СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние слова на жизненную энергию человека и растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы данного исследования можно будет применять на классных часах, уроках по русскому чтению и иностранному языку. Эта работа будет интересна для тех, кто стремится сделать окружающий мир лучше.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние слова на жизненную энергию человека и растений"»




Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования Новополоцкого горисполкома





Учреждение образования

«СШ № 2 г. Новополоцка»

Влияние слова на жизненную энергию человека и растений



Учащиеся 4 «Б» класса Локтионов Никита, Лебедева Александра

Научный руководитель: Гаманович Т.А.-

учитель высшей категории









Новополоцк, 2022







СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………................ ….3

  1. Влияние слов на окружающий мир…………………………………....4

    1. Анализ произведений, изучаемых на уроках русского чтения ….4

    2. Анализ ситуаций, изучаемых на уроках английского языка….….7

  2. Влияние слов на растения. Проведение эксперимента………………9

Заключение ……………………………………………………………………12

Список использованных источников …………………………......................13

Приложения……………………………………………………………………14



































ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в мире слов. Слова предназначены для общения, изучения чего-то нового, получения и передачи информации. Ежедневно люди произносят и слышат огромное количество слов и эти слова могут как обрадовать, так и огорчить. На уроках литературы учащиеся изучают много литературных произведений, в которых слова влияют на жизнь главных героев. Существует много пословиц и поговорок о влиянии слов на нашу жизнь: «Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу», «Яркое слово - пища душе, дурное слово - кол голове», «Доброе слово и кошке приятно». Но если слова так влияют на людей и животных, могут ли они влиять на растения, ведь растения - это тоже живые организмы? В сети интернет было найдено несколько работ, в которых исследовалось влияние как слов, так и четверостиший на растения. Также, в газете «Советская Белоруссия» (№ 69 от 12.04.2003 г) была опубликована статья «Немые сожители» в которой рассказывается о жизни растений и приведены факты об их взаимодействии с людьми. Эти исследования настолько впечатлили, что возникло желание провести собственный эксперимент. Кроме того, захотелось узнать могут ли растения воспринимать разные языки, например, русский и английский. В связи с этим было решено провести исследование с использованием русских и английских, позитивных и негативных слов, и изучить их влияние на растения.

Гипотеза: Слова имеют влияние на жизненную энергию человека и растений.

Объект исследования: растение Крассула.

Предметы исследования: позитивное и негативное влияние слов русского и английского языков.

Цель исследования: изучение влияния негативных и позитивных слов.

Задачи исследования:

-проанализировать литературные произведения и ситуации, которые изучаются на уроках русского чтения и английского языка, и вывить, как слова влияют на главных героев.

- провести эксперимент с использованием позитивных и негативных слов русского и английского языка при выращивании растения Крассулы.

-найти пословицы, поговорки и знаменитые выражения о значении слов в нашей жизни.

-составить беседу «Слова в нашей жизни» для проведения с учащимися 4 х классов.

Методы исследования: поиск и анализ информации, наблюдение за растениями, сравнение и сопоставление собранных фактов.

Практическая значимость: материалы данного исследования можно будет применять на классных часах, уроках по русскому чтению и иностранному языку. Эта работа будет интересна для тех, кто стремится сделать окружающий мир лучше.

  1. ВЛИЯНИЕ СЛОВ НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

    1. Анализ произведений, изучаемых на уроках русского чтения.



С первых страниц книги мы знакомимся с высказыванием замечательного русского поэта Григория Ивановича Бородулина «Слово-всему основа, душа крылатая у слова» [1, c.5], как подтверждение важности правильного использования слов в нашей жизни.

Рисунок 1 Учебные книги «Литературное чтение» ч.1, ч.2

В древнем сказании «Перун» мы встречаемся со словами, которые получили название Проклятие. «Коли так, я сделаю вот что: кто первый попробует с этой нивы лепёшку- подавится.» [1, c.9]. Толковый словарь Ефремовой дает определение проклятия, как осуждение, отвержение, сопровождаемое каким-либо зловещим пожеланием. С давних времен люди боялись проклятий и верили, что такие слова имеют разрушительную силу. И действительно, Перун сам пострадал от своих слов, когда первый попробовал лепешку. «Взял лепешку, принялся есть и тут же подавился. Он и туда, и сюда, и уже водою запивать, и кулаком его били в грудь и в спину-хоть бы что. Догадался он, что это проклятые им лепешки» [1, c.10].

В былине «Как Илья из Мурома богатырем стал» мы видим ситуацию, когда Илья 30 лет на печи лежал, не мог пошевелить ни руками, ни ногами и в связи с этим жаловался «Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые!» [1, c.31]. Но, когда однажды появились три странника, они заставили его поверить в то, что он может двигаться «А ты приподнимись, Ильюшенька», «Ну-ка пройдись, Илья», «Принеси-ка, Ильюша, студеной воды.» [1, c.32]. Следует обратить внимание, как ласково странники обращались к нему. Возможно, именно это помогло ему поверить в свои силы.

Также в былине мы встречаемся с Благословением. В толковом словаре Ефремовой это слово объясняется как доброе напутствие, пожелание удачи, благополучия. «Говорит старый Иван Тимофеевич: -Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего одобрения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки» [1, c.35]. Родительское благословение издавна наделялось особой силой. Люди верили, что слова, произнесенные родителями, защищали от горестей и напастей, помогали в трудную минуту.

А.С.Пушкин в произведении «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» показывает беседу трех сестер.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица,

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». -

«Кабы я была царица, -

Говорит её сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки –царя

Родила богатыря». [1, c.44]

В данном случае можно применить пословицы «Назвался груздем-полезай в кузов» либо «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», ведь сразу же после этих слов жизнь трех сестер изменилась.

В этом же произведении автор показывает влияние Словесного обмана на жизнь главных героев. Согласно толковому словарю Ефремовой, обман - это то, что сознательно вводит кого-либо в заблуждение.

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку» [1, c.46]

Царь был разгневан, получив такое сообщение, и даже хотел казнить гонца. Но, будучи мудрым правителем, он решил проверить информацию. (Доверяй, но проверяй)

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья» [1, c.46]

Однако мудрости не хватило его боярам, и они выполнили наказ, который тоже оказался обманным.

«Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод» [1, c.47] И никто не отважился заступиться за царевну и её сына и выяснить, почему царь принял такое решение.

В сказке Г.Х.Андерсена «Ромашка» цветок не умел разговаривать и не не мог утешить словами жаворонка. Автор показывает, что даже словесная поддержка и утешение очень важны в трудные времена. [1, c.73], ведь утешение - это то, что приносит успокоение.

В сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» главный герой говорит жестокие слова своей матери, после которых она в отчаянии покидает его. «Ты слишком омерзительна, и мне легче поцеловать гадюку или жабу, чем тебя» [1, c.86] Но затем, он очень пожалел, что такими словами обидел свою маму.

Сказка Э.Шима «Снег и Кисличка» показывает, как используется словесное запугивание для внушения страха, превращения человека в робкого, боязливого. «В словах, которые раздаются там, на земле, заключены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью» [1, c.101] Но ведь одному жить и молчать очень трудно. Для чего тогда такая жизнь? Именно к этой мысли приходит главный герой Снег после долгого молчания и ему становится легче. В жизни важно быть полезным кому-то.

Во многих произведениях авторы показывают, как влияют на главных героев их имена либо обращения к ним. Например, в сказке Б.Заходера «Серая звездочка» главную героиню называли двумя именами: Серая Звездочка и Уродливая Жаба, и от этого ее жизнь резко менялась. [1, c.116]

В рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» главного героя приятели называли Тюфяком, мама – Слоном, [2, c.11] и именно это сделало его неуверенным в себе, ведь в конце рассказа он скрыл правду и не смог сказать, что это он совершил подвиг, а не хитрый Димка Ковалев. А в повести Л.Давыдычева «Лёлишна из третьего подъезда» [2, c.20] девочку Лёлю, которой было одиннадцать лет, называли как взрослого человека потому, что она выполняла обязанности главы семьи. А вот родители Виктора Мокроусова засомневались в правильном выборе имени для сына. «Выходит, что зря мы тебе такое имя дали. Придется его сменить. Виктор-значит победитель. Звать тебя победитель, а ты никого победить не можешь. Какой-то Головешки испугался.» [2, c.24-25] Но в дальнейшем, именно имя помогло победить ему свою трусость.

В рассказе Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» старая утка постоянно называла своего мужа Лентяем и от этого он не старался заботиться о своей семье.[1, c.55]

Мама мальчика Мити из повести Т. Крюковой «Чудеса не понарошку» назвала день «сумасшедший» и возможно, от этого у неё пирожки подгорели. А если бы она все тщательно распланировала, то день был бы, насыщенный и продуктивный.

Иногда, в некоторых ситуациях, следует промолчать. Например, Морковкин, из книги «Чудеса в Дедморозовке» А.Усачёва хотел сказать Варежкину, что он балбес, но вовремя остановился. [2, c.67] Ведь тот мог обидеться. А обида, по мнению ученых, разрушает человека.

В жизни бывает так, что очень хорошо помогают уговоры. Уговаривать - это словесно убеждать, заставлять согласиться с кем-либо о чем-либо. С такой ситуацией мы познакомились в повести-сказке С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Гном не хотел давать дудочку Нильсу, но филин «уговаривал его, уговаривал…еле уговорил» [2, c.81] И это спасло целый город от крыс.

Во время опасности даже воображаемые слова могут спасти жизнь. Например, в рассказе Е.Пермяка «Мама и мы» главный герой представил, как мама разговаривает с ним и это спасло детей от смерти. «Кого ты испугалася? Пурги?...У тебя осталось только одно: зарыться в снег» [ 2, c.29]

Хвастовство-это еще один вид словесного высказывания, которое может оказать негативное влияние. В книге «Сказ про газ» [2, c.122] Е. Пермяка «дрова начали так хвалится, что у поваров, поварих и поварят волосы встали дыбом, подняв колпачки…на плите убежал суп, пережарилось жаркое и подгорели блинчики.» Но на самом то деле, дрова горят благодаря огню. Поэтому, лучше не хвалиться, а реально оценивать свои возможности, работать в команде и уважать других людей, которые помогают делать что-то хорошее.

В повести-сказке Л.Бессона «Артур и минипуты» мы находим загадочный девиз «Слова одни скрывают часто слова другие» [2, c.99] Что бы это могло значить? Это философское выражение заставляет задуматься о том, что не всегда слова имеют прямое значение и не нужно торопиться делать выводы, а нужно понять смысл, для чего были сказаны определенные слова.

Анализ литературных произведений показал, что слова влияют на главных героев. Также, данные произведения оказывают влияние и на читателей. Во время чтения мы эмоционально переживали вместе с героями. Пусть истории вымышленные, однако, такие события происходят и в реальной жизни. Теперь, зная влияние словесных высказываний, можно попробовать улучшить возникшую жизненную ситуацию при помощи благословения, утешения, уговора, позитивного обращения. Следует помнить о негативных высказываниях (проклятие, запугивание, словесный обман, хвастовство, негативное обращение), которые могут ухудшить жизнь, и постараться избегать их.



    1. Анализ ситуаций, изучаемых на уроках английского языка.

У чебник английского языка с первых страниц наполнен позитивными песнями и рифмовками, которые позволяют поддерживать радостное настроение во время обучения.

«Are you happy, are you happy?

Yes? I am, yes I am.

Is he happy, is he happy?

Yes, he is, yes, he is. [3, c.6]

Рисунок 2 Учебные книги «Английский язык» ч.1, ч.2

При описании героев различных ситуаций используются положительные характеристики. «Nikita is 10. He’s clever. Nastya is 10. She’s very kind. » [3, c.9] На примере этих характеристик учащиеся тренируют свою речь и обращают больше внимания на позитивные стороны того, о чем они говорят.

В истории про Маугли показан эпизод, в котором волчица защищает его от злого тигра. «The man’s cub isn’t your food! He’s our family! Go away! » [3, c.60] Эти слова придали ей уверенности и она выстояла в схватке с тигром. Тигр разозлился, но вынужден был отступить. А когда Маугли решил уйти к людям, там он повстречал женщину, которая стала учить его говорить. Во время обучения она использует Похвалу. Похвала-это положительный отзыв. Маугли нравятся люди. ««Good boy» Mowgli likes the people.» [3, c.87]

А вот в истории про червяка Уолтера учитель вначале использует негативный отзыв о том, что домашняя работа Уолтера самая плохая. От этого ему становится грустно. «Your homework is the worst today, Walter the Worm. Work on it. » Walter is sad. » [4, c.87] Но, когда учитель дает положительный отзыв, Уолтер счастлив. «Your homework is the best today, Walter the Worm»…Walter is happy. » [4, c.88]. От такой похвалы у него повышается мотивация, а вместе с ней и желание сделать не только самую лучшую домашнюю работу в классе, но и во всем мире. «Next time my homework will be the best work in the world» [4, c.88]

Очень часто люди сравнивают себя с другими и не замечают своих достоинств, а наоборот, принижают их. Это называется низкой Самооценкой. Мы можем это увидеть на примере истории с Гусеницей. Лошади, Лягушки, Кролики, Попугаи, Щенки –все были лучше её. Особенно завидовала она Бабочкам. «Butterflies! They’re beautiful. And I’m ugly. I’m sad. » [3, c.127] Но ведь если бы не было гусениц, не было бы тогда и бабочек. Поэтому никогда не стоит забывать о том, что все на земле имеет свою ценность.

В сказке «The Emperor’s new clothes» [4, c.67] ярко показана Лесть. Лесть – это угодливое восхваление, которое не соответствует истине. Министры и народ императора прославляли одежду, которой не было. И только маленький мальчик сказал правду. Однако, самоуверенный Император не обратил внимания на его слова и продолжал шествовать без одежды перед народом.

Итак, веселые песни, рифмовки и похвала положительно влияют на нашу жизнь, повышают мотивацию к учебе, а вот негативный отзыв может ее снизить. Низкая самооценка делает жизнь скучной и унылой, а лесть-скрывает правду.

























  1. ВЛИЯНИЕ СЛОВ НА РАСТЕНИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Рисунок 3 Подготовка к посадке

Начало эксперимента – 20 сентября 2020. Для проведения эксперимента было взято растение Крассула в количестве 4 шт. Для них были подготовлены 4 емкости с позитивными и негативными надписями на русском (хороший и плохой) и английском языках (good and bad).

Т акже было подготовлено 4 ёмкости для воды, чтобы поливать каждое растение. После набора воды произносились слова, которые впоследствии употреблялись при поливе растений: «хороший, красивый, милый», «плохой, некрасивый, гадкий», «bad, ugly», «beautiful, nice». Основания для этого было исследование Эмото Масару о том, что вода сохраняет информацию.







Рисунок 4 Ёмкости с водой



После пересадки растения были установлены на подоконник, постоянное место эксперимента. (Электронное приложение, видео 1)

2 5 октября в горшке «Хороший» появился росток какого-то растения. (Электронное приложение, видео 2). Земля для посадки была приобретена в магазине, но росток появился только в одном горшке.

30 октября были замечены опавшие листья в горшочках «bad» и «плохой» и выглядели эти растения болезненными. (Электронное приложение, видео 3)

5 января. Во время “общения” с растением «плохой» (вытирание пыли) , горшок упал на пол. Некоторые листья обломались. Эта ситуация напомнила о важности мыслить и говорить позитивно и быть более внимательными в жизни

Рисунок 5 Упавшее растение





В конце мая стало заметно явное различие между растениями.Те растения,за которыми ухаживали используя позитивные слова,оказались более прямыми и выше чем те растения,за которыми ухаживали используя негативные слова.Создается ощущение, будто бы растения хотели уклониться от негатива.

Рисунок 6 Использование позитивных слов

Рисунок 7 Использование негативных слов

















Растения, за которыми ухаживали, употребляя русские слова, оказались выше чем растений, за которыми ухаживали, используя английские слова, как бы подтверждая высказывание И. Тургенева «О великий и могучий, правдивый и свободный русский язык».

Рисунок 8 Использование английских слов

Рисунок 9 Использование русских слов



Во время летних школьных каникул растения пребывали в стадии покоя, без общения. В сентябре 2021 года была добавлена земля и за растениями начали ухаживать, употребляя только русские позитивные слова. В марте 2022 года все растения выглядели пышными, хорошо развитыми. Признаков болезней на листьях не было.













Рисунок 10 Растения после года проведенного эксперимента





Также в конце эксперимента было замечено, что в ёмкости с надписью на английском языке «Bad» вода стала самой грязной и приобрела зеленый оттенок. В емкости с надписью «Good» появились коричневые пятна на дне. Самой чистой оказалась вода с надписью: «Хороший». (Электронное приложение, видео 4).

Результаты эксперимента показали, что употребление позитивных слов стимулирует рост растений. Они растут быстрее, выглядят красивее и меньше болеют. Также, из данного исследования видно, что родной язык влияет на рост и развитие растений лучше, чем иностранный.





















Заключение

Проанализировав литературные произведения и ситуации из учебников по русскому чтению и английскому языку, проведя эксперимент с растениями, мы увидели, что слова влияют на жизненную энергию человека и растений. Чем меньше негатива вокруг, тем лучше и радостнее жизнь на этой земле. Поэтому в нашей школе на стенах появились позитивные слова и высказывания. Их главная цель - напоминать учащимся о духовных ценностях человека и мотивировать при возникновении трудных ситуаций.













Рисунок 12 Оформление стен в СШ№2

Рисунок 11 Оформление стен в СШ№2



























\Список использованных источников

1.Воропаева, В.С. Куцанова, Т.С., Стремок, И.М. Литературное чтение: учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2 ч. Ч. 1 – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 144 с.

2. Воропаева, В.С., Куцанова, Т.С. Стремок, И.М. Литературное чтение: учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2 ч. Ч. 2 –Минск: Национальный институт образования, 2018. – 144 с.

3. Лапицкая, Л.М. Калишевич, Т.Ю. Севрюкова, Н.М. Седунова, Н.М. Английский язык: учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с русским языками обучения: в 2 ч. Ч. 1 –Минск: «Вышэйшая школа», 2019. – 144 с.

4. Лапицкая Л.М., Калишевич Т.Ю., Севрюкова Н.М., Седунова Н.М. Английский язык: учебное пособие для 4 класса учреждений общего среднего образования с русским языками обучения: в 2 ч. Ч. 1 –Минск: «Вышэйшая школа», 2019. – 144 с.

5.Настольная энциклопедия для девочек. О красоте и здоровье / Авт.-сост. Н.М.Волчек. –Мн.:Современный литератор, 1999. -704 с.

6. Чудин, К. Немые сожители / К. Чудин // Советская Белоруссия. – 2003. - 4 апр.– С. 31.

7.Толковый словарь Ефремовой онлайн [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://gufo.me/dict/efremova.- Дата доступа: сентябрь,2020

8.Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Дата доступа: сентябрь, 2020

9. Пословицы [Электронный ресурс] -Режим доступа: https:// posloviz.ru/category/slovo/ - Дата доступа: 21.03. 2022

10.Энциклопедия имен [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://peoplenames.ru/- Дата доступа: 25.03. 2022







Приложение 1


Пословицы и поговорки о влиянии слов в нашей жизни


Доброе слово человеку - что дождь в засуху.


Добрым словом и бездомный богат.


Живое слово дороже мертвой буквы.


Где много слов, там мало дел.


Доброе слово и кошке приятно.


Честное слово должно быть постоянно.


От доброго слова язык не отсохнет.


Сила слова - в правде.


Будь своему слову хозяин.


Слово к делу не пришьёшь.


Слово к ответу, а хлеб к обеду.


От слова спасение и от слова погибель.


Доброе слово лучше мягкого пирога.


Слово не стрела, а сердце насквозь ранит.


Суди по человеку, а не по его словам.


На великое дело - великое слово.


Неловкие слова вредят тому, кто их говорит.


На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).


Слова хороши, если они коротки.


Слов иной раз перебор, а дел нехватка.


Конь вырвется - догонишь, а сказанного слова не воротишь.


Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.


У всякого словца ожидай конца!


Где слова редки, там они имеют вес.


Умному слово пуще дубины.


Не каждое слово - зеркало.


Кто слова не боится, тому и плеть не страшна.

Хорошие слова не лишний груз на сердце.


Удерживай слово, когда оно навредить может.


Пустые слова что орехи без ядра.


Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу.


Правдивое слово - сила.


Приятельское слово не должно быть сурово.


Яркое слово - пища душе, дурное слово - кол голове.


У земли ясно солнце, у человека - слово.

Бесполезных слов не говори, от произнесения слов полезных не отказывайся.













Приложение 2


Беседа «Слова в нашей жизни»

Ребята, давайте сегодня поговорим о влиянии слов на окружающий мир. Мы живем в мире слов. Слова предназначены для общения, изучения чего-то нового, получения и передачи информации. Ежедневно мы произносим и слышим огромное количество слов и эти слова могут как обрадовать нас, так и огорчить. Каким словам мы радуемся? (ответы одноклассников)

А какие слова могут нас огорчить? (ответы одноклассников)

На уроках по литературному чтению мы читали много историй, в которых слова влияют на жизнь главных героев. Давайте сейчас вспомним об этих героях и некоторых видах словесных высказываний.

Словесный обман. Что это? (ответы одноклассников) Обман - это то, что сознательно вводит кого-либо в заблуждение. В каком произведении мы встретились с обманом? (ответы одноклассников) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку

А что вы знаете про хвастовство? (ответы одноклассников) Хвастовство-это еще один вид словесного высказывания, которое может негативно повлиять на ситуацию. Давайте вспомним произведение, где герои хвалились, т.е. хвастались?

«Дрова начали так хвалится, что у поваров, поварих и поварят волосы встали дыбом, подняв колпачки…на плите убежал суп, пережарилось жаркое и подгорели блинчики.» («Сказ про газ» Е. Пермяк)

Случалось ли вам встречаться с запугиванием? (ответы одноклассников)

Запугивание –это внушения страха, превращения человека в робкого, боязливого.

В какой сказке главного героя запугивают и заставляют молчать?

«В словах, которые раздаются там, на земле, заключены страшные болезни. Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью» (Сказка Э.Шима «Снег и Кисличка»)


Слово проклятье вам знакомо? (ответы одноклассников) Проклятие — это осуждение, отвержение, сопровождаемое каким-либо зловещим пожеланием.

Какой Славянский Бог произнес проклятие, но потом сам пострадал от него?

«Коли так, я сделаю вот что: кто первый попробует с этой нивы лепёшку- подавится.» (Перун)

И действительно, Перун сам пострадал от своих слов, когда первый попробовал лепешку. «Взял лепешку, принялся есть и тут же подавился. Он и туда, и сюда, и уже водою запивать, и кулаком его били в грудь и в спину-хоть бы что. Догадался он, что это проклятые им лепешки».

А теперь вопросы про позитивные высказывания, например, благословение.

Что это? (ответы одноклассников)

Это доброе напутствие, пожелание удачи, благополучия. В какой былине благословение помогло герою победить врага?

«Говорит старый Иван Тимофеевич: -Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего одобрения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки». (Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»)

Также как и благословение в трудные моменты может помочь утешение. В какой сказке цветок не умел разговаривать и не мог утешить словами жаворонка. ( Г.Х.Андерсен «Ромашка»)

Бывает так, что очень хорошо помогают уговоры. Уговаривать - это словесно убеждать, заставлять согласиться с кем-либо о чем-либо. В какой сказке Гном не хотел давать дудочку Нильсу, но филин «уговаривал его, уговаривал…еле уговорил и это спасло целый город от крыс? (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

А сейчас давайте поговорим как имена влияют на нашу жизнь. Помните ли вы, как в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» старая утка постоянно называла своего мужа? (Лентяем) От этого он не старался заботиться о своей семье.

А как звали главного героя в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»? (Приятели называли Тюфяком, мама – Слоном) Такое обращение сделало его неуверенным в себе. Поэтому в конце рассказа он скрыл правду и не смог сказать, что это он совершил подвиг, а не хитрый Димка Ковалев.

Как звали девочку в повести Л. Давыдычева? («Лёлишна из третьего подъезда») Девочку Лёлю, которой было одиннадцать лет, называли как взрослого человека потому, что характер у неё был мужественный и она выполняла обязанности главы семьи.

А вот родители Виктора Мокроусова засомневались в правильном выборе имени для сына. «Выходит, что зря мы тебе такое имя дали. Придется его сменить. Что означает имя Виктор? (Победитель.) «Звать тебя победитель, а ты никого победить не можешь. Какой-то Головешки испугался.» Но в дальнейшем, именно имя помогло победить ему свою трусость.

А знаете ли вы значение своего имени? (ответы одноклассников)

(Для ребят, которые не знают значение своего имени нужно заранее подготовить информацию. Для этого перед беседой нужно посмотреть список класса и найти нужную информацию об именах учащихся)

Ребята, мы вам желаем с гордостью носить ваше имя и прославлять его достойными делами. Пусть будет побольше добрых и радостных слов в нашей жизни.


Список учащихся 4 Б класса 2021/2022 уч. года с описанием значения имени.


1

Бамбизова Ксения ( от греческого) гостеприимство

2

Бартошка Екатерина (от греческого) чистый

3

Бруй Мирослава (от древнерусского) прославляющая мир, славная миром, прославленная миролюбием

4

Будняк Станислав (от польского) славнейший, ставший славным, установивший славу

5

Булова Милана (от славянского) милая

6

Быков Кирилл (от греческого) господин, владыка, хозяин

7

Горбатов Станислав (от польского) славнейший, ставший славным, установивший славу

8

Горожанцева Дарья (от персидского)  победительница, повелительница (от славянского)  подарок, дарованная


9

Гракович Ксения ( от греческого) гостеприимство

10

Гришина Дарья (от персидского)  победительница, повелительница (от славянского)  подарок, дарованная


11

Дудин Тимофей (от греческого) почитающий Бога

12

Завайчинский Ярослав (от славянского) славящий Ярилу (славянского бога жизненной силы и плодородия), яркий и славный


13

Иванько Михаил (от древнееврейского) Богу подобный

14

Кожевина Нелли (от греческого) молодая, новая

15

Короленко Дарья (от персидского)  победительница, повелительница (от славянского)  подарок, дарованная

16

Лебедева Александра (от греческого) мужественная, защитница


17

Локтионов Никита (от древнегреческого) победитель

18

Ляшкевич Николай (от греческого) победитель народов

19

Орлов Даниил (от древнееврейского) мой судья – Бог, Божий суд

20

Петровец Снежана (от славянского) снежная, Снегурочка

21

Пилюшин Михаил (от древнееврейского) Богу подобный

22

Решитник Алексей ( от древнегреческого), защитник

23

Рубникович Арина ( от греческого) мир, покой

24

Семченко Иван ( от древнеиудейского) помилованный Богом

25

Соколовская Анжелика (от латинского) ангельский, ( от греческого) вестница, ангел

26

Урбан Евгения  (от греческого) высокородная, благородная, потомок благородного рода

27

Яловик Виолетта ( от  латинского) фиалка











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!