СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние СМИ на агрессивность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние СМИ на агрессивность"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хлебодаровская общеобразовательная школа»





Исследовательская работа по обществознанию









Негативное влияние

СМИ на агрессивность подростков

















Выполнила: Зорина Арина,

Личман Анастасия

E

ученицы 7 класса

Руководитель: Будникова Е.В.

учитель истории и обществознания


2014

Цель: изучение влияния современных средств массовой информации на агрессивность подростков.

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты по данному вопросу.

  2. Провести диагностику личностных особенностей учащихся 6-9 классов: определить степень проявления агрессивности.

  3. По результатам диагностики провести практические занятия с элементами тренинга, сделать выводы о подтверждении гипотезы.


Признаки агрессивности:
1. использование физической силы против другого лица.
2. окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4.оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов
5.зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6.в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7.   выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.





Введение


В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.

Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ – передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика. 

 

Проблема: негативное воздействие СМИ на процесс социализации ребенка.

Эта проблема является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.


Предметом исследования является влияние СМИ на агрессивность подростков.


Объектом выступает обучающиеся 6-9класса.

Целью исследования является: осознать влияние средств массовой информации на ученика.

Гипотеза: сегодня каждый ребенок злоупотребляет средствами массовой информации, что негативно влияет на развитие агрессивности.



Глава 1. Влияние СМИ




Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др. Они считают, что первостепенное условие, способствующее максимальному социализирующему влиянию СМИ на детей наиболее велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистичное, возможно из-за неспособности "критически мыслить" во время просмотра. Социализирующие эффекты особенно сильно сказываются на заядлых телезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым релевантным жизненным опытом.

СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники национальной и культурной социализации. Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился.

Обеспокоенность вызывает общее время, которое дети и подростки проводят перед современными СМИ. Фонд Генри Кайзера выяснил, что одновременно молодежь использует более одного источника информации, а 8,5 часов информации поглощает за 6,5 часов. Эти данные содержатся в статье Chicago Tribune от 10 марта.

  • В среднем каждый ребенок 49 минут в день играет в видеоигры и тратит на общение с компьютером чуть более часа в день.

  • В двух третях семей в детских спальнях установлены телевизоры.

  • У 54% детей в комнатах есть видеомагнитофоны или DVD плееры, этот показатель 5 лет назад составлял 36%.

  • У 37% детей в комнатах есть кабельное или спутниковое телевидение.

  • Около 65% детей смотрят телевизор во время приема пищи.

Другое исследование, проведенное университетами Стэнфорда и Джона Хопкинса, свидетельствует о том, что дети, активно смотрящие телевизор или имеющие его в своей спальне, учатся значительно хуже своих сверстников. 

Еще в последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.

Негативное влияние современных СМИ на развитие детей очевидно для специалистов.








Глава 2. Мировая проблема СМИ. Виды ее негативного влияния



2.1.Опрос


Для определения степени влияния СМИ на учеников 6-9 класса, применялся метод анкетирования. При опросе использовалась анкета, разработанная автором. Текст анкеты представлен в приложении.

В опросе участвовали 6, 7, 8, 9 классы МКОУ «Хлебодаровской средней образовательной школы». (49 учеников).

  • Слушают ли дети радио?




В наше время радио утратило свою популярность, как средство массовой информации. Опрошенные подростки его слушают редко, либо совсем не слушают.

Материалы проведенных исследований позволяют не только оценить, как часто подростки пользуются источниками СМИ, но и выявить, какими именно и в каких целях.

Радует то, что подростки еще не забывают о книгах. Большинство опрошенных учеников читают и помимо школьной литературы. Есть подростки, которые не берут в руки книги, их не привлекает чтение. Их заменяют детскими журналами, которые легко читаются и не требуют особых размышлений. Книга утрачивает свою популярность, но пока в разумных пределах.

Но и телевиденье книгам не уступает, и в отличие от него ТВ программы используются подростками, в основном, в целях узнать что-то новое. Сильным соперником является Всемирная паутина. В 6-9 классах лишь у лишь у нескольких подростков отсутствует домашний Интернет. Виртуальным общением с друзьями привлекают подростков социальные сети. Но большинство опрошенных нашей школы пользуются его услугами для того, что бы найти что-то для школы, а на втором месте виртуальное общение с друзьями. Аспекты всемирной паутины разнообразны, и ответят на любой вопрос подростка. Использовать сайты Интернета даже полезно, если в разумных пределах. Так как посещаемость Интернета набирает обороты у нас и во всем мире. И это видно по результатам опроса. Можно сформулировать рекомендации для родителей и учителей по контролю взаимодействия подростка и Интернета, а так же подростка и телевиденья.




По данной диаграмме видно, что среди опрошенных подростков больше проявляется физическая и вербальная агрессия. Не уступает им и подозрительность. На втором месте подозрительность. Раздражение-12%. Обида и косвенная агрессия 11%, негативизм – 6%.












2.2.Интернет-зависимость


Злоупотребление современными СМИ, в особенности Интернета, стало очень распространено в мире. Интернет-зависимость стала серьезной проблемой для здравоохранения, которую следует на официальном уровне признать медицинским заболеванием, полагает ведущий психиатр. 

- абстинентный синдром, в том числе чувство злости, напряженности или депрессивное состояние при отсутствии доступа к компьютеру; 

- потребность приобретать все более продвинутые компьютеры, ставить все больше программ или проводить перед компьютером все больше времени; 

- такие негативные последствия, как склонность спорить и врать, общее снижение результативности, социальная изоляция и усталость. 





В данной диаграмме четко видно, что почти в каждой семье есть Интернет.


• С какой целью используется Интернет?



На первом месте - поиск нужной информации, используемой для учебы. На втором месте виртуальное общение с друзьями.

















71% опрошенных использует Интернет каждый день. 19% 2-3 раза в неделю. 5% раз в неделю и столько же меньше чем раз в неделю.








2.3.Телевизионная зависимость




Группа украинских журналистов не так давно провела эксперимент: целые сутки сидели перед телевизором, старательно фиксируя все, что происходило на экране. За эти 24 часа журналисты насчитали 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и 300 других «черных» новостей. И всего лишь 20 благородных поступков, 45 хороших новостей и 74 шутки. Тем не менее, несмотря ни на что, оторвать от «ящика» народ по-прежнему невозможно. Телевизионная зависимость стала чуть ли не главной психологической проблемой основной массы населения.

Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.

Есть семьи, где телевизор включается с утра, и «под него» проходит вся жизнь. Сериал сменяется новостями, потом — какими-то проблемными передачами, «авторскими» программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, боевик — вот и день прошел... Ребенок присутствует тут же, впитывая восприимчивой душой ту бездуховную пищу, которую навязывает ему домашний идол.

Потребляя эту пищу без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.



Большинство учеников 7-9 классов смотрят развлекательные программы, а меньше всех музыкальные и юмористические программы




Большинство подростков включают телевизор для того что бы знать что-то новое,




















2.4. Книги. Журналы. Газеты


В прошлом году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети?

Треть опрошенных (возраст 10–15 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много».

А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю».


Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, Интернетом. Но чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека именно Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить независимо.




В данной диаграмме видно, что в 6-9 классах большинство учеников больше любят читать детские журналы. На втором месте книги. И уступают этому газеты




Большинство учеников 6-9 классов читают каждый день.



Ключевые показатели


  • Ежедневно читают книги 37% подростков нашей школы, 2-3 раза в неделю читает 26%,разв неделю 21% очень редко или никогда – 16%

  • 20% подростков школы хотя бы иногда читают газеты и 45% - журналы





Глава 3. Современные дети и чтение




Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинэйджерам приносит кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.

На сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние "электронной культуры" на чтение усиливается.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к "учебнику жизни", а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается "новая модель" детского чтения — точнее, "новые модели" чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как "Человека читающего"

Если многие родители и учителя уже сейчас начнут борьбу против современных СМИ, то ещё не поздно изменить сложившуюся ситуацию в нашей стране.

Заключение




В целом, материалы исследований свидетельствуют, что современное СМИ изменяет и деформирует психику ребенка. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, они часами проводят время возле экранов компьютера и телевизора.


Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, они часами проводят время возле экранов компьютера и телевизора. Нами был проведён анализ теоретического материала по данной теме.

Проведена диагностика личностных особенностей учащихся 6-9 классов: тест «Агрессивность », анкетирование «предпочтение СМИ».

Обработаны и проанализированы результаты диагностики.

В целом, материалы исследований свидетельствуют, что современное СМИ изменяет и деформирует поведение ребенка. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.















Список литературы



1. «Как написать и представить исследовательскую работу» : Методическое пособие

2. Материалы сайта http://georgovic.ya.ru

3. Материалы сайта http://www.procatholic.ru

4. Материалы сайта http://proindigo.ru












Приложение

Опросник.

1.Что ты предпочитаешь читать?

  • Книгу

  • Газету

  • Детские журналы, сканворды

2.Как часто ты читаешь, помимо школьной литературы?

  • Каждый день

  • 2-3 раза в неделю

  • Раз в неделю

  • Менее

3.Какие ТВ программы ты предпочитаешь смотреть по телевизору?

  • Информационные (Вести. ОРТ)

  • Развлекательные (СТС, Бибигон, Теленяня)

  • Музыкальные (MTV, Bridge Tv, Муз ТВ)

  • Юмористические(Comedy TV, Юмор ТВ, TNT)

4.Для чего ты смотришь телевизор?

  • Узнать что-то новое для себя

  • Посмотреть любимый фильм, сериал

  • Послушать музыку

  • Не знаю для чего, просто отдохнуть

5.Есть у тебя домашний Интернет?

  • Да

  • Нет

6.Как часто ты пользуешься его услугами?

  • Каждый день

  • 2-3 раза в неделю

  • Раз в неделю

  • Менее

7.С какой целью ты чаще всего используешь Интернет?

  • Для учебы, поиск нужной информации

  • Для общения с друзьями (ICQ,Контакт, Одноклассники)

  • Для поиска музыки, игр, и т.д.

8.Слушаешь ли ты радио?

  • Да

  • Нет

  • Редко


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!