СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Воспитание и обучение детей в традиционной бурятской семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

             На территории Республики Бурятии проживают представители многих национальностей.

В нашем селе Мухоршибирь – более 10 национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, азербайджане, татары, казахи. Но самые близкие мои друзья и одноклассники – буряты. Мне всегда было интересно узнать, как воспитывают своих детей в бурятских семьях. Общаясь с друзьями, я обращал внимание на то, что ребята хорошо знают свою родословную, умеют обращаться с домашними животными. Мне захотелось  узнать: какие традиции существуют в бурятской семье, каковы особенности воспитания мальчиков и девочек.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Воспитание и обучение детей в традиционной бурятской семье"»

Республика Бурятия

Министерство образования и науки РБ

Управление образованием МО «Мухоршибирский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»





Номинация: этнография


Исследовательская работа

«Воспитание и обучение детей в традиционной бурятской семье»



Выполнила:

Ринчинова Сэсэг, ученица 4 класса

Мухоршибирской СОШ №2

Адрес: с.Мухоршибирь




Руководитель:

Федорова Вера Ильинична,

учитель начальных классов





2017 г.






Содержание



Введение

Основное содержание

Система обучения и воспитания в традиционной бурятской семье

Воспитание мальчиков и девочек в бурятской семье

Результаты исследовательской работы по изучению процесса воспитания в традиционной бурятской семье

Заключение

Литература



















Введение

На территории Республики Бурятии проживают представители многих национальностей.

В нашем селе Мухоршибирь – более 10 национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, азербайджане, татары, казахи. Но самые близкие мои друзья и одноклассники – буряты. Мне всегда было интересно узнать, как воспитывают своих детей в бурятских семьях. Общаясь с друзьями, я обращал внимание на то, что ребята хорошо знают свою родословную, умеют обращаться с домашними животными. Мне захотелось узнать: какие традиции существуют в бурятской семье, каковы особенности воспитания мальчиков и девочек.


Цель исследования:

- изучить традиции бурятской семьи, морально-этические нормы воспитания ребенка в бурятской семье.

- выявить, какие трудовые навыки и умения прививаются в семьях моих друзей.


Объект исследования:

Традиции бурятской семьи


Предмет исследования: семьи моих друзей: Дугаржаповой Саши, Дамбаева Мунко,

Дабаевой Жаргалмы..


Методы исследования:

Теоретические методы – чтение и анализ имеющейся литературы о трудовом воспитании в бурятской семье.

Практические методы – опрос, интервью, беседы, наблюдения.


База исследования – семьи Дугаржаповых, Дабаевых, Дабаевых, проживающих в селе Мухоршибирь.



Этапы исследования – июнь-ноябрь 2012 года



Система обучения и воспитания в традиционной бурятской семье.

Семья – ячейка общества. У каждого человека есть семья. Это родители, дети, бабушки, дедушки. В семье все дружат. Здесь всегда помогут, поддержат, утешат, порадуются твоим успехам. В каждой семье детей воспитывают по-разному, но в любой семье стараются, чтобы дети выросли здоровыми, умными, добрыми. Воспитание детей в бурятской семье – дело всей семейной общины, куда входят три поколения. В основу воспитания подрастающего поколения положены многовековые этнические традиции. Рождение нового члена семьи сопровождается совершением различных обрядов.

Начальные возрастные обряды приурочивались к первым дням появления ребенка на свет. По традиционным представлениям бурят, ребенок колыбельного возраста обладал особыми качествами, он воспринимался равным божеству, на бурятском языке это звучит – «бурхантай адли», то есть он был ближе потустороннему миру, нежели миру людей. Сказанное позволяет выделить первый возраст или группу – младенчество.

Главный акт социализации ребенка – это приобщение его к семье или приучение к семейным культам, проходил через обряд «улгыдэ оруулха». Обряд обычно проводился на седьмой день после рождения. Семья ребенка приглашала родственников на обрядное пиршество. Участники пиршества произносили ребенку пожелания и дарили подарки, в основном заячьи шкурки, вместо пеленок, которые назывались «элигэбшэ». Дарили серебряные монеты как символ крепости, чистоты и силы. Праздник заканчивался наречением ребенка. Имя выбирала либо бабка, либо кто-то из других пожилых людей, дядя по матери – «нагаса» или лама. Перед сном ребенка окуривали дымом можжевельника, тем самым, очищая и освещая младенца. Затем привязывали к колыбели различные предметы в качестве амулетов (бусины бирюзы и заячьи лапки).

Переход в следующую возрастную группу происходил благодаря обрядовой стрижке младенческих волос (нялха уhэн). После обряда наступает завершение младенчества (нарай нялха) и начинается период детства (ухибуун уе). Завершение младенчества указывало на этап вовлечения ребенка в социальный коллектив, в котором есть разделение между полами, разделение труда и обязанностей в зависимости от пола. При одаривании ребенка в связи с переходом в другую возрастную группу (детство), подарки дарили в зависимости от пола. Мальчику дарили нож в ножнах, лук и стрелы, седло и уздечку, но в основном дарили животных. Начиная с раннего возраста, детей приучали не только к труду, но и к духовной культуре, знаниям своей родословной, истории своего народа.

Период детства длился до девяти лет. Когда детям исполнялось девять лет, они начинали отращивать волосы, меняли прическу. Девочки заплетали волосы в косички. Мальчики отращивали волосы только на затылке и на макушке, а вокруг сбривали. Отросшие волосы они также заплетали в одну косу. Изменение внешнего облика, прически маркировало третий возрастной период – отрочество. В отроческом возрасте мальчиков больше привлекала деятельность «Мужской специализации». При всякой возможности мальчики тренировались в национальной борьбе, стрельбе из лука. Они сами мастерили себе лук и стрелы, обучали своего коня и принимали активное участие в состязаниях скаковых лошадей.


Воспитание мальчиков и девочек в бурятской семье

Каждая традиционная культура характерна своими особенностями воспитания, которые определяются образом жизни народа. Рассматривая вопросы воспитания детей в бурятской семье, нужно отметить, что главной специфической чертой воспитания у бурят является духовно-практический характер в отличие от умственно-духовного воспитания более позднего времени. Мир детей и взрослых неразделим. Специфика быта и труда скотоводов-охотников обусловливала духовно-практический характер воспитания.

Свод неписанных правил и обычаев был весьма многообразен и усваивался постепенно, шаг за шагом в каждодневной жизни. В системе традиционных ценностей дети занимают главенствующее положение. Рождение ребенка в семье – это огромная радость, исполнение сокровенного желания. С появлением ребенка в семье появляется цель, задача «сделать его человеком» (хун болгохо). С самого рождения ребенка начинают приобщать к социальному коллективу, изо дня в день, приучая его соблюдать принятые в данном сообществе правила поведения и общения, пока не появится поведенческий стереотип.

У бурят выработан идеальный тип, каким должен(на) быть мужчина (женщина).

С самого раннего детства ребенок начинает постигать правила приличия, этикет, морально-нравственные законы, навыки трудовой деятельности. Мальчика начинали учить с малых лет, ласково наставляя, объясняя, что и как нужно делать, как поступать в разных ситуациях, старались чаще поощрять, хвалить ребенка, подчеркивая, как он полезен своим родным и близким и всем окружающим. Дети постоянно находились рядом с взрослыми, становясь непосредственными участниками их дел. Так, уже с 3-4 лет ребенок уже начинал помогать матери. Детей в этом возрасте брали в лес, показывали, какие растения, травы являются полезными, какие лечебными, съедобными.

Дети очень рано знакомились с обработкой кожи и меха, усваивали приемы и способы их выделки.

Когда ребенку исполнялось 8-9 лет, его начинают обучать с учетом половозрастной принадлежности.

Девочки обучались женской работе, мальчики – мужской. Девочки постоянно находились при матери и других женщинах, осваивая женские занятия, премудрости ведения женского хозяйства. Мальчики же осваивали навыки, необходимые будущим мужчинам, трудились рядом с ними, перенимая их опыт, ходили на охоту, знакомились с местными тропами, правилами ведения охоты и поведения в тайге. Также мальчиков учили ухаживать за лошадьми, чтобы они умели и могли выучить жеребенка, сделать из негос4каккового коня. С 10 лет мальчики уже ходили на охоту вместе со взрослыми.

Девочки же занимались работой по дому, привыкали держать иголку и наперсток, учились применять различные швы при изготовлении меховой одежды, обуви, утвари, помогали воспитывать младших братьев и сестер.

Воспитанием детей трудом занималось все село, так как в одном селе проживали родственники. Старшие всегда должны были помнить, что на них смотрят дети и будут им подражать. Если старшие сами совершают плохие поступки, они уже не имеют морального права поучать ребенка, наказывать его за какие-либо провинности. Таким образом, ребенок и взрослый воспитывали друг друга взаимно, ибо, старший, находясь рядом с младшим, постоянно следил за собой, воспитывая сам себя, так как он представлял тот идеал, к которому должен стремиться каждый ребенок.

Став взрослым, человек продолжает совершенствовать приобретенные с детства опыт и знания, так как он ответственен за передачу их новому поколению в форме поучений, наставлений, подкрепляемый личным примером наставника.

Обучение труду было дифференцированным, но когда дети играли, разделение по полу не имело значения. Игры были общие, в них принимали участие и мальчики и девочки. Игры носили подражательный характер. Будучи в постоянстве с природой, дети хорошо подмечали, и умело подражали повадкам птиц и зверей – на этом строились их игры.

Кроме того, они играли, подражая взрослым, воспитывая детей. Игры носили состязательный характер: кто лучше, быстрее, ловчее, сильнее. Девочки, как и мальчики, становились умелыми наездницами, меткими стрелками, вырастали сильными, умелыми, выносливыми.

В кругу семьи наблюдалось почтительное отношение к старшим, к старшим братьям следовало обращаться на «вы», сопровождая его имя почтительным «ахай», а к старшей сестре «эгэшэ». Дети внимательно прислушивались к наставлениям родителей, беспрекословно слушались их – в такой семье редко были ссоры, никогда не перечили друг другу. В семьях моих друзей наблюдаются такие традиции и сейчас. Все родственники со стороны отца назывались «абга». Всех стариков называли «таабай» - дедушка, «тооби» - бабушка.

С ранних лет в каждой семье начинали обучать знаниям народных обычаев, готовности оказывать помощь другим, умению делать посильную работу, уважать старших по возрасту. Ребенка с 3-4 летнего возраста приучали вставать и приветствовать вошедшего в дом человека, следили, чтобы он обращался со старшими на «вы».

У бурят существовала своя система обучения и воспитания мальчиков и девочек.

Мальчики должны усвоить девять наук:

  1. Умение выследить зверя на охоте;

  2. Умение стрелять из лука и ружья;

  3. Столярное и кузнечное дело;

  4. Умение мастерить сани, телегу, конскую упряжь и т.д.

  5. Умение ездит верхом;

  6. Умение соблюдать режим, диету, закалять организм путем тренировок;

  7. Умение плести бич;

  8. Умение плести волосяные путы для лошадей;

  9. Разбивать кость позвонка (hээр сохихо)

Девочки должны были уметь:

Изготавливать глиняные блюда, выделывать кожу, обрабатывать шерсть, вязать носки, рукавицы, шить одежду для семьи и т.д.


Мной была проведена исследовательская работа на тему: «Как воспитывают детей в бурятской семье? Какие традиции существуют?»

Были опрошены семьи Янданова Булата, Дабвевой Вики, Бадмаевой Радмилы, мои друзья, их бабушки и дедушки. Всего в опросе принимало участие 14 человек.

Из бесед с бабушкой Янданова Булата я узнал, что в их семье на рождение ребенка дарят серебряные монеты. А в семье Дабаевых мальчику дарили коня. В 8 лет дедушка подарил ему барана и мальчик ухаживает за ним до сих пор, кормит его сам, чистит стайку. А еще в семье бурят родители стараются всеми силами дать детям высшее образование, с детства воспитывают интерес к учению.

В семьях моих друзей есть хроники и родословные таблицы. У дедушек и бабушек моих одноклассников до сих пор родословные ведутся очень тщательно. Пожилые люди бережно хранят их в семье, передают эти таблицы из рук в руки. Мои друзья знают имена своих предков до седьмого колена, знают, откуда они родом, какого племени и рода. Знать имена своих предков важно, для того, чтобы ребенок гордился своими родственниками. Через это осуществляется связь поколений. Мне кажется, что это очень важно в настоящее время.


Вывод:

Работая над темой моего исследования, я пришел к выводу, что в бурятской семье существуют прекрасные традиции. В детях воспитывают уважительное, доброе и ответственное отношение к старшему поколению, прививают любовь к бурятской культуре, воспитывают чувство прекрасного через праздник «Сагаалган», что позволяет восстанавливать утраченные нравственные традиции, обычаи, обряды бурят.



Литература:


  1. Воробьева В.Д. «Традиции бурят», Улан-Удэ, 2000.

  2. Эрдниева Т.К. «Знатоки народных традиций», Улан-Удэ, 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!