. Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другое легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. Известно, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучений по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Из этого можно сделать вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.































Глава 2. Экспериментальное изучение влияния сенсорной комнаты на познавательные процессы у младших школьников.


Описание выборки методов исследования

В эксперименте приняло участие 15 обучающихся (7 девочек, 8 мальчиков) 2 класса. Были использованы следующие видеоролики: природа в формате 3D, аквариум, геометрические фигуры.

1. Методика изучения словесно-логического мышления.

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций у учащихся младших классов (со 2-го класса).

Обработка результатов. Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 40 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:

40б. - 30б. (100%—75%) — высокий уровень развития;

29- 20б. (74%—50%)— средний уровень развития;

19 б. и менее (49%—25%)— низкий уровень развития

2. Исследование умственной работоспособности учащихся. Тест Кеэса.

Умственная работоспособность – потенциальная возможность ученика выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени, УР рассматривается как один из показателей школьной зрелости. При помощи методики можно контролировать динамику изменения работоспособности. Методика может использоваться многократно. Задание выполняется две минуты, отмечаются фигуры идентичные трем образцам.

Нормы выполнения методики

Границы нормы

1-2 класс

3 класс

4 класс

1. Объем выполненной работы, в %

40-64

46-82

64-100

2. Внутренние интервалы нормы объема:

I. маленький объем

II. средний объем

III. большой объем


40-46

47-56

57-64


46-54

55-66

67-82


54-63

64-83

84-100

2. Внутренние интервалы нормы объема

0-8

0-6

0-8

4. Внутренние интервалы нормы точности:

I. низкая (большое кол-во ошибок)

II. средняя

III. высокая (малое кол-во ошибок)


6-8

4-5

0-3


6-8

3-5

0-2


5-8

3-4

0-2

Имея объем выполненной работы и уровень точности можно определить когнитивный стиль деятельности учащегося:



Объем выполненной работы



маленький

средний

большой

Уровень точности

Низкий

1. медленно-неточный

4.*

7. импульсивный

Средний

2. *

5.*

8.*

Высокий

3. рефлексивный

6.*

9. точный

* - стиль со средней точностью и средним темпом

Таким образом, получаем представление о когнитивном стиле учащихся. Когнитивный стиль – относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов ученика, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.

Ученикам с импульсивным стилем умственной работоспособности свойственно быстрое принятие решения без его достаточного обоснования, необдуманный выбор гипотез. Таким детям следует систематически напоминать о точности выполнения работы, об аккуратности, учить сравнивать свою работу с образцом. Давать ученику задания на выделение слов из текста, упражнения на тренировку самоконтроля, преобразовывая контроль со стороны учителя в самоконтроль.

Рефлексивный стиль в первом классе является компенсацией тревожности. Уже ко второму классу дети чувствуют себя в школе спокойнее, меньше боятся ошибиться и увеличивают темп, при этом могут сохранять точность работы. Для рефлексивного ученика особенно важно, что бы одобрили его работу, старание, дали ему время сосредоточиться при ответах у доски и с места, подбадривая его.

Ученикам с точным стилем (большой объем выполненной работы с высокой точностью) свойственно увеличение темпа деятельности при сохранении точности выполнения.

Ученики со средним темпом и высокой точностью не торопятся выполнять задание, довольствуются наработанными учебными навыками, им психологически комфортно работать именно в среднем темпе. При увеличении темпа деятельности возможно снижение точности выполнения.

Ученикам, которым свойственен стиль с медленным темпом и средней точностью требуется дополнительное время для работы, они могут не справляться с работой в заданном темпе. Его важно не торопить с ответом, давать дополнительное время на обдумывание при ответах с места и у доски. Увеличить темп работы таких учеников можно при помощи игр и тренажеров на скорость реакции.

3. Тест на образную память.

Методика «Образная память»

Цель: изучение кратковременной памяти.

Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).


Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

4. Метод Мюнстерберга, тест на концентрацию внимания.

Перед вами несколько строк, состоящих из букв. Среди этих букв спрятаны 12 слов. Найдите и подчеркните их на время. При определении уровня избирательности внимания испытуемого учитывается количество правильно подчёркнутых слов. Нормативы для дошкольного и младшего школьного возраста:

9–10 слов — высокий уровень;

7–8 — выше среднего уровня;

5–6 — средний уровень;

3–4 — ниже среднего уровня;

0–2 — низкий уровень.

2.2. Анализ диагностик познавательных процессов.

Методика изучения словесно-логического мышления.

Экспериментальная группа

Сумма баллов за 4 субтеста

1

20

2

21

3

25

4

23

5

20

6

21

7

20

8

20



Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Кол-во школьников

0

8

0




Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Кол-во школьников

0

7

0

Контрольная группа

Сумма баллов за 4 субтеста

1

24

2

25

3

24

4

20

5

20

6

21

7

26

Вывод: Как мы видим, в диаграммах и таблицах результаты диагностики на словесно-логическое мышление у экспериментальной группы увеличилась на 3-4 балла, у контрольной группы больших изменений не видно.



2.Исследование умственной работоспособности учащихся. Тест Кеэса.

Начало

Экспериментальная группа


Артем

Настя

Афоня

Лутфулло

Лида

Ксюша

Анжелика

Саша

1. Объем выполненной работы, в %

49

49

50

51

47

47

47

52

Контрольная группа



Кристина

Эльвира

Даша

Катя

Андрей

Денис

Андрей

1. Объем выполненной работы, в %

52

50

50

47

48

50

51

2.Исследование умственной работоспособности учащихся. Тест Кеэса.

Конец



Экспериментальная группа


Артем

Настя

Афоня

Лутфулло

Лида

Ксюша

Анжелика

Саша

1. Объем выполненной работы, в %

54

53

54

57

51

50

50

58



Контрольная группа




Кристина

Эльвира

Даша

Катя

Андрей

Денис

Андрей

1. Объем выполненной работы, в %

53

50

51

48

48

50

51

Вывод: Результат диагностики умственной работоспособности учащихся в конце у экспериментальной группы показывает значительное улучшение по сравнению с контрольной группой.

3. Тест на образную память.

Начало

Экспериментальная группа.

Артем

Настя

Афоня

Лутфулло

Лида

Ксюша

Анжелика

Саша

Кол-во

10

9

11

7

9

8

6

13


Контрольная группа

Кристина

Эльвира

Даша

Катя

Андрей

Денис

Андрей

Кол-во

13

11

12

7

9

10

12



3. Тест на образную память .

Результат

Экспериментальная группа


Артем

Настя

Афоня

Лутфулло

Лида

Ксюша

Анжелика

Саша

Кол-во

12

13

14

10

13

11

9

15


Контрольная группа

Кристина

Эльвира

Даша

Катя

Андрей

Денис

Андрей

Кол-во

13

11

12

8

10

10

12

Вывод: Как показано в диаграммах и таблицах результаты теста экспериментальной группы на образную память в конце улучшилась по сравнению с контрольной группой.









4. Метод Мюнстерберга, тест на концентрацию внимания.

Начало

Экспериментальная группа.

Артем

Настя

Афоня

Лутфулло

Лида

Ксюша

Анжелика

Саша

Кол-во слов

7

6

6

6

7

7

5

8

Контрольная группа

Кристина

Эльвира

Даша

Катя

Андрей

Денис

Андрей

Кол-во слов

8

7

8

5

7

8

8


4.Метод Мюнстерберга, тест на концентрацию внимания.

Результат

Экспериментальная группа.

Артем

Настя

Афоня

Лутфулло

Лида

Ксюша

Анжелика

Саша

Кол-во слов

9

8

7

9

9

10

7

10

Контрольная группа

Кристина

Эльвира

Даша

Катя

Андрей

Денис

Андрей

Кол-во слов

8

7

8

6

7

9

8



Вывод: Как показано в таблицах и на графиках результаты диагностики на концентрацию внимания у экспериментальной группы в конце повысилась. У контрольной группы изменений не было.





















Заключение

Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, задачи решены, актуальность доказана.

Изучено влияние сенсорной комнаты на познавательные процессы у младших школьников с помощью:

-изучения психолого-педагогической литературы;

- определения понятий «умственная работоспособность», «образная память», «словесно-логическое мышление», «внимание».

- апробирования следующих диагностических методик, направленные на изучение познавательных процессов:

1. Методика изучения словесно-логического мышления Э.Ф.Замбацявичене, Р.Амтхауэра;

2. Исследование умственной работоспособности учащихся. Тест Кеэса;

3. Тест на образную память;

4. Метод Мюнстерберга, тест на концентрацию внимания.

- разделили класс на две группы: экспериментальная и контрольная;

- провели диагностику всему классу в начале эксперимента;

- проанализировали и сравнили изменения в конце эксперимента.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!